Культура руси 11 12 века: Краткая характеристика культуры Руси 12-го века

Краткая характеристика культуры Руси 12-го века

Истоки и основы культуры Древней Руси в 12-м в.

В 12-м в. культура Руси находилась все еще на своей ранней стадии развития и представляла собой довольно сложный синтез двух религиозных систем, которые пытались вытеснить друг друга, — христианства, которое было принято немногим больше века назад и, несмотря на огромную поддержку государства, все еще не могло полностью завоевать умы людей, и язычества, которое никак не хотело уходить и было основой уклада и жизни многих племен, вошедших в состав Руси несколько веков назад. Процесс духовных и культурных изменений, связанных с принятием христианства, шел не очень быстро — во многих сферах человеческой деятельности все еще очень сильно было выражено влияние язычества, что вполне естественно, так как последнее служило культурной основой много веков. Язычество не уступало место христианству во многом благодаря тому, что племена, которые его исповедовали, не были варварами (как думали многие соседние государства), напротив, они имели свою развитую культуру, язык, письменность, изменить которую было очень непросто.

В результате в этот период наряду с христианскими мотивами в творчестве проглядывали и языческие мотивы — мотивы природы, уважения к земле, животным и птицам, что особенно ярко прослеживалось в различных ремеслах. Таким образом, культура разделилась на христианскую (к ней относились иконопись и зодчество) и языческую (народные ремесла).

Двоеверие просуществовало достаточно долго, чтобы породить новый тип культуры, соединяющий в себе самые разные мировоззренческие позиции. В крупных городах культура все чаще представляла собой христианский взгляд на мир, строилось огромное количество церквей, монастырей, на фресках изображались библейские мотивы. В то же время в более мелких поселениях можно было встретить редкие ремесла, которыми люди занимались несколько веков и которые представляли собой торжество языческого видения мира. Существовали регионы, где христианство не проявлялось никак, а люди продолжали жить по старому укладу.

Особенности культуры 12-го в.

Однако следует отметить, что, несмотря на двоеверие, христианство все прочнее входило в повседневную жизнь и дало огромнейший толчок к развитию культуры в Древней Руси. Больше всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу. Начавшийся в 11-м в. процесс насаждения грамотности получил новый виток, стало появляться все больше образованных людей, что не могло не отразиться на культуре и стало наиболее заметно в литературе.

Культура Руси в 12-м в. вслед за христианством переняла многие традиции из Византии и Греции. Основной принцип культуры этих стран заключался в том, чтобы показать человеку всю бренность его земного существования и обратить его взгляд на духовное развитие, духовную сферу в целом. Все чаще художники стали изображать сцены из Библии и писать картины, которые, по их мнению, относились к духовной сфере жизни, и все реже можно было увидеть на полотнах изображения обыденной жизни человека. Образы потеряли связь с реальностью и стали все более эфемерными — предпочтение отдавали священному, непостижимому, божественному.

Акцент в культуре в 12-м в. сместился от внимания к человеку как существу из крови и плоти к божественному духу, заключенному в каждом.

Архитектура 12-го в.

Зодчество и иконопись стали основными отраслями культуры, в которых было наиболее заметно влияние Византии и Греции, так как именно они были тесно связаны с религией и, в частности, с христианством. От Византии Древняя Русь переняла традицию строить храмы купольно-крестовой формы, первым из которых стал Софийский собор в Киеве (он имел 13 куполов), а затем был возведен Собор Святой Софии в Новгороде и другие, более мелкие храмы.

К середине 12-го в. зодчество Руси начинает потихоньку отходить от византийских традиций и принимать собственные черты, в частности большую помпезность и богатое убранство. Связано это было с развитием феодализма — каждый феодал стремился выделиться и строил на своей земле храм, который украшал как можно богаче, чтобы показать свое благосостояние соседям. Архитектура стала помпезной, яркой, изощренной, что совершенно не свойственно храмам в Греции и Византии. Примером таких храмов стали церковь Покрова на Нерли, Успенский собор во Владимире (украшен особой системой арок, что придает ему легкость и ажурность).

Живопись и иконопись в 12-м в.

Изобразительное искусство также развивалось под влиянием христианства. Все больше художники стали обращаться к созданию церковных фресок и мозаик, стала появляться русская школа иконописи со своими традициями и принципами, зародились первые мастера в этом жанре. Ярким примером изобразительного искусства того периода можно назвать мозаику Богоматери в Софийском соборе в Киеве.

Иконопись становится русской: стали появляться русские мастера, которые заняли место греков и византийцев, которых раньше нанимали для создания икон. Русские мастера постепенно перестают копировать технику и сюжеты своих зарубежных учителей и создают собственные работы, отличающиеся от традиционных греческих и византийских икон. В этот период появляются работы, ставшие известными на весь мир.

Литература в 12-м в.

Литература развивается не такими быстрыми темпами, как другие отрасли искусства, однако в этот период происходит важный толчок к ее дальнейшему процветанию. В основном в 12-м в. занимались переводами различных религиозных греческих трактатов и летописей, однако вскоре появляется и собственная летопись — «Повесть временных лет». После ее появления в литературе происходит огромный прорыв, появляются многочисленные жития святых, автобиографические записи, написанные уже самими русскими мастерами.

В этот же период появляется «Слово о полку Игореве» — произведение, которое считается основой всей русской художественной литературы.

Русская Культура 12 века — кратко.

История России кратко

Основы и истоки культуры 12 века

Культура Киевской Руси в 12 веке представляла собой своеобразный синтез двух религиозных систем – христианства, которое было принято чуть больше века назад и язычества, которое было основой культуры славянских племен. Несмотря на то, что христианство прочно вошло в повседневную жизнь и стало серьезной культурной и политической силой, процесс духовных изменений и культурных шел не очень быстро – в разных сферах деятельности человека все еще проглядывались древние языческие корни и традиции. Особенно важно отметить, что язычество не так быстро уступило место христианству в культурном сознании по той причине, что племена, из которых сформировалась Древняя Русь, не были варварами, напротив, они имели свою древнюю культуру, свой язык, свою письменность, календари и систему ценностей – не так просто было вытравить это из сознания людей. Наряду с христианскими мотивами в искусстве этого периода все еще присутствовали природные мотивы, свойственные язычеству – почтительное уважение к природе, к животным, птицам (которых часто изображали на различных изделиях ремесленники). Таким образом, в 12 веке параллельно существовало христианское творчество – иконопись, церковная архитектура, и языческое – природные мотивы в народных ремеслах.

Двоеверие существовало достаточно долго, по некоторым сведениям, в 12 веке на Руси было еще достаточно много язычников, и они не могли не нести свою культуру и свои традиции. В крупных городах культура все больше принимала в себе христианскую идеологию и эстетику, строились церкви и монастыри, все чаще на фресках изображались библейские мотивы. А вот в отдаленных регионах и деревнях процветало язычество и народные промыслы.

Особенности культуры 12 века

Однако, несмотря на двоеверие, принятие христианства дало огромный толчок к развитию русской культуры, что стало особенно заметно в 12 веке. Более всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу. Начавшийся в 11 веке процесс развития грамотности, в 12 веке получил новый виток, что не могло не отразить на культур и, прежде всего, литературе. В целом, культура Руси в 12 веке во многом переняла традиции Византии и Греции, откуда и было перенято христианство. Основная концепция религии и религиозного искусства этих культур состояла в том, чтобы показать бренность земной жизни в противовес важности жизни духовной. Именно поэтому все чаще художники перестали изображать картины реальной жизни человека, они стали обращаться к библейским историям, к жизни духа, предпочтение теперь отдавалось священному, непостижимому, акцент делался на духовности и божественности.

Таким образом, главное внимание искусства в 12 веке постепенно перешло от человека во плоти, к человеческому духу.

Архитектура 12 века

Влияние Греции и Византии наиболее заметно в зодчестве и иконописи, так как две этих сфера наиболее тесно связаны с религией и религиозным сознанием. От Византии Русь переняла традицию купольно-крестовой формы храмов, которые начали строиться повсеместно. Первым подобным собором был Софийский собор в Киеве, у которого было 13 куполов, затем Собор Святой Софии в Новгороде, а следом за ним и множество других храмов. Однако в 12 веке архитектура Руси начинает несколько отходить от византийских традиций и принимать свои собственные, уникальные черты. Этому способствует рост феодализма и феодальной раздробленности, который в 12 веке принимает огромные масштабы. Каждый князь не просто желает получить власть, он стремиться сделать вверенные ему территории самыми красивыми, помпезными – начинают строиться храмы, в которые князья вкладывают огромные суммы денег, архитектура становится все более изощренной, более помпезной, что не свойственно греческим и византийским храмам. Появляются церковь Покрова на Нерли, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире – символы новой архитектурной традиции. Успенский собор украшен совершенно особенной системой арок, которые придают архитектуре ажурность, некоторую легкость.

Живопись в 12 веке

Живопись также развивалась под влиянием христианства. Все большие обороты набирает иконопись, все чаще художники занимаются мозаиками и фресками, которыми украшают многочисленные храмы. Ярким примером может служить мозаика Богоматери в Софийском Соборе в Киеве.

Иконопись теперь становится русской – если раньше на Руси работали, в основном, греческие или византийские мастера, то теперь появляются свои собственные иконописцы, которые привносят новые традиции и элементы. Постепенно русские иконописцы уходят от копирования техники своих греческих коллег и начинает формироваться русская школа иконописи, ставшая позднее известной на весь мир. Профессионализм мастеров растет.

Литература в 12 веке

Литература в этот период, в основном, представляет собой переводы различных греческих трактатов. Однако существенный прорыв был совершен, когда в 12 веке появляется первая русская летопись – Повесть Временных Лет. Это дает серьезный толчок к развитию литературы – появляются многочисленные жития святых, автобиографические книги князей и у управителей. Также в этот период появляется известнейший памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», которое не только является исторической летописью, но и литературным произведением, от которого позднее пошла вся художественная литература Руси.

: История :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр


Русская культура XII-XIII веков, часть 1

16 января 2015 г. 15:27

Нашествия захватчиков и стихийные бедствия уничтожили множество ценных произведений архитектуры, живописи, прикладного искусства и литературы. Забыты имена простых людей, создававших для светских и религиозных феодалов шедевры росписи и резьбы по камню, тонкой серебряной чеканки и монументальной архитектуры.

Очень немногие из древнерусских мастеров упоминаются в дошедших до нас летописях. Это «каменные зодчие»: Иван из Полоцка, Петр и Корова Яковлевичи из Новгорода, Петр Милонег, Олекса и Авдей. Есть запись о киевском художнике Алимпие, расписавшем Киево-Печерский монастырь. Известны также имена новгородских кальмаров Косты и Братилы, создавших изящные чеканные серебряные сосуды, а также основателя Авраамия, чей скульптурный автопортрет сохранился до наших дней.


Именно труд крестьян и ремесленников послужил основой дальнейшего развития России.

Русский язык и культура обогатились благодаря взаимодействию с культурами ряда других народов. Плоды такого сотрудничества воплотились в суздальской архитектуре (включающей следы грузинского и армянского зодчества), новгородской живописи (с общими мотивами армянских росписей), в русском фольклоре и литературе, неоднократно упоминающих другие народы с их культурой и бытом.



Несмотря на господство богословия, процесс накопления производственного опыта и развития образования (хотя он охватывал лишь небольшую часть общества) способствовал распространению по России зачатков естественных и исторических наук.

Значительно повысилась грамотность среди дворян-феодалов, дворянства и горожан.

Рукописные памятники все чаще восхваляли «книжное знание», тогда как «ум без книг» уподоблялся бескрылой птице: как не летает, так не может человек достичь «совершенного ума без книг». Основными учебниками были Псалтырь, Часослов и Апостол. Библейские идеи, описывающие мир так, как это было характерно для средневековой Европы, изложены в книге «Шесть дней», давшей богословское и схоластическое описание природы, в книге Козьмы Индикоплова «Топография» и других трудах, переведенных в России. Греческие хроники Георгия Амартола, Иоганна Малалы и других знакомили русских читателей с античной историей.

Чрезвычайно важное значение имело открытие профессором А. В. Арциховским (1951) берестяных грамот XI–XV вв. в Новгороде. Целый новый мир открылся перед исследователями, изучавшими эти письмена. Коммерческие сделки, частные письма, поспешные послания с курьером, отчеты о сельскохозяйственных работах и ​​походах, приглашения на поминки, загадки, стихи и многое другое можно найти среди тех замечательных документов, свидетельствующих о широком распространении грамотности среди русских граждан.

Русские писцы новой литературы на старославянском, греческом, еврейском и латинском языках. Летописец уважительно упомянул о Всеволоде, сыне Ярослава Мудрого, что он «понимает пять языков, сидя дома».

Далее: российская культура 12-13 веков, часть 2

Источники: http://www.history-atrussia.ru

Автор: Vera Ivanova

Автор: Vera Ivanova

.

Теги: Культура России История России    
Следующий Предыдущий

Сталинизация России | The Economist

Лидеры | Диктатура Владимира Путина

W КОГДА ВЛАДИМИР ПУТИН приказал вторгнуться в Украину, он мечтал восстановить славу Российской империи. Он закончил тем, что восстановил террор Иосифа Сталина. И не только потому, что он развязал самый жестокий акт неспровоцированной агрессии в Европе с 1939, но и потому, что в результате он превращает себя в диктатора у себя дома — Сталина 21-го века, прибегающего как никогда ко лжи, насилию и паранойе.

Послушайте эту историю. Наслаждайтесь большим количеством аудио и подкастов на iOS или Android.

Ваш браузер не поддерживает элемент

Послушайте эту историю

Экономьте время, слушая наши аудио статьи, одновременно работая в режиме многозадачности

Чтобы понять масштабы лжи Путина, вспомните, как планировалась война. Президент России думал, что Украина быстро рухнет, поэтому он не готовил своих людей к вторжению или своих солдат к их миссии — более того, он заверил элиты, что этого не произойдет. После двух ужасных недель на поле боя он все еще отрицает, что ведет войну, которая может стать крупнейшей в Европе с 19 века.45. Чтобы поддержать эту всеобъемлющую ложь, он закрыл почти все независимые СМИ, пригрозил журналистам до 15 лет тюрьмы, если они не будут повторять официальную ложь, и арестовал тысячи антивоенных демонстрантов.

Настаивая на том, что его военная «операция» направлена ​​на денацизацию Украины, государственное телевидение ресталинизирует Россию.

Чтобы понять склонность Путина к насилию, посмотрите, как ведется война. Не сумев одержать быстрой победы, Россия пытается посеять панику, моря украинские города голодом и обстреливая их вслепую. 9 мартаОн попал в родильный дом в Мариуполе. Если г-н Путин совершает военные преступления против братьев-славян, которых он восхваляет в своих трудах, он готов устроить резню дома.

А чтобы оценить паранойю Путина, представьте, чем закончится война. У России больше огневой мощи, чем у Украины. Он все еще делает успехи, особенно на юге. Она еще может захватить столицу Киев. И все же, даже если война затянется на месяцы, Путина трудно назвать победителем.

Предположим, что России удалось установить новое правительство. Украинцы теперь объединились против оккупанта. Марионетка Путина не могла бы править без оккупации, но у России нет ни денег, ни войск, чтобы поставить гарнизон даже на половине Украины. В доктрине американской армии говорится, что для подавления повстанческого движения — в данном случае поддержанного

NATO — оккупантам требуется от 20 до 25 солдат на 1000 человек; В России их чуть больше четырех.

Если, как Кремль, возможно, начал сигнализировать, г-н Путин не будет навязывать марионеточное правительство — потому что он не может — тогда ему придется пойти на компромисс с Украиной в мирных переговорах. Тем не менее, он будет бороться за соблюдение любого такого соглашения. В конце концов, что он будет делать, если послевоенная Украина возобновит дрейф на Запад: вторгнется?

Истина тонет в том, что, напав на Украину, Путин совершил катастрофическую ошибку. Он подорвал репутацию якобы грозных вооруженных сил России, которые оказались тактически неспособными противостоять меньшему, хуже вооруженному, но мотивированному противнику. Россия потеряла горы техники и понесла тысячи потерь, почти столько же за две недели, сколько Америка понесла в Ираке с момента своего вторжения в 2003 году9.

0012

Путин ввел разрушительные санкции против своей страны. Центральный банк не имеет доступа к твердой валюте, необходимой ему для поддержки банковской системы и стабилизации рубля. Бренды, выступающие за открытость, в том числе IKEA и Coca-Cola, закрыли свои двери. Некоторые товары продаются по карточкам. Западные экспортеры отказываются от жизненно важных компонентов, что приводит к остановке производства. Санкции в отношении энергоносителей — пока ограниченные — угрожают сократить иностранную валюту, необходимую России для оплаты импорта.

И, как и Сталин, Путин уничтожает буржуазию, великий двигатель модернизации России. Вместо того чтобы попасть в ГУЛАГ, они бегут в такие города, как Стамбул в Турции и Ереван в Армении. Тем, кто предпочитает остаться, затыкают рот ограничениями свободы слова и свободы ассоциаций. Они пострадают от высокой инфляции и экономических потрясений. Всего за две недели они потеряли свою страну.

Сталин руководил растущей экономикой. Как ни убийственно, он опирался на настоящую идеологию. Даже совершая бесчинства, он консолидировал советскую империю. После нападения нацистской Германии его спасла невероятная жертва его страны, которая сделала больше, чем кто-либо другой, для победы в войне.

У Путина нет ни одного из этих преимуществ. Он не только не может выиграть войну по своему выбору, разоряя свой народ: его режиму не хватает идеологического ядра. «Путинизм», как он есть, представляет собой смесь национализма и ортодоксальной религии для телеаудитории. Регионы России, раскинувшиеся на 11 часовых поясов, уже бормочут, что это война Москвы.

Когда масштаб провала Путина станет ясным, Россия вступит в самый опасный момент в этом конфликте. Фракции режима будут обвинять друг друга в спирали обвинений. Путин, опасающийся переворота, никому не доверяет и, возможно, ему придется бороться за власть. Он также может попытаться изменить ход войны, запугав своих украинских противников и прогнав их западных покровителей с помощью химического оружия или даже ядерного удара.

Пока мир смотрит на это, он должен стремиться ограничить опасность впереди. Он должен развенчать ложь г-на Путина, утверждая правду. Западные технологические компании ошибаются, закрывая свою деятельность в России, потому что они передают режиму полный контроль над потоком информации. Правительства, принимающие украинских беженцев, должны также приветствовать русских эмигрантов.

НАТО

может помочь умерить насилие г-на Путина — по крайней мере, на Украине — продолжая вооружать правительство Владимира Зеленского и поддерживая его, если он решит, что пришло время вступить в серьезные переговоры. Это также может усилить давление на г-на Путина, ускоряя и углубляя энергетические санкции, хотя и ценой для мировой экономики.

И Запад может попытаться сдержать паранойю Путина. В НАТО должно быть указано, что она не будет стрелять по российским войскам, пока они не нападут первыми. Это не должно давать г-ну Путину повод втянуть Россию в более масштабную войну, объявив бесполетную зону, соблюдение которой потребует военного применения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *