Князья 13 века на руси: XIII век | Государственное управление в России в портретах

4.1. Городские веча Древней Руси / Законодательная Дума Томской области

Веча Древней Руси могут с некоторой долей условности рассматриваться как представительства различных слоев общества.

 

Говорить о том, что это сословное представительство в строгом смысле слова, невозможно по ряду причин. Во-первых, сословия как определенные слои населения в России появляются лишь в процессе централизации единого Русского государства в XV-XVI вв.; во-вторых, своими корнями вече уходит во времена родоплеменного строя у восточных славян и является архаическим общественным институтом.

О том, что означает само слово «вече», в исторической науке до сих пор идут споры. Вполне вероятно, что под этим словом скрывалось любое собрание людей с целью решить какой-либо социально значимый вопрос, не обязательно являясь неким официальным мероприятием. Например, история Новгорода знает так называемые «тайные веча». Следовательно, ответ на вопрос о том, являлось ли собрание горожан политическим институтом, будет определяться каждым конкретным случаем.

Не менее сложным оказывается и вопрос о социальном составе участников веча. Вече может восприниматься как собрание простого народа, либо собрание дружины (для совета с князем), либо в общепринятом смысле — как собрание всех свободных жителей города, вне зависимости от статуса и рода деятельности.

Городские вечевые собрания возникли не позднее второй половины XI в. и представляли собой стихийные собрания народа в кризисной ситуации. Именно такую ситуацию можно наблюдать на примере событий в Киеве в 1068 г. После поражения трех братьев Ярославичей от половцев горожане потребовали раздать коней и оружие и организовать оборону города. Вечники впервые определили себе князя, коим стал Всеслав Полоцкий, находившийся в это время в плену у Изяслава Киевского. Второй похожий эпизод имел место в 1097 г. во Владимире Волынском, когда князья Володарь Перемышльский и Василько Теребовльский пришли отомстить за ослепление последнего после Любечского княжеского съезда. Горожане Владимира отказались терпеть осаду и потребовали у своего князя выдать официально обвиненных в преступлении бояр князя Давыда Волынского, с чем правитель вынужден был согласиться.

Но основная история городских народных собраний начинается после 1097 г. К моменту, когда князья в Любече решали проблему, связанную с разделом Руси, в этом процессе оказались по-своему заинтересованы и горожане, которые состояли преимущественно из купцов и ремесленников.

Как правило, значительная часть собранной дани уходила в Киев. Первоначально Киев являлся защитником от нападения внешних врагов, также при помощи киевских властей регулировались отношения на местах. При неразвитости городов и системы власти на местах это казалось оправданным. Но к концу XI в. ситуация изменилась. Города бурно развивались, формировались новые торгово-промышленные центры: наряду с Киевом и Новгородом выделились Чернигов, Ростов, Суздаль, Полоцк, Смоленск, Галич и другие. Эти города стали центром общественной, хозяйственной и религиозной жизни окрестных земель, таким образом, формировались предпосылки для появления городского вече и приобретения ими большого значения. Разделение Руси на княжества привело к тому, что князь, олицетворяющий высшую власть, оказался рядом с горожанами, в пределах их досягаемости, что дало им возможность влиять непосредственно на его деятельность.

Вече в домонгольский период не представляло собой чего-то четкого и универсального. В различных городах вече приобретало разные формы и различную степень значимости в общественно-политической жизни.

Киевляне заявили о себе как о влиятельной политической силе уже во второй половине XI в. Позднее, в XII в., когда Киевская земля стала коллективным княжеским доменом, при их непосредственном участии происходило утверждение всех претендентов на княжеском столе. Вече могло пустить князя в Киев или не пустить, как случилось с Юрием Долгоруким.

Если князя принимали, с ним заключался «ряд» — договор, определяющий условия правления, и совершалось «крестоцелование» — клятва соблюдения договора. В случае нарушения ряда «кыяне» могли изгнать князя, как это произошло в 1146 г. с Игорем Ольговичем, происходившим из черниговских князей.

Против влияния веча в Киеве выступили все русские князья, которые расценивали эту землю в качестве своего общего владения. Киевские князья всегда размещали в столичной волости множество вассалов, союзников, сторонников из числа титулованных родичей. Такая система владений позволила им, а не городским властям осуществлять реальное правление.

В то же время с претензией на получение своей доли власти выступили городские общины и верхушка дружины в Галицком княжестве. Известно, что в 1144 г. община города Галича пыталась сместить князя. Следующая попытка — в 1173 г. — превратилась в восьмимесячный конфликт. Возник этот конфликт на почве того, что Ярослав Осмомысл объявил своим наследником незаконного сына Олега. Городская община заставила Осмомысла признать своим наследником сына Владимира, но и этот князь неоднократно изгонялся из города и возвращался только по достижении ряда. Позднее князь Даниил Романович вернул себе отцовский престол при поддержке горожан.

Cходные процессы происходили и в Полоцкой земле. Наряду с княжеской властью здесь появляется вече. Деятельность городского собрания оказывала заметное воздействие на князей.

Первый раз это проявилось в 1128 г., когда сходка полочан изгнала Давида Всеславича и объявила князем его брата Бориса. Четырьмя годами позднее из Полоцка был изгнан князь Святослав, навязанный из Киева. В дальнейшем полоцкое вече участвовало в решении вопросов о войне и мире, вопросов внешней торговли.

В Смоленске собрание городской общины стало главной политической силой наравне с княжеской властью. Городское собрание не только решало вопросы, связанные с возведением на престол того или иного князя, но и разрешало тяжбы в княжеском роду, участвовало в заключении договоров, добивалось от князей составления и выполнения соглашений.

Вопреки представлениям, сложившимся в учебной исторической литературе, в Северо-Восточной Руси роль городских вечевых собраний также была весьма значима. С XII-XIII вв. в Суздальской земле происходили общие собрания и собрания отдельных городов: Суздаля, Ростова, Владимира, Переяславля. Все сходки и съезды проходили не регулярно, а лишь в период политических кризисов.

Известно, что в них участвовали бояре, дворяне, купцы, ремесленники, духовенство. Не участвовали только крестьяне-общинники, которые проживали на погостах. На одном из первых таких съездов в 1157 г. был избран князем Андрей Юрьевич. На другом в 1174 г., после его гибели, решался вопрос о новом князе. В 1211 г. Всеволод Большое Гнездо собирал представителей от поселения, чтобы оставить законного преемника.

Большую активность проявляли местные веча городов. Они вносил серьезные поправки в текущую политику князей. Так, в 1178 г. община владимирцев добилась казни нескольких пленных рязанских князей, которых пытался уберечь Всеволод. Без поддержки горожан, воля которых провозглашалась на сходе, владимирские князья реально ничего не могли сделать. Это разделение власти, возможно, фиксировалось в договорах.

Четких функций у вечевых сходок не было. В разных землях и в различное время они могли решать вопросы войны и мира, заключать договоры о внешней торговле, выступать в качестве судебной инстанции во внутрисемейных спорах между князьями, выбирать или изгонять князя. Будучи достаточно влиятельными, вечевые собрания во всех пяти землях не сформировались как постоянные институты, не создали новых органов власти и собирались лишь в исключительных случаях.

Примечательной в этом отношении была Новгородская земля, где возникла республиканская форма правления.

Самым важным было то, что новгородской общине удалось постепенно создать собственный государственный аппарат. Предпосылки его успешного строительства восходят к истокам самого Новгорода и новгородской общины. Город возник в начале X в. На основании археологических данных полагают, что, первоначально Новгород представлял собой усадьбы родовой знати. Постепенно здесь сложилась территориальная община, в которую вошли старейшины-бояре, их младшие сородичи, торговцы и ремесленники. Она сразу выделилась из числа общин обычных земледельцев. Местным боярам еще при киевских князьях удалось удержать в своих руках сбор дани. Так постепенно стала складываться коллективная власть общины, основанная на экономической самостоятельности.

Носителем ее выступало вече или городское собрание, решающую роль в формулировании и принятии решений играло боярство. Вече проявило себя в качестве серьезного конкурента традиционной княжеской власти. Сначала оно изгоняло князей, а с 1209 г. начало призывать их по собственному усмотрению.

Власть князя в Новгороде была существенно ограничена, его права и обязанности строго фиксировались в письменных договорах. Все способы вмешательства во внутреннюю жизнь Новгорода были для него закрыты. Князь пользовался властью только до тех пор, пока город сохранял за ним полномочия.

Наряду с этим новгородская община создала и другие органы власти. Это были посадник, тысяцкий, вечевые канцелярия и архив. Высшим органом Новгородской республики оставалось вече. Оно представляло собой сход всех членов городской общины. Через вече горожане имели доступ к верховной власти, решали вопросы войны и мира, отношений с князьями, а также контролировали выборную администрацию, решавшую текущие вопросы.

Очевидно, вопросы местного управления также решались на вечевых сходках — кончанских и уличанских, то есть собирающихся в «концах» — районах города и на отдельных улицах. Решения вече были обязательны для «пригородов» (младших городов), не имевших своего представительства и жителей пятин — административных единиц Новгородской земли.

После монгольского нашествия вечевая традиция пресеклась практически повсеместно, кроме Северо-Западной Руси. Многие крупные города, имевшие вечевые традиции, были разрушены, а их население частью перебито, частью угнано в плен, частью разбежалось. Процесс восстановления городов обусловил невозможность повторного появления веча. Во-первых, восстанавливали города князья, и, следовательно, именно они обладали теперь наибольшим влиянием. Во-вторых, институт веча был бы неудобен ханам Золотой Орды в силу своей непредсказуемости, кроме того, он противоречил самой природе монархии в ее восточной форме. В-третьих, вновь пришедшее в города население — это сельские жители, не имевшие традиции вечевых собраний. В четвертых, новые города не имели уже той экономической силы, какая была у городов домонгольского периода. И, наконец, в-пятых, на рубеже XIII-XIV вв. в княжеской среде и в общей массе населения формируется представление об уделе как собственности (вотчине) князя, и в этой ситуации оспорить власть вотчинника становилось невозможно.

Вечевые традиции в их классическом варианте пресеклись, но определенные отголоски какое-то время сохранялись. Чаще всего веча XIV в. представляют собой выступления горожан, близкие по характеру к мятежу. В частности, в 1304 г. произошли выступления в Переяславле, когда горожане отказались перейти под власть тверского князя, предпочтя московскую династию, в том же году и по той же причине произошли выступления в Костроме и Нижнем Новгороде. В 1310 и 1340 гг. таким же образом решался вопрос о власти в Брянске, и в 1355 г. — в мирной форме — в Муроме. Последним вечевым собранием в Северо-Восточной Руси, очевидно, можно считать события 1382 г., связанные с организацией обороны Москвы от войск Тохтамыша.

После этого вечевые организации сохранились лишь в Новгороде, где все более проявлялась тенденция к нарастанию аристократического правления, и во Пскове, где с 1460-х гг. фактической властью обладал наместник московского великого князя, а вече постепенно теряло свою власть и к моменту присоединения Пскова к Московскому государству в 1510 г. стало чистой декорацией.

Древнерусские печати — cтатьи | Моспломба

Древнерусские печати

Наши далекие предки, славяне древней Руси, уже знали, что такое печати и пломбы. Причем, функции печатей на Руси несколько раз менялись. Вообще, стоит сказать, что первое задокументированное упоминание относится к X веку. Этот документ указывает на то, что в то время между Русью и Византией только начиналось письменное сообщение. До этого, между этими странами дипломатическое общение происходило с помощью послов, которые наделялись «печатью» и правом вести переговоры от лица главы государства.

«Печать» подтверждала высокие полномочия посла, и выглядела, по мнению историков, как круглая бляха из металла, возможно серебра и золота, с выдавленными на ней изображениями и символами, которую вероятнее всего носили на шнурке на шее. По другой версии печатью, по византийской традиции, являлся перстень. Также встречаются упоминания об использовании печатей похожим образом купцами, которые вели торговлю между разными государствами или княжествами. Причем, такую печать ни к чему не прикладывали, ей не оставляли оттиск, то есть её не использовали так, как используют современные печати. Печати послов и купцов несли лишь функцию предмета удостоверяющего личность, почти как современный паспорт.

Примерно в те же века в Древней Руси существовал другой вид печатей, использующихся для указания владельца данной конкретной собственности, что соответствует функциям печатей на Древнем Востоке. Однако, в отличие от древневосточных, которыми владел почти каждый свободный житель Месопотамии или Ассирии, в древнерусском государстве правом иметь печать обладали только лица очень узкого круга. Князья и высшие чины духовенства имели свои печати, которыми помечалась княжеская или церковная собственность, например предметы военного обмундирования или ремесленные инструменты. Также ими помечались деревья, для обозначения границ владения земли. Для идентификации прав собственности оттиски княжеских печатей оставляли на мешках с припасами, на специально предназначенных для этого деревянных пломбах.

С развитием документального оборота, печати древнерусского государства приобретают назначение, которое они сохранили до настоящего времени, а именно — удостоверять подлинность  и юридическую силу официальных документов, указов великого князя, а также местных князей, бояр и высшего духовенства. Глубокие культурные и дипломатические связи с Византией, определили вид древнерусских печатей XI-XIII веков. По византийскому образцу князья и духовенство использовали «вислые» печати, которые подвешивались к документу на кожаном ремешке или шелковом шнурке.

Они назывались «буллы», представляли собой металлические шарики с отверстием для шнура и изготавливались из свинца, серебра и золота, реже из позолоченного серебра. С помощью специальных щипцов, буллотириев (аналога современного пломбиратора), с двух сторон «буллы» выдавливался оттиск, содержавший изображения и надписи.

Примечательно, что на самых ранних «буллах», оттискивались языческие символы, например трезубец на «буллах» Рюриковичей. Позднее, когда христианство прочно вошло в жизнь и культуру славян, на «буллах» стали оттискиваться изображена святых покровителей, в соответствии с христианским именем князя или боярина заверившего подлинность документа. А в последствии образ святого на одной из сторон заменился надписью, говоривший о имени и титуле должностного лица. Например, на серебряных с позолотой «буллах» великих московских князей образ святого патрона на одной стороне непременно сопровождается текстом «Печать великого князя (имя князя) всея Руси» с оборотной стороны вислой печати.

Начиная с XIVвека  металлические буллы вытесняемые восковые вислые, а чуть позднее, и прикладные печати, которые также содержали двухсторонний оттиск. В первую очередь это связано с тем, что государственный документальный оборот перешел с прочного, но тяжелого пергамента на более легкую, но непрочную бумагу, которая не могла выдерживать вес тяжелых металлических шариков. Воск для таких печатей мог быть разных цветов — красного, желтого или черного, а для привешивания к документу воскового оттиска использовали разноцветные пеньковые или шелковые шнурки.

С XV века начинается широкое использование личных прикладных печатей, возможность обладать которыми, помимо духовенства и чиновников, получают представители высшей светской знати и богатые купцы. В связи с глубокими историческими связями с Византией, такие печати изготавливались в виде перстня, но из-за фактического отказа от византийских традиций геммы содержали уже не традиционные, а античные сюжеты.

Заказывайте нашу продукцию на сайте или по телефону. Доставим в любой регион России, а также в Ростов-на-Дону.

Андрей Буртасов специально для сайта mosplomba. ru

Александр Невский, Ярослав Тверской, Юрий II Владимирский, Андрей II Владимирский, Ярослав II Вл Онлайн по низкой цене в Индии на Snapdeal

Статьи о русских князьях XIII века, в том числе: Александр Невский, Ярослав Тверской, Юрий II Владимира, Андрея II Владимира, Ярослава II Вл: Купить статьи о русских князьях XIII века, в том числе: Александре Невском, Ярославе Тверском, Юрии II Владимире, Андрее II Владимире, Ярославе II Вл онлайн по низкой цене в Индия на Snapdeal Показать все данные

Мы хотели бы отправить вам отличные предложения!

Уведомления можно отключить в любое время в настройках.

Введите номер мобильного телефона

+91

Пожалуйста, введите действительный 10-значный номер.

Да, пришлите мне ссылку на приложение

ПОЛУЧИТЬ SMS

SDL162581858

{«SDL162581858»:null}

Дом

364, 366, 4403, 46105652, ,

/

Книги

/

Академические тексты

/

Книги по гуманитарным наукам

/

Литературные книги

/

Статьи о русских князьях XIII века, в том числе: Александре Невском, Ярославе Тверском, Юрии II Владимирском, Андрее II Владимирском, Ярославе II Вл.

{{еще}}

${bcrumbName} {{/если}}

{{if lastBCrumb = $value }} {{/if}} {{/каждый}}

Извини! Распроданы статьи о русских князьях XIII века, в том числе: Александре Невском, Ярославе Тверском, Юрии II Владимирском, Андрее II Владимирском, Ярославе II Вл.

Сравнить продукты

Очистить все

Сравним!

Ошибка выбора!

Вы достигли максимального количества вариантов. Вы можете выбрать не более 4 элементов для сравнения.

Вы уже выбрали этот товар.

ОК

Посмотреть заказ

Бесплатная установка

Наведите курсор, чтобы увеличить

Продано!

Товар продан

ServiceCentreDetails

Будьте первым, кто оставит отзыв

Есть вопрос?


План (ежемесячно)

EMI

Фактическая стоимость

План (ежемесячно)

EMI

Фактическая стоимость

Мы сообщим вам, когда товар появится в наличии

Сообщите мне

Пожалуйста, заполните действительный адрес электронной почты

Спасибо за проявленный интерес

Вы будете уведомлены, когда этот товар будет на складе

Номер IMEI

Наберите *#06#, чтобы получить свой номер IMEI

Я согласен с Условиями использования

.

Примите, чтобы продолжить

ПРИМЕЧАНИЕ.

  • В случае проблем с поддержкой устройств попробуйте новое приложение Snapdeal.
  • Устройство обмена не должно быть сломано и должно быть в рабочем состоянии.

Как это работает?

Номер IMEI

Изменить

Обменная цена

рупий.

Сводка скидок при обмене

Скидка при обмене -рупий.

Окончательная цена рупий.

Я согласен с Условиями использования

.

ПРИМЕЧАНИЕ:

  • Попробуйте новое приложение Snapdeal, чтобы получить более высокую скидку при обмене.
  • Устройство обмена не должно быть сломано и должно быть в рабочем состоянии.

Как это работает?

{{? значение.fmcg == ложь}} {{??}} {{?}}

{{? значение.имя}}

{{=значение.имя}}

{{?}} {{? значение.noOfRatings > 0 || значение.noOfReviews > 0 }}

{{?}} {{? значение.цена || значение.displayPrice || value.exshowroomPrice}}

{{? value.exshowroomPrice }}

Цена от выставочного зала Rs {{=Snapdeal.utility.commafy(value.exshowroomPrice)}}

{{??}}

{{? value.price && value.price >= 0 && (value.price — value.displayPrice != 0) && (value.discount || value.percentOff) > 0}} Rs {{=Snapdeal.utility.commafy(value.price)}} {{?}} {{? значение.displayPrice}} Rs {{=Snapdeal. utility.commafy(value.displayPrice)}} {{?}}

{{?}} {{? (value.discount || value.percentOff) > 0}}

{{=(value.discount || value.percentOff)}}% СКИДКА

{{?}}

{{?}}

{{~}} {{?}}

Избранное

  • Информация о товаре
  • Рейтинги и обзоры
  • Вопросы и ответы

Основные моменты

  • ISBN13: 9781244109537
  • ISBN10: 1244109533
  • Издательство: Книги Гефеста
  • Английский язык
  • Автор:Книги Гефеста
  • Переплет:Мягкая обложка
  • Страницы:82
  • СУПК: SDL162581858

Описание

Статьи о русских князьях XIII века, в том числе: Александре Невском, Ярославе Тверском, Юрии II Владимирском, Андрее II Владимирском, Ярославе II Вл

Условия

На изображениях представлен реальный товар, хотя цвет изображения и товара могут незначительно отличаться.

Была ли эта информация полезной для вас? Да Нет

Благодарим Вас за отправку ответа.

{{=значение.псевдоним}} {{? value.certifiedBuyer}}

Проверенный покупатель

{{?}}

{{=value.createdAt}}

{{? значение.headLine}}

{{=value.headLine}}

{{?}} {{? значение.комментарии}}

{{=value.comments}}

{{?}}

{{~}}

Селфи продукта клиента

российских археологических находок разгадывают тайну XIII века

В ходе спасательных археологических работ в центре Ярославля перед прокладкой новой канализационной системы обнаружена древняя свинцовая пломба рубежа XIII в. Когда-то она принадлежала супруге владимирского великого князя Константину Всеволоводичу и матери первого ярославского великого князя. Благодаря этой находке мы наконец-то знаем имя великой княгини — ее звали Мария.

«В Древней Руси все лица, наделенные властью, — великие князья и княгини, высшие чины духовенства — имели свою печать, которая проставлялась на всех официальных документах и ​​указах. Таких печатей у нас несколько тысяч из домонгольской эпохи, но найти такую ​​с женщиной-хозяйкой — это действительно очень примечательно. Ученым известно всего несколько десятков экземпляров», — сказал заместитель директора Института археологии, доктор Петр Гайдуков.

Доктор Гайдуков является ведущим специалистом по штампам и печатям Древней Руси и отвечает за атрибуцию последней находки.

Печать была обнаружена в Ярославле во время подготовительных работ по прокладке новой канализации к Митрополичьим архиерейским палатам (Митрополичьему дворцу) — старейшему строению города. Центр Ярославля совсем недавно отметил свое тысячелетие — это объект культурного наследия федерального значения, который также находится под охраной ЮНЕСКО.

Этот особый статус означает, что любые строительные работы в центре города должны сначала пройти археологическую проверку.

Эта находка имеет большое значение. Группа археологов во главе с доктором Асей Энговатовой обнаружила не только саму печать, но и множество фрагментов привезенных стеклянных сосудов и даже остатки деревянного здания, которое было бы исключительно большим для XII-XIII веков.

Находки дают археологам основание предполагать, что рядом с Митрополичьими палатами, сами датируемыми XVII веком, должен был стоять знаменитый княжеский двор Всеволода Константиновича, первого ярославского князя, павшего в 1238 году в легендарной битве. против монгольского военачальника Бату-хана на реке Сить.

Свинцовая печать была найдена в хорошем состоянии рядом с фундаментом этого деревянного здания с изображениями святых Константина и Марии. Он обнаружен в культурном слое, достоверно датируемом рубежом XIII в.

Доктор Гайдуков объяснил, что на царских печатях в России XII и XIII веков обычно были изображения святых покровителей их владельца, от которых правители брали свои собственные имена. Тот факт, что на этой печати изображены как святой, так и мужчина, означает, что она принадлежала царственной принцессе, поскольку изображение другого святого относилось к ее мужу.

«Точная датировка этой печати, а также место ее обнаружения дают нам почти определенные основания говорить о том, что она принадлежала жене владимирского великого князя Константина Всеволодовича (1186-1218)», — сказал доктор Гайдуков.

Константин Всеволодович был старшим сыном владимирского великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Он правил во всем Ростове и Новгороде, а к концу жизни стал великим князем Владимирским. Его сын, Всеволод Константинович, стал первым назначенным князем Ярославским, где он правил с 1210 по 1238 год. Его собственная царская печать была найдена рядом с Митрополичьими палатами в 2010 году.

Имя его матери — жены князя Константина Всеволодовича и дочери смоленского князя Мстислава Романовича — до сих пор оставалось загадкой. О ней было известно лишь то, что после смерти мужа она приняла постриг под новым именем Агафья (Агата).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *