Реформы избранной рады середины 16 века: Правление Избранной рады в 16-м веке

Содержание

8.Реформы Избранной Рады

«Избранная Рада» — термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560. Сам термин встречается лишь в сочинении Курбского, тогда как русские источники того времени не дают этому кругу лиц никакого официального названия.

Избранная рада просуществовала до 1560 года. Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины XVI века.

Реформы Избранной рады:

  • 1549 г. Первый Земский собор – орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.

  • Судебник 1550 г. – развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостителей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.

  • Стоглавый собор 1551 г.

    – унификация церковных обрядов, признание всех местно-почитаемых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.

  • Военная реформа 1556 г. – принято Уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска – стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.

Формирование приказной системы:

Реформы Избранной рады наметили путь к укреплению, централизации государства, способствовали оформлению сословно-представительного государства.

Опри́чнина — система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства.Само слово опричнина происходит от древне-русского – «особый». В 14–15 вв. «Опричниной» называли выделенный членам великокняжеской династии государственный удел с территорией, войсками и учреждением.

Жертвами репрессий за все время царствия Ивана IV стало, по оценке Р.Скрынникова, проанализировавшего поминальные списки (синодики), около 4,5 тысяч человек, однако другие историки, такие как В. Б. Кобрин, считают эту цифру крайне заниженной.

Как отмечает В. Кобрин, «писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие». До 90 % земли лежало «в пустее». Многие помещики разорились настолько, что бросили свои поместья, откуда разбежались все крестьяне, и «волочились меж двор».

Книги полны записями такого рода: «…опритчиные на правежи замучили, дети з голоду примерли», «опритчина живот пограбели, а скотину засекли, а сам умер, дети безвесно збежали», «опричиныи замучили, живот пограбели, дом сожгли». В Двинской земле, где собирал подати опричник Барсега Леонтьев, целые волости запустели по выражению официального документа «от гладу, и от море, и от Басаргина правежу. В духовной грамоте 60-х гг.

автор отмечает, что его село и деревню в Рузском уезде «опришницы розвозили, и та земля стояла в пусте лет з двацеть». Экономические и демографические результаты опричнины резюмировал псковский летописец, записавший: «Царь учиниша опричнину… И от того бысть запустение велие Русской земли».[6]

Непосредственным результатом запустения был «глад и мор», так как разгром подрывал основы шаткого хозяйства даже уцелевших, лишал его ресурсов. Бегство крестьян, в свою очередь, привело к необходимости насильно удерживать их на местах — отсюда введение «заповедных лет», плавно переросшее в учреждение крепостного права. В плане идеологическом опричнина привела к падению морального авторитета и легитимности царской власти; из защитника и законодателя царь и олицетворяемое им государство превратились в грабителя и насильника. Выстраиваемая десятилетиями система государственного управления сменилась примитивной военной диктатурой. Попирание Иваном Грозным православных норм и ценностей и репрессии в отношении молодьбе лишили смысла самопринятый догмат «Москва — третий Рим» и привели к ослаблению нравственных ориентиров в обществе.

Как считает ряд историков, события, связанные с опричниной, явились непосредственной причиной системного общественно-политического кризиса, охватившего Россию через 20 лет после смерти Грозного и известного под именем «Смутного времени».

Опричнина показала свою полную военную неэффективность, проявившуюся во время нашествия Девлет-Гирея и признанную самим царем.

Опричнина утвердила неограниченную власть царя — самодержавие. В XVII веке монархия в России стала фактически дуалистической, однако при Петре I абсолютизм в России восстановился; это последствие опричнины, таким образом, оказалось наиболее долгосрочным.

Реформы Избранной рады — презентация онлайн

1. Тема: Реформы Избранной рады

Домашнее задание: § 6, термины и даты выучить.
Тема: Реформы
Избранной рады
Цель урока: познакомиться с началом правления Ивана IV,
с основными направлениями и результатами реформ
Избранной рады.
12.02.2018

2. Схема органов управления в начале XVI века

3.

План урока:1) Боярское правление в начале XVI века
и его влияние на личность Ивана IV
2) Личность Ивана IV
3) Избранная рада
4) Реформы государственной власти
середины XVI века
5) Итог

4. БОЯРСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ. ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ

В декабре 1533 г. великий князь московский и всея Руси
Василий III умер. Перед своей кончиной он назначил для
попечения о своём трёхлетнем сыне Иване опекунский совет,
состоявший из семи влиятельных бояр. Они должны были
«беречь» малолетнего
правителя и приобщать
его к государственным
делам до того момента,
пока Ивану не
исполнится 15 лет, после
чего он должен будет
начать править страной
самостоятельно.

5. БОЯРСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ. ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ

Уже через несколько
дней после смерти Василия III бояреопекуны возвели на престол Ивана
IV (1533—1584). Такая спешка была
вызвана тем, что свои права на трон
мог предъявить младший брат
Василия III — удельный князь Юрий
Дмитровский, который до рождения
у Василия первенца считался
наследником престола. По приказу
Елены Глинской князь Юрий был
заключён в темницу, где через три
года он скончался от голода.

6. БОЯРСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ. ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ

Вдова Василия III, Елена Глинская, тяготившаяся боярской
опекой над сыном, взяла управление государством
в свои руки. Она жестоко расправилась с другим возможным
претендентом на
великокняжеский
престол —
удельным князем
Андреем
Старицким (1537 г.),
вокруг которого
стали сплачиваться
противники
Глинских.

7. БОЯРСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ. ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ

Регентство Елены Глинской (1533-1538):
Денежная реформа:
В 1534 году был основан Московский монетный двор. Была
введена единая монетная система. Новые монеты
чеканились из серебра: 1 копейка = 2деньги = 4 полушки
Губная изба:
На местах избираются губные старосты (из дворян и
черносошных
крестьян). Им
передана часть
судебных функций
воеводкормленщиков.

8. БОЯРСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ

Боярство ненавидело Елену Глинскую и ее окружение за то,
что они не дали им власти. В 1538 году Глинская внезапно
умерла. В Москве считали, что ее отравили.
Началась борьба боярских родов. Власть захватили
Шуйские:
раздавали своим
сторонникам земли и
привилегии,
освобождали от налогов,
предоставляли право суда
Расхищение казны +
расправы с противниками.

9. БОЯРСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Борьба бояр за власть: отравления, убийства,
заключение в темницу, насильственное пострижение в
монахи – это была обстановка, в которой рос Иван.
Вопрос: как вы думаете,
как эти события могли
повлиять на будущего
царя?

10. ЛИЧНОСТЬ ИВАНА IV.

1. Как вы думаете, какое отношение к
образованию было в среде русских правителей.
Свой ответ обоснуйте.
2. Вспомните, какие титулы носили правители
русских земель в разное время.
С раннего детства он видел казни и опалы. Люди, к которым
он был привязан, —
Иван ОвчинаОболенский, Иван
Вельский — были
убиты. Со временем
Иван привык к
расправам. В 13 лет
Иван уже сам велел
затравить собаками
Андрея Шуйского

11. ЛИЧНОСТЬ ИВАНА IV

Не получил систематического образования, но был от
природы одарённым, любил читать, особенно
интересовали описания жизни великих правителей
прошлого и рассуждения о божественном происхождении
верховной власти.
Был хорошим оратором. В своих речах он любил ссылаться
на произведения древних
авторов и приводил примеры
из римской истории
Стал талантливым писателем.
Собрал крупнейшую в Европе
библиотеку.
Сочинял церковную музыку.
Любил играть в шахматы.

12. ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО

1547 год Ивана IV венчали на царство в
Успенском соборе Московского Кремля.
Первым из московских
государей официально
принял царский титул и
торжественно венчался на
царство «по чину венчания»,
составленному
митрополитом Макарием,
убежденным сторонником
единодержавия московского
государя. Иван Васильевич
стал именоваться «Царем и
Великим князем Всея Руси».

13. Венчание на царство – 1547 г. Отрывок из кинофильма «Иван Грозный» режиссер С.М.Эйзенштейн 1944 г.

Вопрос: какое значение имело принятие царского
титула для Московского государства?

14. ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО

Уравнение Ивана IV с ханами Казани и Астрахани,
наследниками Золотой Орды.
Царский титул ставит Ивана IV выше королей Дании,
Швеции, Франции, Англии.
Иван IV возвысился над русскими князьями, он — великий
государь (господин), а не первый среди равных.
Провозглашена преемственность власти
царя от византийских императоров.
Царь как помазанник Божий защищает
интересы Церкви.
Возвышение России в глазах
православных народов Европы.
Царский титул свидетельствует о
внешнеполитических
притязаниях Ивана IV

15. ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО

Сразу после венчания Ивана на царство был объявлен смотр
невест. По многим русским городам были разосланы грамоты
такого содержания: «…у которых из вас дочери девки, то вы
бы с ними сейчас же
ехали в город на
смотр, а дочерей
девок у себя ни под
каким видом не
таили…».
Март 1547 г.
женитьба на
Анастасии Романовне
Юрьевой-Захарьиной
И.Репин. «Выбор невесты
для великого князя». (До 1.500 невест). У Ивана IV – 7 жён. Дети.

17. МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ

К концу боярского правления центральная власть утратила
всякий авторитет. Роптал народ, задавленный налогами и
произволом. В итоге 24 июня 1547 г. во время страшного
пожара в Москве начался бунт. Народные восстания убедили
царя в необходимости проведения реформ, направленных
на укрепление центральной власти.
«От этого вошел страх в
душу мою и трепет в
кости мои, и смирился дух
мой», — вспоминал позже
Иван IV. Он был вынужден
выслушать горячую речь
придворного священника
Сильвестра о своем
нерадении к
государственным делам.

18. МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ


МОСКОВСКОЕ
ВОССТАНИЕ
Причины: злоупотребление
бояр — взятки, беззаконие,
взяточничество + сильный
пожар в Москве.
ухудшение положения
народа
во всём обвинили Глинских
Последствие: убедило царя о
необходимости проведения
реформ.
Восстание в Москве в
1547 г.

19. ИЗБРАННАЯ РАДА

Ко времени венчания Ивана IV на царство вокруг
него сложился круг талантливых государственных
деятелей:
Избранная рада — ближняя государева дума
(неофициальное правительство),
просуществует до 1560 г.

20. 3. Избранная рада – совет приближенных

Митрополит
Макарий
Сильвестр
А.Курбский
Иван
Висковатый
А.Ф.Адашев

21. Реформы Избранной Рады середины XVI века

Задание: Выяснить содержание и значение
реформы.
1 группа: Земский собор
2 группа: Судебник Ивана IV
3 группа: Стоглавый собор
4 группа: Приказы
5 группа: Военная реформа
6 группа: Реформы местного управления

22. ИЗБРАННАЯ РАДА

В 1549 г. Иван IV повелел собрать в Москве представителей
боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения
преобразований. Это был первый в истории России Земский
собор — собрание представителей всех русских земель.
В последующие годы
на Земские соборы
стали приглашать
представителей
практически всех
слоев населения. Они
собирались для
решения наиболее
важных
государственных
вопросов.

23. 1) Земский собор (с 1549 г.) —

1) Земский собор (с 1549 г.) собрание представителей
сословий всех русских земель
(духовенство, дворянство,
верхушка горожан, позже
черносошное крестьянство) для
обсуждения важнейших
государственных вопросов.
Значение: царь стал
советоваться с народом о том,
как лучше управлять
государством.
Иван Васильевич держит
слово на Земским собором
в 1550 г.

24. Земский собор при Иване Грозном. Художник С.В. Иванов

25. ИЗБРАННАЯ РАДА

В 1550 г. на Земском соборе был
утверждён новый Судебник (1497 г.):
увеличен размер пожилого при
переходе крестьян (в Юрьев день)
от одного помещика к другому,
ужесточались наказания для
разбойников,
вводились наказания за взятки,
ограничивались права наместников,
Боярская дума наделял правом
высшего законодательного органа
при царе.
Все законы должны были проходить порядок боярского
приговора (утверждения).

26. 2) Судебник Ивана IV – 1550 г.

• В 1550 г. на Земском соборе был
учреждён новый Судебник (вместо
Судебника Ивана III 1497 г.):
— уточнялись нормы перехода крестьян от
одного помещика к другому в Юрьев день;
— ужесточались наказания «лихих людей»;
— вводились наказания за взятки;
— Боярская Дума стала высшим
законодательным органом.
Значение: улучшение положения
помещиков, улучшение работы
государства, усиление ответственности
бояр за свои действия.

27. ИЗБРАННАЯ РАДА

1553-1560 гг. – формирование системы центральных органов
управления — приказов (сохраняется до конца XVII в.)
Учреждаются приказы, обеспечивающие основные
государственные нужды:
Челобитный,
Посольский,
Поместный,
Стрелецкий,
Пушкарский,
Разбойный,
Печатный,
Сокольничий,
Земский,
Подумайте, за что они
Ямской и т. д.
могли отвечать?

28. 3) Приказы —

3) Приказы центральный орган управления, который ведал
определёнными государственными делами:

Посольский
Разрядный
Разбойный
Ямской
Челобитный
Поместный и др.
Значение: улучшилось управление государством.

29. ИЗБРАННАЯ РАДА

В 1551 г. состоялся церковный собор – Стоглавый (принятый
сборник документов состоял из 100 глав) Им руководил
митрополит Макарий, активное участие в его работе
принимал Иван IV.
Унификация церковных
обрядов.
Признание всех местных святых
общерусскими.
Регламентация иконописания.
Запрет ростовщичества
священников.
Ограничены права монастырей.
Неподсудность духовенства
светским властям.

30. 4) Церковный собор 1551 г. «Стоглав»

• Руководил митрополит Макарий.
• Принят сборник документов, получивший
название «Стоглав» (состоял из 100 глав) –
выполнял задачи по усиления
централизованной власти:
— единообразие церковных обрядов;
— все местные святые были признаны
общерусскими;
— намечены мероприятия по укреплению
нравственности духовенства;
— утверждены правила строительства церквей и
написания икон.
Значение: упорядочение церковной жизни.
Митрополит
Макарий

31. ИЗБРАННАЯ РАДА

1550-1556 гг. – военная реформа:
На время военных действий ограничивалось местничество
— на высшие военные должности назначались лица,
проявившие воинский талант, независимо от знатности
рода.
Была создана избранная
тысяча — ядро
поместного ополчения,
непосредственно
подчинённое царю.
Первой попыткой
создания регулярной
армии стало учреждение
стрелецких полков
(получали жалование)

32. ИЗБРАННАЯ РАДА

1556 г. «Уложение о службе» — определяло точные нормы
обязательной службы для всех земледельцев:
Основа войска
— дворянское ополчение:
1 воин со 150 десятин земли;
служба начинается с 15 лет,
передается по наследству,
земельный надел за службу
— 150—450 десятин. В войско
постепенно включаются
казаки Дона. Незнатное
служилое сословие
становится социальной
опорой царя в
противостоянии с боярством

33.

Смотр служилых людей. Художник С.В. Иванов. Каждый год помещики должны были являться на смотр, где проверялось их вооружение,снаряжение, а также имевшихся
у помещика вооружённых слуг.

34. 5) Военная реформа – 1550 г.:

Была сформирована:
• Избранная тысяча – ядро поместного ополчения,
подчиняющееся царю;
• создавались стрелецкие полки;
• 1556 г. «Уложение о службе» — определяло
точные нормы обязательной службы для всех
земледельцев: с каждых 100 четвертей (170 га)
земли – 1 конный воин. Во многом уравнивало в
правах вотчинников и помещиков.
• Значение: усилена военная мощь государства.

35. Стрельцы. Художник С.В. Иванов Чем они были вооружены? Опишите их форму?

36. 6) Реформы местного управления 1556 г.

Упразднено: кормление и наместническое
правление.
Заменено: выборные от населения (сбор
налогов, суд) – «излюбленные головы»
выборное самоуправление.
Учреждены:
Уезды:
Губные старосты – избирались дворянами
Земские старосты – избирались черносошными
крестьянами и посадскими людьми.
Значение: цари разделил власть с народом

37. Органы власти и управление во второй половине XVI века

Вопрос: можем ли мы говорить об установлении сословности
монархии? Ответ аргументируйте.
Царь
Митрополит
Боярская дума
Земский собор
Приказы
Городовые приказчики, губные
старосты, земские старосты,
излюбленные головы, воеводы

38. ИЗБРАННАЯ РАДА

Итогом реформ Избранной рады стало усиление
центральной государственной власти и ее
социальной опоры – дворянства, а также
складывание сословно-представительной монархии.
Смерть царицы
Анастасии
Разногласия Ивана
IV с членами
Избранной Рады по
вопросам
внутренней и
внешней политики
ОПРИЧНИНА

39. Закрепление пройденного

1.
Почему, на ваш взгляд, в России после смерти Василия III
установилось «боярское правление»?
2.
Как протекали детские годы Ивана?
3.
Как борьба боярских группировок за власть смогла
отразиться на личности царя. Какие негативные качества
его натуры получили развитие?
4.
Согласны ли вы с мнением, что можно назвать
Избранную раду первым в истории правительством?
5.
Какие факты свидетельствуют о формировании в России
сословно-представительской монархии?
6.
Почему столь важное место в преобразовании 1650-х гг.
заняла военная реформа?

40. Подведение итогов

Вопросы: 1) Что называют Избранной радой?
2) Какие реформы Избранной рады вы можете
назвать?
3) На что были направлены реформы Ивана IV и
Избранной рады?
4) Какой характер приобрела власть Московского
царя?

41. Личная жизнь — жёны

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Анастасия Романовна,
Мария Темрюковна
Марфа Собакина (умерла через две недели после
свадьбы)
Анна Колтовская (насильно пострижена в
монахини в год свадьбы)
Анна Васильчикова (насильно пострижена в
монахини)
Василиса Мелентьева насильно пострижена в
монахини в 1577 году, по легендарным
источникам — убита.
Мария Нагая
НАЗАД

Сыновья (дочери умирали во младенчестве)
Дмитрий Иванович (1552—1553) — наследник отца
во время смертельной болезни в 1553; в том же году
младенца случайно выронила кормилица во время
переправы через реку, выпал и утонул.
Иван Иванович (1554-581) — по одной из версий,
погибший во время ссоры с отцом, по другой версии,
умер в результате болезни 19 ноября. Женат
трижды, потомства не оставил.
Фёдор I Иоаннович — потомства мужского пола нет.
Царевич Дмитрий — погиб в детстве в Угличе.
НАЗАД

Честная сделка: Теодор Рузвельт и темы прогрессивных реформ

Прогрессивизм пришел в Соединенные Штаты в момент кризиса. Когда девятнадцатый век подошел к концу, всего через несколько десятилетий после Гражданской войны, многие опасались, что нация столкнется с новым взрывоопасным и жестоким конфликтом, на этот раз между силами промышленного капитализма и воинствующими рабочими. Неоднократно вспыхивали вооруженные конфликты между рабочими и правительственными и частными ополченцами. Великая забастовка железнодорожников 1877 г. вызвала вооруженное противостояние; 1892 забастовки на сталелитейном заводе Эндрю Карнеги в Хоумстеде, штат Пенсильвания, сопровождались кровавым сражением; и всего два года спустя забастовка в автомобильной компании Pullman Palace привела к ожесточенным столкновениям армейских войск с рабочими на улицах Чикаго четвертого июля. В тот же период циклические экономические спады порождали массовые протесты, включая марши миллионов преимущественно сельских фермеров, вовлеченных в популистское движение. Граждане даже прошли маршем по Вашингтону как безработные рабочие во время депрессии 189 года.3–1894 г. сформировали «промышленные армии», чтобы потребовать помощи. Все большему числу американцев что-то казалось ужасно неправильным.

Эти экономические и социальные кризисы были вызваны подъемом промышленного капитализма, который преобразовал Америку в период между Гражданской войной и 1900 годом. На рубеже веков американские фабрики производили треть мировых товаров. Это достижение стало возможным благодаря нескольким факторам: беспрецедентный масштаб производства, технологические инновации, транспортная революция, постоянно повышающаяся эффективность производства, рождение современной корпорации и разработка множества новых потребительских товаров. Standard Oil, Nabisco, Kodak, General Electric и Quaker Oats были среди тех компаний и продуктов, которые стали общеизвестными словами. Это изменение сопровождалось многими негативными последствиями. Города, загрязненные и перенаселенные, стали рассадниками таких болезней, как брюшной тиф и холера. Новый неквалифицированный промышленный рабочий класс, в том числе большое количество детского труда, столкнулся с низкой заработной платой, хронической безработицей и опасностями на рабочем месте. Владельцы бизнеса не маркировали высоковольтные провода, не закрывали противопожарные двери и не допускали выброса ядовитых паров на заводах. Производителям было дешевле допустить, чтобы рабочие были ранены или погибли, чем повышать безопасность, что они часто и делали. Фермеры оказались во власти железнодорожных трестов, которые устанавливали транспортные тарифы, которые давили на и без того задолжавших сельских жителей. Экономический рост происходил без учета его издержек для людей, сообществ или окружающей среды.

Многие были потрясены. Даже американцы из среднего класса были возмущены тем, что разрыв между рабочими и средними слоями общества увеличился, а богатые капиталисты самодовольно заявляли о своем превосходстве. Новый класс журналистов-разоблачителей подпитывал это возмущение ошеломляющими разоблачениями эксплуатации бизнеса и коррупции государственных чиновников. Например, книга Линкольна Стеффенса « Позор городов » 1902 года продемонстрировала взяточничество, господствующее в политике американских городских центров. Для многих такое общество нарушало фундаментальные принципы и обещания Америки. Из этого смятения и желания исправить то, что многие считали сломанной системой, вырос прогрессивизм.

Прогрессивизм зародился в разных местах с 1890 по 1917 год и имел разные акценты. Иногда акцент делался на социальной справедливости с упором на экономическое и социальное неравенство. В других случаях преобладал экономический и политический акцент с главным интересом к умеренному регулированию, чтобы ограничить эксцессы капиталистов и политиков Золотого века. Короче говоря, это было движение, которое очень трудно отследить. Историки наиболее условно прослеживают его движение от местных инициатив к государственному и национальному уровням. Но потенциально полезнее рассматривать прогрессивизм как относящийся к трем широким направлениям реформ: попытки сделать правительство более чистым, менее коррумпированным и более демократичным; попытки смягчить последствия индустриализации; и усилия по обузданию корпоративной власти.

Несмотря на беспокойство по поводу проблем во всех трех областях, прогрессисты приняли новый современный порядок. Они не стремились повернуть время вспять или вернуться в мир малого бизнеса и аграрного идеализма. Как правило, они не стремились ликвидировать крупный бизнес. Скорее, они хотели регулировать промышленность и смягчать последствия капитализма во имя общественного блага. Чтобы обеспечить общественное благо, они рассчитывали на расширение роли правительства на местном, государственном и национальном уровнях. Теодор Рузвельт заявил в 1910 речь о том, что правительство должно быть «управителем общественного благосостояния». Прогрессивизм был реформаторским движением, которое благодаря изменчивому союзу активистов ослабило самые разрушительные последствия промышленного капитализма для отдельных людей и сообществ. За исключением своего крайнего крыла, оно не отвергало крупный бизнес, а использовало власть государства для регулирования его влияния на общество, политику и экономику.

Эти прогрессивные реформаторы пришли из разных слоев общества, часто работая вместе во временных союзах или даже преследуя противоположные цели. Участники варьировались от состоятельных членов мужского клуба, стремящихся искоренить коррупцию в правительстве, до радикальных активистов, выступающих против капитализма в целом. Среди них были кадры женщин, многие из которых принадлежали к первому поколению выпускниц колледжей, но были и выходцы из новых рядов молодых фабричных работниц и продавщиц. Лидеры иммигрантов, городские политические боссы и организаторы профсоюзов также были вовлечены в проекты реформ.

Тем не менее, некоторые точки соприкосновения между прогрессистами существовали. Обычно они твердо верили в силу рациональной науки и технических знаний. Они придавали большое значение новым современным социальным наукам, таким как социология и экономика, и считали, что, применяя технические знания, можно найти решения городских и промышленных проблем. Их вере в технократов соответствовало их недоверие к традиционным партийным политикам. Группы интересов стали важным средством пропаганды прогрессивных реформ. Прогрессисты также разделяли убеждение, что правительство несет ответственность за решение социальных проблем и регулирование экономики. Они изменили отношение американцев к правительству, отказавшись от мнения о том, что государство должно быть как можно меньше, — взгляда, получившего известность в эпоху после Гражданской войны. Представления двадцатого века о правительстве как о необходимой силе, выступающей посредником между разнообразными групповыми интересами, развились в прогрессивную эпоху. Наконец, у прогрессистов была общая интернационалистская точка зрения, когда идеи реформ свободно распространялись через национальные границы.

Для решения первой важной области — коррумпированной городской политики — некоторые прогрессивные реформаторы попытались подорвать мощные политические машины. Сторонники «хорошего правительства» стремились реструктурировать муниципальные органы власти, чтобы партии имели мало влияния. Национальная муниципальная лига, среди основателей которой был Тедди Рузвельт, например, поддерживала избрание членов городских советов на свободе, чтобы члены совета не могли быть обязаны партийным машинам. По иронии судьбы, такие процессы часто приводили к меньшему влиянию народа на правительство, поскольку ослабляли политиков-машин, которые были непосредственно подотчетны иммигрантам и представителям рабочего класса. Движение за хорошее правительство привлекало мужчин с хорошим положением в обществе, с подозрением относившихся к низшим классам и иммигрантам, но возмущенных последствиями господства бизнеса над городскими властями. Однако другие реформы способствовали более широкому демократическому участию. Многие штаты приняли инициативу (разрешающую всенародное инициирование законодательства) и референдум (разрешающую всенародное голосование по закону) в эти годы, а в 1913 декабря Семнадцатая поправка к Конституции предусматривала прямые выборы сенаторов США. Возможно, самой драматичной кампанией за более демократическое правительство было движение за избирательное право женщин, которое мобилизовало миллионы на кампанию за право женщин на избирательное право.

Улучшение последствий индустриализации имело в своей основе очень эффективную женскую политическую сеть. В домах поселений, например, чернокожие и белые женщины-реформаторы, живущие в рабочих городских кварталах, предоставляли ясли, детские сады, медицинские программы, услуги по трудоустройству и безопасные развлекательные мероприятия. Они также требовали новой ответственности правительства за санитарные службы, за регулирование фабричных условий и заработной платы, за жилищную реформу и за отмену детского труда. Такие лидеры, как Джейн Аддамс и Ида Б. Уэллс-Барнетт в Чикаго, а также Лилиан Уолд в Нью-Йорке, первыми сыграли роль правительства города и штата в обеспечении базового социального обеспечения граждан. Это направление прогрессивных реформ в более широком смысле включало улучшение городских услуг, таких как вывоз мусора и удаление сточных вод. Некоторые активисты сосредоточились на реформе многоквартирных домов, например, нью-йоркское 19-летие.01 Закон о многоквартирных домах, предписывающий улучшить освещение, вентиляцию и туалеты. Законы, защищающие здоровье и безопасность рабочих, мобилизовали других реформаторов. Защитное законодательство, ограничивающее рабочее время женщин, отменяющее детский труд и устанавливающее минимальную заработную плату, можно найти по всей стране. Только в 1912 году двадцать восемь штатов приняли законы, регулирующие рабочее время женщин, и тридцать восемь установили новые правила детского труда.

Вторая важная область — усилия по обузданию корпоративной власти — опиралась на один из самых известных законодательных актов того периода: Антимонопольный закон Шермана 189 г.0. Закон объявил объединение бизнеса вне закона «в целях ограничения торговли или коммерции». Помимо подрыва доверия, прогрессивные реформаторы усилили регулирование бизнеса. Например, более жесткий контроль над железнодорожной отраслью привел к снижению пассажирских и грузовых тарифов. Новые федеральные регулирующие органы, такие как Комиссия по торговле между штатами, Федеральная резервная система и Федеральная торговая комиссия, также ограничивали свободу действий бизнеса. Эти прогрессивные инициативы также включали в себя усилия по защите потребителей от сомнительных производственных процессов, выявленных Аптоном Синклером.0007 Джунгли . Несколько неожиданно сами лидеры бизнеса иногда поддерживали подобные реформаторские инициативы. Крупные упаковщики мяса, такие как Swift и Armor, рассматривали федеральное регулирование как средство подрыва более мелких конкурентов, которым будет труднее соответствовать новым стандартам.

Среди величайших поборников прогрессивизма был Теодор Рузвельт. У Рузвельта был гений рекламы, он использовал президентство как «кафедру хулиганов», чтобы вывести прогрессивизм на национальную арену. Корни Рузвельта были в Нью-Йорке и правительстве штата, где он служил членом законодательного собрания штата, комиссаром полиции Нью-Йорка и губернатором. В качестве губернатора он выразил свои симпатии к реформистам, поддержав реформу государственной службы и новый налог на корпорации. Старейшины Республиканской партии находили его настолько беспокойным в кабинете губернатора, что в 1900 они предложили его на пост вице-президента, верный путь к политической незначительности. Однако убийство Уильяма МакКинли всего через несколько месяцев после его президентства вывело Рузвельта на первое место в стране по проведению прогрессивных реформ.

Хотя Рузвельт был известен как разрушитель трестов, его конечной целью было не уничтожение крупного бизнеса, а его регулирование. Для Рузвельта концентрация промышленности в руках все меньшего числа людей представляла угрозу не только справедливым рынкам, но и демократии, поскольку богатые промышленники консолидировали власть в своих руках. Он обратился к антимонопольному закону Шермана, чтобы бросить вызов бизнес-монополиям, подав иск против Northern Securities Company (железнодорожный трест) в 1919 году.02. Министерство юстиции инициировало сорок два дополнительных антимонопольных дела во время его президентства. Во время второго срока Рузвельта регулирование бизнеса приобретало все большее значение. Рузвельт всегда считал, что большой бизнес — это неизбежное экономическое развитие; регулирование было средством уравнять правила игры и обеспечить гражданам «честную сделку», как и обещал Рузвельт в своей предвыборной кампании. Он поддерживал такие законы, как Закон Хепберна 1906 года, который регулировал работу железных дорог, и принятые в том же году Законы о чистых продуктах питания, лекарствах и мясе, которые контролировали фармацевтическую и пищевую промышленность.

Несмотря на то, что Рузвельт не всегда добивался своих целей, во время своего президентства Рузвельт представил федеральному правительству другие прогрессивные идеи, включая поддержку прав рабочих на организацию, восьмичасовой рабочий день для федеральных служащих, компенсацию рабочим, а также доход и наследство. налог на богатых американцев. Под его руководством сохранение природных ресурсов страны стало задачей правительства. Он призвал Конгресс создать несколько новых национальных парков, выделить шестнадцать национальных памятников и создать более пятидесяти заповедников и убежищ. Через новое Бюро рыболовства и Национальной лесной службы Рузвельт сделал упор на эффективное государственное управление ресурсами, предотвращая их хищническое использование частными предприятиями и землевладельцами.

После ухода с поста президента в 1909 году Рузвельт сначала отошел от политики. Но его тревога по поводу медленных темпов реформ при его преемнике Уильяме Ховарде Тафте побудила его вернуться на выборы 1912 года. Когда республиканцы не смогли его выдвинуть, он порвал с партией и сформировал Прогрессивную партию. Он проводил кампанию под лозунгом «нового национализма». Его принципы объединили темы его лидерства в прогрессивизме: вера в сильное федеральное правительство, активистское президентство, баланс общественных интересов и корпоративных интересов, а также поддержка переклички прогрессивных реформ, начиная с избирательного права женщин и восьмичасового рабочего дня к отмене детского труда и ужесточению корпоративного регулирования.

В то время как прогрессивисты вели страну по пути, по которому она шла большую часть двадцатого века, к регулированию экономики и вниманию правительства к социальному обеспечению, он также содержал сильную полосу социального контроля. Это была темная сторона движения. Прогрессивная вера в опытное руководство и вмешательство правительства могла бы оправдать многое из того, что сильно вторгалось в повседневную жизнь отдельных граждан. Хорошим примером является регулирование досуговой деятельности. Коммерческий досуг — танцевальные залы, кино, водевильные спектакли и парки развлечений, такие как Кони-Айленд, — казался многим реформаторам угрозой общественной морали, особенно молодым женщинам. Оппоненты, как известно, назвали Кони-Айленд «Содомом у моря». Стремясь укротить такие действия, реформаторы, большинство из которых принадлежали к среднему классу, продвигали «Правила правильного танца» (никаких «заметных показов чулочно-носочных изделий»; никаких наводящих на размышления танцевальных стилей) и учредили Национальный совет по цензуре фильмов. Эти правила в основном были направлены на развлечения рабочего класса и молодежи с целью регулирования морали и поведения.

Евгеника также получила поддержку некоторых прогрессивных реформаторов. Евгеника была научным движением, которое считало, что более слабые или «плохие» гены угрожают населению страны. Евгеники поддерживали законы во имя рациональной защиты общественного здоровья, чтобы принудить к стерилизации людей с «плохими» генами, обычно сосредотачиваясь на тех, кто был психически болен или находился в тюрьмах, но также непропорционально затрагивая тех, кто не был белым. Любая оценка прогрессивного движения должна учитывать этот элемент социального контроля, поскольку реформаторы установили новые способы регулирования повседневной жизни граждан, особенно тех, кто находится в низших слоях общества, путем наделения правительства полномочиями устанавливать правила поведения. Часто именно реформаторы из среднего класса делали свои ценности стандартом для законов, регулирующих все общество.

Величайшим провалом прогрессивной реформы было ее молчаливое согласие с юридическим и насильственным лишением избирательных прав афроамериканцев. Большинство прогрессивных реформаторов не смогли присоединиться к лидерам афроамериканцев в их борьбе против линчевания. Многие поддержали усилия прогрессивных южан по введению тестов на грамотность для голосования и других законов во имя хорошего правительства, которое фактически лишало чернокожих американцев права голоса и укореняло сегрегацию Джима Кроу. К 1920 году такие законы были приняты во всех южных штатах и ​​девяти штатах за пределами Юга.

Отличительной чертой прогрессивизма была его умеренность. Прогрессисты создали то, что историк Джеймс Клоппенберг называет «через СМИ», средний путь между капитализмом laissez-faire, господствовавшим в «золотом веке», и социалистической реорганизацией, за которую выступали многие радикалы того периода. Это было движение приспособления. Некоторое регулирование бизнеса дополнялось некоторой защитой рабочих, но радикального пересмотра распределения богатства или контроля над экономикой не произошло. Вместо этого прогрессисты завещали двадцатому веку веру в активное правительство, способное смягчить воздействие крупномасштабного капитализма на граждан и сообщества. Правительство обеспечило бы общественное требование чистой пищи, более безопасных рабочих мест, достойного жилья и добросовестной деловой практики, среди многих других вещей. Теодор Рузвельт олицетворял прогрессивный обличение возмутительных эксцессов капиталистов и их приспешников, но также олицетворял прогрессивное приспособление к новому порядку. Он выступал против нерегулируемого бизнеса, считал монополии противоположными, защищал профсоюзы, поддерживал защиту прав потребителей и инициировал государственную защиту природных ресурсов. И все же он никогда не верил, что мы сможем отказаться от новой экономики и тех преобразований, которые она произвела в американском обществе. Уравновешивающий акт реформ и регулирования, которого придерживались Рузвельт и другие прогрессисты, провел нацию через момент кризиса в конце девятнадцатого века и приспособил ее к современному индустриальному обществу двадцатого века.


Кирстен Суинт — адъюнкт-профессор истории Фордхэмского университета и автор книги «Профессионалы живописи: женщины-художницы и развитие современного американского искусства, 1870–1930 » (2001).

Резерфорд Б. Хейс | Белый дом

Перейти к разделу

Выбрать президенты Джордж Вашингтон Джон Адамс Томас Джеферсон Джеймс Мэдисон Джеймс Монро Джон Куинси Адамс Эндрю Джексон Мартин Ван Бюрен Уильям Генри Харрисон Джон Тайлер Джеймс К. Полк Закари Тейлор Миллард Филлмор Франклин Пирс Джеймс Бьюкенен Абрахам Линкольн Эндрю Джонсон Улисс С. Грант Резерфорд Б. Хейс Джеймс Гарфилд Честер А. Артур Гровер Кливленд Бенджамин Харрисон Гровер Кливленд Уильям МакКинли Теодор Рузвельт Уильям Ховард Тафт Вудро Вильсон Уоррен Г. Хардинг Кэлвин Кулидж Герберт Гувер Франклин Д. Рузвельт Гарри С. Трумэн Дуайт Д. Эйзенхауэр Джон Ф. Кеннеди Линдон Б. Джонсон Ричард М. Никсон Джеральд Р. Форд Джеймс Картер Рональд Рейган Джордж Буш-старший Уильям Дж.

Клинтон Джордж Буш Барак Обама Дональд Дж. Трамп Джозеф Р. Байден-младший

Биография президента Хейса и бывших президентов предоставлена ​​Исторической ассоциацией Белого дома.

Будучи 19-м президентом Соединенных Штатов (1877-1881 гг.), Резерфорд Б. Хейс наблюдал за окончанием Реконструкции, начал усилия, которые привели к реформе государственной службы, и попытался примирить разногласия, оставшиеся после Гражданской войны.


Бенефициар самых ожесточенных выборов в американской истории, Резерфорд Б. Хейс привнес в административный особняк достоинство, честность и умеренные реформы.

К удовольствию Женского христианского союза воздержания, Люси Уэбб Хейс выполнила приказ своего мужа и изгнала вино и спиртные напитки из Белого дома.

Родившийся в Огайо в 1822 году, Хейс получил образование в Кеньон-колледже и Гарвардской школе права. После пяти лет юридической практики в Нижнем Сандаски он переехал в Цинциннати, где процветал как молодой юрист-виг.

Участвовал в Гражданской войне, был ранен в бою, дослужился до звания генерал-майора. Пока он еще служил в армии, республиканцы из Цинциннати выдвинули его в Палату представителей. Он принял кандидатуру, но не стал проводить кампанию, объяснив это тем, что «с годного к службе офицера, который в этот кризис уступит свой пост агитатору на выборах… следует снять скальп».

Избранный подавляющим большинством голосов, Хейс вступил в Конгресс в декабре 1865 года, обеспокоенный «повстанческим влиянием… правящим Белым домом». Между 1867 и 1876 годами он три срока занимал пост губернатора штата Огайо.

Безопасный либерализм, партийная лояльность и хороший военный послужной список сделали Хейса приемлемым кандидатом от республиканцев в 1876 году. Он выступал против губернатора Нью-Йорка Сэмюэля Дж. Тилдена.

Хотя целая плеяда известных республиканских ораторов и даже Марк Твен сомневались в Хейсе, он ожидал победы демократов. Когда первые результаты, казалось, подтвердили это, Хейс пошел спать, полагая, что проиграл. Но в Нью-Йорке национальный председатель Республиканской партии Захария Чандлер, зная о лазейке, телеграфировал лидерам, чтобы они твердо стояли на своем: «У Хейса 185 голосов, и он избран». По-видимому, всенародное голосование составило 4 300 000 за Тилдена против 4 036 000 за Хейса. Избрание Хейса зависело от оспариваемых голосов выборщиков в Луизиане, Южной Каролине и Флориде. Если бы все спорные голоса выборщиков достались Хейсу, он бы победил; единственный избрал бы Тилдена.

Последовали месяцы неопределенности. В январе 1877 г. Конгресс учредил Избирательную комиссию для разрешения спора. Комиссия, состоящая из восьми республиканцев и семи демократов, определила все состязания в пользу Хейса со счетом восемь против семи. Окончательное голосование выборщиков: 185 против 184.

Северные республиканцы обещали южным демократам по крайней мере один пост в кабинете министров, федеральное покровительство, субсидии на внутренние улучшения и вывод войск из Луизианы и Южной Каролины.

Хейс настаивал на том, что его назначения должны производиться по заслугам, а не по политическим соображениям. В свой кабинет он выбрал людей высокого уровня, но возмутил многих республиканцев, потому что один член был бывшим конфедератом, а другой вышел из партии как либеральный республиканец в 1872 году.

Хейс обещал защищать права негров на Юге, но в то же время выступал за восстановление «мудрого, честного и мирного местного самоуправления». Это означало вывод войск. Хейс надеялся, что такая примирительная политика приведет к созданию на Юге «новой республиканской партии», к которой присоединятся белые бизнесмены и консерваторы.

Многие лидеры нового Юга действительно поддерживали экономическую политику республиканцев и одобряли финансовый консерватизм Хейса, но им грозило уничтожение на выборах, если они присоединились к Партии Реконструкции. Хейс и его преемники-республиканцы были настойчивы в своих усилиях, но не смогли завоевать «твердый Юг».

Хейс заранее объявил, что будет служить только один срок, и удалился в Шпигель-Гроув, свой дом во Фремонте, штат Огайо, в 1881 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *