Стройки первых пятилеток таблица: Великие проекты СССР: первая пятилетка (1928-1932): amelina_olja — LiveJournal

Карта и список крупнейших строек 2-й пятилетки в СССР: burckina_new — LiveJournal

Напоминаю для подзабывших свою историю или отравленных ядом антисоветской пропаганды. В конце 20-х годов в СССР, в стране победившего социализма, были завершены внутрипартийные дискуссии о выборе пути развития страны и построения социализма. В условиях обострения международной обстановки и усиления давления враждебных нам ведущих стран Запада была сделана ставка на форсированную индустриализацию с параллельным проведением коллективизации сельского хозяйства, давшей промышленности необходимые рабочие руки и товарную продукцию сельского хозяйства.

Все это в кратчайшие сроки, в десять с небольшим лет, позволило создать необходимую мощную промышленную базу, благодаря которой смогли победить в Великой Отечественной войне, вырвать страну из вековой отсталости и вывести ее в мировые лидеры социального, промышленного и научного прогресса. Помните об этом всякий раз, когда Путин-ТВ врет нам на голубом глазу о «кровавом Мордоре» сталинского периода, жестоких репрессиях и прочий пересказ книжек предателя Родины — Солженицына .

В свете этого карта и список крупнейших строек 2-й пятилетки:

Ленинградская область и Карелия.

1. Хибиногорский химический комбинат.

2. Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат.

3. Две гидростанции на реке Свири: № 2 мощностью в 144 тыс. квт. и № 3 мощностью в 96 тыс. квт.

4. Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат.

5. Нивская гидростанция.

6. Льнокомбинат тонких тканей, льночесальная и котонинная фабрика (Новгород — Псков).

7. Цветная металлургия.


Московская область.

8. ТЭЦ в Москве мощностью в 285 тыс. квт.

9. Московский мясокомбинат на 81 тыс. тонн продукции.

10. Автозавод им. Сталина — дальнейшее расширение до 80 тыс. машин в год.

11. Каширский завод магистральных электровозов производительностью 300 шт. в год.

12. Новотульский металлургический завод на 400 тыс. тонн чугуна в год.

13. Сталиногорская электростанция мощностью в 400 тыс. квт.

14. Сталиногорский химический комбинат.

15. Ламповый завод в Рязани на 50 млн. ламп.


УССР.

16. Харьковский завод сверлильных станков.

17. Харьковский турбогенераторный завод мощно, стью в 1,5 млн. квт.

18. Криворожский металлургический завод.

19. Запорожский металлургический завод.

20. Завод цветной металлургии Днепровского комбината.

21. Азовсталь.

22. Краматорский завод машиностроения на 150.000 тонн продукции.

23. Железная дорога Донбасс — Москва.

24. Луганский завод паровозостроения на 1.080 паровозов типа «ФД» и «ИС».


Саратовский край.

25. Саратовский комбинат нефтеобрабатывающей промышленности.


Сталинградский край.

26. Сталинградский завод 3-тонных автомобилей на 100 тысяч машин в год.


Азовско-Черноморский край.

27. Краснодарский нефтеперерабатывающий завод.


Северный Кавказ.

28. Комбинат цветной металлургии в г. Орджоникидзе.

29. Нефтепровод Махач-Кала—Воронеж.


Закавказье.

30. ГЭС Рионская и Сухумская.

31. Завод ферросплавов в Зестафони.

32. Канакирская ГЭС мощностью в 88 тыс. квт.

33. Завод машиностроения в Тифлисе.

34. Завод производства каучука в Эриваии.

35. Тертерская ГЭС.

36. Дашкесанский металлургический комбинат.

37. Нефтепромыслы Азербайджана — расширение.


Средняя Волга.

38. Орский завод локомотивостроения на 500 паровозов и 500 тепловозов в год.

39. Орский завод нефтепереработки.

40. Халиловский металлургический завод с продукцией в 1 млн. тонн.

41. Самарский завод автомобилестроения на 25.000 пятитонных грузовиков в год.

42. Самарский завод автотракторного оборудования.

43. Самарский завод карбюраторов.


ЦЧО.

44. Завод шлифовальных станков в г. Воронеже.

45. Липецкий металлургический, завод.

46. Старооскольские шахты Курской магнитной аномалии.


Ивановская область.

47. Ярославский завод автостроения мощностью до 25.000 машин в год.

48. Ярославская гидростанция на Волге мощностью в 100 тыс. квт.


Горьковский край.

49. Завод им. Молотова—расширение производства до 300 тыс. автомобилей в год.

50. Василевская гидростанция мощностью в 200.000 квт.

50а. Сормово-Канавинская и Дзержинская ТЭЦ.

51. Завод нефтепереработки в Дзержинске.

52. Два крупные предприятия льнопромышленкости.


Свердловская область.

53. Соликамский калийный комбинат.

54. Березниковский химический комбинат.

55. Пермская гидростанция на Каме, мощностью на 310.000 квт.

56. Камский бумажный комбинат.

57. Нижнетагильский металлургический завод.

58. Нижнетагильский вагоностроительный завод на 54.000 вагонов.

59. Свердловский завод тяжелого машиностроения на 100.000 тонн продукции.

60. Уральский завод химической аппаратуры.


Челябинская область.

61. Челябинский завод тяжелых станков и энергетического машиностроения.

62. Челябинский завод гусеничных тракторов — доведение до 50.000 тракторов.

63. Бакальский металлургический завод.

64. Магнитогорский металлургический комбинат— расширение мощности до 2.700.000 тонн чугуна в год.


Башкирия.

65. Ж. д. Уфа—Магнитогорск.

66. Моторный завод на 50 тыс. моторов.

67. Башкирский нефтекомбинат.

68. Автозавод в Уфе на 100.000 машин в год.


Казахстан.

69. Ж. д. Карталы—Акмолинск.

70. Нефтепровод Гурьев—Орск.

71. Карагандинские угольные копи на 7 млн. тонн.

72. Ж. д. Караганда—Балхаш.

73. Прибалхашский медеплавильный комбинат на 100.000 т. меди.

74. Ж. д. Рубцово—Риддер.

75. Риддеровский завод цветной металлургии.

76. Талды-Курганский сахарный завод.


Узбекистан.

77. Свинцово-цинковый комбинат.

78. Ташкентский Среднеазиатский хлопчато-бумажный комбинат мощностью на 200.000 веретен.

79. Нефтепромыслы Узбекистана.


Таджикистан.

80. Ходжентский текстильный комбинат мощностью на 200.000 веретен.


Туркменистан.

81. Чарджуйский хлопчато-бумажный комбинат на 200.000 веретен.

82. Нефтепровод Красноводск—Нефтедаг.


Западная Сибирь.

83. Барнаульский текстильный комбинат на 200.000 веретен.

84. Бийский сахарный завод.

85. Новосибирский завод горного оборудования.

86. Кемеровский химико-металлургический комбинат.

87. Кемеровская электростанция мощностью в 140.000 квт.

88. Чулымский деревообрабатывающий завод.

89. Ж. д. Чулым—Томск.

90. Томский завод тяжелых машин дорожного строительства.

91. Кузнецкий металлургический комбинат с мощностью до 1 млн. тонн.

92. Прокопьевские шахты.


Восточная Сибирь.

93. Красноярский бумкомбинат.

94. Игарский порт лесной промышленности.

95. Байкало-Петровский металлургический завод.


Якутия.

96. Золотой прииск «Незаметный».

97. Алданские золотые прииски.


Дальний Восток.

98. Хабаровская гидростанция.

99. Хабаровский авторемонтный завод

100. Хабаровский нефтезавод.

101. Никольско-Уссурийский сахарный завод.

102. Спасский цементный завод.

103. Сучанские угольные копи.

104. Петропавловский рыбно-консервный завод.


При составлении карты взята за основу карта строек второй пятилетки, помещенная в газете «Правда» от 26 января 1934 г.

Не все проекты из этого списка были завершены, например не состоялись парочка автомобильных проектов, таких как автозавод в Уфе или в Сталинграде, но это никак не отменяет подвига советского народа, совершенного под руководством партии большевиков того периода.

Лайкнуть на Дзен.

Жилищное строительство первой пятилетки. Планы и практика

0 Цели и задачи сталинской индустриализации до сих пор представляются весьма туманными. С одной стороны вроде бы ясно, что ничего хорошего населению они не сулили. С другой стороны, по-прежнему даже среди историков популярна неотчетливая мысль о том, что рано или поздно индустриализация должна была привести какую-то пользу. Хотя какую и кому –  это, как правило, остается за скобками.

На самом деле из планов первой пятилетки вполне отчетливо вытекало, что резкое ухудшение качества жизни населения было непременным условием ее, пятилетки, выполнения. Из чего следует, что рост благосостояния населения в цели индустриализации не входил. Особенно очевидно это на примере планового и реального жилищного строительства времен первой пятилетки.

По публикациям конца 20-х – начала 30-х годов еще можно составить на этот счет более или менее ясную картину, несмотря на начавшиеся уже попытки тогдашних советских статистиков ее размыть, извратить и  замутить.

Любопытные данные по статистике жилищного строительства первой пятилетки можно найти в книжке инженера Н. Стамо «Индустриализация жилищного строительства», выпущенной в 1935 г. . Фактически, написана она в 1933 г., так как сдана в набор в марте 1934 г. и отражает ситуацию сложившуюся сразу после окончания первой пятилетки в декабре 1932 г.  

Вот несколько таблиц из книги Стамо [1] (см. Таблица 1, Таблица 2, Таблица 3). Данные этих таблиц не вполне соответствуют прочим тогдашним публикациям по итогам первой пятилетки, но анализ расхождений (сам по себе в принципе интересный) в данном случае в наши задачи не входит.

Итак, по оптимальному плану первой пятилетки, утвержденному в качестве основного и единственного в 1929 г., жилой фонд в городах должен был вырасти с 147,48 млн. м2 до 175,92 млн. м2, то есть, на 28, 44 млн. м2.

Население за это же время должно было вырасти на 5,1 млн. человек. На каждого нового городского жителя таким образом должно было быть выстроено 5,8 м2 жилплощади. Душевая норма жилплощади  росла по плану с 5,33 м2 до 5,73 м2.

План пятилетки, принятый в 1929 г. еще до введения сталинского плана «ускоренной индустриализации», уже был искусственно раздут и фактически не рассчитан на выполнение, во всяком случае, в области роста социальных благ. Предыдущие планы пятилетки, делавшиеся в ВСНХ и Госплане в 1926-1927 гг.  и исходившие из продолжения НЭП, то есть, из более или менее сбалансированного и взаимоувязанного роста сельского хозяйства и промышленности, предполагали гораздо более осторожные показатели роста жилстроительства. В них было заложено незначительное снижение душевой нормы к концу первой пятилетки и переход к ее росту только во второй пятилетке.   

По данным из Таблицы 1 реально было построено 28,2 млн. м2 городского жилья (включая незавершенное строительство). Городское население при этом выросло с 26,314 млн. чел. в 1926 г. до 36, 702 млн. чел. в 1932 г. – всего на 10,4 млн. человек. Тут надо уточнить, что городским считалось все не сельское население, то есть жители городов и заводских поселков, городами не считавшихся.  

Городской жилой фонд на 1 января 1933 г. составил 189,87 млн.м2 (на 7,93% больше запроектированного). [2] Таким образом, душевая норма в целом по городам СССР составила в конце пятилетки 5,1 м2. Но при этом на каждого нового городского жителя реально (по официальным данным!) было построено 2,7 м2 жилья, а фактически еще меньше.

  
Согласно Таблице 1 максимум жилой площади за пятилетку (12 млн. м2) было построено в 1932 г. Можно предположить, что практически во всех данных такого рода очень велик процент туфты (приписок). Очень маловероятно, что в 1932 г. было построено жилья почти вдвое больше, чем в 1930 или 1931 гг. Скорее всего это результат лихорадочных приписок, требовавшиеся  для  отчетов о выполнении пятилетки. Но даже они рисуют ужасающую картину.

1932 г. – это пик гуманитарной катастрофы в стране, массовый голод, унесший миллионы жизней (в первую очередь – в деревне). Массовое жилое строительство этого времени – бараки, которые даже по советским санитарным нормам жильем не считались. По нашим прикидкам (на основе строительства 1930-31 г. в Магнитогорске) только где-то около 10% построенной площади подпадало под понятие жилья. Это были либо квартиры, либо общежития, достаточно утепленные, обеспеченные водой и канализацией.

На этой площади могло быть расселено около 2-4% населения, руководящие кадры заводов и советская партийная и военная администрация.

Эти 10% в свою очередь отражали сложную иерархию внутри правящего в СССР слоя – от простых общежитий для низовых руководящих кадров до роскошных вилл заводского начальства с комнатами для прислуги и ухоженными садами. 

Все остальное новое строительство называлось «временным», но планов его замены на «постоянное»  не существовало вплоть до начала хрущевских реформ.

Данные по отдельным областям, приведенные Н. Стамо выглядят так: 

«…в Ивановском промкомбинате — 4,70 м2, в Саратове — 4,44, на Урале — 3,15 и наконец в Кузбассе и Магнитогорске — 2,5- 2(?) [3] м2 на человека». [4] Согласно более поздней публикации в Магнитогорске  в 1933 г. на человека приходилось в 1933 г. 1,6 м2 на человека. [5]

Видимо, последняя цифра соответствует реальному положению дел в новых промышленных районах.

Магнитогорск характерен тем, что строился на пустом месте, поэтому его статистика отражает ситуацию в любом новопостроенном рабочем поселке. В старых городах, где к началу индустриализации уже имелся некий жилой фонд, происходило постоянное уплотнение. Жилищная катастрофа была растянута во времени, а общие данные о средней душевой норме не отражали реальное положение с жильем строителей и рабочих объектов первой пятилетки. В городах-новостройках уплотнять было нечего, поэтому катастрофа возникала сразу и в крайне резкой форме. 

Данные по Кузбассу, приведенные в статье Я. Харита «Кузбасс в третьей и четвертой пятилетке» [6] за 1932 г. дают практически ту же самую картину:

«Весь жилфонд, предоставляемый рабочим за счет Кузбассугля составлял на 1 января 1931 г. 158 тыс. кв. м. Это обеспечивало 36 проц. трудящихся (16 тыс. чел.), средней жилплощадью 3,3 кв. м на живущего. По отдельным рудникам на 1 января 1931 г. норма была следующая:

Районы Процент обеспечения квартирами Жилплощадь на живущего в кв. м
Прокопьевский
27,8
3,5
Ленинский 29 3,9
Кемеровский 57,3 3,2
Анжеро-Судженский 38,3 2,8
Хакасский 64,8 2,1
Кузбассуголь 35,9 3,3

По плану на 1931 г. намечено было построить по линии Кузбасс-угля 365 тыс. кв. м стандартной жилплощади и 127,6 тыс. нестандартной. Это обеспечивало бы всех трудящихся средней нормой в пять кв. м. За год план жилстроительства выполнен на 30,4 проц. По стандартному и на 65,3 проц. по нестандартному строительству. Это увеличило жилфонд на 217,5 тыс. кв. м, или на 137 проц. к имевшейся жилплощади и на 1 января 1932 г. мы имеем:
Районы
Процент обеспечения квартирами Норма жилплощади
Прокопьевский
65
2,8
Ленинский 53 3,3
Кемеровский 65 4,1
Анжеро-Судженский 60 3,7
Осиновский
60 2,1
Киселевский 45
3,0
Араличевский
90
2,4
Белово-Бабанаковский 70
3,3
Барзасский 90
2,0
Хакасский 75
2,4
Кузбассуголь 62,4
3,2

Рабочие поселки Кузбасса, как и Магнитогорск, строились практически с нуля.
По данным видно, что по мере принудительного завоза на строительство рабочих, душевая норма падала.

Согласно другому источнику в 1931 г.  ситуация в городе выглядела так:

«Во временных жилищах на Нижней Колонии обитает 60 тысяч человек, т.е. две трети населения города. В бараках проживает 27 500 человек. Кроме того, 4 тысячи человек живет в палатках и шатрах. В землянках живет 8000 рабочих. Школы тоже помещаются в бараках. <…> Прибывающих в город колхозников привозили эшелонами, которые стояли по два дня на станции и грузились под открытым небом. Бараки для жителей строили бригады плотников, где нередко на 49 плотников приходилось 11 топоров. Квалифицированные шоферы живут прямо на улице. Иностранцы отказываются выходить на работу из-за скверных жилищных условий. Было принято решение поселить их в 27 заезжий дом на Верхней колонии, для чего пришлось оттуда выселить почти исключительно руководящих работников. <…> Как несомненный прогресс по сравнению с прошлым годом Кузнецов называет факт, что в городе появились койки, одеяла и простыни аж в 115 бараках. В остальных люди спят в одежде на топчанах. <…> В городе 600 больничных коек, но в некоторых больничных бараках на одной койке лежат по двое больных. Действует всего 12 медпунктов. Кругом эпидемии, вши и клопы. На весь город – 20 коек для рожениц». [7]

Нижняя Колония – это собственно рабочий поселок. Верхняя Колония – благоустроенный поселок для начальства.

***

Особенностью публикаций по статистике жилстроительства времен индустриализации (и более поздних) является отсутствие разделение данных по типам жилья и конструкциям домов.  И разделения данных на собственно жилье (отвечающее санитарным нормам) и на так называемое «временное жилье», под которым понимались в тридцатые годы дешевые коммунальные бараки без всякого благоустройства.
 
В цитировавшейся выше статье Харита есть описание таких бараков:

«…обследование, проведенное в ноябре на Ленинском руднике, отмечает: «бараки, занятые киргизами, перегорожены на отдельные комнаты, площадью по 6-9 кв. м. В каждой комнате живет от 1 до 4 семей. При проверке живущих в одной половине оказалось, что в 14 таких комнатушках живет 29 семей, численностью в 106 человек. В среднем на живущего приходится около 1 кв. метра». Это, правда, исключительный случай».
[8]

Упомянутые в тексте киргизы – «раскулаченные» спецпоселенцы, у которых отнимали все имущество и которых целыми племенами загоняли на ближайшие стройки пятилетки. Всего до 62% строителей Кузнецкого комбината, были раскулаченными крестьянами и заключенными. [9]

Почти все цитировавшиеся выше источники относятся к началу –  первой половине 30-х годов. Уже в середине 30-х годов из советской прессы исчезают всякие упоминания о реальном положении дел на стройках пятилетки. Они заменяются  лживой пропагандой, ключевым тезисом которой становится  массовый трудовой энтузиазм  советского населения, сознательно шедшего на бытовые лишения ради прекрасного будущего.  Ни сроки наступления, ни характер этого будущего не уточнялись.



[1] Н.Стамо «Индустриализация жилищного строительства». Главная редакция строительной литературы, ОНТИ-Госстройиздат-НКТП. Москва-Ленинград 1935, с. 6-7.
[2]
Там же, с 7.
[3]
Отсутствует часть цитаты.
[4]
Н.Стамо «Индустриализация жилищного строительства». Главная редакция строительной литературы, ОНТИ-Госстройиздат-НКТП. Москва-Ленинград 1935, с. 6
[5]
А.В. Бакунин, В.А. Цыбульников. Градостроительство на Урале в период индустриализации. Свердловск, 1989, с. 34
[6]
Я. Харит. «Кузбасс в третьем и четвертом годах пятилетки» Социалистичское хозяйство Западной Сибири», 1932, №3, с. 49.
[7]
Из стенограммы 4-й районной партконференции Кузнецкстроя. 10-15 июля 1931 г. В. Бедин, М. Кушникова, В. Тогулев. Кемерово и Сталинск: панорама провинциального быта в архивных хрониках 1920-1930-х гг. http://kuzbasshistory.narod.ru/book/Stalinsk/1931.html
[8]
Я. Харит. «Кузбасс в третьем и четвертом годах пятилетки» Социалистическое хозяйство Западной Сибири», 1932, №3, с 49-50.
[9]
См. Л.И. Фойгт. Сталинск в годы репрессий. Новокузнецк. 1993-1995. Цит. по http://community.livejournal.com/su_industria/58586.html?mode

Таблица 1 «Объём жилстроительства в первую пятилетку». Из книги Н. Стамо «Индустриализация жилищного строительства». Иллюстрация предоставлена Д.Хмельницким

Таблица 2 «Динамика роста городского населения и жилфонда». Из книги Н. Стамо «Индустриализация жилищного строительства». Иллюстрация предоставлена Д.Хмельницким

Таблица 3 «Рост городского населения». Из книги Н. Стамо «Индустриализация жилищного строительства». Иллюстрация предоставлена Д.Хмельницким

Шаги саженьи…

В мае 1929 года V съезд Советов СССР утвердил первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1929 — 1932 годы. Ключевой задачей пятилетки выдвигалась индустриализация страны. Характерная черта первой пятилетки — строительство новых заводов, представлявших в дальнейшем техническую базу промышленности для реконструкции всего народного хозяйства страны. К числу важнейших строек пятилетки было отнесено 518 ударных строек. Именно они обеспечивались в первую очередь ресурсами.

В Ярославском регионе были определены три сверхударные стройки: в г.Ярославле — резино-асбестовый комбинат (РАК), завод синтетического каучука (СК), в г.Рыбинске — авиамоторный завод. Вопрос о строительстве новых предприятий в Ярославле местные власти неоднократно поднимали в конце 20-х годов. В 1928 году губком ВКП(б) принял постановление «О перспективах строительства новых промышленных предприятий в г. Ярославле». По плану первой пятилетки в Ярославле возводились резино-асбестовый комбинат, включавший в себя семь предприятий: механический, шинный, асбестовый, подошвенный, регенераторный заводы, кордную фабрику, теплоэнергоцентраль, заводы синтетического каучука, сажевый, силикатного кирпича, кислородный, реконструировались и расширяли производство автозавод, судоверфь, паровозоремонтный завод, «Свободный труд» и др.

Письмо секретаря Ярославского губкома ВКП(б) в ЦК о расширении Ярославского автозавода. 10 мая 1929 (Увеличить)

Письмо секретаря Ярославского губкома ВКП(б) в ЦК о расширении Ярославского автозавода. 10 мая 1929 (Увеличить)

Письмо секретаря Ярославского губкома ВКП(б) в ЦК о расширении Ярославского автозавода. 10 мая 1929 (Увеличить)

Письмо секретаря Ярославского губкома ВКП(б) в ЦК о расширении Ярославского автозавода. 10 мая 1929 (Увеличить)

‹ ›

Докладная записка начальника Главмашинстроя в президиум ВСНХ СССР по вопросу преимуществ г. Ярославля для постройки завода тяжелотонных грузовиков (Увеличить)

Докладная записка начальника Главмашинстроя в президиум ВСНХ СССР по вопросу преимуществ г. Ярославля для постройки завода тяжелотонных грузовиков (Увеличить)

Докладная записка начальника Главмашинстроя в президиум ВСНХ СССР по вопросу преимуществ г. Ярославля для постройки завода тяжелотонных грузовиков (Увеличить)

‹ ›

Строительство резино-асбестового комбината развернулось на пустыре рядом с Полушкиной рощей недалеко от железнодорожного моста через Волгу. Нелегок был труд строителей. Все работы выполнялись вручную. Основными орудиями производства были лопата, кирка, тачка. Стройматериалы подвозились на лошадях. Какая — либо техника на строительстве в то время отсутствовала. Для обучения строительным профессиям были созданы школа «Стройуч», фабрично-заводские училища (ФЗУ), организовывались краткосрочные курсы. В 1930 году на строительстве РАКа трудилось 20 тысяч рабочих. Благодаря такой большой востребованности в кадрах в Ярославле была полностью ликвидирована безработица.

Но строительство разворачивалось крайне медленно, задачи, которые ставились партийными и хозяйственными организациями, не выполнялись. В марте 1930 шефство над строительством РАКа взяла окружная комсомольская организация. Помогали на строительстве молодежь и комсомольцы из Москвы, Иванова, Владимира. В 1931году строительство резиноасбестового комбината было взято под постоянный контроль ЦК ВКП(б). Была создана правительственная комиссия под председательством Г.К. Орджоникидзе, которая наметила меры по ускорению строительства и обеспечению пуска комбината в установленный срок. Президиум Высшего Совета Народного Хозяйства включил комбинат в число 518 ударных строек первой пятилетки, а в январе 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР окончательно определил сроки завершения строительства заводов, вошедших в систему комбината.

Трудящиеся Ярославля принимали действенное участие в постройке РАКа, выходя на субботники и воскресники по доставке и разгрузке стройматериалов, строительству корпусов, очистке территории от мусора и др. Студенты и учащиеся создавали свои ударные бригады, работавшие на стройке. Руководить строительством комбинатом и одновременно его директором был назначен Дмитрий Леонтьевич Михайлов. На тот момент ему исполнилось 30 лет. В 1930 году в числе группы советских инженеров он изучал опыт работы предприятий резиновой промышленности США. По воспоминаниям ветеранов шинного завода это был человек редкой энергии и таланта, больших организаторских способностей. В 1932 году. Когда один за другим стали вступать в строй механический, подошвенный и другие заводы резинокомбината, Д.Л.Михайлова вторично посылают в зарубежную командировку в Англию, Германию, Францию по изучению опыта работы европейских заводов резиновой промышленности. Знакомство с аналогичными зарубежными предприятиями помогало ему в сложный пусковой период: в налаживании производства, освоении нового оборудования, качественном выпуске автопокрышек.

Одновременно с резинокомбинатом строились жилые дома, детские сады, больница, клуб «Гигант», фабрика — кухня и другие объекты культурно-бытовой инфраструктуры.

С пуском первых заводов комбината остро стояли вопросы подготовки квалифицированных кадров. Использовались самые различные формы и методы обучения. Только в 1931 году было подготовлено школами ФЗУ, курсами, учебной базой РАКа 9631 человек. Огромную роль в подготовке кадров играли комбинаты рабочего образования (КРО). На конец 1931 года в них обучалось свыше 12 тысяч человек. Кроме того, в Ярославле готовили кадры 7 индустриальных техникумов (2650), индустриальные рабфаки (550) учащихся. Подготовку и переподготовку кадров инженерно-технических работников вели открытые в Ярославле металловтуз и отделение автодорожного института с рабфаком при нем. Практиковалось командирование работников во ВТУЗы, промакадемию, а также на местные курсы красных директоров.

Другой крупной стройкой в Ярославле являлось строительство завода синтетического каучука (СК). Производство синтетического каучука имело огромное значение для обеспечения экономической независимости страны. Автомобильная, резиновая, оборонная промышленность находились в зависимости от импортных поставок натурального каучука. Поставки его оплачивались золотом. Ранее попытки создания производства синтетического каучука предпринимались Германией и США. В СССР был объявлен международный конкурс на разработку лучшего промышленного способа получения СК. Победителем конкурса стал коллектив ленинградских ученых во главе с С. В.Лебелевым. Проект нового завода синтетического каучука (а им стал Ярославский завод СК) создавался ленинградской проектной группой. Ярославль стал первой стартовой площадкой впоследствии целого ряда таких заводов в стране. В городе уже велось строительство резинокомбината — потребителя синтетического каучука. Имелись значительные сырьевые ресурсы (развитое картофелеводство) для производства спирта (именно из этилового спирта получался синтетический каучук).

В конце мая 1931 года на пустырь рядом со строящимся резинокомбинатом пришли будущие строители завода СК. В их числе 500 рабочих, которые были направлены комсомольскими организациями Ярославля весной — летом 1931 года, стали прибывать по комсомольской мобилизации молодые рабочие из Иванова, Костромы. Средний возраст строителей завода составил 21 год. Работали, не считаясь со временем, выполняя полторы — две нормы за смену. Так же, как и при строительстве резинокомбината, основными орудиями труда были лопаты, лом, тачка. Транспорт —гужевой, работало до 80 подвод.

Но энтузиазм, молодой задор, причастность к такому делу, как строительство первого в мире завода сделали невозможное возможным: к началу 1932 года строительство основных цехов было завершено. Начался монтаж оборудования. Оборудование для завода, поскольку оно не имело аналогов в мире, изготовлялось преимущественно в Советском Союзе. Лишь 5 % сложной химической аппаратуры было приобретено за границей. К монтажу оборудования привлекли ряд монтажных организаций страны. Для установки импортного оборудования были приглашены зарубежные инженеры.

1 июля 1932 года (через одиннадцать с половиной месяцев после начала строительства) завод был пущен. А 7 июля 1932 года на торжественном собрании в театре им. Волкова в присутствии создателя первого в мире промышленного способа производства синтетического каучука С.В.Лебедева, директора завода СК Л.Т.Стрежа, сотен строителей и рабочих завода на стол президиума собрания был водружен кусок каучука, впервые полученный на заводе. А затем начался следующий этап — наращивание его выпуска, а на резино-асбестовом комбинате — замена натурального каучука на свой ярославский. Весной первые 52 покрышки с использованием синтетического каучука были выпущены для автопробега в песках пустыни Каракумы, где проверялось на практике качество покрышек из отечественного синтетического каучука. Экзамен был выдержан с честью. В дальнейшем год от года наращивалось потребление синтетического каучука в шинах: в 1935 году оно составляло 40%, в 1939 достигло 73 %.

Протокол объединенного собрания рабочих постройки СК 1, 2, 3 участков от 15 августа 1931 (Увеличить)

Протокол объединенного собрания рабочих постройки СК 1, 2, 3 участков от 15 августа 1931 (Увеличить)

Протокол объединенного собрания рабочих постройки СК 1, 2, 3 участков от 15 августа 1931 (Увеличить)

Протокол объединенного собрания рабочих постройки СК 1, 2, 3 участков от 15 августа 1931 (Увеличить)

‹ ›

В целом по стране за годы первой пятилетки вошли в строй 1500 новых заводов и фабрик. Эти стройки знаменовали рождение новых для страны производств, создали базу для технического перевооружения экономики государства. На территории нашей области было построено 33 предприятия, реконструкции подверглись автозавод, предприятия лакокрасочной промышленности. Только по г. Ярославлю валовая продукция увеличилась за эти годы в 2,5 раза. Следующая пятилетка стала для нашего региона периодом освоения нового оборудования и технологий, наращивания мощностей предприятий.

пятилеток | Encyclopedia.com

Российское экономическое планирование уходит своими корнями в конец девятнадцатого века, когда царские исследователи и инженеры систематически находили и оценивали богатые ресурсы, разбросанные по всей империи. Крупные месторождения железа и угля, а также других полезных ископаемых были хорошо задокументированы, когда большевики обратили свое внимание на экономическое развитие. Первоначальное внимание было сосредоточено на нескольких центрах на юге России и востоке Украины, которые должны были быть быстро расширены. Электроэнергетика была новой очаровательной отраслью, и Владимир Ленин и Иосиф Сталин подчеркивали ее как символ прогресса.

К 1927 году планировщики подготовили огромный трехтомный пятилетний план, состоящий примерно из семисот страниц описания и оптимистического прогноза. К 1928 году Сталин получил контроль над Коммунистической партией у Льва Троцкого и других соперников, что позволило ему вывести Россию на новый судьбоносный путь.

Первая пятилетка предусматривала сотни проектов строительства, но партия сосредоточила внимание на тяжелой промышленности и национальной обороне.В Германии Адольф Гитлер уже призывал к увеличению «гостиной». В знаменитой речи 1931 года Сталин предупредил, что у СССР было всего десять лет на подготовку к вторжению (и он был прав).

Первая пятилетка была прервана, поскольку планирование уступило место путанице. Второй пятилетний план был выпущен одним томом в 1934 году, уже с отставанием от графика. Специалисты по планированию узнали, что годичные планы более эффективны для управления экономикой, а пятилетние планы использовались в качестве пропагандистских документов, особенно эффективных за рубежом, где Великая депрессия, казалось, сигнализировала о крахе капитализма.

Третья пятилетка имела ограниченный тираж, а четвертая была всего лишь брошюрой, выпущенной специальным выпуском партийной газеты « Правда».

Нацистское вторжение, начавшееся 22 июня 1941 года, потребовало поспешной импровизации с использованием заранее подготовленных центральных и восточных баз для замены быстро захваченных хорошо оснащенных немецких войск. В декабре 1941 года нацисты почти захватили Москву.

После того, как советские войска сплотились, плановики военного времени организовали поспешное увеличение объемов производства, привлекая недавно обученных лиц, переживших жесткие сталинские чистки.Российские специалисты по планированию напряженно работали с официальными лицами США и Великобритании, поскольку откладывался давно откладывавшийся второй фронт и поступали обильные поставки по ленд-лизу.

После войны импровизация уступила место мрачному пятилетнему плану Сталина на 1946 год, по которому советские люди получали полуголодные пайки, в то время как он восстанавливал тяжелую промышленность и бросал вызов Соединенным Штатам в создании атомной бомбы.

К счастью для советских людей и всего мира, Сталин умер в марте 1953 года, а к 1957 году Никита Хрущев смог дать советским плановикам более гуманную повестку дня.Следующая пятилетка фактически была семилетним планом с амбициозными целями по повышению уровня жизни. Советское благосостояние заметно улучшилось. Однако Хрущева отвлекли его усилия по контролю над Берлином и злополучная кубинская ракетная авантюра. Руководство партии было в ярости, но вместо того, чтобы казнить, разрешили ему уйти в отставку.

Преемники этого блестящего лидера были скучной участью. Специалисты по планированию вернулись к процедурам предыдущего пятилетнего плана, которые в основном повышали предыдущие цели за счет применения ряда процентных увеличений.Темпы роста неуклонно снижались.

В 1985 году энергичный Михаил Горбачев обратился за помощью к советским плановикам, но их перевесила крупная бюрократия, управляющая системой. В финальном спазме последняя пятилетка поставила чрезмерно амбициозные цели, подобные целям первого такого начинания.

Другие россияне внесли большой вклад в создание новых инструментов для управления экономикой, особенно Леонид Конторович, который изобрел линейное программирование; Василий Леонтьев, изобретатель анализа затрат-выпуска; и Тигран Хачатуров, оказавший умелую политическую защиту нескольким сотням талантливых экономистов, улучшавших российскую экономику.Эти люди поднялись над барьерами российской системы планирования и, таким образом, заслуживают всемирного уважения.

См. Также: экономический рост, советский; индустриализация, советская

библиография

Бергсон, Абрам. (1964). Экономика советского планирования. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.

Грегори, Пол Р. и Стюарт, Роберт К. (1990). Советская экономическая структура и эффективность, 4-е изд. Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Хантер, Голландия и Ширмер, Януш М.(1992). Неисправный фундамент. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Holland Hunter

«Почему, если все так хорошо, то все так плохо?» Магнитогорск, сталинская пятилетка и американские инженеры, 1928–1932 гг.

Плакат Якова Гуминера 1931 года (Wiki)

Ланден Дж. Кляйзингер (Университет Реджайны)

Во время первой сталинской пятилетки (1928-1932 гг.) Советские и западные рабочие объединились, чтобы построить величайшее здание Советского Союза в Магнитогорске, бесплодном клочке сибирской степи на азиатской стороне Уральских гор.Рабочие прибыли в это место из-за его геологической аномалии: «горы из почти чистой железной руды» [1]. Говорят, что Магнитная гора неверно направляет стрелки компаса и воздействует на другие металлические предметы. Согласно легенде, гора уже однажды спасла Россию, когда железные подковы вторгшихся орд Чингисхана прилипли к ее заряженной поверхности. Однако Сталин считал Магнитную гору и мгновенно промышленный город Магнитогорск «в надежде, что это поможет буквально воплотить в жизнь радикальную мечту о новой России — Советском Союзе — и в конечном итоге спасти ее от наступающих захватчиков, на этот раз. , с запада.[2] В то время как для Сталина Магнитогорск служил типичным символом победы советской промышленности над капитализмом, как это ни парадоксально, город в значительной степени был построен и поддерживался за счет технических навыков и ресурсов частных американских инженерных фирм, что усиливало зависимость Сталина от Запада. утверждал, что он отказался от пятилетнего плана.

Введение первой «бешеной» [3] пятилетки сопровождалось беспрецедентными изменениями в советской промышленности. К 1928 году «Иосиф Сталин победил Троцкого в борьбе за власть в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР).Борьба за лидерство последовала за смертью четырьмя годами ранее первого советского лидера Ленина. Сталин был готов начать следующий этап в развитии Советского Союза — массовую экономическую экспансию »[4]. Считая Ленина политически обогнавшим развитые капиталистические страны, установив диктатуру пролетариата [5], Сталин переключил свое внимание на социалистическую промышленность. и коллективизация. Первый пятилетний план, объявленный в 1928 году, устанавливал промышленные квоты на приближающуюся половину десятилетия.Амбициозно, что всего за пять лет производство угля должно было удвоиться, производство стали — на 160%, а производство электроэнергии — более чем в четыре раза. Целью сельскохозяйственного производства было увеличение на 55%. [6]

Отход от ленинской новой экономической политики (НЭП), успешного труда и промышленности, к Сталину, мог быть достигнут только посредством победы «социалистического сектора» над «капиталистическим сектором»: правда ли, что центральная идея пяти- годовой план в Стране Советов заключается в повышении производительности труда? Нет, это неправда.Это не , а какой-то повышения производительности труда людей, которые нам нужны. Нам нужно конкретное усиление, которое будет гарантировать систематическое превосходство социалистического сектора национальной экономики над капиталистическим сектором. Пятилетний план, упускающий из виду эту центральную идею, не пятилетний план, а пятилетний мусор. [7]

Таким образом, Сталин принципиально стремился преодолеть промышленное и экономическое ядро ​​Западной Европы и Америки, не подвергая свою страну той же капиталистической системе, что таким образом превратило «СССР из аграрной и слабой страны, зависимой от капиталистических стран, в индустриальную и мощная страна, полностью самостоятельная и независимая от капризов мирового капитализма.[8] Когда к 1929 году экономическая депрессия была в самом разгаре, Сталин продолжал пропагандировать, что этот «поворотный момент» приравнивает падение капиталистического Запада и подъем социалистической промышленности [9]. Перспектива пятилетки была для Сталина настолько важна, что применима не только к построению социализма. Это [относилось] также к защите независимости [Советского Союза] в условиях капиталистического окружения. Независимость [сталинской] страны [не могла] поддерживаться, если [у него] не было соответствующей промышленной базы для обороны.[10] Таким образом, Сталин в риторике и теории опровергает капиталистический Запад, рассматривая пятилетний план как средство преодоления капиталистического технологического превосходства и укрепления современной социалистической промышленной основы.

Нигде эйфория от новой возможности революции в пятилетнем плане не была более очевидной, чем в Магнитогорске. [11] Построенный в малонаселенной степи Западной Сибири, это место было отмечено геологической аномалией: «гора из почти чистого железа.[12] Пятилетка породила множество других городов, таких как Комсомольск-на-Амуре, Новокузнецк и Караганда. Магнитная гора, однако, «оставалась типичной эмблемой великой трансформации», заключающей в себе построение социализма через слияние науки и общества. Представляя советский рабочий класс, Магнитогорск обеспечил Сталина сталью, необходимой для того, чтобы продвинуть диктатуру пролетариата на европейскую технологическую и промышленную основу. [13] Обращаясь к руководству партии по случаю двенадцатой годовщины Октябрьской революции, Сталин заявил, что Советский Союз «полным ходом идет по пути индустриализации — к социализму,… становясь страной металла».[14] Будь то железные дороги, тракторы, автомобили, машины или оружие, почти вся промышленность пятилетнего плана и, следовательно, рост или застой Советского Союза зависели от Магнитогорского металла.

Сталин уделял большое внимание увеличению производства чугуна и стали. В его задачи входило расширение и реконструкция двадцати дореволюционных заводов, а также строительство трех новых металлургических мегапроектов — Кузнецка, Запорожья и, самого крупного, Магнитогорска.Однако по иронии судьбы в 1929 году СССР не обладал основополагающими «технологиями и опытом, [необходимыми] для быстрого начала социалистического наступления», имея небольшой выбор, кроме как усилить свою зависимость от капиталистического Запада [15]. Магнитогорск, символический и практический стержень сталинской пятилетки, в значительной степени опирался как на технические навыки западных инженеров, так и на их запас научных инноваций для планирования, строительства и управления мгновенным городом, что позволило поднять советский рабочий класс не за счет этого. социалистическими средствами, но через вмешательство Запада.

В начале первой пятилетки сталинская Россия вряд ли способствовала металлургической экспансии. Многие компетентные инженеры были казнены или уехали из России, лишив технических сил царских заводов металлургического оборудования, таких как Сормово и Краматорск. Остальные инженеры находились в лагерях ОГПУ (Объединенного государственного политического управления) и выезжали из них. Немецкие инженеры ведущих металлургических заводов вызывали политическую подозрительность. «Наспех обученные красные инженеры», которых американцы называли «девяностодневными чудесами» (что означает их трехмесячное обучение), не проявляли особых способностей и считались опасностями и препятствиями для процесса строительства.[16] Более того, добыча железной руды, основа производства чугуна и стали, технологически соответствовала западным или даже царским стандартам. В то время как, например, экскаваторы с электроприводом на карьерах по добыче железной руды были введены в эксплуатацию только в 1929 году, средняя производительность экскаваторов оставалась небольшой. В исследовании 1953 года исследователь Николас Родин подробно описывает, что в 1929 году Уралруд (Уральский железорудный трест) располагал семнадцатью экскаваторами объемом в среднем 0,88 кубометра. В то время как советские экскаваторы в 1942 году составляли в среднем 1,73 кубических метра, Родин отмечает, что на рудниках озера Верхнее в 1924 году было 447 экскаваторов, то есть в среднем 2.5-3,0 куб. М. [17] Аналогичным образом, с 1917 по 1928 год в Советском Союзе не было построено новых доменных печей, что еще больше препятствовало развитию металлургии.

Внедрение иностранного оборудования, в результате, модернизировало и механизировало советскую металлургическую промышленность и Магнитогорск, начиная с 1928 года. В начале реализации плана Магнитогорск был оснащен самой крупной из существующих моделей рудных дробилок Traylor и Gates, жизненно важной для фрагментации сырья. . [18] Увеличенные доменные печи, построенные при Р.W. Stuck из McKee Corporation, сопровождали турбонагнетатели для печей с горячим дутьем, поставленные компанией Brown-Boveri из Швейцарии. Горячий дутье, предварительный нагрев воздуха, нагнетаемого в доменную печь, позволяет повысить температуру печи, тем самым увеличивая мощность печей при одновременном снижении расхода топлива. Хотя горячий взрыв был одним из величайших достижений промышленной революции, такой метод не смог полностью материализоваться в Советском Союзе без вмешательства Запада.Кроме того, было установлено четырнадцать мартеновских печей мощностью 150 тонн на плавку, оснащенных загрузочно-разливочным оборудованием Morgan (американское) или Demag (немецкое). Кроме того, в Советском Союзе до 1932 года, когда в Советском Союзе не было современных стандартных обжимных и слябирующих станов (необходимых для дробления слитков на размеры, более подходящие для окончательной прокатки в различные формы), Магнитогорск был переведен на 45-дюймовый стан Demag с управляющим и приводным оборудованием General Electric. , произведенных за рубежом и установленных компаниями Demag и General Electric Engineers.В условиях ограниченного количества современных металлургических технологий, доступных в пределах советских границ, иностранное оборудование стало основой промышленного развития Магнитогорска [19].

Иностранная техника была дополнительно дополнена зарубежным руководством. Технические навыки частных инженеров Америки вскоре стали основой Магнитогорска. Сталин уделял большое внимание Магнитогорскому металлургическому комбинату; Однако между 1927 и 1932 годами производством чугуна и стали в СССР не руководил пролетариат, а в основном принадлежал недавно вестернизированной Gipromez (Государственный Всесоюзный институт планирования металлургических заводов), Чикагской инженерной компании Freyn Engineering. а затем «Макки и компания Кливленда».В 1928 году Советское правительство привлекло компанию McKee and Company из Кливленда к моделированию и проектированию Магнитогорского завода, крупнейшего проекта пятилетки. Однако этот «образец социалистического строительства» был создан по образцу выдающегося американского сталелитейного завода в Гэри, штат Индиана [20]. Последние инновации в технологии прокатных станов и плавки, хотя и мимолетные для «красных инженеров», стали возможными благодаря их американским коллегам [21]. Расширяя свою роль простых консультантов, американцев и, в меньшей степени, немцев, инженеры управляли отделами Gipromez , вестернизируя технический персонал. [22] По словам американского инженера У.С. Орр: «Когда мы только присоединились к Гипромезу, нам задавали только вопросы — русские составляли планы, отчеты и решения. Примерно через шесть месяцев нас спросили о планировках и решениях, примерно через девять месяцев нас назначили главными инженерами проектов сталелитейного завода, а в конце первого года наши люди стали руководителями отделов. В прошлом году один был помощником главного инженера всего бюро. Естественно, мы ввели американские сокращенные методы, избавившись от большого количества ненужной работы, и когда мы уехали из России, Гипромез была самой эффективной организацией в России.[23] Магнитогорск, сталинская развязка пятилетнего плана и промышленный стержень страны, стал в значительной степени «зависеть от иностранного дизайна и инженерных способностей». [24]

Зарубежное руководство спорило с партийными пропагандистами. Р. В. Штук из McKee Corporation прибыл в Магнитогорск в конце мая 1930 года, унаследовав графики строительства, ориентированные на пропаганду, а не на техническую осуществимость. Коммунистическая партия для пропаганды промышленного прогресса потребовала запуска доменной печи №1 31 января st 1932 года. Поскольку печь была завершена только на 75%, Штук заметил, что «она была введена в эксплуатацию вопреки нашим настойчивым требованиям не делать такой глупой и опрометчивой вещи, поскольку печь не была готова и будет разрушен »[25]. Строительство велось в соответствии с графическими, а не инженерными целями. По словам Стака, сначала были построены мартеновские стеллажи, «поскольку они были высокими и создавали красивую картинку». [26] СССР в строительстве, журнал соцреализма, издаваемый во второй половине пятилетнего плана, поддерживает Обвинения Стака в том, что он внимательно осмотрел живописный Магнитогорский завод, указывают на отсутствие многих основных компонентов, необходимых для работы.[27] Общая враждебность между американскими инженерами и советскими партийными чиновниками способствовала созданию среды конкурирующих и противоречащих друг другу приоритетов в одном и том же строительном проекте.

Кроме того, поскольку у Советов не хватало «полностью технических ресурсов для строительства даже металлургических заводов царской эпохи, не говоря уже о предполагаемых очень сложных системах», частные американские инженерные фирмы возводили металлургические заводы в Магнитогорске с их резервуарами западных разработок. и чертежи.[28] Американская стандартизация промышленного оборудования и строительных конструкций Магнитогорска еще больше сэкономила ресурсы Советского Союза. Подобно превращению военного самолета из стадии разработки в массовое производство путем замораживания конструкции на определенном этапе, в случае советского промышленного развития «дизайн был заморожен на наиболее подходящих из зарубежных разработок» [29]. Накопленное множество технологических достижений. В результате десятилетий конкуренции на открытом рынке социалистический город Магнитогорск получил то, что Джон Скотт, американский слесарь-металлист, ознакомивший с инженерными архивами завода, описал как «более ста тысяч чертежей. [30] Сохраняя Советам состояние во времени и деньгах, западные проекты, по словам Сергея Коптевского, стандартизировали Магнитогорск в соответствии с западными технологическими линиями. Все, от доменной печи до машиностроительных заводов, оборудования для разливки чугуна, одно- и многоступенчатых электрических газоочистителей и прокатных станов, было стандартизировано в соответствии с западными проектами. Коптевский, оценив, что для завода необходимо 30 400 инженерных проектов, выразил мнение, что без возможности задействовать зарегистрированные десятилетия западных промышленных инноваций создание советских чертежей с нуля будет стоить 16 миллионов рублей и дополнительных лет, необходимых для их производства. рисунки.[31]

Магнитогорск, который Сталин рассматривал как символ триумфа советской промышленности в первой пятилетке, не являлся примером победы социалистической промышленности над капитализмом, но парадоксальным образом укреплял зависимость Советского Союза от технического прогресса капиталистического Запада. В отличие от своего магнетического воздействия на подковы монголов, великие исторические усилия по построению социализма в Магнитогорске, хотя в теории были направлены на то, чтобы превзойти промышленный потенциал, а на практике зависимость от Запада, на практике пригласили их к участию.

Об авторе

Ланден Дж. Кляйзингер — студентка исторического факультета Реджайнского университета. По окончании учебы он планирует продолжить обучение в аспирантуре по истории советской техники.

* Автор благодарит профессора Робина Ганева за постоянную академическую поддержку.

Банкноты

[1] Алан Смарт, «За пределами утопии: представление жизни в производственном городе», Архитектура и культура, 3, вып.3 (2015): 297.

[2] Смарт, 298.

[3] Сара Дэвис и Джеймс Харрис, Мир Сталина: диктуют советский порядок (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2014), 190.

[4] Марк Рэтбоун, «Иосиф Сталин и первая пятилетка», Hindsight 15, no. 2 (2005): 14.

[5] Иосиф Сталин, «Индустриализация страны и правый уклон в КПСС (б)» (выступление на пленуме ЦК КПСС, 19 ноября 1928 г.), цитируется в J.Сочинения В. Сталина: Том 11 (М .: Иностранные языки, 1954), 260.

[6] Рэтбоун, «Сталин и первая пятилетка», 14.

[7] Иосиф Сталин, «Правый уклон в ВКП (б)» (выступление, Пленум ЦК и ЦКК ВКП (б), апрель 1929 г.), цит. По Сочинения И.В. Сталина: Том 12 (М .: Издательство Иностранных языков, 1955), 84.

[8] Иосиф Сталин, «Объединенный пленум К.C. and C.C.C., C.P.S.U. (B.) »(выступление, 7-12 января 1933 г.), цитируется в Сочинения И. В. Сталина: Том 13 (М .: Издательство Иностранных Языков, 1995), 174.

[9] Иосиф Сталин, «Политический доклад ЦК XVI съезду ВКП (б)» (речь, 27 июня 1930 г.), цитируется в Сочинения И. В. Сталина: Том 12 (Москва: Иностранные языки. Изд-во, 1955), 242.

[10] Иосиф Сталин, «Индустриализация страны и правый уклон в C. P.S.U. (B.), 258.

[11] Стивен Коткин, Сталинизм как цивилизация (Беркли: University of California Press, 1995), 18.

[12] Смарт, «За пределами утопии», 297.

[13] Коткин, Сталинизм как цивилизация, 18.

[14] Коткина, 29.

[15] Коткина, 31.

[16] Энтони Саттон, «Западные технологии и советское экономическое развитие», 1930–1945 гг. (Stanford: Hoover Institution Press, 1971), 62-63.

[17] Николас В.Родин, Производительность в советской добыче железа, 1890-1960 (Санта-Моника: The RAND Corp., 1953), 2.

[18] Sutton, Western Technology and Soviet Economic Development, 65.

[19] Саттон, 64-73.

[20] Саттон, 63.

[21] Саттон, 61.

[22] Американские инженеры в России, собрание рукописей в Институте Гувера (Стэнфордский университет: TS Россия A551), собранные Х. Фишером, папка 3, отчет 15, цитируется по Энтони Саттону, Western Technology and Soviet Economic Development , 1930–1945 гг. (Стэнфорд: издательство Hoover Institution Press, 1971), 63.

[23] Американские инженеры в России, 63.

[24] Американские инженеры в России , 64.

[25] Американские инженеры в России, 41.

[26] Американские инженеры в России , 42.

[27] Тимоти А. Нунан, «Советская национальная политика, СССР в строительстве, , и советская документальная фотография в сравнительном контексте, 1931-1937», Ab Imperio 2, no. 1 (2010): 47-50.

[28] Sutton, Western Technology and Sovie t Economic Development , 61.

[29] Саттон, 64.

[30] Джон Скотт, За Уралом: американский рабочий в российском металлургическом городе (Блумингтон: Indiana University Press, 1973), 67.

[31] Сергей Коптевский, Стоимость строительства новых металлургических заводов в США .R. (Нью-Йорк: East European Fund, Inc., 1952), 12.

Нравится:

Нравится Загрузка . ..

Связанные

Пятилетний план строительства | Округ Райт, MN

Округ Райт каждые два года обновляет свой пятилетний план строительства.Это обновление включает добавление двух лет к программе и обновление / пересмотр других лет в рамках программы. Пятилетний план последний раз обновлялся 15 декабря 2020 года.


Обязанности

Департамент автомобильных дорог округа Райт отвечает за обслуживание и управление более 512 миль окружных автомагистралей и 39 окружных мостов. Это включает в себя такие действия, как инженерное проектирование, управление строительством, подписи, сигналы и текущее обслуживание всех видов (снегоуборочная машина, ямочный ремонт выбоин, заделка трещин, скашивание обочин, очистка водопропускных труб, стрижка кустов и т. Д.Описание проезжей части Система окружных дорог подразделяется на две разные категории:

• Окружные дороги государственной помощи (CSAH)
• Окружные дороги (CR)

Есть около 406 миль CSAH. Эти автомагистрали поддерживаются Фондом распределения налогов с пользователей автомагистралей Миннесоты, который состоит из следующих элементов:

налог на газ • лицензионные или регистрационные сборы на транспортное средство
• налог с продаж автотранспортных средств

Есть также 106 миль CR, которые полностью поддерживаются местными налогами на недвижимость.Это называется Графством Дорога и Мост Леви.

В округе Райт CSAH обозначаются одно- и двузначными числами, например CSAH 35 между Буффало и Сент-Майклом или CSAH 8 от Уэверли до Мэйпл-Лейк. CR обозначаются трехзначными числами, такими как CR 138, расположенным рядом со зданием общественных работ округа Райт.

Цель плана капитального ремонта (CIP):

Основная цель CIP представляет собой документ среднего уровня по планированию, которым можно легко поделиться с общественностью, позволяя как жителям, так и заинтересованным сторонам округа Райт планировать будущие улучшения проезжей части. Он предназначен для обеспечения прозрачного метода для передачи информации о том, как устанавливаются приоритеты улучшения проезжей части и как используется ограниченное финансирование проезжей части.

Каждый CIP также включает годовой отчет о состоянии дорожной системы округа и ее производительности по сравнению с установленными целевыми показателями, связанными с качеством езды. CIP также представляет собой приоритетный список мостов графства, поселка и муниципалитета, которые нуждаются в ремонте или замене.

Этот план был разработан Департаментом автомобильных дорог округа Райт на основе финансовых ограничений (ожидаемые уровни финансирования) и не обязательно достаточен для обеспечения минимального уровня инвестиций, необходимого для поддержания качества дорожного покрытия в системе автомагистралей округа.Фактические проекты будут зависеть от федерального, государственного и местного уровней финансирования. Кроме того, план может меняться ежегодно, поскольку он зависит от годового бюджетного процесса округа Райт.

Основные источники финансирования

Федеральные фонды

— Средства, выделяемые на проекты в рамках Федерального закона о транспорте, Федеральных программ безопасности или других специальных федеральных транспортных программ. Часть федеральных средств, выделенных штату Миннесота, распределяется между округами и городами.

Данная доля федеральных средств распределяется на конкурсной основе. Проекты должны подаваться ежегодно (обычно за два-четыре года до запланированного строительства), а затем они оцениваются и выбираются. Среднегодовые федеральные фонды — переменные: от 0 до 4 000 000 долларов. Округ Райт часто успешно получает федеральные средства для компенсации нехватки средств и обычно использует федеральное финансирование для проектов по сохранению, строительству мостов и реконструкции.

Фонды государственной помощи (SA) (регулярные)

— Ежегодные выплаты округу из государственного налога на газ и лицензионных или регистрационных сборов на транспортные средства. Обычные средства SA могут быть использованы для любого элемента, связанного со строительством или восстановлением дороги в системе CSAH. Эти средства нельзя использовать в системе CR.

Среднегодовое выделение SA: 6 500 000 долларов.

Фонды государственной помощи (SA) (муниципальные — до 5 000 населения)

— Ежегодные отчисления округу из государственного налога на газ и лицензионных или регистрационных сборов на транспортные средства. Муниципальные фонды SA предназначены для использования для любого элемента, связанного со строительством или восстановлением дороги в системе CSAH, расположенной в установленных границах муниципалитета (с населением менее 5000 человек).Эти средства нельзя использовать в системе CR или за пределами муниципалитета.

Среднегодовое выделение SA (муниципальное население — менее 5000 человек): 500 000 долларов США

Сборы с дорог и мостов графства

— Средства, полученные непосредственно из налоговых поступлений округа Райт. Эти фонды сборов в первую очередь предназначены для поддержания системы корпоративной ответственности, но также могут использоваться для дополнения других источников финансирования.

Средний годовой сбор графства: 3 000 000 долларов США

Укрепление мостов

— Финансирование, выделенное законодательными актами штата для завершения конкретных проектов строительства мостов в любом округе, поселке или муниципальной дороге в округе.Связывание мостов обычно назначается только после разработки полного набора планов проектирования мостов.

Местный налог с продаж опционов (LOST)

— 13 июня 2017 года Совет уполномоченных округа Райт принял резолюцию о введении специального налога с продаж в размере полпроцента (1/2)% для финансировать улучшения транспорта. Налог с продаж утверждается на пятилетний период, а список проектов и карту проектов можно найти, щелкнув здесь

Расчетный годовой доход в случае потери убытков: 7 000 000 долларов США.

1953: Пятилетка

Когда в 1949 году к власти пришла Коммунистическая партия, экономика Китая, в основном аграрная, отставала от экономик промышленно развитых стран. Под влиянием успеха централизованного экономического планирования Советского Союза Мао представил в 1953 году первый пятилетний план, направленный на ускорение экономического роста с упором на промышленное развитие за счет сельского хозяйства. Советский Союз помог Китаю сформулировать свой план. Советские инженеры, техники и ученые помогали в создании новых объектов тяжелой промышленности, а оборудование и установки были закуплены в Советском Союзе.

В рамках пятилетнего плана частные предприятия постепенно переходили под контроль государства или преобразовывались в совместные государственно-частные компании. К 1956 г. 67,5% всех современных промышленных предприятий находились в государственной собственности, а 32,5% — в совместной государственно-частной собственности. Никаких частных фирм не осталось.

В условиях плановой экономики сельское хозяйство также претерпело значительные организационные изменения. До прихода к власти коммунистической партии землевладельцы нанимали крестьян-арендаторов для обработки земли, как при феодальной системе.После гражданской войны земля, принадлежащая помещикам или более зажиточным крестьянам, была перераспределена между более бедными крестьянами, и в соответствии с пятилетним планом фермеров поощряли создавать большие социализированные коллективы для повышения эффективности. Коллективизация была постепенной. В 1949 году в рамках этой политики были созданы «группы взаимопомощи» из 5-15 домашних хозяйств, затем в 1953 году «начальные сельскохозяйственные кооперативы» из 20-40 домашних хозяйств, а в 1956 году — «высшие кооперативы» из 100-300 семей. К 1957 году около 93,5% всех фермерских хозяйств вступили в кооперативы.

Первый пятилетний план Китая был успешным в увеличении экономического роста страны и расширении ключевых отраслей промышленности, включая производство черной металлургии, стали, угля и машиностроение. Это также инициировало переход Китая к социализму. В период с 1952 по 1957 год промышленное производство росло в среднем на 19% в год. Этот успех подготовит почву для еще более агрессивного плана экономического развития.

Пятилетка

Ты наверное, помните, еще в январе, когда новый муниципальный совет принял первый бюджет, который включал в себя приоритетность прозрачности и эффективности.Это также включены изменения условий инвестирования в дорожную инфраструктуру. Дорожные работы сейчас планируется на муниципальном уровне, а не на уровне избирательного округа, вот почему единственная сумма предназначена для всего муниципалитета, а не равные суммы для каждого из семи районов. Это позволяет лучше установление приоритетов и обеспечение более справедливого отношения к избирательным округам, поскольку у них разная протяженность муниципальных дорог, а в некоторых преодолевать большие расстояния, чем другие.Короче говоря, цель этого изменения заключалась в том, чтобы лучше распределять инвестиции исходя из всей работы, которая должна быть сделана на уровне муниципалитет в целом, а затем расставляет приоритеты, чтобы способствовать звуку и эффективное управление человеческими и материальными ресурсами.

Публика Департамент работ отвечает за поддержание всего муниципалитета. инфраструктуры (здания, дороги, канализационные системы и т. д.). Муниципалитет дорожная сеть получает большую часть своего бюджета.Наши дороги — основа особенность нашего сообщества. Мы должны взять простор земли нашего муниципалитета учтено: Его площадь составляет 616 км2, из них более 275 км муниципальных дорог. — больше, чем расстояние между Ла-Пеш и Монреалем (около 247 км). Представьте себе стоимость обслуживания такой обширной сети, когда она стоит почти 220 000 долларов США только на ремонт одного километра дороги (ремонт покрытия и обочин). включены).

С дороги качество имеет решающее значение для развития нашего сообщества и качества жизни жителей life, муниципалитет в настоящее время работает над своим первым пятилетним планом для модернизация и содержание муниципальной дорожной сети.Цель этого управления Этот инструмент помогает расставить приоритеты и спланировать основные дорожные работы (например, ремонт, благоустройства и нового строительства) на ближайшие пять лет. Мелкая работа (подметание, разметка, профилирование, выбоины, шлифовка, уборка снега, использование пылеподавления) все еще планируется и выполняется ежегодно. Пятилетка будет разрабатываться с учетом следующего:

• Дорога классификация
• Инвентарь дорог, требующих капитального ремонта
• Приоритетность работ в зависимости от состояния дороги и классификации
• Муниципальный доходы, методы финансирования и выполнения работ

В пятилетний план позволит муниципалитету улучшить дорожную инфраструктуру управления и информировать жителей о предстоящих работах.Беспроигрышная ситуация!

См. Также :

Ударники — Семнадцать моментов советской истории

Тексты Изображения Визуальные сочинения Видео Другие ресурсы

Тематическое эссе: Льюис Сигельбаум

Начало первой пятилетки в 1929 г. предъявило новые требования к производительности советских рабочих. Социалистическая система, которая предлагала мало стимулов к тяжелой работе и враждебно относилась к разного рода дифференциации заработной платы, которую капиталистические боссы использовали для стимулирования рабочих, нуждалась в новых способах стимулирования эффективного труда. Две кампании пытались решить эту проблему в 1929 году. Ударники — термин, появившийся во время гражданской войны для обозначения рабочих, выполняющих особо тяжелые или срочные задачи, — снова появился и применялся ко всем рабочим и служащим, которые выполняли обязательства сверх запланированных. квоты. Официальная статистика показывает, что к концу 1929 г. в ней участвовало 29% всех рабочих промышленности; год спустя эта доля составила 65 процентов. По мере увеличения числа ударников ценность титула падала.Многие конкурсы проводились в основном на бумаге или использовались руководством предприятий для обхода законодательных запретов на обязательную сверхурочную работу. Партия неоднократно осуждала «ложную шоковую работу» (лжеударничество), но это стало обычным явлением для советской трудовой практики. Более того, непродолжительный период дополнительных физических нагрузок (известный как «штурм»), связанный с ударной работой, плохо подходит для сложных производственных процессов.

Начиная с 1929 г. ударная работа неизменно ассоциировалась с социалистическими соревнованиями. Суть социалистического соревнования заключалась в принятии рабочими целей сверх того, что было предписано в их планах работы, и в постановке задач другим в форме соглашений о социалистическом соревновании.Социалистическое соревнование приняло огромные масштабы после появления в «Правде» 29 января 1929 года ранее не публиковавшейся статьи Ленина «Как организовать соревнование». В статье, написанной в декабре 1917 года, подчеркивалась «борьба против старой привычки рассматривать меру труда … с точки зрения подчиненного». Обвиняя партийных активистов в ответственности за развитие «независимой инициативы рабочих» и избегание «стереотипных форм и единообразия, навязанных сверху», статья придала ленинскому закону продолжающуюся антибюрократическую кампанию и чистку профсоюзных активистов, связанных с Михаилом Томским. .Постановлением ЦК партии от мая 1929 года ответственность за организацию соревнований возложена на профсоюзы. Предполагалось, что руководство будет способствовать, а партийные органы контролировать процесс. Рабочие, записавшиеся в отряды, участвовавшие в социалистическом соревновании и добившиеся хороших результатов, получили звание ударников. Их хвалили на досках общественного почета, в газетах и ​​на собраниях, им оказывали привилегированное отношение в столовых и распределяли дефицитные товары, жилье и отпускные ваучеры.

Подъем стахановского движения в 1935 году снизил престиж звания ударника, и он почти исчез в конце 1940-х — начале 1950-х годов, только чтобы снова появиться на поверхности под видом ударников коммунистического труда. Примерно с десяти миллионов в 1966 году количество таких рабочих увеличилось до 17,9 миллиона в 1971 году и до 24 миллионов (или 26 процентов всех наемных рабочих) к 1975 году. В постсталинскую эпоху это происходило как функция ответственности, возложенной на профсоюзов низшего звена, комсомола и партийных чиновников за осуществление лидерства и фиксацию прогресса в соответствии с заранее установленными бюрократическими принципами. Рабочие, стремящиеся получить пользу от этих организаций и / или продемонстрировать свою пригодность для продвижения в свои ряды, согласились с игрой.

Новый пятилетний план Китая по борьбе с изменением климата не поможет

В пятницу Китай опубликовал проект резюме своего 14-го пятилетнего плана, важнейшего документа, который не только направляет экономическое развитие страны, но и имеет огромные последствия для глобальных выбросов углекислого газа и изменения климата.

Цели по выбросам на 2025 год нового плана отражают продолжающееся противоречие между краткосрочными и долгосрочными целями Китая в области климата.

В долгосрочной перспективе Китай заявил о твердой приверженности делу борьбы с изменением климата. Президент Си Цзиньпин удивил мир в сентябре прошлого года, объявив, что Китай будет стремиться достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Климатологи призвали страны достичь этой цели к 2050 году, но это все же был значительный шаг вперед для Китая — впервые страна взяла на себя какое-либо официальное обязательство свести к нулю свои выбросы.

И все же, даже когда Си сделал это заявление, выбросы CO2 в Китае росли.Как и во всем остальном мире, пандемия первоначально вызвала резкое падение экономической активности в Китае в начале 2020 года. Но после быстрого установления контроля над пандемией в пределах своих границ китайское правительство направило стимулирующие доллары в сильно загрязняющие окружающую среду строительный и производственный секторы, поддерживая темпы роста экономики. производство стали и цемента. В результате выбросы Китая в 2020 году выросли примерно на 1,5 процента, даже с учетом первоначального падения.

«Восстановление экономики Китая после пандемии до сих пор было совсем не зеленым», — сказал Ли Шо, старший советник по глобальной политике Гринпис Восточной Азии на пресс-конференции в понедельник.

Теперь, когда объявлены целевые показатели 14-го пятилетнего плана, китайское правительство сигнализирует о том, что рост выбросов в стране, вероятно, немного замедлится по сравнению с предыдущими месяцами, но, по мнению аналитиков, продолжится как минимум в течение следующих пяти лет.

С одной стороны, растущий акцент на зеленом развитии в планах Китая, а не исторический упор на ВВП, показывает, что Коммунистическая партия видит сильную национальную заинтересованность в сокращении выбросов с течением времени.Однако эти последние климатические цели не достигают уровня, которого требует глобальный научный консенсус.

Давайте посмотрим, где Китай должен быть к 2025 году, чтобы соответствовать целям Парижского соглашения, и почему он все еще медлит с действиями по борьбе с изменением климата.

Недостаток климатических амбиций 14-й пятилетки

14-й пятилетний план содержит ряд ключевых климатических целей, которыми страна будет руководствоваться в ближайшие годы. В совокупности эти цели предполагают, что Китай будет продолжать предпринимать меры по борьбе с изменением климата, но они не представляют собой новую эру великих устремлений.

«В качестве первого пятилетнего плана после того, как Китай взял на себя обязательства по достижению углеродной нейтральности к 2060 году, 14-й FYP должен был продемонстрировать сильные климатические амбиции. Однако представленный сегодня проект плана, похоже, не оправдывает ожиданий », — сказал Чжан Шувэй, главный экономист Draworld Environment Research Center, консалтинговой фирмы в Пекине. «Международное сообщество ожидало, что климатическая политика Китая будет« скачкообразной », но на самом деле она все еще« ползет ».

Видные китайские защитники климата надеялись, что план может прояснить, когда именно Китай планирует пик выбросов углерода и на каком уровне, установив «углеродный потолок».Вместо этого в плане используется более запутанная метрика, включенная в предыдущие планы, — сокращение «углеродоемкости», то есть выбросов углерода на единицу ВВП. Эта цель была установлена ​​на уровне 18 процентов, как и в предыдущей пятилетке.

Обычно правительство также устанавливает годовой целевой показатель роста ВВП на пятилетний период, который можно использовать для обратного расчета абсолютного роста выбросов. Но в этом году, вероятно, из-за сохраняющейся неопределенности, связанной с восстановлением мировой экономики после пандемии, Китай поставил только годичную цель по росту ВВП более чем на 6 процентов.

В совокупности эти две цели предполагают, что выбросы в Китае в этом году будут продолжать расти, по крайней мере, на 1,9 процента. По подсчетам Чжана , если ВВП будет расти не менее чем на 3,9 процента в год в следующие четыре года, выбросы Китая могут продолжать расти медленными темпами, но при этом будут соответствовать новому целевому показателю по сокращению углеродоемкости.

В наихудшем сценарии, если Китай продолжит энергоемкое восстановление после пандемии и рост ВВП будет стремительно расти в течение нескольких лет, рост выбросов может даже ускориться после замедления в течение предыдущих пяти лет, считает Лаури Мюллювирта, ведущий аналитик компании Центр исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA), международный аналитический центр по вопросам окружающей среды.(Выбросы углерода в Китае ежегодно росли примерно на 1,7 процента за последние пять лет.)

Он также отметил, что одна из других ключевых климатических целей Китая, ограничение на общее потребление энергии, не была включена в этот последний план, что снимает барьер для роста выбросов.

Что это означает для глобальных климатических целей? Согласно совместному исследованию, опубликованному Азиатским институтом политики общества и Climate Analytics в ноябре, Китаю необходимо как можно скорее и, конечно, к 2025 году достичь пика своих выбросов, чтобы соответствовать Парижскому соглашению.В настоящее время Китай взял на себя обязательство достичь пика выбросов до 2030 года.

Другая основная цель в области климата из 14-й пятилетки выглядит немного более обнадеживающей. Китай поставил несколько более смелую цель в области возобновляемых источников энергии: к 2025 году 20 процентов его энергии должно поступать из неископаемых источников. выросла с с 12,3 до 15,9 процента.

Однако, опять же, это не полностью соответствует долгосрочным целям Китая в области климата и Парижскому соглашению.Согласно анализу CREA, Китаю необходимо получать 25 процентов своей энергии из неископаемых источников к 2025 году, чтобы встать на прямой путь к достижению своей цели на 2060 год.

Таким образом, в целом эти целевые показатели предполагают умеренный прогресс со стороны крупнейших мировых производителей выбросов в ближайшие годы. Однако стоит отметить, что исторически поставленные в пятилетних планах экологические цели были перевыполнены. Все из климатических целей 13-й пятилетки были перевыполнены.

«Принимая во внимание привычку Китая к недостаточным обязательствам и перевыполнению пятилетних планов, мы надеемся, что эти цели будут застрахованы от резкого увеличения выбросов в атмосферу», — сказал Ли из Гринпис Восточной Азии.«Но чтобы справиться с климатическим кризисом, Китаю необходимо снизить рост выбросов до гораздо более медленного уровня и сгладить кривую выбросов в начале предстоящего пятилетнего периода».

В этом году Китаю предстоит пройти новые испытания своих климатических амбиций

Хотя 14-й пятилетний план является важным показателем приверженности Китая решению проблемы изменения климата в ближайшей перспективе, намерения страны будут уточнены в ближайшие месяцы.

Как обычно, к концу года Китай также опубликует конкретные пятилетние планы по энергетике и электричеству, и впервые Министерство экологии и окружающей среды опубликует пятилетний план по климату и план по выбросам. пиковый план.Эти планы предоставят более подробную информацию о некоторых из основных нерешенных вопросов, которые будут определять выбросы Китая.

Самый большой вопрос остается, изменит ли Китай потребление угля, которое немного увеличилось в прошлом году даже во время пандемии. Экологи все больше беспокоятся, поскольку Китай построил 38,4 гигаватт новых угольных электростанций только в 2020 году — это три четверти новых угольных построек в мире.

То, что происходит на международном уровне, также может сыграть роль в формировании выбросов в Китае.Администрация Байдена пообещала подтвердить глобальное лидерство США в области изменения климата и планирует провести глобальный климатический саммит в День Земли в апреле. Накануне администрация сообщила, что поставит новую, более амбициозную цель на 2030 год для США.

Это потенциально могло бы освободить Китай для достижения своих целей до 2030 года. В декабре президент Си объявил новые цели, которые, по мнению экспертов, были недостаточно высокими. Однако они еще не были формализованы в соответствии с Парижским соглашением, поэтому у Китая все еще есть возможность сделать свои цели более агрессивными к крайнему сроку: следующий большой раунд переговоров ООН по климату состоится в ноябре в Глазго, Шотландия.

Но учитывая продолжающуюся напряженность в отношениях между США и Китаем, аналитики не уверены, насколько тесно две страны смогут сотрудничать по вопросам изменения климата.

На данный момент 14-й пятилетний план показал, что Китай еще не готов гораздо более пристально следить за изменением климата в ближайшем будущем.

«Это привело к битве между этими двумя сторонами прохода», — сказал Ли, указав на разделение между сторонниками непрерывного промышленного роста и теми, кто борется за климатический прогресс в Китае.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.