Россия в xvii в: Россия в 17 веке краткое описание по истории 10 класс

Содержание

3. Россия в XVII в.. История России от древнейших времен до начала XX века

3. Россия в XVII в.. История России от древнейших времен до начала XX века

ВикиЧтение

История России от древнейших времен до начала XX века
Фроянов Игорь Яковлевич

3. Россия в XVII в.

Вопросы общественной жизни, затянутые тугими узлами в XVI в., перешли в XVII в. Опричнина породила не только Смуту его начала, как это принято считать, но и последующие социальные движения его середины и второй половины. Пожалуй, в русской истории до XVII в. не было такого времени, насыщенного столь острыми и драматическими общественными противоречиями. «Бунташными» были не только периоды непосредственных народных взрывов, но и время между ними с «тишайшими» царями Романовыми — Михаилом Федоровичем (1613–1645) и Алскссем Михайловичем (1645–1676).

Это было не случайно, ибо в XVII в. в основных чертах определился дальнейший путь России: вместо сословно-представительной монархии наметилось движение к монархии абсолютной, вместо самоуправления с избираемой местной администрацией вводится практика назначения царских воевод, кроме того окончательно закрепощается основная производительная сила общества — крестьянство, хотя и появляются первые признаки новых производственных отношений — капиталистических.

Читайте также

Глава 2 РОССИЯ В XVII СТОЛЕТИИ

Глава 2 РОССИЯ В XVII СТОЛЕТИИ § 7. ЦАРСТВОВАНИЕ МИХАИЛА РОМАНОВА Преодоление последствий Смуты. Царю Михаилу Фёдоровичу досталось тяжёлое наследие Смутного времени. Он был молод и неопытен. На помощь пришли мать царя, «великая старица» Марфа, и дядя Иван Никитич Романов.

Глава 2 РОССИЯ В XVII СТОЛЕТИИ

Глава 2 РОССИЯ В XVII СТОЛЕТИИ § 7. ЦАРСТВОВАНИЕ МИХАИЛА РОМАНОВА Преодоление последствий Смуты. Царю Михаилу Федоровичу досталось тяжелое наследие Смутного времени. Он был молод и неопытен. На помощь пришли мать царя «великая старица» Марфа и дядя Иван Никитич Романов.

Россия в конце XVII в.

Россия в конце XVII в. После смерти царя Алексея Михайловича на престол был возведен 14-летний Федор Алексеевич (1676–1682) — его сын от первой жены — М.М.Милославской, происходившей из старинного боярского рода. Кроме Федора у них был еще сын Иван и шесть дочерей, старшей из

За что боролись? Россия XVII века

За что боролись? Россия XVII века А теперь перейдем к России после Смуты. Весьма расхожее мнение – что после всех этих потрясений ничего в развитии страны не изменилось. Например, если раньше А. Янов опровергает стереотип о всегда неевропейском характере Московии, то теперь

Тема 6.

Россия в XVII веке

Тема 6. Россия в XVII веке 6.1. Экономическое и социальное развитие России при первых Романовых Смута привела Россию к полному экономическому краху. Не сразу установилась и политическая стабильность, система управления в центре и на местах была разрушена. Основными задачами

6.5. Россия в конце XVII века

6.5. Россия в конце XVII века После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. царем стал его сын Федор (1676–1682). Короткое царствование Федора Алексеевича ознаменовано дальнейшим укреплением государства и централизацией власти. В 1680 г. была проведена военно-окружная реформа. В 1682 г.

Глава 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.

Глава 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в. § 1. Умиротворение страны и возрождение самодержавияМихаил Романов был молод и неопытен. Про него говорили, что он был «благоверен (т. е. доверчив), зело кроток же и милостив». С такими чертами характера трудно было претендовать на

ГЛАВА IX Россия в XVII веке

ГЛАВА IX Россия в XVII веке В течение всего XVII столетия Россия постоянно расширялась. В ее состав вошли Левобережная Украина с Киевом и Запорожье (в совместном управлении с Речью Посполитой), земли по реке Яик. Русские люди продолжали осваивать Сибирь и вышли

Повторительно-обобщающий урок. Россия в XVII века

В XVII век Россия вступила с избранным царём – Борисом Годуновым. Он был хорошо образован, красноречив и владел несколькими иностранными языками. Во время его правления Российское государство проводило активную внешнюю политику. Она в том числе была направлена на установление дипломатических связей с европейскими странами.

К концу XVI – началу XVII века Россия установила дружественные взаимоотношения с Персией. Временно прекратились набеги крымских татар. Однако всё ещё не был решён главный вопрос о выходе к Балтийскому морю. Напряжёнными оставались отношения с Османской империей. Не было достигнуто согласие с Речью Посполитой.

Внутри же Российского государства на рубеже XVI–XVII веков назревал кризис. До предела обострились социальные, экономические и политические проблемы. Из-за неурожайных лет, в стране начался

массовый голод. Произошёл раскол в среде российской знати. Авторитет власти и закона упал в глазах большинства населения. Произошло восстание Хлопка.

Эти обстоятельства привели к глубокому кризису в российском обществе, который в итоге вылился в Смуту.

В сложной обстановке поползли слухи, что «невинноубиенный» царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного) чудесным образом смог спастись и хочет взойти на престол. За период Смуты в России появилось несколько самозваных царевичей Дмитриев. Реальную власть имели двое из них – Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. Вступление Лжедмитрия I в Москву считается началом Смутного времени.

Со временем внутренний кризис в государстве дополнился вмешательством иностранцев – поляков и шведов. Летом 1610 года, польские войска смогли беспрепятственно продвинуться к Москве.  А в 1611 году шведские отряды захватили Новгород и всё русское побережье Финского залива.

В июле 1610 года управлять государством начало правительство, которое называлось «Семибоярщина». Правящей верхушке общества не удалось вывести страну из Смуты. Более того, испугавшись народного волнения, бояре тайно впустили в Москву поляков.

Поведение властей и иностранных захватчиков вызвали подъём национально-освободительного движения по всей России. Его центром осенью 1611 года стал Нижний Новгород. Там сосредоточились вооружённые отряды из Поволжья, Западной Сибири и Севера. Объединённое войско возглавил князь

Дмитрий Пожарский. Ответственным за его пополнение и обеспечение был Кузьма Минин.

Войска ополчения практически разгромили польский гарнизон в ходе боёв за Москву в августе-октябре 1612 года. 4 ноября 1612 года Москва польские интервенты были изгнаны из Москвы.

Освобождение столицы подняло волну всеобщей всенародной борьбы против оставшихся на территории России иностранных захватчиков. Местные ополчения разбили и изгнали иностранные отряды.

Для восстановления в России государственной власти и избрания нового царя в январе 1613 года был созван Земский собор. 21 февраля (3 марта по Григорианскому календарю) 1613 года царём был избран 16-летний Михаил Фёдорович Романов. Земский собор 1613 года сыграл важную роль в укреплении российской государственности.

Однако, в ходе Смуты произошло разорение западных и центральных районов Российского государства. Россия стала значительно отставать в экономическом развитии от европейских стран. Восстановить прежний уровень хозяйственной жизни удалось благодаря увеличению ремесленного производства, которое способствовало развитию мануфактур

Начал формироваться и всероссийский рынок. Появились крупные ярмарки, на которые съезжались торговцы со всей России. Были приняты Торговый и Новоторговый уставы, регулирующие внутреннюю и внешнюю торговлю.

К середине XVII века удалось восстановить численность населения и прежний уровень производства. В экономике и хозяйстве Российского государства проявлялись зачатки рыночных отношений, которые тормозилось усиленным контролем со стороны государства.

В первой четверти XVII века произошло также перемены в государственном устройстве России.

При первых Романовых укрепилась власть царя, в то время как роль сословно-представительных органов уменьшалась. В процессе укрепления царской власти роль Земских соборов снижалась. Последним стал Земский собор 1684 года. В последующие годы власть опиралась на чиновников и армию.

Снизилось значение и Боярской думы. Большинства государственных вопросов решалось с помощью «ближней» Думы, в которую входили доверенные лица царя. А создание Приказа тайных дел превратило власть царя в абсолютную.

Многочисленные законы были упорядочены в единый свод – Соборное уложение. Оно было утверждено Земским собором в 1649 году и стало первым печатным памятником русского права. По нему так же был установлен бессрочный розыск беглых крестьян, что окончательно оформило крепостное право в России.

К концу XVII века в Российском государстве была сформирована армия, созданная по европейскому образцу. Укрепились границы государства, была возведена Белгородская засечная черта.

Однако, закрепощение крестьян, рост крестьянских повинностей, усиление налогового гнёта, ведение войн и ограничение казачьей вольности стали основными причинами многочисленных восстаний в XVII веке.

Так, в российских городах один за одним вспыхнули Соляной и Медный бунты в Москве, восстания в Новгороде и Пскове. Все они были подавлены властями.

Самым массовым народным выступлением XVII века стало восстание крестьян и казаков под руководством Степана Разина. Также его иногда называют крестьянской войной. Восстание началось в 1667 году и было подавлено только в ноябре 1671. Несмотря на подавление народных волнений, правительство было вынуждено идти на уступки.

Восстановление авторитета России на международной арене стало главной задачей внешней политики первых царей из династии Романовых.

В течение XVII века России удалось установить дипломатические отношения с большинством европейских государств. Но постоянные русские посольства действовали только в соседних странах.

Главными противниками России были Речь Посполитая, Швеция и Османская империя. В ходе войны с Речью Посполитой в течение XVII века между Москвой и Варшавой были заключены Деулинское и Андрусовское перемирие, «Вечный мир».

Деулинское перемирие было подписано в 1618 году. По его условиям Смоленская, Черниговская и Северская земли вошли в Речь Посполитую Считается, что это перемирие положило конец Смутному времени в России.

Андрусовское перемирие было заключено в 1667 году. По нему смоленские и северские земли возвращались России. Речь Посполитая признавала присоединение Левобережной Украины к Российскому государству.

«Вечный мир» был подписан в 1686 году и стал результатом сближения России и Речи Посполитой. Они стали союзниками в борьбе с турками и крымскими татарами.

По итогам русско-шведских войн были подписаны Столбовский (1617 год) и Кардисский (1661 год) мирные договоры. России так и не удалось получить выход к Балтийскому морю.

В результате первой русско-турецкой войны был подписан Бахчисарайский мирный договор. Османская империя и Крымское ханство признали вхождение Левобережной Украины в состав России.

По условиям Нерчинского мирного договора 1689 года устанавливалась русско-китайская граница.

Со странами Средней Азии и Персией Российским государством были установлены крепкие торговые отношения.

В целом же в течение XVII века России удалось укрепить своё международное положение и даже смогла вступить в борьбу за украинские земли с Речью Посполитой и Османской империей.

Феодальный, национальный и религиозный гнёт, который испытывало на себе белорусско-украинского населения Речи Посполитой в итоге привели к началу национально-освободительного восстания в 1648 году.

Руководитель восстания Богдан Хмельницкий сделал выбор в пользу России. В 1654 году на Переяславской раде территория Украины была принята в Российского государство. Войдя в состав России, Украина сохранила своё войско, администрацию, законы и городское самоуправление.

Смута повлияла и на Русскую православную церковь. Она также была вовлечена в политическую борьбу. Царская власть и положение церкви в государстве укрепились при патриархе Филарете.

В 1653–1655 годах патриархом Никоном была проведена церковная реформа, которая изменила обрядовую сторону православия. В соответствии с этой реформой крещение двумя пальцами заменялось на крещение тремя пальцами, на смену земным поклонам вводились поясные, церковные книги и иконы исправлялись по греческим образцам. Церковный собор 1666–1667 годов поддержал церковную реформу, а все несогласные с ней были преданы проклятию.

После церковной реформы произошёл раскол верующих на никониан и старообрядцев. Раскол положил начало массовым религиозным выступлениям по всей России. Они продолжались вплоть до конца XVII века.

Самыми крупными вооружёнными выступлениями старообрядцев стали Соловецкое восстание 1668–1676 годов, движение раскольников во время Московского восстания 1682 года, выступление на Дону в 1670–1680-х годах.

К концу XVII века в подданство к русскому царю перешли народы Украины, Сибири и Дальнего Востока. Россия стала многонациональным государством, однако большую часть населения составляли русские. Народы России говорили на разных языках, имели разный уровень культуры, исповедовали разные религии, сохраняли традиции своих предков.

События XVII века в значительной мере повлияли на восприятие русскими людьми окружающего мира. Они чувствовали свою принадлежность к огромной единой стране. Люди пытались осознать бескрайние просторы своей Родины.

В XVII веке за Россией были закреплены земли, богатые природными ресурсами. С конца XVI века русские первопроходцы начали осваивать присоединённые земли, а в XVII веке они начали продвигаться далее на Восток.

Они вышли к побережью Тихого океана, открыли крайнюю северо-восточную оконечность Азии, земли Якутии и озеро Байкал, побывали на Камчатке. Между русскими и местным населением устанавливались мирные отношения.  Основанные первопроходцами остроги превращались в города.

События XVII века в значительной степени отразились на развитии русской культуры. Постоянные контакты со Швецией, Речью Посполитой, Османской империей и Крымским ханством привели к усилению европейского влияния в России.

Для русской культура XVII века было характерным переплетение религиозного и светского мировоззрений. Наиболее активно развивалась литература. Происходил процесс культурного взаимодействия народов огромного Российского государства. Наиболее заметным стало взаимовлияние в одежде, обычаях и кулинарии. Русская православная церковь следила, чтобы не подрывались основы культурной традиции русского народа.

Читать «Мир истории: Россия в XVII столетии» — Буганов Виктор Иванович — Страница 1

Виктор Иванович Буганов

Мир истории: Россия в XVII столетии

От автора

XVII столетие в истории нашей страны — время примечательное, переломное, наполненное событиями бурными и героическими. Это — время, когда заканчивается эпоха средневековья, начинается эпоха… «нового периода», позднего феодализма. Смута начала века, так поразившая воображение современников и потомков, войны и народные восстания, победы и поражения, внешне незаметный повседневный труд крестьян, ремесленников и громкие подвиги Минина и Пожарского, сочетание старины ветхозаветной в хозяйстве, культуре и быту с новациями, приводившими в ужас ревнителей древнего благочестия, — все это не может не придавать истории страны в начале правления Романовых особый колорит и притягательность. К тому же это время, особенно вторая половина столетия, стало своего рода предреформенной эпохой, подготовившей и по существу начавшей преобразования Петра Первого.

Первая половина жизни великого реформатора падает именно на этот век — он родился в 1 672 году, но, вступив на престол десятилетним мальчиком, по сути дела не правил: и его самого, и его советников оттеснила от власти Софья, честолюбивая и умная сестра Петра, Да и после ее свержения и удаления в Новодевичий монастырь Петр, теперь уже 17-летний юноша, серьезно в дела государственного правления не вникал. Его влекли другие заботы: «Марсовы потехи» с преображенцами и семеновцами, плавание на первых судах по Яузе и Плещееву озеру и строительство кораблей, ставшее его страстью до конца жизни.

Русские люди и иностранцы, современники событий, понимали, что в XVII веке страна живет во многом иначе, чем раньше, скажем, при Иване Грозном или его отце и деде. А современники и потомки Петра I деятельность первого императора, его преобразования считали своего рода переворотом, революцией в истории страны.

XVII столетие в представлениях современников и потомков — важный рубеж в истории России, в ее движении от старого к новому. Подобный подход перешел в той или иной степени в историческую науку и публицистику, художественную литературу и искусство. Вспомним хотя бы Степана Разина, могучий образ которого не раз вдохновлял писателей и поэтов, художников и музыкантов; «самое поэтическое лицо русской истории», — говорил о нем великий Пушкин. А Мусоргский и Суриков с размахом и трагическим величием изобразили старую и новую Россию в «Хованщине» и «Утре стрелецкой казни».

Несмотря на пристальный и постоянный интерес к XVII веку, его серьезное исследование в исторической науке началось довольно поздно. Правда, уже историки XVIII столетия оставили нам свои суждения, но весьма общие, о веке предшествующем. Один из них, князь М. М. Щербатов, дворянский историк, идеолог российской аристократии, считал Россию XVII столетия крайне отсталой, не имевшей торговли, внутренней и внешней: «Не было ни фабрик, ни рукоделий, и простейшие вещи получали от чужестранцев», народ «не имел никакого просвещения». Щербатова привлекали в допетровской России простота и крепость нравов, в которых, по его убеждению, сила государства. Петр, по его мнению, много сделал для развития страны, ее быстрого продвижения вперед, но нравы при нем начали «повреждаться», что со всей силой проявилось при Екатерине II.

Взгляды Щербатова и других авторов XVIII века нашли поддержку и продолжение в следующем столетии. Об отсталости России писал и Н. М, Карамзин, другой дворянский историк, писатель-сентименталист. В XVII веке, считал он, происходили изменения, но «постепенно, тихо, едва заметно, как естественное возрастание, без порывов и насилия». Петр Великий «мощною рукою схватил кормило государства. Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели, достиг, и все переменилось!». Царь, смело перестраивая Россию, заимствовал иноземные обычаи, но «искоренял древние навыки)», в чем «вредная сторона его блестящего царствования».

Линию на противопоставление Московской Руси XVII века и России Петра продолжали развивать славянофилы. По К. С. Аксакову, Петр разрушил начала самобытного развития русского народа, основанные якобы на «добровольном союзе и отношениях» земли, то есть народа, и государства — власти: царю принадлежали неограниченная власть, свобода действия и закон; народу — полная свобода жизни и духа, свобода мнения и слова. Более того, оказывается, при первом императоре «переломлен был весь строй русской жизни, переломлена была самая система»: «до Петра помещичьи и вотчинниковы крестьяне были люди свободные и полноправные», «крепостное состояние есть дело преобразованной России».

Столь идиллические представления о допетровской России, особенно о крепостничестве, встретили резкие возражения. Против них выступили А. Н. Радищев и А. С. Пушкин, декабристы и революционеры-демократы. Декабристы, в частности А. О. Корнилович, правильно отмечали, и это очень важно, что XVII столетие подготовило Петровские реформы.

С. М. Соловьев, крупнейший представитель так называемой государственной, или юридической, школы в буржуазной историографии, с полным основанием писал, что XVII столетие — это эпоха подготовки реформ Петра Великого: «При первых трех государях новой династии мы видим уже начало важнейших преобразований». Они затрагивают промышленность, торговлю, войсковое устройство, внешние сношения; в обществе осознают необходимость просвещения; «так тесно связан в нашей истории XVII век с первою половиной XVIII: разделить их нельзя». Как и другие представители этого направления (Б. Н. Чичерин, Н. Д. Кавелин, В. И. Сергеевич и другие), Соловьев считал государство главным двигателем исторического прогресса, некой надклассовой силой, подчинившей себе все классы и сословия.

От юридической школы идет известная теория закрепощения и раскрепощения сословий в XVI–XIX веках: государство с помощью законов закрепостило все сословия, заставило их служить своим интересам. Потом постепенно раскрепощало: сначала дворян (указ 1762 года о вольности дворянской), потом купечество (жалованная грамота городам 1785 года) и крестьян (указ 1861 года об отмене крепостного права). Эта схема весьма далека от действительности: феодалы, как известно, составляли со времен Киевской Руси господствующий класс, а крестьяне — класс эксплуатируемый, государство же выступало защитником интересов феодалов.

В соответствии с точкой зрения историков государственной школы, борьба классов, сословий расценивалась как проявление антигосударственного, анархического начала. Крестьяне — не главная движущая сила восстаний, а пассивная масса, способная лишь на побеги от своих господ или следование за казаками в годы многочисленных «смут», когда последние стремились пограбить, не подчиняясь организованному началу — государству.

Знаменитый В. О. Ключевский, продолжавший традиции государственной школы, придавал, в отличие от своих предшественников, гораздо большее значение экономическому развитию и классовой борьбе в России XVII столетия. Последнее он считает «эпохой народных мятежей в нашей истории». Крестьянская война второй половины 60-х-начала 70-х годов в его представлении — «мятеж Разина на поволжском юго-востоке, зародившийся среди донского казачества, но получивший чисто социальный характер, когда с ним слилось им же возбужденное движение простонародья против высших классов». Но программу реформ, сложившуюся при предшественниках Петра, историк, допуская явное преувеличение, рассматривал как более радикальную, чем реформы, разработанные и проведенные в жизнь Петром I.

Интересные, подчас спорные положения выдвигали другие крупные буржуазные ученые конца прошлого — начала нынешнего столетия. По Н. П. Павлову-Сильванскому, например, XVII век — эпоха московской сословной монархии с земскими соборами, которые, как и на Западе, были сословно-представительными учреждениями. «И там и здесь, как только власть достаточно окрепнет, она, идя к абсолютизму, отбрасывает ставшую ей ненужной подпору представительных собраний». На смену этой эпохе приходит другая — петербургского абсолютизма. Хотя, можно добавить, начало формирования абсолютной монархии в России относится ко второй половине XVII века.

Кочегаров К. А. Украина и Россия во второй половине XVII века: политика, дипломатия, культура. Очерки. М., 2019.

Книга представляет собой собрание очерков, объединенных общей проблематикой русско-украинских отношений второй половины XVII века, написанных автором в последние несколько лет. Большая часть из них ранее не публиковалась либо подверглась значительной переработке при подготовке издания.
Очерки сгруппированы по двум разделам. Первый посвящен внешнеполитическим аспектам и охватывает различные сюжеты борьбы за украинские земли между Речью Посполитой, Россией, Крымским ханством и Османской империей. Отдельные проблемы интеграции Украины и России затрагиваются во втором разделе. Открывается он очерком, посвященным осмыслению украинской элитой истории Древней Руси в 50-80-х гг. XVII в. Также в центре внимания автора оказались практически неисследованные сюжеты о пребывании в России такого известного казачьего вождя как Петр Дорошенко, и контактах с Украиной Аптекарского приказа.
Книга предназначена для специалистов, а также для всех, интересующихся историей России и Украины.

ISBN 978-5-91791-316-2

Ответственный редактор: член-корреспондент РАН Б. Н. Флоря
Рецензенты: доктор исторических наук М. В. Лескинен, кандидат исторических наук Я. А. Лазарев

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел первый. Украинское казачество в политических комбинациях держав Восточной Европы. Вторая половина 1660-х — начало 1680-х гг.
Очерк 1. Казацкое посольство Михаила Родкевича-Портянки к турецкому султану. 1667
Очерк 2. Евстафий Гиновский-Астаматий и османская власть над Правобережной Украиной. 1677-1678
Очерк 3. Запорожская Сечь и государства Восточной Европы в последние годы жизни кошевого атамана Ивана Серко
Очерк 4. Правление молдавского господаря Г. Дуки на землях Правобережной Украины и его отношения с Россией и левобережным гетманом И. Самойловичем. 1681-1683
Раздел второй. Интеграция России и Украины во второй половине XVII века
Очерк 1. Древнерусское прошлое в политических концепциях украинской элиты. Вторая половина XVII века
Очерк 2. Гетман Петр Дорошенко в России. 1677-1682
Очерк 3. Гетман Петр Дорошенко как великороссийский помещик
Очерк 4. Аптекарский приказ и Украина. 1670-1680-е гг.
Первые публикации статей, включенных в сборник
Список сокращений
Именной указатель
 

Уроки пиратов XVII века | Harvard Business Review Russia

Управление персоналом
Хаягрива Рао

Причины дорогостоящих кадровых ошибок зачастую обнаруживаются на ранней стадии подбора персонала — при составлении должностных инструкций. Руководители часто включают в них противоречащие друг другу требования, не думая, как это повлияет на состав соискателей и как нанятый сотрудник будет распределять свое рабочее время.

Обратимся к темным страницам истории: XVII век — зенит славы капитанов Моргана и Кидда. Как бы вы определили должностные обязанности капитана пиратского судна тех времен? Когда я задавал этот вопрос студентам бизнес-школ и руководителям компаний, они сводили воедино две разные функции: предводительскую — ответственность за стратегические задачи (постановка целей, руководство сражениями, заключение союзов для создания флота) и попечительскую — ответственность за операционные задачи (распределение оружия, урегулирование конфликтов, наказание нарушителей, дележ добычи, организация ухода за больными).

Мои студенты составили бы неправильные должностные инструкции. Если на одного человека возложить и предводительскую, и попечительскую функции, это приведет к проблемам. Люди, легко справляющиеся с обеими ролями, — редкость: работа предводителя требует готовности к риску и предпринимательской жилки, а попечителя — добросовестности и упорства. Если бы великому предводителю или попечителю предложили взять на себя обе задачи, они бы отказались. Блестящему военачальнику едва ли хватит терпения утрясать вопросы при распределении ресурсов. А умелого управляющего напугает перспектива встать во главе войска.

Если должность предполагает выполнение противоречащих друг другу функций, человек отдаст предпочтение не сложным и ответственным задачам, а легким и поддающимся контролю. Не склонный к риску капитан займется делами попечителя. А если обязанности предводителя окажутся более простыми, он переключится на них.

советуем прочитать

Джозеф Фуллер,  Мэтт Сигельман

Элизабет Грейс Сондерс

Дори Кларк,  Томас Чаморро-Премузик

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи

советуем прочитать

Брайан Купер,  Карл Мела

Эллисон Шапира

Вероника Вильена,  Деннис Джойа

Проект MUSE — Конкурирующие претензии: российская внешняя торговля через Архангельск и восточно-балтийские порты в 17 веке

Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 4. 2 (2003) 279-311



[Доступ к статье в формате PDF]

Конкурирующие претензии:


Внешняя торговля России через Архангельские порты гг. Век

Дж. Т. Котилайн

[Рисунки]
[Таблицы]

Последнее московское столетие было эпохой устойчивого экономического роста и институциональных инноваций, ознаменовавших начало подъема России в одну из великих держав Европы.Особое значение для этого развития имело растущее взаимодействие Московии с европейским Западом. Ни в какой другой области этот диалог не принимал такой частоты и интенсивности, как во внешней торговле, которая, по словам Натальи Аполлинарьевны Баклановой, играла в XVII веке более важную роль, чем в какой-либо другой момент русской истории. 1 Высоко монетизированная экономика по-прежнему испытывала недостаток внутренних источников драгоценного металла и поэтому должна была пополнять свои запасы за счет внешней торговли. Кроме того, европейские торговые партнеры России снабжали ее многочисленным ценным импортом, не в последнюю очередь оружием — областью, в которой страна оставалась далеко не самодостаточной.В то же время Россия смогла развить свой экспортный сектор благодаря высокому спросу Запада на военно-морские запасы, шкуры и шкуры. В 17 веке Московия вела подавляющую часть — обычно более 80 процентов — своей внешней торговли с Европой, и почти вся эта торговля была морской.

Московское государство очень сильно зависело от доходов от внешней торговли. На протяжении 17 века косвенные налоги были самым важным источником государственных доходов, и большинство из них поступали от таможенных пошлин.Например, беломорский порт Архангельск — ведущий центр внешней торговли страны и единственный прямой выход к морям в 1680-х гг. приносил более 75 000 р. в пошлинах. Эта цифра составляла от трех до четырех процентов всех доходов российской казны и более одной десятой части всех таможенных доходов. Косвенное фискальное значение Архангельска было по меньшей мере в два раза больше, если принять во внимание транзитные пошлины, взимаемые в средней и северной России с товаров, предназначенных для Двинского порта. 2 Добавление пошлин, взимаемых в северо-западной части [Конец страницы 279] Россия на товары, поставляемые в Балтийское море, увеличило бы эту сумму как минимум на одну треть. Поступления от других экспортных маршрутов еще больше увеличили эту сумму до одной пятой. Наконец, транзитные сборы во внутренних районах пограничных пунктов, вероятно, доведут долю внешней торговли в российских государственных доходах до одной пятой. Косвенные последствия были еще более значительными, если учесть внутреннюю торговлю с использованием ресурсов, которые были переработаны внутри страны.

Российское государство получало дополнительный доход за счет монополизации экспорта определенных товаров, а иногда и путем отдачи этих монополий в аренду частным торговцам. Такие выплаты, вероятно, приближаются к 10 000 рандов в обычный год. Общую зависимость правительства от внешней торговли трудно точно оценить, но, вероятно, она составляла более четверти всех доходов. Общие объемы экспорта были более или менее сопоставимы с суммой государственного бюджета в обычный год, а часто и намного превышали ее. 3

При всей важности внешней торговли для России отношения с иностранными купцами были весьма проблематичными. Экспортная торговля через Белое море была совершенно пассивной: у России не было торгового флота до тех пор, пока в 1690-х годах в устье Двины не была построена Соломбальская верфь. 4 Таким образом, существование Архангельска полностью зависело от работы там иностранных купцов. На западе Россия была после 1617 г. полностью отрезана от Балтики и вся торговля должна была проходить через шведские владения.

Пассивность русского купечества сочеталась с другой серьезной структурной проблемой: острой нехваткой отечественного капитала. Внутреннего рынка капитала практически не существовало, а кредит, если он был доступен, был очень дорогим. Попыток объединить капитал путем установления формальных партнерских отношений, столь типичных для Запада, было немного. Вместо этого российское правительство в своих усилиях по продвижению отечественного купечества продолжало полагаться почти исключительно на назначения в…

Международный взгляд на Россию XVII века

Вы когда-нибудь задумывались, что туристы и эмигранты думали о России в прошлом? Благодаря книгам, дневникам и рассказам о путешествиях это не тайна.

Эпоха царствования Петра Великого характеризовалась попытками европеизации России: это включало в себя изменения в образе жизни, искусстве, архитектуре, политике и т. д. Поэтому неудивительно, что этот процесс также привел к увеличению потока иностранных посетителей – не только дипломаты и торговцы, но и художники, архитекторы, повара, садовники и так далее.

Среди прочего их привлек манифест, изданный Петром Великим 16 апреля 1702 года. Обещано, что иностранные специалисты смогут свободно приезжать в Россию, а также пользоваться религиозной свободой и мягкими законами. Более того, им также обычно платили больше, чем местным жителям. Несмотря на то, что в последующие годы последовало больше правил, количество международных работников значительно увеличилось.

Учитывая, что в большинстве своем это были образованные и высокограмотные люди, а Россия была для них экзотикой, они часто записывали свои впечатления о стране и ее жителях.Это позволяет взглянуть на Россию с другой точки зрения и увидеть, что удивляло европейцев прошлого.

Если говорить о XVII веке, то одно из самых подробных описаний России оставил Адам Олеарий, ученый и путешественник, четырежды посетивший страну и опубликовавший книгу ( Описание путешествий по Московии, Татарии и Персии ) — с большим количеством иллюстраций, сделанных им, а также — об этом опыте. Давайте посмотрим, что его шокировало или позабавило:

  • Здания в Москве в основном были деревянными, из-за чего возникло много пожаров. Каменные дома были прерогативой богатых людей. Дороги тоже были деревянные и сильно раскисали, особенно осенью.

  • В санях можно было ехать довольно комфортно даже в морозную погоду: мягкие и теплые одеяла или пальто позволяли согреться, а иногда и слишком, во время езды. Путешественники тоже могли вздремнуть, так как лошадьми, естественно, управляли крестьяне.

  • Несмотря на то, что местные женщины были красивы, те, что жили в городах, использовали слишком много косметики (белая пудра и румяна), что делало их слишком неестественными и нелепыми.Некоторые из них также красили брови и ресницы в черный или коричневый цвет.

  • О деятельности богатых женщин Адам Олеандрий писал, что они редко выходили из дома, особенно в одиночестве – без мужа, брата или отца – а когда и выходили, то только для посещения церкви или кого-нибудь из знакомых.

  • Люди привыкли ругаться. Много и слишком много. Даже дети употребляли гадкие слова, которые он не осмелился бы повторить.

  • Еда была действительно дешевой по сравнению с европейскими ценами.

  • В вопросах здоровья русские люди были достаточно сильны — в случае лихорадки все лекарства, которые им были нужны, это в основном водка и чеснок.

  • Новый год отмечался осенью, 1 сентября (это было изменено Петром Великим в 1699 г. – Ред. ).

  • Баня (или сауна) не была распространенным явлением в Европе, поэтому немецкого путешественника это тоже удивило: мужчины и женщины могли посетить ее вместе, а затем выйти на улицу, чтобы освежиться, причем совершенно голыми.

  • Москва была не очень безопасной: тебя легко могли ограбить, если у тебя не было оружия или компании, особенно ночью.

Foy de la Neuville , дипломат из Франции, написал спорный отчет о России XVII века, в котором он упоминает, что в Москве люди плохо едят и пьют – все, что у них есть, это огурцы и арбузы из Астрахани, а а также мука и соль.

Участник шведской дипломатической кампании в Москву, Йохан Филип Килбургер , оставивший описание России в 1679 г., в свою очередь, был впечатлен квасом: он описывал его как напиток из воды и солода, хранящийся в открытая чаша.Вечером он наполнялся таким же количеством воды, какое было выпито днем; утром чаша снова будет полна кваса.

Павел Алеппский (1627–1669), архидьякон Алеппский, был поражен русской архитектурой, особенно Московским Кремлем – он писал, что больше нигде не видел укрепленных стен с окнами, обращенными вниз, что позволяло стрелять в его защитников врагов, подобравшихся к кремлевской стене. Удивил его и находящийся поблизости плавучий деревянный мост: туда приходили горничные и крестьяне стирать белье, потому что его конструкция позволяла всегда находиться близко к поверхности воды.

Статус или русские женщины в начале 1600-х годов

macrohistory.com

(РОССИЯ, до 1700 – продолжение)

дом | 16-17 вв. индекс

РОССИЯ, до 1700 (3 из 5)

Статус русских женщин

В России мужья и жены простолюдинов были ближе, чем были мужья и жены высших слоев общества. Христианская традиция у русских заставил их поверить, что муж имеет власть над своей женой, и это обычно для религиозно набожного мужа дисциплинировать свою жену, избивая ее.Но среди простых людей муж и жена, скорее всего, были друзьями, и остаются друзьями, несмотря на побои, и муж, который бил своего жена может попросить у нее прощения. Муж и жена нуждались друг в друге другие, изо всех сил пытающиеся выжить. Они смеялись и плакали вместе. Они купались вместе, и они ели вместе с другими парами их маленьких сообщества – особенно зимой, когда они развлекались, получая пьяные вместе.

Высшие классы были более склонны следовать культурной традиции, унаследованной из восточно-православного христианства Константинополь.Мальчики и девочки в семье были разделены. Традиция из Константинополя считала женщин низшими, как более детскими и больше склонялся к злобе первой Евы. Девушки держали запертыми за дверьми и обучали молитве и бытовым навыкам, таким как вышивка. Еще в подростковом возрасте девочки могли выйти замуж за отца. решил, что это уместно — после переговоров о размере приданого и гарантиях что девушка была девственницей. Отец приказывал девушке стоять с ним и познакомиться с будущим мужем.Это было обычным для небольшой церемонии следовать. Отец касался спины дочери свернутым кнутом и сказать, что теперь она будет свободна от его власти, но что он власть своему будущему мужу, который вместо него увещевал ее этим тот самый кнут, который он потом дал будущему мужу. Продолжение ритуала будущий муж заявил, что, по его мнению, ему не нужно будет использовать кнут, и он прикрепил его к поясу.

На свадебной церемонии юная невеста поклялась в верности мужу.Они обменялись кольцами. Их благословила церковь, и невеста прикоснулась ее лоб к туфлям мужа в знак ее подчинения. Затем жених накрыл невесту подолом своего пальто, символизируя свои обязательства поддерживать и защищать ее. Сразу же они отправились в брачную спальню, в то время как гости на свадьбе веселились. Жениху дали два часа. Затем гости, по традиции ворвались в спальню, и услышав подтверждение что девушка была девственницей, все обрадовались и продолжили свой праздник.

Невеста затем перешла к бесправной жизни, кроме как через мужа, точно так же, как она не имела никаких прав, кроме как через своего отца. Ее долгом было следить за комфортом своего мужа и родить ему детей. Если жена высшего класса человек был непослушным, он мог побить ее. Работа, датируемая 1556 годом, называется Кодекс управления домохозяйством, приписывается монаху по имени Сильвестр, посоветовал выпороть непослушную жену из вежливости, а не гнев, и тайно.Если женщина обратится к мужу, она может попытаться его убить чтобы защитить себя, и если она преуспела и была привлечена к ответственности за это наказание обычно хоронили по шею и оставляли умирать.

Исключительно сильная женщина с исключительно слабым мужем может доминировать ее муж. Некоторые жены из высшего общества могут играть активную роль в управлении семейным положением. слуги. Но часто жен из высшего сословия просто прятали. Обычно они хорошо одетый, в ярких одеждах с золотыми нитями и развевающимися рукавами, и они могли носить блестящие браслеты, но вряд ли их видели в их славных одеждах, кроме слуг и ее мужа.Покупки были делают слуги.

Дочери царя вели самую изолированную жизнь. Им не разрешили жениться ниже своего ранга, и им было запрещено жениться на иностранной королевской семье, считались Церковью еретиками или неверными. И брак с братом как среди древнеегипетской королевской семьи, не могло быть и речи. Это часто оставляло царских дочерей к жизни молитвы, вышивания и сплетен среди других женщин. Они посещали церковь через секретные проходы, где они были защищены. красной шелковой занавеской.Если бы они были в процессии, они были бы за стеной навесов. Или, путешествуя по дорогам, они были бы вне поля зрения в специальном сконструированная повозка, сидящая рядом со своими горничными и сопровождаемая мужчинами на лошадях кто расчищал дороги перед ними.

Муж развелся с женой, отправив ее в монастырь. Церковь разрешила у каждого мужа по два развода. Женщине, отправленной в монастырь, обрили голову и она была одета в длинное черное платье с капюшоном. Также в монастыре может быть вдовы, загнанные туда алчными родственниками, желающими избежать раздела имения, или жены, которые сбежали, предпочтя что угодно возвращению к своим мужьям.Ожидалось, что эти женщины умрут в своем монастыре.

Источники

Copyright © 2001-2015 Фрэнк Э. Смита. Все права защищены.

 

 

Парсуна – первое светское представление традиционной русской иконы | Белла

Альборн, Ричард Э., Бивер-Брикен Эспинола. (1991). V. Русская медь и кресты из собрания Кунца: отливки веры.Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. п. 85.

Буси, Г. (2001). La bellezza del Cristo nella tradizione iconografica. Милан, La Bellezza. п. 258- 263.

Иванова И., Демина Н. (1966). Рублев. Милан, Fratelli Fabbri Editori.

Краснобаев Б.И. (1983). Русская культура второй половины XVII — начала XIX в. Москва, Московский государственный университет.

Леонов А.И. (1945). Симон Ушаков, 1626-1686: русский художник XVII века. [Симон Ушаков, 1626-1686: русский художник XVII века]. Ленинград, Искусство. п. 10

Лифшиц Л.И. (2007). История русского искусства. Искусство X-XVII веков. [История русского искусства. Искусство X-XVII веков. Москва, Трилистник.

Овчинникова, Е. С. (2000). Портрет в русском искусстве XVII века. Москва, 1955. Перевод Дэниела К. Во.

Пивоваров Ю.С. (2006).Российская политика в ее историко-культурных отношениях. Москва, «Российская политическая энциклопедия». п. 95-97.

Сарабьянов Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.