Открытия ломоносова михаила васильевича ломоносова: Достижения Михаила Ломоносова в разных областях науки- argumenti.ru

в Архангельске впервые пройдет заседание президиума Российской академии наук · Новости Архангельска и Архангельской области. Сетевое издание DVINANEWS

19 ноября отмечается 310-летие со дня рождения первого русского ученого-естествоиспытателя мирового значения Михаила Васильевича Ломоносова. К юбилейной дате приурочена насыщенная программа мероприятий 50-х Ломоносовских чтений, в которых примут участие известные ученые страны и региона. 

17 ноября в новом научно-лабораторном корпусе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики УрО РАН (пр. Никольский, 20) пройдет совместное выездное заседание президиума РАН и президиума Уральского отделения РАН. Напомним, что корпус был построен по прямому поручению Президента России Владимира Путина. С идеей строительства здания для научных целей к главе государства обратились молодые архангельские ученые во время встречи в Ломоносовском фонде в дни празднования 300-летия Ломоносова в 2011 году.

Программа мероприятий 17 ноября откроется церемонией возложения цветов к памятнику вице-президенту РАН, президенту Ломоносовского фонда, академику Н.

П. Лавёрову. Начало в 09:00.

В заседании президиумов Академии наук и Уральского отделения РАН примут участие: руководство Архангельской области; президент РАН, академик Александр Сергеев; вице-президент РАН, председатель Уральского отделения РАН, академик Валерий Чарушин; президент Ломоносовского фонда, член-корреспондент РАН Константин Лобанов; директор ФИЦКИА УрО РАН, член-корреспондент РАН Иван Болотов, ведущие архангельские ученые. Участники заседания расскажут о важнейших результатах деятельности научных школ Поморья. Начало в 09:45.

В 17:00 в Архангельском театре драмы имени М.В. Ломоносова (Петровский парк, 1) начнется торжественное пленарное заседание 50-х Ломоносовских чтений на тему «Открытия М.В. Ломоносова в развитии современной науки и техники».

В рамках проекта «Навстречу 300-летию Российской академии наук» выступят научный руководитель Института космических исследований РАН Лев Зелёный; директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН Андрей Головнев и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, которые расскажут о гранях таланта первого русского академика.

 

Затем состоится церемония вручения премий имени М.В. Ломоносова ученым и научным коллективам Поморья. Завершится первый день торжественным концертом.

18 ноября мероприятия чтений пройдут в селе Ломоносово и селе Холмогоры. Программа включает посещение памятных мест, связанных с Ломоносовым, доклады ученых о Ломоносовском наследии, а также телемост, в ходе которого директор Центра ускорительной физики Национальной ускорительной лаборатории имени Энрико Ферми (США) Владимир Шильцев расскажет о международном эксперименте 2011 года по повторению открытия М.В. Ломоносовым атмосферы Венеры.

19 ноября в 09:00 начнется торжественный митинг у бюста М.В. Ломоносова, отреставрированного к 310-й годовщине со дня рождения ученого (интеллектуальный центр – научная библиотека САФУ). Затем у главного корпуса САФУ состоится торжественный митинг у памятника М.В. Ломоносову посвященный 310-летию со дня рождения великого земляка.

Программу мероприятий продолжит круглый стол в САФУ на тему «Развитие Российской Арктики в программах деятельности научно-образовательных центров мирового уровня». Параллельно в федеральном университете очно и онлайн пройдут публичные лекции российских ученых.

Мероприятия состоятся с учетом всех санитарных требований.

Приглашается пресса. Контакты: 8-902-285-4985, 8-902-286-6775.

Пресс-служба ФИЦКИА УрО РАН

Михаил Васильевич Ломоносов как географ » Детская энциклопедия (первое издание)

На восток от Лены Русский мореплаватель и исследователь Америки Г. И. Шелихов

Михаил Васильевич Ломоносов — великий русский ученый и поэт. Имя Ломоносова знакомо каждому культурному человеку.

Научная деятельность Ломоносова была необычайно разносторонней и многообразной.

Особенно велики заслуги Михаила Васильевича в области химии и физики. Он открыл всеобщий закон сохранения вещества. Этот закон природы лежит в основе современного естествознания.

Родина М. В. Ломоносова.

Ломоносов создал русскую грамматику, основанную на живой русской речи.

Знаменитый критик В. Г. Белинский писал: «С Ломоносова начинается наша литература».

Какой бы областью человеческого знания ни занимался Ломоносов, он обогащал ее замечательными открытиями и показывал пути ее развития на многие годы вперед. Всю свою жизнь Ломоносов боролся за развитие русской науки.

Михаил Васильевич родился в 1711 г. в семье рыбака-помора на одном из островов в устье р. Северной Двины, в деревне Мишанинская, вблизи Холмогор. С десятилетнего возраста он вместе с отцом занимался морским промыслом.

Мальчик выучился читать и писать у своего соседа по деревне, а затем обучался у дьячка приходской церкви. Все свободное время, несмотря на недовольство родных, он проводил за книгами. Необыкновенно любознательный, он стремился прочесть все книги, которые были в его деревне.

Как-то мальчик узнал, что у одного из его односельчан есть учебник арифметики Магницкого и славянская грамматика Смотрицкого. Немало усилий стоило получить учебники и изучить их. Учиться по этим книгам было трудно. В них было много непонятного, и требовалось огромное напряжение, чтобы во всем разобраться.

Стремление Ломоносова к науке было так велико, что он решил добиваться образования в Москве.

М. В. Ломоносов любил встречаться со своими земляками-поморами и толковать с ними о возможности плавания на восток Северным морским путем. (Гравюра В. А. Фаворского.)

Ломоносов покинул родные места и зимой, в трескучий мороз, следуя за обозом рыбы, пришел в Москву. Это было в середине января 1731 г. С большими трудностями он поступил в Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре, куда обычно не принимали детей крестьян и других «низших сословий». И девятнадцатилетний юноша сел на одну скамью с подростками.

В течение года Ломоносов прошел первые три класса. В начале 1736 г. Славяно-греко-латинской академии предписали послать в Петербург для дальнейшего обучения лучших учеников, «в науках достойных». И Ломоносов в числе двенадцати самых способных учащихся был зачислен студентом Академии наук.

Вскоре Михаила Васильевича послали за границу для изучения химии, металлургии и горного дела.

Вернувшись на родину, Ломоносов стал работать в Академии наук. В чрезвычайно короткий срок он достиг вершин мировой культуры и начал самостоятельные исследования во многих областях науки, опережая своих ученых современников.

Петербургскую Академию наук в то время заполонили немецкие профессора, которые не были заинтересованы в развитии русской науки.

Самобытное дарование, независимый характер, смелость мысли гениального русского ученого не понравились руководящим кругам Академии. Началась многолетняя борьба Ломоносова за русскую науку, за привлечение к научным занятиям способной русской молодежи, за право писать и печатать научные статьи на русском языке.

Для обучения моряков производству астрономических наблюдений М. В. Ломоносов предложил к мачте приделывать особую площадку.

Ломоносов был выдающимся географом. В то время еще не были исследованы большие области Земли.

Были неизвестны значительная часть Азии, Северная Америка севернее 40°, большая часть Африки, внутренние области Австралии. Не хватало данных для составления точных карт.

Одним из первых ученых Ломоносов обратил внимание, что очертания западных и восточных берегов Атлантического океана похожи на части одного материка, разорванного по береговым линиям так, как если бы они являлись дополнением друг к другу.

Ломоносов писал: «Рассматривая весь шар земной, не без удивления видим в море и суше взаимосоответствующие положения».

Размах исследований Ломоносова в области географии очень широк. Он изучал распределение суши и океана на земном шаре, строение земной коры, моря, полярные сияния, земной магнетизм, закономерности приливов и отливов; особенно много внимания он уделял Арктике. Чтобы получить точные карты различных районов земного шара, он много занимался картографией. Эти труды Ломоносова стали ценным вкладом в географическую науку.

Михаил Васильевич положил начало научной разработке вопросов географии в России. В описаниях путешествий русских мореплавателей и первооткрывателей, а также в составленных по ним «чертежах» (картах) накопилось много географического материала о нашей стране, который надо было обобщить.

Изучая природу и естественные богатства нашей Родины, Ломоносов первым из ученых мира поставил вопрос о необходимости ее экономико-географического исследования. Михаил Васильевич ввел в науку самый термин «экономическая география».

С 1758 г. Ломоносов возглавлял географический департамент Петербургской академии наук. Замечательны начинания Ломоносова по подготовке нового атласа. Еще в 1745 г. вышел «Атлас Российской» Академии наук из 20 карт. Однако этот атлас содержал много ошибок и неточностей. Ломоносов задумал составить более подробный атлас всех районов Российской империи, состоящий из 60-70 карт.

Чертежи приборов для географических исследований, сделанные М. В. Ломоносовым.

По замыслу Ломоносова, в атлас должны были войти не только физические карты России, но и материалы о населении, хозяйстве и историческом развитии государства. Атлас предполагалось снабдить приложением «Политическое и экономическое описание всея Империи». Чтобы получить необходимые для этого материалы, Михаил Васильевич разработал вопросник и при содействии сената разослал его по губерниям и областям,

Ломоносов задумал и организовал специальные экспедиции для астрономического определения важнейших пунктов страны. Он сам выбирал картографические проекции (стр. 42), сам составлял координатные сетки для карт.

Однако не все замыслы Ломоносова осуществились. Издание карт почти готового атласа тормозилось. Экспедиции не были посланы, так как академики немцы, «неприятели наук Российских», как называл их Михаил Васильевич, не считали нужным вообще издавать атлас.

Только после смерти Ломоносова были напечатаны и выпущены в свет ответы на разосланные Ломоносовым вопросы. Эти ответы составили четыре больших тома. Их издали в 1772-1774 гг. под заглавием «Топографические известия, служащие для полного топографического описания Российской империи».

В последующие годы издавались отдельные карты, но полный атлас Российской империи, задуманный и в значительной мере осуществленный Ломоносовым, был издан только спустя 27 лет после его смерти.

Михаила Васильевича интересовал вопрос исследования Северного Ледовитого океана и освоения Великого Северного морского пути. Его «Письмо о Северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» — замечательная научная работа. В ней собраны наблюдения о состоянии льдов, о морских течениях и ветрах в Ледовитом океане, изложен проект русской полярной экспедиции, осуществить которую впоследствии пыталась экспедиция под руководством адмирала В. Я. Чичагова.

Изложив историю экспедиций в северных широтах, их достижения и сопоставив труды путешественников со своими наблюдениями, Ломоносов сделал много важных и верных выводов относительно режима Арктики.

«Льды приходят от востока из Сибирского океана, восточными ветрами и водами прогнанные», — писал он, правильно указав направление дрейфа льдов и причины этого явления — морское течение и ветры.

Памятная марка

Крупный советский океанограф 10. М. Шокальский указывал, что в трудах Ломоносова много ценнейших сведений о смене приливов и отливов, о солености воды в морях и зависимости солености от близости берегов и льдов.

Ломоносов сам написал инструкцию для экспедиции Чичагова. Под его наблюдением изготовлялись приборы для исследований: подзорные трубы, барометры, термометры и т. п. Ломоносов придумал даже помещение особого устройства, удобное для наблюдений с корабля в бурю.

Почти 150 лет пролежал в архиве Академии наук другой труд Ломоносова — «Рассуждения о большой точности морского пути». Это был доклад, прочитанный великим ученым в собрании Академии 8 мая 1759 г. В нем Ломоносов высказал идеи, к которым зарубежные изобретатели различных приборов для мореплавания пришли значительно позже.

Михаил Васильевич предложил сделать самопишущий компас и дал эскиз этого прибора. «Чтобы все погрешности, которые от оплошности правящего бывают, знать корабельщику, должен он иметь особливый компас — самопишущий»,—- писал Ломоносов.

Теперь этот прибор, изобретенный Ломоносовым, называют курсографом. Он помогает штурману следить за ходом корабля и отмечать погрешности — отклонения от намеченного курса. Кривая, записанная курсографом, помогает определить отклонение корабля от курса.

При жизни Ломоносова для измерения скорости судна пользовались мерной веревкой — лаглинем, т. е. пеньковым тросом с дощечками на конце и узлами на разных расстояниях.

Михаил Васильевич изобрел механический лаг, связанный с корпусом корабля. Штурман с удобством мог отсчитывать при помощи этого прибора пройденное кораблем расстояние, не оставляя управления кораблем и не посылая матросов забрасывать лаглинь.

Ломоносов доказывал необходимость учреждения в России «мореплавательской Академии», ибо в существовавших в то время «навигацких» школах, как он писал, «тому только обучают, что уже известно. А о таковых учреждениях, кои бы из людей состояли, в математике, а особенно в астрономии, гидрографии и механике искусных, и о том единственно старались, чтобы новыми изобретениями… безопасность мореплавания умножить, никто… постоянного не предпринимал попечения».

Михаил Васильевич положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться. Он ввел в русскую науку более 200 научных терминов и закрепил в ней такие ныне общеизвестные латинские слова, как «формула», «пропорция», «минус», и древнегреческие слова — «горизонт», «атмосфера», «барометр», «метеорология» и др.

Ученый говорил с удовлетворением, что «стиль российский… много способнее стал для выражения идей трудных» и что он «просвещению народа много служит».

Во времена Ломоносова среди ученых господствовало мнение, что в природе всё неизменно с момента сотворения мира богом. Ломоносов смело отверг этот антинаучный взгляд, отстаивая идею развития природы самой по себе, без всякого вмешательства сверхъестественных сил. Он обосновывал это утверждение главным образом географическими фактами.

Идея развития природы победила в науке лишь в XIX в. и стала одной из основ современного естествознания. Провозвестником ее был гениальный ученый Ломоносов.

Умер Михаил Васильевич Ломоносов в 1765 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

На восток от Лены Русский мореплаватель и исследователь Америки Г. И. Шелихов

Разумен и велик: как архангельский крестьянин создал в России науку | Статьи

19 (8) ноября 1711 года родился человек, который навсегда стал для нашей страны символом просвещения, русского пытливого ума и стремления к прогрессу — Михайло Васильевич Ломоносов. Он познал Россию от крестьянской избы до императорского дворца, от Славяно-греко-латинской академии до рыбацких хижин. «Известия» вспоминают уникальную судьбу первого великого русского ученого.

Сын промысловика

Он появился на свет в деревне Мшанинской (ныне носящей его имя) под Холмогорами, в глухом углу тогдашней Архангелогородской губернии. Детство Ломоносова представляет непочатый край работы для психологов. Его отец Василий Дорофеевич был удачливым промысловиком, рыболовом и охотником, имел собственное судно. Интерес к мореходству великий ученый сохранил с детства на всю жизнь. Они с отцом не раз ходили в Белое море, по слухам достигали даже берегов Новой Земли. Рано проснулась в Михайле и пытливость к наукам. Он быстро превзошел знания своих первых учителей — дьячка местной церкви Семена Сабельникова и соседа Ивана Шубного, отца знаменитого скульптора Федота Шубина.

Другой сосед, Христофор Дудин, познакомил его с первыми мирскими книгами — «Грамматикой» Мелентия Смотрицкого и «Арифметикой» Леонтия Магницкого. Они показались ему чудом! Так бывает, когда талантливый человек находит призвание. «То были врата учености моей» — так называл Ломоносов эти книги.

Матери он лишился рано. Первая мачеха, которую отец быстро привел в дом, у Ломоносовых не задержалась, быстро умерла, а третья, женщина властная и сварливая, не одобряла «бессмысленных» книжных занятий Михайлы.

Позже Ломоносов напишет в грустную минуту:

Автор цитаты

Меня оставил мой отец

И мать еще в младенчестве;

Но восприял меня Творец

И дал жить в благоденстве.

На некоторое время он сблизился с раскольниками, искал правды в мистике, аскетизме, неистовой вере. Но критический ум взял свое. Его притягивали мирские науки, знания, литература.

Фото: commons.wikimedia.org

Михайло Васильевич Ломоносов

В декабре 1730 года 19-летний Михайло оставил дом и с рыбным обозом двинулся в Москву. Его мечтой была московская Славяно-греко-латинская академия. Но туда принимали только детей дворянского и духовного звания, к тому же Ломоносов был уже далеко не подростком, а выглядел и вовсе богатырем. Но он выдал себя за дворянского сына, нашел себе покровителей и быстро стал первым учеником.

Тут сказалась еще одна ломоносовская черта: он знал цену успеху и деньгам. Умел заручаться поддержкой сильных мира сего в первую очередь, в будущем Ивана Шувалова, фаворита Елизаветы и выдающегося благотворителя. Для Ломоносова он оказался идеальным меценатом, ведь Шувалов считал себя учеником знаменитого просветителя! С этим даром светской дипломатии парадоксальным образом сочетались «благородная упрямка» Ломоносова, его принципиальность, даже неуживчивость. Свои идеи он подчас доказывал с помощью кулаков. Побывал и в тюремном заключении, и в опале. Вместе с многочисленными талантами и неукротимой любознательностью эти качества составили победительный пробивной характер. Вместе с Шуваловым они открыли Московский университет, который стал лучшим в России учебным заведением. В Петербурге Ломоносов жил в обширной усадьбе на Мойке и не знал нужды.

Европейская история

Ломоносов попал в число молодых русских студиозусов, которых послали учиться в Европу у лучших немецких профессоров. Перед ним поставили задачу изучить химию и горное дело. Но для Ломоносова это было не только время погружения в науки, но и годы, полные приключений. Он узнал Европу и с университетской витрины, и с изнанки. Рослого и уже неюного студента однажды забрали в солдаты, и ему пришлось немало сил приложить, чтобы вернуться к науке. Кроме того, в Германии он изучил русское стихосложение и женился на Елизавете Христине Цильх, дочери марбургского ремесленника.

В его судьбе многое невероятно, как будто невозможного для Ломоносова не существовало. Тогда в России еще не существовало понятия «поэт». А Ломоносов уже был поэтом в душе — и через несколько лет он, соревнуясь с Василием Тредиаковским и Александром Сумароковым, откроет для просвещенной России высокое искусство стихосложения. Он отстаивал красоту и выразительность ямба и неизменно побеждал соперников.

Паспорт, выданный М. Ломоносову Марбургским университетом

Фото: commons.wikimedia.org

Его регулярные оды императрице стали частью дворцового церемониала. Ломоносов наполнял их полезной дидактикой. Дары, которые он получал от монархини за звучную похвалу, всякий раз намного превосходили его жалованье, даже годовое.

Понимала ли Елизавета Петровна поучения этого архангельского богатыря, которому впору оказались европейский камзол и модный парик? Натура эмоциональная, она полагалась на сердце. Ломоносов чем-то напоминал ей отца — такого же гиганта. Недаром веками держится легенда, что великий император был настоящим отцом «великого помора».

Елизавете от Ломоносова и от науки требовались прежде всего чудеса. Звучные стихи, фейерверки, наконец мозаики. Он возродил это старинное искусство, наладил производство смальты — больше тысячи оттенков. Чуть ли не в первую очередь он создал портрет своего кумира — Петра Великого, а потом и огромное полотно Полтавской битвы с императором-всадником в центре композиции. Увы, после смерти Ломоносова это искусство снова было утрачено почти на век.

Фото: commons.wikimedia.org

Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М.В. Ломоносовым

Перечитывая ломоносовские оды и послания, мы видим, каким тонким и остроумным человеком он был. Чего стоят хотя бы «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же»:

Автор цитаты

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,

Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!..

Что видишь, всё твое; везде в своем дому,

Не просишь ни о чем, не должен никому.

В этом сказанном мимоходом «быв много раз прежде за тем же» оказалось пророчество судьбы русской науки на века.

Сколько отнимется, столько присовокупится

Одно из главных открытий Ломоносова — «всеобщий естественный закон», одна из первых формулировок закона сохранения энергии. Он сформулировал его в письме своему учителю, выдающемуся математику Леонарду Эйлеру и в диссертации «Рассуждение о твердости и жидкости тел». Приведем несколько фраз из этой этапной научной работы:

Автор цитаты

«Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте. .. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает»

С юности Ломоносова занимали тайны Вселенной, которым он посвящал и стихи, и научные работы. Во время наблюдений за прохождением Венеры по диску Солнца 26 мая (6 июня) 1761 года Ломоносов совершил первое открытие в истории русской астрономии. Он увидел светящийся силуэт вокруг утренней планеты и определил, что у Венеры есть атмосфера. Современная наука подтвердила эту гипотезу.

Фото: commons.wikimedia.org

Иллюстрации М.В. Ломоносова к рукописи «Явление Венеры на Солнце…»

Но больше всего времени и усилий он отдавал химии — науке, которую Ломоносов преобразил. В одном из своих трактатов он прямо указывал на необходимость превратить химию из магического искусства, каковым его по-прежнему считали в XVIII веке, в точную науку. По словам Ломоносова, «к сему требуется весьма искусный Химик и глубокий Математик в одном человеке». Ломоносов первым стал читать студентам курс по «истинной физической химии», сопровождая его демонстрационными опытами.

А ключевым словом в наследии Ломоносова было название империи Петра Великого — Россия. Миссия просветителя вряд ли заинтересовала бы его, если бы ученый не считал ее необходимой для страны, для ее могущества на долгие столетия.

Корифей екатерининского века

Уход Елизаветы мог стать роковым для Ломоносова. Ему приходилось много времени и сил тратить на борьбу за право исследовать, ставить опыты, преподавать в достойных условиях, но и в этом искусстве Ломоносов поднаторел. Получив репутацию первого стихотворца России и славного ученого, без помощи сильных мира сего он не оставался. Шувалов, фаворит прежней императрицы, после ее смерти надолго удалился в Европу, но Ломоносов получил поддержку «душевного друга» Екатерины II Григория Орлова.

Новая императрица благосклонно приняла проект Ломоносова о плаваниях Северным морским путем. Чичагов, совершив две полярные экспедиции, не сумел приручить Северный океан, остановившись во льдах. Но начало освоения Арктики было положено.

Недругам казалось, что на него нет ни хвори, ни погибели. Но неуемный характер к пятидесяти годам превратил исполина в больного, прихрамывающего старика. Работал он исступленно. Если ставил опыты или писал — по несколько дней спал урывками, питаясь только хлебом с маслом. Да и яростная борьба с оппонентами и недоброжелателями (а Ломоносов был конфликтным человеком) не прибавляла ему здоровья. Он стал проситься в отставку и наконец получил указ императрицы: «Коллежского советника Михайлу Ломоносова всемилостивейше пожаловали мы в статские советники с вечною от службы отставкой с половинным по смерть его жалованием». Пенсию потом отменили, он вернулся на службу, а чин, равный воинскому бригадирскому, Ломоносов получил, и его стали называть «ваше высокородие».

Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова. Художник И.К. Федоров

Фото: commons.wikimedia.org

Один из неоконченных трудов Ломоносова — «Древняя российская история», где он попытался противопоставить историческую правду «комплексу неполноценности», который испытывали образованные русские люди перед европейцами. «Толь довольно предки наши оставили на память, что, применясь к летописателям других народов, на своих жаловаться не найдем причины», — утверждал Ломоносов. Он и после смерти остался «вождем» историков-антинорманистов, отвергающих государствообразующую роль скандинавов в истории Руси.

7 июня 1764 года Екатерина даже удостоила Ломоносова личным «высочайшим» посещением и провела в его доме около четырех часов, где, как сообщали «Санкт-Петербургские ведомости, «изволила смотреть производимые им работы мозаичного Художества для монумента вечнославной памяти Государя Императора ПЕТРА Великого, также и новоизобретенные им физические инструменты и некоторые физические и химические опыты; чем подать благоволила новое высочайшее уверение о истинном люблении и попечении Своем о Науках и Художествах в Отечестве».

Первый русский академик писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют». Честолюбие в нем не умирало. И Ломоносов действительно стал образцом того, как, словами Некрасова, «архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик». Он прожил только 54 года, но успел сдвинуть горы в литературе, химии, исторической науке, астрономии, математике и геологии.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Урок географии по теме «Открытия М.В. Ломоносова». 7-й класс

Цели и задачи:

  • пробудить у учащихся чувство национальной гордости и патриотизма;
  • привлечь внимание к личности М.В.Ломоносова как ученого, сделавшего немало открытий в географии;
  • пробудить у учащихся интерес к поэтической деятельности М.В.Ломоносова;
  • показать востребованность идей М.В.Ломоносова в современном мире.

Методы и приемы:

  • слово учителя;
  • аналитическая беседа;
  • доклады и сообщения учащихся.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Основная часть

1. Слово учителя географии

В 2011 году мы отмечали 300-летие со дня рождения М. В.Ломоносова. М. В.Ломоносов – наш земляк, родился 8(19) ноября 1711г.в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово) в Архангельской области ,в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии). С 1745 академик Петербургской АН. В 1748 основал при АН первую в России химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. Крупнейший русский поэт-просветитель XVIII в.Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики , создал с учениками мозаичные картины. Член Академии художеств (1763). Похоронен в Санкт-Петербурге вв1765г. (Презентация)
Сегодня мы подробнее остановимся на открытиях М.В.Ломоносова в области географии и литературы.

2. Сообщения учащихся

Делаем записи в тетрадях.

Открытия М.В. Ломоносова в области географии

В середине XVIII в., когда многие известные ученые считали географию придатком той или иной науки, Ломоносов не только утверждал географию как самостоятельную науку, а и рассматривал ее как науку комплексную, охватывающую не только природу, но и экономическую деятельность человека.
Будущее Российской империи как самодостаточной великой державы всецело зависело от развития национальной промышленности, и прежде всего металлургии.
М.В.Ломоносов подвигнул русских промышленников на поиск руд, которыми, по убеждению учёного, Россия очень богата. Столь масштабное начинание нельзя было реализовать без подготовленных кадров, поэтому из-под пера Ломоносова вышли «Первыя основания металлургии или рудных дел» – труд, заложивший фундамент отечественной геологии и минералогии. В нём содержалась информация о рудах основных металлов, приводились усовершенствованные конструкции машин: рудничных подъёмников и насосов, металлообрабатывающих станков, гидравлических приводов.
Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, например пластов каменного угля. Он правильно объяснял образование чернозема, связывая его с накоплением в почве перегноя – остатков отмерших, разлагающихся растительных и животных организмов. Эта мысль Ломоносова в XIX веке получила развитие и подтверждение в исследованиях чернозема В.В. Докучаевым, основавшим новую науку – почвоведение.
Ломоносов доказывал, что ископаемый уголь, подобно торфу, образовался из растительных остатков, покрытых впоследствии пластами горных пород. Необходимо отметить, что Михаил Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.
В 1757 году была опубликована монография Ломоносова, в которой доказывалось, что Южный материк должен существовать Теоретическое открытие Антарктиды было замечательным достижением.
Спустя полвека это мнение Ломоносова подтвердила экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева,

Работа Ломоносова в Географическом департаменте Академии наук

В 1758 году Ломоносову было поручено руководить Географическим департаментом Академии наук. Свою деятельность в Географическом департаменте Ломоносов начал с того, что предпринял ряд мер для организации детального изучения территории России и ее природных ресурсов, обеспечения большей точности и достоверности составления карт и пополнения штата департамента русским геодезистами и картографами.
Ломоносов решил составить новый атлас России с включением в него экономических и этнографических данных. Он считал необходимым дать в атласе сведения о природных богатствах страны, отметить пути сообщения, отразить состояние промышленности и торговли. Для сбора материалов в новый атлас РоссииЛомоносов составил специальную анкету «Географические запросы». «Географические запросы» были отпечатаны в количестве 600 экземпляров и в 1760 году разосланы в губернии и в различные учреждения. Получаемые ответы обрабатывались в географическом департаменте. Факт частичного издания ответов на анкету Ломоносова говорит об их научной ценности и значении.
Также Ломоносов разработал проекты географических экспедиций для изучения природы России. Эти проекты не были реализованы при жизни ученого, но в значительной мере подготовили почву для снаряжения больших Академических экспедиций 1768-1774 гг. под руководством и при участии ученых-натуралистов: И.И. Лепехина (Поволжье и Поморье), П.С. Палласа (Поволжье, Прикаспий, Урал, Сибирь, Предкавказье), С.Г. Гмелина (Южная Россия, Кавказ), И.А. Гильденштедта (Южная Россия, Кавказ), И.И. Георги (Юго-Восточная Россия, Алтай, Прибайкалье).
Ломоносов управлял Географическим департаментом с 1758 по 1765 год. За это время департаментом были опубликованы генеральная карта Сибири Г.Ф. Миллера-И.Ф. Трускотта (1758) и план Москвы (1763), а также подготовлены для издания 12 генеральных и специальных карт Прибалтики и Сибири. Сам Ломоносов составил карту Арктики (1762-1763) и издал за свой счет тиражом 1 тыс. экземпляров первый русский учебный глобус.

Проект Ломоносова по освоению Северного морского пути

В 1763 году Ломоносов выдвинул проект освоения Северного морского пути. Он написал докладную записку «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» и представил ее в Морскую комиссию с целью побудить правительство к организации большой полярной экспедиции. Эта одна из наиболее замечательных книг русской полярной литературы была издана лишь в 1847 году Гидрографическим департаментом. Ученый писал, что географическое положение России требует искать морские пути в океан в первую очередь через северные моря, и доказал возможность плавания на судах от Кольского полуострова через Северный Ледовитый океан
.Одновременно ученый отмечал высокое мореходное искусство русских поморов. Ломоносов разрабатывает множество различных навигационных приборов, для плавания в разную погоду.
Ломоносов выдвигает попутно целый ряд научных гипотез, которые в большинстве своём впоследствии подтвердились…
Более поздние арктические экспедиции, завершившиеся успешным поиском сквозного Северо-Восточного морского прохода между Азией и Америкой, принесли подтверждение, что «заслуга Ломоносова в истории освоения Северного морского пути заключается не только в том, что он указал на возможность плавания по нему, что одно само по себе было немаловажным вкладом в науку, но и в том, что он впервые это научно обосновал и доказал.

3. Вывод (учитель географии):

Взгляды Ломоносова значительно опередили его время. Трудно переоценить значение деятельности великого русского ученого. Его открытия в различных областях знаний не утратили своей актуальности и в наше время.
Характерной чертой Ломоносова как ученого было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны. Ломоносову было ясно огромное экономическое значение, которое мог бы иметь для России Северный морской путь. Реки, которые несут свои воды в Северный Ледовитый океан, образуют единую транспортную систему с арктическими морями. Северный морской путь играет важнейшую роль в хозяйственной жизни многих обширных внутренних областей нашей страны. Более одной трети территории нашей страны находится за Северным полярным кругом и в своем экономическом и культурном развитии непосредственно связано с Северным морским путем.
Арктика – стратегический регион, зона интересов не только арктических государств, но и других стран с развитой экономикой.Их привлекают перспективы освоения нефтегазового потенциала арктического шельфа. Кроме того, через Арктику проходят морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. При использовании Северного морского пути расстояние по этому маршруту сокращается на 3860 морских миль или на 34%. Особую важность сейчас приобретают вопросы безопасности мореплавания. В этом отношении Северный морской путь можно назвать самым безопасным. Опыт использования транспортной системы Чукотки и Арктической зоны России в целом, свидетельствует о том, что морской транспорт в северных широтах является практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза техники, оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, необходимых для стабильной работы промышленных комплексов, а также для жизнеобеспечения людей, проживающих в этой

4. Слово учителя литературы

Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот Ломоносов ценил то искусство, которое слу жит пользе общества, народа. Он боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и к поэту. Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром «была ода. Оды М.В.Ломоносова по звучности и музыкальности стиха, по легкости и понятности языка были для своего времени явлением исключительным. Можно с полным правом сказать, что впервые в русской книжной поэзии появились такие подлинно художественные произведения, в которых достигнуто было единство формы и содержания.
Сегодня мы познакомимся с одной из них.

5. Чтение Оды «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…»

– Эта ода (1747) принадлежит к числу лучших од Ломоносова.

6. Беседа

– Когда написана ода, кому посвящена?
– О чем Ломоносов говорит во вступлении?
– Почему поэт славит императрицу?
– Как относится поэт к Петру 1? Почему?
– Какая новая тема звучит в оде?
– В какой строфе звучит восторженный гимн науке? Прочитайте.
– О чем заключительная строфа оды?

7. Вывод (слово учителя литературы):

Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы. И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и Родине. Вся его жизнь была полна неустанных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения. ЛОМОНОСОВ первый из деятелей русской культуры, завоевавший мировую известность, один из выдающихся прсветителей и самый просвещенный человек своего времени, один из крупнейших ученых 18 века, замечательный поэт.

III. Домашнее задание

а) Прочитать записи в тетрадях по географии, подготовить дополнительный материал по теме;
б) Подготовить отрывок из оды наизусть;
в) Выписать в тетрадь по литературе слова высокого штиля, дать толкование незнакомых слов.

Михаил Васильевич Ломоносов как борец за правду

В начале XVIII века в России в большом количестве появляются иностранцы, которые вскоре займут ключевые посты в государстве и, прежде всего, в науке, в частности, в истории. Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер, Г.З. Байер и некоторые другие, будучи «творцами русской истории», впоследствии даже стали академиками. Нам расскажут о нормандской теории, о русской культуре, возникшей только после Крещения Руси, и многом другом.Не все российские ученые согласились с их изложением материала. Главным врагом был Михаил Васильевич Ломоносов,

г.р. Портрет М. В. Ломоносова работы художника Л. С. Миропольского (1787)

Михаил Васильевич Ломоносов — русский гений, оставивший след почти во всех существующих науках и производствах. И в исторических исследованиях он был главным противником немецких «академиков», утверждая, что «то, что славянский народ находился в нынешних российских границах еще до Рождества Христова, то это можно несомненно доказать.»

Сейчас модно говорить, что он не был профессиональным историком. Ну а история как наука тогда только складывалась. А Ломоносов уже тогда изучал дела минувших дней, применяя исторические методы исследования, в том числе и периодизацию, опираясь на источники, принципы отбора которых он же и описал. Так что все это позволяет говорить о Михаиле Васильевиче как об ученом-историке.

На его глазах иностранцы, вопреки здравому смыслу, творили свою «русскую» историю, и Ломоносов с этим не мирился.Он раскритиковал их труды и сам начал заниматься вопросом, оставив для этого химический факультет.

Тем более, что образование пресловутых немцев вызывало в нем сомнения. Байер, например, придумавший «нормандскую теорию», был специалистом в области филологии: сначала он изучал «слова о кресте» Христа, а затем обратил свое внимание на Китай. Миллер так и не смог окончить университет, что не помешало ему специализироваться в области этнографии и экономики.Шлёцер учился на теологическом факультете, и его диссертация называлась «О жизни Бога». Позже он изучал медицину. При этом все они не очень хорошо говорили по-русски.

Так что же они могли сказать о русской истории? И то, что мы изучаем в школе по сей день. Увы!..

В отличие от этих «учёных», Ломоносов, кроме родного русского, свободно владел латынью, хорошо говорил по-немецки и читал по-гречески. Знание языков позволяло Михаилу Васильевичу досконально изучать как отечественные, так и зарубежные источники, в том числе Псковскую летопись, Киево-Печерский патерик и многие другие.

Результатом кропотливой работы стали работы «Краткий русский летописец с родословной» и «О сохранении и воспроизводстве русского народа».

Немецкие профессора были крайне недовольны исследованиями Ломоносова, и началась программа дискредитации ученого и его открытий. Сначала Елизавету, а затем и Екатерину тщательно обработали, назвав Михаила Васильевича «грубым невеждой, не знающим ничего, кроме своих летописей». Ну, он опирался на древние рукописные источники, но какие они? В целом результатом внешней политики в науке стало то, что, по подсчетам современных исследователей, за более чем сто лет в Российской академии наук было всего три русских академика — М.В. Ломоносов, Я.О. Ярцов, Н.Г. Устрялов.

И все это время нашу историю писали иностранцы, и все архивы и документы находились в их ведении, и как они ими распорядились, неизвестно. Ломоносов сокрушался по этому поводу: «Не о чем заботиться. Все открыто сумасшедшему Шлёцеру».

Российские специалисты пока молча наблюдали за засильем импорта. Изобретатель А.К. Нартов и написал жалобу в Сенат, его поддержали многие члены Академии наук.И что ты думаешь? Активистов посадили в тюрьму, одного расстреляли, остальных сослали в Сибирь, но заграничное руководство Академии наградило.

Ломоносов тоже попал под репрессии, хотя формально в этой заварушке участия не принимал: был арестован на семь месяцев, признан виновным, но освобожден от наказания. Еще при жизни ученого Шлёцер хотел забрать его архив, но тогда не получилось. Но умер только Михаил Васильевич, все документы, хранившиеся в его кабинете, исчезли.По приказу Екатерины II они были вывезены из его дома и неизвестно где поселились. Теперь у норманнской теории не было противников, и она прочно укоренилась в нашем сознании…

Михаил Васильевич Ломоносов 19 ноября 1711 15 апреля

Михаил Васильевич Ломоносов 19 ноября 1711 – 15 апреля 1765

Кем он был? Ø Ø Ø певец ученый учитель эрудит матрос художник танцор почтальон химик минералог солдат Ø Ø Ø музыкант композитор писатель филолог физик строитель поэт историк рыбак математик портной

Соотнесите слова и их определения: 1) эрудит а) человек, пишущий книги, статьи 2) ученый б) человек, который пишет или изучает историю 3) писатель в) человек с большими и разносторонними знаниями 4) химик г) а человек, пишущий стихи 5) физик д) человек, изучающий, обучающийся или занимающийся химией 6) минералог е) человек, изучающий языкознание 7) историк ж) человек, изучающий или практикующий какую-либо из наук или использующий научные методы 8) филолог з) ученый по минералогическому образованию 9) поэт и) человек сведущий или изучающий физику

Сфера интересов Российский эрудит, ученый и писатель. Его сферы науки — естествознание, химия, физика, минералогия, история, искусство, филология, оптические приборы. Ломоносов был еще и поэтом, создавшим основу современного русского литературного языка.

Место рождения село Денисовка Архангельской губернии Крайний Север России.

Страсть Ломоносова Учение было страстью юного Ломоносова. В детстве его научил читать Иван Шубный. Каждую свободную минуту он проводил с книгами.В течение многих лет единственными книгами, к которым у него был доступ, были религиозные тексты.

Молодость В 1730 году Ломоносов присоединился к каравану, идущему в Москву. По прибытии он поступил в Славяно-греко-латинскую академию.

После трех лет пребывания в Москве его отправили в Киев на один год учиться в Киево-Могилянской академии. Он быстро остался недоволен образованием и вернулся в Москву. Он закончил двенадцатилетний курс обучения всего за пять лет, получив высшее образование в своем классе.В 1736 году Ломоносов получил стипендию в Санкт-Петербургском государственном университете. Он погрузился в учебу и был награжден двухлетним грантом на обучение за границей в Марбургском университете в Германии.

Ломоносов быстро освоил немецкий язык, философию, серьезно занялся химией и даже начал писать стихи. Он также проявил интерес к немецкой литературе. Во время своего пребывания в Германии он влюбился в дочь Катарины Элизабет Кристин Зильх.Они поженились в июне 1740 года.

Ломоносов вернулся в Россию в 1741 году. Он был назначен адъютантом Российской академии наук по физическому отделению. В 1743 г. Ломоносов был обвинен, арестован и восемь месяцев находился под домашним арестом. Он был освобожден и помилован в январе 1744 года.

В 1745 г. Ломоносов стал действительным членом Академии и получил звание профессора химии. Он основал первую химическую лабораторию Академии. В 1755 году Ломоносов вместе со своим покровителем графом Иваном Шуваловым основал Московский государственный университет.

Он сделал много открытий в: � физике, � астрономии, � химии, � географии, � мозаицизме, � поэзии.

В 1761 году Ломоносов был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук. В 1764 году он был назначен на должность статс-секретаря. Большинство его достижений были неизвестны за пределами России еще долгое время после его смерти.

Московский государственный университет переименован в «М. В. Ломоносова» в его честь в 1940 году.

Спасибо за внимание!

Закон сохранения массы — определение, формула, уравнение, примеры

Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов?
  • Михаил Васильевич Ломоносов (10 ноября 1711 — 15 апреля 1765) — русский ученый, эрудит и писатель, широко известный своим вкладом в химию открытием закона сохранения массы.
  • Кроме того, он также известен своим вкладом в астрономию, поскольку он был связан с открытием атмосферы Венеры.
  • Еще в рамках химии Ломоносов открыл точку замерзания ртути и провел с ней различные опыты.

Закон сохранения массы определение

Закон сохранения массы гласит, что в химической реакции общая масса участвующих реагентов всегда равна общей массе образующихся продуктов, так что общая масса системы остается постоянной.

  • Другими словами, масса внутри замкнутой системы остается неизменной, поскольку количество материи не увеличивается и не уменьшается.
  • Закон эквивалентен закону сохранения энергии, поскольку энергия и масса являются обратимыми величинами.
  • Закон сохранения массы определяет математическую зависимость между массами реагентов и массами продуктов.
  • Первое понимание сохранения массы возникло с открытием французским химиком Лавуазье в 1774 году того, что масса не может быть ни создана, ни уничтожена.
  • Закон позже выдвинул русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.Поэтому он также известен как закон Ломоносова-Лавуазье.
  • Закон согласуется с атомной теорией Дальтона, поскольку он утверждал, что общее число атомов химических веществ, участвующих в химической реакции, сохраняется.

Читайте также: Атомная теория Дальтона — постулаты, достоинства, ограничения

Закон сохранения формулы массы

Закон сохранения массы можно выразить математической формулой, используя уравнение неразрывности. Формула имеет дифференциальную форму и часто используется в гидромеханике и механике сплошных сред.

Формулу закона сохранения массы можно записать так:

∂ρ/∂t + ∇ (ρv) = 0

где,

∂ρ разница в плотности химических частиц

∂t это разница во времени

ρ – плотность (масса на единицу объема)

v скорость реакции

 это расхождение

Закон сохранения уравнения массы

Закон сохранения массы можно выразить в виде уравнения, если мы рассмотрим химическую реакцию:

А + В       →      С + D

Если X граммов A соединяется с Y граммами B в химической реакции с образованием P граммов C и Q граммов D, закон сохранения массы можно выразить как;

Х + Y = Р + Q

Таким образом, общая масса реагентов = общая масса продуктов.

Закон сохранения массы примеров

Закон сохранения массы можно наблюдать в различных замкнутых системах, как химических, так и природных. Некоторые из примеров закона:

Горение
  • Одним из наиболее легко наблюдаемых примеров закона сохранения массы является процесс горения.
  • Реагентами, участвующими в процессе горения, являются древесина и кислород, а продуктами являются углекислый газ, водяной пар и пепел.
  • В ходе этого процесса масса реагентов равна массе продуктов по закону сохранения массы.

Реакция между AgNO 3 и NaCl
  • Реакция между AgNO 3 и NaCl используется как средство экспериментальной проверки закона сохранения массы.
  • В ходе процесса AgNO 3 и NaCl берут два конца Н-образной трубки. Трубка утяжелена химическими веществами.
  • Затем два раствора смешивают, встряхивая пробирку, и дают возможность протекать реакции.
  • Продукт реакции представляет собой творожистый белый осадок AgCl. Затем трубку снова взвешивают для определения общей массы продуктов.
  • В ходе процесса не наблюдается изменения веса после химической реакции.

AgNO 3 + NaCl      →       AgCl + NaNO 3

Исключения из закона сохранения массы
  • Несмотря на то, что многие химические реакции следуют закону сохранения массы, из этого закона есть некоторые исключения.
  • Закон имеет свои недостатки, так как в некоторых случаях масса системы не является постоянной из-за преобразования массы в энергию.
  • Согласно соотношению массы и энергии Эйнштейна, он заявил, что масса и энергия взаимопревращаемы друг в друга и, таким образом, в некоторых химических реакциях некоторая масса может быть преобразована в энергию.
  • Одним из примеров таких исключений является ядерная реакция. В ядерной реакции масса реагентов не равна массе продуктов, так как часть массы превращается в энергию.
  • Таким образом, в современной химии был переопределен закон сохранения массы, так как полная масса и энергия в ходе химической реакции всегда остаются постоянными.

Закон сохранения массы (видео TED-Ed)

Ссылки и источники
  • Gautum SD, Pant M и Adhikari NR (2016). Всесторонняя химия, часть 2. Шестое издание. Издатели и дистрибьюторы Heritage, Pvt. ООО
  • 8% — https://courses.lumenlearning.com/introchem/chapter/the-law-of-conservation-of-mass/
  • 7% – https://study.com/academy/lesson/the-law-of-conservation-of-mass-definition-equation-examples.html
  • 2% – https://en.wikipedia. org/wiki/Mass_conservation
  • 2% – http://panchbhaya.weebly.com/uploads/1/3/7/0/13701351/conservation_of_mass_lab_exemplar.pdf
  • 1% – https://www.youtube.com/watch?v=2S6e11NBwiw
  • 1% – https://scienceforum.ru/2020/article/2018018706
  • 1% — https://qsstudy.com/физика/масс-энергия-отношение
  • 1% – https://madelineisn.weebly.com/conservation-of-mass-lab.html
  • 1% – https://flexbooks.ck12.org/cbook/ck-12-middle-school-physical-science-flexbook-2.0/section/5.13/primary/lesson/reactants-and-products-ms-ps
  • 1% – https://byjus.com/physics/law-of-conservation-of-mass/
  • 1% – http://www.sfu.ca/~mbahrami/ENSC%20283/Solution%20manual/Chapter1_SM.pdf
  • <1% – https://www.britannica.com/science/combustion
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.