Причины церковного раскола 17 века
Когда русские православные традиции стали все более уклоняться от греческих, патриарх Никон решил произвести сверку русских переводов и обрядов с греческими источниками. Следует заметить, что сам вопрос об исправлениях некоторых церковных переводов был отнюдь не нов. Его возбуждали еще при патриархе Филарете, отце Михаила Федоровича. Но при Алексее Михайловиче нужда в таких исправлениях, равно как и в общей ревизии обрядов, уже назрела. Здесь следует отметить растущую роль малороссийского православного духовенства, ведшего со времен насаждения унии героическую борьбу за православие. Так как малороссийскому духовенству приходилось вступать в полемику с высокообразованными польскими иезуитами, оно поневоле должно было поднять уровень своей богословской культуры, пойти для этого на выучку к грекам и знакомиться с латинскими источниками. Из этой украинской православной среды вышли такие ученые защитники православия, как Петр Могила и Епифаний Славенецкий. Влияние киевских монахов начало сказываться в Москве особенно после воссоединения с Малороссией. Через Малороссию же приезжали в Московскую Русь греческие иерархи. Все это заставляло и русское московское духовенство задумываться над расхождениями в греческих и московских рааночтениях одних и тех же богословских текстов. Но это поневоле разрывало самозамыкание Московской церкви, установившееся особенно после победы иосифлян и после Стоглавого Собора при Иване Грозном.
Таким образом, новая встреча с Византией, в которой были элементы косвенной встречи с Западом, стала причиной и подоплекой возникновения раскола. Результаты – общеизвестны: так называемые старообрядцы, которых было едва ли не большинство, отказывались принять «новшества», являющиеся по существу возвращением к более древней старине. Так как и староверы и никоновцы проявили в этом споре фанатическую непримиримость, дело дошло до раскола, до ухода в религиозное подполье, в отдельных случаях до ссылок и казней.
Дело было, разумеется, не только в дву- или троеперстии или в других обрядовых различиях, которые теперь представляются нам столь малозначащими, что многие объясняют трагедию раскола простым суеверием и невежеством. Нет, настоящие причины раскола лежат гораздо глубже. Ибо, по мнению староверов, если Русь есть «святая Русь» и Москва – Третий Рим, то зачем нам брать пример с греков, предавших в свое время дело православия на Флорентийском Соборе? Ведь «наша вера не греческая, а христианская» (т.е. русско-православная). Отречение от русской «старины» было для Аввакума и его единомышленников отречением от идеи Третьего Рима, т.е. было в их глазах предательством православия, сохранившегося, по их вере, только на Руси. А раз царь и патриарх упорствуют в этом «предательстве», следовательно, Москва – Третий Рим погибает. А это значит, что приходит конец света, «последние времена».
Именно так трагически и воспринимали реформы Никона староверы. Недаром Аввакум писал, что у него «сердце озябло и ноги задрожали», когда он понял смысл никоновских «новшеств». Эти апокалиптические настроения и объясняют, почему староверы шли с таким фанатизмом на мучения и казни и даже устраивали жуткие оргии самосожжения. Москва – Третий Рим гибнет, а ведь четвертому не бывать! В Московской Руси уже установился свой ритм и свой уклад церковной жизни, который был почитаем за священный. Чин и ритуал жизни, видимое «благообразие», благосостояние церковного быта – одним словом, подчеркнутое «бытовое исповедничество» – это был стиль церковного быта в Московской Руси. Православное духовенство в Москве было проникнуто убеждением, что только на Руси сохранилось (после гибели Византии) истинное благочестие, ведь только Москва – Третий Рим. Это была своего рода теократическая утопия «земного, здешнего Града». Поэтому реформы Никона произвели среди большинства духовенства впечатление отступничества от истинного православия, и сам Никон стал в глазах ревнителей старой веры чуть ли не Антихристом. Сам Аввакум считал его предтечей Антихриста. «Дела-то его и ныне уже делают, только последний – где черт не бывал еще». (А о никоновской церкви говорилось в таких выражениях: «Яко нынешняя церковь несть церковь, тайны божественны не Тайны, крещение не крещение, писания лестна, учение неправедное и вся скверна и неблагочестия». «Антихристова прелесть показует свою личину».)
Единственный выход – в уходе в религиозное подполье. Но самые крайние защитники старой веры не останавливались на этом. Они утверждали, что настали «последние времена» и что единственный выход – в добровольной мученической смерти во имя Христово. Они развивали теорию, согласно которой теперь недостаточно одного покаяния – необходим уход из мира. «Смерть одна может спасти нас, смерть», «в нынешнее время Христос немилостив, пришедших на покаяние не приемлет». Все спасение – во втором, огненном крещении, то есть в добровольном самосжигании. И, как известно, по Руси имели место дикие оргии самосжигания (одна из тем оперы Мусоргского «Хованщина»). Правильно говорит отец Георгий Флоровский, что тайна раскола – не обряд, но Антихрист – пламенное (в буквальном смысле) ожидание конца мира, связанное с практическим крушением идеи о Москве как о Третьем Риме.
Общеизвестно, что обе стороны проявили в этой борьбе страстность и фанатизм. Патриарх Никон был крайне властным и даже жестоким иерархом, отнюдь не склонным ни к каким компромиссам. По существу раскол был великой неудачей, ибо в нем старорусское предание заменялось новогреческим. Протест староверов против Никона Владимир Соловьев метко охарактеризовал как протестантизм местного предания. Если русская церковь все же пережила раскол, то благодаря неискоренимой православности русского духа. Но раны, нанесенные расколом, не зарубцовывались в течение очень долгого времени, и следы эти были видны еще до недавнего времени.
Раскол был обнаружением духовного неблагополучия Москвы. В расколе местная русская старина возводилась в степень святыни. Хорошо говорит в этой связи о расколе историк Костомаров: «Раскол гонялся за стариной, старался как можно точнее держаться старины, но раскол был явлением новой, а не древней русской жизни». «В этом – роковой парадокс раскола. ..» «Раскол – не старая Русь, а мечта о старине», – замечает по этому поводу Флоровский. Действительно, в расколе было что-то от своеобразной героической романтики старины, и недаром расколом так интересовались родственные романтикам по духу символисты начала XX века – философ Розанов, писатель Ремизов и другие. В русской художественной литературе быт позднейших раскольников был особенно ярко отражен в замечательной повести Лескова «Запечатленный ангел».
Нечего и говорить, что раскол страшно подорвал духовные и физические силы церкви. Наиболее крепкие в вере ушли именно в раскол. И неудивительно поэтому, что ослабевшая русская церковь оказала такое слабое сопротивление позднейшим церковным реформам Петра Великого, упразднившего былую самостоятельность духовной власти в России и введшего вместо патриаршества по протестантскому образцу Священный Синод, в состав которого было введено светское лицо обер-прокурор Синода. Но сам Никон, как известно, еще в процессе раскола впал в немилость царя Алексея Михайловича. Ближайшие причины этой немилости заключались в крайней властности Никона. Но тут были еще идеологические причины: Никон стал претендовать не только на роль русского первоиерарха, но и на роль верховного руководителя государства. Впервые в нашей истории, чуждой западной борьбы между государством и церковью, церковь в лице Никона посягнула на власть над государством. Никон, как известно, сравнивал власть патриарха со светом солнца, а власть царя – со светом луны. В этом – парадоксальное совпадение мыслей Никона с латинством, также претендовавшим на земную власть. По поводу этого славянофил Самарин писал, что «за великой тенью Никона встает грозный призрак папизма». Философ Владимир Соловьев до своего увлечения католичеством также считал, что в лице Никона русская церковь соблазнилась, правда на короткое время, соблазном Рима – земной властью. Это посягательство Никона было отвергнуто царем при поддержке большинства духовенства.
Церковный раскол XVII века — презентация онлайн
Похожие презентации:
Церковный раскол XVII века: сущность и последствия
Расселение в России старообрядцев после церковного раскола
Власть и церковь в XVII веке. Церковный раскол
Церковный раскол в XVII веке
Власть и церковь. Церковный раскол
Церковный раскол
Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол
Церковная реформа XVII века
Русская православная церковь в XVII веке
Власть и церковь. Церковный раскол
ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ XVII ВЕКА
Церковный раскол — в 1650-х — 1660-х гг. раскол в Русской православной церкви, из за
реформы патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно-обрядовых
нововведениях, которые были направлены на внесение изменений в богослужебные
книги и обряды с целью их унификации с современными греческими.
ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ XVII ВЕКА
церковный раскол. В начале 50-х годов XVII века в Москве среди высшего духовенства
сложился кружок «ревнителей благочестия», члены которого хотели устранения разных
церковных непорядков и унификации богослужения на всей огромной территории
державы. Первый шаг уже был сделан: Церковный собор 1651 года под нажимом
государя ввел единогласное церковное пение. Теперь надо было сделать выбор, чему
следовать в церковных преобразованиях: своей русской традиции или чужой.
Реформа Никона
1653 год — Никон приступил к осуществлению реформы, которую предполагал проводить ориентируясь
на греческие образцы как более древние. В действительности он воспроизводил современные ему
греческие образцы и копировал украинскую реформу Петра Могилы. Преобразования Церкви имели
внешнеполитический подтекст: новая роль России и Русской церкви на мировой арене. В расчете на
присоединение Киевской митрополии, русские власти думали о создании единой Церкви. Это требовало
сходства церковной практики между Киевом и Москвой, в то время как они должны были
ориентироваться на греческую традицию. Безусловно, патриарху Никону оказывались нужны не
различия, а единообразие с Киевской митрополией, которая должна войти в состав Московской
патриархии. Он всячески пытался развивать идеи православного универсализма.
Раскол
Официально раскол как религиозно-общественное движение существовал с принятия
собором 1667 года решения об осуждении и отлучении приверженцев старых обрядов –
старообрядцев – как людей, отказывавшихся повиноваться авторитету официальной
церкви. Фактически же он появился с начала реформ Никона.
Старообрядцы включали представителей разных групп населения: белого и черного
разным оценкам, в раскол ушло от одной четверти до одной трети населения.
Значение церковного раскола
-Церковный раскол в России в 17 веке
стал национальной трагедией.
Произошло разделение русского народа
на тех, кто остался в лоне
Православной Церкви, совершающую
богослужения по новым правилам и на
старообрядцев, продолжавших
придерживаться дореформенных
церковных обрядов.
-Как итог церковного раскола —
прекратило свое существование
духовное единение русского народа.
Впервые в истории государства
возникает вражда на религиозной
почве. К тому же более четко стала
проявляться социальная
разобщенность среди населения.
Значение церковного раскола
-Устанавливается верховенство царской
власти над церковной. Проведение
церковной реформы было инициировано
правительством и проводилось при его
поддержке. А это послужило началом к
тому, что управление церковными делами
начало постепенно переходить в
государственное ведомство. Окончательно
этот процесс завершился при Петре
Первом, упразднившем институт
патриаршества.
-Происходит укрепление международного
положения России и ее связей со странами
православного мира.
-Если говорить о положительном значении
церковного раскола кратко, то
появившееся старообрядческое движение
внесло заметный вклад в развитие
русского искусства. Они создали ряд
духовных центров, свою иконописную
школу, сохранили древнерусские традиции
книгописания и знаменного пения.
Литература
Глинчикова А. Раскол или «срыв русской Реформации»?. М., 2008.
Денисов С. История об отцах и страдальцах соловецких / Изд.
подгот. Н.В. Понырко, Е.М. Юхименко. М., 2002.
Едошина И.А. «А мне глаголати неленостно…». Раскол и
старообрядчество в современной рефлексии: сборник научных
трудов. Кострома, 2012.
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. М., 2017.
Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 1995.
Лазарев С.Е., Курдюмов О.Г. Церковный раскол XVII века в
произведениях русской живописи // Научные ведомости
Белгородского государственного университета. Серия «История.
Политология». 2015. № 19(216). Вып. 36. С. 77-83.
Лобачев С.В. У истоков церковного раскола // Отечественная
история. 2001. №2.
English Русский Правила
Причины и последствия церковной реформы XVII века. Церковный раскол (XVII век)
основная причина Раскол Русской Церкви лежал в духовной сфере. Традиционно русская религиозность придавала большое значение обрядам, считая их основой веры. По мнению многих православных, греки «пошатнулись» в вере, за что и были наказаны потерей «православного царства» (падением Византии). Поэтому «древнерусская старина», считали они, единственно правильной верой.
Реформа Никона
Реформа патриарха Никона в основном касалась правил совершения церковного обряда. Предписывалось, чтобы молящийся совершал крестное знамение тремя перстами (перстами), как это было принято в греческой церкви, вместо двух, как было прежде на Руси; были введены поясные поклоны во время молитвы вместо земных поклонов; предписывалось во время службы в церкви петь «Аллилуйя» (хваление) не два, а три раза; во время шествия двигаться не по солнцу (посол), а против; напишите имя Иисус с двумя «и», а не с одним, как раньше; в процесс богослужения вводились новые слова.
Исправлены церковные книги и иконы по новопечатным греческим образцам вместо древнерусских. Неисправленные книги и иконы публично сжигались.
Собор поддержал церковную реформу Никона и проклял ее противников. Та часть населения, которая не приняла реформу, стала называться староверов или старообрядцев ми. Решение Собора углубило раскол в Русской Православной Церкви.
Большое распространение получило старообрядческое движение. Люди уходили в леса, в безлюдные места Севера, Поволжья, Сибири. В Нижегородских и Брянских лесах появились крупные поселения старообрядцев. Они основывали скиты (отдаленные поселения в глухих местах), где совершали обряды по старым правилам. Против старообрядцев были брошены царские войска. При их приближении некоторые старообрядцы целыми семьями закрывались в домах и сжигали себя.
Протоиерей Аввакум
Старообрядцы продемонстрировали стойкость и верность старой вере. Протоиерей Аввакум (1620/1621-1682) стал духовным лидером старообрядцев.
Аввакум выступал за сохранение старых православных обрядов. Его заключили в монастырскую тюрьму и предложили отречься от своих взглядов. Он этого не сделал. Потом его сослали в Сибирь. Но и там он не унимался. На Церковном Соборе он был лишен сана и проклят. В ответ сам Аввакум проклял Церковный Собор. Его сослали в полярную тюрьму Пустозерск, где он вместе со своими сподвижниками провел в земляной яме 14 лет. В плену Аввакум написал автобиографическую книгу «Житие» (до этого писали только о житиях святых). 14 апреля 1682 года он вместе с «товарищами по заключению… за великое богохульство» был сожжен на костре. материал с сайта
Феодосия Морозова
Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова была сторонницей старообрядчества. Свой богатый дом она сделала убежищем для всех гонимых «за старую веру». Морозова не поддалась на уговоры отойти от старой веры. Ни уговоры патриарха и других архиереев, ни жестокие пытки, ни конфискация всего ее огромного богатства не подействовали. Боярыня Морозова и ее сестра княгиня Урусова были отправлены в Боровский монастырь и заключены в земляную тюрьму. Там Морозова умерла, но не отступила от своих убеждений.
Монахи Соловецкого монастыря
Среди старообрядцев были монахи Соловецкого монастыря. Они отказались читать традиционную православную молитву о царе, считая, что он повинуется Антихристу. Правительство не могло этого вынести. Против непокорных были брошены правительственные войска. Мона Стыр сопротивлялась восемь лет (1668-1676). Из 500 его защитников в живых осталось 60.
При царе Михаиле Романове страной фактически правил патриарх Филарет. Был учтен земельный фонд, постоянно взимались налоги, укреплялся суд, уменьшался произвол властей в центре и на местах, уменьшались привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности; в церковной жизни стало больше мира и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события. Многие руководители церкви были обеспокоены тем, что в церковных книгах накопилось много неточностей. В это время в Москве образовался кружок ревнителей древнего благочестия, в который входили известные церковные деятели: Никон, Аввакум, царственный духовник Вонифантьев и другие. Их возмущали нравы, царившие среди духовенства: невежество, пьянство; они выступали за «исправление» церковных служб, неточностей в богослужебных книгах. Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления следует вносить в соответствии с древнерусскими рукописями и решениями Стоглавого собора. При изучении рукописей выяснилось, что они содержат множество ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Патриарх Никон выступил реформатором Русской Православной Церкви.
По поручению Алексея Михайловича в 1653 году Никон начал проводить церковную реформу. Основное его содержание сводилось к следующему: для всех церквей устанавливался единый культ поклонения по греческому образцу; крестное знамение ввели трехперстным, двуперстным ругали; земные луки заменили поясными; во время богослужения установилось единогласие; во время шествия теперь двигались к солнцу; иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо ветхого Иисуса; «Аллилуйя» стало произноситься трижды, а не дважды; богослужебные книги были переведены с греческого языка, в них внесены исправления; к поклонению допускались только греческие иконы.
На самом деле реформы Никона не затронули каноны Русской Церкви, были внесены только уточнения и единообразие. Только ритуалы изменились. Но реформа сразу же встретила жесткое сопротивление многочисленных противников. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения. Большую группу недовольных составляли безграмотные и малограмотные служители церкви. Они с трудом понимали старые книги и уж тем более не были готовы работать с новыми переработанными книгами. Были и идейные противники — упорные блюстители древности вообще, непримиримые защитники старой веры.
Многие верующие выступали против нарушения старых догм, трехпалого называли бесовским. Никон был обвинен в греческой ереси. Главным противником Никона стал протоиерей Аввакум.
В 1654 г. по ходатайству Никона Церковный Собор одобрил все реформы, а Собор 1656 г. отлучил от церкви всех приверженцев старых обрядов. Аввакума с женой и четырьмя детьми сослали в Тобольск.
В 1666 году протоиерей был доставлен в Московский собор, где был раздет, проклят и сослан на север, в Пустозерск. Здесь он прожил 14 лет, но продолжал писать и доносить на самого короля. В 1682 году Аввакум был заживо сожжен.
Но главной целью всей жизни Никона было осуществление первенства «священства над царством», что означало подчинение царской власти, власти патриарха. Постепенно оппозиция Никону развивалась среди бояр, которым удалось поссорить патриарха с царем. Алексей Михайлович перестал посещать богослужения, которыми руководил патриарх, не приглашал его на прием во дворец.
В 1658 году Никон отрекается от патриархата и уходит в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он надеялся вернуть расположение короля. Этого не произошло. Король ждал более восьми лет.
В 1666-1667 гг. по инициативе царя в Москве собрался Собор с участием вселенских патриархов — Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. В нем обсуждалась связь между «царством» и «священством». В результате жарких споров было принято решение: «в делах гражданских первенство принадлежит царю, а в делах церковных — патриарху». Церковный Собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему было позволено вернуться в основанный им под Москвой Воскресенский монастырь, но Никон тяжело заболел и умер в пути под Ярославлем.
В 1667 году Церковный Собор проклял всех защитников старообрядчества — старообрядцев. Собор официально признал, что реформа — не личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, становились врагами царского правительства. Царь издал ряд указов, предписывавших воеводам разыскивать и сурово наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба между государством и церковью со всеми приверженцами старой веры. Их жестоко преследовали, сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской Православной Церкви. Возникнув на почве религиозного несогласия, оно превратилось в одну из форм социального. протест масс. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни властям, ни официальной церкви, и создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины, изолированные от мира. Тысячи семей ушли в раскол. В ряды старообрядцев входили люди из разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне. Раскольники сохранили до наших дней много древних книг, некоторые из них были переписаны. Среди раскольников осуждались пьянство и табакокурение, почиталась семья. Сложилась особая мораль, основанная на уважении к старшим, скромности, честности и трудолюбии.
РУССКИЕ СХИМЕНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XVII ВЕКЕ
1. Причины церковной реформы
Централизация Российского государства требовала унификации церковных уставов и обрядов. Уже в XVI в. Был установлен единый общероссийский набор святых. Однако в богослужебных книгах оставались значительные расхождения, часто вызванные ошибками переписчиков. Устранение этих различий стало одной из целей, созданных в 40-е годы. XVII века в Москве возник кружок «ревнителей древнего благочестия», в который входили видные представители духовенства. Он также стремился исправить нравы духовенства.
Распространение книгопечатания позволило установить единообразие текстов, но сначала нужно было решить, на каких образцах делать исправления.
Решающую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву («Третий Рим») центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Однако греческое духовенство настаивало на исправлении русских церковных книг и обрядов по греческому образцу.
С момента введения Православия на Руси Элладская Церковь претерпела ряд реформ и существенно отличалась от древневизантийского и русского образцов. Поэтому часть русского духовенства во главе с «ревнителями древнего благочестия» выступила против предложенных реформ. Однако патриарх Никон, опираясь на поддержку Алексея Михайловича, решительно проводил намеченные реформы.
2. Патриарх Никон
Никон происходит из семьи мордовской крестьянки Мины, в миру — Никиты Минина. Он стал патриархом в 1652 году. Никон, отличавшийся непреклонным, решительным характером, имел огромное влияние на Алексея Михайловича, который называл его своим «собинным (особым) другом».
Важнейшими обрядовыми изменениями были: крещение не двумя, а тремя перстами, замена поклонов поясными, трехкратное пение аллилуйя вместо двукратного, движение верующих в храме мимо алтаря не в направлении солнца, но против него. Имя Христа стало писаться по-другому — «Иисус» вместо «Иисус». Были внесены некоторые изменения в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старинным образцам, подлежали уничтожению.
4. Реакция на реформу
Для верующих это был серьезный отход от традиционного канона. Ведь молитва, произнесенная не по правилам, не только недействительна — она кощунственна! Самыми упорными и последовательными противниками Никона были «ревнители древнего благочестия» (ранее к этому кружку принадлежал и сам патриарх). Его обвинили во введении «латинства», потому что Греческая Церковь со времен Флорентийской унии 1439 года считалась на Руси «испорченной». Причем греческие богослужебные книги печатались не в турецком Константинополе, а в католической Венеции.
5. Возникновение раскола
Противники Никона — «старообрядцы» — отказались признать проведенные им реформы. На церковных соборах 1654 и 1656 гг. противники Никона были обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы.
Самым видным сторонником раскола был протоиерей Аввакум, талантливый публицист и проповедник. Бывший придворный священник, член кружка «ревнителей древнего благочестия» пережил тяжелое изгнание, страдания, смерть детей, но не отказался от фанатичного противостояния «никонианству» и его защитнику — царю. После 14-летнего заключения в «земной темнице» Аввакум был заживо сожжен за «хулу на царский дом». самым известным произведением ста религиозной литературы было «Житие» Аввакума, написанное им самим.
6. Старообрядцы
Церковный собор 1666/1667 г. проклял старообрядцев. Начались жестокие преследования инакомыслящих. Сторонники раскола скрывались в труднодоступных лесах Севера, Поволжья, Урала. Здесь создавали скиты, продолжая молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских карательных отрядов устраивали «поджог» — самосожжение.
Монахи Соловецкого монастыря не приняли реформы Никона. До 1676 года мятежный монастырь выдерживал осаду царских войск. Восставшие, полагая, что Алексей Михайлович стал служителем антихриста, отказались от традиционной православной молитвы о царе.
Причины фанатичного упорства раскольников коренились прежде всего в их вере в то, что никонианство есть продукт сатаны. Однако само это доверие подпитывалось определенными социальными причинами.
Среди раскольников было много священнослужителей. Для рядового священника нововведения означали, что он всю жизнь прожил неправильно. Кроме того, многие священнослужители были неграмотны и не готовы к освоению новых книг и обычаев. Широко участвовали в расколе и посадские люди и купцы. Никон давно враждовал с слободами, возражая против ликвидации «белых слобод», принадлежавших церкви. Монастыри и патриаршая кафедра занимались торговлей и ремеслами, что раздражало купцов, считавших, что духовенство незаконно вторгается в их сферу деятельности. Поэтому слобода охотно воспринимала все, что исходило от патриарха, как зло.
Среди старообрядцев были и представители правящих слоев, например, дворянка Морозова и княгиня Урусова. Однако это пока единичные примеры.
Основную массу раскольников составляли крестьяне, ушедшие в скиты не только за правую веру, но и за свободу, от барских и монастырских поборов.
Естественно, субъективно каждый старообрядец видел причины своего выхода из раскола исключительно в неприятии «никоновской ереси».
Среди раскольников не было епископов. Новых священников рукополагать было некому. В этой ситуации часть старообрядцев прибегла к «перекрещиванию» ушедших в раскол никонианских священников, а часть вообще отказалась от духовенства. Общину таких раскольников-«беспоповцев» возглавляли «наставники» или «ученики» — наиболее сведущие в Священном Писании верующие. Внешне «беспоповское» течение в расколе напоминало протестантизм. Однако это сходство иллюзорно. Протестанты принципиально отвергали священство, считая, что человек не нуждается в посреднике в общении с Богом. Раскольники же отвергли священство и церковную иерархию насильно, в случайной ситуации.
Идеология раскола, в основе которой лежал отказ от всего нового, принципиальный отказ от любого иностранного влияния, светского образования, была крайне консервативна.
7. Конфликт церкви и светской власти. Падение Никона
Вопрос о соотношении светской и церковной власти был одним из важнейших в политической жизни Русского государства XV-XVII вв. С ним была тесно связана борьба иосифлян с нестяжателями. В XVI в. господствовавшее в Русской Церкви иосифлянское течение отказалось от тезиса о превосходстве церковной власти над светской. После расправы в Грозном над митрополитом Филиппом подчинение церкви государству казалось окончательным. Однако ситуация изменилась во время Смуты. Авторитет царской власти пошатнулся из-за обилия самозванцев и череды лжесвидетельств. Авторитет церкви, благодаря Патриарху Гермогену, возглавившему духовное сопротивление полякам и принявшему от них мученическую смерть, стал важнейшей объединяющей силой, возрос. Еще более возросла политическая роль церквей при патриархе Филарете, отце царя Михаила.
Властный Никон стремился возродить существовавшее при Филарете соотношение светской и церковной власти. Никон утверждал, что священство выше царства, так как оно представляет Бога, а светская власть от Бога. Активно вмешивался в светские дела.
Постепенно Алексей Михайлович начал уставать от власти патриарха. В 1658 году между ними образовался разрыв. Царь потребовал, чтобы Никон больше не назывался великим государем. Тогда Никон заявил, что не хочет быть патриархом «в Москве» и ушел в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на р. Истра. Он надеялся, что король уступит, но ошибся. Наоборот, от патриарха требовалось уйти в отставку, чтобы мог быть избран новый глава церкви. Никон ответил, что от патриаршего сана не отказывается и не хочет быть патриархом только «в Москве».
Ни царь, ни церковный собор не могли сместить патриарха. Лишь в 1666 году в Москве состоялся церковный собор с участием двух вселенских патриархов — Антиохийского и Александрийского. Собор поддержал царя и лишил Никона патриаршего сана. Никон был заключен в монастырскую тюрьму, где и умер в 1681 году.
Разрешение «дела Никона» в пользу светских властей означало, что церковь больше не могла вмешиваться в государственные дела. С этого времени начался процесс подчинения церкви государству, завершившийся при Петре I ликвидацией патриаршества, созданием Священного Синода во главе со светским чиновником и превращением Русской Православной Церкви в государственную. церковь.
Падение некогда могущественной Византийской империи, превращение ее столицы Константинополя из столпа христианской православной церкви в центр враждебной ей религии привели к тому, что у Русской православной церкви появился реальный шанс возглавить Православное христианство. Поэтому, начиная с XV века, после принятия Флорентийской унии, Россия начинает именовать себя «третьим Римом». Чтобы соответствовать этим заявленным стандартам, Русская Православная Церковь была вынуждена провести церковную реформу в XVII веке.
Автором этой церковной реформы, приведшей к расколу православного русского народа, считается патриарх Никон. Но, без сомнения, русские цари из династии Романовых содействовали церковному расколу, ставшему бедствием для всего русского народа почти на три века и не преодоленному до конца до сих пор.
Церковная реформа Патриарха Никона
Церковная реформа Патриарха Никона в Российском государстве XVII века представляет собой целый комплекс мероприятий, состоявший как из канонических, так и из административных актов. Они были одновременно предприняты Русской Православной Церковью и Московским государством. Суть церковной реформы заключалась в изменении богослужебной традиции, которая неизменно соблюдалась с момента принятия христианства. Греческие богословы, посещая службы Русской Православной Церкви, неоднократно указывали на несоответствие церковным канонам Московской Церкви греческим обычаям.
Наиболее очевидные различия заключались в традиции крестного знамения, произнесении аллилуйя во время молитвы и порядке процессии. Русская православная церковь придерживалась традиции осенения себя двумя перстами – греки крестились тремя перстами. Крестный ход русские священники совершали по солнцу, а греческие – наоборот. Греческие богословы нашли много ошибок в русских богослужебных книгах. Все эти ошибки и разногласия должны были быть исправлены в результате реформы. Они были исправлены, только это не произошло безболезненно и просто.
Раскол в Русской Православной Церкви
В 1652 году состоялся Стоглавый собор, утвердивший новые церковные обряды. С момента проведения собора священники должны были создать церковную службу по новым книгам и с применением новых обрядов. старые священные книги, о которых несколько столетий молился весь православный русский народ, пришлось убрать. Обычные иконы с изображением Христа и Богородицы также подлежали конфискации, читай уничтожению, так как руки их были сложены в двуперстном крещении. Для простого православного народа, да и не только, это было дико и кощунственно! Как можно было выбросить икону, о которой молились несколько поколений! Каково было чувствовать себя безбожниками и еретиками тем, кто считал себя правоверным православным человеком и всю жизнь жил по привычным и необходимым законам Божьим!
Но своим особым указом он указал, что все, кто не будет подчиняться новшествам, будут считаться еретиками, отлучены от церкви и преданы анафеме. Грубость, резкость, нетерпимость патриарха Никона привели к недовольству значительной части духовенства и мирян, готовых на восстания, уход в леса и самосожжения, лишь бы не подчиниться реформистским нововведениям.
В 1667 году состоялся Великий Московский Собор, который осудил и низложил патриарха Никона за самовольное отречение от кафедры в 1658 году, но одобрил все церковные реформы и предал анафеме тех, кто противился их проведению. Государство поддержало церковную реформу Русской Церкви в редакции 1667 года. Все противники реформы стали именоваться старообрядцами и раскольниками и подвергались гонениям.
Церковный раскол был одним из крупнейших событий для России XVII века. Этот процесс оказал достаточно серьезное влияние на дальнейшее формирование мировоззрения российского общества. В качестве основной причины церковного раскола исследователи называют политическую ситуацию, сложившуюся в XVII веке. А сами разногласия церковного характера относят ко второстепенным.
Царь Михаил, основатель династии Романовых, и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, разрушенное в так называемое Смутное время. Благодаря им была укреплена государственная власть, восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры. В этот период также происходит законодательное оформление крепостного права.
Несмотря на то, что в начале правления Романовых они вели довольно осторожную политику, в планы царя Алексея входили народы, проживающие на Балканах и в Восточной Европе.
По мнению историков, именно это создало преграду между королем и патриархом. Например, на Руси по традиции было принято креститься двумя перстами, а большинство других православных народов крестилось тремя, по греческим нововведениям.
Вариантов было всего два: навязать свои традиции другим или подчиниться канону. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович пошли по первому пути. Общая идеология была необходима в связи с продолжавшейся в то время централизацией власти, а также концепцией Третьего Рима. Это явилось предпосылкой проведения реформы, расколовшей русский народ на долгое время. Огромное количество разночтений, различных трактовок обрядов — все это нужно было привести к единообразию. Следует также отметить, что о такой необходимости говорили и светские власти.
Церковный раскол тесно связан с именем Патриарха Никона, имевшего большой ум и любовь к богатству и власти.
Церковная реформа 1652 года стала началом раскола в церкви. Все намеченные изменения были полностью одобрены на соборе 1654 г. , но слишком резкий переход повлек за собой многих его противников.
Вскоре Никон попадает в опалу, но сохраняет за собой все почести и богатства. В 1666 году с него сняли клобук, после чего он был сослан на Белое Озеро в монастырь.
Религиозные потрясения в развивающемся атлантическом мире
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Объяснить изменения, внесенные протестантской Реформацией, и их влияние на развитие атлантического мира
- Опишите реакцию Испании на протестантскую Реформацию
До 1500-х годов католическая церковь представляла собой объединяющую религиозную структуру для христианской Европы. Ватикан в Риме обладал огромной властью над жизнями европейцев; он контролировал не только образование и образование, но и финансы, потому что взимал налоги с верующих. Испания с ее богатствами Нового Света была оплотом католической веры. Однако, начиная с реформаторских усилий Мартина Лютера в 1517 году и Жана Кальвина в 1530-х годах, католическое господство подверглось нападкам, когда началась протестантская Реформация, раскол или раскол среди европейских христиан.
В течение шестнадцатого века протестантизм распространился по Северной Европе, и католические страны ответили попыткой погасить то, что считалось протестантской угрозой. Религиозные противоречия между католиками и протестантами повлияли и на историю Атлантического мира, поскольку разные национальные государства соперничали не только за контроль над новыми территориями, но и за господство там своих религиозных верований. Как история прихода Испании к власти связана с Реконкистой, так и история ранней глобализации связана с историей конкурирующих христианских групп в Атлантическом мире.
Мартин Лютер, немецкий католический монах и лидер протестантской Реформации, был близким другом немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего. Кранах написал этот и несколько других портретов Лютера.
Мартин Лютер был немецким католическим монахом, который не соглашался с практикой католической церкви продавать индульгенции, документы, освобождающие грешников от их ошибочного поведения.
Он также возражал против налогообложения католической церковью простых немцев и проведения мессы на латыни, утверждая, что она не смогла обучить немецких католиков, которые не понимали языка.Многие европейцы призывали к реформам католической церкви до того, как это сделал Мартин Лютер, но его протест привел к непреднамеренным последствиям раскола европейского христианства. Лютер составил список того, что он считал необходимыми церковными реформами, документ, который стал известен как Девяносто пять тезисов , и прибил его к двери церкви в Виттенберге, Германия, в 1517 году. издание Библии на повседневном языке, не согласился с церковной политикой введения десятины (обязательный платеж церкви, который, по-видимому, обогащал духовенство), и осудил покупку и продажу индульгенций. Хотя он надеялся реформировать католическую церковь, оставаясь ее частью, вместо этого действия Лютера вызвали движение, называемое протестантской Реформацией, которое разделило церковь на две части.
Посетите интернет-справочник по средневековью Фордхэмского университета, чтобы получить доступ ко многим первоисточникам, касающимся протестантской Реформации.
Подобно Лютеру, французский адвокат Жан Кальвин выступал за то, чтобы Библия стала доступной для обычных людей; Он утверждал, что только читая Священные Писания и ежедневно размышляя о своем духовном состоянии, верующие могут начать понимать силу Бога. В 1535 году Кальвин бежал из католической Франции и возглавил движение Реформации из Женевы, Швейцария.
Кальвинизм подчеркивал бессилие человека перед всеведущим Богом и подчеркивал идею предопределения, веру в то, что Бог избрал нескольких избранных людей для спасения, в то время как все остальные были предопределены к проклятию. Кальвинисты считали, что чтение Священных Писаний готовит грешников, если они были среди избранных, к получению Божьей благодати.
В Женеве Кальвин основал Библейское содружество, сообщество верующих, единственным источником авторитета которых было их толкование Библии, а не авторитет какого-либо принца или монарха. Вскоре идеи Кальвина распространились в Нидерландах и Шотландии.Протестантизм распространился за пределы германских земель и Женевы в Англию, которая веками была католической страной. Идея Лютера о том, что Священные Писания должны быть доступны на повседневном языке прихожан, вдохновила английского ученого Уильяма Тиндейла на перевод Библии на английский язык в 1526 году. Сейсмический разрыв с католической церковью в Англии произошел в 1530-х годах, когда Генрих VIII основал новое протестантское государство. религия.
Набожный католик, Генри изначально выступал против Реформации. Папа Лев X даже наградил его титулом «Защитник веры». Однако ситуация изменилась, когда Генрих захотел наследника мужского пола монархии Тюдоров. Когда его испанская жена-католичка Екатерина (дочь Фердинанда и Изабеллы) не родила мальчика, король добивался расторжения их брака. Когда Папа отклонил его просьбу, Генрих создал новую национальную протестантскую церковь, Англиканскую церковь, во главе которой он сам. Это дало ему свободу аннулировать собственный брак и жениться на Анне Болейн.
Анне Болейн также не удалось родить наследника мужского пола, и когда ее обвинили в прелюбодеянии, Генрих казнил ее. Его третья жена, Джейн Сеймур, наконец-то родила сына Эдуарда, который правил недолго, прежде чем умер в 1553 году в возрасте пятнадцати лет. Мария, дочь Генриха VIII и его отвергнутой первой жены Екатерины, взошла на престол, посвятив себя восстановлению католицизма. Она получила прозвище «Кровавая Мэри» за многочисленные казни протестантов, часто путем сжигания заживо, которые она приказывала во время своего правления.
На этом портрете Елизаветы I Английской, написанном Джорджем Гауэром примерно в 1588 году, Елизавета держит руку на земном шаре, что означает ее власть над миром. Картины на заднем плане показывают разгром англичанами испанской армады.
Религиозные волнения в Англии окончательно утихли, когда в 1558 году на престол взошла Елизавета, протестантская дочь Генриха VIII и Анны Болейн. При Елизавете англиканская церковь снова стала государственной церковью, сохранив иерархическую структуру и многие ритуалы католическая церковь. Однако к концу 1500-х годов некоторые английские члены церкви начали агитировать за дальнейшие реформы. Известные как пуритане, они работали над тем, чтобы стереть все остатки католицизма из англиканской церкви. В то время термин «пуританин» был уничижительным; многие люди считали пуритан святыми мошенниками, которые использовали религию, чтобы обманывать своих соседей. Хуже того, многие находящиеся у власти видели в пуританах угрозу безопасности из-за их оппозиции национальной церкви.
При Елизавете, чье долгое правление длилось с 1558 по 1603 год, число пуритан неуклонно росло. После того, как Яков I умер в 1625 году и его сын Карл I взошел на престол, пуритане стали объектом растущего давления со стороны государства, чтобы заставить их подчиняться. Вместо этого многие пересекли Атлантику в 1620-х и 1630-х годах, чтобы создать Новую Англию, гавань реформированного протестантизма, где пуританство больше не было ругательством. Таким образом, религиозные потрясения, которые так сильно затронули Англию, имели столь же важные последствия для Америки.
Картина Франсуа Дюбуа «Варфоломеевская резня» (1772–1784 гг.) показывает ужасающую жестокость Варфоломеевской бойни. В этой сцене французские католические войска убивают французских протестантских кальвинистов.
К началу 1500-х годов протестантская Реформация угрожала огромной испанской католической империи. Как выдающаяся католическая держава, Испания не потерпит никаких вызовов Святой Католической церкви. В течение 1500-х годов он посвятил огромное количество денег и труда безуспешной попытке искоренить протестантизм в Европе.
Главным врагом Испании в это время были беглые испанские провинции Северных Нидерландов. К 1581 году эти семь северных провинций провозгласили свою независимость от Испании и создали Голландскую республику, также называемую Голландией, где терпимо относились к протестантизму. Решив нанести смертельный удар протестантизму в Англии и Голландии, король Испании Филипп собрал огромное войско из более чем тридцати тысяч человек и 130 кораблей и в 1588 году отправил этот флот, Испанскую армаду, на север. Но английская морская мощь в сочетании с морским штормом уничтожила флот.
Поражение испанской армады в 1588 году было лишь частью более крупной, но необъявленной войны между протестантской Англией и католической Испанией. Между 1585 и 1604 годами два соперника неоднократно ссорились. Англия запустила свою собственную армаду в 1589 году, чтобы вывести из строя испанский флот и захватить испанские сокровища. Однако набег закончился для англичан катастрофой: штормы, болезни и сила испанской армады объединились, чтобы нанести поражение.
Конфликт между Испанией и Англией затянулся до начала семнадцатого века, и новые протестантские страны, особенно Англия и Голландская республика, стали серьезной проблемой для Испании (а также для католической Франции), поскольку имперское соперничество разыгрывалось в Атлантическом мире. . Испания сохранила свою могучую Американскую империю, но к началу 1600-х годов нация больше не могла удерживать Англию и других европейских соперников — французов и голландцев — от колонизации небольших островов в Карибском море.
Религиозная нетерпимость была характерна для шестнадцатого и семнадцатого веков, века мощных государственных религий с полномочиями навязывать и навязывать населению системы верований. В этом климате религиозное насилие было обычным явлением. Одним из самых ярких примеров является Варфоломеевская резня 1572 года, когда французские католические войска начали убивать безоружных французских протестантов. Убийства вызвали насилие толпы, которое в конечном итоге унесло девять тысяч жизней, кровавый эпизод, который подчеркивает степень религиозного беспорядка, охватившего Европу после протестантской Реформации.
Шестнадцатый век стал свидетелем нового вызова могущественной католической церкви. Реформистские доктрины Мартина Лютера и Жана Кальвина привлекли многих людей, недовольных католицизмом, а протестантизм распространился по Северной Европе, породив множество подгрупп с противоречивыми убеждениями.