Микеланджело пианист: Артуро Бенедетти Микеланджели: 100 лет со дня рождения

Содержание

Артуро Бенедетти Микеланджели: 100 лет со дня рождения

5 января 2020 исполнилось 100 лет со дня рождения пианиста Артуро Бенедетти Микеланджели. Ни о ком из заметных музыкантов XX столетия не складывалось такое количество легенд, не рассказывалось столько невероятных историй. Микеланджели получил титулы «Человек-загадка», «Клубок тайн», «Самый непостижимый артист современности».

Артуро Бенедетти Микеланджели родился 5 января 1920 года в городе Брешиа, что в Северной Италии. Первые уроки музыки он получил в четыре года. Сначала он обучался игре на скрипке, а затем стал заниматься на фортепиано. Но поскольку в детстве Артуро переболел воспалением легких, которое перешло в туберкулез, скрипку пришлось оставить. Слабое здоровье юного музыканта не позволяло ему нести двойную нагрузку.

Первым наставником Микеланджели стал Пауло Кемери. В четырнадцать лет Артуро окончил миланскую консерваторию по классу известного пианиста Джованни Анфосси.

Казалось, будущее Микеланджели определилось. Но вдруг он уходит в монастырь францисканцев, где около года работает органистом. В монахи Микеланджели не пошел. Вместе с тем окружение повлияло на мировоззрение музыканта.

В 1938 году Микеланджели участвует в Международном конкурсе пианистов в Брюсселе, где занял лишь седьмое место. Член жюри конкурса С. Е. Фейнберг, имея в виду, вероятно, салонно-романтические вольности лучших итальянских конкурсантов, писал тогда, что они играют «с внешним блеском, но очень манерно», и что их исполнение «отличает полная безыдейность трактовки произведения». Известность пришла к Микеланджели после победы на конкурсе в Женеве в 1939 году.

«Родился новый Лист», — писали музыкальные критики. Восторженную оценку игре молодого итальянца дал А. Корто и другие члены жюри. Казалось, теперь-то уж ничто не помешает Микеланджели развить успех, но вскоре началась Вторая мировая война.

«Биография Микеланджели в начале сороковых годов напоминает скорее приключенческий сюжет из какого-нибудь кинофильма, нежели биографию служителя муз, — пишет Г. М. Цыбин. — Он принимает участие в движении Сопротивления, осваивая профессию летчика, воюя против фашистов. Его ранят в руку, арестовывают, сажают в тюрьму, где он проводит около 8 месяцев; улучив удобный момент, он бежит из заключения — и как бежит! — на похищенном вражеском самолете… Трудно сказать, где правда, а где вымысел о военной юности Микеланджели. Сам он крайне неохотно касался этой темы в своих беседах с журналистами. Но даже если тут есть хотя бы половина правды, и то остается лишь поражаться — такого в мире ни до Микеланджели, ни после него не было… »

По окончании войны Микеланджели наконец-то возвращается к музыке. Пианист выступает на самых престижных сценах Европы и США. Но он не был бы Микеланджели, если бы делал все, как другие.

«Я никогда не играю для других людей, — сказал однажды Микеланджели, — я играю для себя. И для меня, в общем, безразлично — есть в зале слушатели или нет. Когда я нахожусь за клавиатурой рояля, все вокруг меня исчезает. Существует одна только музыка и ничего кроме музыки».

На сцену пианист выходил лишь тогда, когда чувствовал себя в форме и был в настроении. Музыканта должны были также полностью устроить акустические и прочие условия, связанные с предстоящим выступлением. Неудивительно, что часто все факторы не совпадали, и концерт отменялся. Такого большого количества объявленных и несостоявшихся концертов, как у Микеланджели, наверное, не было ни у кого. Недоброжелатели даже утверждали, что пианист больше отменил концертов, нежели дал их! Однажды Микеланджели отказался от выступления в самом Карнеги-холл! Ему не понравился рояль, а может, его настройка…

Справедливости ради надо сказать, что подобные отказы нельзя отнести на счет каприза. Можно привести пример, когда Микеланджели попал в автомобильную катастрофу и сломал ребро, а уже через несколько часов вышел на сцену. После этого он год пролежал в госпитале!

Репертуар пианиста состоял из небольшого количества сочинений разных авторов Скарлатти, Баха, Бузони, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана, Брамса, Рахманинова, Дебюсси, Равеля и других.

Микеланджели мог годами разучивать новое произведение, прежде чем включить его в свои концертные программы. Но и позднее он не раз возвращался к этому произведению, находя в нем новые краски, эмоциональные нюансы. «Обращаясь к музыке, которую я играл, может быть, десятки и сотни раз, я всегда начинаю с начала, — говорил он. — Словно это совершенно новая для меня музыка. Всякий раз я начинаю с идей, которые занимают меня в данный момент».

Стиль музыканта полностью исключал субъективистский подход к произведению «Моя задача состоит в том, чтобы выразить замысел автора, волю автора, воплотить дух и букву исполняемой мною музыки, — говорил он. — Я стараюсь правильно прочитать текст музыкального произведения. Там все есть, все обозначено… »

Микеланджели стремился к одному — к совершенству. Именно поэтому он долгое время гастролировал по городам Европы со своим роялем и настройщиком, несмотря на то, что расходы в этом случае часто превышали гонорары за его выступления.

«В пианизме XX столетия можно назвать от силы еще несколько мастеров, которые могли бы сравниться с Микеланджели по части искусности и тончайшей выделки звуковых «изделий», — отмечает Цыбин.

Известный московский критик Д. А. Рабинович писал в 1964 году, после гастролей пианиста в СССР «Техника Микеланджели принадлежит к самым поразительным среди когда-либо существовавших. Доведенная до пределов возможного, она прекрасна. Она вызывает восторг, чувство восхищения гармоничной красотой «абсолютного пианизма».

Тогда же появилась статья Г.Г. Нейгауза «Пианист Артуро Бенедетти-Микеланджели», в которой говорилось «Впервые приехал в СССР всемирно известный пианист Артуро Бенедетти-Микеланджели. Первые его концерты в Большом зале консерватории сразу же доказали, что громкая слава этого пианиста — заслуженная, что огромный интерес и нетерпеливое ожидание, проявленные заполнившей до отказа концертный зал публикой были оправданы — и получили полнейшее удовлетворение… Бенедетти-Микеланджели оказался действительно пианистом высшего, наивысшего класса, рядом с которым могут быть поставлены лишь редкие, считанные единицы. Трудно в краткой рецензии перечислить все, чем он так пленяет слушателя; о нем хочется говорить много и детально, но пусть и так, хоть кратко, мне будет позволено отметить главное.

Прежде всего, надо упомянуть неслыханное совершенство его исполнения, совершенство, не допускающее никаких случайностей, колебаний минуты, никаких уклонений от раз признанного им, установленного и выработанного огромным подвижническим трудом — идеала исполнения. Совершенство, гармония во всем — в общей концепции произведения, в технике, в звуке, в малейшей детали, как и в целом…

Его музыка напоминает мраморное изваяние, ослепительно совершенное, призванное стоять столетиями без изменения, как бы неподчиненное законам времени, его противоречиям и превратностям. Если так можно выразиться, его исполнение некая «стандартизация» чрезвычайно высокого и трудно осуществимого идеала, вещь чрезвычайно редкая, почти недостижимая, если применять к понятию «идеал» тот критерий, который применял к нему П. И. Чайковский, считавший, что во всей мировой музыке почти нет совершенных произведений, что совершенство достигается только в редчайших случаях, урывками, несмотря на множество прекрасных, превосходных, талантливых, гениальных сочинений.

Как всякий очень большой пианист, Бенедетти-Микеланджели обладает невообразимо богатой звуковой палитрой основа музыки — время-звук — у него разработана и использована до предела. Вот пианист, который умеет воспроизвести первое рождение звука и все его изменения и градации вплоть до fortissimo, оставаясь всегда в пределах изящного и прекрасного. Изумительна пластичность его игры, пластичность глубокого барельефа, дающего пленительную игру светотеней. Не только исполнение Дебюсси, величайшего живописца в музыке, но и Скарлатти и Бетховена изобиловало тонкостями и очарованиями звуковой ткани, ее расчлененностью и ясностью, которые чрезвычайно редко приходится услышать в таком совершенстве.

Бенедетти-Микеланджели не только идеально слушает и слышит себя, — у вас впечатление, что он мыслит музыку во время игры, вы присутствуете при акте музыкального мышления, и потому, мне кажется, его музыка так неотразимо действует на слушателя. Он просто заставляет мыслить вместе с ним. Именно это заставляет так слушать и чувствовать музыку на его концертах.

И еще одно свойство, чрезвычайно характерное для современного пианиста, в высшей степени присуще ему он никогда не играет себя, он играет автора, и как играет! Мы слышали Скарлатти, Баха (Чакону), Бетховена (и раннего — Третья соната, и позднего — 32-я соната), и Шопена, и Дебюсси, и каждый автор предстал перед нами в своем неповторимом индивидуальном своеобразии.

