Рафаэль санти мадонна со щегленком – Мадонна со щеглом — Википедия

Рафаэль Санти картины «Мадонна со щегленком» «Дама с единорогом»

Сентябрь 27, 2012

„Художники не должны видеть вещи такими, какими они являются на самом деле, ведь им дано смотреть на мир иначе — более полно и, одновременно, более просто. А для этого им нужно сохранять в своей душе вечную молодость и чувство упоения от общения с природой” Фридрих Ницше, 1889

Мадонна со щегленком

1507; 107х77 см; дерево, масло
Галерея Уффици, Флоренция

Эту картину Рафаэль написал в 1507 году во Флоренции. Работа была заказана неким Лоренцо Нази и приурочена ко дню его бракосочетания. Ровно сорок лет спустя, в 1547 году, при обвале дома Нази картина была сильно повреждена.

Впоследствии Ридольфо Гирландайо (1483-1561), сын известного художника и страстный почитатель творчества Рафаэля, попытался восстановить этот шедевр. Благодаря его самоотверженному труду, работа вновь заиграла всеми красками, однако следы повреждений заметны и сегодня…

«Мадонна со щегленком» считается одной из лучших картин Рафаэля флорентийского периода. Здесь художник моделирует формы преимущественно цветом, практически не прибегая к использованию светотени. Композиция этой работы выстроена в форме треугольника: фигуры Мадонны и Младенца, а также маленького Иоанна Крестителя идеально вписываются в эту композиционную конструкцию, позаимствованную в свое время Рафаэлем у Леонардо да Винчи.

Погруженная в лирическую атмосферу теплого летнего вечера, представленная сцена дарит ощущение светлой радости, тишины и покоя. Фигура женщины в алом платье и синей накидке написана энергичными, решительными мазками — может быть, поэтому в ней столько жизненных сил, она мало похожа на традиционно бледных Мадонн, гораздо больше напоминая пышущих здоровьем молодых крестьянок.

«Дама с единорогом»

Дама с единорогом

1505-1506; 65х51 см; дерево, масло
Галерея Боргезе, Рим

Интересна история «Дамы с единорогом». Современный вид этого произведения является результатом его расчистки в 1935 году. Представьте себе удивление реставраторов, которые в процессе обработки одной из картин Рафаэля (на ней была изображена святая Екатерина Александрийская со всеми традиционными атрибутами), внезапно обнаружили портрет светской особы — молодой женщины, сжимающей в руках единорога.

Полагаясь на авторитет выдающегося историка искусств Роберто Лонги (1890-1970), специалисты отнесли «Даму с единорогом» к флорентийскому периоду в творчестве Рафаэля, а точнее, к 1505 году, поскольку именно в это время Рафаэль увлекался фоновыми пейзажами в духе Леонардо. Тем не менее, здесь нет леонардовской «затуманенности» очертаний: пейзажи Рафаэля по-рафаэлевски ясны.

(1483-1520) Рафаэль

Творчество Рафаэля

Обручение МарииАрхангел Михаил, низвергающий демонаПоложение во гробАфинская школаИзгнание ГелиодораТриумф ГалатеиСвятая ЦецилияМадонна делла СедияЛоджия ПсихеиПреображение

Поделиться ссылкой в социальных сетях

www.filoli.ru

Рафаэль «Мадонна со щегленком» — Русская историческая библиотека

Дерево, масло. 107 х 77 см. Галерея Уффици, Флоренция

«Мадонна со щегленком», одна из флорентийских панелей Рафаэля, была написана им для брака своего друга, богатого купца Лоренцо Нази, и Сандры ди Маттео ди Джованни Каниджани. Эта картина была серьезно повреждена после частичного обрушения дома Нази при обвале горы Сан-Джордже (1548), упомянутом у Вазари. Впоследствии «Мадонна со щеглёнком» была восстановлена Ридольфо дель Гирландайо, сыном художника, который находился под глубоким влиянием Рафаэля.

Младенец Христос любовно поглаживает щегленка, которого протягивает ему мальчик Иоанн Креститель. На первый взгляд в этом можно увидеть простую игру детей, однако нельзя забывать, что щегол в символике эпохи Возрождения был олицетворением Страстей (ибо эта птица кормится в терниях). Таким образом, щегленок здесь – символ будущих Страстей Христовых, и лицо младенца Иисуса, принимающего от Иоанна птенца, очень серьёзно.

Рафаэль. Мадонна со щеглёнком. 1507

 

Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». Он предвещает колористический характер римских картин Рафаэля. Пейзаж, и особенно показанные в отдалении архитектурные формы, отражают влияние фламандского искусства, по-своему переосмысленного в итальянской Умбрии. Впрочем, во Флоренции второй половины кватроченто фламандское влияние было не менее сильным, чем в умбрийском Урбино. В «Мадонне со щегленком» о нём лучше всего свидетельствуют островерхие крыши и высокие шпили, необычные для средиземноморского пейзажа. Влияние на Рафаэля Микеланджело проявляется в хорошо структурированной фигуре младенца Христа. Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статей «Мадонны Брюгге». Ещё очевиднее влияние Микеланджело выразилось в последующих работах Рафаэля.

По словам Вазари, Христос и Иоанн Креститель в картине «Мадонна со щегленком», «образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка».

Во время обрушения дома Нази в 1548 «Мадонна со щегленком» была разорвана на куски, которые затем пришлось кропотливо соединять друг с другом. Проведённые в 1972 и 1983 сканирования этой картины показали, что в современной виде «Мадонна со щегленком» состоит из 17 соединённых гвоздями фрагментов кисти Рафаэля. К ним прибавлены ещё три небольших и один большой внизу слева, на которых рисунок практически целиком обновлён.

 

rushist.com

Описание картины Рафаэля Санти «Мадонна с щегленком»

Картина выполнена в технике масляной живописи по дереву, ее автор – знаменитый итальянский художник, представитель умбрийской школы – Рафаэль Санти. Создание полотна датируется 1506 годом, в данный момент оно хранится в флорентийской Галерее Церковных Служб.

Когда-то картина была выкуплена французским буржуа — богатым торговцем дорогих тканей по случаю его женитьбы. Дом четы Нази – первых владельцев картины – обрушился в 1547 году, тогда полотно, поврежденное развалинами еще нескольких домов, находящихся на склоне, было практически уничтожено – разделено на семнадцать фрагментов.


По заказу Нази Рафаэль написал картину, изображающую младенцев Иисуса и Святого Иоанна. Богоматерь, у ног которых стоит младенец-Иисус благосклонно смотрит, как Иоанн передает ему маленькую птичку (символ Страстей Христовых). Взгляды и жесты героев полотна образуют «связующую цепочку», объединяют их образы в единую композицию. На фоне классической «треугольной» композиции располагается пейзаж широкой реки, окутанный в легкую дымку.

Горизонт кажется бескрайним из-за гор, величаво возвышающихся над речным пейзажем. Лук и дубрава позади Мадонны и младенцев не отвлекает внимания зрителя, а напротив, создает больший «воздушный» объем фона. Глубокая игра света и тени создает дополнительный объем, а локальные цвета в одежде Мадонны выделяют ее центральную фигуру и как бы создает «контур» всей композиции первого плана. Поза Марии, кисти рук, ноги, направленные вправо с точки зрения зрителя, привлекают внимания к книге, но в то же самое время ее нежный взгляд направлен на увлеченных младенцев.

Искусствоведы, справедливо отмечают сходство Мадонны Рафаэля и Леонардо, однако разграничивают их работы особой нежностью, отсутствием тревоги и беспокойства в образах, созданных Рафаэлем.

opisanie-kartin.com

Мадонна с щегленком — Рафаэль — Художники — Каталог статей

Рафаэль. «Мадонна с щегленком».
приблизительно 1506 г. Масло, дерево. 107×77 см.
Галерея Церковных служб, Флоренция, Италия.

Мадонна с щегленком — картина маслом по дереву (107×77 см) Рафаэля Санти, датируемая приблизительно 1506 годом и хранящаяся в Галерее Церковных служб во Флоренции.

Картина, согласно сведениям Джорджио Вазари, была куплена во Флоренции Лоренцо Нази, богатым коммерсантом, торгующим шерстяными тканями, по случаю его брака с Сандрой Каниджани, женщиной, принадлежащей высокой буржуазии Флоренции. Пара поселилась на обрывистом берегу горы Сан Джордже и 12 ноября 1547 их дом вместе с соседними домами обрушился. В развалинах нашлась картина Рафаэля в семнадцати фрагментах, которые были восстановлены. Рестоврацию доверили, возможно, Микеле Тозини ((1503 — 1577 гг.) — итальянский художник возрождения и периода маньеризма, работавший во Флоренции).

Величайшая дружба связывала Рафаэля и с Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери, и молодого св. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Это же относится и к Богоматери с ее благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом – и луг, и дубрава, и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан Джорджо обрушились вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо и роскошнейшие великолепные дома наследников Марко дель Неро. Однако Баттиста, сын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше

— (Джорджио Вазари, Жизни, 1568) 

Анализ в рентгеновских лучах показал действительное наличие разломов между деталями, повторно собранных, скреаленных гвоздями и наполненных новой живописью. Вазари просто рассыпался в восхвалении этого произведения, единственного созданного в флорентийский период творчества Рафаэля, описанного с таким размахом в его «Жизнях».

Картина показана до, во время и после реставрации. Эксперты должны были использовать рентгеновские лучи и микроскопы для восстановления шедевра в его былой славе и виде. (Рейтер)

Войдя позднее в коллекцию кардинала Джованни Карло де Медичи в 1666 году, она попала наконец в галерею Церковных служб. В инвентаризации, отредактированной по смерти кардинала, произведение было оценено в 600 эскудо, рекордная цена между самыми ценными картинами галереи. Он находилась в Трибуне с 1705 года и до половины XIX века и была одним из произведений, вызывающих наибольшее восхищение и спрос у копиистов галереи, особо ценящих вкус того времени.

Копия «Мадонна с щегленком».
ок. 1886 г. Масло, дерево. 108,50 x79 см.
Художественный музей им. Павла Синебрюхова, Хельсинки, Финляндия.

Silvio Zocchi. Копия «Мадонна с щегленком».
ок. 1800 г. Галерея Уффици, Флоренция.

Недавняя последняя реставрация закончена была в 2008 году. Сохраняются некоторые подготовительные рисунки в Ashmolean Museum (П II 517, П II 516, П II 634).

Существуют многочисленные старинные копии этого произведения, которые только подтверждают его успех и славу; лучшими можно назвать:

  • в музее Викто́рии и А́льберта (Лондон),
  • в sacrestia Аббатства Vallombrosa и
  • в частной коллекции.

Рафаэль. «Мадонна с щегленком».
Картина перед восстановлением. В дополнение к пожелтению очевидные следы старых переломов

Рафаэль погружает нас в широкий речной пейзаж с особо высоким горизонтом, усеяный деревьями и с мостом слева. Мы видим Мадонну, сидяшую на камне, которая поддерживает коленями маленького Иисуса, в то время как правой рукой Она придерживает святого Иоанна, а в левой руке держит открытую книгу. Оба мальчика играют с щегленком (Иоанн держит его в руках, протягивая щегленка Иисусу, который его гладит, что символизирует Страсти Христовы.)

Композиция свободная, пирамидальной формы, с главными героями, связанными сцеплением взглядов и жестов, при этом видна очевидная схожесть с работами Леонардо, например Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом, но картину Рафаэля отличает то, что он заменяет ощущение тайны и тревожности на ощущения нежности, спокойной духовности и спонтанной близости, которые возникают у зрителя.

Леонардо. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»
ок. 1510 г. Доска, масло. 168×112 см. Лувр, Париж.

В месте скрытого «движения духа», Рафаэль поместил акт представления сердечности, где теперь становиться менее яркой традиционная грусть Марии о предстоящей трагической судьбе сына. В этом случае пирамидальная схема особо упрощена, с эффектом увеличения объемной массы группы, а также благодаря самой интенсивной светотени.

У Марии выделены ноги и бюст, что поворачивает наш взгляд по отношению к ее правой руке, в то время как наклон головы и взгляд направляет зрителя на основное действие между двумя мальчиками. Ее бюст выделяется пейзажем, который увеличивает его доминирование над его тонкими формами. Голубой массе из покрова Марии противопоставлена красная одежда: красный представляет Страсти Христа, а синий цвет — Церковь, для которой в образе Мадонны подразумевается союз Матери Церкви с жертвой ее Сына. В левой руке она держит книгу (символ книги  Мудрости), в чьем законе предсказана судьба ее Сына, и перерывает чтения, чтобы обратить нежный свой взгляд к детям. Иисуса поддерживает Мадонна, защищая его между своими коленями, некоторых видят здесь подобие Мадонны Брюгге Микеланджело.

Микеланджело Буонарроти. «Мадонна Брюгге»
1501—1504 гг. Высота: 128. Церковь Богоматери, Брюгге.

К Леонардо нас отсылают коричневые земли, усеянные растительностью, написанной с ботанической точностью и атмосферный пейзаж на заднем плане, который теряется в тумане с расстоянием. Лица Крестителя и Христа носят явный отпечаток стиля Леонардо.

В элегантных движениях, тонких пропорциях, придворных и любезных обликах, Рафаэль достиг формального равновесия и идеала красоты, который удостоверяет достигнутую стилистическую зрелость.

Идея реставрации пришла к экс-главному инспектору Промышленного предприятия Жестких Камней, Джорджио Бонсанти, который в конце девяностых доверил это Патриции Риитано.

Между 2000 и 2002 годами были закончены исследования и начиналась терпеливая реставрация, законченная в 2008 году. По окончании реставрации картина была выставлена вначале во дворце Медичи-Риккарди во Флоренции (с 23 ноября 2008 года по1 марта 2009 года), наряду с четырьмя другими произведениями, которые свидетельствуют о флорентийском периоде творчества Рафаэля и влиянии, которое они оказали на современных ему художников (Ридольфо дель Гирландайо и Джироламо делла Роббиа).

Картина была подвергнута рифлектографии инфракрасными лучами, которая показала предварительный рисунок в масштабе 1:1. Разницы по отношению к произведению и предварительному изображению в фигурах обнаружено было мало и она не решающая, в то же время это нельзя сказать относительно к пейзажу. Главным образом:

  • Мост слева — плод изобретения потека, без следов мелкого порошка, в то время как справа должна была стоять башня и цилиндрическое здание, которые в картине преобразованы в открытое пространство.
  • Одеяние Мадонны изначально было написано более мягким и без присущей квадратной формы

Вырез на платье Девы Марии, в предварительном наброске был мягче, менее квадратным, чем на картине

  • Ухо Иоанна Крестителя должно было быть нарисованным ниже, чем есть.
  • Угол внизу слева переделан полностью, так как соответствующий прямоугольник ноге Иисуса.

В течение реставрации удалены прежние реставрации и замнены более строгой и легко устранимой техникой реставрации на случай дальнейших будущих реставраций.

gallery-allart.do.am

Анализ картины Рафаэля Санти Мадонна со щеглёнком

Анализ картины Рафаэля Санти «Мадонна со щеглёнком»

Картина Рафаэля Санти «Мадонна со щеглёнком» ныне находится в галерее Уфицци во Флоренции. Она была создана в 1506-1507 годах. Она считается первым полностью самостоятельным произведением, когда художник уже полностью освободился от влияния Перуджино, своего учителя. На Рафаэля большое влияние оказало творчество Леонардо да Винчи, его современника, что отразилось и в этой картине. Изображение Мадонны с Младенцем не является редким. Обычно в руках Младенца рисовали голубя, который был символом Благовещенья, Св. Духа и бескровной жертвы. Это языческое веяние, соответствующее представлению о том, что душа человека со смертью отлетает подобно птице. Позднее сложилась легенда о том, как во время Крестного пути птица села Христу на голову и клювом выдернула из Его брови колючку от тернового венца. Кровь Спасителя брызнула и окрасила голову птицы в красный цвет. С тех пор у щеглов темя чёрное, а вокруг клюва красное кольцо. Поэтому изображение голубя в руках младенца Христа постепенно вытесняется изображением щеглёнка2.

Рафаэль написал «Мадонну со щеглёнком» для Лоренцо Нази, на дочери которого он женился как раз в это время. С 1666 года картина находилась в коллекции кардинала Карло Медичи. Учёные утверждают, что мотив картины заимствован у «Мадонны Брюгге», скульптуры, созданной Микеланджело примерно в 1505 году.

Картина является станковой, она написана масляной краской на доске на религиозный сюжет и относится к историческому жанру. Формат этой картины является вытянутым по вертикали прямоугольником. Другие картины этой серии имеют круглое завершение. Хотя, нельзя сказать точно, ведь такой формат действительно встречался нередко в пору итальянского Ренессанса, но есть весьма весомые обстоятельства полагать, что это сказывается влияние Леонардо. Оно распространилось как на профессиональную сторону деятельности Рафаэля, так и на его взгляды на жизнь, живопись, архитектуру и искусство в целом, одним словом – творческое и жизненное мировоззрение. Сохранность картины я не могу оценить однозначно. Дело в том, что находясь в доме Лоренцо, как память о Рафаэле, картина сильно пострадала при обвале горы, когда и сам дом Лоренцо, и соседние дома рухнули под ним. Сын Лоренцо Баттиста приказал соединить части картины и отреставрировать, насколько это было возможно. При помощи рентгеновских лучей учёные выяснили, что картина состоит из 17 кусков, соединённых между собой гвоздями и вставками; на одной из вставок живопись была полностью обновлена. Кроме того, потемнели краски. Особенно сильно в данном случае исказились краски неба, так как кобальты и ультрамарины имеют свойство сереть и блёкнуть с течением времени. То же касается и части одеяния Марии.

Сюжет картины не является евангельским. Это некий символический образ Мадонны, восходящий к иконографии «Hortus conclusus» («В запертом саду»).

На картине изображены три фигуры на переднем плане. По центру Дева Мария, сидящая на камне, по правую руку от неё находится маленький Иоанн Креститель, протягивающий птичку маленькому Иисусу, который стоит боком к нему. В левой руке Мария держит книгу. В отличие от рассмотренной нами картины Леонардо Рафаэль изображает Иоанна и Иисуса детьми практически одного возраста, Иисус незначительно младше. Иоанн Креститель вручает Христу птичку, как символ чистых душ и будущих страданий .

Действующие лица изображены на фоне пейзажа. Мы видим лёгкий намёк на горы на горизонте, редкий пролесочек на холме. На среднем плане очень условно изображены деревья. Мастер не стремится к детальной проработке. Это как раз то, чем он кардинально отличается от Леонардо. Небольшое количество тонких веток, обобщённые кроны деревьев, голые, тонки стволы, одиноко стоящие на земле, где нет ни единой травинки. Мария сидит на камне, у ног собравшихся редкая зелень, брошено несколько цветов – Рафаэль делает акцент на фигурах. И здесь художник проявляет в полной мере свой дар гармонично синтезировать очень разные своей стилистике элементы. Он объединяет в единую композицию невероятно реалистично написанных людей и условный, едва ли не декоративный фоновый пейзаж. Везде различим чёткий контур. Это и делает невозможным выполнение пейзажа единообразно с фигурами, ведь тогда их нужно было бы списать с фоном, как это было у Леонардо, но Рафаэль предпочитает остаться консервативным в этом вопросе. Два этих элемента композиции объединяет единая тёплая колористическая гамма. Пейзаж в данном случае играет лишь роль декорации. Отсутствует ощущение включённости людей в среду. Условность пейзажа тяготеет к упрощению, как малозначимого. При помощи этого приёма Рафаэль находит решение закона контрастов, усиливая выразительность. Все элементы композиции находятся в гармоничном соподчинении. Мы ничего не хотим убрать или добавить, все объекты и общий замысел легко читаемы. Композиция полотна является уравновешенной, она чётко вписывается в треугольник, который образуют силуэты детей и сидящей Марии. Треугольник своим основанием лежит в плоскости. При этом в работе присутствует динамика. Это движение фигур Иисуса и Иоанна, наклон фигуры девы Марии, движение облаков, а также не бросающийся в глаза, но явный наклон деревьев под ветром в ту же сторону, что и Мария, усиливающий эффект, добавляющий жизни в картину.

Художник выбрал угол зрения вровень с изображаемыми объектами, чтобы передать зрителю ощущение присутствия. Мы словно смотрим на запечатлённую художником сцену семейного покоя и благополучия. В картине нет того надлома, что мы видим у Леонардо да Винчи. Лица спокойны и умиротворены, Мадонна держит книгу, она читает и следит за детьми, играющими с птицей. Неслучайно, именно эту картину художник написал в подарок сразу после своей свадьбы. В отличие от «Мадонны в скалах» Рафаэль располагает главных действующих лиц на переднем плане картины, подчёркивая их главенство над всем остальным. Следующим отличием от рассмотренной ранее «Мадонны в скалах» является роль зрителя. В данном случае зрителю отводится второстепенная роль, мы смотрим на собравшихся со стороны. Ни один из персонажей этой картины не обращён к зрителю ни взглядом, ни жестом, как это было у Леонардо. Можно сказать, что перед нами некий групповой портрет. В картине линейное начало выражено слабо, художник использует мягкие складки, текучие драпировки, в которых нет угловатости, жёсткости, резкости, весь контур фигуры един и «обтекаем». Даже прямые стволы деревьев дребезжат, слегка изгибаются, имеют слегка изогнутый контур. В композиции присутствует плановость, однако, художник не использует приёмов перспективы, чтобы создать эффект глубины – её нет в художественном замысле. Рафаэлю гораздо важнее передать образ святых, изображённых на картине. Единственное, что говорит нам о том, что за Марией есть некое пространство, это уменьшающийся размер деревьев и обобщение заднего плана, который Рафаэль списывает с облаками.

Стоит упомянуть о графических приёмах, использованных в данном произведении. Рафаэль особое внимание уделяет контуру предметов и объектов, подчёркивая свой талант рисовальщика. Везде контур очень чётко отрисован, он контрастирует по тону с окружающей обстановкой на свету и становится обобщённым с фоном в теневой части, контрастируя, однако с тоном кожи детей. Голова и плечи Марии, насыщенные по тону и цвету, написаны на светлом, белёсом фоне. У ног же фон становится тонально более светлым. Насыщенно и ярко написаны фигуры детей. Таким образом, Рафаэль компонует фигуры, исходя из закона тонового контраста. Источник света в картине легко читаем, освещение ровное, контрасты сглажены. Все три фигуры освещены также равномерно. Благодаря тоновым контрастам, силуэты фигур хорошо читаются, служа замыслу художника. Здесь пятна света также указывают нам на ключевые момент композиции, на которые нужно обратить внимание зрителю. Силуэты плавные, мягкие, округлые – всё это говорит нам о красоте и теплоте запечатлённого момента, безмятежности и умиротворении. Именно силуэт трёх фигур образует легко угадываемый треугольник, в который они вписаны. Если фон условен, второстепенен, обобщён, то фигуры прописаны очень детально. Рафаэль уделяет внимание лицам. Лицо Марии отчасти повторяет тот тип лица, который любит изображать Леонардо да Винчи. Прямой нос, слегка нависающие веки, ясно читаемая шарообразность глаз, лёгкая полуулыбка напоминают нам мадонн, написанных этим «наставником» Рафаэля. Выражение лица Иисуса серьёзно, Иоанн же улыбается и, можно сказать даже, светится от радости. Рафаэль также хорошо прописывает одежды Марии и Иоанна, складки сглаженные, плавные, все они помогают восприятию образа покоя в композиции.

Если мы рассмотрим колорит картины, то заключим, что колорит является преимущественно тёплым. На картине роль камертонов играют фигуры детей и лик Марии. Полотно не изобилует рефлексами, они просты по цвету. Можно сказать, что колорит в данном случае подчинён рисунку. Элементы пейзажа взяты локально, что служит обобщению и декоративности фона. Цвета дальнего плана не отличаются разнообразием. Это скорее намёки на форму, обозначение факта её наличия, но что именно там находится и как далеко, краски нам не говорят. Цвет почвы довольно однообразен. Границы цветовых пятен соответствуют границам объёмов. Рафаэль оперирует большими массами цвета, не дробя изображение множеством мелких мазков. Цветовая гамма сближенная, однако, хорошо читаются тёплые и холодные элементы, делая картину объёмным. Все цвета являются спокойными, ни один из них не выбивается из общей гаммы, не «режет глаз» зрителя. Для одеяния Марии художник берёт цвета, соответствующие каноничному изображению матери Иисуса. Так как пространственная организация практически отсутствует, то и на дальнем плане мы видим тёплые цвета. Например, холм с редкой порослью. Наиболее тёплые и насыщенные они всё же на переднем плане. В целом, цвета не отличаются экспрессивностью, являются оптически достоверными. В картине не выделяются ритмические повторы цвета. Светлые пятна кожи детей и Марии служат поддержанию вписанной в треугольник композиции, а локально выкрашенная плоскость земли делает этот треугольник устойчивым. Доминируют оттенки землистой гаммы. Наиболее освещённые места переданы при помощи активного тёплого цвета и бликов; наиболее тёмные места по тону сближаются с фоном, однако, мы и в тенях видим чёткий контур изображаемого объекта. Рефлексы присутствуют, но они не отличаются богатством и сложностью цвета. Тени написаны прозрачно, они сквозят и движутся. Рафаэль не использует пастозную технику письма, фактура живописной поверхности гладкая.

Используя перечисленные средства художественной выразительности, Рафаэль подчиняет их замыслу картины, передавая атмосферу и ощущение покоя, уюта, тишины, некоей обыденности семейной сцены, когда ничто не предвещает беды, и отсылает нас к вопросам о символике и библейской легенде.

«

»

aplik.ru

Мадонны Рафаэля: «чистейшей прелести чистейший образец»

Рафаэль Санти — один из самых прославленных художников в истории изобразительного искусства. Его называли божественным и вечно юным, принцем всех живописцев и титаном высокого Возрождения. Яркий, восприимчивый и чувствительный, он прожил лишь 37 лет, но успел создать шедевры, которые и сегодня поражают своей красотой и нежностью.

Важнейшим сюжетом для Рафаэля была Мадонна с младенцем. Художник потерял мать в раннем детстве, возможно, именно это печальное обстоятельство заставляло его на протяжении всей жизни обращаться к данной теме, искать и исследовать способы построения композиции и средства, которыми можно выразить материнскую любовь.

УРБИНО. ДЕТСТВО ГЕНИЯ

Рафаэль родился в 1483 году в Урбино в семье художника Джованни Санти. Урбино времен Возрождения — это цветущий город, важнейший центр искусств и науки. Джованни Санти, как утверждает Вазари, хоть и был живописцем небольшого таланта, но все же служил при дворе герцогов Монтефельтро, правителей Урбино, и, что самое главное, сумел разглядеть талант своего сына и начал давать ему первые уроки рисования в своей мастерской. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино».

На фото: Урбино — родина Рафаэля

И первую Мадонну мальчик Рафаэль написал… на стене своего дома. Рафаэлю не было и десяти лет, когда умер его отец (мать умерла еще раньше), и он был отправлен в Перуджу учиться живописи у большого художника, Пьетро Перуджино. Так было исполнено желание отца.

ПЕРУДЖА. УЧЕНИК В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА

Рафаэль быстро учится, и в 17 лет он уже упоминается в документах как самостоятельный художник, создающий алтарный образ в городке Кастелло, что  недалеко от Перуджи. Учитель Рафаэля, Пьетро Перуджино, — один из самых важных художников своего времени.

Он работает для Лоренцо Великолепного и вместе с Боттичелли, Гирландайо, Синьорелли и другими звездами тосканской и умбрийской живописи едет в Рим расписывать Сикстинскую капеллу для самого Папы. Стиль Перуджино узнаваем и востребован. Его манера сродни музыке и поэзии, ее отличает необыкновенная гармония, уравновешенность и лиричность. Образы Перуджино всегда немного статичны, прекрасны и безмятежны. Рафаэль обладал одной особенностью: он точно улавливал настроение и стиль, наблюдал и запоминал, отбирал лучшее у своих учителей, изменяя и обогащая свой собственный стиль. При этом он никогда не копировал чужое, выдавая свое. Напротив, его работы были пронизаны необыкновенным восхищением и преклонением перед талантом вдохновлявших его художников. Первые работы Рафаэля были настолько похожи на шедевры признанного мастера Перуджино, что различить их было непростой задачей. Судите сами, справа — Мадонна Рафаэля, слева — типичная Мадонна Перуджино!

Слева: «Мадонна с младенцем» Перуджино; справа: «Мадонна Солли», Рафаэль, 1502 год

ФЛОРЕНЦИЯ. РОЖДЕНИЕ СТИЛЯ

В 1504 году Рафаэль решает переехать во Флоренцию. До него доходят слухи, что Микеланджело и Леонардо состязаются в искусстве фрески. Этот тягостный заказ для гениев, не очень-то жалующих друг друга, задумал Пьер Содерини, глава Флорентийской республики, полагая, что именно конкуренция рождает совершенство. В распоряжении каждого было по одной стене зала Большого совета в палаццо Веккьо и задание украсить ее масштабной батальной сценой, прославляющей военную мощь Флоренции.

Автопортрет Рафаэля Санти

Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Юный художник прибывает во Флоренцию и первое, что поражает его до глубины души, — Давид — гигантская скульптура Микеланджело, недавно установленная на пощади Синьории. Следующие четыре года Рафаэль проведет во Флоренции. Он будет учиться, работать без устали и постигать суть великого искусства Микеланджело и Леонардо. Он будет становиться самим собой: создавать портреты современников, алтарные образы и, конечно же, нежных Мадонн.

«МАДОННА ГРАНДУКА»

За четыре года во Флоренции Рафаэль напишет более двадцати Мадонн, совершенно изменив свою манеру. «Мадонна Грандука» (Мадонна Великого герцога) станет одной из первых. Она получит свое название в память о ее владельце. Герцог Фердинанд был настолько очарован картиной, что не мог расстаться с ней ни на минуту.

«Мадонна Грандука», Рафаэль, 1504 год

Черты «Мадонны Грандука» заставляют нас вспомнить о Перуджино: Дева Мария отрешенно-грустна, прекрасна, но немного статична, между матерью и младенцем не прослеживается глубокая эмоциональная связь, лишь легкий наклон головы создает нежное и интимное настроение.

«МАДОННА С ЩЕГЛЕНКОМ» 

По мере того, как оформляется стиль художника, «взрослеют» и его Мадонны. Усложняется композиция, появляется драматизм и глубина чувств. «Мадонна со щегленком» — одна из самых известных, созданных Рафаэлем в его флорентийский период. Перед нами дивная сцена: Дева Мария с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем, передающим ему птичку (щегленок — традиционный символ грядущих страстей Христовых).

Слева: «Мадонна со щегленком», справа: «Прекрасная садовница», 1507

Вот, что в своих «Жизнеописаниях…» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери, и молодого Св. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того, и другого. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг, и дубрава, и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо. Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».

«Мадонна с щегленком», фрагмент картины

И долгое время «Мадонна о щегленком» представляла собой с десяток скрепленных фрагментов, к которым не решались приблизиться реставраторы. Последняя реставрация сотворила настоящее чудо: «шрамы» картины были сглажены, а поверхность полотна, очищенная от пыли и наслоений, заиграла обновленными красками.

РАФАЭЛЬ И МИКЕЛАНДЖЕЛО

В 1504 году Микеланджело создает «Тондо Дони», шедевр, который станет для Рафаэля неисчерпаемым источником вдохновения. Живая пластика фигур и максимальная достоверность передачи движения — главные достоинства «Тондо Дони». Движение, в котором изображена Дева Мария словно закручивает композицию по спирали, придавая ей цельность, устойчивость и выразительность.

Слева: «Мадонна Каниджани», Рафаэль, 1507; справа: «Тондо Дони», Микеланджело, 1504

Порывистый и восприимчивый Рафаэль будет снова и снова цитировать элементы «Тондо Дони», обогащая и развивая свое видение. Взгляните, как усложнилась композиция его «Мадонны Каниджани», и как далеко ушел художник от своей прежней перуджиновской манеры!

РИМ. БОЖЕСТВЕННЫЙ РАФАЭЛЬ

В 1508 году Рафаэль прибывает в Рим. Его с почтением приглашает на службу Папа Юлий II, желающий отметить свое папство самыми выдающимися шедеврами, прославляющими Рим и его самого. И, действительно, в Ватикане творится невероятное: Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы, у него под боком Донато Браманте занимается перестройкой собора Святого Петра, а Рафаэль приступает к созданию фресок в Станцах, личных покоях Папы.

На фото: станцы Рафаэля

Рафаэль начнет работу малоизвестным молодым художником, а закончив ее через четыре года, станет самой яркой звездой в Риме. После смерти Браманте он получит должность главного архитектора собора Святого Петра и главного хранителя древностей всего Рима! Заказы будут сыпаться на него как из рога изобилия, он будет окружен друзьями, покровителями и прекрасными женщинами, а называть его будут «Divino Pittore» (Божественный художник).

«СИКСТИНСКАЯ МАДОННА»

Находясь на пике своей славы, Рафаэль пишет алтарный образ для бенедектинской церкви Святого Сикста в Пьяченце. Эта картина будет известна как «Сикстинская Мадонна». Именно с ней Рафаэлю удалось вознестись на небывалую высоту. Творение это ошеломительно по силе воздействия на зрителя. Распахнутый занавес являет чудесное видение: в божественном свечении Дева Мария с младенцем Иисусом на руках спускается с небес, неся миру спасение.

«Сикстинская Мадонна», 1512-1513

Перед нами предстает сама любовь. Все в этой картине: и сотни ангельских лиц, и почтительный жест Святого Сикста, и смиренный поклон Святой Варвары, и тяжелый бархат занавеса, — созданы для того, чтобы мы ни на секунду не могли отвести взгляд от лица Девы Марии. Невозможно не проникнуться ее настроением, тем, с какой готовностью она отдает людям своего сына, как она тревожится за него и с какой нежностью прижимает его к себе. О ней писал А.С. Пушкин напишет: «Одной картины я желал быть вечно зритель…»

«МАДОННА В КРЕСЛЕ»

В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Говорят, он увидел ее случайно, выкупил у отца и поселил в доме, где и навещал до самой смерти.

«Мадонна в кресле», Рафаэль

Смерть художника так опечалила красавицу, что она от горя ушла в монастырь. По другой легенде, именно роковая красавица Форнарина погубила Рафаэля: ходили слухи, что он умер от венерического заболевания. После чего Форнарина вернулась к развратному образу жизни, но вскоре была насильно пострижена в монахини. Рафаэль скончался в Риме 6 апреля (в День своего рождения) 1520 года в возрасте 37 лет в зените своей славы. Похоронен в римском Пантеоне с почестями, которых не удостаивался прежде ни один художник.

Текст: Рена Махмудова

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Поделиться с друзьями

   Вам также может понравиться   

prevnext

   с нами в pinterest   

trip-point.ru

Мадонны Рафаэля (42 картины)

«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском» (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Солли» (Madonna Solly) названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Картина датируется 1500-1504 годами. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Пасадина» (Madonna di Pasadena) названа по месту своего нынешнего нахождения — городу Пасадина в США. Картина датирована 1503 годом.

 

«Мадонна с младенцем на троне и святые» (Madonna col Bambino in trono e cinque santi) датирована 1503-1505 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США).

«Мадонна Диоталлеви» (Madonna Diotallevi) названа по первоначальному владельцу — Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. «Мадонна Диоталлеви» датирована 1504 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения. В этой картине, как и во всех предыдущих, чувствуется влияние Перуджино — учителя Рафаэля.

«Мадонна Конестабиле» (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас «Мадонна Конестабиле» находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). «
Мадонна Конестабиле» считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

«Мадонна Грандука» (Madonna del Granduca) написана в 1504-1505 годах. В этой картине чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе.

«Малая Мадонна Коупера» (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Терранува» (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев — итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

 

«Мадонна Ансидей» (Madonna Ansidei) датирована 1505-1507 годами и изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

 Мадонна Ансидей. Деталь

 

«Орлеанская Мадонна» (Madonna d’Orleans) написана в 1506 году. Картина называется Орлеанской, т.к. её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.

Картина Рафаэля «Святое семейство с безбородым святым Иосифом» (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Картина Рафаэля «Святое семейство под пальмой» (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

 

«Мадонна в зелени» (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

«Мадонна с щеглёнком» (Madonna del Cardellino) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится во Флоренции (Галерея Уффици). На картине изображена Дева Мария, которая сидит на скале, а Иоанн Креститель (слева на картине) и Иисус (справа) играют с щеглёнком.

«Мадонна с гвоздиками» (Madonna dei Garofani) датирована 1506-1507 годами. «Мадонна с гвоздиками», как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. «Мадонна с гвоздиками» Рафаэля — вариант «Мадонны с цветком» Леонардо да Винчи. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Прекрасная садовница» (La Belle Jardiniere) датирована 1507 годом. Картина находится в Лувре (Париж). Дева Мария на картине сидит в саду, держа младенца Христа. На одно колено присёл Иоанн Креститель.

 

Картина Рафаэля «Святое семейство с агнцем» (Sacra Famiglia con l’agnello) датирована 1507 годом. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке. Картина в настоящее время находится в мадридском музее Прадо.

Картина «Святое семейство Каниджиани» (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом. Картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека).

Картина Рафаэля «Мадонна Бриджуотер» (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина находится Эдинбурге (Национальная галерея Шотландии).

«Мадонна Колонна» (Madonna Colonna) датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Эстерхаци» (Madonna Esterhazy) датирована 1508 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхаци. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Сейчас картина находится в Будапеште (Музей изобразительных искусств).

 


«Большая Мадонна Коупера» (Grande Madonna Cowper) написана в 1508 году. Как и «Малая Мадонна Коупера», картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Темпи» (Madonna Tempi) написана в 1508 году, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека). «Мадонна Темпи» — одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи.

«Мадонна делла Торре» (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна Альдобрандини» (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна в голубой диадеме» (Madonna del Diadema blu) датирована 1510-1511 годами. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя. Картина находится в Париже (Лувр).

 

«Мадонна Альба» (Madonna d’Alba) датирована 1511 годом. Картина получила название по имени владелицы — герцогини Альба. «Мадонна Альба» долгое время принадлежала Эрмитажу, однако в 1931 году была продана за рубеж и сейчас находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

«Мадонна с вуалью» (Madonna del Velo) датирована 1511-1512 годами. Картина находится в Музее Конде во французском городе Шантийи.

«Мадонна из Фолиньо» (Madonna di Foligno) датирована 1511-1512 годами. Картина названа по названию итальянского города Фолиньо, где она находилась. Сейчас картина находится в Ватиканской пинакотеке. Эта картина была написана Рафаэлем по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря Папы Римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.

«Мадонна с канделябрами» (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

«Сикстинская Мадонна» (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа — святая Варвара. «Сикстинская Мадонна» находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

«Мадонна дель Импанната» (Madonna dell’Impannata) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними — святая Елизавета и святая Екатерина. Справа — Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

«Мадонна в кресле» (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

 

 «Мадонна в шатре» (Madonna della Tenda) написана в 1513-1514 годах. Название картине дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина находится в Старой пинакотеке в Мюнхене (Германия).

«Мадонна с рыбой» (Madonna del Pesce) написана в 1514 году. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу). Картина находится мадридском Музее Прадо.

«Прогулка Мадонны» (Madonna del Passeggio) датирована 1516-1518 годами. На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф. Картина находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).

Картина Рафаэля «Святое семейство Франциска I» (Sacra Famiglia di Francesco I) датирована 1518 годом и названа в честь владельца — короля Франции Франциска I, сейчас картина находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном — Иоанном Крестителем. Позади — фигуры двух ангелов.

Картина Рафаэля «Святое семейство под дубом» (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

«Мадонна с розой» (Madonna della Rosa) датирована 1518 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий). Позади всех — святой Иосиф. На столе лежит роза, котрая и дала название картине. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

Картина «Малое святое семейство» (Piccola Sacra Famiglia) датирована 1518-1519 годами. Картина, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа «Малым святым семейством», чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины «Большое святое семейство» («Святое семейство Франциска I»).

top-antropos.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *