Культура в 16 веке в россии – Культура России в 16 веке: основные направления :: SYL.ru

Содержание

Культура России в 16 веке: основные направления :: SYL.ru

Культура России в 16 веке складывалась под влиянием многих значительных факторов, изменивших историю и жизнь страны. Это время великих свершений: освобождение от влияния татаро-монгольского ига, объединение русских земель в одно сильное государство, царская смута. Все это нашло отражение в культурной жизни страны.

Общее направление культуры

Наибольшее влияние на культуру России оказывало глубоко религиозное мировоззрение. Православие было основой духовной и повседневной жизни людей.

Литературные, музыкальные, художественные произведения 16 века являлись отражением происходящих событий и убеждений того времени. Архитектура переживала один из ярких периодов строительства соборов, храмов и крепостей.

Особенностями культуры России в 16 веке так же являлись традиции, обычаи и языки многих национальностей, входящих в состав страны.

Основные направления культурного развития государства изложены в данной статье.

Территория страны

Территория России в 16 веке значительно изменилась. Опытное руководство нескольких княжеских поколений смогло избавиться от татаро-монгольского ига, а также собрать из многочисленных разрозненных княжеств единое сильное государство – Русское царство.

Однако конфликты в процессе объединения земель были практически неизбежны, что значительно ухудшало экономическое положение отдельных районов и страны в целом.

Русские владения землями увеличились также за счет взятия Казани, присоединения Астраханского ханства и Сибири. Процесс освоения новых территорий был долгим и трудным. Несмотря на огромную территорию страны, множество земель оставались незаселенными.

Состав населения

Население в России в 16 веке было небольшим, около 9 миллионов человек.

Основная плотность отмечалась в центральных и северо-западных районах. Самым населенным городом являлась столица Русского государства – Москва, около 100 тыс. человек. Население других крупных городов не превышало 8 тысяч. Плотность населения даже самых больших областей не превышала пяти человек на один квадратный километр. Основной массой населения являлись крестьяне.

Самыми развитыми городами, кроме Москвы, являлись Новгород, Ярославль, Великий Устюг, Вологда и некоторые другие.

За счет присоединения больших территорий увеличивалась многонациональность страны. За долгие годы ордынского ханства произошло смешение с татарским народом. Также в состав населения входили украинцы, белорусы, чуваши, башкиры, кабардинцы, ненцы, буряты, чукчи и некоторые другие национальности.

Архитектура

Один из величайших подъемов за свою историю переживала архитектура 16 века в России. Характерной особенностью этого времени стало строительство соборов, монастырей, шатровых храмов. Это особый тип строительства, зародившийся и получивший широкое распространение в русском зодчестве. Храмы сконструированы так, что не имеют внутренних опорных столбов. Поддержка всего здания сосредоточена на особо крепком фундаменте. Вершина храма оканчивается не куполом, а шатром. Строительство шло из дерева и камня.

Одним из ярких представителей шатрового зодчества является Собор Покрова на рву, именуемый еще храмом Василия Блаженного. Он был построен в честь победы над Казанским ханством и присоединением города Казани.

Также примерами шатрового строительства являются церковь Вознесения в Коломенском селе, церковь Николая Чудотворца Покровского монастыря, Успенский собор Троице-Сергиева монастыря и многие другие.

Шатровые храмы являются уникальными и не имеют представителей в других странах.

Архитектура России в 16 веке выражалась не только созданием храмов по всей стране. В это время проходило строительство стен, башен Кремля, а также укрепление многих городов от возможных иноплеменных захватчиков.

Живопись

Жизненные убеждения и принципы отражались в развитии культуры в 16 веке в России. Это относится также к основным темам мастеров живописи. К произведениям этого времени относятся великолепные фрески, многочисленная роспись храмов, поражающая своей красотой. Многие из них сохранились до наших дней.

Основным направлением живописи является иконография, а также изображения сюжетов Библии, жития святых. Самой известной иконой этого времени является «Церковь воинствующая», изображенная на фото в статье.

За соблюдением всех правил и норм выполнения работ строго следила церковь.

Кроме религиозных (православных) тем, большое развитие получили исторические, бытовые сюжеты из жизни простых и знатных людей. В миниатюрах изображалась жизнь крестьян, устройство монастырей, школ, исторические завоевания царей и многое другое.

Научный прогресс

В 16 веке грамотность жителей страны постепенно росла. Самыми образованными оставались бояре, купцы и священнослужители.

Наибольшее развитие получали науки, используемые в военных делах, строительстве, торговле, а также изучение богослужебных книг.

Процесс обучения включал основные навыки: письмо, чтение, арифметику. Большое внимание уделялось изучению церковных книг и пению.

В результате потребности установления отношений с другими странами, возникла необходимость в обучении переводу иностранных языков. Кроме общения с представителями разных стран, развитие этой науки позволило делать переводы множества книг.

Широкое распространение получило также развитие картографии. Создавались карты нового объединенного государства, схемы городов и волостей.

Уделялось большое внимание арифметической науке. Теоретические навыки прекрасно отображались на практике, что позволяло, например, изобретать мощные пушечные орудия для военных действий.

Не могло обойтись без арифметики и строительство. Созданные великолепные соборы, храмы, оборонительные сооружения рассчитывались с большой математической точностью.

Отмечается в данный период создание медицинских трудов с описанием лекарственных трав и болезней, а также энциклопедий с описанием сфер сельского хозяйства.

Литература

Культура России в 16 веке отражалась также в литературных произведениях. Основным направлением по-прежнему оставалось ведение летописи, фиксирование исторических событий, фактов, описание жития святых.

В 16 веке была создана одна из первых исторических энциклопедий на Руси под названием «Николаевская летопись». Также была написана энциклопедия «Азбуковник», посвященная растительному и животному миру. В ней были изложены сведения о природе не только России, но и некоторых других стран.

Одним из авторов, освещающих политическую и общественную жизнь в России в 16 веке, был Иван Пересветов.

В это время создавались книги с описаниями всех великих князей и деятелей православной церкви. Ярким примером такого произведения является «Степная книга». В ней была изложена хронология и история правления князей на Руси.

Одним из выдающихся произведений, характеризующих культуру 16 века в России, является «Домострой», написанный в середине века. Книга содержит свод общепринятых норм и правил поведения для всех членов семьи, применимых в различных жизненных ситуациях. Это уникальное произведение полностью отражает жизнь людей, ее семейные, общественные и религиозные аспекты. Несмотря на многовековую историю, некоторые положения этой книги актуальны и в наше время.

Музыка

Музыкальная культура 16 века в России также во многом была основана на религиозной теме. Создавалось множество церковных песнопений и стихир, в том числе и самим царем Иваном Грозным. Певческие рукописи тех лет характеризуют высокий художественный стиль.

Музыкальное развитие культуры в России в 16 веке характеризуется активным развитием церковных певческих школ. Этого требовало в том числе активное строительство новых храмов. Лучшие ученики формировали хоры для богослужебных песнопений.

Продолжают развиваться былинные песнопения, любимыми героями которых остаются Владимир Красное Солнышко и русские богатыри.

Вместе с былинами развиваются исторические песни, основной темой которых являлась жизнь и завоевания князей. В отличие от былин они носили более реалистичный характер, описывая те или иные события.

Светская музыка в культуре России 16 века практически не развивалась, строго осуждалась церковью как противная духу православия. Несмотря на это, в домах знатных бояр звучали песни и музыкальные инструменты, привезенные из других стран.

Театральное искусство

Театральную культуру в России в 16 веке представляли скоморохи. Чаще всего ими были люди, не имеющие другого дохода и постоянного места жительства, которые с помощью выступлений зарабатывали на жизнь. Для показа представлений на площадях строились специальные здания – балаганы.

Выступления носили разнообразный характер и проводились, в основном, для простых людей. Свое мастерство показывали музыканты, танцоры, певцы, дрессировщики. Одним из самых популярных зверей на выступлениях балагана был прирученный медведь. Номера также были шутливыми, высмеивали богатство, пороки людей, за что были гонимы властями и церковью.

Как правило, балаганы было разрешено проводить в определенное время, приуроченное к какому-либо празднику или ярмарке.

Такое лицедейство стало предшественником театра в России. Развитие театрального искусства началось только в конце следующего века при царском дворе.

Таким образом, основные направления культуры в России в 16 веке отражали религиозное мировоззрение и происходившие исторические события.

www.syl.ru

Русская культура XVI века

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную Жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография — расположение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т. п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Общественно-политическая мысль

События XVI в. вызвали обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т. д.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских». Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса, Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского императора символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ведемся». Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции Рима, Византии и Киевской державы.

В церковной среде был выдвинут тезис о Москве — Третьем Риме. Здесь исторический процесс выступал как смена мировых царств. Первый Рим — Вечный город — погиб из-за ереси; Второй Рим — Константинополь — из-за унии с католиками; Третий Рим — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И. С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

Летописание

В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. Другим крупным сочинением того времени является «Книга Степенная царского родословия». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы символизируют нерушимость союза церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромны летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в.— так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение). Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. («Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.) Создавались новые хронографы. Об обмирщении культуры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так и в мирской жизни,— «Домострой» (в переводе — домоводство), автором которой считаю Сильвестра.

Начало книгопечатания

Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы — книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в.— Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII вв.

Архитектура

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы — в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому — покровителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (одни историки считают, что название произошло от слова «кита» — вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие — что либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость»). Стена Китай-города защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал—15-киломстровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Севере (Соловецких островах).

Живопись

Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.

histerl.ru

Русская культура 16 века.

Поделись с друзьями

Архитектура. В 15-16 веках строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном строительстве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.

Архитектура Руси 16 века была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества. Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532 г.) и храм Василия Блаженного в Москве (1555 – 1560 гг.). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов древней Руси) шатровому стилю. Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.

Живопись. К живописи 16 века в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева. Ярчайшим памятником иконописи стала «Церковь воинствующая». Икона создавалась в честь взятия Казани, и трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты Московского кремля чувствовалось влияния запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.

Типография. Также в 16 веке появилась на Руси первая типография, началось книгопечатание. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, рукописные книги могли быть напечатаны, хоть и их стоимость превышала рукописную работу. Первые книги напечатаны в 1553 – 1556 гг. «анонимной» московской типографией. Первое, точно датированное издание, относится к 1564 г., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и называется «Апостол».

Литература. Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия и всех вытекающих последствий, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16 века включает в себя «Истории о казанском царстве», «Сказание о князьях Владимирских», 12-томник «Великие Четьи-Минеи», включающий все чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).

Мода. В 16 веке на Руси простые по крою и форме одежды бояр приобрели необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали пышность и величавость.

За счет огромных территорий Руси, на которых проживают разные народы, имеющие свои традиции и народные костюмы, одежда различается в зависимости от мест поселения её обладателя. Так, в северных регионах государства была распространена рубаха, сарафан и кокошник, а в южных – рубаха, кичка и юбка-понева.

Общим нарядом (усредненным) можно считать длинную рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм заключался в длинной рубахе из домотканого полотна – до середины бедра или же до колен, портах – узких и плотно облегающих ноги. При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.

Образование и просвещение

1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. – школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. – академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

Наука и техника

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий.

Театр

Первый царский театр в России принадлежал Алексею Михайловичуи просуществовал с1672 годадо1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева, человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия.

17 октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра и первое представление. Пьеса, получившая название «Артаксерксово действо», была написана на немецком языке, однако решено было дать спектакль на русском языке.

students-library.com

Культура России в 16 веке кратко

Культура России в шестнадцатом веке

К концу 15 века на мировой карте появилось объединенное государство с новым наименованием – Россия. Следующее столетие было для страны, с одной стороны, драматичным, а с другой – полным прогрессивных преобразований и выдающихся достижений. Регентство Елены Глинской и боярское правление, реформы Избранной рады и опричнина, присоединение Казани и Астрахани и Ливонская война, правление династии Рюриковичей и избрание на царство Бориса Годунова – именно в таких условиях и складывалась культура России в 16 веке.

Письменность и книгопечатание.

Большим культурным достижением стал выход в 1564 г. первой печатной датированной книги «Апостол». Типографией руководили Иван Фёдоров и его сподвижник Пётр Мстиславец. На следующий год был издан «Часословец». Эти книги отличал высокий уровень мастерства, с которым они были сделаны. После обвинений в ереси и переезда за границу издатели выпускают первый русский букварь. Хотя затем в России книгопечатание продолжало развиваться, рукописные книги полностью ещё не были вытеснены.

Литература.
В самом начале 16 столетия в качестве идеологического оформления независимости и равноправия Руси, исключительности московских государей и православия появляется теория «Москва – третий Рим», созданная Филофеем.
    В это столетие получает развитие публицистика. Главной её темой является поиск правильного политического строя и пути развития страны. Она встречается в переписке царя Ивана Грозного с А. Курбским и в работах И. Пересветова.

В 40-х годах появляются «Четьи-Минеи», написанные митрополитом Макарием. Это сборник религиозных литературных произведений для чтения каждый день.
    

Крупным историческим трудом этого времени считается Никоновская летопись. Более того, на её основе был создан 10-томный Лицевой свод.

  Ещё один приближённый Ивана IV протопоп Сильвестр вошёл в историю культуры как автор «Домостроя» – книги, собравшей в себя советы, наставления, правила, касающиеся всех сторон жизни человека.
Архитектура.

    В 16 веке расширяются масштабы каменного строительства. Появляется Успенский собор в Москве, выстроенный итальянским мастером Аристотелем Фиораванти. Взятие Казани было запечатлено возведением Покровского собора  на Рву (архитекторы Барма и Постник). Совершенно новым для архитектуры того времени стало появление шатровой конструкции храма, примером которой стала церковь Вознесения в селе Коломенском.
Ремесло.

    Высокого мастерства добилось ремесленное производство. Доказательством этому служит Царь-пушка, которая была отлита Андреем Чоховым.

Изобразительное искусство.
    Здесь наблюдается две тенденции. С одной стороны, после Стоглава было принято следовать установленным образцам, в живописи ими считались работы Андрея Рублёва и Дионисия, а с другой – появляются и новые темы (например, портретные изображения, исторические сцены).

    Таким образом, на культуру России в 16 веке имели влияние многие исторические события, способствовавшие её развитию, возникновению новых литературных и архитектурных стилей и форм.

antiquehistory.ru

культура 16 века

Русская культура
16- 17 веков.

Следует помнить.
Что XVI
и XVII
века в истории русской культуры это 2
различных периода. В XVI
веке культура еще полностью средневековая.
В этот период еще тесно связан с предыдущим
отмеченным борьбой за государственный
суверенитет и объединение земель (оно
завершается только при Иване Грозном).
Культура XVII
столетия, порожденная бурями смутного
времени по сути своей уже переходная,
направленная на формирование нового
типа культуры, которая будет сформирована
в эпоху петровских преобразований. По
сути эти 2 века столь же значимы для
русской культуры сколь Возрождение и
реформация – в европейской.

Итак начнем с XVI
века.

Религиозное
мировоззрение по-прежнему определяло
духовную Жизнь общества. Большую роль
в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он
регламентировал искусство, утвердив
образцы, которым надлежало следовать.
В качестве образца в живописи формально
провозглашалось творчество Андрея
Рублева. Но имелись в виду не художественные
достоинства его живописи, а иконография
— расположение фигур, использование
определенного цвета и т. п. в каждом
конкретном сюжете и изображении. В
зодчестве за образец брался Успенский
собор Московского Кремля, в литературе
— сочинения митрополита Макария и его
кружка.

В XVI в. завершается
формирование великорусской народности.
В русских землях, вошедших в состав
единой державы, все больше общего
обнаруживалось в языке, быте, нравах,
обычаях и т.п. В XVI в. ощутимее, чем прежде,
проявлялись светские элементы в культуре.

Общественно-политическая
мысль.
События
XVI в. вызвали обсуждение в русской
публицистике многих проблем того
времени: о характере и сути государственной
власти, о церкви, о месте России среди
других стран и т. д.

В начале XVI в. было
создано литературно-публицистическое
и историческое сочинение «Сказание о
великих князьях Владимирских». Это
легендарное сочинение начиналось с
рассказа о Великом потопе. Затем следовал
перечень властителей мира, среди которых
особо выделялся римский император
Август. Он якобы послал на берега Вислы
своего брата Пруса, основавшего род
легендарного Рюрика. Последний был
приглашен в качестве русского князя.
Наследник Пруса, Рюрика, а следовательно
и Августа, киевский князь Владимир
Мономах получил от константинопольского
императора символы царской власти —
шапку-венец и драгоценные бармы-оплечья.
Иван Грозный, исходя из своего родства
с Мономахом, с гордостью писал шведскому
королю: «Мы родством от Августа кесаря
ведемся». Российское государство, по
мнению Грозного, продолжало традиции
Рима, Византии и Киевской державы.

В церковной среде
был выдвинут тезис о Москве — Третьем
Риме. Здесь исторический процесс выступал
как смена мировых царств. Первый Рим —
Вечный город — погиб из-за ереси; Второй
Рим — Константинополь — из-за унии с
католиками; Третий Рим — истинный
хранитель христианства — Москва, которая
будет существовать вечно.

Рассуждения о
необходимости создания сильной
самодержавной власти, опирающейся на
дворянство, содержатся в сочинениях И.
С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли
и места знати в управлении феодальным
государством, нашли отражение в переписке
Ивана IV и князя Андрея Курбского.

Летописание.
В XVI в. продолжало развиваться русское
летописание. К сочинениям этого жанра
относится «Летописец начала царства»,
в котором описаны первые годы правления
Ивана Грозного и доказывается необходимость
установления царской власти на Руси.
Другим крупным сочинением того времени
является «Книга Степенная царского
родословия». Портреты и описания
правлений великих русских князей и
митрополитов в ней расположены по 17
степеням — от Владимира I до Ивана
Грозного. Подобное расположение и
построение текста как бы символизируют
нерушимость союза церкви и царя.

В середине XVI в.
московские летописцы подготовили
огромны летописный свод, своеобразную
историческую энциклопедию XVI в.— так
называемую Никоновскую летопись (в XVII
в. принадлежала патриарху Никону). Один
из списков Никоновской летописи содержит
около 16 тыс. миниатюр — цветных
иллюстраций, за что получил название
Лицевого свода («лицо» — изображение).
Наряду с летописанием дальнейшее
развитие получили исторические повести,
в которых рассказывалось о событиях
того времени. («Казанское взятие», «О
прихождении Стефана Батория на град
Псков» и др.) Создавались новые хронографы.
Об обмирщении культуры свидетельствует
написанная в это время книга, содержащая
разнообразные полезные сведения,
руководства как в духовной, так и в
мирской жизни,— «Домострой» (в переводе
— домоводство), автором которой считаю
Сильвестра.

Начало
книгопечатания
.
Началом русского книгопечатания принято
считать 1564 г., когда была издана первая
русская датированная книга «Апостол».
Однако существуют семь книг без точной
даты издания. Это так называемые анонимы
— книги, изданные до 1564 г. Организацией
работ по созданию типографии занимался
один из талантливейших русских людей
XVI в.— Иван Федоров. Типографские работы,
начатые в Кремле, были переведены на
Никольскую улицу, где построили
специальное здание для типографии.
Кроме религиозных книг Иван Федоров и
его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во
Львове выпустили первый русский букварь
— «Азбуку». За весь XVI в. в России
типографским способом было издано всего
20 книг. Рукописная книга занимала ведущее
место и в XVI, и в XVII вв.

Архитектура.
Одним из выдающихся проявлений расцвета
русской архитектуры было строительство
шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют
внутри столбов, и вся масса здания
держится на фундаменте. Наиболее
известными памятниками этого стиля
являются церковь Вознесения в селе
Коломенском, построенная в честь рождения
Ивана Грозного, Покровский собор (Василия
Блаженного), сооруженный в честь взятия
Казани.

Другим направлением
в архитектуре XVI в. было строительство
больших пятиглавых монастырских храмов
по образцу Успенского собора в Москве.
Подобные храмы были сооружены во многих
русских монастырях и как главные соборы
— в крупнейших русских городах. Наиболее
известны Успенский собор в Троице-Сергиевом
монастыре, Смоленский собор Новодевичьего
монастыря, соборы в Туле, Вологде,
Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением
в архитектуре XVI в. было строительство
небольших каменных или деревянных
посадских храмов. Они являлись центрами
слобод, населенных ремесленниками
определенной специальности, и посвящались
определенному святому — покровителю
данного ремесла.

В XVI в. велось
широкое строительство каменных кремлей.
В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к
Московскому Кремлю часть посада была
обнесена кирпичной стеной, названной
Китайгородской (одни историки считают,
что название произошло от слова «кита»
— вязка жердей, используемых при
строительстве крепостей, другие — что
либо от итальянского слова «город»,
либо от тюркского «крепость»). Стена
Китай-города защищала торг на Красной
площади и близлежащие слободы. В самом
конце XVI в. архитектором Федором Конем
были возведены белокаменные стены
9-километрового Белого города (современное
Бульварное кольцо). Затем в Москве
возвели Земляной вал—15-киломстровую
деревянную крепость на валу (современное
Садовое кольцо).

Каменные
крепости-сторожи были возведены в
Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани,
Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне,
Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы
(Смоленске), на северо-западе России
(Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах)
и даже на далеком Севере (Соловецких
островах).

Иконопись
(светская живопись еще не сформировалась)
.

Крупнейшим русским
иконописцем, жившим в конце XV — начале
XVI в., был Дионисий. К произведениям,
принадлежащим его кисти, относятся
фресковая роспись Рождественского
собора Ферапонтова монастыря под
Вологдой, икона с изображением сцен из
жизни московского митрополита Алексея
и др. Авторскому стилю Дионисия присущи
необычайная яркость, праздничность,
изысканность, которых он достигал,
применяя такие приемы, как удлинение
пропорций человеческого тела, утонченность
в отделке каждой детали иконы или фрески.
Именно он открывает новое направление
в иконописном искусстве.

«16 век был
временем перелома в русской иконописи…
Смысл этого перелома определить нетрудно.
Это был отрыв от иератического
(священного) реализма в иконописи
и увлечение декоративным символизмом, —
вернее, аллегоризмом… Это решительное
преобладание „символизма“ означало
распад иконного письма. Икона становится
слишком литературной, начинает изображать
скорее идеи, чем лики; самая религиозная
идея слишком часто тонет, теряется
и расплывается в художественной
хитрости и узорочьи форм».( богослов
Георгий Флоровский «Пути русского
богословия» (гл. 1. Кризис русского
византинизма).

«Настороженно
относясь к западным новшествам
и к проникновению в иконопись
реалистических элементов, русский
художник свято оберегал до 16 века
древнюю традицию. Для него икона должна
была быть возвышенной по своему
строю, должна была парить над чувственной
действительностью, ее образы должны
были воплощать высокие идеалы чистой
и нравственной жизни» (Виктор Лазарев.
Русская иконопись от истоков до начала
16 века. М., 1983. С. 23).

Вот что пишет по
этому поводу религиозный философ 19 в.
князь Евгений Трубецкой: «Внимание
иконописца 15 века, как сказано, всецело
устремлено на великий религиозный
и художественный замысел. В 16 веке
оно видимо начинает отвлекаться
посторонними соображениями. Орнамент,
красота одежды святых, роскошные
украшения престола, на котором сидит
Спаситель, вообще второстепенные
подробности видимо начинают интересовать
иконописца сами по себе, независимо
от того духовного содержания, которое
выражается здесь формами и красками.
В результате получается живопись
чрезвычайно тонкая и изукрашенная,
подчас весьма виртуозная, но в общем
мелочная: в ней нет ни глубины
чувства, ни высоты духовного полета —
это мастерство, а не творчество»
(«Россия в ее иконе»).

Здесь. Рассуждая
об эволюции русской иконописи мы плавно
переходим к культуре XVII
века.

По мнению
искусствоведа Лазарева «когда в иконопись
17 века стали быстро просачиваться
реалистические элементы, не встречавшие
оппозиции при царском дворе, то у всех
староверов, дороживших древними
традициями, это вызвало величайшее
возмущение. …И со своих позиций
они были правы. Правы они были и в плане
эстетической оценки произошедшего
в иконописи 17 века сдвига, хотя
чисто эстетические проблемы их мало
волновали. Правы потому, что иконопись
17 века, встав на путь компромиссного
развития, утратила ту классическую
ясность выражения и ту высокую
одухотворенность, которые были
ее отличительными свойствами в эпоху
расцвета» (Виктор Лазарев. Русская
иконопись от истоков до начала
16 века. М., 1983. С. 23).

Есть, конечно,
и другие мнения, например, крупнейший
в 19 веке искусствовед, филолог
и глубокий ценитель древней живописи
Федор Иванович Буслаев полагал, что
17 век был вершиной иконописи.

Но для нас, впрочем,
главное не искусствоведческая оценка.
А сам факт глобальных изменений в столь
консервативном виде искусства как
иконописание.

Иконописное
искусство как форма выражения религиозных
представлений – свидетельство, следствие
и выражение указанного настроя.
В 16 веке начал заметно меняться
человек. Не человек вообще, а русский
человек, прежде всего в высших
и средних слоях. А иконописные
новации были следствием перемены
человека. Как такого же рода следствиями
были завершение формирования российского
государства, создание собственной
сословно-представительной монархии
(венчание на царство и земские соборы),
и учреждение патриаршества на Руси
в 16 веке.

XVII век явился веком
потрясений и огромных изменений в
России. Это век смуты, восстаний, появления
самозванца, вторжения иноземцев, но
вместе с тем век прославлен необыкновенной
стойкостью и способностью русского
народа к возрождению. Многочисленные
потрясения России в начале XVII в., ее
вступление в эпоху Нового времени
сказалось и на культуре, главной
особенностью которой стал отход от
церковной каноничности. Главным
свидетельством этого процесса является
проведение церковной реформы. Впрочем
касалось это не только России Европе
16—17 века были в религиозном
отношении переломными: Лютер и Кальвин,
Варфоломеевская ночь, борьба между
католиками и протестантами в Англии…
революции в Нидерландах и Великобритании
наполненные борьбой религиозных партий.

Весь христианский
мир менялся до неузнаваемости. Во всех
областях культуры шла борьба между
старыми церковными и новыми светскими
формами, которые постепенно побеждали,
что привело к дальнейшему усилению
реалистических тенденций в искусстве.

В Русской культуре
этот процесс чуть отставал от европейского,
однако степень этого отставания была
не значительной, иначе Петровские
реформы рубежа XVII-
XVIII
вв. в сфере религии и культуры по-просту
не могли бы воплотиться в жизнь.

Образование и
просвещение
.
В 1634 г. был издан первый печатный русский
букварь Василия Бурцева, в 1648 г.
«Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В
1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при
Заиконоспасском монастыре в Москве
была открыта школа, готовившая подьячих
для государственных учреждений, в 1680
г. – школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе
Сильвестра Медведева создается
Славяно-греко-латинское училище (с 1701
г. – академия), которая стала первым
высшим учебным заведением России.
Распространение грамотности в посадской
среде всячески поощрялось правительством.
В Москву стали приглашать ученых и
монахов для преподавания как светских,
так и духовных наук.

Литература. В
17 в. появляются новые литературные
жанры. Создаются сатирические бытовые
повести: «Повесть о Ерше Ершовиче»,
«Повесть о Шемякином Суде», в которых
критикуются земельные порядки. Распутство
и греховное бытие монахов Калязинского
монастыря высмеивается в повести
«Капязинская челобитная».

Симеон Полоцкий
основал два новых жанра – поэзию и
драматургию. Он – автор первых стихотворных
произведений и пьес, которые ставились
в первом придворном русском театре,
основанном в 1670 г. при царе Алексее
Михайловиче.

Одно из литературных
течений того времени – народно-обличительное.
Его представитель – протопоп Аввакум,
основоположник биографического жанра.
В полемическом произведении «Житие
протопопа Аввакума» он простым разговорным
языком повествовал о драматической
истории своей жизни.

Архитектура.
Существенные
изменения произошли в архитектуре и
градостроении. Наряду с созданиями
шедевров деревянного зодчества, культовых
построек в Коломенском и на русском
севере, значительно увеличивается
количество здании возводимых из камня.

В зодчестве 17 в.
намечается сближение культового стиля
с гражданским. Появляется стиль, который
возник при слиянии русской архитектуры
и западноевропейского барокко – московское
или нарышкинское барокко.

Характерные черты
русской архитектуры этого периода –
многоярусность, симметричность
композиций, цветной декор. Примеры этого
стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и
Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

В гражданском
зодчестве основным направлением стало
строительство первых каменных зданий
бытового назначения – гостиные дворы в
Москве и Архангельске, Сухарева башня
в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Живопись. Во
2-й половине 17 в. появляются первые
портретные изображения с элементами
реального сходства. Зарождается светская
портретная живопись.

Родоначальник
портретной живописи в России С.Ушаков
работал в художественном центре при
Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет
икону «Богоматерь Владимирская» или
«Насаждение дерева российского
государства», на которой изображены
наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Театр. Первый
царский театр в России принадлежал
Алексею
Михайловичу
и просуществовал с 1672
года
до 1676
года.
Начало его связано с именем боярина
Артамона
Матвеева,
человека весьма образованного и
принимавшего западную культуру, который
первым и подал идею создания театра по
образцу европейского русскому царю,
искавшему различные увеселительные
мероприятия. Артамон Сергеевич взялся
за осуществление собственного предложения,
повелев проживавшему в Москве пастору
Немецкой
слободы
Иоганну
Готфриду Грегори
заняться набором актёрской труппы,
что тот и исполнил с прилежным старанием.
Пастор не только взялся за обучение
новоявленных артистов — 64 молодых
мужиков и мальчиков-подростков, которых
собирал и уговаривал пойти в артисты в
различных московских заведениях, но и
сочинил пьесу на библейский сюжет о
Есфири,
спасшей еврейский народ от бесчинств
Амана.
Пьеса, получившая название «Артаксерксово
действо»,
была написана на родном языке автора —
немецком,
однако решено было дать спектакль на
русском языке.

Для этого собрали
всех «толмачей» из Посольского приказа,
а текст пьесы разделили на несколько
неравнозначных частей и отдали разным
переводчикам. Когда всё произведение
было переведено, оказалось, что целостности
в тексте нет. Начало «Эсфири» было
выписано очень тщательно, причём,
силлабическим
размером стиха,
а в середине текста пьеса вдруг сваливалась
на прозу.

Возможно, далеко
не все переводчики в совершенстве
владели немецким языком, а потому текст
передавали слишком приблизительно. Но
не исключено, что отдельные переводчики
перекладывали пьесу так, чтобы максимально
приблизить немецкий текст к российским
реалиям. Как бы там ни было, сам автор
не очень-то настаивал на том, чтобы всё
было переведено досконально. В конце
концов, какая разница, если пьесу
«заказал» сам царь. У него был свой
прицел: царю очень хотелось улучшить
отношения с Персией,
а именно об этой стране шла речь в пьесе.

Сначала представление
предполагалось в личном доме одного из
царских вельмож, однако дело потребовало
серьезного подхода, и вскоре в подмосковной
резиденции царя, в селе Преображенском
было построено настоящее театральное
помещение.

17 октября 1672
года
прошло открытие долгожданного театра
и первое представление. На этом важном
событии присутствовали сам царь и все
его ближние бояре. В специальной ложе
находились царица и её придворные дамы.
Представление длилось десять часов, но
царь досмотрел всё до конца и остался
очень доволен. Когда спектакль был
окончен, зрители тут же отправились в
баню, так как считали, что после такого
«действа» необходимо смыть с себя все
грехи. Театр называли в то время
«позорищем» (дословно — зрелищем).
В 1673
году
произошли некоторые изменения. Театр
был перенесён в другое помещение, которое
находилось над Аптекарской палатой
Кремля. Труппа актеров тоже пополнилась”.

Как рассказывает
дальше в своей статье Юрий Москаленко,
«до нас дошли сведения даже о гонораре
Иоганна Грегори. За первый спектакль,
так потешивший царя-батюшку, немецкий
пастор получил „40 соболей во 100 рублев,
да пару в восемь рублев“. А кроме того,
царь пожелал посмотреть в глаза актерам,
и все они предстали перед очи государя…»,
а сам «драматург» взялся за написание
нового драматургического произведения:

Уже в следующем,
1673
году,
окрыленный Грегори поставил второй
спектакль. Он назывался «Комедия из
книги Иудифь» или «Олоферново действо»,
где был уже другой, но все ещё библейский
сюжет о еврейской женщине Юдифи, которая
пробралась во вражеский стан и отрубила
голову ассирийскому военачальнику
Олоферну. Справедливости ради следует
сказать, что он её потерял ещё до того,
как холодное лезвие коснулось кожи. Вот
какими словами пытается соблазнить
красавицу суровый полководец: «Не
зрише ли, прекрасная богиня, яко сила
красоты твоея мя уже отчасти преодолевает?
Смотрю на тя, но уже и видети не могу.
Хощу же говорити, но языком больши
прорещи не могу. Хощу, хощу, но не могу
же, не тако от вина, яко от силы красоты
твоея низпадаю!».
[5])

Грегори умер в
феврале 1675 года. Руководство придворным
театром перешло к его помощнику Юрию
Гивнеру,
который за короткий период осуществил
несколько постановок, в том числе
спектакль на историческую тему
«Темир-Аксаково действо». В конце 1675
года Гивнера сменил бывший преподаватель
Киево-Братской коллегии Степан Чижинский,
но его постановки уже не сопровождались
прежним успехом. Окончательно театр
закрылся со смертью царя Алексея
Михайловича, случившейся 29
января
1676
года.

Наука и техника.

Экономические и
военные потребности централизованного
государства обусловили развитие науки
и техники.

Русские умельцы
осваивают науку и технику. Для них
характерны обширные теоретические
познания. Доказательством этому служит
созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных
и других дел» Анисия Михайлова, в котором
изложены познания по математике, физике
и химии.

Активно развивается
географическая наука. В 1643-1653 гг.
состоялись экспедиции В.Пояркова,
С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых
территорий.

studfiles.net

Русская культура в 16 веке [России]

Основные статьи: История культуры, Россия в 16 веке

Содержание (план)

Русская культура в XVI веке развивалась в принципи­ально иных условиях, чем прежде. Исчезла гнетущая власть Орды. На смену ей пришло самодержавие. Оно стремилось возвеличить себя в памятниках культуры. Его новые идеи и военные победы во­площались в великолепных храмах, ярких литературных произве­дениях и иконах.

Политическая централизация сопровождалась быстрым ростом единообразия в области культуры. Менее заметными становятся местные творческие школы, смолкают голоса бесстрашных старцев-отшельников — обличителей жестокости и коварства правителей. В борьбе между государственной необходимостью и творческой сво­бодой прочерчивались своеобразные контуры русской культуры XVI века.

Начало книгопечатания в России

В XV в. пергамент, на котором писали средневековые книги, был заменён бумагой. Под Москвой построили бумажную мельницу, но просуществовала она недолго. Распространение бумаги как основы для письма связано с книгопечатанием, которое возникло в Запад­ной Европе уже на исходе Средних веков.

Все литературные произведения XVI столетия распространялись в виде рукописей. От руки перепи­сывали и церковные книги. Однако для быстро растущего Москов­ского государства требовалось всё больше и больше книг. При этом важно было добиться строгого единообразия в богослужебных тек­стах. Единственным способом решения обеих задач было книгопе­чатание. В Западной Европе оно началось в середине XV в.: в 1445 г. в Германии Иоганн Гуттенберг впервые стал печатать книги; в начале XVI в. в Вильно трудился печатник Франциск Скорина (ок. 1490 — ок. 1551), основатель восточнославянского книгопечатания. В Рос­сии первые достоверные сведения о нём относятся к эпохе Ивана Грозного.

В 1564 г. при активном участии митрополита Макария и с его благословения в Москве начали печатать книги. В 1564 г. дьякон церкви Николы Гостунского в Московском Кремле и русский первопечатник Иван Фёдоров (ок. 1510-1583) напечатал первую книгу — «Апостол» (одна из частей Нового Завета). Заказчиком издания выступал сам царь. Книга отличалась тщательностью исполнения. Кроме «Апосто­ла», была издана церковнослужебная книга, использовавшаяся для обучения грамоте. Она называлась «Часослов».

Однако обстоятель­ства не благоприятствовали развитию книгопечатного дела в Мо­скве — недолго просуществовала первая типография в Москве. Против­ники Ивана Фёдорова сожгли её, объясняя, что он занимался «бесов­ским делом». Ему самому угрожали распра­вой. Это вынудило уже на другой год первопечатника Ивана Фёдорова и его помощника Петра Мстиславца бежать из Москвы в Литву. Он обосновался на территории современной Украины, во Львове, где и прожил остаток жизни, про­должая заниматься печатанием книг. По-видимому, против них было выдвинуто обвинение в ереси. Поводом могло послужить то, что при подготовке текста священной книги Иван Фёдоров делал неко­торые необходимые поправки в тексте.

В Москве начинание Ивана Фёдорова продолжили другие ма­стера. Однако это были лишь редкие издания богослужебных книг. Широкое распространение книгопечатания происходит только в XVII столетии.

Образование в 16 веке в России

Государству требовались грамотные люди. Поэтому во времена Ивана Гроз­ного большое внимание уделялось об­учению грамоте. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение, чтобы в разных городах страны при церквях и монастырях обучали детей грамоте, счёту и письму. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Религия в 16 веке в России

Искусство в 16 веке в России

Картинки (фото, рисунки)

  • «Апостол» печатника Ивана Фёдорова. Лист с заставкой. 1564 г.

На этой странице материал по темам:

  • Русская культура 16 века начало книгопечатания

  • Начало книгопечатания в россии доклад

  • Первая печатная книга в россии

  • Наука и образование в россии в 16 веке

  • Просвещение в россии 16 века

Вопросы к этой статье:

  • Как развивалась культура России в XVI в.?

  • Когда в России появилась первая печатная книга?

  • Кто напечатал первую печатную книгу в Русском царстве?

  • Как связаны политическая история России XVI в. и раз­витие культуры?

  • Проявляется ли в России XVI в. воздействие культу­ры на политику?

  • Правильно ли утверждение: «Иван Фёдоров — первый евро­пейский книгопечатник»?

wikiwhat.ru

24.Культура России в XVI веке.

Русская
литература XVI в.

Литература того
времени свидетельствует о глубоких
преобразовательных процессах, охвативших
все сферы русского общества. Помимо
традиционных летописей и агиографий
появляются беллетристика и книги с
занимательными сюжетами. Среди них
следует назвать переводную «Александрию»
о жизни и приключениях Александра
Македонского и «Повесть о Дракуле»,
написанную дьяком Федором Курицыным.
Эти книги рассказывали о самодержавных
правителях, сильной власти, способной
удержать в руках государство.

Идея
самодержавия отчетливо и строго
обосновывалась в философских и
социально-политических сочинениях.
Среди них особое место занимает учение
старца Филофея о Москве как о «третьем
Риме», изложенное им в письмах к Василию
III. Фило- фей использовал идею «странствующего
царства», возникшую еще в Византии,
согласно которой центральное место в
христианском мире занимает православный
Константинополь, заменивший прежний
Рим. Поэтому естественно, что в период
кризиса Византийской империи и
последовавшего затем ее падения на Руси
возникает взгляд на Московское
православное царство как наследующее
историческую миссию Византии. По Филофею,
русское царство есть единственное
православное царство в мире, хранитель
православных святынь. Только Москва
осталась верна православию и поэтому
является мировым центром христианства.
Отсюда выводится мысль о мессианской
роли России, которая, сохраняя истинную
христианскую веру, сберегая подлинную
духовность, спасает мир от зла и скверны.
Быть оплотом подлинно вселенского
христианства Москве предназначено до
второго пришествия Христа. «Два Рима
пали, третий стоит, а четвертому не
бывать».

Возвышение
Москвы положило конец феодальной
раздробленности и способствовало
культурному сближению княжеств.

Русская
архитектура XVI в.

Московская
архитектура
 заимствовала
традиции владимиро-суздальской и
псковско-новгородской архитектуры.
Новое положение города требовало
развития монументального строительства.

Московский
Кремль
 стал
архитектурным символом государственной
мощи, стены его стали возводиться заново
в конце XV в. в царствование Ивана III. Для
перестройки Кремля были приглашены
миланские инженеры Пьетро АнтониоСолари,
Марко Руф- фо, Антон Фрязин (настоящее
имя Антонио Джиларди) и др. Под их
руководством были возведены Тайницкая,
Водовзводная, Спасская, Боровицкая
башни. Приглашая иностранных мастеров,
Иван III хотел использовать новейшие
достижения европейского инженерного
искусства, но не забыть при этом
национальные традиции. Поэтому строители
почти полностью сохранили старое
расположение стен, сделав их еше более
величественными и высокими. Кирпичные
стены обшей протяженностью более 2 км
с 18 башнями оказались не только грозной
крепостью, но и замечательным архитектурным
произведением. После завершения
строительства стен и башен в 1515 г. Кремль
стал одной из лучших крепостей Европы.
Кремль почти полностью повторял план
крепости Дмитрия Донского, новые соборы
стали возводиться в основном на местах
старых храмов, построенных при Иване
Калите. Москва как бы подчеркивала этим
свои древние связи. Старые церкви были
ветхи и тесны и не отвечали возросшему
политическому значению столицы.

Новый
Успенский собор
 был
призван стать главным храмом Московского
государства и затмить своим величием
новгородскую Софию. Для сооружения
собора из Италии пригласили архитектора
Фиораванти, прозванного Аристотелем
за «строительную мудрость». Ему было
предложено взять за образец Владимирский
Успенский собор, так как московские
цари считали себя наследниками
владимирских князей. Талантливый мастер
за короткое время сумел понять красоту
и логику древнерусской архитектуры и,
введя в постройку наиболее существенные
древнерусские формы, творчески соединил
их со своими ренессансными представлениями.
В московском Успенском соборе Фиораванти
повторил основные черты владимирского
собора: иятиглавие, иозакомар- ное
покрытие, аркатурный пояс на фасадах,
перспективные порталы. Однако московский
собор производит впечатление более
монолитного, более величественного,
что отвечало идее государственности
того времени.

Архангельский
собор
 Кремля
возведен на центральной площади и стал
усыпальницей московских царей. Его
строительством руководил итальянский
зодчий Алевиз Новый, который, сохранив
традиционные формы и план русского
пятиглавого храма с хорами, в наружном
убранстве применил пышные архитектурные
детали венецианского чинквиченто.
Пояс-карниз на стенах, пилястры коринфского
ордера, закомары, украшенные белыми
раковинами, органично соединились с
русскими архитектурными традициями,
не нарушив традиционный внешний облик
православного храма.

Благовещенский
собор
 Московского
Кремля был построен русскими мастерами
и служил домовой церковью великих князей
и царской семьи, поэтому непосредственно
сообщался с дворцовыми покоями. Здание
собора полностью отвечает русским
архитектурным традициям, и в его внешнем
облике соединились черты различных
архитектурных школ: от Пскова в нем
декоративные пояски на барабанах и
высокий иодклет; Влади миро-Суздальская
школа проявилась в колончатых поясах
на апсидах и барабанах; московский
архитектурный элемент — оформление
здания кокошниками с килевидным
завершением в центре.

Русские
мастера, столкнувшись с западноевропейским
искусством, отказались от него в пользу
поисков самостоятельного пути вследствие
столкновения новых идей со старыми
канонами, которыми жила русская культура.
Данный период в русской культуре называют
Предвозрожлением, но в XVI в. произошла
его модификация, выразившаяся, в
частности, в новых типах храмов, которые
начинают строиться на Руси. Так, появились
шатровые (столпообразное сооружение с
конструкцией верха в виде шатра) и
столпообразные храмы.

Церковь
Вознесения в Коломенском
 является
наиболее знаменитым шатровым храмом.
Это поистине русская во всех формах
постройка, порвавшая с привычным образом
византийского кре- стово-купольного
храма. Композиция церкви складывается
из четырех основных элементов: подклета,
мощного четверика с выступами —
притворами, образующими крестообразный
план, восьмерика и шатра с главкой. Храм
Вознесения, легкий, устремленный ввысь,
удивительно гармоничный, в то же время
торжественно монументален. Помимо
оригинальной архитектурной идеи здание
поражало современников архитектурным
декором — капителями, карнизами и
орнаментальным узором кирпичной кладки
самого шатра.

Храм
Покрова Богородицы на Рву
,
более известный всему миру как собор
Василия Блаженного, является не менее
замечательным памятником архитектуры
XVI в. Он был построен русскими зодчими
Бармойи Постником в честь покорения
Казанского ханства.

Архитектурный
ансамбль собора, имеющий в плане сложную
звездчатую форму, состоит из девяти
столпообразных разновысоких храмов:
центральная шатровая церковь окружена
восемью другими. Все его части поднимаются
из единого мощного каменного помоста
и соединяются галереей-гульбищем.
Первоначальную цветовую гамму здания
образовывало сочетание красного кирпича
с белым резным декоративным камнем, в
котором гармонировали сверкающие главы,
крытые белым железом, и цветные майоликовые
украшения центрального шатра. Нарядные
луковичные главы собора появились в
конце XVI в., а цветистая роспись в
XVII-XVIII вв.

Русская
живопись XVI в.

Московская
живопись
 представлена
крупнейшим художником эпохи Дионисием. Он
не был иноком, у него было двое сыновей,
которые работали вместе с ним. Важнейшим
среди сохранившихся творений мастера
является цикл росписей Рождественского
собора Ферапонтова монастыря (Вологодская
область), дошедший до нас почти полностью.
Храм посвящен образу Богоматери, и се
прославление становится лейтмотивом
работ иконописца. В храме представлены
три крупные торжественные композиции
— «Собор Богородицы», «Отебе радуется»
и «Покров Богородицы». Они написаны на
темы одноименных церковных песнопений,
вместе составляя «акафист» (цикл песен
в честь Богоматери). В центре каждой
композиции помещена фигура Богоматери,
восседающей с младенцем на коленях или
стоящей с покровом в руках на фоне
высокого пятиглавого собора. Вокруг
расположились славословящие Богородицу
святые и простые смертные. Яркие красочные
сочетания, пестрые узоры одежд и
архитектуры, радужный ореол вокруг
Богоматери создают праздничное,
торжественное впечатление. Во втором
ярусе фресок, тянущихся по стенам и
столбам центральной части храма, подробно
иллюстрирован акафист Богородице —
песнопение, которое всегда слушают
стоя. Повторяющийся в каждой композиции
стройный, темно-вишневый силуэт Марии
на фоне бледно-розовых и золотистых
горок или зданий придает циклу фресок
смысловое, композиционное и колористическое
единство. Роспись производит особенно
торжественное и радостное впечатление
утром и вечером, когда солнце заглядывает
в окна храма.

В
живописи XVI в. еще более усиливается
символическое начало, стремление к
отвлеченному «мудрствованию», истолкованию
важнейших христианских догматов в
художественных образах. Новые тенденции
в живописи оформились в самостоятельное
направление к 1540-м гг. В этом отношении
доказательны росписи кремлевских палат,
в том числе Грановитой. Изображенные
космические просторы (воздух, солнце,
луна, земля, ангелы), а также пути
человеческой жизни (Спас, евангелисты,
врата рая, земной, огненный, лунный и
временной круги) сопровождались
аллегорическими образами, среди которых
иногда встречались довольно фривольные.
Такие росписи требовали мудрого
прочтения, следовательно, определенных
знаний. При этом возможно сочетание
символико-космологических картин,
отвлеченных религиозных идей с конкретными
образами, почерпнутыми из самой жизни.
Сюжет Троицы нередко выливается в
бытовую сцену со столом, поставленным
подиагонали. Такое снижение, упрощение
канонических образов вызвало ответную
реакцию ревнителей старины, что в
конечном счете привело к усилению
церковной регламентации художественного
творчества и запрещению писать по своему
замыслу, был еще раз подтвержден строгий
иконописный канон, дошедший от греков
и Андрея Рублева.

Для
иконописи XVI в. было характерно и
возвеличивание официальных политических
идей средствами искусства. Так появилась
знаменитая икона «Церковь воинствующая»,
или «Благословенно воинство Небесного
Царя». На ней изображено возвращение
русского войска после Казанской победы.
Ясна основная идея произведения —
апофеоз московского воинства под
предводительством Ивана Грозного. Но
аллегорическая форма выражения идеи
Казанской победы и триумфа Москвы не
заглушают ни ощущения живой природы с
ее широким пространством, ни жизненных
сил людской воинской толпы, разделившейся
на три горизонтально протяженных потока.
Эта икона фактически подводит вплотную
к светской картине.

Светские
жанры
 в
это время активно развиваются. Различные
миродержавные теории, вселенские и
космологические концепции идеи
государственности, а также династические
интересы способствовали становлению
чувства историзма, все более освобождающегося
от аллегорической формы. В росписи
Золотой палаты Кремлевского дворца
было немало композиций исторического
характера: крещение Руси, история царских
регалий Владимира Мономаха, поход
Мономаха на Константинополь и т.п. В
росписи Грановитой палаты была развернута
генеалогия Рюрика, история раздела
Киевской земли князем Владимиром и т.д.

Музыка.
В XV-XVI вв. была переосмыслена идея
ангелогласного пения, с которой
связывалось одноголосное унисонное
пение. Это произошло одновременно с
изменением в иконописи, в которой начиная
с XV в. активно развивается иконография
Троицы. Как «Троица» Рублева стала
наивысшим выражением богословского
учения, так идея триединства выразилась
в русской церковной музыке особой формой
многоголосия – троестрочием. Свое
название это пение получило от системы
записи: голоса записывались поочередно
по строкам красным и черным цветом один
над другим и складывались в разноцветную
партитуру. Главным из голосов был средний
— «путь», так как он вел мелодию знаменного
распева. Над ним располагался «верх» —
дублирующий голос, под ним — «низ». На
долгое время на Руси сохранился обычай
поручать наиболее важные песнопения,
особенно многолетствования, трем юношам,
которых называли исполатчиками (от
грсч. исполла эи деспота «многая лета
тебе, господин»). Прообразом троестрочного
пения, видимо, послужила библейская
история из книги пророка Даниила о трех
отроках, не пожелавших поклониться
золотому истукану, за что они были
ввергнуты царем Навуходоносором в
огненную печь, но воспели там
благодарственную песнь Богу и были
спасены ангелами, спустившимися с неба.

Создание
троестрочного пения принадлежит
распевщикам Савве и Василию Роговым,
новгородским мастерам, которые считались
самыми авторитетными музыкантами Москвы
второй половины XVI в.

Изменился
и традиционный знаменный распев.
Оставаясь в границах одноголосного
хорового пения, русские распевщики
сумели создать несколько новых распевов.
Например, возникло путевое знамя, которым
исполнялись стихиры, сопровождавшие
разного рода церковные шествия. В конце
XVI в. появился большой распев,
характеризующийся неисчерпаемостью
мелодического богатства. Новым явлением
стал демественный распев, отличавшийся
великолепием, пышностью и помпезностью
звучания. Его название связано с
должностью регента хора — доместика,
хранившего в памяти мелодии, не подчиненные
традиционным законам.

Развитие
русской певческой культуры обусловило
появление в Москве хора государевых
певчих дьяков. Он делился на несколько
групп певцов — станицы. Во главе хора
стоял головщик. В хоре также был уставщик,
отличавшийся хорошим голосом (обычно
баритоном) и знавший богослужебные
правила; он отвечал за обучение молодых
певцов и заботился о порядке. Этот хор
под разными названиями просуществовал
более 300 лет.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о