Крестьянство в 16 веке – 22.Крестьяне в XVI в.

22.Крестьяне в XVI в.

Крестьяне в XVI в.

1.2. Крестьянское хозяйство. Первую половину ХVI в. можно охарактеризовать как «золотой век» русского земледельца.

Благодаря освоению леса под пашню (т. е. «внутренней колонизации») увеличилось наделение крестьянского дворохозяйства землей (от 10 до 15 десятин земли в 3-х полях). Выросла и численность крестьянской семьи (до 10 душ обоего пола в среднем), что обеспечивало хозяйство необходимой рабочей силой.

Правда, ощущалась нехватка сенокосов и относительный дефицит домашнего скота. Крестьяне продолжали заниматься различного рода промыслами, получили развитие домашние ремесла.

В это время сохранялись еще традиционные ставки налогов и сборов, которые не были очень обременительными. В среднем крестьянское хозяйство отдавало государству и своему феодалу до 30% всего производимого продукта, что еще не могло сдерживать его хозяйственную инициативу. Таким образом, государство и служилое сословие, с одной стороны, обеспечивали внешнюю безопасность и внутреннюю политическую стабильность для экономической деятельности крестьянства, а с другой, не настолько еще окрепли, чтобы изымать значительную долю произведенного продукта и тем самым лишать производителей материальной заинтересованности в результатах труда.

Все это создавало условия для роста производства и накопления ресурсов крестьянскими хозяйствами. Однако главной целью крестьян являлось не расширение производства и тем более не получение дохода, а удовлетворение потребностей семьи в пище, одежде, тепле и жилище, а также обеспечение условий для продолжения простого производства. Таким образом, крестьянское хозяйство по своей сути оставалось потребительским, накопление же осуждалось как общинной, так и христианской моралью, что также препятствовало расширению производства. Кроме того, на пути расширенного воспроизводства стояли и природные факторы, ограничивавшие возможности крестьянского хозяйства. В итоге все это делало его крайне уязвимыми от различного рода случайностей, «внешних факторов», и особенно — от политики государства.

1.3. Социальное и правовое положение крестьянства. Помимо экономического в это время происходит улучшение социального и правового статусов земледельцев. Об этом свидетельствует сам факт распространения термина «крестьяне» и вытеснения сословно ущербных, отражающих неравноправное положение земледельцев понятий «смерды», «сироты». Было юридически подтверждено право крестьян на свободный «выхода» в «Юрьев день».

Крестьянин являлся субъектом права – он мог судиться со своим феодалом, свидетельствовать против него на суде. Более того, по Судебнику 1497 г. «лучшие крестьяне» присутствовали на суде бояр-кормленщиков в качестве «судных мужей». Крестьянин еще не нес ответственности своим имуществом за несостоятельность своего феодала. С 30-х гг. ХVI в. черносошные и владельческие крестьяне принимают участие в деятельности органов местного самоуправления.

1.4. Особенности положения черносошных крестьян. Наряду с различными формами феодального землевладения в России сохранялись и свободные крестьянские владения на т. н. «черносошных землях» (сохой называли меру площади обрабатываемой земли, «черными», в отличие от «обеленных» — тех, кто платил налоги государству). Черносошные крестьяне, в отличие от «владельческих» оставались полностью свободными и платили налоги великому князю.

В начале ХVI в. они были достаточно многочисленны даже в центральных уездах. Постепенно государство стало передавать черносошные земли в поместья, что означало для крестьян изменение их статуса — превращение во «владельческих». Но так как поначалу помещик выступал только в качестве их покровителя, не отбирал в непосредственное свое распоряжение общинные земли (рост барской запашки начался позже — не ранее середины ХVI в.), и защищал крестьян от внешних посягательств, то, при сохранении общего уровня жизни, а фактически – социального и правового статуса, крестьяне смирялись с изменением своего положения.

1.5. Сельские общины. Крестьяне объединялись в общину, чьи нормы и традиции регулировали хозяйственную и духовную жизнь. Она воздействовала на крестьянское землепользование, контролировала сенокосные угодья и промысловые территории, служила посредником в отношении крестьян со своим феодалом и государством. В целом община обеспечивала экономические, социальные, правовые и духовные условия жизнедеятельности своих членов.

studfiles.net

Русские крестьяне в XVI веке

Во второй половины XV в. в ХЛ жизни русского крестьянства происходили важные перемены. Феодалы увеличивали барщину и оброк, чтобы получить больше доходов, и старались укрепить свою власть над крестьянами. Прежде крестьяне могли уходить от своих господ в течение всего года. Изданные в 1497 и 1550 гг. новые Судебники (сборники законов) ограничивали это право крестьян по всему государству. Теперь крестьянин мог уйти от своего господина, только окончив полевые работы,— в неделю до Юрьева дня, 26 ноября (по ст. ст.), и неделю после него.

При этом он должен был еще получить от господина «отказ» — разрешение на выход, предварительно рассчитавшись с ним и выплатив «пожилое» — особую плату за пользование жильем и другими постройками. После введения «Юрьева дня» крестьянам стало намного труднее уходить от одного господина к другому, что поставило их в большую зависимость от феодалов.

Особенно усилился процесс закрепощения во второй половине XVI в. В это время быстро росла барская запашка, и для обработки ее землевладельцам нужно было все больше рабочих рук. Теперь феодалы намеревались лишить крестьян права перехода даже в Юрьев день, т. е. окончательно закрепостить, чтобы произвольно распоряжаться их трудом, имуществом подвергать суровым наказаниям и даже продавать.

В XVI в, русские крестьяне подразделялись на частновладельческих, живших на земле феодалов — бояр и дворян; черно сошных, живших на государственных землях, и монастырских. Монастыри владели обширными землями, на которых трудились тысячи крепостных крестьян. О хозяйстве одного из этих монастырей — Иосифо-Волоколамского — сохранилось довольно много документов.

Он был основан в 1479 г. близ г. Волоколамска (к северо-западу от Москвы). Едва возникнув, этот монастырь начал расширять свои владения и вскоре превратился в большое феодальное хозяйство. Окруженный каменными стенами с грозными башнями, монастырь представлял собой укрепленный замок, господствовавший над окружающими селами.

В вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря, расположенных в пяти центральных уездах Русского государства, монастырская пашня обрабатывалась руками крепостных. Крестьяне молотили хлеб, возили его в монастырские кладовые и на рынок, ловили рыбу для монахов, косили сено для монастырского скота. Кроме того, они платили денежный оброк, т. е. вносили ежегодно определенную с\гм-му денег и доставляли для монастырского стола яйца, сыр, мясо, масло и т. п.

Руководили монастырским хозяйством монахи. Во главе их стоял келарь — заведующий хозяйством. В каждом селе были его помощники (приказчики), которые учитывали, сколько хлеба высевалось и убиралось, как он расходовался, в каком количестве поступали доходы от крестьян. Они собирали подати и чинили суд и расправу над крестьянами по своему усмотрению: сажали непокорных в тюрьму, заковывали в цепи, накладывали на них тяжелые штрафы («пени»).

Каждую осень приказчики получали из монастырской казны деньги для «отказа» крестьян в Юрьев день. В монастырской приходо-расходной книге 22 ноября 1579 г. записано, что в этот день из монастырской казны было «дано старцу Данилу на крестьянские выходы 2 рубля 15 алтын 2 деньги». Подобных записей много.

Во время крестьянских «отказов» происходили острые столкновения между крестьянами и феодалами, последние под разными предлогами не хотели отпускать от себя крестьян. Феодалы старались переманить крестьян друг у друга.

Богатый Иосифо-Волоколамский монастырь был опасным соперником для светских феодалов — дворян-помещиков. Монастырские старцы давали крестьянам деньги взаймы для оплаты «пожилого» старым хозяевам и, пообещав различные льготы, свозили их с прежних мест и переселяли в монастырскую вотчину. Впоследствии крестьянам было очень трудно, а для многих и совсем невозможно возвратить долг и покинуть монастырь.

Поэтому большинство из них, попадая в долговую кабалу, навсегда оставались монастырскими, несмотря на тяжелые работы и оброки.

Долгое время историки стараются выяснить, каким образом было отнято у крестьян право выхода в Юрьев день. Ведь большинство документов и законов конца XVI в. до нас не дошло: одни были уничтожены иноземными интервентами в начале XVII в., другие погибли при большом московском пожаре 1626 г. Неутомимые исследователи ищут в архивах документы, содержащие хотя бы ссылки на законы о крестьянах.

В 1909 г. удалось обнаружить семь грамот-документов о новгородских поместьях в 80-х гг. XVI в. В грамотах указывалось, что из поместий некоторые крестьяне ушли в «заповедные годы», они должны быть разысканы и возвращены их прежним помещикам. Отсюда историки сделали заключение, что в 80-х гг. правительством Ивана IV были введены «заповедные годы» (от слова «заповедь» — запрещение), когда крестьянам в Юрьев день запрещалось переходить от одного господина к другому. Много сделал для изучения русского крестьянства выдающийся советский историк акад. Б. Д. Греков, написавший большую книгу «Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины XVII в.».

Недавно в Центральном государственном архиве древних актов были найдены ссылки на указ царя Федора Ивановича, изданный по инициативе Бориса Годунова около 1592— 1593гг. Этим указом право крестьянского выхода в Юрьев день было отменено по всей России.

Свое горькое сожаление по поводу утраченных прав русский народ выразил в известной поговорке: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» В жизни русского крестьянства наступил мрачный период. По всему Русскому государству устанавливалось крепостное право.

Усиление феодального гнета и закрепощение вызвали протест крестьян. Многие из них бежали на «дикое поле» (так тогда называли южные степи), в далекую Сибирь. В ряде мест крестьяне и холопы с оружием в руках поднимались против бояр и помещиков. В стране назревала крестьянская война.

Правительство пыталось бороться с крестьянскими побегами и организовало государственный сыск беглых. По указу 1597 г. крестьяне могли быть разысканы и возвращены владельцам в течение 5 так называемых «урочных лет». Если же в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его возвращении, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем.

Рост барщины и усиление крепостничества испытали на себе и крестьяне Иосифо-Волоко-ламского монастыря, хозяина рачительного, не упускавшего случая приумножить свои богатства. В начале 90-х гг. XVI в. монастырские власти перевели своих крестьян с оброка на барщину. Кроме того, они принуждали крестьян брать у монастыря деньги взаймы и платить высокие проценты в монастырскую казну.

Крестьяне заволновались. В конце 1594 г. они перестали повиноваться монастырским приказчикам и ключникам, отказались работать на барщине и платить оброки. Монастырских приказчиков, которые пытались организовать барщинные работы, крестьяне избивали. Обстановка в монастыре приняла такой угрожающий характер, что сюда выехала из Москвы специальная комиссия. Но и вмешательство царской администрации не помогло. Монастырским властям в январе 1595 г. пришлось временно пойти на некоторые уступки, чтобы успокоить крестьян. Волнения в Иосифо-Воло-коламском монастыре были одним из предвестников большой крестьянской войны под предводительством И. И. Болотникова, которая разразилась в начале XVII в.

pandia.ru

Русские крестьяне в XVI веке » Детская энциклопедия (первое издание)

Со второй половины XV в. в жизни русского крестьянства происходили важные перемены. Феодалы увеличивали барщину и оброк, чтобы получить больше доходов, и старались укрепить свою власть над крестьянами.

Прежде крестьяне могли уходить от своих господ в течение всего года. Изданные в 1497 и 1550 гг. новые Судебники (сборники законов) ограничивали это право крестьян по всему государству. Теперь крестьянин мог уйти от своего господина, только окончив полевые работы, — в неделю до Юрьева дня, 26 ноября (по ст. ст.), и неделю после него.

При этом он должен был еще получить от господина «отказ» — разрешение на выход, предварительно рассчитавшись с ним и выплатив «пожилое» — особую плату за пользование жильем и другими постройками. После введения «Юрьева дня» крестьянам стало намного труднее уходить от одного господина к другому, что поставило их в большую зависимость от феодалов.

Особенно усилился процесс закрепощения во второй половине XVI в. В это время быстро росла барская запашка, и для обработки ее землевладельцам нужно было все больше рабочих рук. Теперь феодалы намеревались лишить крестьян права перехода даже в Юрьев день, т.е. окончательно закрепостить, чтобы произвольно распоряжаться их трудом, имуществом подвергать суровым наказаниям и даже продавать.

В XVI в. русские крестьяне подразделялись на частновладельческих, живших на земле феодалов — бояр и дворян; черносошных, живших на государственных землях, и монастырских. Монастыри владели обширными землями, на которых трудились тысячи крепостных крестьян. О хозяйстве одного из этих монастырей — Иосифо-Волоколамского — сохранилось довольно много документов.

Он был основан в 1479 г. близ г. Волоколамска (к северо-западу от Москвы). Едва возникнув, этот монастырь начал расширять свои владения и вскоре превратился в большое феодальное хозяйство. Окруженный каменными стенами с грозными башнями, монастырь представлял собой укрепленный замок, господствовавший над окружающими селами.

Сбор натурального оброка с монастырских крестьян.

В вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря, расположенных в пяти центральных уездах Русского государства, монастырская пашня обрабатывалась руками крепостных. Крестьяне молотили хлеб, возили его в монастырские кладовые и на рынок, ловили рыбу для монахов, косили сено для монастырского скота. Кроме того, они платили денежный оброк, т. е. вносили ежегодно определенную сумму денег и доставляли для монастырского стола яйца, сыр, мясо, масло и т. п.

Руководили монастырским хозяйством монахи. Во главе их стоял келарь — заведующий хозяйством. В каждом селе были его помощники (приказчики), которые учитывали, сколько хлеба высевалось и убиралось, как он расходовался, в каком количестве поступали доходы от крестьян. Они собирали подати и чинили суд и расправу над крестьянами по своему усмотрению: сажали непокорных в тюрьму, заковывали в цепи, накладывали на них тяжелые штрафы («пени»).

Каждую осень приказчики получали из монастырской казны деньги для «отказа» крестьян в Юрьев день.

В монастырской приходо-расходной книге 22 ноября 1579 г. записано, что в этот день из монастырской казны было «дано старцу Данилу на крестьянские выходы 2 рубля 15 алтын 2 деньги».

Подобных записей много.

Во время крестьянских «отказов» происходили острые столкновения между крестьянами и феодалами, последние под разными предлогами не хотели отпускать от себя крестьян. Феодалы старались переманить крестьян друг у друга.

Богатый Иосифо-Волоколамский монастырь был опасным соперником для светских феодалов — дворян-помещиков. Монастырские старцы давали крестьянам деньги взаймы для оплаты «пожилого» старым хозяевам и, пообещав различные льготы, свозили их с прежних мест и переселяли в монастырскую вотчину. Впоследствии крестьянам было очень трудно, а для многих и совсем невозможно возвратить долг и покинуть монастырь.

Поэтому большинство из них, попадая в долговую кабалу, навсегда оставались монастырскими, несмотря на тяжелые работы и оброки.

Своз крестьян (картина К. В. Лебедева).

Долгое время историки стараются выяснить, каким образом было отнято у крестьян право выхода в Юрьев день. Ведь большинство документов и законов конца XVI в. до нас не дошло: одни были уничтожены иноземными интервентами в начале XVII в., другие погибли при большом московском пожаре 1626 г. Неутомимые исследователи ищут в архивах документы, содержащие хотя бы ссылки на законы о крестьянах.

В 1909 г. удалось обнаружить семь грамот-документов о новгородских поместьях в 80-х гг. XVI в. В грамотах указывалось, что из поместий некоторые крестьяне ушли в «заповедные годы», они должны быть разысканы и возвращены их прежним помещикам. Отсюда историки сделали заключение, что в 80-х гг. правительством Ивана IV были введены «заповедные годы» (от слова «заповедь» — запрещение), когда крестьянам в Юрьев день запрещалось переходить от одного господина к другому. Много сделал для изучения русского крестьянства выдающийся советский историк акад. Б. Д. Греков, написавший большую книгу «Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины XVII в.».

Недавно в Центральном государственном архиве древних актов были найдены ссылки на указ царя Федора Ивановича, изданный по инициативе Бориса Годунова около 1592— 1593 гг. Этим указом право крестьянского выхода в Юрьев день было отменено по всей России.

Свое горькое сожаление по поводу утраченных прав русский народ выразил в известной поговорке: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» В жизни русского крестьянства наступил мрачный период. По всему Русскому государству устанавливалось крепостное право.

Усиление феодального гнета и закрепощение вызвали протест крестьян. Многие из них бежали на «дикое поле» (так тогда называли южные степи), в далекую Сибирь. В ряде мест крестьяне и холопы с оружием в руках поднимались против бояр и помещиков. В стране назревала крестьянская война.

Правительство пыталось бороться с крестьянскими побегами и организовало государственный сыск беглых. По указу 1597 г. крестьяне могли быть разысканы и возвращены владельцам в течение 5 так называемых «урочных лет». Если же в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его возвращении, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем.

Рост барщины и усиление крепостничества испытали на себе, и крестьяне Иосифо-Волоколамского монастыря, хозяина рачительного, не упускавшего случая приумножить свои богатства. В начале 90-х гг. XVI в. монастырские власти перевели своих крестьян с оброка на барщину. Кроме того, они принуждали крестьян брать у монастыря деньги взаймы и платить высокие проценты в монастырскую казну.

Крестьяне заволновались. В конце 1594 г. они перестали повиноваться монастырским приказчикам и ключникам, отказались работать на барщине и платить оброки. Монастырских приказчиков, которые пытались организовать барщинные работы, крестьяне избивали. Обстановка в монастыре приняла такой угрожающий характер, что сюда выехала из Москвы специальная комиссия. Но и вмешательство царской администрации не помогло. Монастырским властям в январе 1595 г. пришлось временно пойти на некоторые уступки, чтобы успокоить крестьян. Волнения в Иосифо-Волоколамском монастыре были одним из предвестников большой крестьянской войны под предводительством И. И. Болотникова, которая разразилась в начале XVII в.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

История челобитных Ивана Пересветова Иван Исаевич Болотников

.

de-ussr.ru

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ В XVI ВЕКЕ : Из истории человеческого общества. Том 8 (Детская энциклопедия

Со второй половины XV в. в жизни русского крестьянства происходили важные перемены. Феодалы увеличивали барщину и оброк, чтобы получить больше доходов, и старались укре­пить свою власть над крестьянами.

Прежде крестьяне могли уходить от своих господ в течение всего года. Изданные в 1497 и 1550 гг. новые Судебники (сборники зако­нов) ограничивали это право крестьян на всей территории государства.

Теперь крестьянин мог уйти от своего госпо­дина, только окончив полевые работы — в те­чение недели до Юрьева дня, 26 ноября (по ста­рому стилю), и недели после него.

При этом он должен был еще получить от господина «отказ» — разрешение на выход, предварительно рассчитавшись с ним и выпла­тив «пожилое» — особую плату за пользова­ние жильем и другими постройками. После введения Юрьева дня крестьянам стало на­много труднее переходить от одного господина к другому, они оказались в большей зависи­мости от феодалов.

Особенно усилился процесс закрепощения во второй половине XVI в. В это время быстро росла барская запашка, и для обработки ее землевладельцам нужно было все больше рабо­чих рук. Теперь феодалы намеревались лишить крестьян права перехода даже в Юрьев день, т. е. окончательно закрепостить, чтобы произ­вольно распоряжаться их трудом, имущест­вом, подвергать суровым наказаниям и даже продавать.

В XVI в. русские крестьяне подразделялись на частновладельческих, живших на земле феодалов — бояр и дворян; черно­сошных, живших на государственных зем­лях, имонастырских. Монастыри вла­дели обширными землями, на которых труди­лись тысячи крепостных крестьян. О хозяйст­ве одного из этих монастырей — Иосифо-Волоколамского — сохранилось довольно много до­кументов.

Он был основан в 1479 г. близ Волоколамска (к северо-западу от Москвы). Едва возникнув, этот монастырь начал расширять свои владе­ния и вскоре превратился в большое феодаль­ное хозяйство. Окруженный каменными стенами с грозными башнями, монастырь представлял собой укрепленный замок, господствовавший над окружающими селами.

В вотчинах Иосифо-Волоколамского мона­стыря, расположенных в пяти центральных уездах Русского государства, монастырская пашня обрабатывалась руками крепостных. Крестьяне молотили хлеб, возили его в мона­стырские кладовые и на рынок, ловили рыбу для монахов, косили сено для монастырского скота. Кроме того, они платили денежный об­рок, т. е. вносили ежегодно определенную сум­му денег и доставляли для монастырского сто­ла яйца, сыр, мясо, масло и т. п.

Руководили монастырским хозяйством мо­нахи. Во главе их стоял келарь — заведую­щий хозяйством. В каждом селе были его по­мощники (приказчики), которые учитывали, сколько хлеба высевалось и убиралось, как он расходовался, в каком количестве поступали доходы от крестьян. Они собирали подати и чи­нили суд и расправу над крестьянами по свое­му усмотрению: сажали непокорных в тюрь­му, заковывали в цепи, накладывали на них тяжелые штрафы («пени»).

Каждую осень приказчики получали из мо­настырской казны деньги для «отказа» крестьян в Юрьев день.

В монастырской приходской книге 22 нояб­ря 1579 г. записано, что в этот день из мона­стырской казны было «дано старцу Данилу на крестьянские выходы 2 рубля 15 алтын 2 день­ги»1. Подобных записей много.

Во время крестьянских «отказов» происхо­дили острые столкновения между крестьянами и феодалами, последние под разными предло­гами не хотели отпускать от себя крестьян. Феодалы старались переманить крестьян друг у друга.

Богатый Иосифо-Волоколамский монастырь был опасным соперником для светских феода­лов — дворян-помещиков.

Монастырские старцы давали крестьянам деньги взаймы для оплаты «пожилого» старым хозяевам и, пообещав различные льготы, сво­зили их с прежних мест и переселяли в мо­настырскую вотчину. Впоследствии крестьянам было очень трудно, а для многих и совсем невозможно возвратить долг и покинуть мо­настырь.

Поэтому большинство из них, попадая в дол­говую кабалу, навсегда оставались монастыр­скими, несмотря на тяжелые работы и оброки.

Долгое время историки стараются выяснить, каким образом было отнято у крестьян право выхода в Юрьев день. Ведь большинство доку­ментов и законов конца XVI в. до нас не до­шло: одни были уничтожены иноземными интер­вентами в начале XVII в., другие погибли при большом московском пожаре 1626 г. Неуто­мимые исследователи ищут в архивах докумен­ты, содержащие хотя бы ссылки на законы о крестьянах.

В 1909 г. удалось обнаружить семь грамот — документов о новгородских поместьях 80-х годов XVI в. В грамотах указывалось, что из поместий некоторые крестьяне ушли в «запо­ведные годы», они должны быть разысканы и возвращены их прежним помещикам. Отсюда историки сделали заключение, что в 80-х го­дах правительством Ивана IV были введены «заповедные годы» (от слова «заповедь» — запрещение), когда крестьянам в Юрьев день запрещалось переходить от одного господина к другому. Много сделал для изучения русского крестьянства выдающийся советский историк акад. Б. Д. Греков, написавший большую книгу «Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины XVII в.».

В 1957 г. в Центральном государственном архиве древних актов были найдены ссылки на указ царя Федора Ивановича, изданный по инициативе Бориса Годунова около 1592— 1593 гг. Этим указом право крестьянского вы­хода в Юрьев день было отменено по всему Русскому государству.

Свое горькое сожаление по поводу утрачен­ных прав русский народ выразил в известной поговорке: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» В жизни русского крестьянства наступил мрач­ный период. На всей территории Руси уста­навливалось крепостное право.

Усиление феодального гнета и закрепощение вызвали протест крестьян. Многие из них бе­жали на «дикое поле» (так тогда называли юж­ные степи), в далекую Сибирь. В ряде мест крестьяне и холопы с оружием в руках подни­мались против бояр и помещиков. В стране назревала крестьянская война.

Правительство пыталось бороться с кресть­янскими побегами и организовало государст­венный сыск беглых. По указу 1597 г. крестья­не могли быть разысканы и возвращены вла­дельцам в течение пяти так называемых «уроч­ных лет». Если же в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем.

Рост барщины и усиление крепостничества испытали на себе и крестьяне Иосифо-Волоколамского монастыря, хозяина рачительного, не упускавшего случая приумножить свои бо­гатства. В начале 90-х годов XVI в. монастыр­ские власти перевели своих крестьян с оброка на барщину. Кроме того, они принуждали кре­стьян брать у монастыря деньги взаймы и пла­тить высокие проценты в монастырскую казну.

Крестьяне заволновались. В конце 1594 г. они перестали повиноваться монастырским при­казчикам и ключникам, отказались работать на барщине и платить оброки. Монастырских приказчиков, которые пытались организовать барщинные работы, крестьяне избивали. Об­становка в монастыре приняла такой угрожаю­щий характер, что сюда приехала из Москвы специальная комиссия. Но и вмешательство

царской администрации не помогло. Монастыр­ским властям в январе 1595 г. пришлось вре­менно пойти на некоторые уступки, чтобы успо­коить крестьян. Волнения в Иосифо-Волоколамском монастыре были одним из предвест­ников большой крестьянской войны под пред­водительством И.

Иван Исаевич Болотников, возглавивший в начале XVII в. первое в России большое восстание крестьян и холопов против крепост­ного гнета, был человеком во многих отноше­ниях замечательным. Военный холоп, обязан­ный сопровождать своего господина на войну, а если потребуется, сражаться и умереть за чуждое ему дело, он всю жизнь стремился к сво­боде. Сначала он хотел добыть свободу лишь для себя, а позже стал крестьянским вождем и боролся за освобождение всех угнетенных.

Молодые годы Болотникова совпали с важ­ными переменами в положении русского кре­стьянства, которое попадало во все более тяже­лую крепостную зависимость (см. стр. 260). Он видел, как помещики заставляли крепост­ных отбывать тяжелую барщину, продавали крестьян, нещадно их били. Вместе с другими вольнолюбивыми людьми, не желавшими ми­риться с крепостной неволей, Болотников бе­жал в южные степи и стал казаком. В одной из схваток казаков с крымскими татарами он попал в плен, его продали в Турцию и сделали подневольным гребцом на галерах. Во время морского сражения турок с немецким кораб­лем Болотников был освобожден и привезен в Венецию.

До Венеции доходили слухи о страшном голоде, охватившем Россию в начале XVII в., о выступлениях крестьян и холопов против правительства Василия Шуйского.

Болотников стремился на родину. Через Венгрию, Германию и Польшу ему удалось попасть в Северскую Украину — юго-запад­ную окраину России, где собирались готовые к восстанию беглые крестьяне, холопы, каза­ки. Благодаря своим исключительным природ­ным дарованиям, большому опыту Болотни­ков сумел организовать отряды восставших и повести их на Москву.

В этом походе раскрылся его талант пол­ководца и организатора. Отряды Болотникова

в ожесточенных сражениях разгромили царские войска и осадили Москву. Крестьянская война охватила не только южные, но и центральные районы страны и Поволжье, где русские и мор­довские крестьяне осадили Нижний Новгород.

В это время Болотников разослал воззва­ния к «боярским холопам» и городским низам с призывами «побивати своих бояр… гостей и всех торговых людей (купцов)» и забирать их имущество. Прокламации Болотникова — «листы» — до нас не дошли. Об их содержании историки могут судить лишь по кратким пере­сказам в грамотах патриарха Гермогена, яро­го противника восстания, и по анонимной за­писке одного из английских дипломатов в Мо­скве, в которой он сообщал лондонскому правительству о восстании Болотникова.

2 декабря 1606 г. царские войска разбили армию повстанцев под Москвой. Причиной поражения было предательство дворянских от­рядов Прокопия Ляпунова и служилых людей под руководством Истомы Пашкова. Сначала они примкнули к Болотникову, так как были недовольны политикой царя Василия Шуйско­го, но потом, напуганные антифеодальной программой повстанцев, в решающий момент борьбы перешли на сторону правительства.

Потерпев поражение, Болотников не сло­жил оружия. Он отошел в Калугу, жители которой охотно приняли его у себя. Восстав­шие вместе с населением, несмотря на зимнюю стужу, за две недели возвели вокруг города частокол и вырыли рвы. 20 декабря 1606 г. правительственные войска подошли к городу и попытались взять его приступом, но потер­пели неудачу.

Не сумев взять Калугу штурмом, царские воеводы решили поджечь опоясывающие ее де­ревянные стены. Был сооружен дровяной вал, под прикрытием которого осаждающие все ближе и ближе подходили к городу. Наконец, оставалось только поджечь дрова, чтобы огонь перебросился на городские укрепления. Одна­ко Болотников сумел разгадать замысел про­тивника и спутать все его расчеты. Навстречу дровяному валу из города был устроен подкоп, заложен порох, и в нужный момент вал взлетел на воздух.

Царские войска были разбиты и бежали от Калуги, бросив пушки, продовольствие и иму­щество. После этого Болотников перешел в Ту­лу, где он соединился с отрядами донских и волжских казаков под предводительством само­званца «царевича» Петра. Царь Василий Шуй­ский собрал огромное, стотысячное войско

Стрелецкий сотник и стрелец в полном вооружении.

и осадил город. В Туле Болотников оборонялся четыре месяца. Он превратил город в непри­ступную крепость. Повстанцы каждый день делали смелые вылазки и наносили царским войскам большой урон. Тогда осаждающие соору­дили плотину на реке Упе, вода хлынула в город и затопила запасы продовольствия и пороха. Как рассказывает очевидец, вода поднялась так высоко, что по городу можно было передви­гаться только на лодках и паромах. Начался голод. Жители стали есть лошадей, собак, кошек, падаль.

Лишь после этого Болотников вступил в пе­реговоры. 10 октября 1607 г. повстанцы от­крыли ворота Тулы, поверив обещаниям царя Василия Шуйского отпустить их всех на сво­боду.

Царь не сдержал своего слова. Многие из участников восстания были немедленно казне­ны. Однако популярность и авторитет Болот­никова были так велики, что царь не решился казнить его тотчас после взятия Тулы. Он при­казал отправить Болотникова в далекий город Каргополь, на реке Онеге.

Поражение не сломило Болотникова, он мечтал о возобновлении борьбы. Современники рассказывают, что по дороге в Каргополь на него приходили «поглазеть» бояре, дворяне и приказные люди городов, через которые его везли. В ответ на их насмешки Болот­ников отвечал, что еще настанет время, когда он будет зашивать их в медвежьи шкуры и тра­вить собаками. И плененный, Болотников был страшен царю и феодалам. В марте 1608 г., спустя полгода после взятия Тулы, царь при- казал ослепить Болотникова и утопить его в проруби. Так погиб этот выдающийся борец за освобождение родного народа.

Восстание Болотникова было первой большой крестьянской войной в России против крепост­ничества и феодальной эксплуатации. Несмот­ря на неудачу, оно нанесло такой сильный удар крепостному строю, что феодалы лишь спустя 40 лет, приняв Соборное уложение 1649 г., смогли окончательно закрепостить крестьян.

Долгое время историки изучали восстание Болотникова только по правительственным до­кументам и по записям феодалов, врагов вос­стания. Но в 1955 г. в Центральном государст­венном архиве древних актов в Москве найдены отрывки из переписки руководителей восстания в поволжских городах. Впервые историки полу­чили сведения о восстании Болотникова, до­шедшие из лагеря самих восставших. Очень интересна судьба этих документов. Спустя де­сять лет после восстания Болотникова при­казные писцы в г. Арзамасе, испытывая, оче­видно, недостаток бумаги, воспользовались чистой оборотной стороной этих писем для сво­их черновиков. Отдельные листки переписки руководителей восстания сохранились очень плохо, бумага обветшала и частично истлела, края документов оказались заклеенными, чер­нила сильно выцвели. Но все же удалось прочи­тать текст, и в настоящее время эти доку­менты уже опубликованы. В них рассказы­вается о различных политических событиях осени 1606 г., организации войска восставших, содержатся просьбы о присылке подкреплений и т. п. Возможно, что в дальнейшем кому-ни­будь из историков удастся найти документы, принадлежавшие и самому Болотникову.

www.ahmerov.com

Быт крестьян в 16-17 века

Быт крестьян в 16-17 века

Здесь выложины сведения об обустройстве дома, одежде и еде крестьян.

Знание народного быта, традиций, обычаев даёт нам возможность сохранить историческую память, обрести те корни, которые будут питать новые поколения россиян.

Крестьянское жилище – это двор, где сооружались жилые и хозяйственные постройки, сад и огород.

Крыши зданий были соломенные или деревянные, часто на крышах приделывались деревянные фигуры голов разных птиц и животных.

Сами здания строились из дерева, в основном из сосны и ели. Дм а в прямом смысле рубились топором, но позже стали известны и пилы.

Для возведения даже самых крупных построек не сооружали специального фундамента. Зато вместо него, по углам и серединам стен закладывались опоры – пни, крупные валуны.

Основными постройками крестьянского двора были: «изба да клеть», горница, повалушки, сенник, амбар, сарай. Изба – общее жилое строение. Горница – чистое и светлое строение, надстроенное над нижним, и здесь спали и принимали гостей. Повалушки и сенник – холодные кладовые, летом были жилыми помещениями.

Важнейшим компонентом крестьянского дома была русская печь. В ней пекли хлеб, готовили еду, мылись, а на верхней стене спали.

Главным украшением дома были образа (иконы). Образа ставили в верхнем углу покоев и закрывали занавеской – застенком.

Настенные картины и зеркала были запрещены православной церковью. Только маленькие зеркальца привозились из-за границы и были составляющими женского туалета.

В домашнем устройстве у русских был заметен обычай всё укрывать и покрывать. Полы были застелены коврами, рогожами, войлоками, скамьи и лавки – полавочниками, столы – скатертями.

Дома освещались свечами и лучинами.

Дома бедных и богатых людей носили одинаковые названия, структуры, отличались только размерами и степенью убранства.

По крою одежда была одинакова как у царей, так и у крестьян.

Мужские рубахи были белых или красных цветов, шились они из льняной и холщовой ткани. Рубахи низко подпоясывались ремешками слабым узелком.

Одежда, в которой ходили дома, называлась зипуном. Это было узкое, недлинное платье белого цвета.

Женская одежда была похожа на мужскую, только была длиннее. На длинную рубаху одевался летник. Спереди у него был разрез, который застёгивался на пуговицы вплоть до самого горла.

Все женщины носили серьги и головные уборы.

Верхняя одежда у крестьян была тулуп. На детей тулупы перешивались.

Из обуви у крестьян были лапти, башмаки из прутьев лозы и кожаные подошвы, которые привязывались к ноге ремнями.

Крестьянская кухня была русская, национальная. Лучшая повариха считалась та, которая знала, как готовится у других хозяек. Изменения в кушанья вводились незаметно. Блюда были просты и неразнообразны.

По обычаю русских свято сохранять посты стол делился на две части: скоромный и постный, а по припасам кушанья разделялись на пять: рыбный, мясной, мучной, молочный и растительный.

К мучнистым относились ржаной хлеб – глава стола, различные пироги, караваи, запеканки, калачи; к рыбным – уха, запечённые блюда; к мясным – гарниры, скоромные супы, паштеты и многие другие.

Напитки были такие: водка, вино, соки, морсы, березовец, квас, чай.

Сладости были натуральные: свежие плоды, плоды приготовленные в патоке.

Надеюсь, что мой маленький вклад в пропаганду народной культуры и быта отчасти будет способствовать тому, что эта культура сохранится, знание её укрепит ум и душу подрастающих граждан и патриотов нашего Отечества.

www.microanswers.ru

Крестьянин — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2018; проверки требуют 3 правки.

Крестья́нин (мужик, землепашец, земледелец, селянин, поселянин, сельский обыватель)[1][2] — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой[3].

Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе, регулирующая роль традиции во всех сферах жизни.

Земледелие появилось в неолите. Класс крестьян (первоначально свободных[4] земледельцев) пережил в эпоху средних веков до конца XVIII века во всех странах Европы, кроме Швеции и

ru.wikipedia.org

Государственное закрепощение крестьян в 15-16 веках — Мегаобучалка

1. Предпосылки закрепощения крестьян

Природная среда являлась важнейшей предпосылкой крепостничества в России. Изъятие прибавочного продукта, необходимого для развития общества в климатических условиях обширной России, требовало создания наиболее жесткого механизма внеэкономического принуждения. Утверждение крепостничества происходило в процессе противостояния общины и развивавшегося поместного землевладения. Крестьяне воспринимали пахотную землю как Божью и царскую собственность, считая в то же время, что она принадлежит тому, кто на ней работает. Распространение поместного землевладения, а особенно стремление служилых людей взять под свой непосредственный контроль часть общинной земли (т.е. создать ^барскую запашку», которая гарантировала бы удовлетворение их потребностей, особенно в военном снаряжении, а главное — давала возможность эту землю непосредственно передать в качестве наследства своему сыну и тем самым закрепить за своим родом практически на вотчинном праве) встречало сопротивление общины, которое возможно было преодолеть, только полностью подчинив себе крестьян. К тому же государство остро нуждалось в гарантированном поступлении налогов. При слабости центрального аппарата управления сбор налогов оно передавало в руки помещиков. Но для этого необходимо было переписать крестьян и прикрепить их к личности феодала. Действие указанных предпосылок стало особенно активно проявляться под влиянием бедствий и разрушений, вызванных опричниной и Ливонской войной. В результате бегства населения из разоренного центра на окраины резко обострилась проблема обеспечения служилого сословия рабочей силой, а государства налогоплательщиками. Помимо названных причин, закрепощение облегчалось деморализованностью населения, вызванной ужасами опричнины, а также крестьянскими представлениями о помещике, как царском человеке, присланном свыше для защиты от внешних враждебных сил.

2. Основные этапы закрепощения (XV-XVI вв.)



Процесс закрепощения крестьян в России был достаточно длительным и прошел несколько этапов. Первый этап — конец XV — конец XVI в. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили, и переходить к другому землевладельцу. Судебник 1497 г. упорядочил это право, подтвердив право крестьян после выплаты «пожилого» на возможность «выхода» в Юрьев день осенний (неделя до 26 ноября и неделя после). В другое время крестьяне и не переходили на другие земли — мешала занятость сельскохозяйственными работами, осенняя и весенняя распутица, морозы. Но фиксация законом определенного краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить право крестьян, а с другой — об их слабости и неспособности закрепить крестьян за личностью определенного феодала. Кроме того, данное право заставляло землевладельцев считаться с интересами крестьян, что благотворно сказывалось на социально-экономическом развитии страны. Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г. Однако в 1581 г., в условиях крайнего разорения страны и бегства населения, Иван IV ввел «заповедные годы», запрещающие крестьянский выход на территориях, наиболее пострадавших от бедствий. Эта мера была чрезвычайной и временной.

3.Последствия закрепощения

Крепостничество привело к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений, консервирующей отсталость русского общества. Крепостническая эксплуатация лишала непосредственных производителей заинтересованности в результатах своего труда, подрывала как крестьянское, так, в итоге, и помещичье хозяйство. Усугубив социальный раскол общества, крепостное право вызвало массовые народные выступления, потрясшие Россию в XVII и XVIII вв. Крепостничество легло в основу деспотической формы власти, предопределило бесправие не только низов, но и верхов общества. Помещики верно служили царю и потому, что стали «заложниками» крепостнической системы, т.к. их безопасность и владение «крещеной собственностью» могла гарантировать только сильная центральная власть. Обрекая народ на патриархальность и невежество, крепостничество препятствовало проникновению культурных ценностей в народную среду. Оно отразилось и на моральном облике народа, породило в нем некоторые рабские привычки, а также резкие переходы от крайнего смирения до всеразрушающего бунта. И все же, в природных, общественных и культурных условиях России иной формы организации производства и общества, вероятно, не существовало.

4.Процесс законодательного закрепощения крестьян в

Российском государстве в XV-XVII вв.

Время Законодательный акт Содержание законодательного акта XV в. январь 1497 г. «Судебник» Ивана III. |1 Ограничение права крестьянского выхода за неделю до и после Юрьева дня (26 ноября) и плата за «пожилое» (в лесах полтина, в степях — рубль). Начало юридического закрепощения крестьян. XVI в. июнь 1550 г. 1. Судебник» Ивана IV. Подтверждение ограничения крестьянского выхода только одним днем и увеличение платы за «пожилое» (в лесах рубль, в степях — полтора рубля). 1581-1592 гг. Проведение переписи податного населения. февраль 1597 г. Указ Федора Ивановича Все «добровольные» холопы, служившие «без крепости» и имевшие право свободного ухода, превращались в кабальных холопов. Лишение кабальных холопов права возвращать себе личную свободу до смерти их господина. Ноябрь 1597 г. Указ Федора Ивановича ,’ О сыске и возвращении беглых и насильственно вывезенных крестьян в (течение пяти лет. «Урочные лета»)

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *