2. Основные этапы объединения русских земель в XIV – начале XVI века. История России IX–XVIII вв.
2. Основные этапы объединения русских земель в XIV – начале XVI века. История России IX–XVIII вв.ВикиЧтение
История России IX–XVIII вв.
Моряков Владимир Иванович
Содержание
2. Основные этапы объединения русских земель в XIV – начале XVI века
Говоря об объединительном процессе в русских землях, следует учитывать, что в это понятие входит не только объединение земель вокруг одного центра, но и борьба против золотоордынского ига и процесс усиления великокняжеской власти. Объединительный процесс в русских землях продолжался около двух столетий. Его можно подразделить на три этапа.
Первый охватывает период с конца XIII в. до 80?х годов XIV столетия. На этом этапе в землях Северо-Восточной Руси шел хозяйственный подъем. В начале XIV в. выделилилсь Рязанское, Суздальско-Нижегородское, Тверское и Московское княжества, которые повели между собой борьбу за владимирское великое княжение. В ходе ее решался вопрос о том, какое из княжеств станет центром объединения русских земель. Результатом столкновения стало возвышение Московского княжества, которое до 80?х годов XIV в. отстаивало в борьбе со своими противниками право быть центром объединения. Усиление Московского ства привело к активизации борьбы с Золотой Ордой. Победа на Куликовом поле в 1380 г., одержанная под знаменами Москвы, окончательно утвердила ее как общепризнанный центр объединения русских земель.
Второй этап (80?е годы XIII в. – 1462 г.) характеризуется дальнейшим объединением земель вокруг Москвы, которое после 1380 г. приняло характер государственного объединения. Продолжалась борьба с ордынским игом. Усиление власти московского великого князя привело к войне между ним и удельными князьями московского княжеского дома, центральным вопросом которой стало подчинение удельных князей московскому великому князю.
Третий этап охватывает период с 1462 г. по 1533 г. В это время завершается объединение русских земель вокруг Москвы, в 1480 г. происходит освобождение от ордынского ига. На этом этапе формируются общерусские государственные органы управления.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава 4. Католичество в России XVI – XVII вв. От объединения русских земель, до начала царствования Петра I
Глава 4. Католичество в России XVI – XVII вв. От объединения русских земель, до начала царствования Петра I При великом князе Иване III (1462-1505) – Новгород [155] и Тверь [156] утратили свою независимость, а при его наследнике Василии III (1505-1533) – произошла ликвидация формальной
§ 23.
НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ§ 23. НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ Русские земли в XIV веке. В XIV веке наиболее влиятельными княжествами (их ещё называли великими) были Московское, Тверское, Рязанское, Суздальское и Ниже-городское, а также Новгород и Псков – боярские республики. В 1348 году
2.1. Москва – центр объединения русских земель
2.1. Москва – центр объединения русских земель Возвышение МосквыЦентром русских земель считалось Владимиро-Суздальское княжество со стольным городом Владимиром-на-Клязьме. Ярлык золотоордынского хана на Владимирское княжение формально давал власть над Русью (кроме
2.2. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы
2.2. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы Присоединение НовгородаКрупнейшая роль в дальнейшем объединении русских земель принадлежит великому князю Ивану III Васильевичу, сыну Василия Темного, занимавшему московский престол в 1462–1505 гг.
Еще при жизни отцаЗавершение территориального объединения русских земель
Завершение территориального объединения русских земель Заключительными этапами «собирания» русских земель вокруг Москвы стали присоединения Ярославского, Ростовского, Тверского княжеств и Новгородской земли, а также западнорусских земель, входивших в состав
§ 1. Выдвижение Москвы в процессе объединения русских земель
§ 1. Выдвижение Москвы в процессе объединения русских земель Объединение русских земель проходило в острой борьбе русского народа за свое государственное единство и национальную независимость, за преодоление феодальной раздробленности и внутренних противоречий среди
3.2. Завершение объединения русских земель. Освобождение Руси от ордынской зависимости
5. Четвертый этап. Завершение объединения русских земель
5. Четвертый этап. Завершение объединения русских земель 5.1. Присоединение Новгорода. Сын Василия II великий князь Иван III (1462–1505) к 1468 г. полностью подчинил Ярославское княжество, в 1474 г. ликвидировал остатки независимости Ростовского княжества.Более напряженно
Глава V Объединение русских земель вокруг Москвы и процесс политической централизации в период с 80-х годов XIV века до середины XV века
Глава V Объединение русских земель вокруг Москвы и процесс политической централизации в период с 80-х годов XIV века до середины XV века § 1.
Русь после Куликовской битвы К началу 80-х годов XIV в. вполне определилась ведущая роль Москвы в процессе формирования РусскогоОсновные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в начале века
Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в начале века За время, прошедшее с момента получения независимости, страны Латинской Америки заметно продвинулись в своем социально-экономическом развитии. К началу XX века
Объединение Руси в 14-17 вв реферат по истории | Сочинения История
Скачай Объединение Руси в 14-17 вв реферат по истории и еще Сочинения в формате PDF История только на Docsity! План 1 Введение…………………………………………………………………. ………………………………………………………………. 2 2 Социально-экономические и политические предпосылки и причины «собирания» русских земель…………… 2 3 Альтернативы и этапы объединительного процесса на Руси…………………………………………………………………….. 3 4 Причины возвышения Москвы. Иван Калита…………………………………………………………………………………………… 5 5 Усиление Московского княжества. Завершение объединения Руси. …………………………………………………………. 8 6 Иван III. Многонациональное Российское государство…………………………………………………………………………….. 8 7 Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………….. 14 8 Список литературы……………………………………………………………. …………………………………………………………………… 17 Введение В конце XV – начале XVI в. более чем двухвековая героическая борьба русского народа за государственное единство и национальную независимость завершилась объединением русских земель вокруг Москвы. Процесс преодоления феодальной раздробленности и образования в рамках феодального строя централизованных государств – одна из важнейших проблем, стоящих перед отечественной исторической наукой. В разное время эта проблема рассматривалась под разными точками зрения. Дореволюционная историческая наука сводила этот процесс к росту «вотчины» московских князей, значительное внимание уделяя влиянию исторических личностей на ход истории. Советские историки, следуя Марксу, во главу угла ставили закономерности материального общественного производства и общественных отношений. Сегодняшний интерес к проблеме, определяющий актуальность данной темы, базируется на рассмотрении альтернативных вариантов исторического развития российского государства, которых немало могло возникнуть в треугольнике Литва — Русь – Орда. Социально-экономические и политические предпосылки и причины «собирания» русских земель При всей общности социально-экономических и политических факторов, лежащих в основе государственно-политической централизации, происходившей в XIII—XV вв. во всех европейских странах, в образовании Русского централизованного государства были свои существенные особенности. Катастрофические последствия монголо-татарского нашествия, усугубленные тяжелым золотоордынским игом, задержали экономическое развитие русских земель, содействовали консервации феодальной раздробленности и укреплению феодально-крепостнических отношений. Наличие на Руси огромных земельных и людских ресурсов служило основой 2 Русского государства, в котором завершение объединительного процесса неразрывно соединилось с началом борьбы за государственную централизацию и за окончательную ликвидацию золотоордынского ига. Причины возвышения Москвы. Иван Калита Существует несколько причин, обусловивших победу Москвы в ее противостоянии с другими политическими центрами Руси. В этом отношении географическое положение города Москвы было особенно выгодно. Река Москва Ламским волоком соединяла Верхнюю Волгу со средней Окой. С другой стороны, город Москва возник на самом изломе реки, при ее повороте на юго-восток, где она притоком своим Яузой почти вплоть подходит к Клязьме, по которой шел через Москву поперечный путь с запада на восток. Наконец, с третьей стороны через Москву пролегала из Лопасни дорога с киевского и черниговского юга на Переяславль-Залесский и Ростов. Так город Москва возник в пункте пересечения трех больших дорог. Из такого географического положения проистекли важные экономические выгоды для города и его края. Прежде всего это положение содействовало сравнительно более ранней и густой населенности края. В Москву, как в центральный водоем, со всех краев Русской земли, угрожаемых внешними врагами, стекались народные силы благодаря ее географическому положению. Так географическое положение Москвы, сделав ее пунктом пересечения двух скрещивавшихся движений — переселенческого на северо-восток и торгово-транзитного на юго-восток, доставляло московскому князю важные экономические выгоды. Сгущенность населения в его уделе увеличивала количество плательщиков прямых податей. Развитие торгового транзитного движения по реке Москве оживляло промышленность края, втягивало его в это торговое движение и обогащало казну местного князя торговыми пошлинами. Москву можно считать если не географическим, то этнографическим центром Руси, как эта Русь размещена была в XIV в. Это центральное 5 положение Москвы прикрывало ее со всех сторон от внешних врагов; внешние удары падали на соседние княжества — Рязанское, Нижегородское, Ростовское, Ярославское, Смоленское — и очень редко достигали до Москвы. Благодаря такому прикрытию Московская область стала убежищем для окрайного русского населения, всюду страдавшего от внешних нападений. После татарского погрома более столетия, до первого Ольгердова нападения в 1368 г., Московская страна была, может быть, единственным краем Северной Руси, не страдавшим или так мало страдавшим от вражеских опустошений; по крайней мере за все это время здесь, за исключением захватившего и Москву татарского нашествия 1293 г. , не слышно по летописям о таких бедствиях. Пользуясь своими средствами, московские князья постепенно выводили свое княжество из первоначальных тесных его пределов. В самом начале XIV в. на севере Руси не было удела незначительнее московского. Пределы его не совпадали даже с границами нынешней Московской области. Из существовавших тогда городов в состав удельной московской территории не входили Дмитров, Клин, Волоколамск, Можайск, Серпухов, Коломна, Верея. Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского Даниил. При нем начался быстрый рост Московского княжества. В 1301 г. Даниил Александрович захватил у рязанских князей Коломну, а в 1302 г. 0 0 1 Fк нему перешло по завещанию переяславльского кня зя, враждовавшего с Тверью, Переяславльское княжество. В 1303 г. был присоединен входивший в состав Смоленского княжества Можайск, в результате чего Москва-река, бывшая тогда важным торговым путем, оказалась от истока до устья в пределах 0 0 1 FМосковского княжества. За три года Москов ское княжество увеличилось почти вдвое, стало одним из крупнейших и сильнейших в Северо-восточной Руси, и московский князь Юрий Данилович вступил в борьбу за великое княжение Владимирское. Но даже после того как третий московский князь из племени Александра Невского, Иван Калита, стал великим князем, московский удел оставался очень незначительным. В первой духовной этого князя, написанной в 1327 г., 6 перечислены все его вотчинные владения. Они состояли из пяти или семи городов с уездами: Москва, Коломна, Можайск, Звенигород, Серпухов, Руза и Радонеж. В этих уездах находились 51 сельская волость и до 40 дворцовых сел. Вот весь удел Калиты, когда он стал великим князем. Но в руках его были обильные материальные средства, которые он и пустил в выгодный оборот. Тогдашние тяжкие условия землевладения заставляли землевладельцев продавать свои вотчины. Вследствие усиленного предложения земли были дешевы. Московские князья, имея свободные деньги, и начали скупать земли у частных лиц и у церковных учреждений, у митрополита, у монастырей, у других князей. Покупая села и деревни в чужих уделах, Иван Калита купил целых три удельных города с округами — Белозерск, Галич и Углич. Преемники его продолжали это мозаическое собирание земель. В княжение Калиты Московское княжество окончательно определилось как крупнейшее и сильнейшее в Северо-Восточной Руси. Со времен Калиты складывается тесный союз московской великокняжеской власти с церковью, сыгравший большую роль в образовании централизованного государства. Союзник Калиты митрополит Петр перенес свою резиденцию из Владимира в Москву (1326), ставшую церковным центром всей Руси, что еще более укрепило политические позиции московских князей. В отношениях с Ордой Калита продолжал намеченную еще Александром Невским линию внешнего соблюдения вассальной покорности ханам, исправной выплаты дани, чтобы не дать им поводов для новых вторжений на Русь, которые в его княжение почти полностью прекратились. «И бысть оттоле тишина велика на 40 лет и престаша погани воевати Русскую землю и заколоти христиан, и отдохнуша и починуша христиане от велика истомы и многие тягости, от насилия татарского…», — писал летописец, оценивая княжение Калиты. Русские земли получили необходимую им передышку для восстановления и подъема экономики, накопления сил для предстоящей борьбы за свержение ига. Стоит отметить, что постоянное вмешательство татарских ханов в 7 власть Москвы, уплата значительной контрибуции, обязательство Новгорода не поддерживать противников Москвы. В середине XV в. Московское княжество, включившее в себя на протяжении XIV — первой половины ХУв. большую часть Северо-Восточной Руси, представляло собой территориальное ядро формировавшегося Русского государства, общепризнанной столицей которого стала Москва, а политическим главой всей Руси — московский великий князь. Объединительная политика московских великих князей пользовалась поддержкой подавляющего большинства господствующего класса феодалов, церкви, горожан и других слоев населения, заинтересованных, хотя и с разных социальных позиций, в государственно-политическом объединении страны, в укреплении государственной власти. К концу правления Василия II в пределах Московского княжества оставался лишь один Верейско-Белоозерский удел, князь которого полностью подчинялся Москве. После смерти Василия II появилось еще четыре удела, выделенных его младшим сыновьям. Но территориальные размеры, материальные и людские ресурсы «великого княжения» его старшего сына Ивана III обеспечивали последнему подавляющее превосходство над братьями. В процессе объединения русских земель XIV—XV вв. возникали и первые элементы государственной централизации — превращение Москвы в государственно-политический центр для всей страны, постепенное сосредоточение всей полноты власти в руках московских князей, ограничение политических и иммунитетных прав и привилегий феодальной земельной знати, упразднение отдельных политических институтов (например, должности тысяцкого в Москве), первые шаги по установлению контроля за деятельностью кормленщиков и др. Дмитрий Донской попытался ликвидировать положение церкви как «государства в государстве» и сделать ее послушным орудием в руках великокняжеской власти. Дмитрий Донской хотел добиться этого, поставив на митрополичий престол своего ставленника — придворного попа Митяя, однако эта попытка окончилась неудачей. Пойти же на разрыв сложившихся еще со времен Калиты союзнических отношений с церковью 10 великокняжеская власть не могла, так как нуждалась в ее поддержке в борьбе с другими феодальными противниками. Новые основания получил союз церкви с московскими князьями с середины ХVв. В 1439 г. на соборе во Флоренции Папская курия и Константинопольская патриархия подписали акт о принятии православной церковью католических догматов и верховного главенства римского папы при сохранении православных обрядов. Идя на унию, патриарх надеялся получить от католического Запада помощь в борьбе против турецких завоевателей, под ударами которых рушилась Византийская империя. Папская курия хотела также этим актом включить в сферу своего влияния Русь и другие славянские страны. Но в Москве разобрались в скрытой политической подоплеке флорентийской унии и отвергли ее. Московского митрополита грека Исидора, подписавшего во Флоренции унию, сместили и взяли под стражу. В 1448 г. собравшиеся в Москве на церковный собор русские епископы избрали из своей среды без санкции патриарха нового митрополита — коломенского епископа Иону, на которого указал великий князь Василий II. Этим актом была оформлена независимость русской церкви от константинопольской патриархии. Но, став самостоятельной, русская церковь оказалась поставленной в прямую зависимость от крепнувшей великокняжеской власти, которая только одна могла защитить интересы церкви в общерусском масштабе, поддержать ее духовный авторитет, ее борьбу с еретическими движениями. Успехи Москвы в политическом объединении Руси, территориальный pocт Московского княжества, победа великокняжеской власти над удельно- консервативной оппозицией в феодальной войне второй четверти XV в. — все это создало условия для перехода к завершающему этапу объединительного процесса и началу государственно-политической централизации, т. е. для ликвидации самостоятельности последних крупных феодальных центров на Руси — Тверского, Ярославского, Ростовского и Рязанского княжеств, Новгородской и Псковской феодальных республик. Эта задача была решена в правление Ивана III и его сына Василия III. 11 Очередное военное противостояние Москвы и Новгорода, произошедшее 1471 г., привело к ликвидации Новгородской республики. Однако сила традиций была настолько сильна, что московская великокняжеская власть пошла на некоторые уступки, сохранив городу некоторое подобие автономии. Почти одновременно, в 1480 г. было свергнуто монгольско-татарское иго. Ахмед-хан, заключив союз с польско-литовким королем Казимиром IV, вторгся в Русскую землю, чтобы снова заставить московского великого князя платить дань (выплата дани была прекращена Иваном III уже за несколько лет до этого). Положение осложнялось вспыхнувшим мятежом удельных князей — братьев Ивана III, недовольных усилением власти великого князя. Иван III проявил незаурядное политическое мастерство — «побил одних татар при помощи других». Он заключил союз с противником Ахмед-хана — крымским ханом Менгли-Гиреем, который вторгся в украинские владения Казимира IV и тем самым не дал ему выступить на помощь Ахмед-хану. Одновременно Ивану Ш удалось ликвидировать и опасный мятеж удельных князей. Попытка Ахмед-хана форсировать реку Утру в октябре 1480 г. оказалась неудачной. Не дождавшись помощи от Казимира и опасаясь надвигавшейся зимы, Ахмед-хан увел свое войско обратно. «Стояние на Угре» кончилось освобождением Русской земли от иноземного ига. Оно было подготовлено многолетней борьбой народных масс против завоевателей и успехами объединительного процесса. Свергнувшая ордынское иго Москва еще более активно продолжала объединение русских земель. Однако остались еще выросшие из Золотой Орды опасные соседи — Крымское, Казанское, Астраханское ханства, борьба с которыми продолжалась длительное время. В 1485 г. многовековой противник Москвы – Тверь – после недолгого (двухдневного) сопротивления сдалась московскому войску. Вятская земля, важная в промысловом отношении, была присоединена в 1489 г. С вхождением северных владений Новгорода и Вятской земли в состав Российского государства вошли и нерусские народы Севера и Северо-Востока. Это явление не было новым в государственном развитии русских земель, потому что с 12 духовные феодалы были заинтересованы в усилении великокняжеской власти постольку, поскольку она могла способствовать укреплению их власти над крестьянами. При этом различные группировки феодалов неодинаково относились к перспективе укрепления московской великокняжеской власти. Новгородское боярство и духовенство, например, стремились сохранить государственную и церковную самостоятельность в своей земле. Аналогичным было положение в Пскове и в некоторых других землях. Московское боярство поддерживало идею объединения всех русских земель под властью Москвы, но сопротивлялось усилению личной власти великого князя. Сепаратистские тенденции особенно сильно проявлялись в политике удельных князей. Прослойка служилых людей — условных феодальных держателей — только еще формировалась. Однако этот процесс заметно активизировался по мере присоединения к Москве новых территорий и перехода во владение московских князей значительного фонда земель. Служилые люди были более всего заинтересованы в сильной государственной власти. Торгово-ремесленным элементам города деревни также нужно было установление сильной единой власти на территории страны, поскольку она обеспечивала необходимые для развития торговли и ремесла прекращение междоусобных войн и внешнюю безопасность. Народные массы — крестьяне, ремесленники, промысловые люди — надеялись получить в лице великокняжеской власти «справедливую» власть, надежную защиту от притеснений и произвола со стороны местных правителей и их администраций, а также защиту от нападения внешних врагов. В результате объединения образовалась огромная держава, самая крупная в Европе. В рамках этого государства была объединена русская (великорусская) народность. При этом российское государство с самого начала формировалось как многонациональное, хотя при этом занявшая ведущее положение в государстве великорусская народность оформила свое единение и таким образом обеспечила прогрессивную форму своего исторического развития. С конца XV в. стал употребляться термин «Россия». 15 Русские люди могли гордиться тем, что было сделано в те славные десятилетия конца XV и начала XVI столетия. Летописец отразил эти чувства своих современников: “Наша великая Русская земля освободилась от ига… и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире”. 16 Список литературы 1. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: Учебник/Под ред. Б.А. Рыбакова. М.: Высшая школа, 1983. 2. Нестеров Ф. Ф. Связь времен. М.: Молодая гвардия, 1984. 3. Скрынников Р.Г. История Российская. IX – XVIII в. М.: изд-во «Весь мир», 1997. 4. Бушуев С.В. История государства Российского. М.: изд-во «Книжная палата», 1994. 5. Л.Н. Жарова, И.А. Мишина. История Отечества. М.: Просвещение, 1992. 17
Средневековая геополитика Помогите объяснить современную Россию и Украину
Объяснения войны России в Украине в 2022 году часто восходят к 2014 году, когда Революция Достоинства заменила союзника Кремля Виктора Януковича прозападным правительством, а Владимир Путин ответил аннексией Крыма и спонсированием сепаратистов анклавы на востоке Украины. Другие сосредотачиваются на 2005 году, когда Оранжевая революция впервые привела к власти в Киеве ориентированное на Запад руководство. Некоторые аналитики обращаются к запутанной истории украинского национализма в 19-м веке.30-х и 40-х годов, в том числе антисоветских борцов, сотрудничавших с гитлеровцами.
Но история России и Украины уходит корнями в средневековье. Это поднимает увлекательные вопросы о роли, которую различные взгляды на свободу и государство сыграли в их развитии.
Средневековая и ранняя современная история России и Украины настолько актуальна, что прошлым летом Путин написал эссе под названием «Об историческом единстве русских и украинцев», которое было размещено на сайте Кремля на русском, украинском и английском языках. Главный тезис Путина заключался в том, что русские и украинцы являются частью одной семьи, объединенной языком и религией, но разделенной в XIII веке, когда северо-восточная часть Киевской Руси была завоевана Золотой Ордой хана Батыя, а большая часть ее юго-запада вошла в состав Великого княжества Литовского. В последующие века, писал Путин, северо-восточные русские освободились от ордынского ига, в то время как их юго-западные православные братья оказались все более порабощенными польско-литовским католическим правлением, что в конечном итоге подтолкнуло их к поиску покровительства русского царя.
После этого в путинском нарративе все было в принципе хорошо, пока царская империя не закончилась русской революцией. В 1921 году родился Советский Союз, и Украина после короткого периода независимости стала одной из его республик, а ее территория была дополнена землями, ранее принадлежавшими России. Спустя семьдесят лет Советский Союз распался, и Украина ушла сама по себе, забрав с собой по праву русские земли.
Суть этого якобы ученого трактата, высмеянного российскими и украинскими учеными вне путинского двора, сводилась к трем аспектам: 1) украинцы могут реализовать свою национальную идентичность только в союзе с Россией, 2) украинцы никогда не притеснялись царской империей или большевики, и 3) Россию лишили земли (хотя Украина фактически потеряла больше земли, чем приобрела, когда большевики провели границы республики). Истинная цель эссе кажется особенно ясной в ретроспективе: оправдать российскую агрессию против Украины.
В ходе обсуждения на русскоязычном веб-сайте BBC News в июле 2021 года историк Андрей Зубов, которого в 2014 году выгнали из Московского государственного института международных отношений после критики аннексии Крыма, согласился с тем, что отделение Золотой Орды от оккупированной восточной Россия и протоукраинский запад были началом развития украинцев как отдельного народа с гораздо более сильными «западными» ценностями, чем Россия. ( Украина , что первоначально означало «пограничные земли», стало названием этого конкретного региона в 17 веке.) Его европейский импорт включал университетское образование, самоорганизующиеся ремесленные гильдии и « Магдебургское право » самоуправления для городов. и города.
В эссе, опубликованном в марте 2022 года в «Новой газете» , независимом издании, которое с тех пор было приостановлено из-за цензуры, историк Московского государственного университета Юрий Пивоваров предложил более подробный анализ этой истории. Пивоваров пишет, что распад Киевской Руси после монгольского нашествия в конечном итоге привел к возникновению двух крупных государств: Великого княжества Московского и Великого княжества Литовского, государи которых иногда именовались великими князьями литовскими и малороссийскими. Русины , или Русины , был термином для западного населения Руси, которое позже станет украинцами и белорусами. Эти два княжества боролись за политическое и культурное превосходство в качестве доминирующего восточнославянского государства — по сути, «настоящей» Руси — с конца 14 века до конца 16 века, когда победила Московия.
Великое княжество Литовское, говорит Пивоваров, было во многих отношениях типичным европейским феодальным государством, отличавшимся «разделением власти между аристократами-землевладельцами» и иерархией вассалитета с великим князем в качестве верховного сюзерена. В некотором смысле она была более «либеральной», чем большая часть Западной Европы того времени: вместо наследственного монарха у нее была господарь (государь) избирается собранием знати. Напротив, Великое княжество Московское было сильно централизовано, и великий князь, а затем царь, не просто находился на вершине аристократической иерархии, но «парил над ней, как земной бог».
Со временем власть царя стала еще более концентрированной, достигнув кульминации в царствование Ивана IV в XVI веке, чей кровавый террор против боярской знати опирался на особую гвардию — примерно 6-тысячную опричнину — набран в основном из низших чинов и получил широкое право искоренять «измену». Хотя опричнина (которую Пивоваров рассматривает как воспроизведение ордынского правления с домашним угнетателем) была продуктом паранойи Ивана, она также служила для того, чтобы уравнять всех его подданных как фактических рабов царя. Тем временем Великое княжество Литовское, ставшее частью Речи Посполитой, двигалось к большей региональной автономии и большему ограничению полномочий монархии.
Бинарное представление истории Украины и России как «свобода против самодержавия/рабства» было бы слишком упрощенным. Право голоса в Великом княжестве Литовском было ограничено дворянами. Историк МГУ Федор Гайда, защитивший трактат Путина, утверждает, что привилегиями горожан пользовалась около десятой части населения, а крестьянство на землях, отошедших Польше, подвергалось крепостному праву, в чем-то более жесткому. чем у России. В XVI и XVII веках, например, крепостные крестьяне в России, но не в Польше, могли жаловать государя о плохом обращении со стороны своих господ. Православные подверглись репрессиям при польско-литовском католическом правлении, хотя Пивоваров отмечает, что с начала XVII века украинцы оттеснялись, создавая свои собственные православные учреждения: школы и семинарии, благотворительные учреждения, больницы, типографии и т. д.
Присоединение Восточной Украины к России — сложная история. Возглавивший ее казачий военачальник Богдан Хмельницкий не столько искал братского союза, сколько хитро натравливал царя, короля Польши и османского султана друг на друга для лучшей сделки. Но Пивоваров утверждает, что Украина, официально известная с конца 18 века как Малороссия или Малороссия, оставалась занозой в боку царской империи из-за своей свободолюбивой культуры. Эта культура, вероятно, не ограничивалась элитой: примечательно, что, хотя Екатерина Великая закрепощала украинских крестьян в 1783 году, последующие указы (которые не применялись в России) сильно ограничивали возможность землевладельцев продавать их.
События 2022 года можно рассматривать как еще одну главу в очень длинной истории: Украина смотрит на Запад и ищет свободы, в то время как Россия все глубже сползает в автократию. Некоторые предсказывают, что этот конфликт может привести к концу существования России как единого центрального государства. Но и без такого крутого поворота победа Украины будет в каком-то смысле триумфом славянского наследия свободы.
Война в Украине — это колониальная война
Когда Владимир Путин отрицает реальность украинского государства, он говорит на привычном имперском языке. В течение пятисот лет европейские завоеватели называли общества, с которыми они сталкивались, «племенами», считая их неспособными управлять собой. Как мы видим на руинах украинских городов и в российской практике массовых убийств, изнасилований и депортаций, утверждение о том, что нации не существует, является риторической подготовкой к ее уничтожению.
Сюжет Empire отделяет предметы от объектов. Как утверждал философ Франц Фанон, колонизаторы считают себя действующими лицами с определенной целью, а колонизированных — инструментами для реализации имперского видения. Вернувшись на пост президента десять лет назад, Путин принял ярко выраженный колониальный характер. В 2012 году он охарактеризовал Россию как «государство-цивилизацию», которая по своей природе вобрала в себя более мелкие культуры, такие как украинская. В следующем году он заявил, что русские и украинцы объединились в «духовном единстве». В длинном эссе об «историческом единстве», опубликованном в июле прошлого года, он утверждал, что Украина и Россия — единая страна, связанная общим происхождением. Его видение — разрушенный мир, который необходимо восстановить с помощью насилия. Россия становится собой, только уничтожив Украину.
В качестве объектов этой риторики и войны на уничтожение, которую она санкционирует, украинцы понимают все это. У Украины, конечно, есть история, и украинцы составляют нацию. Но империя навязывает объективацию на периферии и амнезию в центре. Таким образом, современный российский империализм включает в себя законы памяти, запрещающие серьезное обсуждение советского прошлого. Для россиян незаконно применять слово «война» к вторжению в Украину. Также незаконно говорить, что Сталин начал Вторую мировую войну как союзник Гитлера и использовал почти такое же оправдание для нападения на Польшу, как Путин использует для нападения на Украину. Когда в феврале началось вторжение, российским издателям было приказано удалить упоминания об Украине из учебников.
Столкнувшись с кремлевской официальной смесью фантастики и табу, возникает искушение доказать обратное: что вечна не Россия, а Украина, что всегда правы не русские, а украинцы и т.д. И все же украинская история дает нам нечто более интересное, чем просто анти-нарратив империи. Мы можем найти украинское национальное чувство очень рано. Но в современной Украине нация не столько антиколониальная, отказ от той или иной имперской власти, сколько постколониальная, создание чего-то нового.
Южная Украина, где сейчас русские войска осаждают города и бомбят госпитали, была хорошо известна древним. В мифе об основании Афин богиня Афина дарит городу оливковое дерево. Фактически город мог выращивать оливки только потому, что импортировал зерно из портов на побережье Черного моря. Греки знали побережье, но не внутренние районы, где они представляли себе мифических существ, охраняющих поля золота и амброзии.
Здесь уже был колониальный взгляд на Украину: страна фантазий, где берущие имеют право мечтать.Города Киева в древности не существовало, но он очень древний — примерно на полтысячелетия старше Москвы. Вероятно, он был основан в шестом или седьмом веке к северу от любой территории, которую видели греки или контролировали римляне. Ислам продвигался вперед, и христианство становилось европейским. Западная Римская империя пала, оставив форму христианства, подчиненную папе. Осталась Восточная (Византийская) империя, руководившая тем, что мы сейчас называем Православной Церковью. Пока Рим и Константинополь конкурировали за новообращенных, народы к востоку от Киева обратились в ислам. Киевляне говорили на славянском языке без письменности и исповедовали язычество без идолов и храмов.
Путинское видение «единства» связано с крещением, которое произошло в этой обстановке. В IX веке в Киев прибыла группа варягов, известных как русы. В поисках южного пути для работорговли они нашли реку Днепр, протекающую через город.
Путин утверждает, что эта запутанная последовательность событий раскрывает волю Бога навсегда связать Россию и Украину. Волю Божью легко понять неправильно; во всяком случае, современных наций в то время не существовало, а слова «Россия» и «Украина» не имели никакого значения. Вальдемар был типичным представителем языческих правителей Восточной Европы своего времени, рассматривая множество монотеистических вариантов, прежде чем выбрать тот, который имел наиболее стратегический смысл. Слово «Русь» означало уже не викингов-рабовладельцев, а христианское государство. Его правящая семья теперь вступила в смешанные браки с другими, и с местными жителями обращались как с субъектами, подлежащими налогообложению, а не как с телами, подлежащими продаже.
Еще ни одно правило не определяло, кто придет к власти после смерти киевского правителя. Вальдемар взял в жены византийскую принцессу, но у него было полдюжины других, не говоря уже о гареме из сотен женщин. Когда он умер в 1015 году, он заключил в тюрьму одного из своих сыновей, Святополка, и воевал с другим, Ярославом. Святополк был освобожден после смерти отца и убил трех своих братьев, но был разбит на поле боя Ярославом. В бой вступили и другие сыновья, и Ярослав не правил один до 1036 года. Преемственность заняла двадцать один год. За это время умерло по меньшей мере десять других сыновей Вальдемара.
Эти события не раскрывают вечную империю, как утверждает Путин. Но они предполагают важность принципа преемственности, очень важной темы в украинско-российских отношениях сегодня. Украинская транслитерация «Вальдемар» — это «Владимир», имя президента Украины. В Украине власть передается через демократические выборы: когда Владимир Зеленский победил на президентских выборах 2019 года, действующий президент смирился с поражением. Русская транслитерация того же имени — «Владимир». Россия хрупкая: в ней нет принципа престолонаследия, и непонятно, что будет, когда Владимир Путин умрет или будет вынужден уйти от власти. Давление смертности подтверждает имперское мышление. Стареющий тиран, одержимый своим наследием, ухватывается за возвышенную иллюзию, которая, казалось бы, дарует бессмертие: «единство» России и Украины.
[ Поддержите отмеченную наградами журналистику The New Yorker. Подпишитесь сегодня » ]
В исландских сагах Ярослав упоминается как Хромой; в Восточной Европе он Мудрый, законодатель. Тем не менее, он не решил проблему престолонаследия. После его правления земли вокруг Киева снова и снова дробились. В 1240 г. город пал перед монголами; позже на большую часть древней Руси претендовало Великое княжество Литовское, тогда крупнейшее государство в Европе. Литва позаимствовала у Киева грамматику политики, а также много права. Пару столетий ее великие князья также правили Польшей. Но в 1569 г., после вымирания литовской династии было оформлено польско-литовское содружество, а территории Украины отданы под польскую юрисдикцию.
Это было важное изменение. После 1569 г. Киев был уже не источником права, а его объектом — архетипическая колониальная ситуация. Именно колонизация отделила Украину от бывших территорий Руси, и ее манера породила качества, видимые и сегодня: подозрительность к центральному государству, организованность в кризисе и понятие свободы как самовыражения, несмотря на могущественного соседа.
В шестнадцатом и семнадцатом веках казалось, что все силы европейской глобализации обрушились на Украину. Польская колонизация напоминала и в некоторой степени способствовала европейской колонизации всего мира. Польские дворяне внедрили методы управления землей — вместе с землеустроителями, большинство из которых были евреями, — что позволило создать прибыльные плантации. Местные украинские военачальники поспешили подражать системе и переняли элементы польской культуры, в том числе западное христианство и польский язык. В эпоху открытий крепостные крестьяне работали на мировой рынок.
Колонизация Украины совпала с эпохой Возрождения и ярким расцветом польской культуры. Как и другие мыслители эпохи Возрождения, польские ученые в Украине реанимировали древние знания, а иногда и переворачивали их. Именно поляк Коперник разрушил наследие птолемеевского «Альмагеста» и подтвердил, что Земля вращается вокруг Солнца. Другой поляк, Мацей Меховский, исправил «Географию» Птолемея, очистив украинские карты от золота и амброзии. Однако, как и в древние времена, обработка чернозема давала огромные богатства, что поднимало вопрос о том, почему тех, кто трудился, и тех, кто наживался, постигла такая разная судьба.
Эпоха Возрождения рассматривала вопросы идентичности через язык. По всей Европе велись споры о том, достаточно ли возрожденной латыни для культуры или следует повысить для этой задачи местные разговорные языки. В начале четырнадцатого века Данте ответил на этот вопрос в пользу итальянского языка; Английские, французские, испанские и польские писатели создали другие литературные языки, систематизировав местные наречия. В Украине литературный польский одержал победу над украинским просторечием, став языком коммерческой и интеллектуальной элиты. В каком-то смысле это было типично: польский был современным языком, как английский или итальянский. Но это была не местный язык в Украине. Украинский ответ на языковой вопрос был глубоко колониальным, тогда как в остальной Европе его можно было рассматривать как в целом демократический.
Реформация принесла аналогичный результат: местные элиты обратились в протестантизм, а затем в католицизм, что еще больше отдалило их от православного населения. Конвергенция колонизации, Ренессанса и Реформации характерна для Украины. К 16-40-м годам немногие крупные землевладельцы в основном говорили по-польски и были католиками, а те, кто у них работал, говорили по-украински и были православными. Глобализация породила различия и неравенство, подтолкнувшие людей к восстанию.
Украинцы на поле боя сегодня не полагаются на фантазии прошлого, чтобы противостоять путинской. Если и есть предшественник, который имеет для них значение, так это казаки, группа свободных людей, живших в дальних уголках украинской степи, построивших свою крепость на острове посреди Днепра. Избежав польской системы помещиков и крестьян, они могли стать «реестровыми казаками», которым платили за службу в Войске Польском. Тем не менее, они не были гражданами, и желающих зарегистрироваться было больше, чем позволял польско-литовский парламент.
Восстание началось в 1648 году, когда влиятельный казак Богдан Хмельницкий стал свидетелем того, как его земли были захвачены, а на его сына напал польский дворянин. Оказавшись вне защиты закона, Хмельницкий направил своих собратьев-казаков на восстание против польскоязычных римско-католических магнатов, господствовавших в Украине. Накопившиеся культурные, религиозные и экономические недовольства людей быстро превратили восстание в нечто очень похожее на антиколониальное восстание, с насилием, направленным не только против частных армий магнатов, но и против поляков и евреев в целом. Магнаты устраивали расправы над крестьянами и казаками, сажая их на кол. Польско-литовская кавалерия сражалась с собственной казачьей пехотой. Каждая сторона очень хорошо знала другую.
В 1651 году казаки, поняв, что им нужна помощь, обратились к восточной державе, Московии, о которой мало что знали. Когда Киевская Русь распалась, большая часть ее земель была поглощена Литвой, но некоторые из ее северо-восточных территорий остались под властью монгольского государства-преемника. Там, в новом городе под названием Москва, правители, известные как цари, начали необычайный период территориальной экспансии, расширив свои владения до Северной Азии. В 1648 году, когда началось восстание казаков, один московский землепроходец достиг Тихого океана.
Война на Украине позволила Московии обратить внимание на Европу. В 1654 году казаки подписали соглашение с представителями царя. Московские войска вторглись в Польшу-Литву с востока; вскоре после этого Швеция вторглась с севера, спровоцировав кризис, который польская история запомнила как «Всемирный потоп».