XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Собственная его императорского величества канцелярияСобственная его императорского величества
канцелярия — высшее государственное
учреждение Российской империи, находившееся в
прямом подчинении императора. В конце XVIII в.
оформилась как личная канцелярия Павла I, при
Александре I получила общегосударственные
функции, при Николае I превратилась в важнейшее
учреждение империи. Канцелярия состояла из Шести
отделений: I отделение, собственно канцелярия,
занималось рассмотрением отчетности министров,
составлением указов, местной администрацией,
подбором чиновников центрального аппарата,
пенсионными делами высших должностных лиц; II
отделение занималось кодификацией; III отделение
производило политический сыск; IV отделение
ведало благотворительными учреждениями; V
отделение разрабатывало реформы о
государственных крестьянах и надзирало за их
реализацией; VI отделение занималось реформой
управления Кавказом.
|
Образовано III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии
(3) 15 июля 1826 г. для осуществления охраны государственного строя, надзора и контроля над деятельностью государственного аппарата и выборных учреждений по указу императора Николая I был учреждён высший орган политического сыска в России — III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
С XVIII столетия в России существовали различные учреждения для специального преследования и расправы по политическим преступлениям. В период правления Петра Великого и Екатерины I таковыми являлись Преображенский приказ и Тайная канцелярия, впоследствии объединившиеся в одно учреждение. При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне существовала Канцелярия тайных розыскных дел, а в конце царствования Екатерины Великой и при Павле I — Тайная экспедиция. В период царствования Александра I была создана Особенная канцелярия, работавшая первоначально при Министерстве полиции, а затем — при Министерстве внутренних дел. По указу Николая I в 1826 г. Особенная канцелярия была преобразована в самостоятельное учреждение, получившее название Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Руководил ведомством главный начальник III отделения, который назначался императором и непосредственно ему подчинялся. Он же одновременно являлся шефом жандармов. Первым главой III отделения был назначен граф А. Х. Бенкендорф, снабжённый чрезвычайными полномочиями.
В основании III отделения важную роль сыграли, с одной стороны, политические события того времени, а с другой — убеждение в могуществе административных воздействий не только на государственную, но и на общественную жизнь. III отделение стало осуществлять контроль над всеми сторонами политической и социальной жизни России. Оно наблюдало за подготовкой и проведением крестьянской реформы 1861 г.; проводило дознания по «государственным преступлениям», к которым относились не только политические дела, но и злоупотребления государственных чиновников.
В 1839 г. к III отделению был присоединён жандармский корпус. Управление новой структурой ведомства было поручено генералу Л. В. Дубельту.
Первоначально III отделение состояло из четырёх экспедиций. В дальнейшем функции экспедиций были перераспределены, и образована новая, 5-я экспедиция, а 3-я — разделена на два отдела и особое делопроизводство. В марте 1869 г. в 3-й экспедиции были сосредоточены все дела высшей полиции, а дела, не относящиеся к последней, — переданы в 4-ю экспедицию. В структуре III отделения также находились общий архив, два секретных архива и типография.
1-я экспедиция (секретная) вела наблюдение за революционными и общественными организациями и деятелями, проводила дознания по политическим делам, по итогам которых составляла общие и частные обозрения важнейших событий в стране. С 1866 г. в ведении экспедиции были сосредоточены дела об оскорблении императора и членов императорской фамилии, о высылке, о надзоре, в том числе за иностранцами, об участниках польского восстания 1863 г.
2-я экспедиция осуществляла надзор за деятельностью сект и распространением религиозных культов, а также собирала сведения об изобретениях, фальшивомонетчиках, заведовала Петропавловской и Шлиссельбургской крепостями; комплектовала штаты III отделения и распределяла обязанности между его структурными подразделениями.
3-я экспедиция вела наблюдение за проживающими в России иностранцами, собирала сведения о политическом положении, революционных партиях и организациях зарубежных государств.
4-я экспедиция собирала сведения о крестьянском движении и о мероприятиях правительства по крестьянскому вопросу, о видах на урожай, снабжении населения продовольствием, о ходе торговли, ярмарках. В экспедицию поступали донесения из действующей армии, сведения о столкновениях и инцидентах на границах Российской империи. 4-я экспедиция также руководила борьбой с контрабандой и собирала данные о злоупотреблениях местной администрации.
5-я экспедиция ведала цензурой, осуществляла надзор за книгопродавцами, типографиями, и вела наблюдение за периодическими изданиями. С 1865 г. данные функции экспедиции перешли в ведение Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел.
В условиях революционной ситуации конца 1870-х — начала 1880-х гг. российское правительство приняло решение о создании особых межведомственных органов с чрезвычайными полномочиями. После покушения на жизнь императора Александра II для борьбы с революционным движением в феврале 1880 г. была создана Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М. Т. Лорис-Меликовым, наделённая неограниченными полномочиями. III отделение и корпус жандармов были временно подчинены Комиссии.
Высочайшим указом от 6 (18) августа 1880 г. III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии было упразднено, а дела его переданы в ведение Департамента полиции Министерства внутренних дел.
Лит.: III отделение Собственной е. и. в. канцелярии 03. 07. 1826—06. 08. 1880 // Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917 гг. Т. 1. СПб., 1998. С. 158—161; Деревнина Т. Г. Из истории образования III отделения // Вестник МГУ. Серия История. 1973. № 4; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Лемке М. К. Николаевские жандармы и литература 1826-1855 гг.: По подлинным делам Третьего отделения Собственной е. и. величества канцелярии. СПб., 1909; Мустонен П. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия в механизме властвования института самодержца. 1812-1858. К типологии основ имперского управления. Хельсинки, 1998; Оржеховский И. В. Третье отделение // Вопросы истории.
См. также в Президентской библиотеке:
Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. СПб., 1830. Т. 1. № 449. С. 665-666;
Собственная Его Императорского Величества канцелярия // Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 30а. СПб., 1900. С. 653—657.
V отделение Собственной его императорского величества канцелярии как структура оперативного управления Министерством государственных имуществ Текст научной статьи по специальности «История и археология»
2013
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 2
Вып. 2
ПУБЛИКАЦИИ ПО ДИССЕРТАЦИОННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ
УДК 94(47). 073 И. И. Воронов
V ОТДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИИ КАК СТРУКТУРА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИМУЩЕСТВ
Развитие государственного механизма в России неизбежно вело к его усложнению и увеличению его составных частей. Министры, советники и помощники старались оказывать на Николая I влияние, полагая, что император не в состоянии лично вникать во все вопросы государственного управления. В свою очередь монарх, нивелируя подобное влияние, совершенствовал институты личной власти. Одним из таких институтов являлась Собственная Его Императорского Величества Канцелярия (далее — СЕИВК), подчинявшаяся императору и действовавшая от его имени. С помощью СЕИВК императорская власть стремилась ускорить выполнение своих распоряжений и инициатив. Поскольку Канцелярия была «Собственной», ее статус оставался неопределенным. Со временем в составе СЕИВК было образовано шесть отделений.
В настоящей статье мы рассмотрим V отделение СЕИВК, основанное в 1836 г. как временное, но ставшее отправной точкой учреждения Министерства государственных имуществ. V отделение можно считать уникальным в ряду других аналогичных структур. Во-первых, оно было единственным отделением СЕИВК, созданным для организации нового государственного учреждения. Во-вторых, после достижения этой цели главной задачей V отделения стало оперативное управление Министерством государственных имуществ.
Первым на особое положение V отделения обратил внимание Н. М. Дружинин, отметив, что «фактически компетенция этого органа оказалась шире формально-юридического определения: в течение 20 лет оно служило основным местом, куда стекались все предложения о смягчении и ликвидации крепостного права и откуда исходили все последующие попытки частичных преобразований» [1, с 269-297]. Однако автор специально не изучал деятельность V отделения, а рассмотрел ее в контексте подготовки реформы управления государственными крестьянами.
По мнению Н. П. Ерошкина, СЕИВК, возникшая в конце XVIII в., приобрела характер высшего общегосударственного учреждения в 1812 г. Появление СЕИВК автор справедливо связывал с необходимостью повышения оперативности государственного
Воронов Иван Иванович — кандидат исторических наук, доцент, г. Абакан, Республика Хакасия; e-mail: [email protected] © И. И. Воронов
управления. Во время войны с Францией в ведение СЕИВК перешла переписка с главнокомандующими, комплектование армии, размещение военнопленных и другие аналогичные вопросы. В условиях становления министерской системы СЕИВК координировала деятельность императора и правительственных учреждений по вопросам внутренней политики. V отделение СЕИВК Н. П. Ерошкин считал учреждением, стоящим над Министерством государственных имуществ «по вопросам законодательства, надзора и управления» [2, с. 165, 169].
В отличие от Н. П. Ерошкина Л. Е. Шепелев не причисляет СЕИВК и соответственно ее V отделение к высшим органам государственной власти. В то же время он подчеркивает особый и чрезвычайный характер СЕИВК. По мнению автора, СЕИВК представляла собой своеобразный контрольный орган, подчиненный непосредственно императору и стоящий над регулярными государственными учреждениями [3, с. 78].
Финский историк П. Мустонен рассмотрел учреждение и деятельность СЕИВК на примере I отделения, отметив, что V отделение кроме выполнения своих основных функций было личной канцелярией П. Д. Киселева. Этот вывод автор сделал на том основании, что в V отделение поступали дела, рассматривавшиеся в различных учреждениях, комитетах и комиссиях с участием П. Д. Киселева, а также прошения и письма частных лиц на его имя [4, с. 24]. Нам представляется, что распространенные в то время издержки публичности официальных лиц — не достаточный повод для подобного утверждения. Далее мы постараемся доказать, что фактически V отделение было не личной канцелярией П. Д. Киселева, а «особой канцелярией» министра государственных имуществ.
Ближе других исследователей к пониманию задач V отделения СЕИВК, по нашему мнению, подошел А. С. Минин, заметивший, что оно «обеспечивало оперативность, необходимую для экспериментальной реформы… Кроме того, подобное положение облегчало непосредственное идеологическое руководство со стороны императора и его надзор за реформой в столь сложной и социально опасной области, как крестьянский вопрос» [5, с. 191]. Вывод автора представляет интерес, учитывая, что в своем исследовании А. С. Минин лишь упоминает V отделение, анализируя деятельность П. Д. Киселева.
В 30-х годах XIX в. сельское хозяйство России находилось в затяжном кризисе. Неэффективная система управления, Отечественная война 1812 г., неурожаи и эпидемии подорвали земледелие страны. Однако Министерство финансов, в ведении которого находился Департамент государственных имуществ, рассматривало государственную деревню только как источник доходов. Представление об управлении государственными имуществами традиционно сводилось к повышению эффективности сбора доходов, а возможность усовершенствования земледелия не значилась даже среди стратегических задач ведомства. Для того, чтобы изменить ситуацию в сельском хозяйстве, требовался специальный аппарат управления, но поначалу подобный вывод для правительства был вовсе не очевиден.
В течение всего царствования Николай I не оставлял без внимания давно назревший вопрос об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Ввиду политической и экономической сложности отмены крепостного права он считал, что соответствующая реформа могла быть осуществлена лишь позже, его наследником. Свою задачу император видел в проведении подготовительных мер, в том числе в реформировании государственной деревни. С целью подготовки такой реформы был образован
ряд секретных комитетов. В 1833 г. Комитет об усовершенствовании земледелия России под председательствованием Н. С. Мордвинова предложил учредить Управление главного директора земледельческих заведений с правами Министерства [6, с. 10, 13]. Таким образом, это был первый проект создания сельскохозяйственного ведомства, но у него было много противников.
Едва ли не самым влиятельным противником подобной реформы стал министр финансов Е. Ф. Канкрин. Понимая, что бесполезно отрицать очевидную неэффективность существующей системы управления, но желая сохранить государственных крестьян за Министерством финансов, он подготовил собственный проект преобразования государственной деревни. Суть его сводилась к поиску более успешных методов сбора доходов с государственной деревни. Комитет Н. С. Мордвинова не предложил ничего нового кроме учреждения сельскохозяйственного ведомства, тем не менее для намеченной императором цели этого оказалось достаточно. Николай I рассматривал новый правительственный орган с точки зрения реформирования государственной деревни, которая могла бы стать образцом для помещиков и подготовить отмену крепостного права.
Поэтому в итоге, задумывая реформу сельскохозяйственного управления, император встал на сторону Н. С. Мордвинова, решив учредить особое министерство и возложить на него «попечительство над государственными крестьянами». Однако найти единомышленников императору было непросто: многие дворяне еще надеялись на перевод государственных крестьян в крепостные.
В поиске лица, способного реализовать его мысли, Николай I обратил внимание на отличившегося во время управления Молдавией и Валахией генерал-лейтенанта П. Д. Киселева. Император предложил П. Д. Киселеву разработать основные принципы реформы, улучшающей положение государственной деревни. Подготовка преобразования была возложена на «Комитет для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий» под председательством князя И. В. Васильчикова [7, с. 11-13].
Для создания нового Министерства требовалась большая и сложная подготовительная работа, начавшаяся с формирования временного V отделения СЕИВК. Его главноуправляющим 29 апреля 1836 г. был назначен П. Д. Киселев. Не будучи министром, он получил право личного еженедельного доклада царю и немалые возможности для реализации своих реформаторских планов. Преобразование предполагалось начать с Санкт-Петербургской губернии, поэтому тем же указом учреждалась Санкт-Петербургская контора казенных имуществ. Во вновь созданную контору из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах Санкт-Петербургской губернии [8, л. 1-4].
Управляющим делами V отделения был назначен В. И. Карнеев, обладавший огромной работоспособностью и умением за один вечер написать красивым слогом и каллиграфическим почерком «какой угодно проект». Ближайшими сотрудниками П. Д. Киселева стали также В. Е. Клоков и И. Т. Калашников, ранее работавшие под непосредственным руководством М. М. Сперанского. В их лице П. Д. Киселев получил редкий тип чиновников, хорошо знакомых с законодательством Российской империи. Им помогали молодые служащие А. П. Заблоцкий-Десятовский и В. А. Инсар-ский [9, с. 28-31, 46]. Вероятно, именно В. И. Карнеев разработал штаты V отделения, взяв за образец устройство IV отделения СЕИВК. Штаты V отделения в составе двух делопроизводителей, трех их помощников, казначея (он же экзекутор), регистратора
(он же журналист) и шести писцов были утверждены императором 7 мая 1836 г. [8, л. 5-19].
Несмотря на подготовленный состав чиновников, П. Д. Киселев, как «человек умный, даже очень умный, с блестящими дарованиями» [10, с. 248], стал не только начальником, но и лидером V отделения. Именно он разрабатывал многие проекты предстоящих преобразований, поражая современников своей работоспособностью. «Самым сильным и трудолюбивым работником был сам П. Д. Киселев, который почти каждое утро высылал кучу полулистов, исписанных его крючковатым почерком, на которых он излагал различные мысли и соображения, относящиеся к новому устройству государственных имуществ, — вспоминал В. А. Инсарский, — эти листы, несомненно, свидетельствовали, что П. Д. Киселев был действительно государственный человек» [9, с. 42-43].
По указанию императора П. Д. Киселеву была переданы материалы, относившиеся к изменению управления государственными имуществами и собранные в предшествующий период. Изучив представленные сведения и разобравшись в положении государственных крестьян Санкт-Петербургской губернии, П. Д. Киселев представил свои соображения в «Комитет для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий». Проект П. Д. Киселева, посвященный улучшению положения государственных крестьян, был одобрен Комитетом и 9 мая 1836 г. утвержден Николаем I. После этого деятельность Комитета прекратилась, и дальнейшая разработка реформы была возложена на V отделение СЕИВК [11, с. 297-298], работа которого уже тогда отличалась особой оперативностью [9, с. 34].
Сотрудники V отделения СЕИВК в короткие сроки осуществили анализ и систематизацию законодательства о государственных крестьянах, материалов ревизий государственных имуществ и предшествующих проектов реформы. Все это позволило сформировать законодательную базу реформы, убедив Николая I в том, что планируемые преобразования не выйдут за рамки прежнего правительственного курса [11, с. 485-486]. 7 января 1837 г. Департамент государственных имуществ был отделен от Министерства финансов, а для управления им был учрежден Временный совет в составе сенаторов Б. Я. Княжина, П. К. Фролова, Д. В. Кочубея и чиновника III отделения СЕИВК А. Ф. Голицина во главе с П. Д. Киселевым [12, с. 35].
В течение 1837 г. V отделение подготовило пакет законопроектов, относившихся к учреждению Министерства государственных имуществ, которое первоначально планировалось назвать Министерством государственных имуществ и сельского хозяйства [13, л. 10-15]. В июле 1837 г. законопроекты обсуждались в двух специально образованных Комитетах — юридическом и губернаторском. Первый состоял из чиновников II отделения СЕИВК, Министерств юстиции и внутренних дел — специалистов по действующему праву. Основную роль в нем сыграли обер-прокурор Сената М. М. Кар-ниолин-Пинский и сотрудники II отделения М. Г. Плисов и К. Г. Репинский. Второй комитет образовали губернаторы семи «типичных, но разнохарактерных губерний», его движущей силой стали тамбовский губернатор Н. М. Гамалея и курский — М. Н. Муравьев. Губернаторы критиковали предложения V отделения, в частности, широкие полномочия учреждаемого ведомства, касавшиеся губернского управления. Обсуждение продолжалось четыре месяца, и по его окончании некоторые законопроекты были скорректированы и дополнены с учетом сделанных замечаний [9, с. 44]. Так, формулировка норм административного и процессуального права еще более приблизилась к действующему Своду законов [11, с. 506-507].
Помимо мнения комитетов о проекте учреждения Министерства государственных имуществ П. Д. Киселев запросил соображения влиятельных сановников: М. М. Сперанского и министра финансов Е. Ф. Канкрина. Первый одобрил проект, а второй положение за положением отверг его. При этом Е. Ф. Канкрин в очередной раз повторил П. Д. Киселеву, что Министерство финансов, обремененное разными расходами, не имеет средств на содержание нового ведомства [11, с. 507-508].
Тем не менее по настоянию Николая I глава финансового ведомства был вынужден изыскать средства на учреждение Министерства государственных имуществ. Несмотря на то, что цель создания V отделения СЕИВК уже была достигнута, оно не было ликвидировано. Чиновник V отделения В. А. Инсарский утверждал, что «большая часть департаментских докладов государю, проектов, представлений в Государственный совет, Комитет министров и т. п. обделывались изящным пером В. И. Карнеева, в чем главнейше и сосредотачивалась деятельность V отделения» [9, с. 54]. П. Д. Киселев возглавил новое Министерство, оставаясь главноуправляющим V отделения, что привело к фактическому объединению этих учреждений. Таким образом, V отделение СЕИВК продолжило функционирование в качестве «особой канцелярии» министра государственных имуществ.
Можно предположить, что V отделение и Министерство должны были заниматься решением смежных вопросов. Чиновники обоих учреждений в некоторых случаях дублировали друг друга, в иных — снимали с себя ответственность, перекладывая на других решение важных управленческих задач. Кроме того, в качестве главноуправляющего V отделения П. Д. Киселев должен был контролировать и свою деятельность как министра государственных имуществ.
Указанные выше издержки и противоречия в сложившейся системе взаимодействий Министерства и V отделения окупались ее достоинствами. Чтобы парализовать действия своих оппонентов и противников реформы, министр, перед внесением законопроекта в Государственный совет направлял его на рассмотрение императора как верховного начальника V отделения СЕИВК с целью заручиться его поддержкой. В большинстве случаев это значительно ускоряло процесс утверждения законопроекта. Непосредственное руководство Министерством государственных имуществ через
V отделение позволяло Николаю I вникать во все тонкости работы ведомства и контролировать нового министра, облеченного большим доверием.
Возможно, Николай I рассматривал V отделение и Министерство государственных имуществ как единое целое. Основанием для такого предположения являются обстоятельства, сопровождавшие отъезд П. Д. Киселева за границу. В апреле 1840 г., отправляясь для изучения управления государственными имуществами в Западную Европу, П. Д. Киселев официально обратился с просьбой к императору «обособить»
V отделение от ведомства на время его отсутствия. 7 мая 1840 г. Николай I повелел считать V отделение, на время отсутствия П. Д. Киселева, самостоятельным от Министерства государственных имуществ учреждением [14, л. 6-7].
После учреждения Министерства государственных имуществ возрос объем работы V отделения. Превратившись в высший орган ведомства, V отделение ставило перед ним новые задачи, указывало пути их решения и контролировало обсуждение в Комитете министров, Государственном совете и секретных комитетах. В течение 1838-1856 гг. V отделение подготовило 483 законопроекта, касавшихся государственной деревни. Первоначальная разработка проектов осуществлялась департаментами
Министерства государственных имуществ. Нередко материалы, положенные в их основу, предварительно обсуждались в Ученом комитете ведомства. Затем законопроект поступал на обсуждение Совета министра, а его положения докладывались П. Д. Киселевым императору [1, с. 8-9].
После смерти Николая I необходимость в деятельности V отделения отпала. Однако П. Д. Киселев, отправленный в отставку 11 июля 1856 г. с должности министра [15, с. 323], еще некоторое время оставался его начальником. Александр II рассматривал Министерство государственных имуществ как одно из ведомств, которое не нуждалось в его особой поддержке. 30 августа 1856 г. V отделение было упразднено [16, л. 11].
Источники и литература
1. Дружинин Н. М. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева. Т. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 617 с.
2. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: РГГУ 2008.
710 с.
3. Шепелев Л. Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. СПб.: Искусство-СПб, 2007. 461 с.
4. Мустонен П. Собственная его императорского величества канцелярия в механизме властвования института самодержца 1812-1858 гг. К типологии основ императорского управления. Helsinki: Aleksanteri Instituutin, 1998. 357 с.
5. Минин А. С. Министр времени Николая I — граф П. Д. Киселев: дис. … канд. ист. наук. СПб., 2002.
338 с.
6. Вешняков В. И. Высочайше утвержденный комитет об усовершенствовании земледелия в России // Исторические материалы из архива Министерства государственных имуществ. Вып. 1. СПб.: Типогр. В. Безобразова и К, 1891. С. 1-53.
7. Заблоцкий-Десятовский А. П. Граф Киселев и его время. Т. 2. СПб.: Типогр. М. М. Стасюлевича, 1882.
364 с.
8. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1589. Оп. 1, Д. 1.
9. Инсарский В. А. Записки Василия Антоновича Инсарского. СПб.: Русская старина, 1894. 271 с.
10. Корф М. А. Дневники 1838 и 1839 гг. М.: Рубежи XXI, 2010. 576 с.
11. Дружинин Н. М. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева. Т. 1. М; Л.: Изд-во АН СССР, 1946. 635 с.
12. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. II. Т. 12. СПб.: Типогр. II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1838. № 9846.
13. РГИА. Ф. 1589. Оп. 1, Д. 611.
14. РГИА: Ф. 1589. Оп. 1, Д. 7.
15. Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи 1802-1917 гг. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. 936 с.
16. РГИА. Ф. 1589. Оп. 1. Д. 8.
Статья поступила в редакцию 27 декабря 2012 г.
II ОТДЕЛЕНИЕ
Второе отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии
Второе отделение
Собственной Его Императорского Величества канцелярии было создано 31 января
1826 года по рескрипту Николая I, 4 апреля 1826 года указами Николая
I были даны поручения Правительствующему Сенату и министру финансов о
назначении чиновников во Второе отделение
Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Первоначально их
было всего 20 человек, но это был «звездный» состав. В штате Второго отделения
оказались крупнейшие ученые-юристы и практики того времени: профессора А. П.
Куницын и М. Г. Плисов, «отец русской статистики» и основатель Российского
географического общества К. И. Арсеньев, «отец Cудебной реформы»
Д. Н. Замятнин, специалист по управлению государственными крестьянами
В. Е. Клоков, барон М. А. Корф, князь Д. А. Эристов, действительный
статский советник Ф. И. Цейер, коллежский секретарь Н. М. Старцов и др. Для сотрудников II отделения была разработана специальная форма одежды.
Первоначально Второе отделение располагалось в доме на участке Литейный, 46, но к середине XIX века здание и все постройки обветшали, и в 1859 году для этого важнейшего государственного учреждения был приобретен соседний дом архитектора А. Х. Пеля — Литейный, 44.
Граф Д. Блудов, Главноуправляющий Второго отделения, так описывал этот дом в докладе Императору Александру II: «В нем 113 жилых комнат. В двух лучших этажах, втором и так называемом бельэтаже, будут: присутственная зала, редакторские и другие кабинеты, библиотека, архив и касса, в прочих же этажах и во флигелях: письмоводитель, экзекуторы, контролер и некоторые чиновники, курьеры и команда сторожей с начальником их — военным офицером».
А. Х. Пель произвел все необходимые работы для устройства в здании государственного учреждения. Помещения в лицевом корпусе были отделаны изящно и даже роскошно — с паркетами и мраморными каминами.
Именно в этом здании осуществлялась грандиозная деятельность по дальнейшей систематизации законов Российской Империи, начатая М. М. Сперанским.
Здесь было подготовлено
второе издание Полного собрания законов Российской Империи (1832—1881), здесь
осуществлялось предварительное рассмотрение законодательных предложений
министерств и ведомств, консультирование Государственного совета и Комитета
министров, здесь производилась выдача разрешений на издание собраний и сводов
законов частными лицами (до 1862 года), а также осуществлялась цензура книг
юридического содержания. Кроме того, Второе отделение занималось изданием
источников и научных работ по истории русского законодательства.
Эта ответственная работа проводилась под руководством таких известных государственных деятелей, как Д. Н. Блудов, М. А. Корф, В. Н. Панин, С. Н. Урусов, Ф. М. Маркус, которые являлись Главноуправляющими Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
Особую роль сыграло Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии в подготовке Судебной реформы 1864 года.
ТРЕТЬЕ ОТДЕЛЕНИЕ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
Орган политического сыска в Российской империи в 1826-1880 годах.
Создание и функции
Восстание декабристов 14 декабря 1825 года продемонстрировало слабость полиции. Император Николай I счел необходимым создать еще один полицейский орган, который бы следил за политической благонадежностью подданных и предотвращал заговоры против престола. Он был образован летом 1826 года и вошел в состав собственной канцелярии императора, так как тот хотел лично контролировать его деятельность. Орган получил название III отделения, в которое вошли возглавляемая М.Я. фон Фоком «особенная» канцелярия Министерства внутренних дел, ее тайная агентура и жандармерия.
В функции новой политической полиции входил сыск и следствие по политическим делам; выявление злоупотреблений местных властей; наблюдение за приезжавшими в Россию иностранцами и высылка из страны неблагонадежных лиц; контроль за расследованием особо опасных преступлений и деятельностью старообрядцев, религиозных сект и фальшивомонетчиков; предотвращение крестьянских выступлений; надзор за периодической печатью и театральная цензура. Отделение было поделено на пять экспедиций в соответствии с выполняемыми ими задачами.
Ежегодно в нем составлялись отчеты для государя о положении в стране, состоянии общественного мнения, мерах, принятых для спокойствия державы. В распоряжении III отделения находились две тюрьмы – Петропавловская и Шлиссельбургская крепости.
В ведении МВД оставалось руководство общей полицией.
Численность служащих отделения, несмотря на большой круг работы, была невысокой. При Николае I она составляла примерно сорок человек.
Первым руководителем нового органа стал Александр Христофорович Бенкендорф. Он был его главноуправляющим с 1826 по 1844 год, являясь в то же время и шефом жандармов.
Корпус жандармов
Жандармерия, созданная еще в 1815 году как военная полиция, перешла затем в ведение главноуправляющего III отделения. В 1836 году был создан Отдельный корпус жандармов. Первым начальником штаба корпуса стал Леонтий Васильевич Дубельт. Именно он окончательно сформировал аппарат жандармерии. При Дубельте III отделение приобрело свой нелицеприятный образ. Его карательная деятельность особенно усилилась после польского восстания 1830-1831 годов и Французской революции 1848 года.
В 1867 году в европейских губерниях России и на железных дорогах появились жандармские управления.
Роспуск Третьего отделения
После покушения Каракозова на жизнь царя Александра II 4 апреля 1866 года новым главноуправляющим III отделения стал Петр Андреевич Шувалов, из-за своего влияния прозванным Петром IV. Однако отделение оказалось бессильным против партии «Народная воля», которая в 1870-х годах стала применять политический террор и буквально охотиться на императора. 1878 году ею был убит сам начальник Третьего отделения Н.В. Мезенцев. Обстановка накалялась все больше. Тогда в 1880 году было решено создать Верховную распорядительную комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М. Т. Лорис-Меликовым. В то же время непопулярное в обществе и ставшее неэффективным III отделение было упразднено. Управление политической полиции было передано МВД. Министр внутренних дел теперь возглавлял и корпус жандармов.
В 1883 году система политического сыска была реорганизована и место Третьего отделения заняли охранные отделения.
Как статья историка о секретном разговоре Николая I вызвала грандиозный скандал — Российская газета
В последние тридцать лет словосочетание «политическая ошибка» незаметно вышло из широкого употребления. Но и в императорской, и в советской России обвинение такого рода выглядело особо тяжким грехом. Об этом напоминает и впервые публикуемый любопытный документ из фондов ГА РФ.
Второе отделение Третьему не указ
Донесение главе III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии и шефу жандармов графу Алексею Федоровичу Орлову свидетельствует о важной политической ошибке, допущенной молодым, но уже известным историком Александром Николаевичем Поповым (1820 — 1877).
Ошибка заключалась в том, что Попов в своей статье о восточном вопросе, написанной в 1854 г., рассказал о секретном разговоре Николая I с английским посланником сэром Джорджем Гамильтоном Сеймуром. Император предложил Англии разделить наследство распадавшейся Османской империи. И хотя позиция историка была абсолютно лояльной, и он признавал правоту своего императора, тайная полиция подготовила справку, после чего, как и следовало ожидать, статья напечатана не была. Постараемся разобраться в подробностях этой истории.
Историк А.Н. Попов.
Разгласитель царской тайны
Рязанский дворянин Александр Попов в 19 лет, в 1839 г., окончил юридический факультет Московского университета, в с 1846 г. был сотрудником II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, ведавшей вопросами кодификации законов и правовой экспертизы. К концу жизни это уже человек известный и состоявшийся — историк славянофильского направления, тайный советник (1868), член-корреспондент Императорской Петербургской Академии наук (1873).
Александр Николаевич был автором многочисленных работ по истории России и славянских народов, участвовал в деятельности Общества истории и древностей Российских при Московском университете, был секретарем Русского археологического общества, членом Совета Императорского Русского исторического общества. В последние годы жизни деятельно занимался историей наполеоновских войн, опубликовал серию статей в исторических журналах, три монографии2, готовил к печати обобщающее исследование об Отечественной войне 1812 года. Труды Попова оказали и продолжают оказывать значительное влияние на российских историков3.
Е. Ботман. Портрет Николая I. 1856г.
Чем же он не угодил царской власти?
В статье по истории Восточного вопроса он по сведениям, взятым из иностранных газет, рассказал о разговоре Николая I с английским посланником сэром Джорджем Гамильтоном Сеймуром (1797 — 1880), состоявшемся незадолго до начала военных действий с Турцией 9 января 1853 г. Император, как говорилось выше, предложил Англии заранее подумать о разделе наследства распадающейся Османской империи. Предложение вызвало шок в Лондоне и ускорило процесс создания антирусской коалиции4.
В 1854 г. эти сведения уже ни для кого не были секретом. Но продолжал действовать приказ Николая I от 7 мая 1826 г. о запрете любых публикаций в русской прессе «о политических видах» императора5. Поэтому цензура не пропустила статью Попова6. Вместо этого статья была отправлена в III Отделение, где для шефа жандармов графа Орлова составили справку о том, кто такой этот Попов и в чем заключается его политическая ошибка. Орлов, несомненно, доложил об этом деле Николаю I, и решение о недопуске статьи к печати было, надо полагать, принято самим императором7.
Опубликованные труды историка.
Анахронизм цензуры
Ниже эта справка, сохранившаяся в фонде 109 ГА РФ, публикуется полностью и впервые вводится в научный оборот. При публикации стиль документа сохранен, орфография и пунктуация даны в соответствии с современными правилами. Подчеркнутые слова подчеркнуты в тексте документа.
«Замечены были славянофильские мысли»
А. Попов, в статье своей, рассуждая о Восточном вопросе, о правоте России в настоящей войне и об унижении, в какое поставили себя Англия и Франция, защищая знамена Магомета, доказывает, что Россия не имеет ни причины, ни намерений расширять своих пределов и что Англия и Франция воспламенили войну только для того, чтобы, ослабив Россию, более распространить власть свою на Турцию.
При этом Попов особо останавливается на разговоре Государя Императора с Лордом Сеймуром и на переписке С. Петербургского кабинета с Лондонским относительно предстоящего разрушения Турецкой Империи. Он подробно разбирает все мысли, все слова, высказанные Государем Лорду Сеймуру, и на основании рассуждений Его Величества, приводя также исторические факты, доказывает, что Россия, в случае распадения Турции, не может допустить ни завоевания Турции какою-либо сильною Западною державою, ни восстановления прежней Византийской Империи, ни учреждения там мелких республик; и что одно только можно будет допустить, дабы При-Дунайские [так в тексте. — Авт.] Княжества8, Сербия и Болгария образовали из себя независимые владения под покровительством России.
Английский посланник Джордж Гамильтон Сеймур.
Справка. По делам 3-го Отделения известен Александр Попов, воспитывавшийся в Московском Университете, который путешествовал по землям Западных Славян и в 1847 году напечатал свое Путешествие в Черногорию. В этом сочинении замечены были Славянофильские мысли. Впрочем, ни в то время, ни после не было получаемо лично о сочинителе никаких неблагоприятных сведений.
Соображение. В нынешней статье Попова нет ничего предосудительного: он везде обнаруживает неограниченную преданность Государю и Отечеству. Но в этой статье разговор Государя Императора с Лордом Сеймуром изложен по иностранным газетам, тогда как в русских газетах об этом упомянуто было весьма коротко, с добавлением, что некоторые слова сказаны были Его Величеством в минуту увлечения и, сверх того, Попов не только повторяет эти слова, но распространяется о причинах, по которым оне были сказаны, и как бы рассуждает за Государя Императора. Рассуждает он весьма умно и к славе России; но одному Государю Императору известно, согласно ли это с мыслями Его Величества, и при том, будет ли угодно Его Величеству, что бы эти задушевные мысли Его были высказываемы печатно?
«5» Мая 1854 г. 9.
Опубликованные труды историка.
1. Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках реализации проекта N 18-09-00056А «Документальное и эпистолярное наследие А.Н. Попова».
2. Попов А.Н. Сношения России с европейскими державами. Перед войною 1812 г. СПб., 1876. ; Он же. Москва в 1812 году. М., 1876; Он же. Французы в Москве в 1812 году. М., 1876.
3. Безотосный В.М. Попов Александр Николаевич // Отечественная война 1812 года и освободительный поход русской армии 1813-1814 годов. Энциклопедия: В 3 т. / Отв. ред. В.М. Безотосный, А.А. Смирнов. Т. 3. П — Я. М., 2012. С. 134.
4. Тарле Е.В. Крымская война. Т. 1. М., 2003. С. 144-145. Николай I повторил и развил свое предложение при нескольких следующих встречах с Гамильтоном Сеймуром в январе (особенно 14 января) и в феврале 1853 г. (Там же. С. 145).
5. Орлов А.А. Из истории русской цензуры и журналистики 1820-х гг.: два архивных документа // Преподаватель XXI век. 2017. N 4. Ч. 2. С. 333.
6. См., напр.: Майков П.М. Указ. соч. С. 514-517; Попов, Ал-др Никол. // Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях и Список русских книг с 1725 по 1825. С предисл. А. Титова. Т. 3. Н — Р. М., 1908. С. 174-175; Ванеян С.С. Попов Александр Николаевич // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь / Гл. ред. П.А. Николаев. Т. 5. П — С. М., 2007. С. 74-76.
7. Попов вернулся к теме, вернее, к предыстории темы, восточного вопроса в своей публикации «Турецкая война в царствование Феодора Алексеевича». — Русский вестник, 1857. Т. 8, N 6 (март). Кн. 2. С. 143-180; N 7 (апрель). Кн. 1. С. 285-328.
8. Имеются в виду княжества Молдавия и Валахия.
9. ГА РФ. Ф. 109. Оп. 4. Д. 355. Справка о Попове А., поместившем в свою статью о восточном вопросе сведения, не опубликованные в русской печати, о беседе Николая I с лордом Сеймуром. 5 мая 1854 г. Л. 1-2.
Урок 9. российское государство в 1825-1855 гг. николай i — Россия в мире — 11 класс
Конспект урока № 9
по предмету «Россия в мире» для «11» класса
Тема: «Российское государство в 1825-1855 гг. Николай I».
Вопросы по теме:
1. Николай I: особенности эпохи.
2. Укрепление государственного аппарата. Собственная его императорского величества канцелярия (СЕИВК).
3. Политика Николая I в сфере образования. Цензурный устав 1826 г.
4. Укрепление опоры самодержавной власти.
5. Попытки решения крестьянского вопроса.
6. Промышленный переворот в России. Реформа Е. Ф. Канкрина.
7. Крымская война.
8. Итоги правления Николая I.
Тезаурус:
«Апогей самодержавия» – наиболее полное проявление абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах общественной и политической жизни страны.
Бюрократия – направление государственного управления, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию начальствующей власти и через предписания подчиненным.
Кодификация законов – систематизация и объединение законов страны, распределение их по отдельным отраслям и приведение законов в единую согласованную систему.
Корпус жандармов – исполнительный орган Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, орган политического сыска в 1826-1880 гг.
Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии – высший орган политической полиции Российской империи с 1826 по 1880 гг., занимавшийся надзором за политически неблагонадежными лицами и сыском.
Цензура – система государственного надзора за печатью, проверка материалов, готовящихся к публикации.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Третий сын Павла I, Николай I, стал императором в возрасте 29 лет. Образование Николай Павлович получил довольно скромное: наследником его не считали и не готовили к обязанностям монарха, да и он сам не проявлял к учению никакого рвения. В отличие от Александра I новый император не очаровывал людей приятностью манер, но восхищал их царственностью, монументальностью облика. С детства его отличала переходящая в упрямство самостоятельность. Он никому не подражал и никого «не играл».
Вступая на престол, Николай I не имел ясного представления о том, какой он хотел бы видеть страну. Принципы его правления складывались постепенно, по мере вхождения царя в курс дела.
Система управления государством, выработанная Николаем I, получила название «николаевского режима» и держалась на трех главных принципах. Во-первых, это централизация управления, требовавшая активного личного участия царя и его канцелярии. Во-вторых, это военная дисциплина, достигаемая путем бюрократизации всех сторон жизни общества. В-третьих, это строгое подчинение низших эшелонов власти высшим.
Николай I, вступивший на престол после жестокого подавления восстания декабристов, стремился установить всеобъемлющий контроль над всеми областями развития огромной страны. Было увеличено количество государственных ведомств, расширены штаты чиновников, возникла особая прослойка бюрократии.
Центром управления всей Российской империи в годы правления Николая I стала Собственная Его Императорского Величества канцелярия (СЕИВК), в которой разрабатывались основные проекты государственного развития.
В 1826 г. было создано II отделение канцелярии, главной задачей которого стала кодификация законодательства. Работу по кодификации законодательства возглавил возвращенный из ссылки М. М. Сперанский. Итогом стало опубликованное в 1830 г. Полное собрание законов Российской империи в 45 томах и изданный в 1832 г. Свод действующих законов Российской империи. За проделанную работу М. М. Сперанский был удостоен ордена Андрея Первозванного – высшей награды Российской империи.
Вопросы политического сыска входили в ведение III отделения императорской канцелярии, созданного в 1826 г. Его функции были чрезвычайно широки: от борьбы с фальшивомонетчиками до тайного наблюдения за иностранцами, приезжавшими в Россию.
Для наведения нужного властям порядка в распоряжении шефа III отделения находилась и вооруженная сила корпуса жандармов. Шефом III отделения и корпуса жандармов стал облеченный особым доверием царя генерал А. Х. Бенкендорф.
Создание III отделения было не единственной попыткой Николая I поставить под контроль взгляды и поведение подданных. В 1826 г. появился новый цензурный устав, содержащий 230 запретительных параграфов. Устав получил название «чугунного» и стал составной частью николаевского режима. Отныне и критиковать, и хвалить работу чиновников могло только их начальство, а не газеты и журналы. Показательно, что лица, подвергшиеся цензурным гонениям, автоматически попадали под негласный надзор III отделения.
В 1820-1850-е гг. серьезно изменилось отношение правительства к нуждам образования. Оно стало уделять больше внимания формированию нравственности, основанной на религиозных началах.
Изданный в 1828 г. новый Устав учебных заведений вводил принцип строгой сословности – уровень образования должен был строго соответствовать социальному положению учащегося. Детям крепостных крестьян обучение в гимназиях и университетах было запрещено.
В 1835 г. был принят новый университетский устав, существенно ограничивающий автономию университетов. Устанавливался строгий полицейский надзор за студентами, вводилась должность инспектора и его помощников, исполнявших административно-полицейские функции. Выбранных на университетских советах ректоров и профессоров утверждал министр народного просвещения.
Большое внимание Николай I уделял задаче укрепления дворянского сословия, традиционно являвшегося основной опорой власти. Его беспокоило, что начавшееся еще при Александре I разорение части дворянства продолжалось. Он пытался укрепить материальное положение высшего сословия. Для этого в 1845 г. был издан указ о «майоратах». Так называли имения, переходящие к старшему в семье и не подлежащие разделу между всеми наследниками.
Было также введено ограничение на доступ в дворянское сословие лицам из «податных сословий»: в 1832 г. введены звания почетных граждан и потомственных почетных граждан. Почетные граждане приобретали ряд привилегий, однако не имели главной привилегии, свойственной дворянину, — возможности владеть крепостными.
По указу 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с 5-го класса Табели о рангах, а не с 8-го класса, как ранее.
Николай I не смог обойти вниманием важнейший вопрос – крестьянский. Император решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян. По его поручению реформу управления государственными крестьянами провел П. Д. Киселев – член Государственного совета и министр государственных имуществ. Главным пунктом преобразований, осуществленных в 1837–1841 гг., явилось введение крестьянского самоуправления. В деревнях стали создаваться школы и больницы. Было организовано переселение малоземельных крестьян в незаселенные районы страны. Часть земель была отдана под «общественную запашку», что должно было дать запас продовольствия на случай чрезвычайных ситуаций.
Некоторые перемены к лучшему произошли и в положении крепостных крестьян: была запрещена продажа крепостных за долги; запрещалось разлучать при продаже членов одной семьи и покупать крепостных без земли; было ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь; крестьяне получили право выкупа на свободу в случае продажи имения помещика за долги.
В 1842 г. был принят указ об обязанных крестьянах, по которому помещикам предоставлялось право по своему желанию освобождать крестьян, заключая с ними договор о предоставлении им земельных наделов в наследственное пользование в обмен на выполнение различных повинностей. Однако из 10 млн. крепостных до 1855 г. в «обязанные» крестьяне было переведено чуть менее 25 тыс. душ мужского пола, так как большинство помещиков предпочитали жить по старым порядкам.
В 1847–1848 гг. в западных губерниях России была проведена инвентарная реформа: были строго определены размеры крестьянских наделов и повинности крестьян в пользу помещиков.
Однако, несмотря на все эти нововведения, система крепостного права в России продолжала сохраняться.
В 1830–1840-е гг. в России начался промышленный переворот, который завершился в 1870–1880-е гг. Произошел переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному производству. Начали формироваться новые социальные слои – буржуазия и пролетариат.
Индустриальное развитие России сопровождалось урбанизацией. Во второй четверти XIX в. выросло количество городов и городского населения. Крупнейшими городами империи были Петербург (540 тыс. чел.) и Москва (около 460 тыс. чел.).
Развивалась транспортная система. В 1837 г. в России появилась первая железная дорога Петербург – Царское Село. В 1851 г. была построена дорога Петербург – Москва (Николаевская железная дорога). Велось также активное строительство шоссейных дорог. Планированием и организацией строительства ведало образованное еще в 1820 г. Главное управление путей сообщения.
В 1839–1843 гг. под руководством министра финансов графа Е. Ф. Канкрина была проведена денежная реформа: обесценившиеся ассигнации были заменены кредитными билетами, которые правительство обменивало на серебро по строго установленному курсу. Денежная реформа помогла снизить инфляцию и стабилизировать финансовую систему России.
Важным направлением внешней политики Николая I был восточный вопрос, тесно связанный с положением слабеющей Османской империи и со стремлением расширить в этом регионе влияние России путем создания на Балканах независимых и дружественных государств.
Поводом для обострения восточного вопроса стал спор о святых местах в Иерусалиме: в 1853 г. турецкий султан передал католическому духовенству ключи от Вифлеемского храма – одной из главных святынь христианства. Николай I, посчитавший это ущемлением православных подданных султана и стремившийся играть роль их «покровителя», потребовал предоставить ключи также и православным священникам. После отказа султана выполнить это требование в июне 1853 г. Россия ввела свои войска в подвластные Турции Дунайские княжества – Молдавию и Валахию. В свою очередь Турция в октябре 1853 г. объявила России войну. Началась Крымская война (1853–1856).
В 1853-начале 1854 г. соперником России выступала одна лишь Османская империя. Военные действия развернулись на трех фронтах – Кавказском, Черноморском и Дунайском. Важнейшим событием этого периода стало Синопское морское сражение, состоявшееся 18 ноября 1853 г. Черноморская эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова уничтожила превосходивший его по численности турецкий флот. Это было последнее в истории крупное сражение парусных флотов.
В 1854 г. начался второй этап войны: против России на стороне Турции выступили Англия и Франция. С марта по август 1854 г. англо-французские эскадры атаковали на Черном море Одессу, на Балтике – Аландские острова, на Баренцевом море – Кольский залив, на Белом море – Соловецкие острова и Архангельск, на Тихом океане – Петропавловск-Камчатский. Все эти нападения были успешно отражены русскими гарнизонами.
Однако главные события войны развернулись в Крыму. В сентябре 1854 г. армия союзников численностью около 60 тыс. человек высадилась в районе Евпатории и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. Поражение русских войск под командованием А. С. Меншикова в сентябре 1854 г. в сражении на р. Альме открыло противнику дорогу на Севастополь.
Героическая оборона Севастополя длилась 11 месяцев – с сентября 1854 г. по август 1855 г. Обороной крепости руководили талантливые адмиралы В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин, героически погибшие во время штурмов. Защитниками Севастополя были писатель Л. Н. Толстой, хирург Н. И. Пирогов, военный инженер Э. И. Тотлебен.
Осенью 1854 г. русские войска, которыми командовал генерал А. С. Меншиков, предприняли несколько попыток атаковать противника с тыла и прорвать блокаду Севастополя: в Балаклавском бою и Инкерманском сражении. Но все они закончились поражением.
27 августа 1855 г. после 22-дневной бомбардировки начался последний штурм Севастополя, после которого русские войска вынуждены были покинуть город.
18 марта 1856 г. был подписан Парижский мир. Россия сохраняла Севастополь в обмен на турецкую крепость Карс. Черное море объявлялось нейтральным, России и Турции запрещалось иметь здесь военный флот. Гарантировался суверенитет Турции, автономия Сербии, Молдавии и Валахии в рамках Османской империи.
Крымская война обнаружила заметное отставание России в экономическом и военно-техническом отношении от Англии и Франции. Ситуация усугублялась отсутствием надежных транспортных путей, воровством и некомпетентностью интендантской службы, непрофессионализмом высшего командования. Суровой проверки всей системы государственного управления, экономики, армии Россия не выдержала. Война показала необходимость серьезных перемен во всех сторонах российской жизни.
Николай I умер 18 февраля 1855 г. от гриппа, осложненного воспалением легких. Перед смертью император успел благословить на царство своего старшего сына великого князя Александра Николаевича. Последними словами, обращенными к наследнику, была фраза: «Держи крепко…».
Скоропостижная смерть императора породила слухи: в обществе поговаривали о самоубийстве, вызванном неудачами в Крымской войне.
Погребен был Николай I в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга 21 февраля 1855 г.
Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление центральной власти, поддержка дворянства, а также борьба против революционной угрозы.
Во второй четверти XIX в. в Российской империи продолжались процессы, связанные с промышленным переворотом. Однако они происходили в условиях сохранения крепостного права и сословных различий. В результате, несмотря на ряд успехов в промышленном развитии, к середине XIX в. все более заметным становилось отставание России от ндустриально развитых стран.
Закончившаяся в 1856 г. Крымская война показала экономическое и военно-техническое отставание России от индустриальных держав – Англии и Франции. Это подтолкнуло власти к отмене крепостного права и буржуазным реформам 1860–1870-х гг.
Теоретический материал для углублённого изучения:
В первой трети XIX века в России обострились социальные противоречия. Восстание декабристов показало, что император не всегда может положиться на дворянство, и Николаю I пришлось искать способы обеспечить себе поддержку в других кругах.
Государственные крестьяне составляли около трети сельского населения страны и являлись основным источником доходов казны. Но Николай I столкнулся с многочисленными проявлениями их недовольства тяжестью налогов и повинностей, а также с постоянным недобором причитающихся платежей. С целью устранения этих проблем и предпринимались попытки оптимизировать управление государственными крестьянами. Крестьянская реформа П. Д. Киселева – самая известная и результативная, но не единственная попытка.
Министр государственных имущества П. Д. Киселев лично был противником крепостничества, но полагал, что единовременная его отмена расшатает устои государства. Свою реформу он рассматривал как один из первых шагов к «правильному» обустройству деревенской жизни в России.
Реформа была призвана решить несколько важнейших задач:
- увеличить поступления в казну от государственных земель;
- снизить меру недовольства среди крестьян;
- хотя бы частично разрешить проблему малоземелья и безземелья;
- подать помещикам пример рационального хозяйствования;
- обеспечить создание резервных запасов на случай голода.
Основными шагами реформы должно было стать создание особой системы управления государственными крестьянами и предоставление им минимальных прав самоуправления. Также необходимо было наделить землей тех, у кого ее не было или было недостаточно, а также контролировать порядок на селе и найти источники для дополнительных поступлений в казну.
Реформа государственной деревни 1837–1841 годов включала несколько основных мероприятий:
- Создание округов государственных имуществ с волостными управами для эффективного управления.
- Создание института сельских старейшин (выборных от крестьян) и сельских «расправ» для решения на месте мелких споров и поддержания порядка.
- Строительство на селе школ и больниц.
- Организацию переселения малоземельных крестьян в незаселенные районы (в частности, в Сибирь).
- Изъятие части крестьянской земли в «государственную запашку»; это должно было стать примером образцового хозяйствования и дать запас продовольствия на случай чрезвычайных ситуаций.
- Обучение крестьян культивированию новых перспективных культур (особенно картофеля).
Реализованы большинство запланированных шагов были лишь частично, поскольку реформа столкнулась с двойным сопротивлением – «сверху» и «снизу».
Помещики увидели в попытке улучшить положение государственных крестьян попытку подорвать их авторитет (дескать, все «барские мужики» захотят стать государственными). Крестьянам же никто не разъяснил, что и для чего с ними делают, да они и не были способны это понять. В результате многие из них решили, что они теперь… крепостные барина Киселева! Им это не понравилось, и тем более не понравилась «государственная запашка» и необходимость отдавать выращенное на отнятой земле неизвестно куда. По стране прокатилась волна «картофельных бунтов». Новая система управления вызвала разрастание бюрократического аппарата и рост объемов крестьянских повинностей и налогов.
Строительство школ и больниц, а также программа переселения принесли некоторый положительный результат. Но в целом проведение реформы управления государственными крестьянами закончилось неудачей. (https://istoriyakratko. ru/pravlenie-romanovyh/reformy/reforma-upravleniya-gosudarstvennymi-krestyanami-kiseleva.html)
Тренировочные задания:
Ниже приведён перечень понятий, терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразованиям Николая I. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
1) вольные хлебопашцы
2) кодификация законодательства
3) «обязанные крестьяне»
4) военные поселения
5) корпус жандармов
Правильный ответ:
1) вольные хлебопашцы
4) военные поселения
Разбор задания:
Лишнее – вольные хлебопашцы, военные поселения. Они появились в России в результате преобразований Александра I: в 1803 г. был принят указ о «вольных хлебопашцах»; с 1816 г. началось создание венных поселений, инициатором которых выступил А. А. Аракчеев.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события, произошедшие в период правления Николая I. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) принятие «чугунного» цензурного устава
2) открытие железной дороги Петербург – Царское село
3) принятие указа об «обязанных крестьянах»
4) ограничение автономии университетов
Правильный ответ:
1) принятие «чугунного» цензурного устава
4) ограничение автономии университетов
2) открытие железной дороги Петербург – Царское село
3) принятие указа об «обязанных крестьянах»
Разбор задания:
Цензурный устав, получивший название «чугунного», был принят в 1826 г.
Устав, ограничивший автономию университетов, был принят в 1835 г.
Железная дорога Петербург – Царское село была открыта в 1837 г.
Указ об «обязанных крестьянах» был принят в 1842 г.
Основная литература по теме урока:
- Волобуев О. В. История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый уровень / О. В. Волобуев, М. В. Пономарев, А. А. Митрофанов.
– М.: Дрофа, 2018. – 277 с.
- Пономарев М. В. История. Всеобщая история. 10 класс. Рабочая тетрадь / М. В. Пономарев. – М.: Дрофа, 2018. – 144 с.
- Уколова В. И. История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый уровень / В. И. Уколова, А. В. Ревякин. – М.: Просвещение, 2018. – 366 с.
- Сахаров А. Н. История с древнейших времён до конца XIX века. Базовый уровень. 10 класс / А. Н. Сахаров, И. В. Загладин. – М.: Русское слово, 2017. – 448 с.
Дополнительная литература по теме урока:
- Ляшенко Л. Николай I. Случайный император.– М.: АСТ-Пресс, 2013. — 240с.
- Шильдер Н.К. Николай I. Его жизнь и царствование. Иллюстрированная история. – М.: Эксмо, 2010. – 432с.
Интернет-ресурсы:
1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Филиал Энола | Члены 1-го Федерального кредитного союза
Филиал Энола | Члены 1-го Федерального кредитного союзаЧасы работы вестибюля
Понедельник | 9: 00–17: 00 |
Вторник | 9: 00–17: 00 |
Среда | 9: 00–17: 00 |
Четверг | 9 : С 00 до 17 |
пятница | с 9 до 18 |
суббота | с 9 до 14 |
воскресенье | ЗАКРЫТО |
Время проезда
Понедельник | 8:30 — 17:00 | |
Вторник | 8:30 — 17:00 | |
Среда | 8:30 — 17:00 | |
Четверг | 8 : 30.00 — 18.00 | |
Пятница | 8.![]() | |
Суббота | ||
Воскресенье | ЗАКРЫТО |
Закрытие по праздникам
Понедельник, 31 мая | День памяти | |
Понедельник, 5 июля | День независимости (отмечается) | |
Понедельник, 06 сентября | День труда | |
Понедельник, 11 октября | КолумбусДень | |
Четверг, 11 ноября | День ветеранов | |
Четверг, 25 ноября | День благодарения | |
Пятница, 24 декабря | Сочельник — ЗАКРЫТИЕ В ПОЛДЕНЬ | |
Суббота, 25 декабря | Рождество | |
Пятница, 31 декабря | Новый год — ЗАКРЫТИЕ В ПОЛДЕНЬ | |
Суббота, 01 января | Новый год |
УСЛУГИ
Заведующий отделением
Николас Смит Директор филиала |
Имейте в виду, что продолжая, вы покинете www.members1st.org и просмотр содержимого с другого веб-сайта.
В целях вашей безопасности имейте в виду, что общедоступная электронная почта в Интернете небезопасна. Различные ссылки на нашем веб-сайте позволяют вам отправлять нам информацию по общедоступной электронной почте в Интернете. НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЙТЕ личную информацию или информацию об учетной записи по общедоступной электронной почте и не отправляйте какую-либо личную информацию, которая может поставить под угрозу вашу личность, включая номер вашей учетной записи, номер социального страхования, номера кредитных карт, PIN-коды электронных услуг, пароли или девичью фамилию матери. Члены 1st не будут отвечать через общедоступную электронную почту в Интернете на запросы информации об учетной записи или активности учетной записи. С такими запросами обращайтесь в службу поддержки клиентов по телефону (800) 237-7288 или (717) 795-6049.
Nicholas Financial закрывает три филиала во втором квартале
Nicholas Financial закрыла три филиала во втором квартале, закончившемся 30 сентября, из-за того, что соответствующие рынки не соответствовали ожиданиям компании, сообщил Ральф Финкенбринк, президент и главный исполнительный директор компании, в своем отчете, представленном сегодня в SEC.
Кроме того, автокредитор перенес все операции по обслуживанию ссуд из своих филиалов в централизованное место в пределах своей корпоративной штаб-квартиры в Клируотере, штат Флорида, с 1 октября, согласно отчету.
«Мы продолжаем оценивать различные рынки, на которых мы работаем; однако мы не ожидаем каких-либо значительных изменений в количестве филиалов или других операций в третьем квартале, который заканчивается 31 декабря », — сказал Финкенбринк.
Nicholas Financial сообщила о росте кредитного портфеля менее чем на 1% — 312 долларов.Согласно отчету, за 2 квартал он составил 7 млн долларов, что на 311,8 млн долларов больше, чем в предыдущем квартале, закончившемся 31 марта. Компания также сообщила, что общий объем просрочек, превышающий 31 день, составил 9,76% за второй квартал, закончившийся 30 сентября, по сравнению с 5,88% в то же время годом ранее.
«В течение второго квартала новые кредиты по-прежнему были ниже ожиданий компаний из-за того, что многие компании хотели приобрести договоры о розничной продаже автомобилей в рассрочку», — говорится в отчете Финкенбринк. «Некоторые из этих компаний готовы приобретать ссуды по более рискованной цене, что, как мы полагаем, в конечном итоге оставит эти компании с убыточными портфелями.”
Nicholas Financial, основанная в 1986 году, предоставляет прямые потребительские ссуды и покупает в рассрочку договоры купли-продажи подержанных автомобилей и легких грузовиков у автомобильных дилеров. Он также продает компьютерное программное обеспечение для малого бизнеса. Согласно информации на ее веб-сайте, у компании есть 64 филиала в юго-восточных и средних штатах Запада.
От Александра Гамильтона до Николаса Лоу, 21 декабря 1791 г.
Филадельфия
декабря 21.1791
Мой дорогой сэр
Я с немалой болью узнал о враждебности, которая, кажется, разгорается между приверженцами Банка Нью-Йорка и держателями акций Банка Соединенных Штатов2; хотя, как вы помните, это соответствует тому, что я ожидал. Небольшие неприятные инциденты, которые произошли с вами лично, не могут быть вам безразличны для меня; в то же время меня утешает то, что они не очень существенны ни для ваших интересов, ни для ваших чувств.
Но позвольте мне заметить, что, предвидя в глазах общественности гораздо более важные последствия соперничества между государственными банками и филиалами, я все больше и больше беспокоюсь по этому поводу. И позвольте мне добавить, что чем больше я созерцаю нынешнюю схему ветвей, тем больше я склоняюсь к тому, чтобы рассматривать эту операцию как щекотливую и опасную, и тем меньше я нахожу твердой основы, на которой я могу полагаться. В самом деле, если план будет настойчивым, в каждом случае, когда у меня будет возможность распоряжаться государственными средствами, я буду с печальным недоумением испытывать недоумение между моей привязанностью к учреждению, которое зародилось мной, и моим суждением о том, что мне причитается. к общественной безопасности.
Вы помните, когда вы были здесь, я упомянул идею создания отделений на принципах, которые потребовали бы дополнительного закона. Чем больше я размышляю об этих принципах, тем больше убеждаюсь в их надежности и не сомневаюсь в том, что этот акт будет легко осуществлен.
Его цель — дать Банку Соединенных Штатов возможность открывать подписку там, где Директора сочтут целесообразным открыть филиал; ограничивая всю сумму этих подписок повсюду определенной суммой. Директора должны иметь преимущественное право подписаться на столько акций Акций каждого Филиала, сколько они сочтут нужным, а остальные должны быть подписаны любыми другими политическими или физическими лицами.
Каждое отделение должно образовывать отдельную корпорацию, но должно быть организовано таким образом, чтобы находиться под контролем Директоров Банка Соединенных Штатов. Директора каждого филиала, по усмотрению директоров Банка Соединенных Штатов, должны быть либо полностью назначены ими, либо частично выбраны Акционерами Филиала и частично назначены директорами Банка Соединенных Штатов.
Директора Банка Соединенных Штатов Америки имеют право инвестировать столько капитала каждого филиала, сколько они сочтут целесообразным в публичные акции.
Преимущества этого плана следующие —
1 Повышенная надежность и надежность; поскольку целое не будет нести ответственности за каждую часть, каждая часть является отдельной корпорацией, неправильное управление которой может повлиять только на ее собственные средства, но не на главное учреждение.
2 Более широкое размещение в Сообществе путем объединения в одном Центре всего задействованного банковского капитала и устранения опасений, которые естественным образом возникнут из состояния конкуренции и соперничества и которые будут склонны проверять операции каждого банка.
3 Избегание политических партий, которые естественным образом вырастут на денежных процентах от конкурирующих банков, находящихся под контролем федеральных и государственных властей; как возможность объединения будет предоставлена государственным банкам.
4 Оценка внутренней и постоянной стоимости акций банка за счет повышения безопасности операций и вселения большего абсолютного доверия в стране и за рубежом.
5 Дополнительная прибыль от большей энергии, которая будет результатом более объединенного и обширного Капитала, свободного от ограничений недружественной конкуренции.
Я знаю, что противоположность этой последней Идеи будет склонна преобладать при поверхностном взгляде; но я уверен, что это мероприятие докажет, что оно не является хорошо обоснованным. Во-первых, я убежден, что нынешний денежный капитал Банка Соединенных Штатов Америки будет признан неадекватным спросу на ссуды. Во-вторых, если существуют государственные банки, они разделят бизнес с филиалами, и ни один из них не посмеет действовать с такой энергией, как если бы поблизости не было врага. В-третьих, если выясняется, что капитал превышает объем его использования, излишек может быть инвестирован в государственные акции, и хотя будущая прибыль на Капитал может быть получена в результате разумного вложения этого капитала, процентная ставка Акции, произведенная частью вложенного таким образом капитала послужит увеличению прибыли от всей операции.
Я мог бы добавить тысячу вещей, чтобы доказать правомочность плана, но у меня нет времени расширять. Я хотел бы, чтобы вы по-зрелому обратили его в своем уме, и я уверен, что, если вы сочтете его хорошим, никакое раздражение от того, что произошло, не помешает вам проявить сердечное сотрудничество. Прощайте, мой дорогой сэр,
Верьте мне всегда искренне Yrs
Путешествующих реликвий ::: Свято-Николаевский центр
Из Бари, Италия, в Москву и Санкт-Петербург, Россия, и обратно
Историческая встреча Папы Франциска и Патриарха Кирилла в Гаване, Куба, февраль 2016 г. .Это была первая такая встреча после Великого раскола, образовавшего две ветви христианства в 1054 году (отделение Восточной церкви [православной] от западной [римско-католической]). На этой исторической встрече Папа Франциск разрешил одолжить России некоторые мощи (кости) Святого Николая. Впервые православные верующие в России смогут поклониться одному из самых важных святых в своей стране. Разрешение было получено, потому что россияне очень любят святого Николая и совершить паломничество в Бари, которое совершили тысячи людей, для поклонения мощам сложно и дорого. Святой Николай — один из самых почитаемых святых в Русской Православной Церкви, в традициях которого мощи святых имеют особое значение. «Бари еще раз показал, что он может быть мостом между Востоком и Западом», — сказал мэр Бари Антонио Декаро.«В то время, когда кажется, что в мире преобладает эгоизм, это послание мира».
Доктор Франческо Интрона, директор Института судебной и страховой медицины Из Университета Бари описал, как был извлечен фрагмент. Склеп находится ниже уровня моря, а кости находятся под тремя каменными плитами, которые были установлены, когда они были захоронены в 11 веке.В плитах есть несколько небольших отверстий, которые используются для извлечения святой влаги (манны), исходящей от реликвий и собранной во время фестиваля 9 мая. Плиты снимали только один раз, в 1953 году, когда ремонтировали склеп. Итак, фрагмент нужно было удалить через небольшие отверстия. Доктор Интрона сказал, что решение о том, какой фрагмент будет извлечено, было принято на месте. «Мы не знали, что конкретно мы можем оттуда вынести», — сказал он. «Мы приняли решение сразу же.Отверстия диаметром 6 сантиметров обеспечивают единственный доступ к мощам. Для этой работы нам понадобилось лапароскопическое оборудование, которое сейчас используется в здравоохранении ». С извлечением помог профессиональный хирург. Получение реликвии Святого Николая (12:41) «Наряду с этим нам пришлось достичь глубины почти одного метра — чего никогда не бывает во время обычных лапароскопических хирургических вмешательств», — сказал д-р Интрона. Мощи перенесут в Храм Христа Спасителя в Москве. Патриарх Кирилл благословит их на литургии в воскресенье вечером. Ожидается, что тысячи православных приедут поклониться мощам, пока они находятся в России. Они будут в соборе с 22 мая по 12 июля и в Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге с 13 по 28 июля 2017 года. Митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Принесение мощей св.Николая в Москву — большое событие для многих верующих, которые приедут поклониться великому святому ».
Реликвии св. Николая Чудотворца Православная церковь перед поездкой в Москву (2:10) Мощи св.Николай покидает Бари на первом этапе 3000-километрового пути в Москву (2:52) Перемещенные впервые за 1000 лет мощи Святого Николая прибывают в Москву (2:18) Когда самолет достиг аэропорта Внуково, ковчег со стеклянным верхом с реликвией — 4-дюймовым фрагментом девятого левого ребра — почитался длинной вереницей паломников, которые поклонились и поцеловали ковчег. Государственный новостной телеканал «Россия-24» несколько часов в прямом эфире посвятил отправлению и прибытию реликвии. Фото: AFP «В современном мире католики и православные призваны братским трудом провозглашать Благую Весть о спасении, сообща свидетельствовать о нравственном достоинстве и подлинной свободе человека, «Чтобы мир поверил», — сказал Патриарх Кирилл. «Несомненно, принесение в Россию мощей великого человека Божьего, которого почитают на Востоке и на Западе, является ярким примером нашего общего свидетельства христианской веры.” «Я верю, что обязательно придут более миллиона человек, — сказал Роман Лункин, старший научный сотрудник и руководитель отдела религиоведения и социальных исследований Института Европы Российской академии наук, — в то время как общее количество верующих, отдающих дань уважения, к мощам … может доходить даже до нескольких миллионов ». Только в первый день поклониться святыне пришло более 25 000 человек. Их подсчитывали металлоискатели, установленные у входа в собор. Линия протянулась более чем на две мили по набережной Москвы-реки.Одна женщина сказала: «Я хочу прикоснуться к мощам, попросить здоровья своим детям, своим родственникам. Хочу здоровья и мира на земле. Ничего больше.» Двери были закрыты в 9 часов вечера, и люди продолжали стоять в очереди всю ночь, пока двери снова не открылись утром. Люди в очереди у Храма Христа СпасителяФото: Максим Шеметов На всех поездах московского метрополитена, около 20 линий, была реклама, предлагавшая пассажирам выходить на станции Фрунзенская, в нескольких километрах от собора, так как это было место, где можно было присоединиться к 8-му метрополитену. -9 часовая очередь к собору. Когда посетители подходят к золотому ковчегу, они перекрещиваются и склоняются над ковчегом. Некоторые кладут лоб на прозрачную крышку, потом целуют стакан и уходят. Когда они уходят, им бесплатно выдаются мини-иконы Святителя Николая, освященные Патриархом Кириллом. Многие приносят младенцев и маленьких детей, некоторые из больниц. Фото: ЦНС, Юрий Кочетков В первые три недели более 300 000 человек стояли в очереди до десяти часов для поклонения святыне.Одна женщина, уходившая, сказала: «Это было тяжело, но у тебя была возможность подумать о своей жизни, обо всех проблемах и грехах, которые ты совершил». Линия в среднем имеет протяженность три километра и ежедневно приезжает от 18 000 до 48 000 человек. Среднее время ожидания составляет около девяти часов. Когда мощь была перенесена в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, за первые три дня пришло 66 500 верующих. Поклонение мощи Святого Николая в Санкт-ПетербургеФото: РИА Новости Автобусы в первую субботу доставили паломников из Новгорода, Старой Руси, Петрозаводска, Великих Луков, Пскова, Краснодара и Ленинградской области, а также Риги и Минска.Воскресные автобусы ехали из Эстонии, Пскова, Новгорода и Перми. Время ожидания в очереди в среднем составляло около 2,5 часов, а внутри собора еще 20 минут. Очередь у собора в Санкт-ПетербургеФото: РИА Новости После долгих часов ожидания паломники подходят к ковчегу и целуют верхушку, прежде чем добровольцы в зеленых фартуках уносят их прочь. У паломников есть пара секунд с реликвией. Один паломник сказал: «Это паломничество. А паломничество — это своего рода духовный опыт, который нужно преодолеть самому.Вы должны делать что-то, что, может быть, физически неудобно, но приносит какие-то духовные плоды ». Более миллиона православных верующих посетили святыню в Москве. Пресс-служба Русского Патриархата сообщила, что 60% женщин и 40% мужчин, и что более половины прибыли из-за пределов Москвы. В течение 52 дней нахождения мощей в Москве среднее время ожидания в очереди составляло шесть часов. После завершения визита (с 21 мая по 28 июля), когда более двух с половиной миллионов русских верующих поклонились мощам, государственный секретарь Ватикана Пьетро Паролин сказал: Я знаю, что мощи св. Кардинал Курт Кох возглавил делегацию, которая отправилась в Россию, чтобы сопровождать реликвию Святого Николая по ее возвращению в Бари. Он сказал, что, хотя христиане на земле могут быть разделены на разные церкви и деноминации, на небесах их святые едины. И что католики и православные верят, что, почитая святого, они воздают славу Богу. Он продолжил, говоря: Почитание святых — это божественное поклонение и поклонение Богу в Его святости и в Его пришествии, которое освящает людей.Святые подобны призме, отражающей свет Божьей святости в различных хроматических тонах и преломлениях. После того, как мощи вернутся в Бари, он сказал: «Наша задача будет по-прежнему заключаться в том, чтобы оставаться верными молитве за единство, продолжая просить заступничества святых. Фактически, святые наших церквей, которые уже объединились на небесах, являются нашими лучшими заступниками и товарищами в экуменическом путешествии и могут помочь нам сделать христианское единство реальностью ». ИСТОЧНИКИ
Фотографии: любезно предоставлены отцом Маркусом Ванканом и Базилика Сан-Никола, Бари, Италия, если не указано иное
Библиотека | Гирлянда, ТехасСроки сдачи библиотечных материалов возвращаются к исходным срокам. DVD : 7 дней Мы помещаем в карантин все возвраты на 5 дней. Мы не взимаем штрафы и прощаем любые штрафы, начисленные в результате нашего карантина. Если карантин повлиял на вашу учетную запись или вашу способность удерживать файлы, свяжитесь с нами по телефону 972-205-2500 или напишите по электронной почте LIB-SUPPORT. Хотя библиотеки Garland открылись вновь, мы хотим, чтобы пикап у обочины оставался доступным для посетителей, которые предпочитают его в настоящее время. Сборщик тротуаров — по предварительной записи! Центральная библиотека: Филиалы библиотек:
|