Южного общества цели: Южное общество. Большая российская энциклопедия

Содержание

Заговор во имя России. Восемь тайных обществ, пытавшихся изменить страну | История | Общество

9 февраля 1816 года был создан «Союз спасения» — одно из первых тайных политических обществ в России.

XIX век в России можно назвать «веком тайных обществ». Идеи мыслителей эпохи Просвещения, которые легли в основу Великой Французской революции, пусть и в значительно меньшей степени, чем в Европе, проникали и в Российскую империю.

Первые годы правления императора Александра I, взошедшего на престол в 1801 году, были отмечены ожиданиями перемен среди передовой части русского общества. В известной степени «тайным обществом» можно было назвать и Негласный комитет, в который входили приближенные молодого монарха, обсуждавшие с ним проекты различных реформ.

Ожидания, однако, не оправдались. С течением времени политика Александра I становилась все более консервативной, что в немалой степени связано с борьбой с Наполеоном, который являл собой изменения, произведенные в Европе Великой Французской революцией.

Но если император пересмотрел свои взгляды, то молодые российские дворяне, заразившиеся идеями вольнодумства, отказываться от них не собирались. Разочарование в возможности проведения «реформ сверху» привело к созданию тайных обществ, в которых обсуждались возможности и методы изменений в России.

Император Александр I. Источник: Public Domain

«Союз спасения»

9 февраля 1816 года в Петербурге было учреждено тайное политическое общество, получившее название «Союз спасения». Это общество считается первой крупной организацией декабристов.

Основателями организации стали члены двух ранее существовавших объединений — «Священной артели» и «Семёновской артели». Эти кружки объединяли молодых дворян, преимущественно гвардейских офицеров, ратовавших за утверждение в России основного закона — Конституции. Среди организаторов «Союза спасения» были князь Сергей Трубецкой, а также гвардейские офицеры Александр Муравьев, Матвей и 

Сергей Муравьевы-Апостолы. К движению также примкнули и новые члены, не входившие в ранее существовавшие организации, в частности, Павел Пестель.

В 1817 году Общество приняло устав («Статут»), составленный Павлом Пестелем. Согласно уставу, «Союз спасения» был переименован в «Общество истинных и верных сынов Отечества». Целями общества были провозглашены уничтожение крепостного права и замена самодержавия на конституционную монархию. Большинство предполагало добиваться этих целей мирным путём, посредством давления на общественное мнение. Меньшинство выступало за вооруженный заговор и даже за цареубийство. Радикальное расхождение в отношении методов достижения целей привело к расколу и роспуску организации.

Павел Пестель. Источник: Public Domain

«Союз благоденствия»

В 1818 году бывшие члены «Союза спасения» создают новую организацию, названную «Союз благоденствия». В организацию входило более 200 членов. Целью «Союза благоденствия» провозглашалось христианское воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Тем участникам общества, что были включены в актив — «Коренную управу» — доверялась настоящая цель, которой являлась ликвидация крепостничества и установление конституционного строя.

Несмотря на то, что общество считалось тайным, о нем было известно императору Александру I, который даже был с знаком с уставом организации — так называемой «Зеленой книгой». До 1821 года он относился к нему лояльно, помня о собственных взглядах в период начала царствования. Однако затем, на фоне очередных революционных потрясений в Европе, Александр I приказал прекратить на территории страны деятельность всех масонских лож и тайных обществ.

«Союз благоденствия», к тому времени столкнувшийся с новыми серьезными противоречиями среди членов организации, принял решение о самороспуске. При этом наиболее доверенным членам было сказано — организация сохранится, но с меньшим числом участников.

«Северное общество»

Распад «Союза благоденствия» привел к созданию сразу двух декабристских тайных обществ — «Северного» в Петербурге и «Южного» в Киеве.

«Северное общество» в Петербурге, считавшееся более умеренным, возглавил Никита Муравьев. Лидер общества создал так называемую «Конституцию Никиты Муравьева». Согласно ей, Россия должна была стать федерацией из 13 держав и двух областей. Новой столицей был назван Нижний Новгород, в качестве законодательного органа должно было действовать двухпалатное «Народное вече». Государственным строем России предполагалась конституционная монархия, главой исполнительной власти объявлялся император, полномочия которого были существенно урезаны. «Конституция Никиты Муравьева» предполагала ликвидацию крепостного права, объявляла свободу слова, собраний, вероисповеданий, а также утверждала принцип равенства всех граждан перед законом.

«Северное общество» организовало и осуществило вооруженное выступление в Петербурге 14 декабря 1825 года.

После разгрома восстания и расстрела восставших полков из орудий, 61 человек из «Северного общества» был предан суду. Два члена «Северного общества» — Кондратий Рылеев и Петр Каховский — были повешены. Лидер «Северного общества» Никита Муравьев был осужден на 20 лет каторги.

Карл Кольман. «Восстание декабристов». Источник: Public Domain

«Южное общество»

Лидером более революционного «Южного общества» стал Павел Пестель, составивший свой проект Конституции, получивший название «Русская правда».

Пестель видел Россию единой и неделимой республикой, состоящей из 10 областей. Столицей Пестель также предлагал сделать Нижний Новгород. Высшая законодательная власть принадлежала однопалатному Народному вече, которое утверждало исполнительную власть — Державную думу в составе пяти человек.

«Русская правда» предполагала ликвидацию крепостного права, частичный передел пахотных земель в пользу крестьян, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий, ликвидацию сословной системы.

В качестве способа достижения цели руководители «Южного общества» рассматривали военный переворот. Предполагалось захватить власть в столице, заставив императора отречься от престола.

«Южное общество» готовило вооруженное выступление в середине 1826 года, однако уже осенью 1825 года замыслы заговорщиков стали известны правительству. Неудачное выступление «Северного общества» в декабре 1825 года заставило «южан» действовать немедленно.

29 декабря 1825 года члены общества подняли восстание в Черниговском полку. В отличие от Петербурга, оно растянулось на несколько дней, но завершилось аналогичным образом — 3 января 1826 года повстанцы были разгромлены верными правительству войсками.

К суду были привлечены 37 членов «Южного общества», из которых трое — Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин — были повешены.

Из 4000 солдат, являвшихся рядовыми участниками вооруженных выступлений декабристов, был создан сводный полк, отправленный воевать на Кавказ.

«Кирилло-Мефодиевское братство»

Разгром движения декабристов лишь на время пригасил активность людей, недовольных политической системой России. Кружки вольнодумцев продолжали возникать, несмотря на крайне жесткие меры властей по отношению даже к тем, кто не вынашивал революционных идей.

В 1845 году по инициативе историка, поэта и публициста Николая Костомарова было создано антикрепостническое тайное общество «Кирилло-Мефодиевское братство». Оно объединяло студентов и преподавателей Киевского и Харьковского университетов.

Николай Костомаров. Источник: Public Domain

Братство основывалось на христианских и панславистских идеях и ставило задачей либерализацию политической и культурной жизни в Российской империи в рамках панславянского союза народов.

В состав намечавшейся всеславянской федерации должны были войти Украина, Россия, Польша, Чехия, Сербия и Болгария. Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путем.

Кирилло-мефодиевцы пропагандировали свободу, равенство, братство как основу нового общества. Конкретные меры для достижения этого виделись в отмене крепостничества, ликвидации юридических отличий между сословиями, доступности образования для трудящихся.

Тайное общество насчитывало 12 членов, одним из которых стал украинский поэт и художник Тарас Шевченко.

Общество просуществовало около двух лет, и в 1847 году было разгромлено жандармами по доносу одного из студентов. Лидер общества Костомаров был отправлен в ссылку, Шевченко был отдан в солдаты, остальные члены братства также были подвергнуты тюремным наказаниями и ссылкам.

Тарас Шевченко. Источник: Public Domain

Петрашевцы

Одним из самых громких дел о тайных обществах в России в середине XIX века стало «дело петрашевцев» — участников регулярных политических дискуссий, проходивших с 1844 года в доме Михаила Буташевича-Петрашевского.

Петрашевцы не являлись революционной организацией в прямом смысле слова, это был скорее дискуссионный клуб, в котором изучалась запрещенная в России политическая литература и обсуждались идеи реформирования общества.

Участники дискуссий пользовались библиотекой Петрашевского, часть которой составляли запрещенные в России книги по истории революционных движений, утопическому социализму, материалистической философии. Сам Буташевич-Петрашевский выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй.

В число петрашевцев входили молодые литераторы, самым известным из которых является Федор Михайлович Достоевский.

В 1848 году по инициативе Петрашевского участники дискуссий стали обсуждать возможность создания настоящего тайного общества, преследующего революционные цели, однако сформировать его не удалось из-за серьезных разногласий между участниками. Данный факт признало и следствие по «делу петрашевцев».

После раскрытия объединения были арестованы 40 человек, половина из которых была предана военному суду. «Горсть людей совершенно ничтожных, большей частью молодых и безнравственных, мечтала о возможности попрать священнейшие права религии, закона и собственности», — говорилось в судебных документах.

Все подсудимые были приговорены к смертной казни — расстрелу; но, принимая во внимание разные смягчающие обстоятельства, в том числе раскаяние всех подсудимых, суд счел возможным ходатайствовать об уменьшении им наказания. Наказание было действительно уменьшено, но самим приговоренным об этом не сообщили.

22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге состоялась инсценировка казни. Осужденные прошли через все предсмертные процедуры, троим завязали глаза и привязали к столбу. Лишь в последний момент был дан отбой, и приговор зачитан в окончательном виде. Петрашевский был приговорен к бессрочной каторге, Достоевский получил 4 года каторги с последующей отдачей в рядовые. Другие участники общества получили меньшие сроки наказания. При этом инсценировка казни серьезно повлияла на психику петрашевцев, часть из которых затем страдала психическими заболеваниями.

«Обряд казни на Семёновском плацу», рисунок Б. Покровского, 1849 год. Источник: Public Domain

«Земля и воля»

В 1850–1860-х годах в России действовал целый ряд небольших тайных обществ, самым заметным из которых стало образованное в 1861 году общество «Земля и воля».

Идейными вдохновителями общества стали Александр Герцен и Николай Чернышевский. В число организаторов общества входили П.А. Ровинский, Н. Н. ОбручевС. С. Рымаренко, И. И. Шамшин и другие. Своей целью участники ставили подготовку крестьянской революции. Одним из важнейших требований, выдвигавшихся членами организации, был созыв бессословного народного собрания.

Александр Герцен. Источник: Public Domain

Организация по меркам того времени была крупной — объединение кружков в полутора десятках городов в общей сложности насчитывало до 3000 членов.

Но просуществовало общество всего около трех лет. Причиной распада стали аресты ряда членов, а также раскол между либеральным и революционным крылом движения. Либералы полагали, что в условиях начатых Александром II реформ подготовка крестьянского выступления является делом ненужным и даже вредным. В результате в 1864 году общество «Земля и воля» было распущено.

В 1876 году тайное общество «Земля и воля» было вновь сформировано как народническая организация. В число его создателей вошли такие деятели, как Георгий Плеханов, Дмитрий Лизогуб, Александр Михайлов, позднее к ним присоединились Софья Перовская, Николай Морозов и другие.

В организацию входило около 200 членов, но в ее деятельность также было вовлечено большое количество сочувствующих.

Организация выдвигала следующие цели: передача всей земли крестьянам, введение полного общинного самоуправления, введение свободы вероисповеданий, предоставление нациям права на самоопределение.

Методы достижения целей делились на организаторские (пропаганда, агитация среди крестьян и других сословий и групп) и дезорганизаторские (индивидуальный террор против наиболее одиозных представителей режима).

«Земля и воля» имела свой печатный орган, участвовала в организации студенческих и рабочих выступлений, занималась внедрением своих агентов в государственные структуры Российской империи.

Николай Чернышевский. Источник: Public Domain

«Народная воля»

К 1879 году в «Земле и воле» наметился раскол по вопросу об отношении к методам борьбы. Сторонники идей народничества, то есть эволюционного пути реформирования общества, сформировали организацию «Черный передел». В число умеренных вошли Георгий Плеханов, Вера Засулич, Павел Аксельрод, Анатолий Буланов и другие.

Многие из участников «Черного передела» дожили до двух революций 1917 года и испытали крайнее разочарование, считая приход к власти большевиков полной катастрофой дела, которому посвятили жизнь.

Радикальное крыло «Земли и воли» сформировало организацию «Народная воля», которая выступала за провоцирование революции в России путем совершения террористических актов против первых лиц государства.

1 марта 1881 года члены движения «Народная воля» совершили теракт, в результате которого был убит император Александр II. Спровоцировать революцию народовольцам не удалось — убийство монарха привело к усилению реакции, жертвами которой в первую очередь стали сами народовольцы.

Убийство царя Александра II. Источник: Public Domain

В марте 1881 года по делу об убийстве императора были приговорены к смертной казни народовольцы А.Желябов, С.Перовская, Н.Кибальчич, Т.Михайлов, Н.Рысаков. 3 апреля 1881 года все они были повешены на плацу Семеновского полка.

В 1886 году в Петербурге была сформирована «Террористическая фракция» «Народной воли». Ее члены готовили покушение на императора Александра III. Организация была раскрыта, а пять ее наиболее активных членов были повешены в мае 1887 года. Одним из казненных был Александр Ильич Ульянов — старший брат Владимира Ульянова, будущего лидера большевиков и главного организатора Октябрьской революции.

Время тайных обществ уходило, наступала новая эпоха с новыми методами.

Ответы Государственное устройство Южного и Северного общества при Александре I

Северное и Южное общества декабристов

Кольман «Восстание декабристов»

Декабристы были «детьми 1812 года», именно так они называли себя сами.

Война с Наполеоном пробудила в русском народе, и в частности в дворянском сословии, чувство национального самосознания. То, что увидели они в Западной Европе, а также идеи Просвещения четко обозначили для них путь, который, по их мнению, мог избавить Россию от тяжелого гнета крепостного права. Во время войны они увидели свой народ совсем в другом качестве: патриотов, защитников Отечества. Они могли сравнить жизнь крестьян в России и в Западной Европе и сделать вывод, что русский народ достоин лучшей участи.

Победа в войне поставила перед мыслящими людьми вопрос о том, как должен дальше жить народ-победитель: все так же изнывать под ярмом крепостного рабства или же следует ему помочь сбросить это ярмо?

Ранние тайные общества

Ранние тайные общества были предтечами Южного и Северного обществ. Союз спасения был организован в феврале 1816 года в Петербурге. Само название общества говорит о том, что его участники своей целью ставили спасение. Спасение кого или чего? По мнению участников общества, спасать надо было Россию от падения в пропасть, на краю которой она стояла. Главным идеологом и создателем общества был полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев, ему в ту пору было 23 года.

Тулов «Александр Николаевич Муравьев»

Союз спасения

Это была малочисленная, замкнутая группа единомышленников, насчитывавшая всего 10-12 человек. Под конец своего существования она выросла до 30 человек. Главными членами Союза спасения были князь, ст. офицер Генштаба С. Трубецкой; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик Генерального штаба Никита Муравьев; И. Якушкин, подпоручик Семеновского полка; М. Новиков, племянник известного просветителя XVIII века, и Павел Иванович Пестель.

Основные цели их борьбы:

  • ликвидация крепостного права;
  • ликвидация самодержавия;
  • введение конституции;
  • установление представительного правления.

Цели были ясны. Но средства и способы добиться этого – туманны.

Но поскольку идеи декабристов были заимствованы у эпохи Просвещения, то средства и способы формировались именно из этих источников и состояли они не в захвате власти, а в воспитании прогрессивных общественных взглядов. И когда эти взгляды овладеют народными массами, то эти массы сами сметут правительство.

Союз благоденствия

Но время шло, появлялись новые идеи и установки, в соответствии с этим в 1818 г. было образовано другое общество – Союз благоденствия ( на базе Союза спасения). Его организационная структура была сложнее, а охват действия намного шире: образование, армия, чиновничество, суд, печать и др. Во многом цели Союза благоденствия совпадали с государственной политикой России, поэтому организация не была полностью законсперирована.

Основные цели организации:

  • отмена крепостного права;
  • ликвидация самодержавия;
  • введение свободного и законного правления.

Но устав Союза благоденствия состоял из двух частей: основной и «сокровенной», которая была составлена позже.

  • уничтожение рабства;
  • равенство граждан перед законом;
  • гласность в государственных делах;
  • гласность судопроизводства;
  • уничтожение винной монополии;
  • уничтожение военных поселений;
  • улучшение участи защитников Отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет;
  • улучшение участи членов клира;
  • в мирное время уменьшение численности армии.

В январе 1820 года на совещании в Петербурге был поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое или республиканское?» Все единогласно выбрали республиканское правление. Союз благоденствия впервые в истории русского революционного движения принял решение бороться за республиканскую форму правления в России. Изменение программы повлекло за собой и тактические изменения.

Созванный в 1820 году Московский съезд решил очистить движение от колеблющейся части, а также от радикальной. Общество Пестеля объявили распущенным.

Новые тайные общества

На основе «Союза благоденствия» в 1821 г. образовались две революционные организации: Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге. Более революционное из них, Южное, возглавил П. Пестель. Тульчинская управа Союз благоденствия возобновила тайное общество под названием «Южное общество». Структура его была аналогичной структуре Союза спасения: в его составе — исключительно офицеры, строгая дисциплина. Предполагалось установить республиканский строй путём цареубийства и военного переворота. В состав общества входило три управы: Тульчинская (руководители П. Пестель и А. Юшневский), Васильковская ( руководитель С. Муравьев-Апостол) и Каменская (под руководством В. Давыдова и С. Волконского).

Политическая программа Южного общества

«Русская правда» П. Пестеля

Пестель, сторонник революционных действий, предполагал, что во время революции потребуется диктатура временного верховного правления. Поэтому он составил проект с очень длинным заголовком «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления», или сокращенно «Русская правда» (по аналогии с законодательным документом Киевской Руси). Фактически это был конституционный проект. В нем было 10 глав:

— о земельном пространстве;

— о племенах, Россию населяющих;

— о сословиях, в России обретающихся;

— о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому состоянию;

— об устройстве и образовании верховной власти;

— об устройстве и образовании местной власти;

— об устройстве безопасности в государстве;

— наказ для составления государственного свода законов.

При уничтожении крепостного права Пестель предусматривал освобождение крестьян с землей. Причем всю землю в волости он предлагал делить на две части: ту, которая является общественной собственностью, продавать нельзя. Вторая часть – это частная собственность, ее продавать можно.

Но, несмотря на то, что Пестель выступал за полное уничтожение крепостного права, он не предлагал отдавать всю землю крестьянам, частично сохранялось и помещичье землевладение.

Убежденный противник самодержавия, он считал необходимым физическое уничтожение всего царствующего дома.

При провозглашении республики все сословия должны быть уничтожены, ни одно сословие не должно отличаться от другого никакими социальными привилегиями, дворянство уничтожалось, все люди должны быть равноправными гражданами. Все должны были быть равны перед законом, каждый мог участвовать в государственных делах.

По конституции Пестеля, совершеннолетие достигалось к 20 годам. Пестель был сторонником федеративного устройства с сильной централизованной властью. Республика должна была делиться на губернии или области, области – на уезды, уезды – на волости. Главы – только выборные. Высший законодательный орган власти – Народное вече, которое должно избираться на 5 лет. Никто не имел права распустить вече. Вече должно было быть однопалатным. Исполнительный орган – Державная дума.

Для контроля за точным исполнением конституции Пестель предполагал власть блюстительную.

Конституция провозглашала неприкосновенное право собственности, свободу занятий, книгопечатания и вероисповедования.

Национальный вопрос: другие национальности не имели права отделения от Российского государства, они должны были слиться и существовать как единый русский народ.

Это был самый радикальный конституционный проект из всех существовавших на то время.

Но Россия еще не была готова жить по проекту Пестеля, особенно в вопросе ликвидации сословий.

Северное общество

Соколов «Никита Муравьев»

Оно образовалось весной 1821 года. Сначала состояло из 2 групп: более радикальной под руководством Никиты Муравьева и группы под руководством Николая Тургенева, затем они объединились, хотя радикальное крыло, в которое входили К. Рылеев, А. Бестужев, Е. Оболенский, И. Пущин, разделяло положения «Русской правды» П. Пестеля. Общество состояло из управ: несколько управ в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в Москве.

Во главе общества была Верховная дума. Заместителями Н. Муравьева были князья Трубецкой и Оболенский, затем, в связи с отъездом Трубецкого в Тверь, — Кондратий Рылеев. Значительную роль в обществе играл И. Пущин.

Политическая программа Северного общества

Муравьев создал свою конституцию. От своих республиканских воззрений он отказался и перешел на позицию конституционной монархии.

Крестьянский вопрос он предлагал решить следующим образом: от крепостной зависимости их освободить, но земли помещиков оставить за помещиками. Крестьяне же должны были получить усадебные участки и по две десятины на двор.

Только собственник земли имел право участия в политической жизни (избирать и быть избранным). Не имевшие недвижимости или движимости, как и женщины, лишались избирательного права. Лишались его и кочевники.

Дом на Преображенской площади в Петербурге. В 1825 г. здесь проходили встречи членов Северного общества декабристов, к которым принадлежал сын домовладельца полковник А. Булатов.

По конституции Никиты Муравьева, всякий, кто прибыл на русскую землю, переставал быть рабом (крепостным).

Военные поселения должны быть уничтожены, удельные земли (те, доход с которых шел на содержание царствующего дома) конфисковывались, их передавали крестьянам.

Все сословные названия упразднялись и заменялись званием гражданин. Понятие «русский» имело значение только в отношении гражданства России, а не национальное.

Конституция Н. Муравьева провозглашала свободы: передвижения, занятий, слова, печати, вероисповедания.

Сословный суд отменялся и вводился для всех граждан общий присяжных заседателей.

Император должен был представлять исполнительную власть, он должен быть главнокомандующим, но начинать и отменять войны права не имел.

Россия виделась Муравьеву федеративным государством, которое должно было делиться на федеративные единицы (державы), их должно было быть 15, в каждой – своя столица. А столицей федерации Муравьев видел Нижний Новгород, центр страны.

Верховный законодательный орган – Народное вече. Оно состояло из 2 палат: Верховной и Палаты народных представителей.

Верховная дума должна была законодательным органом, в том числе и осуществлять суд над министрами и всеми сановниками в случае их обвинения. Также она участвовала вместе с императором в заключении мира, в назначении главнокомандующих, и верховного блюстителя (генерал- прокурора).

Каждый законопроект предполагалось читать трижды, приниматься обеими палатами, а только потом утверждаться императором. Император мог отсрочить принятие закона, но не отвергнуть.

Каждая держава также имела двухпалатную систему: палата выборных и Державная дума. Законодательная власть в державе принадлежала законодательному собранию.

Конституция Н. Муравьева, если бы она была введена, ломала все устои старого строя, она обязательно встретила бы сопротивление, поэтому он предусматривал применение оружия.

Вопрос об объединении Южного и Северного обществ

Необходимость этого понимали члены обоих обществ. Но прийти к общему мнению им было нелегко. У каждого общества были свои сомнения насчет отдельных вопросов конституций. Кроме того, даже сама личность П. Пестеля вызывала у членов Северного общества сомнение. Рылеев находил даже, что Пестель «человек опасный для России». Весной 1824 г. Пестель сам приехал к членам Северного общества с предложением принять «Русскую правду». На собрании звучали страстные споры, но в то же время этот приезд подтолкнул Северное общество к более решительным действиям. Обсуждали вопрос о подготовке выступления в Белой Церкви, где предполагался царский смотр в 1825 г. Но выступление могло быть только совместным: Северного и Южного обществ. Все согласились, что надо выработать общую программу: идея республики (вместо конституционной монархии) и Учредительного собрания (вместо диктатуры Временного революционного правительства) были более приемлемыми для большинства. Окончательно эти вопросы должен быть решить съезд 1826 года.

Но события стали развиваться по непредусмотренному плану: в ноябре 1825 г. внезапно умер император Александр I. Наследником престола являлся брат Александра Константин, который еще раньше отказался от правления, но это его решение не было обнародовано, и 27 ноября население присягнуло Константину. Однако он престола не принимал, но и формально не отрекался от императорского трона. Николай не дождался от брата формального отречения и объявил себя императором. Переприсяга должна была состояться 14 декабря 1825 г.

Император Николай на Сенатской площади 14 января 1825 г.

Создалась ситуация междуцарствия, и декабристы решили начать восстание — они еще раньше, при создании первой организации, приняли решение выступить в момент смены императоров. Этот момент теперь и наступил, хотя он был неожиданным и преждевременным.

У истоков борьбы

Просветители XVII века внедрили в умы мысль о природном равенстве всех людей, а складывающиеся капиталистические отношения подтвердили практически, что феодально-сословное деление является главным препятствием на пути прогресса человечества. А так как на защите феодалов стояло государство, следовало насильственными методами свергнуть его, чтобы на основах разума, равноправия и свободы построить новое справедливое общество.

Революционное движение

Схема казалась довольно простой, цель — благородной, оставалось только зажечь пламя освободительной борьбы за светлое будущее. Это и было сделано в 1775 году, когда страдавшие от непосильного налогового бремени североамериканские колонии Англии развязали войну за независимость. Закончившаяся в 1783 году победой колонистов и образованием США — страны с республиканской формой правления, она показала пример успешной борьбы с монархией. Последовавшая затем Французская революция приняла Декларацию прав человека и гражданина, где были утверждены гуманистические и демократические принципы. Они стали идеологической базой для противостояния Старому порядку.

Успешные наполеоновские войны, даже несмотря на то, что французский лидер принял звание императора и основал свою династию, разнесли новые идеи по всей Европе. Буржуазии весьма приглянулась такая государственная форма, как конституционная монархия — эдакий переходный период передачи власти в руки капитала без лишнего кровопролития и гильотины. Надо заметить, что и вторжение в Россию Бонапарт затевал, имея среди прочих и цель освобождения крестьян от крепостной зависимости. И даже сделал такую попытку в образованном им княжестве Литовском, но уже через две недели сыграл отбой.

Дикие нравы русских мужиков могли обернуться ещё более кровавым кошмаром в стране, чем тот, что императору довелось наблюдать в Париже в бытность поручиком. Но во всех остальных странах он последовательно устанавливал буржуазные принципы равноправия перед законом. Это привело к цепи выступлений после падения Наполеона:

  • В Испании — 1820 г. с приходом к власти либералов «модерадос».
  • Восстание армейских офицеров в 1821 году в Португалии.
  • Волнения в южных областях Италии против реставрации феодальных порядков в 1822 г.
  • Освободительная война народов Латинской Америки с испанскими колонизаторами в 1810—1830 годы.

Восстание на Сенатской площади и бунт Черниговского полка в 1825 г. в Российской империи вполне укладываются в общую картину мирового революционного движения, охватившего на тот момент половину земного шара.

Первые заговорщики

Возникновение декабристских обществ относят обычно к 1810—11 годам, к моменту появления в гвардии офицерских артелей. В некоторых из них возобладали странные по тем временам интересы не к чинам, званиям и накоплению денег, а к социальным проблемам и вопросам устройства общества. В этих кружках люди ценили друг друга по родству душ и сходству либеральных взглядов. В них не было ещё каких-то ясно обозначенных политических стремлений, а скорее общее неприятие существующих норм и противостояние традиционному укладу жизни и мышления.

Война 1812 года и заграничный поход позволили мыслящей молодёжи осознать свою общественную значимость, познакомили их с передовыми идеями времени и открыли патриотическую мощь русского народа. А знакомство с практикой революционных битв с монархиями в Западной Европе и Америке ускорило формирование освободительной идеологии декабризма.

Первое тайное офицерское общество появилось в 1816 году и получило название Союз спасения. Инициатором создания этой малочисленной (в неё входило всего 12 участников, и только к моменту распада их количество достигло 30 человек) организации был полковник Генерального штаба 23 лет от роду А. Муравьёв. Кроме него в первом списке заговорщиков, упоминались князь Сергей Трубецкой, поручик Никита Муравьёв, Павел Пестель, братья Мураьёвы-Апостолы, Иван Якушкин, и племянник известного просветителя екатерининской поры Михаил Николаевич Новиков.

И если цели свои они определили достаточно ясно: свержение самодержавия, отмена крепостного права, представительное правление и принятие конституции, — то с методами их достижения оставалась полная неясность. Практика дворцовых переворотов XVIII века подсказывала путь вооружённой смены власти, но великие философы-просветители утверждали, что миром правит общественное мнение и, пока оно не сформировано, любой переворот обречён на поражение.

Тактика отказа от заговора, от захвата и удержания власти, переход к пропаганде прогрессивных либеральных идей и широкому охвату основных сфер государственной жизни (армии, чиновничества, поместного дворянства, судов) привела к расширению состава членов общества и изменению его структуры. Частично деятельность такого рода совпадала с устремлениями самого Александра I, что превратило тайную организацию в полулегальную. Состоявшееся в январе 1820 года в Петербурге совещание единогласно приняло проект ориентации на республиканскую систему правления и определило приоритетные задачи:

Тайные общества декабристов

Тайные общества декабристов берут свое начало в «Союзе спасения» и «Союзе благоденствия». Каждый союз развивал идеи либерального развития России, с каждым годом организации проникали все глубже в управление страной. Особенно необходимо отметить «Союз благоденствия», который существовал с 1818 по 1821 годы. Он пропагандировал идеи реформ с сохранением самодержавия. все изменили события 1820-1821 годов. В это время в Испании, а затем в Португалии и Италии произошли революции. Они были практически без крови и революционерам удалось главное — они добились принятия либеральной конституции. Руководители тайных обществ ожидали, что подобный сценарий бескровной революции возможен и в России, но взгляды на методы достижения у лидеров были разными. В результате «Союз благоденствия» распался:

  • Южное тайное общество с центром на Украине, в Тульчине.
  • Северное тайное общество с центром в Петербурге.

Южное тайное общество

Южное тайное общество будущих Декабристов было образовано в 1821 году. Оно базировалась на Украине в 3 центрах:

  • В Тульчине. Здесь находилась штаб-квартира общества, которая называлась «Коренная управа». Этот город был выбран в качестве главного, поскольку здесь квартировалась 2-ая украинская армия, на базе которые функционировало общество. Руководителями его выступили Пестель и Юшневский.
  • В Каменке. Руководителями отделения были Давыдов и Волконский.
  • В Василькове. Руководители Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин.

Тайное общество декабристов на юге все решения принимало на съездах. Эти съезды проходили ежегодно в Киеве. Первый съезд прошел в январе 1822 года. На этом съезде Пестель впервые сформулировал свою программу реформирования России, которую он назвал «Русская Правда».

Русская Правда Пестеля

Павел Иванович Пестель свой документ по созданию Конституции назвал «русской правдой», поскольку хотел подчеркнуть связь своего тайного общества с древней Русью. Напомним, что в 1047 году Ярослав Мудрый принял «Русскую правду», в которой был изложен свод законов Киевской Руси. Тогда это было необходимо, поскольку страной невозможно было управлять без законов. Назвав свой документ «Русская Правда», Пестель подчеркивал, что Российская Империя по состоянию на 1822 год также не имеет законов, является бесправной, нуждается в сильной руке, которая будет наводить порядок. Причем порядок,как предполагало это тайное общество Декабристов, должен был быть более либеральным, чем послевоенная политика Александра 1.

Русская Правда Пестеля предполагала следующее:

  • Россия должна из Империи стать Республикой, Где решающую роль будет играть народный парламент. Парламент выборный.
  • Иисполнительная власть принадлежит Державный Думе, которая состоит из 5 человек. Ежегодно 1 человек из 5 меняется. Дума выборная.
  • К выборам допускались только мужчины старше 20 лет.
  • Верховный собор должен был следить за соблюдением законов в стране. Собор предположительно должен был состоять из 120 человек, которые пожизненно занимают свою должность.
  • В стране провозглашается свобода религиозных взглядов и верований, печати, передвижения и слова. Перед судебными органами все категории населения должны быть равны.
  • Полная отмена крепостного права. Земли предлагалось разделить на 2 большие группы: общественные и частные. В частное землевладение передавалось столько земли, сколько должно хватить крестьянину. Остальное уходило в общественное пользование.
  • Польша должна получить самостоятельный статус. Пестель полагал, что после этого Польша будет союзницей России.

Как видите, основной программный документ Южного тайного общества Декабристов предполагал полную ликвидацию монархии. Вся власть планировалась сосредоточиться в руках Парламента, который работает из единого центра. В программе не указывалось в каком центре будет работать Парламент: в Петербурге или в Москве. По своей сути это был радикальный документ, который хоть и пытался придать либеральные пути развития для Российской Империи, но требовал для этого полного свержения власти монарха.

Северное Тайное общество

Северное Тайное общество было образовано в 1822 году в Петербурге. Общество работало только в столице Российской Империи, не образуя представительство в других городах. Лидерами — этого тайного союза будущих декабристов выступили Муравьев, Пущин, Лунин, Тургенев, Оболенский и Трубецкой. Северное общество было менее радикальным в сравнении с Южным. Оно не требовала уничтожение монархии, а говорил о создании ограничительных условий в виде Конституции. В конечном итоге была принята Конституция Муравьёва, которая фактически была уставным документам для общества.

Конституция Муравьёва

«Конституция», которую разработал Муравьев, и к которой стремилось Северное тайное общество декабристов предполагала следующие:

  • Российская Империя становится конституционной монархией. Власть по-прежнему принадлежит императору, но теперь она должна быть ограничена Конституцией. Главным образом император лишался власти законодательной.
  • Законодательная власть переходила в распоряжение Парламента. Парламент был выборным, но к выборам допускались не все. В отличии от Южного общества к выборам допускались не на основе достижении определенного возраста, а на основе достижения определенного имущества. Фактически к выборам допускались только богатые.
  • Утверждалось всеобщее равенство слоев населения перед законом. Также закреплялись свобода слова, свобода совести, свобода религии, свобода печати.
  • Отмена крепостничества. Документ предусматривал передел земли. Большая ее часть должна была перейти в постоянное пользование помещиками. Крестьянам предполагалось выделить 2 десятина земли. Этого было недостаточно для прокормления крестьянской семьи, поэтому документ как бы предполагал, что крестьяне будет добровольно наниматься на работу к помещикам.
  • Российская Империя должна была быть преобразована в форму Федерации. Предполагалось введение 13 федеральных округов, у каждого из которых должен был быть свой центр. Отмечу, что Киев должен был выступать центром Черноморска.

Эта Конституция была не попыткой изменить страну к лучшему, а попыткой осуществить перераспределение ресурсов. Да, документ предусматривал отмену крепостного права, но фактически крестьяне свободными не становились. Вся программа Северного тайного общества базировалась на том, что помещики, как класс, должны были получить более значительную роль в управлении страной.

Общее и отличия в обществах

Тайные общества Декабристов ставили перед собой единую цель — отмена крепостного права и реформирование системы управления страной. Другое дело, что пути реформирования отличались. Традиционно на юге речь шла не о попытках видоизменить власть, а о полномасштабной революции, в ходе которой император должен был быть арестован или казнён. Северное общество придерживалось принципов введения Конституции, поскольку это общество было более приближенным к кругам управления страной, поэтому и располагалось в Петербурге. Поскольку это общество было приближено к управлению, оно не могло рассматривать варианты уничтожения императорской власти. Поэтому была выбрана Конституция, но Конституция направленная на простых людей, а на обеспеченных.

В конечном итоге, несмотря на разногласия в принципах ведения своей деятельности, развитие Северного и Южного тайных обществ привели к восстанию на Сенатской площади в декабре 1825 года. Восстание было стихийным, но это была первая подготовленная и относительно масштабная попытка свержения власти.

Политическая программа декабристов (северное общество, южное общество)

Декабристское восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине были организованы тайными обществами. Долгое время они разрабатывали проекты социальных преобразований и практических способов их реализации. В начале 1820-х гг. организации декабристов разделяются на Северное (в Петербурге) и Южное (на Украине) общества.

Политическая программа обоих обществ включала в себя меры по:

  • освобождению крестьян;
  • устранению самодержавного строя;
  • введению республиканской или конституционно-монархической власти;
  • ликвидации сословных привилегий;
  • установлению равенства граждан перед законом.

В качестве средства этих преобразований предусматривался военный переворот. Между программами Южного и Северного обществ было много различий по целому ряду вопросов.

Идеологом Северного общества был Никита Михайлович Муравьев (1795–1843). В отношении крестьянского вопроса Муравьев колебался между сохранением за помещиками собственности на землю (при безусловном освобождении крестьян) и наделением крестьянства частью земли.

В отношении политических прав Муравьев был сторонником имущественного ценза. При этом степень значимости государственной должности напрямую зависела от состоятельности претендента. Муравьев – сторонник конституционной монархии, сочетающейся с разделением властей.

Главенство в рамках исполнительной ветви власти Муравьев предполагал сохранить за императором. Последний присягает законодательному собранию, народному вече и клянется соблюдать в управлении страной законность. При широком спектре прав императора (назначение чиновников всех рангов) он подотчетен народному вече. Последнее состоит из двух палат – верховной думы и палаты представителей.

На более радикальных позициях стоял руководитель Южного общества Павел Иванович Пестель (1793–1826). Кроме отмены крепостного права, он предполагал целую систему помощи развитию крестьянского хозяйства. Часть земли согласно программе надлежало передать в частные руки, а часть – власти на местном уровне. Общественная земля распределялась таким образом, чтобы крестьянину с семьей можно было на ней прокормиться. Остальная земельная собственность находилась в свободном обращении, делаясь предметом купли-продажи. Такая форма решения крестьянского вопроса имела цель наделить землей тех, кто на ней трудится.

Пестель выступает сторонником политических свобод независимо от нажитого гражданином имущества. Он также выступает как последовательный приверженец республиканского строя. Высшим органом законодательной власти в республике должно стать народное вече.

Главная — Южное Социологическое Общество

Об Обществе

Южное Социологическое Общество, основанное в 1935 году, является профессиональным сообществом, которое способствует развитию социологии как профессии и научной дисциплины путем поддержания высоких академических профессиональных и этических стандартов. , а также поощряя эффективное преподавание социологии, достоверные и надежные методы и исследования в изучении человеческого общества, распространение социологических знаний и их применение к социальным проблемам, сотрудничество с соответствующими дисциплинами и группами, набор и обучение социологов и развитие социологии программы в образовательных и других учреждениях.

Выполняя свою миссию, Южное социологическое общество (ЮСО) стремится к созданию разнообразной ассоциации и созданию гостеприимной и инклюзивной среды для своих членов. Это включает в себя приветствие людей по многим различным параметрам разнообразия, включая, помимо прочего, расу, этническую принадлежность, гендерную идентичность, сексуальную ориентацию, социально-экономический статус, религию, физические и умственные способности, возраст, институт и статус карьеры. Мы активно работаем над этим с помощью инклюзивных, антидискриминационных и справедливых практик и программ, поощряя полное участие в SSS и воспитывая взаимное уважение к другим во всем, что мы делаем, и в делах общества.

Члены Общества собираются на ежегодную научную конференцию, которая обычно проводится весной.

Чтобы посетить наш портал для участников, нажмите здесь

Услуги, доступные на нашем портале для участников, включают

  • покупку или продление членства
  • подачу доклада или сессии на ежегодную конференцию
  • покупку регистрации на конференцию
  • 900 19 платить за объявления о работе
  • доступ к вашему электронному коду доступа Social Currents
  • и многое другое!
Элизабет Б. Робертс

SSS

Основные моменты участника

«В настоящее время я являюсь аспирантом социологии в Технологическом институте Вирджинии и работаю в SSS последние три года. До начала моей текущей программы я получил степень бакалавра социологии в Чарльстонском колледже и степень магистра социологии в Университете Луисвилля. Быть ученым-практиком лежит в основе моих профессиональных целей, поэтому между получением степени я находил время, чтобы практиковать социологические навыки и ученость: сначала в качестве автора гранта в некоммерческой организации, обслуживающей иммигрантов, а затем в качестве консультанта по приему в приемной комиссии. колледж с отличием. Как и у многих социологов, мой опыт сформировал мои исследовательские интересы: расизм в институтах и ​​культура превосходства белых.

Я с нетерпением жду возможности более активно участвовать в SSS в этом году в качестве нового помощника исполнительного директора. Благодаря Южному социологическому обществу я связался с замечательными людьми на всех этапах научной деятельности и деятельности. Люди, которых я встретил через SSS и беседы, которые у меня были на ежегодных встречах, были коллегиальными и поддерживающими, что так полезно для нынешнего аспиранта.

Когда этим летом я не буду готовиться к квалификационным экзаменам или изучать все тонкости SSS, я буду гулять среди цветов на ферме очитков, где я работаю неполный рабочий день.

Каждый месяц мы представляем нового члена SSS. Если вы хотите, чтобы вас представили, или если вы хотите номинировать кого-то, пожалуйста, свяжитесь с нашим веб-мастером.

Конференция христианских лидеров Юга (SCLC)

Биография

10 января 1957 г.

С целью искупления «души Америки» посредством ненасильственного сопротивления Конференция христианских лидеров Юга (SCLC) была создана в 1957 году для координации действий. местных протестных групп по всему Югу (King, «Beyond Vietnam», 144). Под руководством Мартина Лютера Кинга-младшего организация опиралась на силу и независимость черных церквей для поддержки своей деятельности. «Эта конференция называется», — написал Кинг вместе с другими служителями С. К. Стил и Фред Шаттлсворт в январе 1957 года, «потому что у нас нет морального выбора перед Богом, кроме как глубже погрузиться в борьбу — и сделать это с большей опорой на ненасилие и с большим единством, координацией, разделением и христианское понимание» ( Papers 4:95).

Катализатором образования SCLC стал бойкот автобусов Montgomery . После успеха бойкота в 1956 году Баярд Растин написал серию рабочих документов, чтобы рассмотреть возможность распространения усилий в Монтгомери на другие города Юга. В этих документах он спрашивал, нужна ли организация для координации этой деятельности. После долгих обсуждений со своими советниками Кинг пригласил чернокожих служителей Юга на Конференцию негритянских лидеров Юга по транспорту и ненасильственной интеграции (позже переименованную в Конференцию христианских лидеров Юга) в 9 часов вечера.0003 Баптистская церковь Эбенезера в Атланте. Присутствовавшие министры опубликовали манифест, в котором призывали белых южан «осознать, что обращение с неграми — это основная духовная проблема… Слишком многие молча стояли в стороне» ( Papers 4:105). Кроме того, они призвали чернокожих американцев «искать справедливости и отвергать всякую несправедливость» и посвятить себя принципу ненасилия «независимо от того, насколько велика провокация» ( Papers 4:104; 105).

SCLC отличался от таких организаций, как Студенческий координационный комитет ненасильственных действий (SNCC) и Национальная ассоциация содействия развитию цветных людей , тем, что действовал как зонтичная организация филиалов. Вместо того, чтобы искать отдельных членов, он координировал деятельность местных организаций, таких как Ассоциация улучшения Монтгомери и Совет христианского лидерства в Нэшвилле. «Жизненная сила движений SCLC, — как описано в одной из его брошюр, — находится в массах вовлеченных людей — членов SCLC и его местных филиалов и отделений» (SCLC, 19).71). С этой целью сотрудники SCLC, такие как Эндрю Янг и Дороти Коттон обучали местные сообщества философии христианского ненасилия, проводя программы обучения лидерству и открывая школы гражданственности. Благодаря своей принадлежности к церквям и защите ненасилия SCLC стремился представить борьбу за гражданские права с точки зрения морали.

Первая крупная кампания SCLC, «Крестовый поход за гражданство», началась в конце 1957 года и была вызвана законопроектом о гражданских правах, находившимся на рассмотрении Конгресса. Идея крестового похода была разработана на собрании SCLC 19 августа. 57-й конференции, на которой 115 афроамериканских лидеров заложили основу для крестового похода. Цель кампании заключалась в том, чтобы вовремя зарегистрировать тысячи лишенных избирательных прав избирателей к выборам 1958 и 1960 годов, уделяя особое внимание просвещению потенциальных избирателей. Крестовый поход был направлен на создание клиник по обучению избирателей по всему Югу, повышение осведомленности афроамериканцев о том, что «их шансы на улучшение зависят от их способности голосовать», и побуждение совести нации к изменению текущих условий (SCLC, 9).август 1957 г.). Крестовый поход, финансируемый небольшими пожертвованиями церквей и крупными суммами частных жертвователей, продолжался до начала 1960-х годов.

SCLC также присоединился к местным движениям для координации кампаний массовых протестов и регистрации избирателей по всему Югу, особенно в Олбани , Джорджия, Бирмингем и Сельма , Алабама, и Сент-Огастин, Флорида . Организация также сыграла важную роль в Марше против Вашингтона за рабочие места и свободу 9.0004, где Кинг произнес свою речь « У меня есть мечта » на ступенях Мемориала Линкольна. Видимость, которую SCLC привнесла в борьбу за гражданские права, заложила основу для принятия Закона о гражданских правах от 1964 года и Закона об избирательных правах от 1965 года . Ко второй половине десятилетия нарастала напряженность между SCLC и более воинственными протестными группами, такими как SNCC и Конгресс за расовое равенство . На фоне призывов « Black Power » Кинга и SCLC часто критиковали за то, что они слишком умеренны и чрезмерно зависят от поддержки белых либералов.

Уже в 1962 году SCLC начал расширять свою деятельность, включив в нее вопросы экономического неравенства. Рассматривая бедность как корень социального неравенства, в 1962 году SCLC начала операцию «Хлебная корзина » в Атланте, чтобы создать новые рабочие места в чернокожем сообществе. В 1966 году программа распространилась на Чикаго в рамках Чикагской кампании . Год спустя началось планирование Кампании для бедных , направленной на привлечение тысяч бедняков в Вашингтон, округ Колумбия, для продвижения федерального законодательства, которое гарантировало бы занятость, доход и жилье для экономически маргинализированных людей всех национальностей. убийство Кинга 4 апреля 1968 года подорвало импульс SCLC и подорвало успех Кампании бедных. Организация, которая часто была омрачена известностью своего лидера, возобновила планы демонстрации в Вашингтоне как дань уважения Кингу. Под руководством нового президента SCLC, Ральфа Абернати , с 13 мая по 24 июня 1968 года в Вашингтоне разместились 3000 человек. Он продолжает свою приверженность ненасильственным действиям для достижения социальной, экономической и политической справедливости и сосредоточен на таких проблемах, как расовое профилирование, жестокость полиции, преступления на почве ненависти и дискриминация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *