Портрет гоголь средства художественной выразительности: Анализ произведения Портрет (Гоголь)

Анализ произведения Портрет (Гоголь)

  • Сочинения
  • /
  • Литература
  • /
  • Гоголь

Произведение имеет две авторские редакции, поскольку после выхода первоначального текста повесть негативно воспринимается критикой, и писатель вносит в текст сочинения изменения в сюжете, стиле изложения, имени главного персонажа.  Произведение включается в качестве составной части в писательский цикл под названием «Петербургские повести».

Смысловое значение повести является символичным, поскольку представляется в виде лакмусовой бумажки в отношении главного персонажа.

По жанровой направленности произведения представляет собой повесть в стиле сочетания романтизма и реализма, поскольку в ней разворачивается один сюжет, небольшое число героев и ограниченный объем повествования.

Композиционная структура повести состоит из двух частей, первая из которых представляется экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой одновременно, повествуя об истории жизни художника Чарткова. Во второй части повести используется художественный прием рассказа в рассказе в виде описания происхождения зловещего портрета.

Сюжетная линия произведения повествует о приобретении художником понравившегося ему портрета, оказавшегося причиной его гибели в виде безумства мужчины.

Главным героем повести является Чартков, представленный в образе художника, двадцати двухлетнего молодого человека, обедневшего дворянина, преданного искусству талантливого мастера, разменявшего собственную жизнь ради богатства, которое становится результатом проявления героем зависти, жестокости, приведшее его к сумасшествию, а впоследствии, к смерти.

Противопоставлением главному герою является включение в повесть второстепенного персонажа в образе художника, создавшего портрет ростовщика, обладающего настоящим мастерством в виде способности отказаться от материального благополучия, мирской жизни и стать монахом.

Основной тематикой повести являются авторские размышления о смысле искусства, творчества в человеческой жизни путем противопоставления истинного таланта обыкновенному ремеслу. Стремление главного героя к богатству и общественному признанию становится результатом проявления им безнравственности. Соответственно, автор повествует о последствиях приобретения материальных ценностей в виде потере таланта главным героем, обусловившей его дальнейшую гибель. Тем самым, писатель раскрывает взаимосвязь нравственной смерти и физической.

Средствами художественной выразительности в повести являются применение автором фантастических, мистических элементов и использование приема антитезы.

Смысловая нагрузка повести заключается в изображении писателем очень тонкой грани настоящего искусства и его поиска в виде иллюзии, поскольку истинное мастерство находится в отдалении от общества и несовместимо с деньгами.

Автор повествует читателю историю человеческой трагедии, ставшей результатом расчета, поставленного выше творческих принципов.

Другие темы:

← Характеристика Андрия из повести Тарас Бульба↑ ГогольПлюшкин в Мертвых душах →

`

Анализ произведения Портрет

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Айвазовского Буря на Северном море

    Море и всё, что с ним связано – любимая тема Айвазовского. Причём, всегда на его полотнах разворачивается какая-то трагедия. Он не рисует спокойное море.

  • Сочинение Кириллов в рассказе Бесы (образ и характеристика)

    Алексей Нилыч Кириллов – один из центральных персонажей романа Ф.М. Достоевского «Бесы». У него образ философа, который разработал свою теорию смерти, как непреложную потребность для мыслящего человека.

  • Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика)

    Пьеса под названием «На дне» написана известным русским писателем Максимом Горьким. В ней поднято не мало важных вопросов о предназначении человека, мечте, счастье и другие. Главные герои произведения

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя «Портрет» «Спасай чистоту души своей…» 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №24»

Урок литературы в 9Аклассе

по повести Н.В.Гоголя «Портрет».

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Лосева Изабелла Васильевна

Г.Гуково, Ростовская область

2014 год

Тема урока «Спасай чистоту души своей…».

Цели урока:1.показать деградацию таланта художника – богоотступника;

2.раскрыть идейно – смысловое и художественное содержание повести, сопоставить Чарткова с героем песни Светланы Копыловой

«Леонардо Да Винчи»;

3. развивать умение интерпретировать художественное произведение,

навыки постижения и восприятия повести Гоголя в соответствии со своим духовным миром.

Ход урока.

Крикну я … но разве кто поможет,

Чтоб моя душа не умерла?

Н.Гумилёв.

1.Проверка усвоения содержания текста повести: заполнение индивидуальных карт

2. Сообщение заранее подготовленного учащегося о замысле и истории создания повести « Портрет».

Ученик.

Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – “Невский проспект”, “Портрет” (1 ред.), “Записки сумасшедшего” – вошли в сборник “Арабески”, опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей “Арабесок” по вопросам искусства. Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. “…Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято… В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства…” – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому.

В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: “Портрет” есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя…” В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все “нервы” произведения. Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации увлеченья… художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: “Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?” Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.

Слово учителя . Начать разговор о повести «Портрет» и её авторе я хотела бы со слов самого Н.В. Гоголя : «Соотечественники, я вас любил…». Действительно, только огромной любовью к людям можно объяснить тот факт, что писатель, будучи в силу

своих взглядов и убеждений отдалённым от коренных общественных вопросов, тем не менее стал писателем общественного значения. Он не остался в литературе художником – бытописателем Диканьки, а создал такие внутренне яркие и правдивые характеры, просвечивающиеся через внешнюю форму, которые живы до сегодняшнего дня. Гоголь – это Художник, Учитель, который воспринял внешний мир через субъективно – духовное осмысление. Уверена, ребята, в том, что Гоголь

нам дан для того, чтобы нас не убили пошлость, равнодушие, ничтожность. Ведь христианская проповедь составляет значительную часть гоголевского наследия. В полной мере это относится и к повести «Портрет».

Беседа по вопросам. 1.В чем причина «перерождения»Чарткова из «художника с талантом, пророчившим многое», в жалкого, алчного ремесленника?

Причиной был страшный портрет ростовщика, а главное, деньги, выпавшие из рамы.

2. А был ли у него действительно талант, было ли что терять?

Талант был немалый, об этом говорит неоднократно сам автор: «он был с самоотвержением предан своему труду», в картинах, выставленных в лавочке на Щукином дворе видел своим опытным взглядом «тупоумие, бессильную, дряхлую бездарность», «его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, шибкмим порывом приблизиться к природе. Сам профессор говорил Чарткову: «Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь.»

3.Обратите внимание на то, что в речи и упрёках профессора трижды звучит слово «модный», в это слово он вкладывает оценочный смысл. Какой?

В нём живёт желание щегольнуть, но, наверное, это объясняется его молодостью и бедностью. Более того, он ведёт внутреннюю борьбу с собой – «но при всём том он мог взять над собой власть».

4. В Чарткове автор обнаруживает двойственность: он трудолюбив, талантлив, обладает чувством меры и вкуса, стремится учиться – это светлая

сторона его души. А во второй половине жажда мгновенного успеха и славы. Но пока страсти не бушуют, Чартков справляется с ними, ему удаётся сохранять душевное равновесие. Но вот приходит сильнейшее искушение – из рамы выпадают деньги… . Что происходит с героем?

Это самый короткий путь к славе, успеху, лёгкой, полной ярких впечатлений жизни. Чартков почувствовал присутствие какой – то страшной силы, исходящей от портрета, она – то и подтолкнула его к ропоту, впервые он возвысил свой голос против судьбы. Он стал роптать.

5.Да, ропот есть возмущение против Бога, это голос дьявола, и возродился он в момент сомнения и внутреннего разлада. А когда деньги появились в его руках, то спор стал ещё более ожесточённым. Можете ли вы найти какие – либо оправдания для Чарткова, приближающегося к роковой черте?

Он молод, ему всего 22 года. Устал от бедности, бывает даже голоден, видит вокруг себя блеск и роскошь, способен увидеть в несовершенствах людей лёгкость и беспечность. Юность и зависть берут верх над талантом, трудолюбием, скромностью.

6.И, что самое страшное, богобоязненностью. Чартков преступает не только нравственные нормы поведения, но и заповеди Бога. Художник движим одним желанием – мотивом: обогащением. Забвение совести, что является главной христианской добродетелью, одержимость материальной страстью, приводят к тому, что он начинает писать ремесленнические портреты, меняет талант на деньги, превратив его в дорогой товар. Его жизнь представляется мне в виде математической пропорции, которую вам нужно завершить:

Чартков= жизнь

картина ? (золотая рама).

7.А теперь давайте прослушаем песню Светланы Копыловой

«Леонардо Да Винчи». Уместно ли её прослушивание на уроке? Почему?

Оба героя совершили грехопадение, богоотступничество, и оба как бы предстали перед ликом Христовым. Обоим удалось увидеть и понять результаты своего уклонения от праведности: Чартков умер раньше, чем обезумел, а жалкое подобие человека с чертами Иуды ещё помнит то время, когда с него списывали Образ Христа.

7. Оба героя отступили от Бога, забыли о том, что созданы по его образу и подобию, один выбрал путь в сточную канаву, предавшись пьянству и разгулу, другой выбрал путь заурядного ремесленника, когда искусство служит прихоти заказчика, вместо искусства во имя вечного. И каков же их финал?

Позирующему остались только воспоминания о прекрасном образе Христа, черты которого находил художник в его лице, а Чартков лежал среди изрезанных картин, и « труп его был страшен». Жуткое зрелище и тяжёлые впечатления.

8.Но разве авторы обоих творений преследовали цель только вызвать у вас страх, лишить оптимизма, уверенности в собственные силы и веру, в поддержку каждого из нас Богом?

Нет, эти безнравственные персонажи, эти слабовольные и без веры проживающие свою жизнь существа не могут служить для нас жизненными ориентирами.

9. Я бы хотела обратить ваше внимание ещё на один аспект. Оба автора стремятся к искоренению недостатков, разрушая тем самым антиидеал, созданный ими же самими. Как вы думаете, с помощью каких средств им это удаётся?

Во-первых, им обоим удалось передать характеристические черты своих героев, они, как скульпторы, удалили всё лишнее, все незначительные детали, а самые главные довели до совершенства. Во-вторых, нельзя не восхититься языком произведений, говорить о разрушении личностей таким ярким языком возможно лишь великим мастерам слова. Так у Гоголя чем больше сюжет приближается к реальности, тем значительнее меняется стиль, меняются средства художественной выразительности, хотя свойственный автору художественный язык остаётся по-прежнему единственным, неповторимым, неподражаемым.

10. Действительно, Гоголь ещё до Достоевского осознал великую и спасительную роль красоты в век «прихоти и наслаждения». В его произведении, как и в песне творит художник, который должен спасать мир красотой, ибо красота это то, ради чего стоит жить и творить. Оба автора высоко ценят подлинную живопись, потому что в ней, как в литературе нельзя солгать, изменить высоким идеалам. Авторы не только всё «дурное» поставили перед ликом Христовым, но прежде всего предстали сами, осветились верой и зажгли ею других. Даже говоря о безобразном, отпавшем от Божественного начала, Гоголь создаёт неповторимый стилистический колорит с пафосной тональностью изложения, восхищает глубиной, тонкостью, изящностью прозы.

Найдите ключевые слова, завершающие вторую часть портрета. В них главная идея – идея высокой ответственности Человека быть Человеком, а художника быть ответственным за свой талант, так как он «драгоценнейший дар Бога».

«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится…»

Дом.задание. Описать любую из иллюстраций В.Панова к повести Н.В.Гоголя «Портрет».

Используемая литература

Т.Ф.Курдюмова. Литература. 9 класс.-М./Дрофа,2012

Вопросы

В А Р И А Н Т Ы

О Т В Е Т О В

1.

Щукин двор – это…

петербургский рынок

жилой двор

музейное помещение

2.

Какова цена портрета старика?

тридцать гривен

двугривенный

пять гривен

3.

Кто из перечисленных лиц не является художником?

Рафаэль

Данте

Тициан

4.

Назовите имя и отчество Чарткова.

Иван Андреевич

Петр Андреевич

Андрей Петрович

5.

Из чьего облика вышел портрет юной Лизы?

Психеи

Афродиты

Венеры

6.

Чьё это суждение? «…художники до Рафаэля писали не фигуры, а селёдки».

аристократического общества

Чарткова

профессора

7.

Кому принадлежит высказывание: « Гений творит смело, быстро?»

Чарткову

Профессору

аристократическому обществу

8.

С каким героем из стихотворения Пушкина сравнивается Чартков?

Демон

Пророк

Поэт

9.

Какова история портрета?

он исчез

остался у Чарткова

был возвращен в лавку

10.

Чему посвящена первая часть повести?

истории создания портрета

истории художника Чарткова

воспоминаниям Чарткова

Кол –во баллов

Николай Гоголь · Портрет

Николай Гоголь

18 июня 2010

Когда я беру в руки гоголевское «Собрание сказок» и читаю, то каждый раз испытываю благоговейный трепет. Портрет был как идеальная еда, идеально сбалансированная, полностью удовлетворяющая; тот, который расширяется в желудке, его вкусовые качества помнят даже после переваривания.

Книга состоит из двух частей, первая посвящена бедственному положению бедного художника Чарткова. Как и многие художники, он не берется за зарабатывание денег, настолько посвятив себя распространению своей работы; на своем таланте он должен сосредоточиться, чтобы он полностью расцвел. С помощью таинственного портрета (о котором я напишу позже) он приобретает 10 000 рублей. В глубине души он знает, что должен потратить эти деньги на аренду жилья, кисти и краски, чтобы этой суммы хватило по крайней мере на три года.

Вместо Чартков транжирит. Он устраивается в шикарной квартире и начинает писать портреты богатых людей. Любой первоначальный порыв угасает в несколько коротких лет, но он богат и может делать все, что хочет: купить себе звание мастера. Когда, в конце концов, он наткнется на действительно красивую и вдохновляющую картину, заблуждения, на которые он опирался, развеются. Он пытается рисовать: ничего не выходит, кроме механических, механических глаз, механических носов, механических ртов.

В части Портрет о продажности, или о влиянии денег на творческий порыв (который без них, к сожалению, жить и выживать не может). Побуждение к деньгам, к Имени, к признанию цели разрушает возвышенные чувства, поддерживающие вращение шестеренок. Создавая то, что модно для модников, работа обретает фальшь, которой является мода. А затем он уходит глубже, вниз к колодцу, который поддерживает хороший поток творения: отравлен в корнях.

Вторая половина «Портрет » и главная мысль Гоголя как-то связана со смыслом, стоящим за произведением, независимо от его создателя. Название имеет отношение не к портретам, написанным Чартковым, а к единственному портрету, который Чартков приобрел. Это портрет совершенного сходства, настолько реалистичный, что глаза

просто смотрели, смотрели даже из самого портрета. Художнику второй половины удалось то, что желают художники, — воспроизвести элементы самой жизни на бумаге или холсте.

«Какая сила!» — повторил он про себя. «Если я нарисую его хоть наполовину таким, какой он теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они побледнеют рядом с ним. Какая дьявольская сила! Он просто соскочит с моего холста, если я буду хоть немного верен природе».

Но эффект неожиданный, как для самого себя, так и для всех, кто соприкасается с портретом. Давая такое совершенное продление жизни такому совершенному дьяволу, что это может сказать о художнике?

Для человека искусство заключает в себе намек на божественный, небесный рай, и одно это делает его выше всего… Отдайте ему все в жертву и полюбите его всей страстью… Ибо художественное творчество нисходит на землю, чтобы умиротворить и примирить все люди… Но есть моменты, темные моменты…

Share

·   ·   ·   ·   ·   ·   ·   ·   ·   ·   ·   ·   ·   ·   ·   ·   ·   ·   ·   ·  

  • Ранее: Sun is Star
  • Далее: Война и мир, том второй
  • Архивы · Рубрики
  • Наугад

Кубок судьбы Валерия Малолеткова

Известный мастер современного прикладного искусства, народный художник России, действительный член Российской академии художеств Валерий Малолетков недавно отметил свое 70-летие. Работа Малолеткова в керамике, начиная от портретов и жанровых сцен и заканчивая произведениями, вдохновленными историей и литературой, продолжает расширять возможности формы. Его творческая деятельность началась в группе молодых художников-керамистов Воронцовского опытно-конструкторского производственного завода. Увлеченный открытием новых средств художественной выразительности, освоением различных материалов и приемов декора, расширением возможных объемно-пространственных, пластических, конструктивных и цветовых возможностей глины, он все больше сближался с рядом талантливых московских художников, в том числе с Вадимом Космачевым, Владимир Петров, Людмила Сошинская, Татьяна Ган и Сурен Малян.

Малолетков для своих первых керамических изделий выбрал неглазурованный фарфор (бисквит) и шамот. Художник довольно рано отошел от традиционных методов лепки, о чем свидетельствует его рельеф «Моцарт» 1973 года. Свободно экспериментируя с шамотом, он максимально использовал пластичность и структурные свойства материала, чтобы выразить внутреннее благоговение музыканта, а также глубину и пространство всей композиции.

Его фарфоровые рельефы, плакетки и объемные работы 19 в.70-е годы — «Хоккеисты», «В парке», «Восточный базар» и «Студент» — отличаются лаконичностью художественных средств, безупречным чувством композиции и тонкой эстетикой.

Художественный интерес Малолеткова выходит за рамки узких задач прикладного искусства и заключается, прежде всего, в процессе формообразования, что побуждает его к постоянному поиску новых художественных средств и требует высочайшего исполнительского мастерства. Его работы часто вызывают самые разнообразные и неожиданные ассоциации, навеяны широким кругом тем: мифологией, религией, историей, литературой и бытом, воплощенными в языке полихромной скульптуры, обогащенной духовным напряжением, символами и метафоры.

Примером тому служат объемные проекты интерьеров Московского ЦУМа (ГУМ) (1986), в которых Малолетков отразил историю русского народного костюма. К сожалению, сам проект так и не был реализован, но позднее художник воплотил его в большой серии керамических работ «Творцы духа».

Эти скульптурные композиции выражают искреннее восхищение выдающимися деятелями русской культуры, такими как Александр Пушкин, Николай Гоголь, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Анна Ахматова и Владимир Татлин. Портретное сходство и эмоциональный мир каждого из предметов органично связаны с пластичностью и конструктивными свойствами полихромной керамики.

Синтез различных материалов (керамики и текстиля) автор применил в своей объемной композиции «Поэт и муза» (1994 г.), столь необычный выбор, подчеркивающий трагичность отношений русского поэта Сергея Есенина и американской танцовщицы Айседора Дункан. Умело избегая внесения в композицию какого-либо вымышленного повествования, художник сосредоточился на поиске правильного образного решения и раскрытии пластических и цветовых свойств керамики.

Его монументальные работы «Марина Цветаева» и «Анна Ахматова» (1991, обе ГТГ) явились существенным развитием архитектурного замысла художника интерьера Московского ЦУМа. В этих фигурах двух великих писательниц русского Серебряного века скульптор глубокомысленно запечатлел их внутреннюю напряженность и силу духа, подчеркнув трагические истории их жизни символически завязанными крыльями.

Все работы Валерия Малолеткова наполнены аллюзиями и символическими смыслами. Его произведение «А.С.Пушкин» (1998) повествует о последних днях великого русского поэта и коварной интриге, завершившейся его дуэлью с Жоржем Дантесом. Образ поэта был смоделирован с большой точностью. Особенно интересно ее композиционное решение: голова поэта размещена на плоской поверхности рельефа, а цилиндр украшен игральными картами. Слева в образе Пиковой дамы изображена Идалия Полетика, или «Госпожа Интрига», как ее называли представители высшего общества. Дантес, роковой соперник поэта, легко узнается как Червовый Валет. Игральные карты расставлены в различных комбинациях, отражающих сложность жизни поэта, как игра в «пасьянс», и трагическую предопределенность его судьбы. Минимумом художественных средств Малолетков раскрывает сюжет карточной игры в жизни Пушкина, не раз отдавшего свои литературные шедевры на произвол судьбы.

Художник постоянно развивал наиболее близкие ему темы и сюжеты на протяжении всей своей творческой карьеры, каждый раз воплощая их в новой и неожиданной интерпретации: среди последних таких работ — «Владимир Татлин» (2015), «Вечный Гоголь «(2015). Стремление мастера раскрыть структурные свойства и пластичность фаянса отличает «Вечного Гоголя», в котором целостность объема дополнена отчетливыми и точными деталями, соответствующими выбранному масштабу. Каждый элемент композиции, обогащенный аллегорическими и символическими знаками, несет в себе скрытый подтекст. Подъемная лестница отражает эволюцию творческого гения писателя и напоминает последние слова Гоголя: «Лестница! Скорее, несите лестницу!..». Устремленное к небу перо символизирует творческую миссию писателя, а одинокое крыло означает потерю вдохновения, окончание творческого полета.

Малолетков стремится выразить внутреннюю драму Гоголя, решение писателя последних лет жизни прекратить творить и через композицию, и через цвет. Образ Святителя Николая, покровителя паломников, является кульминацией композиции и вызывает в памяти имя великого писателя. Монументальность этого художественного образа подчеркивается серебристо-серой цветовой гаммой, дополненной тонкой и графически написанной фигурой святого. Малолетков усилил структурно-смысловую напряженность, развивая оборотную сторону скульптуры: он делит композицию на части с разными характерами, создавая образ писателя одновременно цельным и полным внутренней излома.

Такой прием формального деления произведения на части, различающиеся по смыслу, особенно характерен для последних произведений мастера. Объемные композиции Малолеткова требуют рассмотрения со всех сторон, так как каждое из изображений наделено многослойным сюжетом и философским подтекстом. Ярким тому примером является выполненная в очень оригинальной форме скульптура «Петр I» (2014 г.): образ сурового императора-реформатора автор дополняет куртуазным образом Екатерины I, которую зритель может увидеть лишь после наблюдая за работой со всех сторон. Декор платья императрицы обогащен геральдической рельефной брошью с двуглавым империалистическим орлом, подчеркивающим важную роль жены Петра в его делах.

Отдельные части этой работы объединены фигурами Екатерины I и Виллема Монса, сидящими в лодке. Ощущение двойственности проявляется и в самой лодке как символе как семейных уз царской четы, так и перехода из одного мира в другой. Как известно, Монс был публично казнен в 1724 году за любовную связь с Екатериной I.

Малолеткова всегда волновали трагические судьбы выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в мировую культуру. Он искренне верит, что «в нынешние времена великих потрясений, бед и нестабильностей эти легендарные личности оказывают незримую поддержку каждому думающему и неравнодушному человеку, помогая ему обрести внутреннюю гармонию, уверенность и душевный покой». Его рельеф «Джон Леннон» от 1984 — один из таких примеров: гениальная интерпретация личности композитора и солиста легендарной британской поп-группы The Beatles, чья жизнь трагически оборвалась, органично сочетается с объемным шрифтом, использованным для изображения названия группы.

В своей скульптурной композиции «Саломея» (2015) художник не только передает характер своего предмета, но и бросает вызов традиционным представлениям о ее образе в искусстве. Известно множество произведений, навеянных историей Саломеи на протяжении всей истории, но Малолетков раскрывает новую сторону этой женщины, выражающую раскаяние и скорбь о преступлении, совершенном по ее бездумной прихоти. Весь драматизм сюжета выражен скупыми, лаконичными средствами, пластичность художественного языка дополнена графическим изображением отрубленной головы Иоанна Крестителя. Использование сопутствующей графики подчеркивает монументальность скульптурной формы.

Давний интерес художника к истокам христианства нашел отражение в его «Путешествии апостола Фомы» (1998 г.), повествующем о последних годах Фомы, проведенных в Индии, где он принял мученическую смерть за проповедь христианства. Лаконичным языком пластики и тонких красок Малолетков создал мощный и убедительный художественный образ. Изображение быка, священного животного индийской культуры, придает произведению глубокий философский смысл.

С помощью метафор, символов и аллегорий в своей композиции «Россия» (2015) художник создал убедительные образы, символизирующие утрату традиционных ценностей в нашей культуре и повседневной жизни. В скульптурных работах «Несущие крылья», «Поклонение», «Стойка на голове» и «Освобождение» (все 2014 года) Малолетков размышляет об общих духовных ценностях, о наиболее актуальных проблемах Добра и Зла современности.

В «Дороге в никуда» (2014) применены новые стилистические приемы — работа отличается визуальной целостностью восприятия, лаконичностью форм и новой трактовкой цвета и структурных особенностей глины. Условный язык пластики и насыщенность красок позволили скульптору создать произведение качественно новой формы по сравнению с его предыдущими работами — почти абстрактный символ, знак, сочетающий в себе яркую оригинальность, артистичность и легкую иронию.

Сегодня Малолетков часто экспериментирует со скульптурной пластикой фаянса, добиваясь лаконичности и изящества формы шликерным методом создания тонкостенных фаянсовых отливок.

Движимый ненасытным желанием расширить свою художественную палитру, Малолетков недавно создал ряд скульптурных работ из бронзы — «Идущую женщину», «Идущего мужчину» и «Сидящую женщину». Независимо от материала, с помощью которого авторские идеи воплощаются в жизнь, они всегда отличаются высоким мастерством и изысканным артистизмом.

Помимо создания уникальных экспонатов, представленных на выставках, Малолетков давно и успешно работает в области монументального искусства. Одним из многих архитектурных произведений, заслуживающих упоминания, является барельеф «Музыка» 19 века.77. Музыка всегда была одной из самых любимых тем Малолеткова — не только потому, что его мать была пианисткой, и он вырос в очень музыкальной среде, но и из-за его собственной врожденной музыкальности, а также чувства ритма и импровизации, которые имеют решающее значение для его многоплановое творчество.

Среди наиболее известных монументальных работ Малолеткова горельефы гостиницы «Москва» в Сочи, рельефы Дворца культуры Братского алюминиевого завода (БрАЗ) в Братске, кафе «Молодежь», объемно-пространственная композиция для Посольства Республики Куба, декоративные маски фасада Театра киноактера и скульптурные произведения в Литературном музее Льва Толстого, композиции для Российского дома науки и культуры в Берлине и компании «Метон-Этеп» в Афины . ..

Среди самых грандиозных монументальных работ Владимира Малолеткова была грандиозная скульптурная композиция, созданная в соавторстве с Александром Белашовым, Май Митурич, Марией Фаворской, Аллой Пологовой, Ольгой Малышевой, Юрием Черновым, Виктором Дувидовым и другими для интерьера Московского музея Палеонтология построена архитекторами Юрием Платоновым и Владимиром Коганом. В 1983 году Малолетков создал рельефы «Морские лилии» и «Рождение моря» для многоуровневого пространства вестибюля музея. Ископаемый аммонит — символ подводной палеонтологии — вдохновил композиционный центр «Рождения моря». Керамическая оболочка помещалась в центре пятиметрового круга, состоящего из спиралевидных природных протоформ с распростертыми в противоположные стороны огромными крыльями. Этот масштабный проект занесен в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейшее произведение монументальной керамики ХХ века.

Малолетков также внес значительный вклад в области графики, художественной фотографии, литературы и теории искусства, оставаясь новатором во всех своих художественных начинаниях (линогравюра «Три купца. Москва» и офорт «Камера», оба создан в 1967 г.). Его интерес к судьбам выдающихся личностей отразился и в графических сериях «Жизнь Александра Пушкина» (2005 г.), «Флорентийская ссылка» (2006 г.) и «Михаил Врубель и Надежда Забела» (2009 г.). изображение физических особенностей субъектов и глубокое понимание их личностей.

Для Малолеткова скетчинг всегда был не просто средством реализации новой идеи или размышления над внезапным художественным порывом, а становился самостоятельным направлением искусства. Его первые наброски идей можно считать отдельными произведениями искусства, раскрывающими мировоззрение художника.

Малолетков неразлучен со своим альбомом для набросков и карандашом; он рисует постоянно и везде. Его любознательная художественная натура и обилие новых эмоциональных переживаний требуют незамедлительного графического воплощения. «Рисование стало постоянной необходимостью в моей жизни. Оно связывает меня с внешним миром как невидимая пуповина, не позволяя мне превратиться в скучного концептуалиста, производящего только мертворожденные произведения и страдающего неизлечимым нарциссизмом. стать своеобразной «графической исповедью». Она помогает выработать ясное мировоззрение, не заблудиться в дебрях искусства или медленно скатиться в бездушную пустоту. правда есть», — сказал артист.

Малолетков также обратился к фотографии, чтобы запечатлеть самые яркие моменты своей жизни и впечатлений, чтобы потом воплотить их в самых разных материалах и техниках. Как самостоятельные художественные произведения, его фотоизображения отличаются высоким профессиональным качеством и индивидуальным стилем.

Кроме того, он реализовал свои глубокие художественные знания и жизненный опыт в литературных произведениях и исследованиях в области теории искусства. Среди его опубликованных работ: «Между Востоком и Западом» (Москва, 2003 г.), «Рисунки из дневника» (Москва, 2005 г.), «Мгновения жизни» (Москва, 2005 г.) и «Мозаика памяти» (Москва, 2013 г.). . Его впечатляющая монография «Кубок судьбы» вышла накануне юбилейной выставки художника в Российской академии художеств, проходившей в Москве в январе-феврале 2015 г. В 2010 г. Малолетков опубликовал свое фундаментальное исследование «Современная керамика мира». антология художественной керамики последней трети XX – начала XXI века, работа, которая остается абсолютно уникальной в отечественном искусствознании.

Преподавание также было важным элементом его карьеры: Малолетков много лет был профессором Московской Строгановской академии промышленного и прикладного искусства и продолжает преподавать там композицию. Тем не менее, его преданность искусству и сохранение собственной творческой независимости остается в центре его жизни. Как и на протяжении всей истории, многие художники сегодня изо всех сил пытаются найти свою идентичность, оставаясь верными своим идеалам и убеждениям. Именно этого добился Валерий Малолетков, о чем красноречиво свидетельствует его крупная персональная выставка в Российской академии художеств.

Рассматривая творчество Малолеткова, нельзя не вспомнить слова известного французского писателя Альбера Камю*: «Может быть, величие искусства заключается в вечном напряжении между красотой и болью, любовью людей и безумием творения, невыносимым одиночеством». и изнуряющая толпа, неприятие и согласие. Искусство продвигается между двумя пропастями, которые есть легкомыслие и пропаганда. На гребне, по которому идет вперед великий художник, каждый шаг — авантюра, крайний риск. В этом риске, однако, и только там лежит свобода искусства».

 

* Pour finir, peut-être touchons-nous ici la grandeur de l’art, dans cette perpétuelle voltage entre la beauté et la douleur, l’amour des hommes et la folie de la creation, la lone de la creation, la lone de la comment et la foule harassante, отказ и согласие. Il chemine entre deux abîmes, qui sont la frivolité et la propagande. Sur cette ligne de crete où avance le grand artiste, chaque pas est une aventure, un risque extrême. Dans ce risque pourtant, et dans lui seul, se trouve la liberté de l’art.

Назад

Иллюстрации

Анна Ахматова и Данте Алигьери. 2003
Расписная керамика. 125 × 50 × 35 см. Собрание Н. Елесиной, Москва

Александр Пушкин. 1998
Расписная керамика. 60 × 45 × 15 см. Государство А.С. Музей Пушкина, Москва

Марина Цветаева . 1991
Расписная керамика. 120 × 45 × 42 см. Третьяковская галерея

Джон Леннон . 1984
Расписная керамика. 120 × 85 × 15 см Пермская картинная галерея

Поэт и Муза (II) . 1994
Расписная керамика. 105 × 120 × 70 см. Российская академия художеств

Князь Петр Багратион . 2014
Крашеный фаянс. 75 × 40 × 35 см Собственность художника

Россия . 2015
Крашеный фаянс. 58 × 70 × 35 см. Собственность художника

Анна Ахматова. 1991
Расписная керамика. 120 × 45 × 45 см. Третьяковская галерея

Пламя Олимпа . 1979 г.
Расписная керамика. 55 × 50 × 40 см Союз художников России

Переселение душ (II) . 1998
Расписная керамика. 70 × 100 × 50 см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *