Новое политическое мышление кратко – Новое политическое мышление — это философия внешней политики СССР периода перестройки. Горбачев Михаил Сергеевич

Содержание

Новое политическое мышление во внешней политике СССР

Новое политическое мышление было объявлено в СССР в середине 1985 года. Примечательно, что в начале этого же года Михаил Горбачев говорил о консерватизме и приверженности традициям, прежде всего, во внешней политике. И всего через пару месяцев произошло изменение практически на 180 градусов.  Для правильного понимания сути событий нужно уяснить, что новый подход касался исключительно взаимоотношений с другими государствами, и практически никак не затрагивал внутренние дела СССР.

Концепция нового политического мышления сводится к следующим пунктам:

  • Разделение мира на 2 лагеря (капиталистический и социалистический) признавался неэффективным. Новая концепция – мир един, целостен и неделим.
  • Отвергалась любая идея решения международных конфликтов силовым способом. Новая концепция – все проблемы должны решаться миром и дипломатическими методами.
  • Приверженность к государственным интересам и ценностям фактически отметалась.  Новый подход – общечеловеческие ценности должны господствовать над всеми остальными. То есть, прямым текстом говорилось – интересы государства это ерунда, главное, чтобы мировые общечеловеческие ценности  не пострадали. Причем соблюдение этих ценностей СССР возлагало исключительно на себя, а остальные – могут не соблюдать.

Это три составляющие, на которых базировалось новое политическое мышление. На первый взгляд – все они разумны. Но если оторваться от простых слов и рассмотреть вопрос с точки зрения геополитики и развития социализма – Горбачев фактически выступил в роли изменника Родины. Судите сами – в условиях борьбы социализма и капитализма Горбачев объявляется, что все достижения предыдущих правителей СССР и поколений людей, нужно признать неэффективными. Теперь якобы нужно со всеми помириться, разоружиться и спокойно жить, прославляя общечеловеческие ценности. Более того, признание факта, что мир стал однополярным, в условиях очень острого конфликта между США и СССР – это фактически признание того, что СССР уходит с мировой политической арены и признает господство США. Именно поэтому введение нового политического мышления в СССР со стороны Горбачева – настоящее предательство.  Почему этому не помешала партия? КПСС была устроена так, что на всех ключевых постах были людей, которые заботились не об интересах Родины, а о том, чтобы удержать власть, в следствие чего практически во всем поддерживали Генерального Секретаря партии. Но вернемся в новому мышлению в политике и посмотрим, как оно развивалось в СССР.

Первые шаги новой политики

До 1985 года пост главы МИД (министерство иностранных дел) занимал А. Громыко. Причем должность эту он занимал на протяжении 30 лет. Перевести человека, который 30 лет работал с одним мышлением и приоритетами, на другие рельсы – крайне тяжело (если не сказать, что невозможно). Поэтому со сменой политического курса смешился и лидер этого министерства. Теперь за внешнюю политику СССР отвечал Э. Шеварнадзе. И сразу обозначим 3 главные задачи внешней политики СССР в условиях нового политического мышления:

  1. Поиск партнерства с США. То есть – идти на существенные уступки в одностороннем порядке только ради одобрительного взгляда Америки. Это и есть начало сдачи своих позиций.
  2. Разблокирование региональных конфликтов. На первый взгляд разумная вещь, но именно здесь лежат истоки таких региональных конфликтов, как Приднестровья, Чечня, Южная Осетия и другие конфликты.
  3. Помощь другим странам без навязывания им социалистического режима в качестве приоритетного.

Теперь остановимся подробнее на каждом из этих направлений.

Поиск партнерства с Соединенными Штатами

Налаживание отношений между СССР и США было нужно миру, поскольку беспрецедентная гонка вооружения была реальной угрозой миру. И в 1985 году страны впервые начали делать шаги навстречу друг другу, организуя, для начала, двусторонний диалог. В 1985 году Горбачев встречается с Рейганом в Женеве, а в 1986 году с Бушем-старшим в Рейкьявике. После этого последовал визит Председателя ЦК партии в Вашингтон в 1987,  и президента США в Москву в 1988 году. Главная тема всех встреч на начальном этапе – разоружение стран. В дальнейшем речь шла уже об экономическом партнерстве

Новое политическое мышление подтолкнуло СССР к подписанию соглашения с США об уничтожении ядерного оружия до 2000 года. Как мы знаем – эти соглашения выполнены не были.

Историческая справка.

Начиная с 1988 года СССР оказывается в крайне серьезном положении. В стране образовался «застой», но не экономический, как нам часто говорят, а застой элиты и Горбачев решил сделать ставку на американский капитал. Для этого ему пришлось идти американцам на любые уступки. Практически все двусторонние договора подписывались на крайне невыгодных условиях для СССР, но таков был уже мир к тому моменту. Советская элита перестала делать ставку на развитее страны, и стала делать ставку на становления собственников (буржуа) из самой сея (из элиты).

Разблокирование региональных конфликтов

Противостояние СССР и США до 1985 года очень часто сводилось к региональным конфликтам, когда каждая из держав пыталась установить контроль за третьей строй или географическим регионом. Горбачев решил от этого отказаться. В некоторых случаях это привело к положительным моментам, но глобально – это был страшный удар по СССР, который «в раз» потерял влияние над многими важными регионами. Причем это ослабление было односторонним, поскольку США что тогда, что сейчас, крайне неохотно идет на ослабление своих позиций, где бы то ни было.

В этой ситуации многие историки находят положительный аспект – вывели армию из Афганистана, прекратили тем самым бессмысленную гибель советских граждан (напомню, что вывод войск произошел 15 февраля 1989 года). После этого в декабре того же года последовало осуждение со стороны ЦК КПСС введение войск в Афганистан. Партия объявила это ошибкой. С точки зрения обывателя – все хорошо, война закончилась. Но с глобальной точки зрения эти события как раз в лучшей степени характеризуют новое политической мышление и перестройку. То, что раньше представляло собой государственные интересы, теперь стало ошибкой. И то, что раньше считалось ошибкой, — теперь стало государственным интересом. К чему привело это изменение позиции руководства СССР мы знаем…

Также необходимо отметить и другие шаги по разблокировки региональных конфликтов:

  • Вывод советских войск из Монголии в 1989 году. Формально это вело к нормализации отношений с Китаем.
  • Полны отказ от вмешательства во внутригосударственные дела африканских стран (Ангола, Эфиопия, Никарагуа, Мозамбик, и другие).
  • Попытка наладить отношение Израиля и Палестины. В 1991 в Мадриде были подписаны соглашения, стабилизации ситуации на Ближнем Востоке не случилось (нет ее и до сих пор).
  • Дружественные СССР правительства Ливии и Ирака были лишены социалистической опеки. Но это было только начало. Весь ужас заключается в том, что во время «кризиса в Персидском заливе» СССР выступило на стороне Запада, против государств, всего год назад были дружественными.

Новое политическое мышление в СССР привело к тому, что некоторые локальные конфликты были разрешены, и было снято международное напряжение. Но какой ценой этого удалось добиться? Фактически СССР «сдает» Ливию, Ирак, Африку, Ближний Восток, Монголию, а в замен не получает ничего! Происходит сознательное ослабление своих позиций для того, чтобы вызвать одобрение Запада. И это также стало лакмусовой бумагой окончания власти Советов. Горбачев фактически во всеуслышание заявил, что сделает все для одобрения Западом, в том числе и откажется от своих геополитических интересов, и оставит в сложном положении союзников. Ведь в Ливии и Ираке были правительства дружественные СССР, и вот от этих самых правительство СССР просто отворачивается! И это только вершина айсберга, куда масштабнее и трагичнее оказались дела в Европе, но об этом чуть ниже…

Отказ от поддержки социалистического лагеря

После победы во 2-ой мировой войне Советский Союз получил свою зону влияния – Восточную Европу (Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания, Венгрия, Польша). В этих странах (напомню, что все они, кроме Польши, против Германии не воевали, а против СССР – воевали) были установлены советские военные части, шла поддержка социализма, интеграция экономик и другие процессы. И вдруг в 1989 году, из-за взглядов новой политики, это все сворачивается – армия выводится, поддержка социализма прекращается, экономическая связь обрывается. К чему это привело? Ко вполне логичному результату на рубеже 1989-1990 годов во всех странах прокатились революции в поддержку капитализма, против социализма. То есть Горбачев «кинул» Восточную Европу и вызвал ее праведный гнев.

В результате переворотов во всех странах произошла смена власти и политического курса. Пришедшие политики выступили с резким осуждением СССР, а также объявили об изменении курса развития страны на 180 градусов (считай переход к капитализму, к покровительству США). Таким образом СССР добровольно утратило контроль над всей Восточной Европой, что очень пагубно сказалось на политическом весе страны. И способствовало этому именно новое политическое мышление.

Фактически Горбачев перечеркнул все плоды Великой Победы. Все рычаги влияния, которые СССР получил в результате победы над Германией, и в результате освобождения стран Европы, — были потеряны! Не прошло и 50 лет, а результатов победы не оказалось! За что погибали советские солдаты в Европе? За то, чтобы Горбачев и его команда наплевали на свою историю и начали развал страны? Но история еще назовет все имена мерзавцев, которые за это ответственны.

Историческая справка.

Итоги нового политического мышления

Новое политическое мышление имело следующие результаты:

  1. Поражение в «холодной войне». После того, как Горбачев пошел на всевозможные уступки США – глобальная напряженность в мире иссякла. С одной стороны это позитивно, но куда важнее, что в результате СССР перестал котироваться на мировой арене, а в течение всего нескольких лет деятельности Горбачева – страны такой не стало.
  2. В результате в мире сохранилась одна сверхдержава – США.
  3. Ослабление военной мощи России, в результате распада СССР, утечки кадров и технологий, которые сопровождали  весь процесс перестройки и распада Союза.
  4. Как следствие предыдущего пункта – обострение региональных конфликтов . Самый известный – Северный Кавказ, истоки которого лежат именно в новом политическом мышлении.
  5. СССР утратил контроль и экономическую связь с восточноевропейскими странами.
  6. СССР и затем Россия оказались в затруднительном положении. Они утратили контроль над Восточной Европой, что по плану Горбачева должно было способствовать партнерским отношениям с Западом. Но этого не случилось! В результате Россия не стала своей для Запада, а контроль над Востоком утратила.

Новое политическое мышление Горбачева это глупость космического масштаба, когда 1 человек сделал все, чтобы его Родина прекратила существование. Можно только гадать делалось это осознано или нет, но факт заключается в том, что именно из-за нового мышления в политике СССР утратил все, включая и статус государственности.

Какова была роль экономики?

Закончить данный материал я хочу опровержением широко распространенного мифа, что новое политическое мышление было необходимо, поскольку экономика СССР задыхалась, находилась в глубоком кризисе, и вот-вот должна была рухнуть. Ведь, если спросить сегодня у большинства людей «Почему случилась перестройка и изменение курса СССР?» — многие будут кивать на экономику.  В том числе на это кивает огромное число экспертов и журналистов. Но все они тем самым показывают собственную некомпетентность, и вот почему…

  • Кризиса в СССР не было. Можно поднять горы финансовых отчетов того времени – в лучшем случае там находится «застой». Но между застоем и кризисом разница гигантская.
  • Кризис был на в СССР, а в США, где в октябре 1987 года рухнул фондовый рынок и последовал страшный экономический кризис, который многие сравнивают с «великой депрессией».
  • В 1991 году, после распада СССР, Маргарет Тэтчер сказала: «Советский Союз не представлял для нас угрозы в военном плане, у нас был для них достойный ответ. Но Советский Союз представлял для нас угрозу в плане экономики, поскольку плановая экономика, помноженная на энтузиазм, неизбежно привела бы к тому, что западные странные потеряли бы мировой рынок».

Поэтому искать причину развала Союза нужно не в экономике (там было в целом все не плохо), а в элите, которая перестала думать о стране и мечтала стать собственником. Но об этом будем говорить в дальнейших материалах.

 

istoriarusi.ru

Новое политическое мышление — Циклопедия

Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг. История 9 класс [4:53]

Новое политическое мышление (новое мышление) — появившееся во время Перестройки выражение и концепция последнего главы СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Концепция была изложена в вышедшей в октябре 1987 года книге Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира» (термин появился в феврале 1986 года). Концепция обосновывала курс на прекращение холодной войны с Западом, разрядку, отказ от гонки вооружений. Включала в себя принципы деидеологизации внешней политики и отказ от классовой борьбы. Политика СССР, основанная на новом политическом мышлении, привела к ликвидации Варшавского договора и социалистического лагеря, при этом НАТО как военный союз западных стран ликвидировано не было.

[править] Происхождение

Пришедший к власти в марте 1985 года в СССР М. С. Горбачев в ходе политических реформ во время Перестройки провозгласил концепцию «нового политического мышления» в качестве государственной. Курс на прекращение гонки вооружений был провозглашен почти сразу.

Уже 8 апреля 1985 г., в беседе М. Горбачева с редактором газеты «Правда» подчеркивалась мирная политика СССР и его добрая воля. ТАСС сообщило на следующий день:[1].

Как убедительную демонстрацию доброй воли Советского Союза, его искреннего стремления к честному диалогу и поиску реалистических решений, которые ослабляли бы напряженность в мире, помогали бы перекрыть пути гонки вооружений, расценивают зарубежные средства массовой информации, видные политические и общественные деятели разных стран беседу М. С. Горбачева с редактором газеты „Правда“. В многочисленных комментариях отмечается, что нельзя упускать существенные возможности для улучшения советско-американских отношений и оздоровления общей международной обстановки.

Как пишет К. Н. Брутенц, впервые новую программу выдвинул М. С. Горбачев на выступлении в МИД в мае 1986 г. Здесь не прозвучало словосочетания «новое политическое мышление», но совокупность отдельных положений фактически представляло собой новую внешнеполитическую программу. М. С. Горбачев говорил: «не надо ставить нереальные задачи; невозможно соревноваться со всеми противниками; мир — высшая ценность…»[2] Всё это впоследствии превратилось в «новое политическое мышление».

В докладе Горбачева на XXVII съезде КПСС, прозвучавшем 25 февраля 1986 года Горбачев заговорил также о необходимости перестройки мышления. Тогда же прозвучал сам термин «новое политическое мышление», Э. А. Шеварднадзе связал его с отказом от «устаревших философий и отживших доктрин»:[3]

Собравшись на ответственейшем рубеже, съезд не может не продуцировать новые, соответствующие времени идеи. Перед нами впервые изложенный свод принципов нового политического мышления, позволяющих сделать кардинальные для судеб человечества выводы.

Первый. Между реальностями ядерного века и пониманием стоящих перед миром задач возник опасный разрыв. Коренной пересмотр и решительный отказ от устаревших философий и отживших доктрин — первоочередная, жизненная необходимость.

Второй. Новые экономические, научно-технические факторы формируют целостный взаимозависимый мир, в котором действительность предъявляет руководителям каждого государства повышено жесткие требования, диктует предельную ответственность в поведении и принятии решений.

В 1987 году вышла книга Горбачева «Новое политическое мышление для нашей страны и всего мира», в которой концепция нового мышления излагалась подробно.

Сам М. С. Горбачев определяет новое политическое мышление так:[4]

Новое мышление не попытка выдумать какую-то умозрительную схему…Это реакция на философском, а потом и на политическом уровне на те вызовы, с которыми встречаются и отдельные страны, и весь мир на данном переломном этапе

Концепция нового политического мышления включила в себя:[5]

  • Приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми ценностями, отказ от классовой борьбы и деидологизация внешней политики;
  • Решение конфликтов не военным, а политическим путем, то есть построение международных отношений на основе баланса интересов и взаимной выгоды, а не соотношения сил;
  • Признание мира единым, отказ от концепции разделения на социалистов и капиталистов;
  • Строгое соблюдение принципа равноправия во взаимоотношениях и невмешательство во внутренние дела;
  • Признание права каждого народа выбирать свою судьбу;
  • Констатацию факта, что безопасность может быть только взаимной.

К этим принципам нового политического мышления примыкают провозглашенные при Горбачеве в СССР плюрализм и политика гласности. Также из нового политического мышления вытекает политика разоружения.

Фактическое поражение СССР в Холодной войне («Второй холодной войне»), распад СССР и Восточного блока (блока стран «Варшавского договора»).

В. И. Мальков определяет новое мышление как «точное, научно обоснованное определение главных, коренных вопросов современной эпохи, установление внутренней взаимосвязи между ними и нахождение оптимальных средств и методов их решения»[6].

А. Н. Яковлев. Особенности нового мышления он видит в следующем:

Во-первых, необходимо обращение ко всему тому новому, перспективному, что отличает современный мир, определяет его неповторимость и наиболее вероятные тенденции его развития. Во-вторых, новое политическое мышление во главу угла ставит идею развития в самой прямой и непосредственной форме.

В-третьих, новое политическое мышление — это глубокое переосмысление всех традиций силовой политики, выход далеко за её пределы. Замену их формами политического, правового разрешения противоречий и конфликтов

— Яковлев А. Н. и др. Перестройка и современный мир/Отв. Ред. Т.Т.Тимофеев. -М.: Международные отношения,1989. С.20

При произношении фразы «новое политическое мышление» М. С. Горбачев в слове мышление делал ударение не на второй, а на первый слог.

  1. ↑ Правда. 1985, 9 апреля. № 99.
  2. К. Н. Брутенц Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке.- М.: Международные отношения, 2005. С.130-131.
  3. ↑ XXVII съезд КПСС. Стенографический отчет — М.: Политиздат, 1986.
  4. ↑ По К. Н. Брутенц Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке.- М.: Международные отношения, 2005. С.131
  5. ↑ К. Н. Брутенц Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке.- М.: Международные отношения, 2005. С.132.
  6. ↑ Мальков В. И.: Война и мир: новое мышление.- М.: Воениздат, 1989. С.10
  • Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира — М.: ИПЛ, 1987. — 271 с.
  • Колесов М. С. Философия власти и «новое мышление» // ФІЛОСОФІЯ ПОЛІТИКИ Вісник СевНТУ. Вип. 100: Політологія: зб. наук. пр. — Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2009.

cyclowiki.org

причины, цели и итоги. Новое политическое мышление.

Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкеви-чем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в.

Причины :

— Централизация власти в руках Партии;

— Как следствие, цензура на информацию, отсутствие гласности;

— Низкая конкурентоспособность советских товаров на мировом рынке, низкая производительность труда;

— Дефицит товаров на рынке.

-Системный социально-экономический кризис, вызванный гонкой вооружений во внешней политике СССР, финансовая зависимость стран социализма от советских дотаций. Нежеланием менять командно-административную систему хозяйствования в соответствии с новыми условиями — во внутренней политике («застой»).

Цели:Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 г. и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском Пленуме ЦК).

Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

Новое политическое мышление.В первые годы после прихода к власти администрация М. С. Горбачева подтвердила традиционные внешнеполитические приоритеты СССР. Однако в рамках провозглашенной внешнеполитической доктрины, получившей название «нового политического мышления», эти ориентиры подверглись существенной корректировке.

«Новое политическое мышление» предусматривало: отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым; объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов баланса интересов различных государств; признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, религиозными).

Ведущим внешнеполитическим направлением стало развитие взаимоотношений с США. С 1985 г. встречи М. С. Горбачева с президентами США стали ежегодными. Были подписаны двусторонние обязательства об уничтожении ракет средней и меньшей дальности и об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), правда, в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР.

«Урожайным» на внешнеполитические события оказался 1989 г. В феврале был завершен вывод советского ограниченного контингента из Афганистана. Начался вывод советских войск из стран Центральной и Восточной Европы и ряда стран Азии. Советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Были нормализованы отношения, налажено экономическое и культурное сотрудничество с Китаем.

Существенной корректировке подверглось и восточное направление внешней политики. СССР отказался от прямого вмешательства во внутренние конфликты в Никарагуа, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, прекратил помощь режимам в Ливии и Ираке, осудил агрессию Ирака против Кувейта в 1990 г. Все это способствовало ослаблению международной напряженности.

Однако осложнились отношения внутри социалистического лагеря. В результате вывода войск СССР и «бархатных революций» в странах Восточной Европы к власти пришли руководители, которые во внешней политике ориентировались на Запад. В 1991 г. официально прекратили свое существование Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР стремительно терял инициативу в международных делах.

Прекращение существования СССР сделало США единственной супердержавой мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

studfiles.net

43

СССР и Запад в 1985-1991 гг. «Новое политическое мышление». Окончание «холодной войны».

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Новое мышление
В первые два года правления Горбачева внешняя политика СССР основывалась на традиционных идеологических приоритетах. Но в 1987-1988 в них были внесены серьезные коррективы. Горбачев предложил миру «новое политическое мышление». Оно серьезно изменило к лучшему международные отношения, существенно снизило напряженность в мире. Однако некоторые серьезные просчеты советского руководства и экономический кризис в СССР привели к тому, что от нового политического мышления больше всего выиграл Запад, а авторитет СССР в мире заметно упал. Это стало одной из причин крушения СССР.

 

Причины перемен во внешней политике СССР.

В середине 80-х годов внешняя политика СССР по многим позициям зашла в тупик.

1) Существовала реальная опасность нового витка «холодной войны», что еще сильнее накалило бы ситуацию в мире.

2) «Холодная война» могла окончательно разорить советскую экономику, которая переживала тяжелый кризис.

3) СССР не мог дальше оказывать безвозмездную «интернациональную помощь» различным антиимпериалистическим силам и «дружественным» странам. Эта помощь была разорительна для слабеющей экономики СССР.

4) идеологические «табу» ограничивали внешнеэкономическую деятельность самого СССР, мешая полноценному развитию советской экономики.

 

Новое политическое мышление.

Предложения, выдвинутые Горбачевым в рамках нового политического мышления, имели революционный характер и в корне противоречили традиционным основам внешней политики СССР.

Основные принципы «нового мышления»:

— отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;

— стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;

— признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.

В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:

— нормализация отношений с Западом и разоружение;

— разрешение международных конфликтов;

— широкое экономическое и политическое сотрудничество со различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.

Результаты политики «нового мышления».

Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании «холодной войны». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.

Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений – началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.

Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры. 

Отношения СССР с Западом

Важным следствием «нового политического мышления» явились ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем. Результатом этих встреч стали важные решения и договоры, которые заметно снизили напряженность в мире.

В 1987 году между СССР и США заключен договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Впервые две сверхдержавы договорились не о сокращении этого оружия, а о его полной ликвидации.

В 1990 году подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В качестве жеста доброй воли СССР в одностороннем порядке снизил свои оборонные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тысяч человек.

В 1991 году подписано соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение ядерного оружия в мире.

Параллельно с политикой разоружения начали формироваться новые экономические отношения с США и другими западными странами. Идеологические принципы оказывали все меньше влияния на внешнюю политику СССР и на характер его взаимоотношений со странами Запада. Но у дальнейшего сближения с Западом вскоре появилась и весьма неблагоприятная причина. Ухудшение экономического положения Советского Союза делало его все более зависимым от Запада, от которого руководство СССР рассчитывало получить экономическую помощь и политическую поддержку. Это заставляло Горбачева и его окружение идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу. В конечном итоге это вело к падению авторитета СССР.

Уже с 1987 года ситуация начинает резко меняться. В этом году во внешней политике СССР происходит коренной поворот к так называемому «новому политическому мышлению», провозгласившему «социалистический плюрализм» и «приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми». С этого момента идеологическое и военно-политическое противостояние начало быстро терять остроту.

Новая внешнеполитическая доктрина была обусловлена развитием политического процесса в СССР в сторону отказа от коммунистической идеологии, а также зависимостью экономики СССР от западных технологий и кредитов в связи с резким падением цен на нефть привели к тому что СССР пошёл на широкие уступки во внешнеполитической сфере. Распространено мнение о том, что это было связано также с тем, что возросшие в результате гонки вооружений военные расходы стали непосильными для советской экономики, однако ряд исследователей доказывает, что относительный уровень военных расходов в СССР не был чрезмерно высоким.

В 1988 году начинается вывод советских войск из Афганистана. В декабре того же года Горбачёв, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с «программой ослабления противостояния», заявил о сокращении советских вооруженных сил; 21 марта 1989 года вышло постановление Президиума Верховного Совета СССР о сокращении армии и начале конверсии (перехода на производство гражданской продукции) оборонных предприятий. Однако этим советские уступки не ограничились. Осенью 1989 года один за другим начали рушиться коммунистические режимы в Центральной и Восточной Европе, на что СССР никак не отреагировал. В октябре 1989 года был провозглашен официальный отказ от «доктрины Брежнева». Запад до последнего момента не мог поверить в то, что Горбачёв со своим «новым мышлением» зашёл так далеко. Смена власти во всех странах-сателлитах СССР привела к ликвидации советского блока, а вместе с ним — и к фактическому прекращению «холодной войны». 21 ноября 1990 года в Париже была подписана так называемая Хартия для новой Европы, провозгласившая фактический конец полувекового противостояния двух систем и начало новой эры «демократии, мира и единства».

Парижская конференция 1990 г. по праву могла бы стать стала символом завершения «холодной войны». Ее решения не устранили многочисленные противоречия на международной арене, но создали политико-правовую основу для реорганизации всей системы междуна­родных отношений. «Хартия для новой Европы» закрепила либерально- Демократические ценности как всеобщие, подлежащие международным гарантиям и не связанные со спецификой той или иной социальной системы. Институционализация процесса СБСЕ вела к формированию новой влиятельной международной организации, принимавшей на себя ответственность по постоянному мониторингу проблем прав человека и координации демократических преобразований в странах Европы. До­говор по ОВСЕ был заключен бессрочно и позволил впервые распрост­ранить механизм международного контроля на сферу обычных воору­жений. Однако параллельно развивались события, которые привели к еще более радикальной ломке всей системы международных отноше­ний. Смена политических режимов в восточноевропейских странах привела к стремительному распаду советского блока. В июне 1990 г. на встрече на высшем уровне в Москве было достигнуто соглашение об отказе от военных функций ОВД и сохранении его в роли консультатив­ной организации. Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск СЭВ, а в июле 1991 г. официально прекратил свое существование и ОВД. Вместо создания «общего европейского дома» актуальной перспекти­вой стало расширение границ Европейского Союза и НАТО на восток континента. Сам Советский Союз быстро втягивался в острейший по­литический кризис. После событий «августовского путча» советский режим оказался обречен. К концу 1991 г. распад СССР завершился. На постсоветском пространстве образовались суверенные государства, вставшие на путь сложных социальных преобразований. Тем самым, на международной арене осталась лишь одна «сверхдержава». Биполяр­ный мировой порядок оказался разрушен.

studfiles.net

«Новое мышление» во внешней политике ссср в годы перестройки (1985-1991 гг.)

В первые два года правления Горбачева внешняя политика СССР основывалась на традиционных идеологических приоритетах. Но в 1987-1988 в них были внесены серьезные коррективы. Горбачев предложил миру «новое политическое мышление». Оно серьезно изменило к лучшему международные отношения, существенно снизило напряженность в мире. Однако некоторые серьезные просчеты советского руководства и экономический кризис в СССР привели к тому, что от нового политического мышления больше всего выиграл Запад, а авторитет СССР в мире заметно упал. Это стало одной из причин крушения СССР.

Причины перемен во внешней политике СССР.

В середине 80-х годов внешняя политика СССР по многим позициям зашла в тупик.

1) Существовала реальная опасность нового витка «холодной войны», что еще сильнее накалило бы ситуацию в мире.

2) «Холодная война» могла окончательно разорить советскую экономику, которая переживала тяжелый кризис.

3) СССР не мог дальше оказывать безвозмездную «интернациональную помощь» различным антиимпериалистическим силам и «дружественным» странам. Эта помощь была разорительна для слабеющей экономики СССР.

4) идеологические «табу» ограничивали внешнеэкономическую деятельность самого СССР, мешая полноценному развитию советской экономики.

Предложения, выдвинутые Горбачевым в рамках нового политического мышления, имели революционный характер и в корне противоречили традиционным основам внешней политики СССР.

Основные принципы «нового мышления»:

— отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;

— стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;

— признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.

В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:

— нормализация отношений с Западом и разоружение;

— разрешение международных конфликтов;

— широкое экономическое и политическое сотрудничество с различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.

Результаты политики «нового мышления». Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании «холодной войны». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.

Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений — началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.

Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры.

Важным следствием «нового политического мышления» явились ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем. Результатом этих встреч стали важные решения и договоры, которые заметно снизили напряженность в мире.

В 1987 г. между СССР и США заключен договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Впервые две сверхдержавы договорились не о сокращении этого оружия, а о его полной ликвидации.

В 1990 г подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В качестве жеста доброй воли СССР в одностороннем порядке снизил свои оборонные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тысяч человек.

В 1991 г. подписано соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение ядерного оружия в мире.

Параллельно с политикой разоружения начали формироваться новые экономические отношения с США и другими западными странами. Идеологические принципы оказывали все меньше влияния на внешнюю политику СССР и на характер его взаимоотношений со странами Запада. Но у дальнейшего сближения с Западом вскоре появилась и весьма неблагоприятная причина. Ухудшение экономического положения Советского Союза делало его все более зависимым от Запада, от которого руководство СССР рассчитывало получить экономическую помощь и политическую поддержку. Это заставляло Горбачева и его окружение идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу. В конечном итоге это вело к падению авторитета СССР.

В 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана. На II съезде народных депутатов СССР афганская война была признана грубой политической ошибкой.

В том же году начался вывод советских войск из Монголии. Одновременно СССР содействовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи). Все это привело к улучшению отношений с Китаем. Между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа. Результат: в Анголе, Камбодже и Никарагуа прекратилась гражданская война, представители противоборствующих сторон образовали коалиционные правительства.

Советский Союз значительно снизил безвозмездную помощь союзным режимам и идейным единомышленникам. Перестал поддерживать режимы в Ливии и Ираке. А во время кризиса в Персидском заливе в 1990 г. впервые поддержал действия Запада.

В 1991 г. было заключено международное соглашение, которое способствовало улучшению отношений Израиля с соседними арабскими странами. Большую роль в этом событии сыграл СССР.

Все эти шаги существенно снизили напряженность в мире, способствовали оздоровлению международного политического климата.

В 1989 г. СССР начал вывод своих войск из социалистических стран Восточной и Центральной Европы. Одновременно в этих странах усилились антисоциалистические настроения.

В 1989-1990 гг. здесь произошли «бархатные» революции, в результате которых власть перешла мирным путем от компартий к национально-демократическим силам. Только в Румынии во время смены власти произошли кровопролитные столкновения.

Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок.

Весной 1991 г. прекратили свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военный блок соцстран Организация Варшавского договора (ОВД). Социалистический лагерь окончательно распался.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, которые кардинально меняли политическую карту Европы. В результате Советский Союз оказался в большой зависимости от западных стран.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, оказавшись в тяжелой экономической ситуации, СССР быстро терял инициативу в международных делах. Вскоре страны НАТО все чаще стали игнорировать мнение СССР по важнейшим международным проблемам.

Литература

  1. Горбачев, М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира / М.С. Горбачев. — М.: Политиздат, 1988.- С. 56-94.

  2. Отечественная история России новейшего времени: 1985-2005 гг.: Учебник / отв. ред. А.Б. Безбородов. — М.: РГГУ, 2007. — С. 167-205.

studfiles.net

Новое политическое мышление — это… Что такое Новое политическое мышление?

Новое политическое мы́шление — философия внешней политики СССР периода Перестройки.

Истоки «Нового политического мышления»

Сложившееся сложное экономическое положение в СССР к 1985 г. явилось стимулом для поиска новых, компромиссных решений. Необходимость внутренних перемен заставила руководство страны пойти на радикальные реформы. В Соединенных Штатах Америки представляли это именно так. В США считали, что «новое мышление» исходит как раз из стремления Советской стороны уменьшить возможные расходы на противостояние с Америкой. Объяснялось это успехом США в области работы над СОИ и экономическим потенциалом Соединенных Штатов. Этот вывод представлен в документе «Согласованная разведывательная оценка», в котором прогнозировалось, какую политику будет проводить М. Горбачев в отношении США в ближайшие два года (1986—1988). Был сделан вывод, что «режим Горбачева ставит цель воссоздать отношения с США по типу разрядки, чтобы уменьшить бремя соперничества в вооружениях и, соответственно, облегчить выполнение задачи экономического возрождения страны». Признавалось, что «у Горбачева достаточно сильные политические позиции, чтобы сформировать в Политбюро консенсус в поддержку инициатив и решений, к которым он склоняется в отношениях с Соединенными Штатами»[1].

В Советском Союзе, осознавая сложность экономической ситуации, основными путями выхода из нее видели миролюбивую внешнюю политику, приостановку гонки вооружений. Это было сформулировано, в частности, в беседе М. Горбачева с редактором газеты «Правда» 8 апреля 1985 г. В сообщении ТАСС, опубликованном на следующий день, подчеркивалась мирная политика СССР и его добрая воля: «Как убедительную демонстрацию доброй воли Советского Союза, его искреннего стремления к честному диалогу и поиску реалистических решений, которые ослабляли бы напряженность в мире, помогали бы перекрыть пути гонки вооружений, расценивают зарубежные средства массовой информации, видные политические и общественные деятели разных стран беседу М. С. Горбачева с редактором газеты „Правда“. В многочисленных комментариях отмечается, что нельзя упускать существенные возможности для улучшения советско-американских отношений и оздоровления общей международной обстановки»[2].

Как пишет К. Н. Брутенц, фактически, новую программу выдвинул М. С. Горбачев на выступлении в МИД в мае 1986 г. Здесь не прозвучало словосочетания «новое политическое мышление», но совокупность отдельных положений фактически представляло собой новую внешнеполитическую программу. М. С. Горбачев говорил: «не надо ставить нереальные задачи; о невозможности соревноваться со всеми противниками; что мир — высшая ценность…»[3] . Всё это впоследствии превратилось в «новое политическое мышление».

Определение и сущность «нового политического мышления»

Курс на Ускорение, Перестройка в СССР привели к качественно иной ситуации в международных делах. Вопрос сохранения человеческой цивилизации требовал нового подхода к существующей реальности. В Советском Союзе это нашло отражение в политике нового мышления. Сам М. С. Горбачев определяет новое политическое мышление так: «Новое мышление не попытка выдумать какую-то умозрительную схему…Это реакция на философском, а потом и на политическом уровне на те вызовы, с которыми встречаются и отдельные страны, и весь мир на данном переломном этапе»[4] .

Сложно дать определение новому мышлению, но можно выделить особенности его. В. И. Мальков определяет его как «точное, научно обоснованное определение главных, коренных вопросов современной эпохи, установление внутренней взаимосвязи между ними и нахождение оптимальных средств и методов их решения»[5]. Это определение не в полной мере отражает идею, заложенную в новое политическое мышление. Полнее его определил А. Н. Яковлев. Особенности нового мышления он видит в следующем:

Во-первых, необходимо обращение ко всему тому новому, перспективному, что отличает современный мир, определяет его неповторимость и наиболее вероятные тенденции его развития. Во-вторых, новое политическое мышление во главу угла ставит идею развития в самой прямой и непосредственной форме.

В-третьих, новое политическое мышление — это глубокое переосмысление всех традиций силовой политики, выход далеко за ее пределы. Замену их формами политического, правового разрешения противоречий и конфликтов

— Яковлев А. Н. и др. Перестройка и современный мир/Отв. Ред. Т.Т.Тимофеев. -М.: Международные отношения,1989. С.20

Идея гуманизма перестройки является важным фактором во всех ее проявлениях.

К. Н. Брутенц определяет принципиальные положения «нового политического мышления» следующим образом: «Это — взаимосвязь и взаимозависимость мира. Это — приоритет общечеловеческих интересов над классовыми. Это — решение конфликтов не военным, а политическим путем и обеспечение безопасности с помощью политических средств. Это — отказ от формулы мирного существования как формы классовой борьбы и деидеологизация внешней политики. Это — право за каждым народом выбирать свою судьбу. Это — посторенние международных отношений на основе баланса интересов и взаимной выгоды, а не соотношения сил. Это — констатация факта, что безопасность может быть только взаимной. Это — строгое соблюдение принципа равноправия во взаимоотношениях и невмешательство во внутренние дела…»[6]. Данное заключение о суть «нового политического мышления», очевидно, наиболее точно отражает идею этого явления. Нельзя не согласиться с исследователем в определении масштаба и значения перестройки.

В условиях, когда огромные ядерные потенциалы сосредоточены у двух сверхдержав, важность советско-американского урегулирования не вызывала ни у кого сомнений. Примат общечеловеческих ценностей явился сутью «нового мышления» в международных делах. Эта инициатива, и конкретные шаги СССР получили широкий международный резонанс и поддержку во многих странах мира.

Перестройка международных отношений в духе сотрудничества и взаимопонимания, предлагаемая СССР, должна была коренным образом обновить и оздоровить взаимоотношения государств. Перестройка и «новое мышление», изначально воспринимавшееся на Западе лишь как очередной ход и популистская акция, доказывали свою эффективность в деле снижения международной напряженности.

Из приведенных ниже документов можно сделать именно такой вывод. Джек Метлок свидетельствует следующее, подкрепляя своё мнение документами ЦРУ[7]

В 1985 году о перестройке еще прямо не говорили; американцы следили за антиалкогольной кампанией и «ускорением»… Что касается ускорения, то … американские аналитики отмечали, что решения советского руководства не дали желаемого результата.…Проанализировав новую Программу КПСС, принятую XXVII съездом партии в марте 1986 года, ЦРУ отметило, что эта программа «открывает для Горбачева новые возможности» и «ясно говорит о необходимости новой политики по выводу страны из застоя, но не дает конкретного плана действий». В докладе ЦРУ также отмечалось, что «судя по программе, партийное руководство считает укрепление экономической базы страны важным фактором улучшения перспектив во внешней политике

— Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 155-157.

В течение 1986 года политика гласности привлекала к себе больше внимания, нежели Перестройка, да и само это слово использовалось лишь изредка. В августе ЦРУ подготовило доклад, в котором содержался вывод о том, что Горбачев явно полагает, что более откровенный разговор в СМИ о внутренних проблемах страны поможет мобилизовать общественность на поддержку таких его политических инициатив, как борьба с пьянством, коррупцией и преступностью, и придаст легитимность обсуждению экономической реформы. Горбачев также использует гласное обсуждение недостатков, присущих элите, чтобы заставить чиновников вести себя в соответствии с новыми стандартами, которые он задает[8].

США, поначалу недооценивавшие масштабы перестройки, впоследствии изменили свою позицию. Из аналитической записки Совета по национальной безопасности (14.03.1989)[9]:

Соединенные Штаты должны попытаться придать «необратимый характер реформам» в Советском Союзе, избегая в то же время «необра¬тимых сдвигов» в собственной политике… «Перестройка в наших интересах»: новый подход Горбачева «дает нам в руки рычаг воздействия, которыми восемь лет назад мы не обладали». Политика США должна быть нацелена не на то, чтобы «помочь» Горбачеву, а скорее на то, чтобы умело «бросить вызов» Советам и, таким образом, «направить их развитие в нужное нам русло»….Политика США должна способствовать «институциона¬лизации» советской реформы, чтобы ни Горбачеву, ни его последователю не удалось бы приостановить ее или повернуть вспять, к ледниковому периоду. Соединенным Штатам следует перехватить инициативу и установить те критерии, согласно которым Советский Союз может быть принят в сообщество цивилизованных наций

— Золов А. В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век)[10]

См. также

Ссылки

Горбачёв М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира

Примечания

  1. Gorbachev’s Policy Toward the United States, 1986-88, выпущено ЦРУ 1 сентября 1986 г. Цит. по : Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 156.
  2. Правда. 1985, 9 апреля. № 99.
  3. К. Н. Брутенц Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке.- М.: Международные отношения, 2005. С.130-131.
  4. Цит. по: К. Н. Брутенц Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке.- М.: Международные отношения, 2005. С.131
  5. Мальков В. И.: Война и мир: новое мышление.- М.: Воениздат, 1989. С.10
  6. К. Н. Брутенц Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке.- М.: Международные отношения, 2005. С.132.
  7. Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 155—157.
  8. The Debate over ‘Openness’ in Soviet Propaganda and Culture, выпущено ЦРУ 1 августа 1986 г. (Цит. по.: Прорыв к свободе…)
  9. Цит. по.: Золов А. В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век). В 2-х ч. Ч. 2 . Калининград, Издательство Калининградского Университета, 2000.
  10. Золов А. В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век). В 2-х ч. Ч. 2 . Калининград, Издательство Калининградского Университета, 2000

dic.academic.ru

Перестройка в СССР. Новое политическое мышление — Мегаобучалка

 

Перестройка — это попытка сохранить административно­командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя.

Политические преобразования 11 марта 1985 г. на внеочередном Пленуме ЦК Генеральным секретарем после смерти К.У. Черненко был избран М.С. Горбачев.

Начало перестройке положил апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, провозгласивший курс на ускорение социально­экономического развития страны. Ускорение предполагалось осуществить за счет научно-технического прогресса, перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора», путем повышения трудовой и технологической дисциплины, ответственности кадров.

Горбачев надеялся произвести перемены, опираясь на единственную в то время организованную политическую силу — КПСС. Была попытка оживить деятельность партии путем ее демократизации.

В 1988 г. высшим органом власти в Советском Союзе стал Съезд народных депутатов СССР. Заседания съезда должны были проводиться один раз в год. На нем избирался Верховный Совет СССР как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган. В 1990 г. был учрежден пост президента; устранена норма статьи 6 Конституции о КПСС как ядре политической системы; введено положение о многопартийности. Первым президентом СССР стал М.С. Горбачев. При президенте в качестве совещательных органов были сформированы Совет Федерации и Президентский Совет. В феврале 1991 г. был введен пост вице-президента, им стал Янаев, в это же время Совмин был преобразован в Кабинет Министров, количество министров уменьшилось от 125 до 55. Первым премьер- министром был назначен В.С. Павлов. Кабинет министров прекратил свое существование в августе 1991 г. На местах реальная власть была сосредоточена в исполкомах Советов.

Важную роль в осуществлении реформ, вовлечении в политическую жизнь широких слоев трудящихся сыграла политика «гласности». Начиная с 1986 — 1987 гг. роль цензуры в СССР ограничивается контролем за неразглашением «государственной тайны». В стране был опубликован целый ряд ранее запрещенных произведений, появились передачи, выходящие в прямом эфире.



В 1989 — 1990 гг. реальная власть стала уходить из рук верхушки партаппарата. КПСС начала раскалываться на фракции и группировки, начался массовый выход из партии. В этот же период в стране формируется многопартийность.

Экономика СССР в середине 80-х — начале 90-х гг.

В экономике в 1985-1991 гг. ситуация была критической. Уровень жизни народа снижался, падали темпы прироста промышленного производства, углублялся кризис сельского хозяйства, росла инфляция. Придя к власти, Г орбачев начал проводит экономические реформы. В 1986 г. был принят закон «О бригадном подряде», в 1987 г. — закон «О государственном предприятии (объединении)», в 1988 г. — закон «О кооперации». Все эти законы оказались несовершенными и были деформированы давлением аппарата и многими подзаконными актами.

Первые шаги по пути перестройки привели к определенному подъему производства в 1985 — 1986 гг. Но в этот момент по экономической программе Горбачева нанесла удар неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Упали мировые цены на нефть, экспорт которой был одним из основных источников средств. Больно ударила по экономическим планам М. Горбачева Чернобыльская авария (1986). В итоге программа ускорения осталась на бумаге. Одновременно развернулась антиалкогольная кампания, в результате которой были вырублены плантации виноградников, возникли многочисленные очереди за винно-водочными изделиями, расцвела спекуляция ими, резко возросли самогоноварение, наркомания, токсикомания. Страна понесла многомиллиардные убытки.

Реальные сдвиги в экономике произошли в 1990 г., когда были приняты законы о малом предприятии, акционерных обществах, совместных предприятиях, коммерческих банках. Были созданы правовые основы в системе отношений собственности. В стране стало быстро расти число негосударственных предприятий. Несмотря на сохранение высоких налогов на прибыль (от 35 до 45 %), законы 1990 г. создали условия для развития коммерческих структур.

Однако экономические преобразования, попытки перевода промышленности на рыночные отношения привели к спаду производства. В период перестройки снизился жизненный уровень основной массы населения, возросли спекуляции, черный рынок, влияние мафии. Кризис в производстве и распределении привел в 1990 — 1991 гг. практически к карточной системе. С конца 80-х годов забастовки стали обычным явлением.

В условиях ухудшения социально-экономической обстановки в стране резко обострились межнациональные противоречия. В 1990 г. идет процесс суверенизации республик, получивший название «парад суверенитетов». Опасность неуправляемого распада СССР заставила Центр и республики искать путь компромиссов — появляется идея заключения нового союзного договора.

Новый внешнеполитический курс страны

Новая внешнеполитическая концепция СССР получила название «новое политическое мышление». Под ним понималось переосмысление современного мира и проведение политики с позиций общечеловеческих ценностей. С поста министра внутренних дел ушел А. А. Громыко, им стал Э.А. Шеварднадзе. Сам М.С. Горбачев был главным инициатором нового политического курса, завоевал огромный личный авторитет на международной арене, получил Нобелевскую премию мира.

Цели внешней политики СССР

1. Обеспечить условия для реформы власти внутри страны для чего необходимо снизить уровень конфронтации с различными странами.

2. Сократить расходы на гонку вооружений, ставшие для СССР непосильными.

3. Получить от Запада кредиты.

Основные направления внешней политики СССР

1. Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении.

2. Урегулирование региональных конфликтов, прежде всего, вывод войск из Афганистана.

3. Признание существующего миропорядка и расширение контактов между странами различных социальных систем.

В 1985-1991 гг. произошли кардинальные изменения в международной обстановке, исчезла конфронтация Восток — Запад, перестал существовать «социалистический лагерь», окончилась «холодная война».

 

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *