Все герои сказки Пушкина о мертвой царевне
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о мёртвой царевне и о семи богатырях представлено множество героев.
Положительные герои
1. Молодая царевна (дочь царя)
Обладает невероятной красотой, но не гордится ею. Очень добрая, скромная, порядочная и приветливая со всеми. За это ее все любят.
2. Королевич Елисей
Жених царевны, который в одиночку отправился на поиски своей возлюбленной. Им движут только светлые чувства, и он очень переживает из-за своей потери.
3. Семь богатырей
Приютили девушку в своем доме и спасли ее от смерти в лесу. Очень полюбили девушку. С уважением приняли ее отказ выходить за одного из них замуж.
Отрицательные герои
1. Царица (мачеха)
Красива собой, но имеет скверный характер. Она очень злая, завистливая, именно она решила погубить девушку.
Нейтральные герои
1.
Служанка является нейтральным персонажем, хотя это она подарила отравленное яблоко царевне. Ее заставили погубить девушку, пригрозив ей пытками (рогаткой).
2. Нищая черница
Старуха, которая по приказу злой царицы, подарила отравленное яблоко молодой девушке.
3. Царь
Царь женился во второй раз на злой царице. Он очень переживает о пропавшей дочери.
4. Зеркальце
Волшебное зеркало отвечало на вопросы злой мачехи.
Герои-помощники
1. Пёс Соколко
Пес всячески пытался предупредить девицу о злых намерениях зашедшей старушки. И в конце сам съел отравленное яблоко, чтобы оно не досталось никому.
2. Солнце
Солнце помогало Королевичу Елисею искать царевну.
3. Месяц
Месяц также оказывал помощь в поиске девушки. Именно он направил Елисея к ветру.
4. Ветер
Ветер рассказал Королевичу, где находится его невеста.
А. С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”
Тест “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкин
1. Кто является автором «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»:
а) Пушкин +
б) Некрасов
в) Толстой
2. Царица родила дочь:
а) на пасху
б) в сочельник +
в) в рождество
3. Царица умерла, потому что:
а) не снесла радости
б) не вынесла горя
в) не снесла восхищенья +
4. Царь женился второй раз:
а) через год +
б) через три года
в) через два года
5. У новой царицы было:
а) волшебная палочка
б) трюмо
в) зеркальце +
а) Алексей
б) Елисей +
в) Моисей
7. Какое свойство имело зеркальце у новой жены царя:
а) умело выполнять желания
б) умело светиться ярким светом
в) умело говорить +
8. Из-за чего злая царица так сильно рассердилась на зеркало:
а) оно похвалило не её, а царевну +
б) оно промолчало в ответ
в) оно похвалило её не слишком броско
9. Приданое царевны – это:
а) полцарства
б) три губернии
в) семь торговых городов да сто сорок теремов +
10. Как обзывает царица своё зеркало:
а) Ах ты, грязная стекляшка!
б) Ах ты, мерзкое стекло! +
в) Ах ты, гадкое стекло!
11. Какое слово пропущено в строке «Мать … сидела Да на снег лишь и глядела»:
а) брюхатая +
б) пузатая
в) весёлая
12. Рассердившись, царица бросила зеркальце:
а) Белавка
б) Чернавка +
в) Желтавка
13. Что решила злая царица сделать с царевной:
а) отправить её в лес и связать на съедение волкам +
б) изуродовать ей лицо
в) тайно сбросить её в бездну вод
14. Как поступила Чернавка с царевной при её просьбе помиловать её:
а) отпустила, не связала +
б) отвезла её за тридевять земель
в) всё-таки связала её
15. На что набрела царица, до зари в лесу гуляя:
а) на терем +
б) на дворец
в) на город
16. Кто нагрянул в терем, после как царевна прибралась и тихонько улеглась:
а) семь гномов
б) семь богатырей +
в) злая старица
17. Почему царевна отказалась идти в жёны к одному из семи богатырей:
а) не могла выбрать одного, все были равны по могучести своей
б) ей совершенными не казались
в) уже была невестой +
18. Как злая царица узнала о том, что Чернавка её обманула:
а) Чернавка ей об этом рассказала
б) зеркальце доложило ей правду о том, что по-прежнему не она на свете всех милее +
в) она сама пошла в лес и обнаружила там царевну
19. Почему собака не хотела подпускать к терему нищую черницу:
а) она же всё-таки собака, посторонних в терем не пускала
б) защищала царевну от чужих и нищих
в) чтобы та не передала царевне яблоко, наполненное ядом +
20. Что стало с царевной, после как поела яблоко:
а) бросив терем наутёк, молвила, что дар не впрок
б) головой на лавку пала, тиха, неподвижна стала +
в) за горло ухватилась, пала, еле шевелилась
21. Как богатыри поступили с царевной, обнаружив её мёртвой:
а) положили в хрустальный гроб и отнесли на пустую гору +
б) похоронили под землёй
в) никуда не отнесли и молились, не переставая
22. Как ответило зеркальце злой мачехе в очередной раз:
а) что по-прежнему царевна всех милее, румянее, белее
б) что теперь она на свете всех милее, румянее, белее +
в) ничего не ответило
23. Как ответило красно солнце Елисею на вопрос о его невесте:
а) оно царевну видело живой
б) оно царевну видало, но не слыхало
в) что оно царевны не видало +
24. Что ответил месяц Елисею о царевне:
а) он её увидел, но не помнит, где
б) он её не видел +
в) он подсказал Елисею, где находится царевна
25. Как царевичу ответил ветер насчёт невесты:
а) ничего не ответил, пронёсся мимо
б) сказал, что её не встречал
в) он точно подсказал ему местоположение невесты +
26. Как догадались хозяева дома, что это была царевна:
а) по осанке
б) по речи +
в) по одежде
27. От какого угощения отказалась царевна:
б) от медовухи
в) от водки
28. Царевна жила у хозяев терема:
а) в передней комнате
б) в темнице
в) в светлице +
29. Старушонка отдала царевне:
а) яблоко +
б) апельсин
в) грушу
30. Что сделали тотчас королевич с невестой после похоронения умершей царевны:
а) стали скорбить по умершей царевне
б) свадьбу учинили +
в) разошлись по домам и жили они долго и счастливо
Тест “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкин
1. Кто является автором «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»:
а) Пушкин
б) Некрасов
в) Толстой
2. Царица родила дочь:
а) на пасху
б) в сочельник
в) в рождество
3. Царица умерла, потому что:
а) не снесла радости
б) не вынесла горя
в) не снесла восхищенья
4. Царь женился второй раз:
а) через год
в) через два года
5. У новой царицы было:
а) волшебная палочка
б) трюмо
в) зеркальце
6. Жениха царевны звали:
а) Алексей
б) Елисей
в) Моисей
7. Какое свойство имело зеркальце у новой жены царя:
а) умело выполнять желания
б) умело светиться ярким светом
в) умело говорить
8. Из-за чего злая царица так сильно рассердилась на зеркало:
а) оно похвалило не её, а царевну
б) оно промолчало в ответ
в) оно похвалило её не слишком броско
9. Приданое царевны – это:
а) полцарства
б) три губернии
в) семь торговых городов да сто сорок теремов
10. Как обзывает царица своё зеркало:
а) Ах ты, грязная стекляшка!
б) Ах ты, мерзкое стекло!
в) Ах ты, гадкое стекло!
11. Какое слово пропущено в строке «Мать … сидела Да на снег лишь и глядела»:
б) пузатая
в) весёлая
12. Рассердившись, царица бросила зеркальце:
а) Белавка
б) Чернавка
в) Желтавка
13. Что решила злая царица сделать с царевной:
а) отправить её в лес и связать на съедение волкам
б) изуродовать ей лицо
в) тайно сбросить её в бездну вод
14. Как поступила Чернавка с царевной при её просьбе помиловать её:
а) отпустила, не связала
б) отвезла её за тридевять земель
в) всё-таки связала её
15. На что набрела царица, до зари в лесу гуляя:
а) на терем
б) на дворец
в) на город
16. Кто нагрянул в терем, после как царевна прибралась и тихонько улеглась:
а) семь гномов
б) семь богатырей
в) злая старица
17. Почему царевна отказалась идти в жёны к одному из семи богатырей:
а) не могла выбрать одного, все были равны по могучести своей
в) уже была невестой
18. Как злая царица узнала о том, что Чернавка её обманула:
а) Чернавка ей об этом рассказала
б) зеркальце доложило ей правду о том, что по-прежнему не она на свете всех милее
в) она сама пошла в лес и обнаружила там царевну
19. Почему собака не хотела подпускать к терему нищую черницу:
а) она же всё-таки собака, посторонних в терем не пускала
б) защищала царевну от чужих и нищих
в) чтобы та не передала царевне яблоко, наполненное ядом
20. Что стало с царевной, после как поела яблоко:
а) бросив терем наутёк, молвила, что дар не впрок
б) головой на лавку пала, тиха, неподвижна стала
в) за горло ухватилась, пала, еле шевелилась
21. Как богатыри поступили с царевной, обнаружив её мёртвой:
а) положили в хрустальный гроб и отнесли на пустую гору
в) никуда не отнесли и молились, не переставая
22. Как ответило зеркальце злой мачехе в очередной раз:
а) что по-прежнему царевна всех милее, румянее, белее
б) что теперь она на свете всех милее, румянее, белее
в) ничего не ответило
23. Как ответило красно солнце Елисею на вопрос о его невесте:
а) оно царевну видело живой
б) оно царевну видало, но не слыхало
в) что оно царевны не видало
24. Что ответил месяц Елисею о царевне:
а) он её увидел, но не помнит, где
б) он её не видел
в) он подсказал Елисею, где находится царевна
25. Как царевичу ответил ветер насчёт невесты:
а) ничего не ответил, пронёсся мимо
б) сказал, что её не встречал
в) он точно подсказал ему местоположение невесты
26. Как догадались хозяева дома, что это была царевна:
а) по осанке
б) по речи
в) по одежде
27. От какого угощения отказалась царевна:
а) от вина
б) от медовухи
в) от водки
28. Царевна жила у хозяев терема:
а) в передней комнате
б) в темнице
в) в светлице
29. Старушонка отдала царевне:
а) яблоко
б) апельсин
в) грушу
30. Что сделали тотчас королевич с невестой после похоронения умершей царевны:
а) стали скорбить по умершей царевне
б) свадьбу учинили
в) разошлись по домам и жили они долго и счастливо
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
17 ноября 1833 года в
Болдино великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин окончил работу над «Сказкой о мертвой царевне и о
семи богатырях». Нет
такого человека, который бы не знал сказок Пушкина. Это первые наши книги. Ещё
не умея читать, мы их с восторгом слушали и запоминали, как солнечный луч они
вошли в наше детство. По-настоящему
мудр тот, кто не расстаётся с пушкинскими сказками всю жизнь, потому что их
красотой не устаёшь любоваться, а глубину постигаешь лишь с годами, житейским
опытом.
Сюжет, взятый Пушкиным за основу «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», имеет глубокие исторические корни – вариации на его тему встречаются в сказках у многих народов. Например, в народной немецкой сказке «Белоснежка и семь гномов», которую литературно обработали братья Гримм. Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Но поэт создает свою неповторимую историю. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Именно Пушкину удалось создать поэтический гимн красоте души, непобедимой чистоте помыслов и веры в светлое истинное чувство.


Василий Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Александр Сергеевич – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». Кто выиграл спор, трудно сказать. И «Спящая царевна», и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» – по-своему неповторимы и прекрасны.
Жуковский взял за основу литературные сказки – «Царевна-шиповник» братьев Гримм и «Спящая красавица» французского писателя Шарля Перро, объединил оба варианта и переложил стихом. Он ввёл в свою сказку некоторые русские народные черты. Но все же, в ней чувствуется стилистическая близость к французскому источнику: во-первых, образ феи-колдуньи не характерен для русских сказок; во-вторых, рак-предсказатель – вообще не русский образ; в-третьих, преобладают романтические мотивы и элементы. Используя сюжет, аналогичный сюжету немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов», Пушкин учитывает национальный характер сказочных персонажей и отражает колорит русской сказки.

Сам Жуковский, умевший понимать и ценить прекрасное, рано осознал, что ему предстоит уступить дорогу гению Пушкина. Известно, что в день, когда Пушкин закончил свою первую поэму «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет, на оборотной стороне которого рукой великого представителя романтизма была написана историческая фраза – «Победителю ученику от побеждённого учителя».
{{#if avg_work_mark}}
{{avg_work_mark}}
({{analog.![]() |
{{#if user_id}}
{{#if analog.work_mark}}{{analog.work_mark}}{{else}}-{{/if}} |
{{/if}}
{{analog.responses_count}} отз. |
Спектакль в Москве Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Кира ехала на спектакль по сказке Пушкина в довольно скептическом настроении: эту сказку она уже видела дважды на театральных подмостках и знает ее почти наизусть. «Ну вот чем меня можно удивить?»
Но после начала спектакля «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» в Московском театре кукол сомнения испарились) Мало кому могут не понравится прекрасная Царица и ее дочь, а уж, когда подросла Царевна, так вообще загляденье. Мне лично нравилось наблюдать за Мачехой, пусть она и отрицательный герой в этой сказке,: как актеры управляют куклой и озвучивают ее. Злючка и скандалистка получилась отменная! Восхищаюсь! Мне, как зрителю, было видно, как актеры-кукловоды смотрят на кукол как на своих коллег по спектаклю.
Думаю, в этом спектакле больше всего полюбились всем Богатыри. Огромные маски-лица; у кого усы шевелились смешно, у кого глаза туда-сюда, а кто рот открывает. Очень классные, сильные и веселые получились)) А как актеры ловко с эти огромными масками управлялись — для меня загадка.
Чернавка явно подрабатывает где-то в спектакле в стиле хоррор. Шучу, конечно) Но она реально получилась очень страшная; мы сидели на третьем ряду, а ее качающаяся голова нависала на первыми рядами и было очень неуютненько. Но задумка и реализация — класс! М.б. театру пора подумать о спектакле-хорроре. Модная нынче вещь.
Вот королевича Елисея хотелось бы видеть чуть помужественнее. Шире в плечах, с мужественным взглядом в очах. В общем мне видится младший брат Богатырей или на Царя чем-то похожим) Но, возможно, задумка создателей спектакля в том, чтоб он был подстать Царевне?
О, ещё хотела рассказать как в спектакле показали «Вся белешенька земля»! Белая летящая над зрителями органза вызвала восхищение зрителей)) Очень красиво и оригинально!
Декорации, как всегда великолепны! Смотрю спектакль и всегда удивляюсь: как так они сделаны: раз-два и Царевна на крыльце терема; три-четыре и она входит в светлую горницу.
Отдельно хочу рассказать про программку к спектаклю. Конечно, на развороте сразу «радует» портрет Чернавки, а на заднем развороте изображены братья-Богатыри.
Внутри есть Словарь устаревших и малоупотребляемых слов и выражений. Очень полезно)
Вечная классика! Сказки Пушкина — это такое произведение, которое можно смотреть бесконечно на различных театральных сценах. Тем более перед создателями спектакля стоит архисложная задача: привнести что-то своё в это всемирноизвестное произведение. На мой взгляд, Московский театр кукол справился с этой задачей на все 100% Впрочем, как всегда))
Рекомендую!
Сказка о мертвой принцессе и семи богатырях
Это русское стихотворение Александра Пушкина представляет собой интересную версию «Белоснежки». Написанная в 1833 году, у Пушкина был французский перевод братьев Гримм, так что получается, что «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была его переработкой сказки. Полный текст можно прочитать здесь, а ниже приведен отрывок.
Эта версия намного романтичнее. Вместо того, чтобы Принц (тревожно) жаждал трупа, этот Принц уже был помолвлен с Принцессой и провел время ее исчезновения в поисках ее.Принцесса живет с семью рыцарями, которые, несмотря на то, что влюблены в нее, относятся к ней с величайшим уважением, и она остается верной своему суженому.
Кроме того, принцесса в этом стихотворении кажется менее глупой, потому что нет предостережения против разговоров с кем-либо, что она ломает; и вместо того, чтобы принимать подарки от той же женщины, которая уже пыталась ее отравить, ее единственным взаимодействием с мачехой было обмен хлеба на яблоко. (На самом деле, некоторые из этих особенностей позже станут частью диснеевской версии, например, предыдущий роман между принцем и принцессой и один эпизод искушения вместо трех).Иллюстрации Чарльза Робинсона
Царица, пора уходить,
Поболтала со своим зеркалом:
«Кто на свете прекрасней всех
И красота редчайшей?»
Что тогда ответило стекло?
«Ты прекрасна, я не могу отрицать.
Но Принцесса прекраснейшая
И ее красота редчайшая.»
Вверх прыгнула гордая Царица.
По столу как бухала,
Сердито по зеркалу хлопала,
Каблуком в ярости стучала!
«О ты, омерзительное зеркало,
Врать смело, как медь!
По какому праву она мне соперница?
Такую юную глупость Я обуздаю.
Вот и выросла — мне назло!
Неудивительно, что она такая белая:
С пухлой матерью, глядящей
На этот снег — что тут удивительного!
Теперь послушайте, объясните мне
Как она может быть красивее?
Пушкинская сказка о мертвой царевне Семь богатырей — Векторная картинка [47148293]
Эта стоковая иллюстрация под названием «Пушкинская сказка о мертвой царевне Семь богатырей»[47148293] включает теги: принцесса, книга, вектор.Автор статьи orensila (№313873). Доступны размеры от S до XL, включая Vector, а цена начинается от 5 долларов США. Вы можете загрузить образцы данных с водяными знаками (композиции изображений), проверить качество изображений и использовать Lightbox после регистрации бесплатно.
Увидеть все
Пушкинская сказка о мёртвой царевне Семь богатырей
Предварительный просмотр обрезки Закрыть предварительный просмотр обрезки- 1:1
- 4:3
- 4:5
(8:10) - 3:2(6:4)
* Вы можете перемещать изображение, перетаскивая его.
Причины рекомендовать план подписки на изображения
Хорошее соотношение цены и качества План подписки на изображения
позволяет пользователям загружать элементы всего за 0,27 доллара США.
Доступен любой размер и формат
Вы можете скачать любой размер от S до XL, включая векторные изображения.
Неиспользованные загрузки не пропадут.
Незагруженная часть может быть перенесена на определенный период, начиная со следующего месяца, до максимального предела переноса.
Кто выполнял поручения злой королевы? «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Пушкин
Великий русский фокусник и волшебник стихосложения Александр Сергеевич Пушкин создал невероятно большое количество произведений, среди которых можно выделить его творчество для детей. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», являясь поучительным и поучительным повествованием, позволяет рассмотреть несколько интересных сторон наследия великолепного русского поэта.
Веселый анализ
Чтобы не вдаваться в скучный литературный разбор, попробуем ответить на такой, казалось бы, простой вопрос о том, кто выполнял поручения злой королевы. Первый взгляд дает понять, что эта простая задача может ввести в заблуждение даже достаточно начитанного человека. Видимо, все дело в том, что эти знаменитые сказки Пушкина мы читали еще в детстве. И вряд ли кто-нибудь, достигший совершеннолетия и тесно не связанный с литературоведением, обращается к этим источникам поистине великого удовольствия от купания в колодце этого русского литературного языка.И ведь мы их перечитываем вместе с подрастающим поколением, но просим вспомнить, кто выполнял поручения злой королевы, все равно без помощи поисковика не ответим.
Творчество Пушкина
Многие русские исследователи поражаются простоте и в то же время богатству лексики и стиля Пушкина. Что и говорить, это самородок, посвятивший свою жизнь великому делу, выложенному, видимо, не прилагая никаких усилий. Однако и здесь мы часто жестоко ошибаемся.Творчество писателя редко оценивается с точки зрения нервного напряжения в поиске сочетаний, связывании несвязанного, следовании основной линии, улавливании убегающего и растекающегося во все стороны потока сознания, как это теперь ловко называется.
Вот так и надо относиться к этому. Вот не исключение в этом отношении и сказка Пушкина о мертвой царевне. Если смотреть с точки зрения маленького читателя, который выучивает свои первые слова родного языка и улавливает от него свои первые замечательные понятия, то ему можно только позавидовать.Как долго еще ждать чудес на этом тернистом и интересном пути знакомства с родным языком.
Ответить
Но мы отклонились от темы. Так кто же выполнял поручения злой королевы? Ну, конечно, Чернавка. И должен признать, что многие люди не находят ответа на этот вопрос, подсказывает ему та же строка поисковика. Конечно, потом хочется прочитать с ребенком сказку и вернуться в то далекое беззаботное детство. И, надо сказать, удовольствия от освоения источника не меньше, чем в те прекрасные молодые годы!
И не столько ради ответа и логики мы читаем классиков, сколько для того, чтобы вкусить вкусных плодов этого читательского наслаждения освоением этих даров чудовищ в литературной лавке.Поэтому на пути опознания данных всегда можно получить массу мимолетных радостей, о которых, вроде, и следует иногда задумываться просвещенному читателю.
Заключение
Отвечая на вопрос о том, кто выполнял поручения злой царицы из пушкинской сказки о богатырях, мы вдруг выяснили, что даже не вредно перечитывать время, высеченное в граните. Старый, добрый и вечный. Произведение великого писателя дает нам повод еще раз задуматься о силе и могуществе русского языка и его прекрасных певиц.Поэтому знать свои корни и обращаться к ним в момент интереса, это того стоит. Это даст прилив новых сил, которые потребуются для того, чтобы суметь прорваться сквозь рутину будней, с которыми так часто приходится сталкиваться.
Среда, 5 февраля |
|
7:30 |
Что Интернет знает о вас? Кампус Капиолани, Библиотека Ламы |
9:00 |
Деловое администрирование Заключительный устный Кампус Маноа, Колледж Шидлера, Комната A301 |
11:00 |
220 Ресторан Гриль Кампус Капиолани, кафетерий Огайа |
12:00 |
Ноэное Сильва: Сила пера со стальным наконечником Кампус Маноа, Библиотека Гамильтона, 2550 McCarthy Mall |
12:00 |
Экономическая война с Китаем: ярость и безрассудство Кампус Маноа, Мур-холл, комната 109, Гавайский университет в Маноа |
13:00 |
Информационная встреча по обучению за рубежом — Лето во Флоренции, Италия Кампус Маноа, Сельскохозяйственная наука 220 |
14:00 |
Информационная встреча по обучению за рубежом — Лето в Севилье, Испания Кампус Маноа, Сельскохозяйственная наука 220 |
15:00 |
Веб-семинар о здоровом образе жизни выпускников Кампус Маноа, вебинар |
15:00 |
Час кофе для студентов ЛГБТК+ Кампус Маноа, ZOOM ID: 202 052 344 |
15:30 |
Семинар по атмосферным наукам Кампус Маноа, Здание морских наук, MSB 100 |
15:30 |
Показ и обсуждение фильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Кампус Маноа, 252 Мур Холл |
17:00 |
Год перерыва Кампус Маноа, Вебстер Холл, Комната 104 |
18:00 |
Чрезвычайная климатическая ситуация: свежий взгляд на величайшую проблему человечества Кампус Маноа, Аудитория художественного здания |
Характеристики героев из сказки о мертвых.

Муниципальное учреждение образования
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
г. Брянск
Конспект урока литературы
в 5 классе
Главные герои «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
подготовлено
Брянск
Цели: 1) осмыслить содержание сказки;
2) познакомить учащихся с литературными терминами сравнения и антитезы;
3) развивать умение составлять сравнительную характеристику героев сказки;
4) развивать связную речь учащихся.
Оборудование: портрет, текст «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», иллюстрации учащихся к сказке, кроссворд по содержанию сказки, Толковый словарь русского языка, под ред. Словарь литературных терминов под ред.
План урока
1. Оргмомент.
2.Подготовка к восприятию темы.
3. Проверка домашнего задания (конспект сказки).
4. Работа над новой темой.
А) Образ матери принцессы.
Б) Образ мачехи.
С) Образ принцессы.
Г) Работа с иллюстрациями.
Д) Кроссворд по содержанию сказки.
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия (заполнение анкеты).
Во время занятий
1. Организационное время.
2. Подготовка к восприятию темы.
Учитель Ребята, а были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вы искренне мечтали о волшебстве, чудесах?
Каждый из нас верит, что все будет хорошо, добро победит, а зло будет наказано. А в каких произведениях это всегда бывает?
Студент В сказках.
Учитель Запишите тему урока «Основные образы в сказке о мертвой царевне и семи богатырях». »
Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?
Студент Продолжим знакомство со сказкой, уделим особое внимание основным образам в произведении, выделим в них общие и разные черты.
Учитель Сначала ответьте на несколько вопросов, которые группа учащихся подготовила на основе материала предыдущего урока.
Ученики
1) В каком году ты родился? (1799 год)
2) Расскажите о его родителях.(Отец — майор в отставке Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать — Надежда Осиповна — внучка любимца Петра Великого Ганнибала.)
3) Благодаря кому из-под пера Александра Сергеевича вышло огромное количество сказок? (Спасибо няне Арине Родионовне Яковлевой.)
4) Что такое сказка? Определите жанр. (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.)
5) Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, бытовые, волшебные.)
6) Чем литературная сказка отличается от народной? (Литературная сказка – народная сказка, переработанная автором. )
3. Проверка домашнего задания.
Учитель А теперь давайте проверим, какой план развития сюжета сказки вы составили дома.
Ученики Схема сюжета
1. Возвращение короля, рождение дочери, смерть королевы.
2. «Король женился на другой.»
3. «А юная княгиня… тем временем росла…»
4. «А принцесса все милее…»
5. «…вот сквозняк в лес пошел…»
6. «Будь нашей дорогой сестрой».
7. «Злая королева… заложила или не жить, или погубить царевну».
8. «…по двору с палкой ходит нищенка голубая…»
9. «Взял яблоко в руки».
10. «Здесь положили в гроб хрустальный труп юной принцессы…»
11. «А тем временем царь Елисей скачет по свету за своей невестой».
12. «Гроб разбили. Дева вдруг ожила. »
13. «Как только похоронили, так сразу и свадьбу сыграли».
4. Работа над новой темой
Учитель Какие композиционные приемы сказок вы знаете?
Ученики Предложение, начало, окончание.
Учитель Есть ли традиционная поговорка в «Сказке о мертвой царевне»…»: «Это не сказка, не поговорка, сказка будет впереди», «Хорошая история начинается, начинается, с Сивка, с Берка, с вещиго Каурка»?
Студент Нет
Учитель О каких событиях мы узнаем в связи со сказкой?
Студент Царь ушел, а его ждет царица, через 9 месяцев рождается дочь, царь возвращается.
Учитель Как предстает перед нами королева-мать? Соберём материал для характеристики в тексте.
Студенты
… Король простился с королевой,
Я экипировался в пути,
И королева у окна
Она села ждать его одного.
Ожидание, ожидание с утра до вечера,
Смотрит в поле, инда глаза (инда — четный)
Выглядел больным
От белой зари до ночи;
Не видеть дорогой друг !
. .. Проходит девять месяцев,
Она не отрывает глаз от поля.
… Рано утром долгожданный гость
День и ночь так долгожданный ,
Издалека наконец
Возврат король-батюшка.
Учитель Итак, давайте запишем в тетрадку, что представляет собой королева — мать принцессы.
Студент Королева, мать принцессы, верная жена, любит своего мужа и с нетерпением ждет его возвращения.
Учитель Теперь обратимся к образу царицы-мачехи. Кто такая мачеха?
Студент В толковом словаре читаем: «Мачеха – жена отца по отношению к его детям от первого брака.
Учитель В каких народных сказках мы находим историю о падчерице, которую мачеха хотела бы истребить?
Студент «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка».
Учитель Теперь наша задача усложняется. Мы не только соберем материал для характеристики мачехи, но и сравним ее с царевной-падчерицей.
Студент Диктует помощник, работавший с литературным словарем.
Запишем термин в тетрадь: «Сравнение – это образное определение предмета, понятия или явления путем сравнения его с другим. Сравнение содержит то, что сравнивается и с чем сравнивается.Сравните — найдите сходства и различия. »
Результатом сравнительной характеристики будет таблица, которую мы будем заполнять в процессе работы над изображениями. (Приложение 1)
Учитель Как выглядит королева-мачеха?
… молодец
Там действительно была королева:
Высокий, стройный, белый,
И взяла с умом и всех…
Учитель Что замечательного в описании королевы?
Студент Это внешняя красота.
Учитель Почему эта красота не нравится другим?
Студент За внешней красотой скрывается злой, упрямый, сварливый характер мачехи.
Учитель Найдите глаголы, которыми он характеризует королеву, рассказывая о ее общении с зеркалом.
Студенты читают по ролям диалог, в котором зеркало восхваляет королеву.
Обратите внимание на глаголы: «красоваться, говорила»; «Смеется», «трясется», «подмигивает», «щелкает», «вертится», «вертит рукой», «гордо смотрит».
Учитель Теперь давайте посмотрим, что за королева, когда зеркало говорит правду.
Студенты показывают реконструкцию эпизода, когда зеркало говорит правду. Действующие лица: королева-мачеха, зеркало, автор.
Учащиеся отмечают глаголы: «прыгать», «раскачиваться», «хлопать», «топать».
Учитель Какая у тебя мачеха? Запишем в графу «Различия».
Студент Мачеха злая, завистливая, гордая, своенравная, ленивая, грубая, заносчивая.У нее нет настоящих друзей, и даже зеркало, с которым она была «одна добродушная и милая», не прощает правды.
Учитель Как мачеха отомстила принцессе и что побудило ее на это?
Студент Мачеха приказала маленькой принцессе отвести принцессу в лес. И подтолкнула ее к этой «черной зависти» — злобной, коварной, преступной.
Учитель Чем закончится история злой мачехи? За что ее наказали?
Ученик «Здесь тоска забрала ее и умерла королева.Она была наказана за свое жестокое сердце.
Учитель Запишем в тетрадку: королева «жестокосердая».
Учительница Можно ли сравнивать королеву-мачеху и принцессу-падчерицу?
Студентка Да, они обе очень красивы снаружи, но принцесса все равно прекрасна внутри.
Учитель Запишем «сходство» в таблицу: царственное происхождение, красивая внешность, умная.
Мы много читаем и пишем, и нам нужно отдохнуть. Физическая подготовка.
Для того чтобы охарактеризовать образ принцессы будем искать материал по группам. Каждая группа выбирает материал по одному пункту за раз, который печатается на отдельных листах. (План характеристики изображения в Приложении 2.)
1-я группа Описание внешности принцессы и ее внутренних качеств.
… Но принцесса молода,
Тихо цветущий
Тем временем он рос, рос,
Роза — и расцвела,
Белолицый, чернобровый,
Боевой дух кротость таких…
… Принцесса гуляла по дому,
Я все почистил… (трудолюбивый)
… Она отказалась от зеленого вина;
Я только что сломал пирог
Да откусил я кусок… (воспитанный, сдержанный)
«…Что мне делать? Я невеста.
Вы все равны мне
Все смелые и умные
Люблю вас всех сердечно;
Но другому я навсегда
Дано. Все слаще мне
Принц Елисей».(верный жениху)
2 группа Отношение к принцессе других персонажей сказки:
1) Черновики:
… Та (Чернавка), любящая ее душой,
Не убивал, не привязывал,
Она отпустила и сказала:
«Не крути, бог с тобой.»
И пошла домой.
2 ) Собака Соколки :
Внезапно разозлился под крыльцом
Собака залаяла. ..
… А я только что с крыльца сошел,
Собака под ногами — и лает,
И старуху не пускает,
Как только старушка пойдет к ней,
Он, лесной зверь зол,
Старушке…
… Яблоко летит прямо…
Собака будет прыгать, визжать…
… И с принцессой на крыльце
Собака врезается ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Как у собаки болит сердце
Как будто он хочет сказать ей:
3) Семь героев:
… Братья милая девушка
Любимый…
… Перед мертвой принцессой
Братья в духовной печали
Все склонили головы…
4) Принц Елисей:
… Принц Елисей,
Усердно молиться Богу,
Идет по дороге
Для красивой души
Для молодой невесты…
… Нет, нет! Он горько плачет.
… темной ночи Элиша
Я ждал в тоске…
… Елисей, не унывая,
Я бросился к ветру, взывая.
… И про гробик милой невесты
Он ударил изо всех сил…
Группа 3 Поведение принцессы: 1) в особняке героев;
2) по отношению к окружающим ее людям.
1) В особняке героев:
… Принцесса гуляла по дому,
Я все почистил,
Она зажгла свечу Богу
Я залил печку горячей…
… Она не будет им противоречить,
Они ей не противоречат.
Так идут дни.
И она любовница
Тем временем в камере один
Собери и приготовь.
2) Отношение княгини к Чернавке:
«Моя жизнь!
Что, скажите, я виноват?
Не губи меня, девочка!
И как я буду королевой,
Я дарую тебе! »
Отношение принцессы к семи богатырям:
…И принцесса к ним сошла,
Отдал честь владельцам,
Низко поклонился в пояс,
Покраснев, она извинилась
Зачем она пришла к ним в гости,
Хотя ее и не приглашали.
Отношение к нищему голубому (монахине):
Бабушка, подожди немного, —
Кричит на нее в окно, —
Я сам буду угрожать собаке
А я тебе кое-что возьму.
С любовью присматриваясь к героине, Пушкин показывает как ее внешнюю («белолицую, чернобровую»), так и внутреннюю красоту («нрав такой кроткой», «прекрасная душа»), подчеркивает трудолюбие, внутреннее достоинство , деликатность, терпение, покладистость, искренность, верность, внутренняя непосредственность, доброта.Не случайно для поэта он «юная принцесса», «моя душа».
Учитель Итак, давайте сделаем запись в таблице. Какая принцесса?
Студентка Принцесса добрая, бескорыстная, скромная, кроткая, трудолюбивая, вежливая, простая, добродетельная.
Учитель Каких черт больше, сходства или различия? Какой прием помогает раскрыть эти образы?
Студент Больше различий, то есть изображения контрастны.
Учитель Запишем еще один термин из литературного словаря в тетрадь.
Студент Помощник, работавший с литературным словарем. «Антитезис — противопоставление слов, образов, понятий.
Учитель Дайте словесное описание одного из изображений, используя записи в таблице и примеры из текста.
Учащиеся отвечают.
4. Работа с иллюстрациями. Насколько ваши рисунки соответствуют нашим представлениям о героях? (Устный словесный рисунок.)
Чему вас научила эта сказка?
5. Кроссворд (составлен группой более сильных учащихся). (Приложение 3)
6. Конспект урока, оценка .
7. Домашнее задание:
1) выразительное чтение наизусть (по вариантам) обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру;
2) узнать термины;
3) устные характеристики изображений (по желанию).
Отражение. (Заполнение анкеты). (Приложение 4)
Приложение 1.
Сравнительная характеристика образов царицы-мачехи и царевны
Приложение 2
Схема характеристики образа принцессы
1. Описание внешности принцессы и ее внутренних качеств.
2. Отношение к ней других персонажей сказки:
А) Сквозняки;
Б) собака Соколки;
В) семь богатырей;
Г) князь Елисей.
3. Поведение принцессы:
А) в особняке героев;
B) по отношению к окружающим ее персонажам.
Приложение 3. Кроссворд.
Ответив на вопросы по горизонтали, получите название волшебного предмета из сказки.
1. «Черный… полный». (зависть)
2. Имя принца. (Елисей)
3. Кто повел принцессу в лес? (Черновик)
4. Положение любимой принцессы.(Королев)
5. В каких родственных отношениях были герои? (Братья)
6. К кому относятся слова «Ты ходишь по небу круглый год»? (Солнце)
7. Имя собаки? (Соколько)
8. Волшебный предмет в сказке? (Зеркало)
Приложение 4. Анкетный лист.
1.Что вызвало интерес на уроке?
3. Положительный момент урока.
4. Отрицательный момент урока.
5. Поставьте себе оценку за работу на уроке.
6. Какой урок тебе пригодится в жизни?
Список использованной литературы
1., ев. Разработка урока по литературе. 5 класс. – М.: «ВАКО», 2003.
2. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Через 2 часа. Автор-составитель и др. — М.: «Образование», 2009.
3.,. Толковый словарь русского языка. — М .: «Образование», 2009.
4. . Словарь литературоведческих терминов. — М.: «Образование», 2000.
Бибалаева Фатима
В работе представлен материал, характеризующий героев и их поступки с точки зрения их внешней и внутренней сущности.
Скачать:
Предпросмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
г. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Школьная научно-практическая конференция
«Познаем мир — 2016»
Противоречия
Между внешней и внутренней сущностью героев
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» автор А. С. Пушкин.
Руководитель: Шестакова Валентина
Николаевна, «Почетный работник
Образования Российской Федерации», учитель русского языка
И литературы.
г. Железная дорога,
2016 год
- Введение.
- Основная часть
- Фольклорные мотивы в сказке.
- Главные героини сказки как противоборствующие силы.
- Фрагмент иллюстрации.
- Чернавка и голубая дама — две героини, два персонажа.
- Роль авторских пометок в сказке.
- Отход от фольклорных традиций — способ создания положительных персонажей.
- Всепобеждающая сила любви.
- Заключение.
- Библиография
Введение.
Известно, что сказки Пушкин писал в период с 1830 по 1834 год, то есть в годы своей поэтической зрелости. Он писал для взрослых, а не для детей. (2-194)
Пушкин — «моралист», «пора сказать это слово», — сказала Ахматова.Он также выступает в роли «моралиста» и проповедника в своих сказках. В них излагался нравственный кодекс, который почитал Пушкин, в который он верил. (1-256)
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, хотя и следует распространенному фольклорному сюжету, произведение удивительно содержательно. В ней и по-пушкински лаконичные, но емкие и выразительные характеры, и тесное переплетение жизненной правды и фантазии, и десятки смысловых оттенков в развитии сюжета, и удивительные стихи, красивые, мелодичные, сочные, и тонкая ирония, и, наконец, сам автор — по-русски открытый, добрый и мудрый.
В данной работе речь пойдет о внешней и внутренней сущности персонажей, их поступках и даже их именах.
Цель работы:
- Выяснить, как, почти полностью сохраняя фольклорную основу сказки, Пушкин создает принципиально новое видение героев и их поступков
- проанализировать отдельные детали сказки, помогая понять противоречивость явного и скрытого в них.
Предмет исследования: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Объект исследования: внешняя и внутренняя сущность героев сказки.
Гипотеза: Если предположить, что народные сказки, на основе которых создана литературная сказка Пушкина, дают целостный образ героя в единстве внешних и внутренних характеристик, то можно предположить, остался ли автор верен этому принцип или предложил новое видение героев и их поступков.
Методы исследования:
- изучение текста сказки
- анализ и обобщение полученных данных
Основная часть
Описывая фольклорных героев, скажем, что все они созданы по одной и той же схеме.Положительные качества персонажей сочетаются с красивой внешностью, а отрицательные — с некрасивой. Народная сказка дает цельный образ героя в единстве внешних и внутренних характеристик. (3 — 25)
Нам понадобилось обращение к герою народной сказки, чтобы увидеть те отклонения от фольклорной нормы, которые есть у Пушкина.
Королева-мачеха и принцесса в сказке две противоборствующие силы. Можем ли мы представить их внешне? Да, Пушкин описывает своих главных героев. Мачеха «высокая, стройная, белая». Принцесса «белолицая, чернобровая». Поэт рисует обеих героинь (как положительных, так и отрицательных) одинаково прекрасными. Он определенно отступает от фольклорной традиции. Почему? Этот вопрос, несмотря на свою простоту, должен подвести читателей к главной проблеме повести.
Пушкин, давая характеристику главным героиням сказки, не ограничивается только описанием их внешности, он говорит и об их характерах. Сказав о внешности королевы, он тут же замечает: «Но с другой стороны, она гордая, ленивая, капризная и ревнивая.Союз, но здесь он выполняет акцентирующую функцию, указывает на противоречие между внешностью королевы и ее внутренней сущностью. В дальнейшем повествовании эта характеристика подтверждается. Внешний блеск королевы-мачехи прикрывает ее внутреннее уродство. Другое дело царевна.Она «по душе такому кроткому».Пушкин сразу же, в самом начале сказки, заявил о стройности ее натуры, что подтверждается и последующим повествованием.
Итак, Пушкин представляет героинь сказки (добрую и злую) одинаково прекрасными, чтобы акцентировать внимание на их внутренней противоположности. Но не только. Поэт заявляет о существовании в нашей жизни более общей и глубокой проблемы — проблемы явлений и сущности.
Эти две категории не всегда находятся в гармонии. Чаще — в дисгармонии, в чем убеждается читатель, едва познакомившись с главными героями.
Пушкин не ограничивается обозначением проблемы — он ее всесторонне рассматривает.Обратим внимание, как выглядело яблоко, которое черника принесла в башню семи богатырей. Ты видишь яблоко? да. Пушкин подробно описывает ее — в красках и даже в звуках и запахах: «жидкая, молодая, золотая», «она полна спелого сока, такая свежая и такая душистая, такая румяно-золотая, словно медом налитая! Семена видны насквозь…». Такое пристальное внимание автора только к деталям сюжета. Зачем? Союз будет уместен в описании яблока но? Яблоко конечно хорошо , но ядовит.Откусив от него укус, принцесса отравилась.
Надо заметить, что Пушкин всегда, и в сказках тоже, рассчитывает на внимательного, думающего читателя. О его способности читать вымышленный текст. Поэтому при описании яблока он не использует слова для обозначения его ядовитости; читатель узнает об этом позже и косвенно. Красивое яблоко отравлено. Получается, что у него есть две стороны: внутренняя и внешняя — опять же они в дисгармонии. При этом если в случае с мачехой Пушкин прямо указывал на наличие дисгармонии между видимым и существенным, то здесь он избегает прямого указания на нее.Пушкин делает это намеренно. Ему было важно сказать, что противоречия между внешним и внутренним не всегда видны — они есть. Они часто проявляются в латентных формах, и почти всегда существенное в конфликте становится решающим. Главное не в том, что яблоко красивое, а в том, что оно ядовитое.
Давайте вспомним героиню, которую звали Чернавка. Пушкин написал это слово с большой буквы. Почему, это имя? Нет. Что тогда? Так обозначена роль героини среди людей, ее функция, предназначение.Чернавка делает грязную работу, она прислуга. Называя ее с большой буквы, Пушкин как бы намекает на значение Чернавки. (3-31)
Посмотрим, как эта подсказка реализована в сказке. Чернавка получает приказ: «Отвести царевну в глушь лесную и, привязав ее, живых оставить под сосной там на съедение волкам». Королева поручила Чернавке сделать грязную работу в соответствии с ее назначением. Верит ли княгиня, что Чернавка способна причинить ей вред? Верит — «царевна догадалась и испугалась до смерти.Сбылись ли надежды царицы на Чернавку и подозрения княжны? Нет. Почему Чернавка не подчинилась приказу? Есть ли у Пушкина ответ на этот вопрос? Он прямо пишет: «Та (Чернавка), любя ее душою, не убил, не завязал, отпустил…». Княжна была спасена. Сила, спасшая княгиню, — это любящая душа Чернавки. Таким образом, внешнее и внутреннее (видимость и сущность) проявляются в разных формах.
Не всегда внешнее — это только внешний вид как таковой.В случае с Чернавкой внешнее — это ее работа. Внутреннее – это ее душа. И опять между ними дисгармония, и опять внутреннее решающее. Внутреннее значение Чернавки очевидно, что подтверждается уже известными фактами.
Но есть в сказке героиня с похожим по звучанию именем.
Ее зовут черника. Пушкин пишет ее имя с маленькой буквы. Он снова на что-то намекает? Что значит это слово?
Монахами называются монахи — те, кто посвятил себя служению Богу.Чтобы понять образ черники, это значение необходимо. Впервые мы увидели голубую барыню глазами княгини – «он видит: ходит по двору нищая голубая барыня…». Как отнеслась к ней принцесса? С сочувствием и любовью. «Бабушка, подожди немного, — кричит она ей в окно… — Я тебе кое-что возьму». Можно ли объяснить хорошее отношение принцессы к синей даме? Могу. Здесь проявилась теплота принцессы.Но не только – чернику она воспринимает как человека, служащего Богу (и это изначально положительная характеристика). Кроме того, черника «нищая». Но хорошего отношения к себе голубика не оправдала. В «благодарность» она подарила принцессе отравленное яблоко, сопроводив подарок словами: «Благослови вас Бог». Что уже является богохульством.
Но есть ли в сказке кто-нибудь, кто подозревает, что черника совсем не та, за кого себя выдает? Да, это собака Соколко. Царевну к монахине не пускает — «к ней только старуха пойдет, он злой лесной зверь». Но единственный ли он? От кого мы слышим: «Не пускает старуха к старухе», «старуха хлеба поймала», «старуха сказала»? Вопросы призваны привлечь внимание к рассказчику и его роли в рассказе.
Особенность литературной сказки, в частности пушкинской, заключается в том, что она не скрывает присутствия автора. В нужный момент он всегда выходит на первый план.Автор расставляет акценты в рассказываемой им истории.
В данном случае он знает о чернике больше, чем принцесса, и дает подсказку внимательному читателю. И принцесса обманулась в ней. Почему? С этим вопросом мы возвращаемся к проблеме видимости и сущности.
Принцесса доверяла своему представлению о монахах как о божественных людях. Как и в случае с Чернавкой, она отождествила видимое изображение с внутренним и ошиблась. В чернике они были несовместимы.Матрона только делала вид, что служит Богу. На самом деле она его вообще не обслуживала.
Кому она служила? Что говорит об этом Пушкин? Вспомним концовку встречи царевны и девицы. «Сказала старуха, поклонилась и исчезла…» В этих словах, хотя и не прямо, но есть ответ на вопрос. Она «исчезла…» как нечистая, дьявольская сила. Теперь понятно, кому она служила. В отличие от нее, Чернавка, отпустив княгиню, «сама пришла домой.
Пушкин, написав слово «голубая» с маленькой буквы, подсказал своему читателю, что она совсем не та, за кого себя выдает. Ее скромный вид и ее роль обманчивы. Они не совпадают с внутренней злой природой героиня.
Принцесса ушла в лес «набрела на башню» в которой жили семеро богатырей.Как ведет себя принцесса в особняке?»Царевна прошлась по дому, убрала все в порядке, поставила свечку Богу , топила печку горячо…”. Она ведет себя как крестьянская девушка. Она напоминает тех, кто должен был быть Золушкой, или ей подобных. Но вовсе не сказочные принцессы, принцессы, чьи заботы не связаны с чисткой башен. Это значит, что пушкинская царевна действует не по «правилам».
Почему Пушкин отступил от фольклорной традиции? Ведь принцесса должна вести себя по-царски, исключая выполнение «черной» работы. Ну а правила, по которым приходится жить человеку, это внешняя или внутренняя сторона его характера? Правила — это внешняя сторона жизни, нечто предопределенное.В случае с принцессой это то, что ей дано изначально, от нее не зависит. Поступки и поведение принцессы диктуются ее внутренними побуждениями. Она не должна была убирать башню по своему положению, но принцесса сделала так, как приказала ее героиня.
Таким образом, Пушкин, наделяя княгиню качествами крестьянской девушки, опять же говорит, что в каждом явлении, предмете и, конечно же, человек виден и существенен. В данном случае это сочетание выступает в неочевидной форме. , неочевидно, что затрудняет понимание конфликта.
Вся история жизни героев дана в рамках любви — это ее начало и конец. А в этих рамках — смерть, испытания, человеческая злоба, жестокость, обман, вероломство, неверность («Долго царь был безутешен, но что? И был грешен; год прошел, как пустой сон, царь женился на другой «). Но были еще радушие Чернавки («Она, любящая душою…»), доброта и любовь семи богатырей («мы все тебя любим»), верность и любовь Елисея и самой царевны.
Сказка окончена. Любовь (в самом широком смысле этого слова) – это добро, победившее зло, и злобное мстительное сердце мачехи, по вине которой случились все несчастья. «Сказка о мертвой царевне…» — доверие к верности и любви; это попытка организовать рассеянный, хаотичный и зловещий мир реальной жизни в рамках сказочной системы… это сказ о последнем оружии человека в его борьбе — силе его духа. В этой сказке Пушкина, как, впрочем, и в других, «грозные вопросы нравственности», «оставаясь общечеловеческими»…. выступила как насущная народная забота» (4-95).
Заключение.
Таким образом, отклоняясь от некоторых традиционных народных мотивов, Пушкин заставляет читателя внимательнее присмотреться к героям, к их явным и скрытым чертам характера , понять содержание сказки, понять ее глубокий смысл Это под силу только вдумчивому читателю
Список использованной литературы
- Анкова Е.
И. Литературная сказка. XIX век. М., — 2000, стр. 120
- Ю.И.Лотман Пушкин в школе.Книга для учителя. М., -1988, с.340
- Пивнюк Н.А. Перечитываем «Сказку о мертвой царевне…», ЛВШ, — №6-1999
- Т.Г. Соловей Сказка о любви и верности. Уроки литературы. Дополнение к ЛВШ, 3 — 2006
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» написана Пушкиным в Болдино в 1933 году. Вы можете прочитать её полный текст. Это произведение о добре и зле, о любви и ненависти. В ней побеждают добро и любовь.
Главные герои «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»:
Вторая королева , жена короля красавица.Отрицательный герой.
Высокая, стройная, белая,
И взяла с умом и всех.
Самовлюбленный эгоист
гордый, лолли,
Своевольный и ревнивый.
У нее было волшебное зеркало, которое с годами успокаивало ее чрезмерное самомнение. Однажды зеркало отказалось заверить ее, что она
все милее
Вся румянее и белее.![]()
И своенравная жестокая королева ударила зеркалом об землю.Черная зависть стала смыслом ее жизни. Она поставила перед собой цель успокоить юную принцессу. А когда ей все же не удалось избавиться от царевны, гнев охватил ее с такой силой, что она умерла.
Принцесса – девушка с добрым, открытым сердцем. Трудолюбивый и заботливый. Оказавшись в башне семи братьев, она привела дом в порядок, а уж потом легла отдохнуть на грядки.
Чернавка – сенная девушка, служившая королеве . Девушка не была злобной и сердцем любила принцессу. Но она была рабыней и боялась своей госпожи, королевы. Она увела принцессу в лес и отпустила ее. Но жестокая королева заставила маленькую негритянку отравить принцессу.
Принц Елисей — жених принцессы. Целеустремленный, любящий. Настоящий мужчина, прошедший все испытания. Его решимость была вознаграждена. Он нашел свою невесту и оживил ее.
Семь братьев-богатырей
— молодцы. Охотников и доблестных воинов:
Братья дружной толпой
Идут гулять
Стрелять серых уток
Позабавить правую руку,
Сорочин спешит в поле,
Или башку с широких плеч
Отрубить татарину,
Или стереть из леса
Пятигорская черкеска.
Братья, как родные, приняли принцессу, почувствовали в ней принадлежность к царскому роду. Они тепло и душевно отнеслись к ней и с честью похоронили в хрустальном гробу.
Пушкин А.С. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Главные герои «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» и их характеристики
- Принцесса, королевна, дочь короля, очень красивая и добрая , любил князя Елисея, был честным и трудолюбивым.
- Царь после смерти старой царицы женился на молодой красавице
- Королева, очень красивая, но злая, завистливая, гордая, своенравная.
- Семь героев, рыцарей в полном расцвете, все влюбились в принцессу, но вели себя с ней как братья
- Принц Елисей, жених царевны, искал ее по всему свету, спрашивая направления у солнца, луны и ветра.
- Чернавка, служанка королевы, сжалилась над принцессой.
- Рождение царевны и смерть матери
- Новая жена короля
- Чудо-зеркало
- Зависть королевы
- Тесто в лесу
- Принцесса у семи героев
- Королева дает яблоко
- Хрустальный гроб
- Солнце, луна и ветер
- Елисей находит гроб
- Смерть королевы
- Свадьба
- Король женится на королеве и она считает себя самой красивой в мире, а потому мечтает погубить принцессу.
- Она отправляет принцессу в лес, но Чернавка не убивает принцессу, и она находит приют у семи богатырей.
- Королева узнает, что принцесса жива и дает ей яблоко, откусив от которого принцесса умирает
- Елисей ищет принцессу по всему миру и ветер подсказывает ему, как ее найти
- Элиша разбивает гроб и принцесса оживает
- Мачеха-царица умирает от тоски, а молодые играют свадьбу.
Зависть и гордыня — очень страшные человеческие пороки.
Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Эта сказка учит нас добру, что добро все равно будет сильнее зла. Она учит нас стойкости и верности. Она учит нас тому, что главное в человеке – это его душа, а если душа безобразна, то никакая внешняя красота не сделает человека красивым.
Знаки сказки в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
- Волшебный помощник — зеркало
- Волшебные существа — солнце, месяц, ветер
- Победа добра над злом.
Мне очень понравилась сказка Пушкина «О мёртвой царевне». В ней главная героиня, принцесса, такая красивая и добрая, что все окружающие ее любят и жалеют. А ее мачеха, королева, так зла и завистлива, что умирает от тоски от того, что кто-то оказывается красивее ее.

Пословицы к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
Добрая слава злому ненавистна.
Доброе дело не тонет в воде и не горит в огне.
Хорошо, что хорошо кончается.
Краткое содержание, краткий пересказ «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
Старая царица девять месяцев ждала возвращения царя, а когда он вернулся, родила дочь и умерла.
Через год король женится на другой. Новая королева оказывается очень красивой, но в то же время очень злой. Она постоянно спрашивает у зеркала, кто красивее всех.
Юная принцесса выросла, у нее был жених с хорошим приданым, и зеркало сказало королеве, что теперь принцесса краше всех.
В ярости королева приказывает Чернавке отвести принцессу в лес и там уничтожить ее. Чернавка уступает просьбам княжны и отпускает ее.
Принцесса не исчезает в лесу, а находит красивую башню. Она приводит его в порядок и топит печь.
Семь героев возвращаются и видят восстановленный порядок. Они приглашают незнакомца жить с ними. Выходит принцесса, герои узнают ее и воздают разные почести.
Принцесса живет с героями, и они влюбляются в нее. Они спрашивают, выберет ли принцесса одного из них, но принцесса признается, что у нее есть жених.
Тем временем королева узнает, что принцесса жива, и горит желанием ее уничтожить.Она превращается в старуху и идет к башне. Собака лает на нее, но княгиня бросает старухе хлеб. В ответ королева бросает яблоко. Принцесса кусает яблоко и умирает.
Герои находят ее и кладут в хрустальный гроб.
Тем временем князь Елисей ищет свою возлюбленную. Он спрашивает солнце и месяц о ее судьбе, но они не могут ему помочь. Тогда Елисей поворачивается к ветру, и ветер рассказывает ему о хрустальном гробу.
Елисей находит гроб и бьется о него лбом от горя.Гроб разбит, а принцесса оживает.
В это время королева, как обычно, разговаривает с зеркалом, а зеркало говорит о юной принцессе.