Где началась реформация в 16 веке: Реформация в Германии — урок. История, 7 класс.

Всеобщая история — что это, определение и ответ

1. Реформация в Германии

В XVI веке европейское общество открыло для себя новые континенты. Однако не только Великие географические открытия создали «человека нового времени». В это же время произошла

Реформация – раскол единой римско-католической церкви и образование новых христианских церквей.

Вы помните, что еще в XV веке в Священной Римской империи существовали проповедники, которые критиковали католицизм (например, Ян Гус). В начале XVI века эта тенденция лишь усилилась, ведь поводы были – нравы некоторых священников и монахов оставляли желать лучшего. Распространены были индульгенции, которые в это время и миряне, и некоторые священнослужители ошибочно понимали как прощение грехов за деньги. В 1517 году монах Тецель, разъезжая по Германии, бесстыдно возглашал: «Гоните монету, спасайте ваших близких! Как только монета окажется в моей кружке, душа грешника попадет в рай!». В ответ на это монах и преподаватель теологии Мартин Лютер выставил на всеобщее обозрение свои 95 тезисов против индульгенций, в которых содержалась критика католической церкви. Лютер учил, что

  • Спасти душу за плату невозможно.

  • Священники в этом процессе не помощники. Человек должен сам обрести спасение, ориентируясь на свою совесть.

  • Священником может стать каждый. Им не обязательно придерживаться безбрачия.

  • Также Лютер отрицал монашество.

  • Ратовал за то, чтобы богослужение велось на национальном языке, было избавлено от излишней пышности и длительных обрядов.

  • Полагал, что Церковь не должна владеть землями и большим имуществом, так как это ведет к развращению.

  • Ну и наконец, Лютер считал, что Церковь должна подчиняться не Папе Римскому, а светским правителям.

За свою позицию Мартин был отлучен от церкви и вызван на императорский суд в Вормс. На нем от Лютера потребовали отречься от своего учения (лютеранства), но Мартин отказался. Многие после этого думали, что его казнят, как сделали это в свое время с Яном Гусом, однако саксонский князь Фридрих помог Лютеру бежать и укрыл его в своем замке. Лютеранство получило большой отклик в народе и стало одной из причин Крестьянской войны в Германии в 1524-1525 годах. Лютер, однако, выступления народных масс не поддержал и заклеймил их, назвав «разбойничьими шайками».

95 тезисов Лютера и картина, изображающая его выступление в Вормсе

2. Аугсбургский религиозный мир

Но активные меры предпринимали не только крестьяне. В Реформаторское движение включились и светские князья Священной Римской империи (не будем забывать, что империя фактически была раздроблена на множество мелких государственных образований, формально объединенных под властью императора). Император Священной Римской империи Карл V в 1529 году подтвердил решение Вормского сейма о запрете лютеранства, в ответ на это сторонники Лютера выразили ему протест (отсюда и пошло название «протестант», то есть сторонник Реформации). Начались религиозные войны между лютеранами и католиками, закончившиеся только

в 1555 году, когда был подписан Аугсбургский религиозный мир

, согласно которому

  • устанавливалось равноправие католиков и протестантов

  • светские князья получали право определять религию своих подданных (принцип «чья страна, того и вера…»)

  • главой церкви в каждом немецком княжестве, таким образом, признавался местный князь

Таким образом Священная Римская империя (и без того раздробленная политически) стала раздробленной в религиозном отношении.

Картина Карла V; карта, иллюстрирующая религиозную раздробленность Европы в целом и империи в частности (фиолетовым – католики, желтым – лютеране, зеленым – кальвинисты)

3. Реформация в Швейцарии

Идеи Реформации, возникшие в XVI веке в Священной Римской империи, распространились по всей Европе. Во Франции они охватили умы многих деятелей интеллектуального труда, одним из которых был Жан Кальвин. В 1533 году он объявил себя протестантом, за что подвергся гонениям и вынужден был бежать в Швейцарию. Здесь он написал книгу, где изложил свое понимание Христианства, чем породил возникновение еще одного протестантского учения – кальвинизма. Согласно Жану

  • человек заранее предопределен к спасению или к погибели

  • но узнать свою учесть тебе не дано до самой смерти, поэтому в течении жизни надо идти навстречу к своей судьбе, трудиться и пытаться реализовать заложенный в тебе потенциал

  • успех в твоих делах, в таком случае, будет свидетельствовать о том, что Бог находится на твоей стороне

Кальвин обосновался в швейцарском городе Женеве, где приобрел невиданное влияние на умы горожан. Здесь фактически установилась его духовная диктатура: уменьшилось количество праздничных дней, люди стали больше посвящать себя молитвам и работе. Кальвинизм пользовался поддержкой швейцарского дворянства и буржуазии, ведь трудовая этика этого религиозного учения поощряла работу и накопительство, которые теперь считались Богоугодными делами, а успех и богатство были свидетельствами того, что на твоей стороне Бог.

Жан Кальвин

4. Реформация в Англии

В Англии в XVI веке также произошла Реформация. Только если в Германии и Швейцарии она зародилась снизу, в среде гуманистов и народных масс, то здесь Реформацию в стране осуществил сам монарх – Генрих VIII (1509-1547) – сверху, своими постановлениями. Сделано это было по личным мотивам. Первой женой Генриха VIII была испанская принцесса Екатерина Арагонская (дочь тех самых Фердинанда и Изабеллы, при которых завершилась Реконкиста). С ней он захотел развестись, однако в лоне католической церкви это было проблематично (нужна была веская причина, например измена). Папа Римский, не видя оснований для расторжения брака, в разводе отказал, однако Генрих VIII все равно развелся, получив одобрение епископа Кентерберийского. После этого,

в 1534 году парламент издал закон, по которому главой английской церкви объявлялся король, а не Папа Римский.

Став главой Англиканской церкви, Генрих казнил всех несогласных с этим, закрыл тысячи монастырей, конфисковал множество церковных земель и ее имущество. Реформация в Англии, таким образом, была направлена на удовлетворение нужд короля, серьезной духовной перестройки не произошло. Как реакция на это возникло движение пуритан – английских протестантов, которые ратовали за духовную трансформацию англиканской церкви, избавление ее от «католического налета» (они выступали против пышного богослужения, оставшегося от католических времен, боролись за больший аскетизм).

Генрих VIII и Екатерина Арагонская

5. Религиозные войны во Франции

Францию в XVI веке Реформация также не обошла стороной. Здесь стал распространяться кальвинизм, сторонников которого во Франции стали называть гугенотами. Они вели себя достаточно активно – собирались вместе в городах, распевали религиозные гимны, молились, распространяли листовки по всей стране. В 1562 году произошла первая серьезная стычка между католиками и протестантами: герцог Гиз, лидер католиков, проезжая со свитой через местечко Васси увидел, как гугеноты совершают свое богослужение. Решив проучить «еретиков», свита с оружием в руках напала на гугенотов, было убито более 20 и ранено около 100 человек. Эта резня вызвала возмущение у протестантов и послужила отправной точкой для религиозных войн во Франции (1562-1598).

  • Католиков поддерживал король из династии Валуа Карл IX (1560-1574). До 1570 года католики и гугеноты вырезали друг друга в многочисленных стычках по всей стране.

  • В 1570 году власть пошла на уступки и в Сен-Жермене был подписан эдикт о примирении, протестантам разрешалось осуществлять богослужение и даже занимать государственные должности наравне с католиками.

  • Чтобы окончательно примирить две враждующие стороны, Карл IX решил отдать свою дочь за лидера гугенотов короля Наваррского Генриха Бурбона.

  • Свадьба должна была пройти в Париже, куда съехались лидеры протестантов. Этим решила воспользоваться Екатерина Медичи – мать Карла IX. Она убедила своего слабохарактерного сына в необходимости покончить с «еретиками». В ночь перед праздником святого Варфоломея началась резня гугенотов, продолжавшаяся три дня (сначала в Париже, потом она перекинулась в провинции).

  • Генрих Бурбон, чтобы спастись, принял католичество, протестантизм опять оказался вне закона, Сен-Жерменский эдикт был уничтожен.

  • При следующем короле Генрихе III (1574-1589) религиозные войны продолжались. Сам король был убит религиозным деятелем Жаком Клеманом. Раненый ножом Генрих III успел благословить на правление Генриха Бурбона.

Екатерина Медичи и инициированная ей Варфоломеевская ночь

6. Издание Нантского эдикта

Генрих Бурбон принял корону и стал королем Генрихом IV (1594-1610). Симпатизируя протестантам, он старался достичь компромисса между ними и католиками. Чтобы прекратить религиозные войны, король издал в 1598 году Нантский эдикт, по которому

Генрих IV и изданный им Нантский эдикт

7. Контрреформация в Европе

Во время Реформации Католическая церковь не могла остаться в стороне и пыталась всячески бороться с протестантами. Это движение получило название Контрреформации, в рамках которой:

  • Все протестанты были объявлены еретиками.

  • В Риме был опубликован «Индекс запрещенных книг» (протестантская литература, попавшая в «Индекс…», сжигалась).

  • В 1540 году для противодействия протестантам был учрежден орден Иезуитов. Его первым лидером стал Игнатий Лойола. Члены ордена жили в миру, читали интересные проповеди для людей на их национальном языке (а не на латыни, как это было раньше), проводили пышные богослужения, создавали школы, где преподавание также велось на национальных языках, и все желающие могли получить бесплатное образование с религиозным уклоном.

Эмблема общества иезуитов и изображение Игнатия Лойолы

История Реформации в Швейцарии — SWI swissinfo.ch

Истоки протестантизма принято искать прежде всего в Германии и связывать с именем Лютера. При этом Швейцария сыграла по меньшей мере столь же важную роль в возникновении этого феномена в истории мировой религии. Цюрих и Цвингли, Женева и Кальвин  Швейцарию вполне можно считать второй колыбелью протестантизма.

Этот контент был опубликован 31 октября 2022 года

Corinna Staffe (иллюстрация)

Оригинальная русскоязычная версия: Игорь Петров

Основные торжественные мероприятия, приуроченные к 500-летию Реформации, прошли как в Швейцарии, так и в других странах в 2017 году. Эта дата стала напоминанием о том, как Мартин Лютер 31 октября 1517 года обнародовал свои знаменитые тезисы в Германии, намереваясь просто начать процесс церковной реформы. Возникла же целая новая конфессия. 

Показать больше

Реформационное движение в Швейцарии началось несколько позже, тем не менее, Конфедерация решила не отставать и отметить эту важную дату месте со всем миром. Центральной фигурой швейцарской Реформации стал Ульрих Цвингли (Huldrych Zwingli). Уроженец Санкт-Галлена он приехал в Цюрих в 1519 году. Своими необычными и прямо-таки революционными проповедями он всего за несколько лет полностью обновил городскую церковную институцию. 

Показать больше

Католическая обрядность в Цюрихе была официально отменена уже в 1525 году. Но вот что любопытство: Реформация, оказавшая огромное влияние на социально-политический и религиозный ландшафт Швейцарии, началась.

.. обыкновенной колбасы.

Показать больше

После 1525 года судьба Реформации в Швейцарии во многом зависела от позиции Берна, который, имея в своем распоряжении самую обширную территорию, мог решающим образом повлиять на расстановку сил. Находясь под сильным давлением католических земель «внутренней Швейцарии» и не решаясь переломить склонность населения к старой вере, Берн долгое время оттягивал проведение Реформации. Прорыв наступил только в 1528 году.

Показать больше

Однако Швейцария не была бы сама собой, если бы Реформация здесь совершалась только по Цюрихскому канону. Еще одним бастионом и оплотом протестантизма стала Женева. Французский юрист Жан Кальвин переехал в Женеву в 1536 году. За год до этого он опубликовал в Базеле, который был тогда передовым городом в плане развития книгопечатания, один из самых влиятельных богословских текстов Реформации, трактат «Институты христианской религии» (Institutio Christianae Religionis).

За несколько лет его усилиями Женева стала «протестантским Римом».

Показать больше

Старой католической веры твердо придерживались три изначальных кантона Внутренней Швейцарии — Ури, Швиц, Нидвальден, а также кантоны Фрибур, Золотурн и Вале. Они решительно отказались вводить у себя церковные новшества.

Причинами тому стали более «демократические» режимы этих земель, в рамках которых власть знати и без того была не особенно сильной, а также традиции солдатского наёмничества, отказ реформированных кантонов от которого воспринимался католическими кантонами как предательский отказ от части собственной свободы. 

Показать больше

Интересно, что «церковный раскол» не привел к политическому расколу «Конфедерации». Вопросы конфессиональной принадлежности находились в компетенции кантонов, что вело, правда, к политическим расколам местного характера, как это имело место в 1597 году, когда кантон Аппенцелль раскололся на два более мелких кантона католического (Аппенцель-Внутренний) и протестантского (Аппенцель-Внешний) вероисповедания.

 

Однако в целом именно весьма «свободный» характер союза швейцарских кантонов и предопределил его сохранение. Будь этот союз более «централистическим» по своей структуре, его политическое будущее наверняка выглядело бы совсем иначе. С другой стороны, «религиозный раскол» еще более ослабил способность Конфедерации принимать эффективные внешнеполитические решения.

Внутри самого протестантизма также позже произошел раскол, в частности, учения Лютера и Цвингли не совпадали в вопросе «причастия» (Abendmahlstreit), что привело к превращению Рейна из политической границы между швейцарскими кантонами и немецкими княжествами еще и в религиозно-политическую и лингвистическую границу. 

Показать больше

В целом же церковные реформаторы Цюриха и Женевы придали новой религии мощный импульс, так что протестантизм в том виде, в котором мы его знаем сегодня, сложился под сильным влиянием событий истории Конфедерации 16-го века. В 1566 году цвинглианцы и кальвинисты образовали совместный фронт вокруг важнейшего для швейцарской реформации документа, вошедшего в историю под названием Confessio Helvetica Posterior, что окончательно закрепило за Швейцарией роль второго главного полюса Реформации и положение альтернативы лютеранству.

К 1566 году этот документ превратился в «основополагающий и направляющий» свод положений всей швейцарской Реформации. Его значение распространялось далеко за пределы Швейцарии, и было известно в Венгрии, Польше, Шотландии. Так или иначе, создание общепротестантского фронта означало окончание своего рода эпохи толерантности. Швейцария перестала предоставлять убежище европейским еретикам, в частности социнианам и антитринитариям. Преследованием подвергалось и уже упоминавшееся швейцарское сектантское движение Täuferbewegung (дословно — «движение баптистов / крестителей»).

Показать больше

К фронту Confessio Helvetica Posterior в итоге присоединились все реформированные кантоны и зависимые (zugewandte) территории. Окончательно же единство реформированной веры было, при активной поддержке швейцарских теологов, утверждено только в 1618-1619 гг. на так называемом «синоде в Дордрехте», или Synode von Dordrecht). С тех пор основами «истинной веры» стали такие документы, как Confessio, «Дордрехтские каноны», а также кантональные катехизисы.

Реформированные «конфедераты» поддерживали тесные связи с европейскими протестантами, сумевшими пробиться к рычагам государственной власти, а именно, с Нидерландской республикой, с некоторыми западногерманскими княжествами, с ганзейским городом Бремен, а также с Шотландией. 

Для французских гугенотов (считается, что это понятие происходит от искаженного немецкого слова Eidgenosse — «швейцарец»), английских пресвитериан, для реформированных меньшинств турецкой Венгрии и Пьемонта протестантские кантоны и земли Швейцарии продолжали оставаться надежной идеологической и финансовой опорой, а также, в случае необходимости, и убежищем.

Показать больше

Сегодня, однако, протестантизм во многом утратил и продолжает утрачивать свои позиции в Швейцарии. А вот католицизм, напротив, смог укрепиться, в том числе благодаря иммиграции из таких католических стран, как Португалия, а также из стран Латинской Америки. В протестантских, да и в католических церквах, скамьи все чаще остаются пустыми, так что выражение «глас вопиющего в пустыне» неожиданно получило в стране новое содержание.

Показать больше

В соответствии со стандартами JTI

Показать больше: Сертификат по нормам JTI для портала SWI swissinfo.ch

Показать больше

Поделиться этой историей

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Викторина по литературе Италии

10 важных дат в истории Марса

Да, «ужасные двойки» полны, но давайте посмотрим на вещи с точки зрения ребенка

Теодор Беза | Биография, произведения, Кальвин и факты

Теодор Беза

Смотреть все медиа

Дата рождения:
24 июня 1519 г. Везле Франция
Умер:
13 октября 1605 г. (86 лет) Женева Швейцария
Известные работы:
«де-юре магистрат» «Ювенилия»
Предметы изучения:
Кальвинизм
Роль в:
Реформация

Просмотреть весь связанный контент →

Теодор Беза , французский Теодор де Без , (родился 24 июня 1519, Везле, Франция — умер 13 октября 1605, Женева, Швейцария), писатель, переводчик, педагог и теолог, который помогал, а затем сменил Жана Кальвина на посту лидера протестантской Реформации с центром в Женеве.

Изучив право в Орлеане, Франция (1535–1539 гг.), Беза основал практику в Париже, где опубликовал Juvenilia (1548 г.), том любовных стихов, который принес ему репутацию ведущего латинского поэта. Оправившись от серьезной болезни, он пережил обращение и в 1548 году отправился в Женеву, чтобы присоединиться к Кальвину, который в то время активно участвовал в его реформах швейцарских политических и образовательных учреждений. Год спустя Беза стал профессором греческого языка в Лозанне, где он писал в защиту сожжения антитринитарного еретика Михаила Сервета (умер в 1553 г.). В течение нескольких лет Беза путешествовал по Европе, защищая дело протестантов. Он вернулся в Женеву в 1558 г.

Там в 1559 году вместе с Кальвином он основал новую Женевскую академию, которой суждено было стать тренировочной площадкой для продвижения кальвинистских доктрин. В качестве ее первого настоятеля Беза был логическим преемником Кальвина после смерти реформатора в 1564 году. Беза оставался главным пастором женевской церкви до конца своей жизни, внеся многочисленные работы, которые повлияли на развитие реформатского богословия.

В большинстве вопросов он повторил взгляды Кальвина, хотя и с большим упором на церковную дисциплину и строгое подчинение авторитету. Проповеди и комментарии Безы были широко прочитаны в его время; его греческие издания и латинские переводы Нового Завета были основными источниками для Женевской Библии и версии короля Якова (1611 г. ). Его De jure magistratum (1574; «О правах магистрата»), защищавший право на восстание против тирании, вырос из Варфоломеевской бойни (1572 г.), из которой многие уцелевшие французские протестанты были встречены Беза в Женеве. Книга Безы опровергла прежнюю кальвинистскую доктрину подчинения всей гражданской власти и впоследствии стала главным политическим манифестом кальвинизма. В 1581 году Беза подарил Кембриджскому университету из своей библиотеки знаменитый Кодекс Безы (D), важную рукопись примерно V века, содержащую греческие и латинские тексты Евангелий и Деяний и дополненную комментариями Безы, основанными на кальвинистской точке зрения. Другие работы среди собственных сочинений Безы включают антикатолические трактаты, биографию Кальвина и Histoire ecclésiastique des Églises réformées au royaume de France (1580; «Церковная история реформатской церкви в Королевстве Франции»). И как богослов, и как администратор, несмотря на время от времени выдвигаемые против него обвинения в нетерпимости, Беза считается не только преемником Кальвина, но и равным ему в обеспечении утверждения кальвинизма в Европе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *