Культура народов России в XVI веке. Просвещение. Книгопечатание. Летописание. Публицистика
В XVI веке в Российском государстве началось книгопечатание. Иван Фёдоров ввёл пробелы между словами и смог добиться абсолютно ровной линии с правой стороны страницы. Также он стал выделять начала глав красной краской. Позже это стало традицией, а до нашего времени дошло в выражении «начать с красной строки».
В ходе урока вы узнаете об особенностях развития русской культуры в XVI веке, просвещении, начале книгопечатания, летописании, публицистике и светской литературе.
Создание единого Российского государства привело к изменениям во всех сферах жизни, в том числе и в культуре. В XVI веке в России начался культурный подъём. Складывалась единая русская культура. Её основой стали культурные достижения всех русских земель, а также народов, с которыми поддерживались тесные контакты.
Исторические события и проблемы государства нашли своё отражение в произведениях. Преобладающими темами были патриотизм и идея крепкой государственной власти. Деятели культуры проявляли интерес к внутреннему миру человека.
Освобождение от власти Орды и создание единого государства привели к развитию культурных контактов с другими странами. Наиболее успешно они складывались с Италией. Оттуда приезжали мастера, оставившие глубокий след в русской культуре.
Сильное влияние на духовную жизнь оказывала православная церковь. В 1551 году на Стоглавом соборе утвердили образцы, которым необходимо было следовать деятелям культуры. Образцом в живописи стали работы Андрея Рублёва. В зодчестве за образец приняли Успенский собор в Москве. А в литературе – работы митрополита Макария.
В Российском государстве росла потребность в грамотных людях. Стоглавый собор принял решение об открытии училищ при церквях и монастырях. Грамоте учили люди, которые не имели духовного сана. За свою работу они получали еду и жалованье.
Редким явлением на то время было домашнее обучение.
Дети учились письму, чтению, арифметике и богословию. Учебниками для них были церковные книги. Только во второй половине XVI века стали появляться пособия по грамматике и арифметике.
При соборах и крупных монастырях создавались огромные библиотеки. Их называли «книгохранительные палаты». Богатые и знатные люди собирали домашние библиотеки.
Потребность в переводчиках возникла после начала укрепления связей с восточными и европейскими государствами. Уже во второй половине XVI века молодых людей стали посылать учиться за границу. При Посольском приказе открыли школу, где готовили дипломатов и переводчиков.
Рассмотрим, как развивалась система просвещения на землях, присоединённых к Российскому государству. На территории бывшего Казанского ханства сохранялись мусульманские традиции. Здесь обучение охватывало широкие слои населения. В городах и сёлах создавались мектебы – начальные школы, и медресе – средние и высшие учебные заведения.
Из иностранных языков изучались в основном арабский и фарси (персидский). Учебными пособиями в медресе были различные рукописные трактаты. Мухутдин Мухаммед в 1542 году написал трактат по математике, который назывался «Сборник правил».
Важным культурным событием XVI века стало зарождение книгопечатания. Инициатором этого стал Иван IV. В 1564 году на московском Печатном дворе Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец напечатали первую русскую книгу. Называлась она «Апостол». Годом позже появился «Часослов».
Иван Фёдоров занимался не только книгопечатанием. Он также был литературным редактором, вносил исправления в переводы иностранных книг.
В конце XVI века появился учебник по арифметике – «Книга, рекомая по-гречески Арифметикой, а по-немецки Алгоризмой, а по-русски цифирной счётной мудростью». Учебник включал в себя различные задачи, которые были напрямую связаны с торговой деятельностью.
Появление книгопечатания оказало большое влияние на просвещение. Теперь книги стали доступней для широкого круга людей.
В XVI веке продолжалось летописание, которое теперь оказалось под строгим контролем власти. Перед летописцами ставилась задача доказать избранность русских правителей. Это нашло отражение в Лицевом летописном своде. Он описывал события как российской, так и мировой истории.
Также был составлен «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича». В нём подробно описывалось правление Ивана IV, военная история и дипломатические контакты Российского государства. Большое внимание уделялось дворцовому этикету и нравам. Основной идеей этой летописи являлось подчёркивание необходимости самодержавной власти.
Одной из самых крупных летописей XVI века была «Степенная книга». Она стала попыткой рассказа российской истории для большого круга читателей. История здесь представляет собой восхождение русского народа по лестнице к Богу. Каждая из ступеней – этап русской истории, связанный с правлением определённого князя.
В 1560-х годах неизвестный автор написал «Казанскую историю». Она была посвящена истории Казанского ханства и завоеванию Казани в 1552 году. Примечательно, что автор летописи поддерживал действия Ивана IV. «Казанская история» стала своеобразным гимном российскому самодержавию.
Достаточно успешно развивалась татарская литература. К этому времени относится творчество поэта Мухаммедьяра. Его произведения были притчами, в которых широко использовались приёмы устной поэзии.
Аднаш Хафиз написал «Светоч сердец». Здесь приведены размышления автора о взятии Казани. Хафиз учит татарский народ, как сохранить свою самобытность после военного поражения.
Выдающимся памятником творчества кавказских народов стал Нартский эпос. Эпосом называют фольклорное героическое повествование о богатырях, их подвигах и странствиях. В нём рассказывается о нартах – суровых богатырях, которые обрабатывали землю, странствовали и сражались с тёмными силами. Нартам были не страшны трудности и невзгоды.
Интересно, что в осетинском варианте эпоса главный герой весьма похож на древнегреческого Ахилла. Только его уязвимым местом являются колени. На Кавказе имена героев Нарсткого эпоса до сих пор дают детям.
В XVI веке героический эпос был создан и калмыками. Назывался он Джангар. В эпосе рассказывается о приключениях героев-богатырей, живущих в стране счастья и благоденствия.
Всё больше внимания в литературе уделялось великокняжеской и царской власти. Неизвестным автором было написано «Сказание о князьях владимирских». В его основу положены две легенды. Согласно одной – московские правители происходили от римского императора Августа. По другой легенде – Владимир Всеволодович получил от византийского императора Константина Мономаха царские регалии. Из этого делался вывод, что потомки Владимира Мономаха имели полное право на царский титул. А московские князья в свою очередь право на самодержавную власть.
Во времена правления Ивана IV появился новый литературный жанр – публицистика. Это литературные произведения, посвящённые актуальным общественно-политическим вопросам. В этом жанре работал Иван Пересветов. В своих произведениях Пересветов излагал свой взгляд на преобразования в стране. Для него идеалом государственного устройства была самодержавная власть, которая опиралась бы на дворян. Пересветов написал «Большую челобитную», сочинение, в котором автор размышлял о государственном устройстве, советовал московским правителям ограничить могущество бояр. Это произведение Пересветов передал Ивану IV.
Особое место в литературе XVI века занимает «Хронограф». Это сборник занимательных рассказов по всемирной истории, автор которого остался неизвестен. Отдельное внимание в «Хронографе» уделяется славянам, а российская история представляется как часть мировой.
В XVI веке митрополит Макарий составил сборник «Великие Четьи-Минеи».
Сборник «Великие Четьи-Минеи» состоял из 12 книг, на каждый месяц года. Они включали в себя жития святых и поучения. Сборник стал своеобразной церковно-литературной энциклопедией – справочником, содержащим сведения по широкому кругу знаний.
Широкую известность получил «Домострой», его авторство приписывается протопопу Сильвестру. «Домострой» содержит наставления, касающиеся семейной жизни и ведения хозяйства. Так, например, он содержит разделы, рассказывающие о поведении в гостях, в храме, об организации семьи, кулинарные советы. «Домострой» является ценным источником для исследователей периода XVI века, так как содержит информацию о повседневной жизни купцов и бояр.
Основной идеей «Домостроя» стала мысль об абсолютном подчинении царской власти в государстве, подобно главе семьи.Интересна переписка Ивана Грозного с князем Курбским. Князь в 1564 году бежал в Литву. Чтобы не считаться на Руси изменником, он оправдывал свой поступок нежеланием служить тирану. Курбский осуждал произвол Ивана Грозного. В ответ царь доказывал своё право единолично решать, как ему поступать со своими подданными.
Давайте подведём итоги.
В XVI веке продолжался процесс формирования культуры единого Российского государства.
Единая культура складывалась на основе достижений всех русских земель, а также народов, с которыми поддерживались тесные связи.
Литература XVI века поддерживала идею самодержавной власти.
Культура и быт в XVI веке. Просвещение, развитие научных знаний
Сегодня мы с вами познакомимся с новой темой. Из неё вы узнаете о том, как жили наши предки в 16 веке, каких успехов достигли русские мастера и учёные люди. Что нового появилось в архитектуре и живописи, литературе, образовании. Какие памятники дошли до наших дней и насколько велик был вклад русского народа в культуру мира.
К 16 веку культура русских земель претерпела значительные изменения. Если в домонгольский период сильным было византийское влияние, то за период ига и после освобождения она упрочила самобытные и приобрела национальные черты.
Это связано с централизацией русских земель, позволившей возродить связи, как между регионами, так и между странами. Борьба с внешними врагами, упрочнение международного положения России, события внутри страны так же отразились в культуре.
Значительно меняется сам характер культуры – к 16 веку она становится более светской.
В литературе 16 века продолжает развитие жанр исторической песни. Теперь народными героями становятся атаман Ерма̀к, царь Иван Грозный. Воспевается взятие Казани и борьба с крымскими татарами. Народ в своём творчестве гордится сильной Русью, осознает себя причастным к деяниям государства.
Популярными остаются воинские повести. Они приобретают более официальный характер.
В «Сказании о князьях Владимирских» обосновывались важнейшие идеи официальной доктрины самодержавия: происхождение русских князей возводилось к римскому императору Августу, а Владимиру Мономаху приписывалось получение царских регалий от византийского императора.
Литература
Летописание в 16 веке приобретает официальный характер. По объёму и значимости среди летописей важное место занимает «Нѝконовский свод», вобравший обширный материал от начала Руси до середины 16 века и подчинённый идее возвеличивания власти царя.
В середине 16 века было начато составление иллюстрированной всемирной истории – «Лицево̀го летописного свода». Он представлял собой 12 украшенных миниатюрами фолиантов.
Последний том свода был посвящён царствованию Ивана 4 и получил название «Ца̀рственной книги».
Среди светской литературы выделяется «Домостро̀й», содержавший руководство по поведению православного человека в семье и обществе.
Считается, что его создателем был священник Сильвѐстр. «Домострой» всячески ратовал за укрепление роли отца и родителей в семье, за неукоснительное исполнение церковных обрядов.
Значительным прорывом в развитии литературы также можно считать возникновение публицистики как литературного жанра. Писатели в своих произведениях начинают между строк выражать своё мнение о государственном строе России, о том, какие ошибки допускают цари в управлении государством. Примером может быть переписка Ивана Грозного Ку̀рбским.
Также в это время возрождается интерес к историческим знаниям. В «Казанской истории» идёт рассказ об отношениях Руси и Орды.
Литература
В «Степенно̀й книге» описывается история России, начиная с периода Древней Руси. На страницах этих произведений ведётся полемика о роли правителей в истории России, о том, почему произошли те или иные события в истории.
Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы государства. В Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимавшиеся вопросами архитектурного облика столицы – Городово̀й приказ, Приказ каменных дел. Москва становится центром русского зодчества.
Архитектура
В 16 веке в России появляется новый тип сооружений – шатро̀вые храмы – постройки в виде каменного шатра. Наиболее значимыми памятниками этого века были: церковь Вознесения в селе Коло̀менском, собор Василия Блаженного в Москве, Смоленский собор в Новодѐвичьем монастыре.
Собор Василия Блаженного
Идёт строительство военно-инженерных сооружений. Были построены кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Серпухове.
Мощные стены и башни были выстроены и во многих монастырях, ставших укреплениями. В окрестностях Москвы такими были монастыри: Новодевичий, Пафну̀тьево-Боро̀вский, Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, на Севере – Кирилло-Белозёрский, Соловецкий.
Развивается каменное гражданское строительство. Среди построек можно выделить Александрову слободу, грандиозный Опрѝчный двор.
На границах государства начинали строиться новые города: будущие Самара, Царицын, Саратов.
Новые города
Русская живопись развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Но многие произведения 16 века уже характеризуются растущим интересом к реальным историческим лицам и событиям.
Внимания заслуживает икона «Церковь воинствующая».
В росписи Грановѝтой палаты была развёрнута генеалогия Рюрика, история Киевской земли.
В конце 16 веке возросла грамотность населения Руси. Грамотных дворян и бояр было около 65%, посадских людей – до 40%. Крестьян – до 15%. Образование необходимо было купечеству.
Обучение детей проводилось в частных школах, при церквях и монастырях. Однако самой важной наукой оставалась церковная грамота, она вытесняла на второй план арифметику и грамматику.
Увеличившаяся потребность государства в грамотных людях нашла отражение в решении Стогла̀вого собора 1551 года о создании в городах «книжных училищ». Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские «мастера грамоты», открывавшие частные двухгодичные школы.
Русские государи так же отличались образованностью, любили и ценили книги. Библиотека Василия 3 и Ивана Грозного была едва ли не лучшим книжным собранием в Европе.
Углублялись математические знания. Ко второй половине 16 века относится создание первых арифметик и пособий по геометрии.
В сельском хозяйстве устанавливается классификация почв по урожаям.
Представление о развитии медицинских знаний дают книги «травники» и «лечебники». Травники включали подробное описание растений, указывали на их лечебные качества, сообщали способы их использования.
Выдающимся событием русской культуры 16 века является книгопечатание, начало которому было положено в 1553 году.
Спустя 10 лет в Москве была открыта типография, возглавили которую Иван Фёдоров и Пётр Мстисла̀вец. В 1564 году была напечатана первая книга «Апо̀стол». Всего до конца 16 века было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания.
Расширялись географические знания людей. Стали составляться первые географические карты. Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России. Русские мореплаватели к началу 16 века обследовали Белое, Баренцево и Карское море.
Русские поморы первыми проникли в Ледовитый океан, создали первые рукописные карты обследованных морей и островов. Они одними из первых освоили Северный морской путь вокруг Скандинавского полуострова.
Северный путь
В военном деле было освоено литье пушек, получили распространение стенобитные и метательные орудия. Царь-пушка, отлитая Андреем Чо̀ховым в 1586 году, весила 40 тонн, диаметр ствола – 89 сантиметров. Подобных пушек больше не было.
Царь-пушка
Быт народа менялся медленно. Образ жизни сельского населения оставался таким же, как и столетие назад.
На жизнь верхних слоёв общества влияли контакты с иностранными государствами. Он стал более пышным. Обстановка, одежда, вещи обихода выполняли знаковую функцию. Достаточно было одного взгляда, чтобы определить сословную принадлежность человека.
Московская аристократия ходила в дорогих одеждах из атласа, камки, бархата, украшенных вышивками и драгоценными камнями. Не редкостью были литовское и польское платье. Тесное общение с западным соседом оказывало влияние на быт московской аристократии.
В целом русское общество оставалось традиционным. Очень сильным было религиозное влияние и обычаи. Новшества воспринимались с недоверием.
16 век для России – время создания единого государства.
Вместе с этим шёл процесс становления единой культуры русских земель.
Создаётся культурная и духовная среда для появления памятников национального значения, призванных увековечить могущество самодержавной власти и торжество православия.
Просветление, Воздействие | Encyclopedia.com
Просвещение традиционно определяется как интеллектуальное движение, характеризующееся религиозным скептицизмом, секуляризмом и либеральными ценностями, основанное на вере в силу человеческого разума, освобожденного от ограничений слепой веры и произвольной власти, и противостоящее ретроградный противник Просвещения. Происходит от французских философов, особенно от Шарля де Секондана Монтескье (1689–1755), Дени Дидро (1713–1784), Франсуа Мари Аруэ де Вольтера (1684–1778) и Жан-Жака Руссо (1712–1778). Просвещение быстро распространилось по Европе и американским колониям. Он достиг России в середине восемнадцатого века, достигнув своего пика в царствование Екатерины II (1762–179 гг.).6) и становится одной из важнейших составляющих вестернизации и модернизации страны.
Влияние Просвещения в России обычно описывается с точки зрения его восприятия и размещения идей философов. Эти идеи породили новые научные и светские подходы к культуре и управлению, заложившие основу современной интеллектуальной и политической культуры России. Помимо большего интеллектуального обмена с Европой, Просвещение принесло России институты науки и учености, искусства и театра, печатную революцию и новые формы общения, такие как ученые и благотворительные общества, клубы и масонские ложи. Просвещение создало новое поколение русских ученых, ученых и литераторов (например, Михаила Ломоносова, Николая Новикова, Александра Радищева и Николая Карамзина). Просвещение также привело к интенсивной секуляризации, которая значительно уменьшила роль религии и теологии и превратила монархию в просвещенный абсолютизм.
Однако фактическое влияние Просвещения в России было ограниченным и непоследовательным. В то время как сочинения философов широко переводились и читались, русская аудитория больше интересовалась их романами, чем их философскими или политическими трактатами. Политики предпочитали немецкий камерализм и политологию. Самопровозглашенная приверженность Екатерины принципам философов была довольно фрагментарной, что вызвало широко распространенные обвинения в том, что она создала образ философа на престоле, чтобы одурачить европейскую публику. Прогресс науки, образования и литературы, а также формирование общественной сферы в большей степени были обязаны государственной опеке, чем самостоятельной инициативе. Большинство русских поборников Просвещения были глубоко религиозны. Таким образом, критики Православной Церкви практически не было; антиклерикальные заявления были направлены прежде всего против католицизма, старого врага русского православия. Некоторые из новых форм общения, такие как масонские ложи, служили площадками не только для либеральных дискуссий, но и для упражнений в оккультизме, алхимии и критике философов. Просвещение в России больше занималось поверхностными культурными формами, чем содержанием.
Традиционная картина, изложенная выше, нуждается в пересмотре в свете новых исследований европейского Просвещения с 1970-х годов. Просвещение больше не определяется как единая школа мысли, в которой доминируют философы. Наоборот, оно понимается как сложный феномен, серия дебатов, в основе которых лежит процесс открытия и активного и критического участия человека как в частной, так и в общественной жизни. Эта концепция сглаживает бинарные различия между светским и религиозным, сферами частной инициативы и установленной государственной власти, а во многих случаях и традиционную антитезу между Просвещением и анти-Просвещением.
Просвещение в России можно интерпретировать более широко и менее исключительно как процесс открытия современной европейской культуры и приспособления ее к русским реалиям, породившим своеобразно русское национальное Просвещение. Анализ просвещенного деспотизма не должен быть озабочен балансом между Просвещением и деспотизмом, а вместо этого может сосредоточиться на собственном понимании реформатором наилучших интересов нации. Например, именно политические, демографические и экономические соображения, а не антиклерикальная идеология, были движущей силой екатерининской политики секуляризации. Нет необходимости ограничивать обсуждение публичных дебатов оценками того, соответствуют ли они стандартам религиозного скептицизма. Современные дискуссии о разнице между истинным и ложным Просвещением показывают, что религиозное образование и вера, наряду с патриотизмом, рассматривались как ключевые элементы истинного Просвещения, а веротерпимость превозносилась как традиционная православная ценность. Вместо того, чтобы подчеркивать дихотомию между принятием культурных институтов и восприятием идей, ученые двадцать первого века рассматривают институты как инфраструктуру Просвещения, которая создала экономические, социальные и политические механизмы, имеющие решающее значение для распространения идей.
См. также: Екатерина II; масонство; Православие
Де Мадариага, Изабель. (1999). Политика и культура в России XVIII века: Собрание очерков. Нью-Йорк: Лонгман.
Диксон, Саймон. (1999). Модернизация России, 1676-1825 гг. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
Гросс, Энтони Гленн, изд. (1983). Россия и Запад в восемнадцатом веке. Ньютонвилл, Массачусетс: Партнеры по восточным исследованиям.
Смит, Дуглас. (1999). Обработка необработанного камня: масонство и общество в России восемнадцатого века. ДеКалб: Издательство Университета Северного Иллинойса.
Виртшафтер, Элиза Кимерлинг. (2003). Игра идей в русском просветительском театре. ДеКалб: Издательство Университета Северного Иллинойса.
Ольга Цапина
Просвещение, русский — Философская энциклопедия Routledge
Доступ к полному содержанию доступен только для членов организаций, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
контент заблокирован
1
Государственное Просвещение
контент закрыт
2
Просвещение общества
содержимое заблокировано
3
Средства Просвещения
содержание закрыто
4
Последствия русского Просвещения
содержимое заблокировано
Библиография
Тематический
- По
- Джонс, В. Гарет
DOI
10.4324/9780415249126-E043-1
DOI: 10.4324/9780415249126-E043-1
Версия: v1, опубликовано онлайн: 1998
Получено 10 декабря 2022 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/enlightenment-russian/v-1.
Когда Россия при Петре Великом приняла светский европейский образ мышления, ее образованная элита соприкоснулась сначала с немецким Просвещением, которое сочетало рационализм Декарта и Лейбница с эмоциональностью протестантского пиетизма. С признанием установленной власти и акцентом на ответственности человека перед обществом, а не на индивидуальных правах, это направление мысли раннего Просвещения соответствовало государственному строительству Петра.
Ко второй половине восемнадцатого века универсальность французского языка, влияние таких гениев, как Монтескье и Вольтер, и формирование сознательной партии Просвещения среди французских философов привели к тому, что их полемические сочинения стали мейнстримом. прогрессивной мысли. Именно это Просвещение приняла Екатерина Великая, исповедовавшая его постулаты: терпимость и убежденность в том, что совершенствование общественного устройства обеспечит человеческое счастье. Она поощряла рост интеллектуальной элиты для распространения идей 9-го века.0003 философов и формируют просвещенное общественное мнение.
Российская традиция абсолютизма и крепостного права, однако, оказалась враждебной ценностям Просвещения. Тем не менее русское Просвещение породило элиту людей, стремящихся выступить в качестве критиков и моральных лидеров своего общества, которые определят будущий курс русской общественной мысли.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Ссылка на эту статью:
Джонс, В. Гарет. Просвещение, Россия, 1998, doi:10.4324/9780415249126-E043-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/enlightenment-russian/v-1.
Copyright © 1998-2022 Рутледж.
Похожие запросы
Периоды
- Восемнадцатый век
Регионы
- славянский
Связанные статьи
- Просвещение, Континентальный Воклер, Роберт
- Лейбниц, Готфрид Вильгельм (1646–1716) Гарбер, Дэниел
- Монтескье, Шарль Луи де Секонда (1689–1755) Хуллиунг, Марк
- Естественный закон Финнис, Джон
- пиетизм Гельцо, Аллен С.