Культура киевской руси 9 12 века – 9-12 –

9. Культура Киевской Руси

1 .
Появление собственной письменности
имела чрезвычайно важное значение для
развития восточнославянской сообщества.
Сохранились сообщения о том, что в XI в.
восточные славяне имели собственную
письменность, или «русские письмена».
В частности, в произведении «Сказание
о письмена »болгарского писателя
Черноризца Храбра, жившего на рубеже
IX-Xвека, упоминается, что до принятия
христианства славяне пользовались для
письма собственными «чертами и резами».
Славянский просветитель Кирилл Солунский
Напомним, что в начале 60-х гг IX в. он видел
в Херсонесе писанные «русскими письменами
»Евангелие и Псалтырь.

Подтверждение
существование «русских письмен» можно
найти в летописных описаниях
содержаниярусско-византийских соглашений
911 и 944 гг Первый указывает на руский
обычай писать духовные завещания на
случай смерти, а во втором требуется,
чтобы купцы, прибывали из Руси в
Константинополь, имели при себе
специальные грамоты ,подписаны князем.

Послевведения
христианства на Руси распространилась
изобретена учениками братьев-просветителей
Кирилла и Мефодия азбука – кириллица.
Одновременно появилась церковнославянский(Или
старославянский) язык , который вытеснил
из обихода более давнюю живой народный
язык.

  1. Устное
    народное и музыкальное творчество.
     Лучше
    понять духовную жизнь восточных славян
    позволяет устное народное и музыкальное
    творчество эпохи Киевской Руси. Устное
    народное творчество этого периода
    разнообразна: былины, предания, песни,
    загадки, пословицы, поговорки, сказки.

В
былинах воспевались военные победы
киевских князей и их жен. К древнейших
относится группа былин о князе Владимире
Красное Солнышко, который вместе с
богатырями Ильей Муромцем, Алешей
Поповичем и Добрыня Никитич защищает
Киевскую Русь от врагов.

Древнейшими среди
восточнославянских народных песен
обрядовые, которые возникли еще в
дохристианские времена. Они связаны с
празднованием наступления весны инового
года, празднованием праздников урожая
и солнца, обрядами свадьбы и похорон.

Загадки, пословицы
и поговорки в сжатой и остроумной форме
отражают жизненный опыт и мудрость
народа.

К эпохи Киевской
Движении относится возникновение
известных всем сказок о Бабу-Ягу, Змея
Горыныча, Кирилла Кожемяку, Вернигору,
Котигорошка и многие другие. У них русичи
высказывали свои взгляды на добро и
зло, правду и неправду.

3. Развитие
архитектуры и изобразительного
искусства.
 Археологические
и летописные находки свидетельствуют
о высоком уровне развития архитектуры
Киевской Руси.

В
частности, каждый из крупных русских
«градов» имел достаточно сложную для
своего времени систему оборонительных
укреплений. Они состояли из валов,
насыпанных на деревянные клети и
окруженных глубоким рвом. На валах
сооружались деревянные стены с
оборонительными башнями

.
Анализ летописных свидетельств позволил
исследователям сделать вывод, что первым
каменным светской сооружением в Киеве
был предположительно, дворец княгини
Ольги. Первым каменным церковной
сооружением Киевской Руси, как вы знаете,
считается Десятинная церковь, построена
на Старокиевской горе конце X в. Она
стала лучшей зданием «города Владимира
». Благодаря археологическим раскопкам
мы знаем, что это был большой храм
,внутреннее пространство которого
перекрывалось сводами в форме креста,
а летопись сообщает, что он имел много
куполов. Пол был украшен мозаикой из
цветного мрамора необычайной красоты,
а стены расписаны фресками.

Мозаика 
Изображение или узор, сделанный из
отдельных, плотно подогнанных друг к
другу и закрепленных на специальном
растворе разноцветных кусочков стекла,
мрамора, камней и т.д.

Фреска 
Картина, написанная красками (водяными
или на известковом молоке) на свежей
сырой штукатурке.

 

В Киеве археологи
также обнаружили остатки двух княжеских
дворцов с продольными фасадными
галереями, построенных в конце X – начале
XI в.

Настоящим шедевром
архитектуры Киевской Руси считается
Софийский собор в Киеве. Закладывая
собор, князь Ярослав оставил ему
центральное и самое высокое место в
«городе Ярослава ». Поэтому через которые
ворота путешественник не входил в Киев,
ему прежде все было видно многокупольную
сооружение Софийского собора. Внешне
собор отличался исключительной красотой.
Это был величественный крестово-купольный
храм, внутреннее пространство которого
состоял из пяти нефов – продольных
пространств между рядами столбов. С
севера, запада и юга его окружал двойной
ряд галерей, а сверху он был увенчан
тринадцатью куполами.

В X – начале XI в. в
храмостроительстве Киевской Руси
преобладали византийские традиции. Их
можно увидеть в зданиях Десятинной
церкви в Киеве и Спасо- Преображенскогособора
в Чернигове (1031-1036). Возведение Софийского
собора стало своеобразной переходной
границей и наглядной появление новых
славянских традиций в архитектуре
Киевской Движении.

К ярким и неповторимых
явлений изобразительного искусства
Киевской Руси, кроме мозаик и фресок,
принадлежит иконопись.

Выводы: Письменность
у восточных славян возникла задолго
допринятия христианства. После крещения
Руси князем Владимиром существующая
системаписьма стала вытесняться
кириллицей.

      Исследование
общего хода речевогоразвития на
восточнославянской территории позволили
ученым определить явления,свидетельствуют
о формировании украинского языка.

      К
значительным достижениям культуры
Русипринадлежат ее устное народное и
музыкальное творчество. В них усматривают
истоки современногоукраинского
фольклора.

      Высокого
уровня развития достиглиархитектура
и изобразительное искусство Киевской
Руси. Русские строители ихудожники
использовали в своем творчестве
достижения мастеров Византии,развивая
и совершенствуя их творческие приемы.

     

studfiles.net

Культура Киевской Руси IX-XII вв — Мегаобучалка

Для Киевской Руси был характерен высокий по средневековым меркам уровень культуры.

Письменность

Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX в., уже в X в. проникает на Русь. Так, договор 911г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. В начале XI в. грамотность уже проникает в среду феодалов. Так, Ярослав Мудрый, по словам летописи, создал княжеские мастерские по переписке книг и переводу с греческого языка на русский. Еще раньше Владимир, по сообщению летописца, у дружинников, собирал детей и учил грамотоности.

О широком распространении грамотности свидетельствуют вла­дельческие записи на кувшинчиках и других ремесленных изделиях XI—XII вв., колодки с именами заказчиков, надписи на стенах церквей, наконец, новгородские берестяные грамоты, содержащие записи для памяти и письма, начиная с XI в.

Книги представляли собой либо пергамен или специально выделанная кожа, на Руси — обычно телячья. Среди древ­нейших дошедших до нас русских рукописей — «Изборники» 1073 и 1076 гг., сделанные для сына Ярослава Мудрого князя Святослава. В «Изборниках» собрано много разнообразных произведений — религиозных, философских, поучительных и т. д.

Литература

К XI в. относится и зарождение русской литературы. В первой половине XI в. возникает русское летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись, «Повесть временных лет» была создана около 1113г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Основная идея «Повести временных лет» – это единство русской земли. Летописец безоговорочно осуждает кня­жеские усобицы и кровавые распри. Разумеется, мировоззрение его — феодальное. Князь для него — носитель высшей идеи законности, дружинники — его боевые друзья.

Нестор был одним из крупнейших древнерусских писателей. Ему принадлежит «Житие» основателя Киево-Печерского монас­тыря Феодосия, наполненное множеством реалистических бытовых деталей, «Чтение о житии и о погублении» князей Бориса и Глеба.

Подъем национального чувства ярко проявился в деятельности Илариона, первого киевского митрополита—русского, а не византийца по происхождению. В своем «Слове о законе и благо­дати» (ок. 1049), он восхваляет не только князя Владимира, крестившего Русскую землю, но и всю Русскую землю.

Новый жанр представляло собой «Хождение» игумена Даниила — описание его путешествия в «святую землю» Палестину, совершен­ного в 1106—1108 гг. «Игумен Данил Русския земля», как себя называет автор, подробно описывает природу Палестины, христианские реликвии.

Архитектура

Высокого уровня достигла в Киевской Руси и архитектура. Каменное строительство началось на Руси в конце X в. после принятия христианства. На Руси не было еще опыта возведения каменных построек, а потому первые сооружения из камня были возведены приезжими византийскими мастерами.

Уже в 989г. князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению богородицы. Десятинной она называлась потому, что на ее содержание была отпущена церковная десятина, т. е. десятая часть доходов князя. Рядом с Десятинной церковью были воздвигнуты здания княжеского дворца, от которого до наших дней сохранились только фундаменты.

Византийскими же архитекторами при Ярославе Мудром, около 1037г. был построен сохранившийся до наших дней Софийский собор в Киеве. Софийский собор – замеча­тельный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Великолепные мозаики прекрасно сохранились во внут­ренних помещениях собора. Мозаичным был и пол. Очень инте­ресны и фрески, часть которых, возможно, принадлежит уже русским мастерам или, во всяком случае, написана на русские сюжеты. Так, здесь изображены семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены (борьба ряженых, охота на медведя и т. д.).

Киев окружали деревянно-земляные укрепления, однако в де­ревянной стене были построены в 30-х гг. XI в. каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещенья, которая была укра­шена и мозаикой и фресками.

Самым замечательным из этих произведений искусства является Софийский собор в Новгороде (1045—1050). Этот храм значительно строже киевского. Вместо живописно раскинувшихся 13 глав киевского собора здесь всего пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Гораздо мощнее несколько мрачноватые стены, сложенные не из кирпича, а из местного известняка. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, опять-таки более суровые и спокойные.

Металлообработка

Большие успехи были достигнуты в металлообработке. Русские кузнецы из железа изготавливали всевозможные сельскохозяйственные орудия, свой собственный кузнечный инструментарий – молоты, клещи и т. д., гвозди. Приступили и к изготовлению собственного оружия. К середине XI в. относится и первый меч. Изготовлялись и русские сабли.

Гончарное искусство

Высокого развития достигло гончарное искусство. В X в. появ­ляется гончарный круг.

Ювелирные изделия

Велики были достижения древнерусских ювелиров. Русские златокузнецы изготовляли разнообразные украшения – серьги, подвески, кольца, ожерелья и т.д. Многие украшения выполнены в технике зерни, когда на изделие напаивался узор, состоящий из множества, порой тысяч, мельчайших шариков.

 

Жилье

Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т. е. жилища, пол которых был ниже уровня почвы) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные постройки, с деревянными полами. Печи бывали то глинобитными, то каменными. Окна были маленькими.

Иными были жилища горожан. Даже на юге почти не встречались полуземлянки. Стояли, как правило, срубы, нередко двухэтажные, причем нижний этаж был часто хозяйственным, а верхний — жилым. На юге первый этаж иногда был углублен в землю. Здания состояли подчас из нескольких комнат.

Совсем иными были жилые помещения знати. На территориях обширных боярских усадеб площадью от 250 до 1000 и более квадратных метров стояли боярские дворы, избы для слуг, холопов, ремесленников. Боярские и княжеские хоромы представляли собою целый комплекс срубных построек, соединенных сетью затейливых переходов, с галерейками, крыльцами и с почти обязательным теремом – деревянной башней. Были и каменные княжеские двор­цы.

Одежда

Основным видом одежды и мужчин, и женщин, и знати, и непривилегированных слоев общества была рубаха: длиннее у женщин, короче у мужчин, из дорогих тканей у знати, домотканая у простых людей, с вышивкой у женщин. Кроме рубахи, мужчины носили под рубахой узкие длинные штаны — «порты», а женщины поверх рубахи юбку. Верхней одеждой у простых людей была свита — длинное, плотно облегающее одеяние. Носили также разнообразные плащи. Плащи знати были из дорогих, часто восточных материй, парчовые, шитые золотом. Княжеские плащи – длинные, застегивающиеся на одном плече дорогими золотыми застежками, часто с драгоценными камнями. Простые шубы – «кожухи», достаточно защищавшие от холода, носили крестьяне и ремесленники. Знать носила дорогие кожухи, шитые золотом, из дорогих мехов.

Лапти – были крестьянской обувью, кожаная у них встречалась редко. Горожане чаще носили кожаную обувь: сапоги или туфли.

 

megaobuchalka.ru

Культура киевской Руси 9-12 века — реферат

Министерство образования 
Оренбургской области

ГАОУ СПО «Учетно-финансовый
техникум»

г. Оренбург

По истории

На тему: « Культура Киевской
Руси 9-12 веках»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 13 группы

Даутова Зарина

Проверила: преподаватель 
по истории

Цыганова Наталья Владимировна 

Содержание:

  1. Введение. 
  2. Зарождение культуры на Руси
  3. Принятие христианства. 
  4. Литература и письменность. 
  5. Архитектура и искусство Киевской Руси.
  6. Заключение. 
  7. Список использованной литературы. 
         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культура народа является
частью его истории. Ее становление,
последующее развитие тесно связано 
с теми же историческими факторами,
которые воздействуют на становление 
и развитие хозяйства страны, ее
государственности, политической и 
духовной жизни общества. В понятие 
культуры входит, естественно, все, что 
создано умом, талантом, рукоделием
народа, все, что выражает его духовную
сущность, взгляд на мир, природу, человеческое
бытие, на человеческие отношения. 
Культура Руси складывается в те же века,
что и становление русской государственности.
Рождение народа шло одновременно по нескольким
линиям — хозяйственной, политической,
культурной. Русь складывалась и развивалась
как средоточие огромного для того времени
народа, состоящего поначалу из различных
племен; как государства, жизнь которого
развертывалась на огромной территории.
И весь оригинальный культурный опыт восточного
славянства стал достоянием единой русской
культуры. Она складывалась как культура
всех восточных славян, сохраняя в то же
время свои региональные черты — одни
для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной
Руси и т.д. 
  На развитие русской культуры влияло
также то, что Русь складывалась как равнинное
государство, открытое всем как внутриплеменным
отечественным, так и иноплеменным международным
влияниям. И шло это из глубины веков. В
общей культуре Руси отразились как традиции,
скажем, полян, северян, радимичей, новгородских
славян, других восточнославянских племен,
так и влияние соседних народов, с которыми
Русь обменивалась производственными
навыками, торговала, воевала, мирилась,
— с угро-финскими племенами, балтами,
иранскими племенами, другими славянскими
народами и государствами.

Зарождение культуры
на Руси

  Культура славян была сформирована
на основе трех природных факторов, в число
которых входили лес, река и степь. На роль
хозяев Великой русской степи претендовали
многие народы, но только древним русам,
удалось не только закрепиться, но со временем
создать одно из самых могучих из когда-либо
существовавших древних государств. На
его основе возник особый тип славянской
культуры — евразийский, о сущности, особенностях
и предназначении которого специалисты
продолжают дискутировать до сих пор.
По мнению большинства историков, прародиной
славян в расцвет бронзового века (середина
II тысячелетия до н. э.) являлась Центральная
и Восточная Европа. История восточного
славянства и русского этноса как самостоятельной
ветви славян начинается в I тысячелетии
до н. э., когда славянские племена Среднего
Подднепровья борются за свою независимость,
строят первые крепости, впервые сталкиваясь
с враждебной степной конницей киммерийцев
и с честью выходя из сражений. К этому
времени ученые относят создание одних
из первичных форм славянской культуры
– героического эпоса. Ко времени прихода
скифов в южнорусские степи (VII век до н.
э.) славяне прошли большой исторический
путь, что получил отражение как в археологических
материалах, так и в детально разработанной
мифологии славян. Социальный строй среднеднепровских
славян еще за полторы тысячи лет до того,
как образовалась Киевская Русь, оказался
на пороге государственности. Об этом
говорят упоминания Геродотом славянских
«царей», всаднические черты погребенных
воинов, огромные «царские» курганы на
Киевщине и импортная роскошь славянской
знати. В конце V — середине VI века началось
великое переселение славян на юг, за Дунай,
на Балканский полуостров, когда славянские
дружины отвоевали и заселили почти половину
Византийской империи. Грандиозное по
своим масштабам движение славян перекроило
всю этническую и политическую карту раннесредневековой
Европы. Освоенная славянами территория
представляла собой так называемые «ворота
народов» — открытое пространство между
Уральскими горами и Каспийским морем,
— через которые непрерывным потоком
вливались в южнорусские степи волны кочевых
народов. Период с VIII по конец XVII в. — самый
беспокойный в истории нашей страны. В
это время русские земли подвергались
опустошительным набегам. «Ворота народов»,
южнорусская степь, манили к себе многих.
В I тысячелетии до н. э. здесь возникли
древнейшие Боспорское и Скифское государства.
В VII—VI вв. до н. э. берега Средиземного,
Черного и Азовского морей были колонизированы
древними греками. Во II столетии до н. э.
южнорусские степи были заняты иранскими
племенами сарматов, затем аланов. В III—II
веках до н. э. на эти территории вторглись
германские племена готов, образовавшие
большое царство от Дуная до Дона. В 375
году н. э. готов оттеснили монгольские
орды гуннов заняв своими кочевьями пространство
между Волгой и Дунаем. На смену гуннам
в VI веке явилось в южнорусские степи новое
монгольское племя аваров, господство
которого было также непродолжительным.
Ему на смену в VII—VIII веках явились новые
азиатские орды — угров (венгров), болгар
и хазар. Угры, недолго задержавшись, прошли
в долину Дуная, где и основали свое национальное
государство. Хазары образовали в VIII—IX
вв. обширное государство (каганат). Таким
образом, на роль хозяев Великой русской
степи претендовали многие народы, но
только древним русам, отразившим многочисленные
набеги превосходящих по силе врагов,
удалось не только закрепиться, но со временем
создать одно из самых могучих из когда-либо
существовавших древних государств. 
 
   В пору уже своего государственного
становления Русь испытывала сильное
влияние соседней Византии, которая для
своего времени была одним из наиболее
культурных государств мира. Таким образом,
культура Руси складывалась с самого начала
как синтетическая, т.е. находящаяся под
влиянием различных культурных направлений,
стилей, традиций. Одновременно Русь не
просто слепо копировала чужие влияния
и безоглядно заимствовала их, но применяла
к своим культурным традициям, к своему
дошедшему из глубины веков народному
опыту, пониманию окружающего мира, своему
представлению о прекрасном. 
   Поэтому в чертах русской культуры
мы постоянно сталкиваемся не только с
влияниями извне, но с их порой значительной
духовной переработкой, их постоянным
преломлением в абсолютно русском стиле.
Если влияние иноземных культурных традиций
было сильнее в городах, которые сами по
себе являлись центрами культуры, ее наиболее
передовых для своего времени черт, то
сельское население было в основном хранителем
старинных культурных традиций, связанных
с глубинами исторической памяти народа.
В селах и деревнях жизнь текла в замедленном
темпе, они были более консервативны, труднее
поддавались различным культурным новшествам.

Принятие христианства.

   Христианство стало
проникать в бассейн Днепра во второй
половине первого тысячелетия. В Малой
Азии, на Балканском полуострове в Северном
Причерноморье и Крыму вели свои проповеди
первые христианские апостолы и ученики.
В Крыму и на Таманском полуострове от
тех времен сохранились катакомбные церкви.
По свидетельству Иоан-Хордадбеха, относящемуся
к 840 г. русские купцы, приезжавшие на восток,
считали себя христианами. Варяжские купцы
и дружинники, раньше и чаще славян ходившие
в Царьград, прежде славян стали там обращаться
в христианство и приносили на Русь новое
учение, передовая его славянам. Христианская
литература, написанная на старославянском,
языке проникала на Русь из соседней Болгарии. 
   Во времена Игоря в Киеве уже было
немало христиан, и стояла церковь святого
Ильи, христианского дворянина языческого
бога Перуна. Однако христианство не проникало
еще глубоко в древнерусское общество.
Его влияние распространилось лишь на
некоторых представителей высшей знати
и купечества. До официально принятия
христианства Киевской русью оставалось
еще более пятидесяти лет. 
  Цепь событий, непосредственно предшествовавших
принятию христианства на Руси и сопровождавших
его, остается для нас невыясненной. Летописные
легенды, записанные значительно позднее
, рассказывают нам о том, что князем Владимиром
был произведен сравнительный анализ
предлагавшихся вариантов. После сбора
дополнительных сведений и совета с боярами
Великий Князь решился принять православие.
Владимир вторгся в византийские владения
в Крыму, взял Корсунь(Херсонес) и отсюда
уже диктовал свои условия императорам
(Василию и Константину). Он хотел породниться
с императорским домом, жениться на царевне
Анне и принять христианство. Ни о каком
вассалитете при таких условиях не могло
быть и речи. В 988 г. Владимир крестился
сам, крестил своих детей, бояр и под страхом
наказания заставил креститься киевлян
и всех русских вообще. 
   Во главе Русской церкви стоял
митрополит, назначаемый Константинополем.
В крупных городах находились епископы,
ведавшие всеми церковными делами большой
округи – епархии. С обособлением отдельных
княжеств каждый князь стремился к тому,
чтобы его столица имела своего епископа.
Митрополит и епископы владели землями,
селами и городами: у них были свои слуги,
холопы, изгои и даже свои полки. Князья
на содержание церкви давали десятину.
Одной из важнейших церковных организаций
стали монастыри, строй жизни которыхи
и идеология были целиком перенесены из
Византии. 
   Для Русского народа, сравнительно
поздно вступившего на путь исторического
развития, принятие христианства означало
приобщение к многовековой и высокой культуре
Византии, но мы должны четко отделять
культуру (сложившуюся еще в языческий
период) от религиозной идеологии. Византия
не тем превосходила древних славян, что
была христианской страной, а тем, что
являлась наследницей античной Греции,
сохраняя значительную часть ее культурного
богатства. В этом смысле христианство
нельзя противопоставлять язычеству,
так как это только две формы, два различных
по внешности проявления одной и той же
идеологии. Формально Русь стала христианской.
Погасли погребальные костры, угасли огни
Перуна, требовавшего себе жертв, но долго
еще насыпали языческие курганы, тайно
молились Перуну и огню-Сварожичу, справляли
буйные праздники родной старины. Автор
начальной летописи вынужден сознаться,
что люди только “словом нарицающиеся
христиане”, а на деле – “поганьске
живуще”, на игрищах людей “многое
множество”, а в церкви во время службы
их обретается мало. В конце XI в. киевский
митрополит Иоан жаловался, что церковный
обряд венчания соблюдается только боярами
и князьями, а простые люди заключают браки
по прежнему обычаю – “поимают жены своя
с плясанием и гудением и плесканием”
и некоторые “без срама” имеют две
жены. Не будучи в силах достичь действительного
и быстрого превращения новообращенных
в христиан, греческие священники пошли
на уступки прежней вере. Они признали
реальность существования всех славянских
богов, приравняв их к бесам, признали
святость традиционных мест и сроков старого
культа, выстраивая храмы на местах прежних
кумиров и капищ и назначая христианские
праздники приблизительно на те же дни,
к которым приурочивались ранее языческие.
Язычество сливалось с христианством. 
   Новая русская церковь стала новым
и обильным источником доходов для ее
духовной матери – константинопольской
церкви и новым орудием эксплуатации в
руках верхов киевского общества. За эти
материальные выгоды можно было заплатить
приспособлением христианской идеологии
к язычеству славян. 

Литература и 
письменность

   Письменность и литература
пришли на Русь вместе с принятием христианства.
На первых порах книжники – как византийские
и болгарские миссионеры, так и их русские
ученики, и сподвижники – считали своей
основной задачей пропаганду новой религии
и обеспечение строившихся на Руси церквей
книгами, необходимыми для богослужения.
Кроме того, христианизация Руси повлекла
за собой коренную перестройку мировоззрения.
Прежние языческие представления о происхождении
и устройстве вселенной или об истории
человечества были отвергнуты, и Русь
остро нуждалась в литературе, которая
излагала бы христианскую концепцию всемирной
истории, объясняла бы космогонические
проблемы, давала бы иное, христианское,
объяснение явлениям природы и т. д. 
   Итак, потребность в книгах у молодого
христианского государства была чрезвычайно
велика, но в то же время возможности для
удовлетворения этой потребности были
весьма ограниченны: на Руси было еще мало
умелых писцов, только начинали создаваться
корпорации книжников (скриптории), сам
процесс письма был очень длительным. Так,
старейшая из дошедших до нас рукописей
– Остромирово евангелие – переписывалась
более полугода (с октября 1056 до мая 1057
год), наконец, материал, на котором писались
книги – пергамент, – был дорогим. Существовал
строгий выбор, сковывавший индивидуальную
инициативу: писец мог взяться за переписку
рукописи только в том случае, если он
работал в монастыре или знал, что его
труд будет оплачен заказчиком. А заказчиками
могли быть либо богатые и именитые люди,
либо церковь.  Например, Остромирово евангелие
было переписано для новгородского посадника
Остромира, роскошный «Изборник» 1073 г. –
для киевского князя Святослава Ярославича,
Мстиславово евангелие (до 1117 г.) – для
новгородского князя Мстислава Владимировича,
и т. д. Преобладание среди переписываемых
и переводимых книг «божественных» –
т. е. книг священного писания или богослужебных
– не подлежит сомнению. Удивительно другое:
несмотря на первоочередную потребность
в текстах священного писания или богослужебных,
киевские книжники нашли все же возможность
привезти из Болгарии, перевести или переписать
произведения других жанров: хроники,
исторические повести, сборники изречений,
естественнонаучные сочинения. Тот факт,
что среди более чем 130 рукописных книг
XI–XII в., сохранившихся до нашего времени,
около 80 – богослужебные книги, находит
свое объяснение не только в рассмотренных
выше тенденциях ранней книжности, но
и в том, что книги эти, хранившиеся в каменных
церквах, скорее могли уцелеть, не погибнуть
в огне пожарищ, опустошавших деревянные,
по преимуществу, древнерусские города.
Поэтому репертуар книг XI–XII вв. в значительной
мере может быть лишь реконструирован
по косвенным данным, ибо дошедшие до нас
рукописи – ничтожная часть книжного
богатства. 
   Во второй половине XI в. появляются
и другие яркие литературно-публицистические
произведения: «Память и похвала Владимира»
монаха Иакова, в котором идеи Илариона
получают дальнейшее развитие и применяются
к исторической фигуре Владимира I. В это
же время создаются «Сказание о первоначальном
распространении христианства на Руси»,
«Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях
и защитниках Русской земли.  
   В последней четверти XI в. начинает
работать над своими сочинениями монах
Нестор. Летопись была его завершающей
фундаментальной работой. До этого он
создал знаменитое «Чтение о житии Бориса
и Глеба». В нем, как и в «Слове» Илариона,
как позднее в «Повести временных лет»,
звучат идеи единства Руси, воздается
должное ее защитникам и радетелям. Уже
в ту пору русских авторов беспокоит эта
нарастающая политическая вражда в русских
землях, в которой они угадывают предвестие
будущей политической катастрофы.  
   Литература XII в. продолжает традиции
русских сочинений XI в. Создаются новые
церковные и светские произведения, отмеченные
яркой формой, богатством мыслей, широкими
обобщениями; возникают новые жанры литературы.
На склоне лет Владимир Мономах пишет
свое знаменитое «Поучение детям», ставшее
одним из любимых чтений русских людей
раннего средневековья. В начале XII в один
из сподвижников Мономаха игумен Даниил
создает свое, не менее знаменитое «Хождение
игумена Даниила в святые места». 
   И «Поучение», и «Хождение» были
первыми в своем роде жанрами русской
литературы. XII — начало XIII в. дали немало
и других ярких религиозных и светских
сочинений, которые пополнили сокровищницу
русской культуры. Среди них «Слово» и
«Моление» Даниила Заточника. 
   Автор середины XII в. киевский митрополит
Климентий Смолятич в своем «Послании»
священнику Фоме, ссылаясь на греческих
философов Аристотеля, Платона, на творчество
Гомера, также воссоздает образ высоконравственного
человека, чуждого властолюбию, сребролюбию
и тщеславию. 
   Но, конечно, наиболее ярко синтез
русской культуры, переплетение в ней
языческих и христианских черт, религиозных
и светских, общечеловеческих и национальных
мотивов прозвучало в «Слове о полку Игореве».
Это поэма эпохи. Это ее поэтическое образное
выражение. Это не только взволнованный
призыв к единству Русской земли, не только
горделивый рассказ о мужестве «русичей»
и не только плач по погибшим, но и размышления
о месте Руси в мировой истории, о связи
Руси с окружающими народами. Века «Траяна»
и Херсонес, венецианцы, немцы, греки —
все они связаны с судьбой Русской земли,
где славен лишь тот, кто выражает ее подлинные
интересы. 
  Христианизация Руси дала мощный толчок
дальнейшему развитию письменности, грамотности.
На Русь со времени Владимира стали приезжать
церковные грамотеи, переводчики из Византии,
Болгарии, Сербии. Появились, особенно
в период правления Ярослава Мудрого и
его сыновей, многочисленные переводы
греческих и болгарских книг как церковного,
так и светского содержания. Переводятся,
в частности, византийские исторические
сочинения, жизнеописания христианских
святых. Эти переводы становились достоянием
грамотных людей: их с удовольствием читали
в княжеской, боярской, купеческой среде,
в монастырях, церквах, где зародилось
русское летописание. В XI в. получают распространение
такие популярные переводные сочинения,
как «Александрия», содержащее легенды
и преданий о жизни и подвигах Александра
Македонского, «Девгениево деяние», являющееся
переводом византийской эпической поэмы
о подвигах воина Дигениса. 
   Ярким свидетельством широкого
распространения грамотности в городах
и пригородах являются так называемые
берестяные грамоты. В 1951 г. во время археологических
раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции
Нина Акулова извлекла из земли бересту
с хорошо сохранившимися на ней буквами.
С тех пор в научный оборот введены сотни
берестяных грамот, говорящих о том, что
в Новгороде, Пскове, Смоленске, других
городах Руси люди любили и умели писать
друг другу. Среди писем деловые документы,
обмен информацией, приглашение в гости
и даже любовная переписка. 
   Осталось и еще одно любопытное
свидетельство о развитии грамотности
на Руси: так называемые надписи граффити.
Их выцарапывали на стенах церквей любители
излить свою душу. Среди этих надписей
размышления о жизни, жалобы, молитвы.

Архитектура и 
искусство Киевской Руси.

   Вся история   домонгольской  
Руси   отмечена   стремительным развитием
зодчества.  Строили деревянные и каменные
храмы,  избы, грандиозные оборонительные
стены  на  насыпных  валах,  деревянные мостовые, 
мосты  через  реки,  богатые  хоромы  и  терема 
знати, гридницы (большие  помещения  для 
пиров  и  собраний  княжеских воинов).  Предполагают,
что они были ярко раскрашены, с затейливыми
кровлями, сложными резными украшениями. 
   Особый же  интерес   представляет   храмовое  
строительство. Православный храм мыслился
кораблем,  с  помощью  которого человек 
попадал в мир горний, олицетворял связь
мира земного с миром небесным.  
    Если в  деревянном  зодчестве 
русичам было опыта не занимать,  то каменное 
строительство   поначалу   велось,   либо   византийскими
мастерами, либо при их непосредственном
участии. Зодчие из  Византии  привезли  
с   собой четырехстолпную,  крестовокупольную
конструкцию    православного    храма.    Это
прямоугольное в плане здание, интерьер
делится столбами  или  колоннами  на  продольные
части – нефы;  на четырех центральных
опорах на высоком барабане покоится купол;
центральное пространство  образует  крест. 
С  восточной стороны располагались алтарные
помещения – абсиды,  полукружьями выступавшие
на  внешней стороне.  
   Многие элементы  в  этой  конструкции 
были  хорошо   знакомы русским мастерам.
Четырехугольной была конфигурация ряда
языческих капищ.  В народном деревянном
зодчестве в основе жилого  дома  был квадратный
деревянный сруб – четверик или клеть.  
   Многоглавие,  наращение массы,
пирамидальность – черты, совершенно чуждые  
византийскому   искусству,  отражающие 
накопленный  опыт языческих дохристианских
«древоделей», стремившихся украсить
свои творения. Часто фасад русских храмов
делился на части лопатками на прясла, 
которые могли заканчиваться закомарами
– полукруглым завершением. Большинство
храмов были огромного размера,   величественны.  
В  науке  этот  стиль получил название «монументального
историзма». 
   XI–XII века – время бурного храмового
строительства на  Руси. Киев становится
главным художественным центром, влияние  
киевской   художественной   школы прослеживается
во всех городах. Особого расцвета Киев
достигает при Ярославе Мудром, превращается
в один из крупнейших городов Европы, соперничает
с Константинополем. По дошедшим свидетельствам,
здесь было построено  около четырехсот
церквей,  восемь рынков, Золотые ворота
– парадный въезд в столицу Древней Руси.
Совершенно заслуженно мудрого князя
называли, подобно византийским правителям,
царем, о чем свидетельствует надпись
XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом,
выполненным из целого куска мрамора,
в котором похоронен Ярослав, можно прочесть
торжественную запись «об успении царя
нашего».  
Также особое внимание уделялось оформлению
интерьеров церквей. Божий дом должен
быть  не только особенно  красив, но и создавать
впечатление  ирреального,  божественного 
мира, который  ожидает  каждого  благочестивого 
христианина. Высокие  иконостасы  появились 
не сразу,   поэтому   вошедший   мог  свободно 
видеть  все  обширное пространство храма. 
Интерьеры украшались золотыми  и  серебряными
сосудами,   богатыми  византийскими  тканями. 
Со  сводов  свисали большие хоросы-люстры.
Особую роль в создании ощущения мира
горнего играла живопись.  
   В Софийском соборе Киева центральный 
купол  и  арки,  а  также полы покрывала мозаика. 
Из  разноцветных,  тщательно  подобранных
кубиков смальты были выложены  канонические  
сюжеты  из  православной  литературы.  Стены 
собора расписаны фресками.  Мозаики и
фрески  в   средневековье   выполняли роль  книги для
неграмотных.  Язык их прост и лаконичен. 
Художник показывает только суть сюжета, избегая
деталей. Все фигуры фронтальны, неподвижны, 
их размер зависит  от  важности  смысловой 
нагрузки, контур  четкий,  отсутствуют
какие-либо детали.  Росписи органично
сочетались с архитектурными элементами.

referat911.ru

Развитие и особенности культуры киевской Руси.

Развитие культуры киевской Руси происходит после объединения больших центров – Новгород и Киев. Столицей Руси становиться Киев. Первые князья расширили территорию за счет присоединения славянских племен, приобрели внешнюю независимость и обрели внешнеэкономические связи с Византией.

Государство киевской Руси стремилось развивать хозяйство, экономику, объединяло земли. Развитие культуры киевской Руси IX-XII вв. активно начинается с принятием христианства, но и до этого было развито язычество, поклонялись богам, верили в приметы. Считалось, что у всего живого есть душа, которую надо задобрить. Так же была развита мифология и устное народное творчество. Сказания передавались из уст в уста.

Славянская письменность существовала в дохристианской Руси. Создание письменности и азбуки связывают с созданием алфавита монахами Кириллом и Мефодием. Сначала была глаголица, но её заменил более удобный алфавит – кириллица.

Культура и быт киевской Руси складывается в основном из дохристианских традиций и язычества, изменившихся после крещения Руси.

Крещение Руси и принятие христианства можно отметить как начало расцвета культуры киевской Руси. Большой вклад в развитие письменности и культуры внесло крещение Руси. Христианство разрешало богослужение на родных языках, это способствовало развитию письменности.

Большую роль в развитии письменности играли так же переписи книг. Центрами переписи книг древнерусской культуры киевской Руси были церкви и монастыри. Переписчики книг – монахи, имелись и при князьях. Они переписывали книги и переводили их, вели летописи. Одним из таких центров был Киево-Печерский монастырь. Как известно из летописи xii вв., при монастырях хранились книги, которых насчитывалось до нескольких сотен.

Развитие культуры связывают с организацией школ в киевской Руси. Этим занимался князь Владимир Святославович. Обучали грамоте не только князей, но и горожан.

Долгое время на Руси были только деревянные построения. Деревянные церкви строились везде, но это требовало особенных условий, опыта и мастерства. Такова особенность культуры того времени, времени древней киевской Руси. Они достигали величественных размеров, навыки способствовали быстрому росту каменного строительства Руси и уникальности архитектуры. основные принципы были взяты со строительства Византии. Происходил обмен опытом, византийские мастера научили киевских мастеров культуре строительного мастерства, которое использовалось при строительстве домов в Византии.

Первые каменные строительства – это церкви киевской Руси. Принятие христианства принесло не только развитие письменности и каменного строительства, но так же и развитие живописи.

Художественная культура киевской Руси 9-12 вв.

Если раньше изображали на картинах жизнь народа, их труд, то с развитием духовной культуры, которое начинается в то время, картины стали приобретать более светский характер, при этом с акцентом на духовность. Это особенность картин культуры киевской Руси.

Развивается такая живопись, как мозаика и фреска, развитие иконописи. Это все использовалась для росписи церквей, создавало особенное величие, торжественность и несокрушимость православной церкви и княжеской власти.

Так же использовали живопись для росписи стен киевской Софии. Изображали моменты жизни князей, ярмарку, музыкантов, портреты княжеской семьи. Это была особенность росписи церквей киевской Руси.

Со времен владимиро-суздальской Руси сохранились фрески Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Имеется несколько икон. Можно сказать, что они берут свое начало с владимиро-суздальской школы живописи. Живописью занимались мастера из Греции и Руси. Работа «Боголюбская Богоматерь» очень похожа по стилю на «Владимирскую Богоматерь», которая привезена с Византии.

С развитием светской культуры происходит и развитие культуры в народе. Об этом свидетельствует народный фольклор древней Руси. Имелось разнообразие песен, которые были на похоронах и на свадьбах, заговоры и заклинания, как языческое прошлое. С этим боролась христианская церковь, но в народном фольклоре все равно ярко прослеживались языческие корни.

Широкое развитие получила языческая мифология, представления о боге и мире, как происходили самые необъяснимые явления природы. Но в XIX-XX века это потеряло свой религиозный смысл, и осталось только как народные игры и праздники.

Центрами культурного развития были города. Развитие культуры связывают и с развитием прикладного, декоративного искусства. Мастера владели техниками сканью, эмалью, зернью, чернью. Развивалось металлургическое производство, ювелирное дело.

Развитие литературы начинается с русской летописи – повесть временных лет. Это история государства русского, описание которого начинается еще с библейских времен. Составлена она была в Киеве и дополнялась каждый год, описывая события, которые происходили. Повесть отличается этим от других книг. Поэтому содержит сказания, фольклор и государственные документы.

Если кратко обрисовать из чего формировалась культура киевской Руси, то можно выделить следующее:

  • развитие письменности;
  • принятие христианства;
  • открытие школ;
  • перепись книг;
  • развитие зодчества;
  • народный фольклор;
  • развитие прикладного искусства.

Отличием культуры киевской Руси от современного искусства становиться то, что наследие тех времен дожило до наших дней, и цениться это как предметы истории. По ним можно изучать, чем занимался в те времена народ и как развивалась Русь. Станет ли предметом истории культура наших дней – известно будет только через века.

История достижений культуры Руси IX-начало XII вв.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Культура Киевской Руси в IX-XII века. – История России “От Рюрика до наших дней” – Каталог статей

1. Устное народное творчество

Фольклорное творчество Древней Руси, уходящие своими корнями в языческие обряды восточных славян, было чрезвычайно разнообразным. Но особое место в устном народном творчестве всегда занимали былины, или старины, которые стали настоящими шедеврами древнерусского фольклора. К числу древнейших русских старин, созданных в IX–ХII вв., большинство историков (Б. Рыбаков, И. Фроянов, Р. Липец, В. Кожинов) относят цикл былин об Илье Муровлянине (Муромце), Микуле Селяниновиче, о Соловье-разбойнике, былины «Добрыня и змей» и «Добрыня-сват», «Иван — гостиный сын», «Михайло Потык», «Сухан», «Алеша Попович и Тугарин»и другие.

Рис. 1. Соловей-разбойник. Юдин Г. (Источник)

 

2. Возникновение и развитие письменности

В современной исторической науке до сих пор не прекращается спор о времени появления письменности в Древней Руси. Одни историки и филологи (Ф. Буслаев, А. Шахматов, А. Кузьмин) утверждают, что она появилась одновременно с процессом официального крещения Руси в конце Х — начале XI вв. Их оппоненты (В. Истрин, Д. Лихачев) говорят о том, что есть неоспоримые свидетельства о существовании восточнославянской письменности задолго до крещения Руси. Но как бы то ни было, подавляющее большинство ученых связывают появление русской письменности с именами знаменитых солунских братьев Кирилла (827–869 гг.) и Мефодия (815–885 гг.), создавших две древнейших славянских азбуки — глаголицу и кириллицу.

Рис. 2. Кирилл и Мефодий (Источник)

Среди письменных памятников Древней Руси, сохранившихся до наших дней, особое место занимают «Путятина Минея» (1130 г.), Остромирово Евангелие (1056/57 гг.), «Изборники» Святослава (1073 и 1076 гг.), Архангельское Евангелие (1092 г.) и Мстиславово Евангелие (1115 г.).

Рис. 3. Остромирово Евангелие (Источник)

Распространение письменности и грамотности на Руси сопровождалось созданием первых русских библиотек. Самыми крупными хранилищами книг были Софийские соборы в Новгороде, Киеве и Полоцке, Киево-Печерский и Юрьевский монастыри, а также частные собрания князей Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Ярослава Осмомысла, княгинь Ефросиньи Полоцкой и Ефросиньи Суздальской, архимандрита Феодосия Печерского и митрополита Климента Смолятича.

Рис. 4. Софийский собор в Новгороде (Источник)

 

3. Древнерусское летописание и литература

Развитие письменной культуры Древней Руси дало мощный импульс зарождению такого оригинального жанра русской литературы, как летописание, которое, по мнению большинства авторов (Л. Черепнин, Д. Лихачев, Б. Рыбаков, А. Кузьмин), возникло в конце X — начале XI вв. К большому сожалению, первые русские летописи не сохранились, но они дошли до нас в составе трех редакций знаменитой «Повести временных лет» (ПВЛ), созданных монахами Нестором, Сильвестром и Иоанном в 1113 г., 1116 и 1118 г.

К числу наиболее значимых литературных памятников Древней Руси следует отнести такие разножанровые произведения, как «Слово о законе и благодати», «Исповедание веры» и «Слово к брату-столпнику», написанные митрополитом Иларионом, «Память и похвалу Владимира» Иакова Мниха, «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского», автором которых был монах Нестор, «Житие княгини Ольги», «Повесть об ослеплении князя Василька Теребовльского», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Мстислава Великого», «Моление Даниила Заточника», «Похвала Роману Галицкому», «Хождение 40 новгородцев ко граду Иерусалиму», «Хождение игумена Даниила в Святые места», «Поучение к братии» Луки Жидяты и многие другие.

Широкое распространение на Руси получили и разнообразные светские сочинения Античности и раннего Средневековья, в частности «Хроники» Иоанна Малалы, Георгия Амартола и Георгия Синкела, «Летописец вскоре» византийского патриарха Никифора, «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Повесть о Василии Дигенисе Акрите», «Повесть об Акире Премудром», «Повесть о Варлааме и царевиче Иоасафе», «Христианская топография» Кузьмы Индикоплова и др.

 

4. Архитектура Древней Руси

О высоком уровне развития архитектуры Древней Руси можно судить по многим культовым постройкам той поры, в основу которых был положен старовизантийский стиль. Среди самых значительных памятников древнерусского зодчества следует назвать: Десятинную Богородичную церковь (989–996 гг.), Софийский собор (1037–1054 гг.), Золотые ворота (1037 г.) и церковь Ирины и Георгия (1037 г.) в Киеве, Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.), Софийские соборы в Новгороде (1045–1050 гг.) и Полоцке (1065 г.), кафедральные соборы в Дмитриевском (1070–1075 гг.), Выдубицком (1070–1088 гг.), Михайло-Златоверховском (1085 г.) и Кирилловском (1089 г.) киевских монастырях, Великий Успенский собор (1075–1078 гг.), Надвратную (1106 г.) и Михайловскую (1108 г.) церкви в Киево-Печерском монастыре, Георгиевский собор Юрьева монастыря (1120 г.), собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117–1119 гг.) и церковь Николы на Ярославовом дворище (1113 г.) в Новгороде, Борисоглебский собор (1128 г.) и церковь Пятницы на Торгу (1130–1133 гг.) в Чернигове и другие.

Рис. 5. Десятинная церковь в Киеве (Источник)

 

5. Живописное искусство Древней Руси

Строительство крупных храмовых, монастырских и дворцовых комплексов в разных городах Древней Руси сопровождалось бурным развитием монументальной и станковой живописи.

Монументальное искусство Киевской Руси (мозаики, фрески и темперная живопись) наиболее ярко было представлено в Киевской Софии, Десятинной церкви, Киево-Печерском Успенском соборе, Спасо-Преображенском храме, кафедральном соборе Михайлово-Златоверхого монастыря и других культовых постройках той поры

К древнейшим раритетам станковой живописи Киевской Руси, созданных во второй половине XI — XII в., следует отнести такие знаменитые иконы, как «Владимирская богоматерь», «Боголюбская богоматерь», «Устюжское благовещение», «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы», «Георгий Победоносец» и многие другие.

Рис. 6. Ангел Златые власы (Источник)

historykol.ucoz.ru

Культура Киевской Руси 9

                          
Содержание

1. Введение.

2. Византийское наследие.

3. Письменность и литература.

4. Роль церкви.

5. Культовая архитектура.

6. Монументальная живопись.
 

                                      
Культура Киевской Руси

IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы — рождается молодое сильное государство. Образование Киевской Руси принято относить к призванию на княжение в Новгород в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец — к правлению Владимира Мономаха (1113 — 1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси — середина IX — начало XII века.
                 Византийское наследие

В культурологическом плане начало нового этапа следует связывать с принятием Русью христианства. Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое демократическое городское рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XI веке ее население достигло 7—8 млн. человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и населенное государство Европы. –

Ученые спорят сегодня и спорили в прошлом веке о том, позитивно или негативно сказалось на дальнейшей истории России заимствование византийской культуры. Некоторые полагают, что тем самым она навсегда отгородила себя от католического Запада и, как следствие, отстала в экономическом развитии. Однако не стоит забывать и о том, что именно Византия дала человечеству христианство как высший религиозный закон и систему мировоззрения. Таким образом, выбрав Православие, Древняя Русь черпала нравственно-религиозные принципы из первоисточника.

Византийское наследие означало для России способ приобщения к культуре эллинизма, а через нее — к истокам культуры латинского Запада, Ближнего Востока и Древнего Египта. Контакты с Византией продолжались и в более позднее время. На протяжении веков культура и образование в России в значительной мере строились по византийскому образцу, что проявилось в создании в конце XVII века при непосредственном участии греко-византийских просветителей, братьев Лихудов, Славяно-греко-латинской академии. Православные книги впитали в себя искусство греческой риторики, минуя латинское посредничество.

Крещение Руси происходило по византийскому образцу. Согласно летописи, двор киевского князя Владимира, крестившего Русь, посещали многие религиозные посольства и предлагали ему принять их веру: «немцы» (католики) от папы, болгары (мусульмане), хазарские евреи и др. Владимир, по совету своей дружины, послал своих послов в разные страны. Вернувшись, они с особым восторгом рассказывали о виденном ими православном богослужении в константинопольском храме Св. Софии. Предпочтение, отданное византийскому православию, объяснялось не только красотой богослужения, но и социально-политическими причинами.

Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, не был случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Многообразные торговые и политические отношения связывали Древнюю Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и Азиатским Востоком — с другой же в X веке Древняя Русь оказалась в центре транзитных торговых путей, соединявших ее западных, восточных и южных соседей — из Северной Европы в Византию. В IX — X веках был известен и Волжский путь, по которому восточные товары и монеты поступали через русские земли в Западную Европу, а также дорога по Дону, Нижней Волге и Каспию до Багдада, которой пользовалось население южных областей восточнославянского мира. Однако несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира.
             
Письменность и литература

Начало было положено деятельностью солунских братьев — Кирилла и Мефодия, справедливо почитаемых в качестве создателей единой славянской письменности.

 Кирилл (827 869) и Мефодий (815 — 885} —

 бра
тья, христианские миссионеры у славян,

 создатели славянского алфавита, первых

 памятников славянской
письменности

 и старославянского литературного языка.

Вместе с ней просветители передали славянам всю сумму знаний, накопленных Византией и полученных ею в наследство от античной цивилизации. С принятием христианства на Руси начинает распространяться письменность. Князь посылал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Принесенная из Византии и Болгарии церковнославянская письменность послужила основой для развития русской письменности и выработки древнерусского литературного языка; таким образом, Церковь заложила основы национальной русской культуры. Кирилл и Мефодий стали первыми славянскими просветителями и проповедниками христианства. Подобно тому как Вульфила (ок. 350) создал письменность готов, так Константин с Мефодием создали славянский алфавит.

В те времена грамотность на Руси была делом достаточно распространенным. Обучение велось в светских, городских, церковных и монастырских школах. В начальных школах учили чтению и письму, основам христианского вероучения, счету. В высших школах, располагавшихся обычно при монастырях (например, при Софийском соборе в Киеве), готовили к государственной, культурной и церковной деятельности. Из них вышли выдающиеся деятели древнерусской культуры — митрополит Иларион, летописцы Нестор, Сильвестр, математик Кирик, философ Ки
рилл Туровский и др. Кирилл Туровский
(ок. 1130-х гг. — не позднее 1182) являлся выдающимся древнерусским писателем и проповедником, автором торжественных слов, поучений, молитв, канонов. Он канонизирован Русской Православной Церковью.

О широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют, в частности, новгородские берестяные грамоты, относящиеся к XI в.. Среди знати было распространено знание иностранных языков. «Книжными мужами» летописи называли князей Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха, Ярослава Осмомысла, Кон
стантина Всеволодовича Ростовского.
Известны имена 39 писцов XI — XIII вв.; 15 из них были лицами духовного звания. В XI веке на Руси существовали библиотеки, в них были сборники изречений известных поэтов, философов, богословов мира, переводные книги минеи и часословы.

Наряду со светской широкое развитие получила церковная литература. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Материалом для письма служил пергамент — телячья кожа особой выделки. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. Текст подавался в одну строку без слогораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI — XIII вв. в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги — объемная рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. Уже в XI веке на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы Остромирово Евангелие (XI в.) и Мстиславово Евангелие(XII в.). В основе литературного языка лежал старославянский, или церковнославянский, язык. Он обладал большим набором отвлеченных понятий, которые осели в русском языке настолько прочно, что стали его неотъемлемым достоянием: пространство, вечность, разум, истина.

Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Переводили, как правило, церковную классику— Священное Писание и произведения раннехристианских отцов Церкви IV — VI вв.: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, а также произведения массовой литературы — «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, апокрифы (произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон), патерики (сборники жизнеописаний отцов Церкви, монахов, признанных священными). Наибольшей популярностью пользовалась Псалтырь, богослужебная и толковая. Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI — началу XII века. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия
Печерского», «Слово о законе и благодати».
Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI — XII вв. невелико: летописание, житие и слово.

Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, развивавшаяся в течение многих веков. Ни одна европейская традиция не обладала таким количеством анналов, как русская. Преимущественно, хотя и не всегда, летописанием на Руси занимались монахи, прошедшие специальную подготовку. Летописи составлялись по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Древнейшая русская летопись носит название «Повесть временных лет» (1068), которая, по определению Д.С. Лихачева, является не просто собранием фактов русской истории, а цельной литературно изложенной историей Руси. Другой распространенный жанр древнерусской литературы — житие, представляющее жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов — основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех, которые считались Церковью святыми. Составление житий требовало соблюдения определенных правил и стиля изложения. К ним относятся неторопливое повествование в третьем лице, композиционное соблюдение трех частей: вступления, собственно жития и заключения. Первые жития посвящены христианским мученикам — князьям братьям Борису и Глебу и игуменье Феодосии. Герои лишены индивидуальности и служат обобщенным образом добра и подвига. Дошедшие до нас летописные своды XII — XIII вв. включают уже не только хронологию важнейших исторических событий, но также художественные повествования. Русское летописание возникло в Печерском монастыре: первым летописцем, по преданию, был Нестор, живший во второй половине XI века, а составителем первого летописного свода был игумен киевского монастыря, Сильвестр, (начало XII века). Именно летописи сохранили потомкам выдающиеся произведения русской словесности.

К жанру красноречия, расцвет которого приходится на XII век, относятся речи, называвшиеся в старину поучениями и словами. Термином «слово» писатели называли и торжественную речь митрополита Иллариона, и воинскую повесть. Поучения преследовали практические цели назидания, информации, полемики. Ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха» (1096), где автор дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание, выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень скоро эта морализирующая тема, заданная церковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сыновьям, как княжить, управлять государством. Кончается «Поучение» автобиографией князя.

Торжественное красноречие — область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, ной большого литературного мастерства. Древнейшим из дошедших до нас памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (1051). Основная идея произведения — равноправие всех христианских народов независимо от времени их крещения

.Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве» (1185— 1188). В основу сюжета неизвестный автор положил, казалось бы, частный эпизод русско-половецких войн — неудачный поход Игоря Святославича 1185 г. Но сред­ствами художественного языка он превращен в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее — призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Это уникальное лиро-эпическое произведение оказало влияние на русскую литературу (переводы В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, Н.А. Заболоцкого), искусство (В.М. Васнецов, В.Г. Перов, В.А.Фаворский), музыку (опера «Князь Игорь» А.П. Бородина). Всего до нас дошло более 150 рукописных книг XI — XII веков.
                        Роль церкви

После принятия христианства Русь в церковных вопросах (но только в церковных) подчинялась Константинопольскому патриарху, назначавшему митрополита Киевского. Патриарх Константинопольский обыкновенно присылал в Киев кого-нибудь из своих епископов. Из 20 митрополитов домонгольского периода было только двое русских.

Церковь, построенная по византийскому образцу, внесла в древнерусское общество совершенно новое понятие семьи — как пожизненного союза мужа и жены, освященного и скрепленного церковным венчанием и, как правило, нерасторжимого, и восставала против прежних обычаев — многоженства и беспорядочных брачных отношений. Церковь произвела «чистку» и в других сферах, в частности, она выступила против древнейшего языческого пережитка, каким являлась кровная месть, а также против грубых и жестоких форм рабства. Церковные поучения запрещали господам убивать или истязать рабов, морить их голодом или непосильной работой. Разрешаемые светским законом, подобные деяния объявлялись грехом перед законом церковным.
                  
Культовая архитектура

С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Языческая Русь не знала Храмов, она поклонялась своим богам на специальных полянах, возвышенностях или в утаенных в лесу местах. На смену полянам приходит другое место поклонения, которое было присуще ранним христианам — Пещера. Одним из первых центральных монастырей Стал Киево-Пе-черский, основанный в середине XI века Печеры или пещеры, — это место, где первоначально селились христианские подвижники, вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Другое новшество, принесенное христианством, — иконы (от греч. eikon
—изображение, образ), представлявшие изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывалась священное значение. Иконы заменили деревянных истуканов, символизировавших языческих богов.

Постепенно на Руси получает развитие культовая архитектура, представленная двумя Типами построек — наземными и подземными. Те и Другие являлись каменными, только одни рукотворным, а другие природными. Те и другие назывались монастырями и храмами.

Из подземных монастырей получилиизвестность Киево-Печерский монастырь, Ильинский подземный
монастырь в Чернигове
— уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдиной горы (1069), Печорский монастырь под Изборском Псковской области. Подземные монастыри и комплексы распространены во многих культурах мира. На Русь они пришли вместе с другим явлением, заимствованным у византийских христиан. Его именуют исихией (от греч. hesychia
—покой, безмолвие, отрешенность) или молчальничеством, а так же пещерным затворничеством. Пещеры как нельзя лучше служили уединенным местом для проведения особой духовной практики, связанной с преображением человеческого духа через аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не проникают ни звуки мира, ни свет солнца, мешающие молитвенной сосредоточенности, единению человека с Богом через «очищение сердца» слезами. В отличие от Византии, пещерное затворничество не превратилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое движение с тысячами преданных поклонников.

Первые наземные каменные церкви строились в византийском стиле. Таков кафедральный собор Св. Софии в Киеве. Позже сформировался специфически русский стиль, лучшие образцы которого сохранились в храмах Владимира, недалеко от Москвы. Внутренний декор включал фрески и иконы. Основные концептуальные принципы, технические приемы и художественная манера были заимствованы из Византийской империи, которая в тот момент, когда она начала влиять на Киевскую Русь, достигла наивысшего расцвета. Можно говорить о том, что она определяла мировую художественную моду. На учебу в Константинополь, как позже во Флоренцию, Рим и Париж, постоянно выезжали европейские художники. Поэтому русские перенимали лучшие мировые образцы, а не провинциальные модели, успевшие прочно устареть. Правда, в отличие от византийцев, русские зодчие строили соборы и церкви с более узким и высоким силуэтом. Специалисты полагают, что русский самобытный стиль сложился благодаря неустанным экспериментам зодчих с таким важным элементом религиозного здания, как купол. Образцом для подражания при создании самобытного церковного купола византийские модели послужили русским архитекторам лишь отчасти. Более сильное влияние оказала форма войлочного шатра, которая была распространена у скифов, сарматов, печенегов и других кочевников, с которыми русским приходилось постоянно соприкасаться. Таким образом, луковичная форма церковного купола пришла в Россию, не из Византии.

Основой культовых сооружений в домонгольской Руси являлась византийская базилика. Базилики понимались как образ Мира, но не было более наглядного символа неба, чем купол. Соединение базилики с куполом привело к сооружению знаменитой Софии Константинопольской (523 — 537 гг.) — «новой модели мироздания».

Византийский крестово-купольный храм стал в  Древней Руси основной архитектурной формой. Одним

из первых каменных зданий Киева была Десятинная церковь (990 — 996 гг.), построенная византийскими архитекторами. Внутри в соответствии с византийскими образцами храмы украшались фресками и мозаиками. В апсиде традиционно изображали Богоматерь Оранту (Молящуюся), причастие апостолов и фигуры святителей. Подкупольное пространство отводилось образу Вседержителя — Творца и Повелителя Вселенной. На стенах изображались библейские сцены и фигуры апостолов, пророков, святителей и мучеников, а также в традициях Византии — князья и их семьи.

Высшего расцвета искусство Киева достигло в годы правления Ярослава Мудрого (1019 — 1054). Главным культовым и общественным зданием Киева был величественный Софийский собор (заложен в 1037 г.) — храм, имеющий в плане крест с пятью полукруглыми выступами — апсидами, увенчанный одним большим и 12 малыми куполами. Внутри собор отличается великолепным убранством: он украшен мозаикой, фресками, отделан полированным и резным камнем, майоликой. Древние зодчие умели безошибочно выбирать места для храмов — по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны. Русские церкви стали органичной частью сельского ландшафта, а в городах они превращались в центр всего архитектурного ансамбля.

Русская архитектура второй половины XII века, как и готика в Западной Европе, была искусством городов. Иностранцы, хорошо знавшие Русь, называли ее страной городов — Гардарикой. Летописи упоминают более 220 городов, среди которых крупнейшими являлись Киев, Чернигов, Галич, Туров, Смоленск, Полоцк, Новгород, Владимир, Суздаль, Рязань и др. Основная часть города — детинец (позднее его стали называть кремлем), укрепленный административно-правительственный центр и примыкающий к нему посад с площадью торга, прикрытый оборонительными сооружениями. В городах, в отличие от сельских поселений, складывается уличная система планировки. Застройка шла стихийно, образуя прихотливую сеть улиц. Характерными для облика города были феодальные усадьбы, состоявшие из нескольких жи­лых и хозяйственных построек и огражденные забором. В храмовой архитектуре городов преобладают четырехстолпные храмы. В XII веке ведущей стала архитектура башнеобразного типа. Такие ее элементы, как ярусность закомар-кокошников и пирамидальность венчающей части, на долгое время станут излюбленными приемами, хотя и превратятся в XVII веке в чисто декоративный мотив.

В архитектуре и в живописи постепенно угасал «византийский классицизм», вытесненный более самобытными формами. Возрождение в XII веке «фольклорного сознания» привело к расцвету декоративно-прикладного искусства «звериного стиля», напоминающего романский стиль. Но в нем нет устрашающих демонических существ, большое место занимает растительный орнамент. Вместо борьбы темных и светлых сил во всем царит мировая гармония.

         

 

                  
Монументальная живопись

В Киеве она представлена фресками и мозаикой.

Мозаики Михайловского златоверхого монастыря, созданные византийскими и русскими мастерами во второй половине XI века, поражают изяществом пропорций фигур, красотой колорита. Самым распространенным и получившим наивысшее развитие живописным жанром в допетровской Руси являлся религиозный, а именно иконопись. Она зародилась достаточно давно и поначалу копировала византийские образцы. Самостоятельным национальным искусством икона стала в XIV — XV вв. когда творили гениальные Феофан Грек и Андрей Рублев. Вплоть до XVIII века икона и мозаика оставались практически единственной формой художественного самовыражения русских.

Наиболее популярным теологическим образом, заимствованным из византийского богословия, была Св. София — Божественная премудрость, которой посвяще­ны храмы в Киеве, Новгороде и Полоцке. В русской иконописи важное место занимают образы Св. воинов-мучеников, в том числе и русских князей Бориса и Глеба (1015), покровительства которых искали князья и дружинники в то неспокойное время. Эти образы, как и многие другие, были переняты русскими у византийцев, у которых они были постоянным мотивом. Иконы и фрески обычно писали на золотом фоне, подчеркивавшем святость изображенных на них неподвижных, повернутых к зрителю фигур. Линейная перспектива отсутствовала, и это указывало на то, что образ существовал вне суетной, временной реальности.

В XI веке сложилась система храмовой живописи, сохранившаяся в росписи Софийского собора: изображение в центральном куполе Вседержителя, евангельские сцены на сводах, Богоматерь в центральной апсиде, ветхозаветные сцены на хорах. В росписи Софии Киевской мозаики заполняют купол, паруса, апсиду, остальная часть собора расписывалась фресками. Уже в XII веке славился русский мастер Алимпий, которому приписывают большую, поразительной красоты икону «Богоматерь Великая Панагия» (так называемая Ярославская Оранта).

 Стиль монументального историзма, выражавший дух эпохи Рюриковичей, был для Киевской Руси «первичным стилем», каким для Западной Европы был романский стиль.
Киевская Русь была страной высокоразвитого ремесла: гончарного, ювелирного, металлообработки. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира. Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения.

coolreferat.com

Киевская Русь 9- 12 века

Приходское духовенство на Руси через несколько десятилетий после ее крещения стало весьма многочисленным. Об этом можно судить по количеству существовавших тогда церквей.

И в Киеве и во всех епархиях также устраивались монастыри, которые были основными поставщиками русского епископата.

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох. Принятие христианства – это первая попытка “модернизации” культуры Руси, при которой была воспринята та духовная, идеологическая культура, которая в наибольшей степени соответствовала требованиям новой цивилизации.

Самобытность культуры России проявляется в ряде факторов. Это прежде всего аграрная, земледельческая культура, причём расположенная в зоне рискованного земледелия. Здесь периодически, раз в 4-5 лет, из-за погодных условий урожай погибал почти полностью: причиной были ранние морозы, затяжные дожди, на юге – засуха, нашествия саранчи. Это порождало необеспеченность существования, угрозу постоянного голода, сопровождающие всю историю Руси, России.

На первых порах города имели аграрный характер и лишь со временем превращались в центр ремесла и торговли. В города входили и земли, административно им подчинённые.

Важнейшим достижением культуры Киевской Руси является освоение огромнейшего пространства северо-востока Европы, утверждение здесь земледелия, преобразование природного ландшафта, придание ему культурного, цивилизованного облика: строительство новых городов – центров культуры, прокладывание дорог, возведение мостов, путей, связывающих отдалённейшие уголки некогда дремучих, “нехоженых” лесов с центрами культуры.

С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965г., то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице.

Культурное развитие цивилизации невозможно без появления письменности, распространения грамотности, книжного искусства. Своя система фиксации информации появляется у славян задолго до православия. Кроме способа “узелковой” фиксации информации применялась и иная система записи, известная как “черты и резы”, или славянские руны. Тексты договоров, заключённых с греками, писались также и на русском языке. Заслугой православия, несомненно, явилась та помощь, которую оказала Византия в придании русской письменности – “глаголице”, совершенных форм, создании “кириллического” алфавита, отвечающего и потребностям языка того времени, и звуковому составу славянского языка, и даже современным нормам языка.

Создание современной письменности способствовало складыванию единого русского языка. Русский язык как национальный стал складываться очень рано. Он берёт своё начало от “словенского”, “славянского” языка. Для письменности русские использовали специфический материал – берёсту.

Раннее складывание единого языка породило обширную русскую литературу. Ей предшествовало богатое народное творчество, создание былин. В IX – X вв. были созданы былины о Михаиле Потоке, об Илье Муромце, о Ставре Годиновиче, о Даниле Ловчанине, о Дунае, об Иване Годиновиче, о Вольге и Микуле, о Добрыне, о женитьбе Владимира и др.

Первые летописные записи появились около 872 г. в Киеве. Первые Летописи опираются на устные предания, славянские мифы, эпические сказания. В них доминирует языческое начало.

Киевская Русь славилась искусством мастеров-оружейников. Именно на Руси впервые появились: шестопер, наруч, крюк для натягивания арбалёта, кольчуги с плоскими кольцами, конская стальная маска, шпоры с пластинчатым козырьком и шпоры с колёсиком, пластинчатая броня.

Объектом внешней политики князей являлись все дела, связанные с династическими отношениями, с вопросами войны и мира, внешней торговлей, отношением великого князя и его государства к иностранным религиозным организациям. Все эти проблемы требовали личного участия главы государства, ибо дела династии, военное дело, налоги, как и вся остальная казна, сосредоточивались в руках князя.

Киевская Русь имела внешнеполитические отношения с тремя типами государств за период своего существования:

1. Русские независимые или удельные и родственно (династически) зависимые от великого князя Киевского княжества и земли.

2. Нерусские государственные образования и земли, являвшиеся ближайшими соседями Киевской Руси, граничившие с ней, вступавшие с ней в войны, союзы, договорные отношения.

3. Западноевропейские государства, не имевшие непосредственных границ с Киевской Русью.

Таким образом, Киевская Русь имела сложные отношения с почти четырьмя десятками внешнеполитических объектов.

Сосредоточение всей внешней политики, руководства ею в руках одного лица – великого князя – создавало благоприятные условия для укрепления тактики осторожности, обеспечивало величайшую тайну, неожиданность всех важнейших решений руководителя государства. И в этом было огромное преимущество Киевских князей перед другими европейскими монархами.

Во внешней политике князей Киевской Руси можно выделить следующие периоды:

1. От Рюрика до Ярослава Мудрого (862 – 1054 г.г.) Основной чертой являются накопление земель, расширение государства за счет внутренних ресурсов – уделов ослабевших и обедневших князей – родственников великого князя.

2. От Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха (1054 – 1125 г. г.) Период стабилизации внешнеполитических продвижений, период закрепления успехов внешней политики и ограждения от вмешательства в неё других Рюриковичей, удельных князей, попытки отстоять и канонизировать единоличность проведения внешнеполитической линии как личной политики князя или, по крайней мере, как единой общегосударственной политики.

3. От Мстислава I до Даниила Романовича Галицкого (1126 – 1237 г.г.) Период оборонительного направления внешней политики, главной задачей которой ставится сохранить приобретения прежних веков, не дать ослабить Киевское государство усиливающимся региональным княжествам. В этот период ослабевшим Киевским князьям приходится делиться монополией на внешнюю политику с родичами Мономаховичами. А ведет к тому, что исчезает преемственность внешнеполитической линии, сохранявшаяся при личной внешней политике князя. Часто сменяемые, правящие год-два великие князья не могут уже видеть внешнеполитические перспективы. В результате при первом же сильном внешнем давлении татаро-монголов вся Русь разваливается.

Начиная с 1125 года, на Киевском великокняжеском престоле утверждается новая династия – Владимировичей-Мономаховичей. Воздействие великих князей на внешнюю политику после Владимира Мономаха ослабевает. Причина заключается не только в кратких сроках пребывания князей на своей должности, но и необходимость считаться с мнением всего клана Мономаховичей. Вместе с ликвидацией самостоятельности (политической) Киевской Руси была ликвидирована и ее самостоятельная внешняя политика, определяющаяся в Орде великим ханом.

Однако само государственное единство Руси не было прочным. Признаки непрочности единства обнаружились после гибели Святослава, когда в Киеве власть взял юный Ярополк. Ярополк опирался на варягов – наёмников, нанятых ещё отцом. Варяги вели себя заносчиво. Второй сын Святослава Олег начал с ними борьбу и стремился пополнить свою дружину крестьянами – Олег погиб в этой усобице, но стенами Киева начал княжить Владимир (3-й сын). После смерти великого князя Владимира в 1015 году для Руси наступили тяжелые времена: его сыновья (их 12) начали длительные усобицы, в которые были вовлечены и печенеги, и поляки, и варяжские отряды. Воины нарушали едва – едва установившийся порядок в государстве. Наступил 1073 год, и новая междоусобная борьба. На этот раз распри произошли между сыновьями Ярослава Мудрого. Если Ярославу Мудрому удавалось в течение долгого времени сохранить единство Руси, то его сыновьям и внукам делать это оказалось труднее. Это объясняется многими причинами.

Во-первых, установленный Ярославом порядок престолонаследия оказался неудачным. Сыновья умершего великого князя не хотели отдавать власть старшим по возрасту, своим дядям, а те не пускали племянников к власти, ставя на их место своих сыновей, хотя те и были помоложе.

Во-вторых, среди преемников Ярослава Мудрого не нашлось целеустремленной и волевой личности, какими были Владимир I и сам Ярослав.

В-третьих – набирали силу крупные города и земли. Появление крупных вотчинных хозяйств, в том числе церковных владений, способствовали общему прогрессу хозяйственной жизни и стремлению к независимости от Киева.

В-четвёртых, постоянное вмешательство половцев во внутренние дела Руси История Государства Российского.

В 1068 году, когда половецкий хан Шакуран вторгся в русские земли, сыновья Ярослава Мудрого укрылись в своих крепостях. Киевский народ сверг Изяслава и провозгласил на престол половецкого князя Всеслава, оставившего благодарную память за семь лет. Изгнав Всеслава, Ярославичи продолжали враждовать между собой в течение восьми лет. В эти годы вспыхнули народные восстания в Поволжье и на далеком Белозере, в Ростовской земле, Новгороде против феодальной знати, которая увеличила подати: виры и продажи (судебные пошлины), корм (для должностных лиц поставки). Поскольку антифеодальные движения были направлены и против церкви, во главе восставших иногда оказывались волхвы. Движение принимало форму антихристианского, апеллируя к возврату старой языческой религии.

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о