Русская архитектура, основные стили и примеры зодчества в XVII веке
Этапы русской архитектуры XVII столетия
В XVII столетии выделяют несколько исторических этапов русской архитектуры.
- Первому этапу характерны идеи и традиции русской архитектуры XVI столетия, то есть предыдущего периоды;
- Второму – влияние на него стиля барокко Восточной Европы.
Второй этап обусловил возникновение в России нового индивидуального архитектурного стиля, именуемого московским барокко.
История архитектуры XVII столетия
После того, как окончился тяжелый исторический период, известный в истории как Смута, Россия оказалась в огромном экономическом кризисе, денежных средств не хватало, из-за чего строительство и, следовательно, развитие архитектуры было начато отнюдь не сразу.
Первые храмы, которые были воздвигнуты по окончанию Смутного времени, имели сугубо мемориальный характер. Вернувшийся из военного похода и польского плена в 1619 года патриарх Филарет, отец будущего основателя династии Романовых — царя Михаила Федоровича, с энтузиазмом решил увековечить память об освобождении России от польских оккупантов.
В 1628–1631 годах по его приказу заново отстроили пребывающий в плачевном состоянии Архангельский собор в Нижнем Новгороде (рис.1). Место восстановления памятника было выбрано не случайно, так как именно в этом городе происходило формирование Второго ополчения. Собор, который сохранил деление фасадов на три части с позакомарным покрытием, увенчали шатром в духе архитектуры второй половины XVI столетия. Известно имя зодчего – им был москвич Лаврентий Семенович Возулин, который работал над данным проектом вместе со своим пасынком — Антипом.
Рисунок 1 — Архангельский собор в Нижнем Новгороде
Второй храм, также ставший мемориалом «Смутных» событий, – Покровская церковь в селе Медведково, которая была возведена в 1630-е годы знаменитым героем той эпохи — князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Покровская церковь характеризуется более стройным шатром, а также значительное внимание зодчий уделил декору. К примеру, у основания шатра установили четыре декоративных главки, которые превращали храм в подобие московского собора Василия Блаженного; с официальным названием которого (Покрова на Рву) совпадает и название Покровской церкви в Медведково (рис.
2)Рисунок 2 — Покровская церковь в Медведково
Активное строительство шатровых церквей было начато в первой половине XVII столетия. В Печерском монастыре Нижнего Новгорода зодчим Возулиным и его сыном также была воздвигнута церковь, которая напоминала своими тяжеловатыми пропорциями построенный ими же Архангельский собор. Но лучшие образцы шатрового зодчества того времени продолжают традицию скорее Покровской церкви в Медведково, нежели творения Возулиных.
В ту эпоху стало принято строить храмы не с одним, а с двумя либо даже тремя шатрами, которые стали обладать более вытянутыми пропорциями и постепенно заняли роль не столько конструктивных, сколько декоративных элементов.
Например, Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре города Углич, которую возвели в конце 1620-х либо в 1630-е годы, имеет три шатра, которые зодчие сумели поставить в один ряд.
В церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, построенный в период с 1635 по 1638 годы, шатер целиком несет декоративную функцию: он никоим образом не связан с интерьером храма и является, что называется, «глухим». Один из последних памятников каменного шатрового зодчества того периода принято называть церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652).
Данному храму характерна интереснейшая ассиметричная композиция, увенчанная тремя поставленными в ряд шатрами различной высоты. (рис.3) Придельный храм завершается также шатром немного большего размера. Пятый шатер этого храмового комплекса – колокольня, которая немного возвышается над главным объемом храма. В результате складывается ощущение некоторого беспорядка при строительстве, свидетельствующего о кризисе стиля.
Рис. 3 — церковь Рождества Богородицы в Путинках
Реформы русской церкви патриарха Никона
В середине XVII столетия Русская православная церковь пережила период реформ и изменений. Прежде всего, реформировались традиционные церковные обряды. Целью данных действий было ликвидировать нововведения, которые появились в церковных обрядах на славянской почве, привести богослужебные тексты к общему виду с византийскими классическими образцами. Главным идеологом данного реформистского движения стал патриарх Никон, который считал, что к нововведениям, на которые также стоит наложить запрет, стоит отнести и шатровые храмы.
Патриарх Никон не единожды говорил о том, что выступает против возведения шатровых церквей, и настоятельно рекомендовал повернуться лицом назад к пятишатровым храмам, которые считал более каноническими. Это, в свою очередь, остановило шатровое строительство.
Можно упомянуть всего единичные случаи шатрового строительства, появившегося во второй половине XVII – XVIII столетий. Это храмы в Ярославле, в Александровой пустыни под Рыбинском (1678), в селах Аннине, Петровском (1690), Талице (первая половина XVIII в.), Китай-городе Днепропетровской области (1756). Шатры были использованы в качестве завершения колоколен, так как запрет Никона на колокольни не распространялся.
Во второй половине XVII столетия широкое распространение получило строительство крестово-купольных пятиглавых церквей. Как образцы использовались соборы конца XV – первой половины XVI веков. Однако появлялись соборы, которые были признаны самыми авторитетными архитектурными образцами для того, чтобы им подражать.
Пример 2К числу таких соборов стоит отнести церковь Иверской Богоматери Валдайского монастыря, Троицкий собор Макарьева Желтоводского монастыря и ряд других.
В целом пятиглавый крестово-купольный собор вполне удачно подходил для ключевого монастырского либо епархиального кафедрального собора, в связи с этим переход к данному типу сооружений был оправдан и с точки зрения функционала храма.
Совсем другое дело – маленькие храмы для прихожан. Из-за роста посадского, т.е. городского населения, в XVII веке возводилось все большее число посадских церквей, для которых крестово-купольная конструкция являлась не совсем удобной и практичной. Городской храм должен был сочетать наибольшую возможную вместительность при небольших объемах постройки, для чего в идеальной мере подходил тип храма без столпов.
Во второй половине XVII столетия возникли бесстолпные церкви с пятиглавием, при котором световым являлся лишь барабан центральной главы.
В качестве примером такого типа храма можно считать Останкинскую церковь в Москве (1668), церковь Григория Богослова на митрополичьем дворе в Ростове (1670) и некоторые другие.
Вторая половина XVII века в архитектуре
Для второй половины столетия характерно появление монументальных архитектурных ансамблей, которые были задуманы и исполнены по единому замыслу. К данным храмам можно отнести, например, возведенный митрополитом Ионой Сысоевичем из Ростова митрополичий двор в Ростове (1670–1680-е), ансамбль Воскресенского Новоеирусалимского монастыря и пр. Из этих храмов, конечно, более знаменит и примечателен с точки зрения архитектуры Новоиерусалимский монастырь, который был построен по замыслу патриарха Никона на реке Истра (рис.4). Комплекс построек монастыря повторяет топографию Иерусалима, а главный собор повторяет очертания по периметру самого храма Гроба Господня. Здесь зодчие отказались от крестово-купольного типа, создав произведение, которое не похоже ни на один из храмов древней Руси.
Это скорее изображенное в камне представление о том, каким должен был быть храм Соломона в святом граде Иерусалим.Рис. 4 — Новоиерусалимский монастырь на реке Истра
Такого рода эксперименты являются доказательством того, что в архитектуре Руси XVII века кроме идеологических установок и даже наперекор им «кипели» свои стилеобразующие процессы, нашедшие в конце XVII столетия свое выражение в стиле, который получил название «московского барокко». В эту эпоху выделяется ряд больших заказчиков – строителей храмов, вкусы которых были отображены на модификациях стиля барокко в отечественном церковном зодчестве.
В московском барокко второй половины XVII века можно выделить несколько направлений:
- строгановское,
- нарышкинское,
- голицынское.
В литературных источниках по данной тематике имеет место ряд мнений на московское барокко. Одни ученые видят его отображение в городских храмах середины XVII столетия, густо украшенных кокошниками и изразцами, либо в зодчестве Новоиерусалимского монастыря. Иные склонны связывать его появление с повторения европейского барокко, что, так или иначе, имело место в последней 20 лет века.
Классические памятники каждого из перечисленных выше течений московского барокко – это по преимуществу усадебные церкви; гораздо реже — посадские храмы, но неизменно построенные по приказу одного из соответствующего дворянского рода: Строгановых, Нарышкиных либо Голицыных. Кроме выявленного таким образом стилистического ядра ученые относят к тому или иному течению и иные здания, которые близки по стилю.
Нарышкинское барокко
Представителями «нарышкинского барокко» являются усадебные церкви в поместьях Нарышкиных, которые являлись родственниками второй жены царя Алексея Михайловича и будущей матери великого Петра I — царицы Наталии Кирилловны (в частности, дядюшки будущего царя – боярина Льва Кирилловича Нарышкина).
Большая часть построек нарышкинского барокко создана в конце 1680-х – начале 1690-х годов. Традиционным памятником нарышкинского барокко можно считать храм Покрова в Филях (рис. 5). Невзирая на классическую для храмов XVII столетия композицию, данная постройка имеет очевидные барочные элементы. К описываемой выше церкви близки по стилю такие построенные незадолго до нее памятники, как церковь Воскресения в Кадашах (1687), колокольня московского Новодевичьего монастыря (1690).
Рис. 5 — храм Покрова в Филях, нарышкинское барокко
В целом под определение нарышкинского барокко попадает достаточно обширная группа храмов последних 25 лет XVII столетия, отличительной чертой которых можно назвать большое количество белого лепного декора на краснокирпичных стенах, сочетающегося с позолоченными главками. К стилю барокко данные постройки относятся достаточно условно и правильнее будет сказать, что храмы содержат барочные элементы в своих конструкциях и декоре.
Строгановское барокко
Строгановское барокко отображено в памятниках, построенных по заказу знаменитого русского промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656– 1715). Это небольшое количество храмов, построенных в местах работы Строганова: Сольвычегодск (Введенский собор, 1689–1693), Устюжн Железнопольский (Введенская церковь, 1694), село Гордеевка (церковь Смоленской Богоматери, 1694–1697), Нижний Новгород (Рождественская церковь, 1696–1703). В отличие от московского «нарышкинского» зодчества данные храмы были построены в провинциальных областях России, однако различия между ними являются незначительными.
Для них характерной чертой является сохранение традиций Древней Руси. Влияние барокко читается преимущественно в большом количестве элементов декора.
Голицынское барокко
От предыдущих стилей московского барокко в существенной степени отличалось голицынское барокко. К нему стоит отнести ряд храмов, которые были построены по заказу князей Ивана, Петра и Бориса Голицыных. Самым знаменитым памятником является Знаменская церковь в Дубровниках (рис.6). Крестообразное в плане сооружение оканчивается сводом-главой с куполом в форме короны; и композиция, и декор церкви принадлежат стилю барокко.
Рис. 6 — Знаменская церковь в Дубровниках (1690–1703), голицынское барокко
Среди памятников голицынского барокко выделяется Знаменская церковь в селе Перово. Она является копией собора Петра митрополита Высокопетровского монастыря, возведенного зодчим из Италии еще на стыке XV– XVI столетий, что является подтверждением ориентации семьи Голицыных на архитектуру Западной Европы.
Ученые постоянно говорят о близости голицынского барокко к барочной архитектуре западной Европы. Предполагалось даже участие в возведении данных храмов приглашенных архитекторов из Западной Европы. Невзирая на то, что данные предположения не нашли своего подтсверждения, памятники голицынского барокко больше соответствуют стилю барокко, нежели постройки нарышкинского и строгановского течений. При этом архитектура эпохи Петра Первого пошла по иному пути, и голицынские памятники на нее не повлияли. Скорее нарышкинское барокко оказало влияние на русскую церковную архитектуру XVIII столетия, да и то довольно посредственное.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Русская архитектура, основные стили и примеры зодчества в XVII веке
Этапы русской архитектуры XVII столетия
В XVII столетии выделяют несколько исторических этапов русской архитектуры.
- Первому этапу характерны идеи и традиции русской архитектуры XVI столетия, то есть предыдущего периоды;
- Второму – влияние на него стиля барокко Восточной Европы.
Второй этап обусловил возникновение в России нового индивидуального архитектурного стиля, именуемого московским барокко.
История архитектуры XVII столетия
После того, как окончился тяжелый исторический период, известный в истории как Смута, Россия оказалась в огромном экономическом кризисе, денежных средств не хватало, из-за чего строительство и, следовательно, развитие архитектуры было начато отнюдь не сразу.
Первые храмы, которые были воздвигнуты по окончанию Смутного времени, имели сугубо мемориальный характер. Вернувшийся из военного похода и польского плена в 1619 года патриарх Филарет, отец будущего основателя династии Романовых — царя Михаила Федоровича, с энтузиазмом решил увековечить память об освобождении России от польских оккупантов.
В 1628–1631 годах по его приказу заново отстроили пребывающий в плачевном состоянии Архангельский собор в Нижнем Новгороде (рис.1). Место восстановления памятника было выбрано не случайно, так как именно в этом городе происходило формирование Второго ополчения. Собор, который сохранил деление фасадов на три части с позакомарным покрытием, увенчали шатром в духе архитектуры второй половины XVI столетия. Известно имя зодчего – им был москвич Лаврентий Семенович Возулин, который работал над данным проектом вместе со своим пасынком — Антипом.
Рисунок 1 — Архангельский собор в Нижнем Новгороде
Второй храм, также ставший мемориалом «Смутных» событий, – Покровская церковь в селе Медведково, которая была возведена в 1630-е годы знаменитым героем той эпохи — князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Покровская церковь характеризуется более стройным шатром, а также значительное внимание зодчий уделил декору. К примеру, у основания шатра установили четыре декоративных главки, которые превращали храм в подобие московского собора Василия Блаженного; с официальным названием которого (Покрова на Рву) совпадает и название Покровской церкви в Медведково (рис.2)
Рисунок 2 — Покровская церковь в Медведково
Активное строительство шатровых церквей было начато в первой половине XVII столетия. В Печерском монастыре Нижнего Новгорода зодчим Возулиным и его сыном также была воздвигнута церковь, которая напоминала своими тяжеловатыми пропорциями построенный ими же Архангельский собор. Но лучшие образцы шатрового зодчества того времени продолжают традицию скорее Покровской церкви в Медведково, нежели творения Возулиных.
В ту эпоху стало принято строить храмы не с одним, а с двумя либо даже тремя шатрами, которые стали обладать более вытянутыми пропорциями и постепенно заняли роль не столько конструктивных, сколько декоративных элементов.
Пример 1Например, Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре города Углич, которую возвели в конце 1620-х либо в 1630-е годы, имеет три шатра, которые зодчие сумели поставить в один ряд.
В церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, построенный в период с 1635 по 1638 годы, шатер целиком несет декоративную функцию: он никоим образом не связан с интерьером храма и является, что называется, «глухим». Один из последних памятников каменного шатрового зодчества того периода принято называть церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652).
Данному храму характерна интереснейшая ассиметричная композиция, увенчанная тремя поставленными в ряд шатрами различной высоты. (рис.3) Придельный храм завершается также шатром немного большего размера. Пятый шатер этого храмового комплекса – колокольня, которая немного возвышается над главным объемом храма. В результате складывается ощущение некоторого беспорядка при строительстве, свидетельствующего о кризисе стиля.
Рис. 3 — церковь Рождества Богородицы в Путинках
Реформы русской церкви патриарха Никона
В середине XVII столетия Русская православная церковь пережила период реформ и изменений. Прежде всего, реформировались традиционные церковные обряды. Целью данных действий было ликвидировать нововведения, которые появились в церковных обрядах на славянской почве, привести богослужебные тексты к общему виду с византийскими классическими образцами. Главным идеологом данного реформистского движения стал патриарх Никон, который считал, что к нововведениям, на которые также стоит наложить запрет, стоит отнести и шатровые храмы.
Патриарх Никон не единожды говорил о том, что выступает против возведения шатровых церквей, и настоятельно рекомендовал повернуться лицом назад к пятишатровым храмам, которые считал более каноническими. Это, в свою очередь, остановило шатровое строительство.
Можно упомянуть всего единичные случаи шатрового строительства, появившегося во второй половине XVII – XVIII столетий. Это храмы в Ярославле, в Александровой пустыни под Рыбинском (1678), в селах Аннине, Петровском (1690), Талице (первая половина XVIII в.), Китай-городе Днепропетровской области (1756). Шатры были использованы в качестве завершения колоколен, так как запрет Никона на колокольни не распространялся.
Во второй половине XVII столетия широкое распространение получило строительство крестово-купольных пятиглавых церквей. Как образцы использовались соборы конца XV – первой половины XVI веков. Однако появлялись соборы, которые были признаны самыми авторитетными архитектурными образцами для того, чтобы им подражать.
Пример 2К числу таких соборов стоит отнести церковь Иверской Богоматери Валдайского монастыря, Троицкий собор Макарьева Желтоводского монастыря и ряд других.
В целом пятиглавый крестово-купольный собор вполне удачно подходил для ключевого монастырского либо епархиального кафедрального собора, в связи с этим переход к данному типу сооружений был оправдан и с точки зрения функционала храма.
Совсем другое дело – маленькие храмы для прихожан. Из-за роста посадского, т.е. городского населения, в XVII веке возводилось все большее число посадских церквей, для которых крестово-купольная конструкция являлась не совсем удобной и практичной. Городской храм должен был сочетать наибольшую возможную вместительность при небольших объемах постройки, для чего в идеальной мере подходил тип храма без столпов.
Во второй половине XVII столетия возникли бесстолпные церкви с пятиглавием, при котором световым являлся лишь барабан центральной главы. Боковые главки были полностью «глухими» и несли исключительно декоративную функцию.
Пример 3В качестве примером такого типа храма можно считать Останкинскую церковь в Москве (1668), церковь Григория Богослова на митрополичьем дворе в Ростове (1670) и некоторые другие.
Вторая половина XVII века в архитектуре
Для второй половины столетия характерно появление монументальных архитектурных ансамблей, которые были задуманы и исполнены по единому замыслу. К данным храмам можно отнести, например, возведенный митрополитом Ионой Сысоевичем из Ростова митрополичий двор в Ростове (1670–1680-е), ансамбль Воскресенского Новоеирусалимского монастыря и пр. Из этих храмов, конечно, более знаменит и примечателен с точки зрения архитектуры Новоиерусалимский монастырь, который был построен по замыслу патриарха Никона на реке Истра (рис.4). Комплекс построек монастыря повторяет топографию Иерусалима, а главный собор повторяет очертания по периметру самого храма Гроба Господня. Здесь зодчие отказались от крестово-купольного типа, создав произведение, которое не похоже ни на один из храмов древней Руси. Это скорее изображенное в камне представление о том, каким должен был быть храм Соломона в святом граде Иерусалим.
Рис. 4 — Новоиерусалимский монастырь на реке Истра
Такого рода эксперименты являются доказательством того, что в архитектуре Руси XVII века кроме идеологических установок и даже наперекор им «кипели» свои стилеобразующие процессы, нашедшие в конце XVII столетия свое выражение в стиле, который получил название «московского барокко». В эту эпоху выделяется ряд больших заказчиков – строителей храмов, вкусы которых были отображены на модификациях стиля барокко в отечественном церковном зодчестве.
В московском барокко второй половины XVII века можно выделить несколько направлений:
- строгановское,
- нарышкинское,
- голицынское.
В литературных источниках по данной тематике имеет место ряд мнений на московское барокко. Одни ученые видят его отображение в городских храмах середины XVII столетия, густо украшенных кокошниками и изразцами, либо в зодчестве Новоиерусалимского монастыря. Иные склонны связывать его появление с повторения европейского барокко, что, так или иначе, имело место в последней 20 лет века.
Классические памятники каждого из перечисленных выше течений московского барокко – это по преимуществу усадебные церкви; гораздо реже — посадские храмы, но неизменно построенные по приказу одного из соответствующего дворянского рода: Строгановых, Нарышкиных либо Голицыных. Кроме выявленного таким образом стилистического ядра ученые относят к тому или иному течению и иные здания, которые близки по стилю.
Нарышкинское барокко
Представителями «нарышкинского барокко» являются усадебные церкви в поместьях Нарышкиных, которые являлись родственниками второй жены царя Алексея Михайловича и будущей матери великого Петра I — царицы Наталии Кирилловны (в частности, дядюшки будущего царя – боярина Льва Кирилловича Нарышкина).
Большая часть построек нарышкинского барокко создана в конце 1680-х – начале 1690-х годов. Традиционным памятником нарышкинского барокко можно считать храм Покрова в Филях (рис.5). Невзирая на классическую для храмов XVII столетия композицию, данная постройка имеет очевидные барочные элементы. К описываемой выше церкви близки по стилю такие построенные незадолго до нее памятники, как церковь Воскресения в Кадашах (1687), колокольня московского Новодевичьего монастыря (1690).
Рис. 5 — храм Покрова в Филях, нарышкинское барокко
В целом под определение нарышкинского барокко попадает достаточно обширная группа храмов последних 25 лет XVII столетия, отличительной чертой которых можно назвать большое количество белого лепного декора на краснокирпичных стенах, сочетающегося с позолоченными главками. К стилю барокко данные постройки относятся достаточно условно и правильнее будет сказать, что храмы содержат барочные элементы в своих конструкциях и декоре.
Строгановское барокко
Строгановское барокко отображено в памятниках, построенных по заказу знаменитого русского промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656– 1715). Это небольшое количество храмов, построенных в местах работы Строганова: Сольвычегодск (Введенский собор, 1689–1693), Устюжн Железнопольский (Введенская церковь, 1694), село Гордеевка (церковь Смоленской Богоматери, 1694–1697), Нижний Новгород (Рождественская церковь, 1696–1703). В отличие от московского «нарышкинского» зодчества данные храмы были построены в провинциальных областях России, однако различия между ними являются незначительными.
Для них характерной чертой является сохранение традиций Древней Руси. Влияние барокко читается преимущественно в большом количестве элементов декора.
Голицынское барокко
От предыдущих стилей московского барокко в существенной степени отличалось голицынское барокко. К нему стоит отнести ряд храмов, которые были построены по заказу князей Ивана, Петра и Бориса Голицыных. Самым знаменитым памятником является Знаменская церковь в Дубровниках (рис.6). Крестообразное в плане сооружение оканчивается сводом-главой с куполом в форме короны; и композиция, и декор церкви принадлежат стилю барокко.
Рис. 6 — Знаменская церковь в Дубровниках (1690–1703), голицынское барокко
Среди памятников голицынского барокко выделяется Знаменская церковь в селе Перово. Она является копией собора Петра митрополита Высокопетровского монастыря, возведенного зодчим из Италии еще на стыке XV– XVI столетий, что является подтверждением ориентации семьи Голицыных на архитектуру Западной Европы.
Ученые постоянно говорят о близости голицынского барокко к барочной архитектуре западной Европы. Предполагалось даже участие в возведении данных храмов приглашенных архитекторов из Западной Европы. Невзирая на то, что данные предположения не нашли своего подтсверждения, памятники голицынского барокко больше соответствуют стилю барокко, нежели постройки нарышкинского и строгановского течений. При этом архитектура эпохи Петра Первого пошла по иному пути, и голицынские памятники на нее не повлияли. Скорее нарышкинское барокко оказало влияние на русскую церковную архитектуру XVIII столетия, да и то довольно посредственное.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
: История :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр
В XVII веке архитектура переживала трансформационные изменения. Хотя дерево оставалось основным строительным материалом, каменное (кирпичное) строительство все больше внедрялось в русскую архитектуру. Стали применяться новые виды строительных материалов, такие как многоцветная плитка, профильный кирпич, белокаменные детали. Многие здания были построены мастерами Масонской коллегии, созданной в конце 16 века.
Одним из выдающихся произведений деревянного зодчества был императорский дворец, построенный в подмосковной усадьбе Коломенское в 1667-1678 гг. Это был целый маленький городок с башенками, чешуйчатыми крышами, галереями на первом этаже и портиками с витыми колоннами. Различные особняки, построенные каждый в индивидуальном порядке, соединялись переходами и насчитывали 270 комнат с 3000 окон. Современники называли его «восьмым чудом света».
В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые постройки. Однако строились и одноуровневые церкви. В целом деревянное зодчество испытало влияние каменного зодчества.
Несмотря на попытку патриарха Никона запретить строительство каменных шатровых церквей, этот тип стал преобладающим в церковном зодчестве. В Москве были построены Рождественская церковь в Путинках, Троицкая церковь в Никитниках, Алексеевский монастырь в Угличе, Успенская церковь, Зосимово-Савватиева церковь в Троице-Сергиевом монастыре, а также храмы в Вязьме, Муроме и Устюге. Все они отличались богатым архитектурным убранством и тонкой орнаментикой.
В то же время под влиянием патриарха Никона в середине и второй половине XVII в. был выполнен ряд монументальных сооружений в традиционном стиле предшествующих периодов. Они были направлены на то, чтобы показать силу церкви. Таков величественный Воскресенский собор, построенный в Московском Новоиерусалимском монастыре по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме. В 1670-80-х годах был построен Ростовский кремль, ансамбль сооружений Ростовского митрополичьего двора. Там жилой массив был совмещен с церковью. Все постройки были окружены массивными оборонительными стенами с башнями.
Приказывали строить храмы не только власти, но и прихожане, т.е. жители окраин и поселков. Отсюда и понятие загородной архитектуры. Характерной чертой этого является церковное зодчество Ярославля, одного из крупнейших ремесленных и торговых центров. Примерами этого являются храмы Ильи Пророка, Иоганна Златоуста, величественный Иоанно-Предтеченский храм в Толчкове. Замечательны и церковные постройки в других старинных русских городах, таких как Кострома, Романов-Борисоглебск и др.
В конце XVII века в церковной архитектуре возник новый стиль, развилось нарышкинское (он же московское) барокко. Наиболее значительным его памятником является Покровская церковь в Филях в Москве. Он отличается изяществом, идеальными пропорциями, декоративными колоннами с цоколями, красно-белой окраской.
Наряду с церковным зодчеством в XVII веке значительное развитие получило и гражданское строительство. Московский Кремль подлежал существенной реконструкции. Были надстроены кремлевские башни, достроена Спасская башня в ее нынешнем виде, образовав парадные ворота в Кремль. Шатровые крыши на всех башнях заменены на шатровые навершия. Все это придало Московскому Кремлю новый облик: из оборонительной крепости он превратился в торжественный ансамбль.
Однако внутреннее убранство Кремля тоже преобразилось. Теремной дворец (1635-1636) был выдающимся образцом светской архитектуры. Это было трехэтажное здание на высоких цокольных этажах, увенчанное высокими башенными камерами. Здание было украшено золотой крышей, двумя поясами черепичных карнизов и резьбой по камню. Его золотое крыльцо было богато украшено. Деревянное зодчество оказало непосредственное влияние на тип отделки. Патриаршие палаты с Крестовым залом и здание Поместной коллегии построены в другом стиле на том же месте.
Образцом поиска нового дизайна общественных зданий стала монументальная Сухарева башня, построенная Михаилом Чоглоковым. Он имел два этажа над массивным подвалом и был увенчан башней с гербом на вершине. На второй этаж вела широкая парадная лестница.
Промышленно-деловая архитектура получила дальнейшее развитие в 17 веке. Так, торговые ряды были построены в Китай-городе, Москве и Архангельске. Архангельский Гостиный двор (т. е. торговые ряды) протянулся на 400 м в длину на берегу Северной Двины и был обнесен высокими каменными стенами с крепостными башнями. В него вошли более двухсот торговых помещений.
Читайте также: Русская культура XVII века
Автор: Вера Иванова
История русской архитектуры | ArchitectureCourses.Org
История русской архитектуры; c.1450 — c.1750: своего рода классовая структура.
Многие люди называют время между 1450 и 1750 годами «возвышением России», возможно, потому, что в это время страна действительно стала самостоятельным. Действительно, восточноевропейский мир, каким мы его знаем, и особенно в том, что касается России, действительно сформировался в этот период.
За это время изменились и реорганизовались балансы сил не только в России, но и во всей Евразии. Россия сделала свой первый «силовой ход», освободившись от монгольского владычества. Затем страна начала расширяться на восток. В конце концов, у него даже сложились хорошие отношения с западным миром, хотя ему удалось сохранить свою собственную уникальную культуру и «личность», а также свой собственный уникальный архитектурный бренд.
Московский Кремль ;
История русского деревянного зодчества ?
«Кремль» — это русское слово, означающее «цитадель», и хотя по всей России много таких сооружений, ни одно из них не так известно, как Московский Кремль, построенный в 1485 году. Московский Кремль состоит из дворцов. , соборы, башни и большая стена. В настоящее время здесь находится президент Российской Федерации.
Кремль треугольной формы занимает огромные 90 акров и расположен недалеко от многих других важных мест, включая Красную площадь и собор Василия Блаженного. Несмотря на то, что все важные сооружения находятся в непосредственной близости от Кремля, он по-прежнему остается самым архитектурным и интригующим местом в окрестностях.
На самом деле даже зубчатые стены Кремля, возведенные в XV веке, привлекают к себе большое внимание. Стены увенчаны двадцатью башнями, в том числе знаменитой Спасской башней, расположенной над главными воротами и украшенной курантами.
Вдоль этих знаменитых стен стоят массивные дворцы, такие как Грановитая палата, Оружейная палата и Большой дворец.
Примечательна также Соборная площадь, где расположены несколько впечатляющих церквей, в том числе Успенский собор, построенный в конце 15 века; Благовещенский собор и Архангельский собор. Каждый собор важен не только с архитектурной точки зрения, но и из-за важных политических и королевских мероприятий, каждый из которых когда-то проводился.
Многие считают, что Архангельский собор является наиболее впечатляющим с архитектурной точки зрения из-за отдельной колокольни и богато украшенного золотого купола. В соборе также находятся гробницы важных царей.
Однако важно отметить, что Кремль, который люди видят сегодня, — это не тот Кремль, каким он был когда-то. Деревянная версия Кремля была фактически возведена в 13 веке, за ней последовал Кремль в стиле итальянского Возрождения и более современный Кремль, спроектированный Екатериной Великой в 18 веке. Несмотря на множество изменений, которые он претерпел, Кремль впечатляет уже тем, что, в отличие от почти всех других структур Москвы, ему удалось устоять все это время.
Красная площадь
Рядом со знаменитым Кремлем находится Красная площадь. По сути, Красная площадь отделяет Кремль от близлежащего купеческого квартала. Первоначально площадь создавалась как центральный рынок, но со временем она стала местом проведения важных публичных церемоний. Действительно, это место до сих пор используется для публичных церемоний.
Хотя Красная площадь, безусловно, является важным и знаменитым местом, именно строения вокруг площади представляют наибольшую ценность и интерес с архитектурной точки зрения. Примерно с 1508 по 1516 год уважаемый архитектор Алоизио Новый спроектировал ров, ныне известный как ров Алевизоз, и разместил его перед восточной стеной. Ров имеет длину 541 метр и построен из известняка и зубчатого кирпича.
Вокруг площади также можно увидеть трое квадратных ворот. Эти ворота были названы в честь важных исторических икон 17 века и дают представление об умах и верованиях русских людей того времени. К трем «святым покровителям» ворот, если угодно, относятся Константин, Елена, Иисус Христос и святой Николай.
Хотя постройки, окружающие площадь, и сама площадь претерпели множество изменений, они по-прежнему достаточно соответствуют своей первоначальной форме, чтобы дать подлинный взгляд на архитектуру того периода. Последнее сооружение, которое следует отметить, — это собор Покрова Богородицы или «Собор Василия Блаженного», который находится под вышеупомянутым рвом.
Старый дворец, Коломенское
Когда большинство людей думают о Коломенском, они думают о Старом дворце, также известном как Большой дворец. Однако Коломенское — это больше, чем просто дворец; на самом деле это целое королевское поместье, в котором есть много важных построек, хотя дворец, безусловно, занимает центральное место.
Дворец был заказан царем Алексеем I. Он хотел создать что-то новое, что было бы свидетельством его великой власти и лидерства, поэтому он разрушил все деревянные строения, которые когда-то заполняли Коломенское. Он заменил эти постройки еще одной деревянной постройкой, оригинальной версией дворца, который теперь так известен. К чести дворца, в свое время он тоже был знаменит, хотя выглядел совсем иначе, чем сегодня.
Одной из причин первоначальной славы дворца было то, что мало кто видел что-то подобное. Алексис нисколько не сдерживался, создавая парящие, сказочные крыши и наполняя дворец удивительными 250 комнатами. Возможно, еще более удивительным было то, что дворец, каким бы прекрасным он ни был, создавался не с использованием сложных инструментов. На самом деле, при его строительстве даже не использовались ни пилы, ни молотки.
К сожалению, Екатерине II дворец не понравился, особенно после того, как он начал ветшать. Следуя по стопам Алексис, она приказала снести первоначальную постройку в 1768 году. Поскольку она не интересовалась игрой власти и имела гораздо более скромные вкусы, построенный ею дворец был меньше и построен из камня и кирпича.
Второй дворец интересен с архитектурной точки зрения, но не может сравниться с первоначальным проектом, поэтому в 2010 году Правительство Москвы заказало аутентичную реконструкцию оригинального замка. все равно получите очень аутентичный взгляд на историю.
Другие сооружения в этом районе, заслуживающие изучения, включают церковь Иоанна Крестителя, построенную в 16 веке; церковь Святого Георгия и церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 17 веке.
История русской архитектуры; Зимний дворец
С 1732 по 1917 год российские монархи жили в огромном Зимнем дворце, расположенном в Санкт-Петербурге, Россия. Дворец стоял рядом и с Дворцовой набережной, и с Дворцовой площадью, и, несмотря на внушительное сооружение, стоял на своем месте не первым. На территории Зимнего дворца когда-то располагался собственный Зимний дворец Петра Великого, построенный между 1711 и 1712 годами. конца 1730-х годов и регулярно обновляется. Дворец даже успел вернуться после пожара 1837 года; Реставрационные работы были быстро завершены, что доказывает, насколько важным был дворец для людей того времени.
Эта четвертая версия Зимнего дворца огромна; действительно, он был разработан специально, чтобы демонстрировать и стоять как символ великой силы Императорской России. Поскольку сооружение было таким большим и сложным по своей конструкции, над ним работали несколько архитекторов, в том числе Бартоломео Растрелли. Проекты Растрелли были настолько новаторскими, что привели к созданию нового стиля, известного сейчас как стиль елизаветинского барокко.
Дворец зелено-белого цвета, прямоугольной формы, в нем 1500 комнат. Многие элементы дворца, в том числе его грандиозность, считаются образцом стиля рококо.
Хотя Зимний дворец Святого Петра больше не стоит, он также отмечен важными архитектурными достижениями. Его уполномоченный Петр I из России хотел создать не просто дворец, а целую империю и город, чтобы отметить эту империю. Таким образом, его первоначальный дворец был свидетельством его желаний и его склонности к вестернизации.
И созданный Петром дворец, и его новый город отразили отказ от некогда стандартной русской архитектуры с византийскими корнями и принятие стиля петровского барокко. Петр поручил архитектору Доменико Трезини поработать над сооружением. Поскольку безопасность не вызывала такой большой озабоченности, как в предыдущие годы, Трезини не сосредоточился на банальных функциях, таких как укрепленные стены, а вместо этого сосредоточился на красоте и дизайне. Дворец отличался простой, но элегантной шиферной крышей и легкими декоративными элементами, что было далеко от показных дворцов, которые пришли после него, и когда-то осязаемым символом новаторских тенденций дизайна того времени.
Бревенчатые дома, Коломенское; Дома XVIII века
Как уже упоминалось, Коломенское — это больше, чем просто «старый дворец». Это было целое поместье, в котором было несколько важных построек, построек, которые были важны не только в то время, но и стали важными для изучения и понимания архитектуры.
Много очаровательных бревенчатых изб усеивают Коломенское, но ни одна из них не является более важной и уважаемой, чем Бревенчатая изба Петра Великого. Хижина была построена в течение нескольких дней в 1703 году местными солдатами. Солдаты использовали базовую форму традиционных русских загородных домов, известных как избы, и стиль голландского барокко, чтобы создать очень уникальную маленькую хижину. Кабина действительно «маленькая», всего три комнаты и небольшая площадь около 60 метров. Поскольку кабина предназначена для использования в теплую погоду, дымоходов и каминов в кабине нет.
Восхитительные домики 18 века есть и в Коломенском. На самом деле, возле конюшенного двора можно найти небольшие деревянные домики, примостившиеся прямо над оврагом. Эти крошечные коттеджи дают представление об обычных жилых помещениях того времени. Возле сторожки стоит одинокая изба 18 века, на этот раз из Преображенского, а у главных ворот можно наблюдать ряд недостроенных деревянных домов.
История русской архитектуры; Особняк Аничкова
Особняк Аничкова, также известный как Аничков дворец, назван в честь примыкающего к нему Аничкова моста. Особняк был спроектирован в соответствии со вкусами императрицы Елизаветы Петровны и поэтому выполнен в стиле барокко.
Хотя убедительных доказательств в поддержку этой версии нет, многие ученые утверждают, что архитекторами особняка могли быть Бартоломео Растрелли и/или Михаил Земцов.
Кто бы ни стоял за его строительством, строительство особняка впервые началось в 1741 году, а проект не был завершен до 1754 года.