Так играть может только исполнитель, до глубины постигший умом и сердцем законы музыки и искусства. Нечего и говорить, что для этого нужны (кроме ума и сердца) совершеннейшие технические средства (выработка двигательно-мышечного аппарата, идеальный симбиоз пианиста с инструментом). У Бенедетти-Микеланджели он выработан так, что, слушая его, восхищаешься не только его огромным талантом, но и огромностью труда, требовавшегося для того, чтобы довести свои намерения и свои возможности до такого совершенства».

Наряду с исполнительской деятельностью, Микеланджели успешно занимался и педагогикой. Начинал он еще в довоенные годы, но всерьез преподаванием занялся во второй половине 1940-х годов.  Микеланджели вел классы рояля в консерваториях Болоньи и Венеции и некоторых других итальянских городов. Музыкант основал и собственную школу в Больцано. Помимо этого летом он организовывал международные курсы для молодых пианистов в Ареццо, неподалеку от Флоренции. Финансовые возможности ученика интересовали Микеланджели едва ли не в последнюю очередь. Более того, он даже сам готов помочь талантливым людям. Главное, чтобы с учеником было интересно.

«В таком русле, более или менее благополучно, внешне, во всяком случае, текла жизнь Микеланджели до конца шестидесятых годов, — пишет Цыбин. — Он работал, свободное время отдавал альпинизму, лыжам или своему давнишнему увлечению — автомобильным гонкам; он был, между прочим, почти профессиональным автогонщиком, получал призы на соревнованиях. Жил Микеланджели скромно, непритязательно, ходил почти всегда в своем любимом черном свитере, жилище его мало чем отличалось по убранству от монастырской кельи. На рояле он занимался чаще всего ночами, когда мог полностью отключиться от всего постороннего, от внешней среды.

«Очень важно не потерять контакта с собственным «я», — сказал он однажды. — Прежде чем выйти к публике, артист должен найти дорогу к самому себе». Рассказывают, что норма работы за инструментом у Микеланджели была довольно высокой 7—8 часов в сутки. Впрочем, когда с ним заговаривали на эту тему, он несколько раздраженно отвечал, что работает все 24 часа, только часть этой работы проходит за клавиатурой рояля, а часть вне ее».

В 1967—1968 годах неожиданно разорилась фирма грамзаписи, с которой Микеланджели был связан некоторыми финансовыми обязательствами. На имущество музыканта судебный исполнитель наложил арест.

«Микеланджели рискует остаться без крова над головой, — писала в эти дни итальянская пресса. — Рояли, на которых он продолжает драматическую погоню за совершенством, больше не принадлежат ему. Арест распространяется и на доходы от его будущих концертов».

Микеланджели с горечью, не дождавшись помощи, покидает Италию и поселяется в Швейцарии в Лугано. Там он и прожил до самой смерти 12 июня 1995 года. Концерты он в последнее время давал все реже. Выступая в различных странах Европы, он никогда больше не играл в Италии…

Все пианисты. История фортепиано — Бенедетти Микеланджели Артуро

БЕНЕДЕТТИ МИКЕЛАНДЖЕЛИ Артуро (р. 5. I 1920)

Величественная и суровая фигура Бенедетти Микеланджели — бесспорно крупнейшего итальянского пианиста середины нашего века — высится, как одинокая вершина в горной цепи гигантов мирового пианизма. Весь его облик на эстраде излучает печальную сосредоточенность и отрешенность от мира. Никакой позы, театральности, никакого заискивания перед публикой и никакой улыбки, благодарности за аплодисменты после концерта. Он словно бы и не замечает оваций: его миссия выполнена. Музыка, только что соединявшая его с людьми, перестала звучать, и контакт прекратился. Порой кажется, что публика даже мешает ему, раздражает.

Никто, пожалуй, не делает так мало, чтобы излить и «преподнести» в исполняемой музыке себя, как Бенедетти Микеланджели. И вместе с тем — парадоксально — мало кто оставляет на каждой исполняемой пьесе, на каждой фразе и в каждом звуке такой неизгладимый отпечаток личности, как он. Его игра поражает своей безупречностью, прочностью, доскональной продуманностью и отделанностью; ей, казалось бы, начисто чужд элемент импровизационности, неожиданности — все отработано годами, все логически спаяно, все может быть только так и никак иначе.

Но почему же тогда эта игра захватывает слушателя, вовлекает в свое русло, словно перед ним на эстраде произведение рождается заново, более того — впервые?!

Тень трагического, какого-то неизбежного рока витает над гением Микеланджели, осеняя все, к чему прикасаются его пальцы. Стоит сравнить его Шопена с тем же Шопеном в исполнении других — самых крупных пианистов; стоит послушать, какой глубокой драмой предстает у него концерт Грига — тот самый, что у иных его коллег сияет красотой и лирической поэзией, чтобы почувствовать, почти воочию увидеть эту тень, поразительным, неправдоподобным образом преображающую саму музыку. А Первый Чайковского, Четвертый Рахманинова — как непохоже это на все слышанное ранее?! Стоит ли УДИВЛЯТЬСЯ после этого, что умудренный опытом знаток фортепианного искусства Д. А. Рабинович, слышавший, вероятно, всех пианистов столетия, услышав на эстраде Бенедетти Микеланджели, признавался; «Такого пианиста, именно такого, таким почерком, такой индивидуальностью — и необычайной, и глубокой, и неотразимо влекущей к себе — я еще не встречал ни разу в жизни»…

Перечитывая десятки статей и рецензий об итальянском артисте, написанных в Москве и Париже, Лондоне и Праге, Нью-Йорке и Вене, поразительно часто, прямотаки непременно наталкиваешься на одно слово — одно магическое слово, как будто призванное определить его место в мире современного искусства интерпретации,- совершенство. Действительно, очень точное слово. Микеланджели — подлинный рыцарь совершенства, всю жизнь и каждую минуту за роялем стремящийся к идеалу стройности и красоты, достигающий высот и постоянно неудовлетворенный достигнутым. Совершенство в виртуозности, в ясности замысла, в красоте звука, в гармонии целого.

Сравнивая пианиста с великим художником Возрождения Рафаэлем, Д. Рабинович пишет: «Именно рафаэлевское начало разлито в его искусстве, определяет важнейшие его особенности. Эта игра, характеризуемая прежде всего совершенством — непревзойденным, непостижимым. Оно дает себя знать всюду. Техника Микеланджели принадлежит к самым поразительным среди когда-либо существовавших. Доведенная до пределов возможного, она не призвана «потрясать», «сокрушать». Она прекрасна. Она вызывает восторг, чувство восхищения гармоничной красотой абсолютного пианизма… Ни в технике как таковой, ни в колористической сфере Микеланджели не ведает преград. Ему подвластно все, он может все, чего бы ни пожелал, и этот безграничный аппарат, это совершенство формы полностью подчинено одной лишь задаче — достижению совершенства внутреннего. Последнее при, казалось бы, классической простоте и экономности экспрессии, безукоризненной логичности и итерпретаторской идеи не является незатруднительно воспринимаемым. Когда я слушал Микеланджели, мне сперва чудилось, что он от раза к разу играет лучше. Потом я понял — от раза к разу он сильнее втягивал меня в орбиту своего огромного, глубокого, сложнейшего творческого мира. Игра Микеланджели требовательна. Она ждет, чтобы в нее вслушивались внимательно, напряженно». Да, эти слова объясняют многое, но тем более неожиданно звучат и слова самого артиста: «Совершенство — это слово, которое я никогда не понимал. Совершенство означает ограничение, замкнутый круг. Другое дело — эволюция. Но главное — уважение к автору. Это не значит, что нужно копировать ноты и размножать эти копии своим исполнением, но нужно пытаться интерпретировать авторские намерения, а не ставить его музыку на службу своим личным целям».

Так в чем же смысл этой эволюции, о которой говорит музыкант? В постоянном приближении к духу и букве того, что создано композитором? В непрерывном, «пожизненном» процессе преодоления самого себя, мучительность которого так остро ощущается слушателем? Вероятно, и в этом. Но еще — в том неизбежном проецировании своего интеллекта, своего могучего духа на исполняемую музыку, которое подчас способно поднять ее на невиданную высоту, придать ей значительность иной раз большую, чем та, что в ней заключена изначально. Так было когда-то у Рахманинова — единственного пианиста, перед которым преклоняется Микеланджели, так происходит и у него самого, скажем, с Сонатой до мажор Б. Галуппи или многими сонатами Д. Скарлатти.

Нередко можно услышать мнение, что Микеланджели как бы олицетворяет собой определенный тип пианиста XX века — машинной эры в развитии человечества, пианиста, у которого нет места для вдохновения, для творческого порыва. Такая точка зрения нашла сторонников и у нас. Под впечатлением гастролей артиста Г. М. Коган писал: «Творческий метод Микеланджели — плоть от плоти „века грамзаписи»; игра итальянского пианиста идеально приноровлена к ее требованиям. Отсюда стремление к „стопроцентной» точности, отработанности, абсолютной непогрешимости, характеризующее эту игру,- но отсюда же и решительное изгнание малейших элементов риска, прорывов в „незнаемое», то, что Г. Нейгауз метко назвал „стандартизированностью» исполнения. В противоположность пианистам-романтикам, под пальцами которых само произведение кажется тут же творимым, рождающимся заново, Микеланджели на эстраде не творит даже исполнения: все здесь сотворено заранее, измерено и взвешено, отлито раз навсегда в несокрушимо великолепную форму. С этой готовой формы исполнитель в концерте сосредоточенно и бережно, складка за складкой, снимает покрывало, и перед нами предстает в своем мраморном совершенстве изумительная статуя».

Бесспорно, элемент спонтанности, стихийности в игре Микеланджели отсутствует. Но значит ли это, что внутреннее совершенство достигнуто раз и навсегда, дома, в ходе спокойной кабинетной работы, а все, что предлагается публике,- своего рода копии с одной единственной модели? Но разве могут копии, как бы хороши и совершенны они ни были, вновь и вновь зажигать в слушателях внутренний трепет — а это происходит уже много десятков лет?! Разве может художник, год от года копирующий себя, оставаться на вершине?! И, наконец, почему же тогда типичный «пианист эпохи грамзаписи» так редко и неохотно, с таким трудом записывается, почему и сегодня его пластинок ничтожно мало по сравнению с пластинками других, менее «типичных» пианистов?

Ответить на все эти вопросы, разрешить до конца загадку Микеланджели не просто. В том, что перед нами крупнейший художник фортепиано, сходятся все. Но столь же ясно и другое: сама сущность его искусства такова, что, не оставляя слушателей безучастными, оно способно делить их на приверженцев и противников, на тех, кому склад души и таланта артиста близок, и тех, кому он чужд. Во всяком случае, это искусство не назовешь элитарным. Рафинированным — да, но элитарным — нет! Артист не ставит своей целью разговаривать только с избранными, он «разговаривает» как бы сам с собой, а слушатель — слушатель волен соглашаться и восхищаться или спорить — но все равно — восхищаться им. Не прислушиваться же к голосу Микеланджели невозможно — такова властная, загадочная сила его таланта.

Быть может, ответ на многие вопросы отчасти кроется в таких его словах: «Пианист не должен выражать себя. Основное, самое главное,- проникнуться духом композитора. Это качество я пытался развить и воспитать в своих учениках Беда нынешнего поколения молодых артистов, что они всецело сосредотачиваются на выражении самих себя. А это ловушка: попав в нее, вы оказываетесь в тупике, из которого нет выхода. Основное же для музыканта-исполнителя — слияние с мыслями и чувствами человека, который создал музыку. Разучивание нот — только самое начало. Истинная личность пианиста начинает раскрываться лишь тогда, когда он приходит в глубокое интеллектуально-эмоциональное общение с композитором. О музыкальном творчестве может идти речь, только если композитор всецело овладел пианистом… Я не играю для других — только для самого себя и ради служения композитору. Для меня безразлично, играть для публики или без нее. Когда я сажусь за клавиатуру, все вокруг меня перестает существовать. Я думаю о том, что играю, о звуке, который извлекаю, потому что это продукт ума».

Загадочность, таинственность окутывают не только искусство Микеланджели; множество романтических легенд связано и с его биографией. «Я славянин по происхождению, по крайней мере, в моих жилах течет частица славянской крови, а родиной своей я считаю Австрию. Можете называть меня славянином по рождению и австрийцем по культуре»,- сказал как-то корреспонденту пианист, которого весь мир знает как крупнейшего итальянского мастера, родившегося в Брешии и проведшего большую часть жизни в Италии.

Его путь не был усыпан розами. Начав заниматься музыкой в 4 года, он до 10 лет мечтал стать скрипачом, по после воспаления легких заболел туберкулезом и вынужден был «переквалифицироваться» на фортепиано, так как многие движения, связанные с игрой на скрипке были ему противопоказаны. Однако именно скрипка и еще орган («Говоря о моем звуке,- замечает он,- нужно говорить не о фортепиано, а о сочетании органа и скрипки»), по его признанию, помогли ему найти свой метод. Уже в 14 лет юноша окончил Миланскую консерваторию, где занимался у профессора Джованни Анфосси (а попутно долгое время изучал медицину).

В 1938 году он получил седьмую премию на международном конкурсе в Брюсселе. Теперь об этом нередко пишут как о «странной неудаче», «роковой ошибке жюри», забывая, что итальянскому пианисту было всего 17 лет, что он впервые пробовал свои силы в таком сложном соревновании, где соперники были исключительно сильны: многие из них тоже стали вскоре звездами первой величины. Зато два года спустя Микеланджели с легкостью стал победителем Женевского конкурса и получил возможность начать блестящую карьеру, если бы не помешала война. Артист не слишком охотно вспоминает эти годы, но известно, что он был активным участником движения Сопротивления, бежал из немецкой тюрьмы, партизанил, освоил профессию военного летчика.

Когда отгремели выстрелы, Микеланджели было 25 лет; 5 из них пианист потерял в годы войны, еще 3 — в санатории, где лечился от туберкулеза. Но теперь перед ним открывались радужные перспективы. Однако Микеланджели далек от типа современного концертанта; вечно сомневающийся, неуверенный в себе. Он с трудом «вписывается» в концертный «конвейер» наших дней. Он тратит годы на разучивание новых произведений, то и дело отменяет концерты (его недруги утверждают, что он отменил их больше, чем сыграл). Обращая особое внимание на качество звука, артист долгое время предпочитал путешествовать со своим роялем и собственным настройщиком, что вызывало раздражение администраторов и иронические реплики в прессе. В результате он портит отношения с антрепренерами, со звукозаписывающими фирмами, с газетчиками. О нем распространяют нелепые слухи, за ним закрепляется репутация трудного, эксцентричного и несговорчивого человека.

А между тем этот человек не видит перед собой другой цели, кроме бескорыстного служения искусству. Путешествия с роялем и настройщиком стоили ему изрядной части гонорара; но немало концертов он дает только для того, чтобы помочь молодым пианистам получить полноценное образование. Он ведет фортепианные классы в консерваториях Болоньи и Венеции, ежегодные семинары в Ареццо, организует в Бергамо и Больцано собственную школу, где не только не получает гонорара за свои занятия, но еще и платит стипендии ученикам; организует и на протяжении нескольких лет проводит международные фестивали фортепианного искусства, среди участников которых были крупнейшие исполнители разных стран, в том числе советский пианист Яков Флиер.

Микеланджели неохотно, «через силу» записывается, хотя фирмы преследуют его выгоднейшими предложениями. Во второй половине 60-х годов группа дельцов втянула его в организацию собственного предприятия «БДМ-Полифон», которое должно было выпускать его пластинки. Но коммерция — не для Микеланджели, и вскоре фирма разоряется, а вместе с ней и артист. Вот почему последние годы он не играет в Италии, не сумевшей оценить своего «трудного сына». Не играет он и в США, где царит коммерческий дух, глубоко ему чуждый. Артист прекратил и педагогическую деятельность. Он живет в скромной квартирке в швейцарском городке Лугано, нарушая это добровольное изгнание гастрольными поездками — все более редкими, поскольку мало кто из импресарио решается заключать с ним контракты, да и болезни не оставляют его. Зато каждый его концерт (чаще всего в Праге или Вене) превращается в незабываемое событие для слушателей, а каждая новая запись подтверждает, что творческие силы артиста не убывают: достаточно послушать два тома Прелюдий Дебюсси, запечатленные в 1978- 1979 годах.

В своих «поисках утраченного времени» Микеланджели с годами пришлось несколько изменить и взгляды на репертуар. Публика, по его словам, «отняла у него возможность исканий»; если в ранние годы он охотно играл современную музыку, то теперь сосредоточил свои интересы преимущественно на музыке XIX и начала XX века. Но его репертуар разнообразнее, чем кажется многим: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуман, Шопен, Рахманинов, Брамс, Лист, Равель, Дебюсси представлены в его программах концертами, сонатами, циклами, миниатюрами.

Все эти обстоятельства, столь болезненно воспринимавшиеся легко ранимой психикой артиста, дают отчасти дополнительный ключ к его нервному и рафинированному искусству, помогают понять, откуда падает та трагическая тень, которую трудно не ощутить в его игре. Но не всегда личность Микеланджели вмещается в те рамки образа «гордого и печального одиночки», который закрепился в сознании окружающих.

Нет, он умеет быть простым, жизнерадостным и приветливым, о чем могут рассказать многие его коллеги, он умеет радоваться встрече с публикой и помнить эту радость. Таким светлым воспоминанием осталась для него встреча с советской аудиторией в 1964 году. «Там, на востоке Европы,- говорил он позднее,- духовная пища все еще значит больше материальной: играть там невероятно волнующе, слушатели требуют от вас полной отдачи». А это как раз то, что необходимо артисту, как воздух.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. «Современные пианисты». Москва, «Советский композитор», 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!


Ферруччо Бузони : Московская государственная академическая филармония

Данте Микеланджело Бенвенуто Ферруччо Бузони (1 апреля 1866, Эмполи — 27 июля 1924, Берлин) — итальянский композитор, пианист, дирижер и музыкальный педагог.

Отец Бузони был кларнетистом, его мать — пианисткой. Ферруччо был музыкантом-вундеркиндом, его первое концертное выступление в ансамбле с родителями состоялось в семилетнем возрасте. Спустя несколько лет он был представлен в Вене Листу, Брамсу и Антону Рубинштейну. 12-летний Бузони некоторое время учился в Граце у Вильгельма Майера и представил здесь «Stabat Mater» собственного сочинения. С 1888 г. началась преподавательская карьера Бузони: он работал в 1888 г. в Гельсингфорсе (где занимался, в частности, с Яном Сибелиусом и встретил свою жену Герду Шёстранд), в 1890 г. в Москве (приняв в этот период участие в Первом Рубинштейновском конкурсе и получив на нем первую премию как композитор), в 1891-1894 гг. в Бостоне. Параллельно педагогической деятельности Бузони сочинял музыку и концертировал как пианист.

С 1894 г. Бузони жил, главным образом, в Берлине. Как пианист и прежде всего как дирижёр он выступал пропагандистом новой музыки, исполняя произведения Бартока, Шёнберга, Сибелиуса (особой известностью пользовался цикл оркестровых концертов 1902-1909 гг.). В 1907 г. Бузони опубликовал небольшой трактат «Эскиз новой эстетики музыкального искусства» (нем. Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst, русский перевод опубликован в 1912 г.), совершивший революцию в музыкальной мысли. В этом своём труде Бузони настаивал на том, что единственный критерий качества музыки — её «самость», несводимость ни к каким другим видам искусства (в связи с чем, в частности, отказывал в праве на существование «программной музыке»). Бузони настаивал на возвращение в музыкальную практику обильной импровизации, на отказе от традиционной гармонии и системы интервалов (привычные мажор и минор он считал бессмысленными оковами), на использовании возможностей электричества в звукоизвлечении. «Свободным родилось музыкальное искусство, и удел его — стать свободным», — утверждал Бузони в своем сочинении, оказавшем значительное влияние на самых радикальных музыкальных реформаторов 1910-20-х гг. — таких, как Луиджи Руссоло и Эдгар Варез. Впрочем, в собственном творчестве Бузони не был ультрарадикальным автором, хотя поздние фортепьянные сонаты (1910 и 1912) в той или иной степени атональны.

В 1913 г. Бузони начал работать в Болонской консерватории, однако с началом Первой мировой войны уехал в Цюрих, отказываясь выступать на территории воюющих стран. В 1920 г. он вернулся в Берлин, вновь преподавал (одним из последних его учеников был Курт Вайль) и работал над грандиозной оперой «Доктор Фауст», которую завершил уже после его смерти Филипп Ярнах.

В своём оригинальном творчестве Бузони в значительной степени выступал с подытоживанием пути, пройденного академической музыкой до него. Это хорошо заметно уже по той роли, которую играют в его наследии транскрипции — прежде всего, баховские. Непреходящей популярностью пользуются выполненные Бузони транскрипции для фортепиано органной Токкаты и фуги ре минор и скрипичной Чаконы ре минор (транскрипция сольного скрипичного произведения для фортепиано в любом случае представляет собой непростую задачу, однако масштаб баховского сочинения делает её гораздо более сложной). Однако граница между транскрипцией и оригинальной работой у Бузони довольно неотчётлива: он широко прибегает к цитатам и вариациям. Так, наиболее известная пьеса Бузони для фортепиано соло, «Fantasia Contrappuntistica» (первая редакция 1910), представляет собой, выражаясь современным языком, трибьют Баху — развёрнутую фантазию на тему последней, неоконченной фуги Баха из «Искусства фуги». Среди авторов, чьи произведения так или иначе — от прямых цитат до следования общему духу и строю музыки — использованы Бузони в своем творчестве, такие разные фигуры, как Моцарт, Паганини, Бизе, Лист. Такой подход был для Бузони принципиальным: в «Эскизе новой эстетики музыкального искусства» он писал о том, что для создания новой музыки необходимо извлечь квинтэссенцию из музыкальной культуры прошлого.

В духе позднего романтизма Бузони тяготел в своем творчестве к композициям большого масштаба и большой технической сложности. Так, его фортепьянный концерт (1904) длится не менее 70 минут, игру солиста сопровождает оркестр максимального состава, а в последней части должен вступать спрятанный до времени от слушателей хор.

Бузони — автор трех опер: «Выбор невесты» (нем. Die Brautwahl; 1911, по Гофману), «Турандот» и «Арлекино» (обе 1917). Над четвёртой, «Доктором Фаустом», он начал работать в 1916 г., но завершить не успел. Опера была закончена учеником Бузони Ярнахом по оставшимся рукописям и наброскам; в 1980-е гг. исследователь творчества Бузони Энтони Бомонт предложил другое завершение, принимающее во внимание и те нотные рукописи Бузони, которые Ярнаху не были доступны.

Бузони также часто выступал как редактор и публикатор музыки других композиторов. В наибольшей степени он проявил себя как публикатор Баха, причём достаточно активно воздействовавший на оригинальную партитуру: в изданном Бузони (при участии его учеников Эгона Петри и Бруно Муджеллини) полном собрании клавирных пьес Баха расставлены темпы, фразировки, развёрнутые предложения по интерпретации (вплоть до обозначения возможных сокращений при концертном исполнении). Бузони также публиковал партитуры Бетховена, Шопена, Шумана, Брамса, Листа и др.

В память о Бузони в Больцано с 1949 г. проводится ежегодный конкурс пианистов.

что еще подготовили парки к «Ночи искусств» / Новости города / Сайт Москвы

Парки, подведомственные столичному Департаменту культуры, подготовили специальную программу к ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году она проводится в ночь с 3 на 4 ноября. Все мероприятия пройдут в режиме онлайн.

«В рамках “Ночи искусств” свою программу представят городские парки. Они приглашают всех желающих на онлайн-экскурсии, лекции, познавательные викторины и творческие мастер-классы», — рассказала Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы.

Видеозаписи опубликуют 3 ноября на страницах парков в социальных сетях «В контакте», «Фейсбук» и «Инстаграм».

Посмотреть рождественский вертеп и узнать о творчестве Микеланджело

Увидеть, как изображали территорию парка «Сокольники» на картинах XIX века, можно будет во время онлайн-выставки в 12:00. Живописные виды запечатлели на своих полотнах многие отечественные художники, например Алексей Саврасов и Исаак Левитан. Кроме того, в виртуальной экспозиции покажут пейзажи советского художника-авангардиста Анатолия Зверева и современных живописцев.

А Лианозовский парк подготовил онлайн-экскурсию. Зрители смогут узнать о том, как менялась зона отдыха в XX веке: например, когда здесь появился Нижний Лианозовский пруд, возле которого любят отдыхать местные жители, и где раньше находился зеленый театр. Публике также представят архивные фотографии Лианозовского парка. Видеозапись опубликуют в социальных сетях в 18:00.

Музей-усадьба «Люблино» приглашает всех желающих познакомиться с историей рождественского вертепа. Это представление кукольного театра, в котором воссоздана сцена рождения Иисуса Христа. Рождественские вертепы как в России, так и в странах Европы были особенно популярны в XVIII–XIX веках. Пользователям расскажут о том, как менялись спектакли на протяжении веков. Также можно будет узнать о кукольном театре в усадьбе Люблино, который показывал такие представления в начале XIX века. В завершение лекции зрителям представят традиционный рождественский вертеп. Лекция усадьбы начнется в 18:00.

О жизни и творчестве одного из крупнейших мастеров эпохи Возрождения — итальянского скульптора, художника, архитектора, поэта и мыслителя Микеланджело Буонарроти — поведают на лекции усадьбы Воронцово в 18:00. Речь пойдет о том, как мастер создавал свои легендарные работы, например мраморную статую Давида и фрески на потолке Сикстинской капеллы.

Таганский парк предлагает поучаствовать в викторине. Пользователям предстоит ответить на вопросы об истории русской музыки и изобразительного искусства, например отгадать имя художника-пейзажиста по картине, назвать изображенного на портрете известного человека или вспомнить, сколько действий в знаменитом балете Петра Чайковского. Проверить свои знания можно будет в 18:00.

Нарисовать осенний пейзаж и послушать рок-концерт

Тех, кто хочет попробовать себя в графике, приглашают на мастер-класс Бабушкинского парка. Художница Александра Калиничева покажет участникам, как нарисовать натюрморт. На онлайн-уроке можно изобразить любые предметы, которые окружают нас дома, например чашки, фрукты или часы. Также понадобится лист белой бумаги и простые карандаши разной мягкости. Видеозапись опубликуют в сети в 18:00.

Мастер-класс зоны отдыха «Левобережье» посвятят искусству живописи. Все желающие попробуют нарисовать осенний акварельный пейзаж. Для участия в занятии нужны специальная бумага для рисования акварелью, краски и кисти. Запись занятия появится в 20:00.

Создавать необычные елочные украшения из подручных предметов научат во время мастер-класса парка «Фили». Видеозапись урока разместят в 20:00. Например, смастерить новогоднее украшение можно из ниток, веревок, лент и других материалов. Кроме того, подписчиков страниц парка в социальных сетях приглашают на виртуальную экскурсию. Во время тура пользователи послушают рассказ об истории парка и, например, узнают, когда его территория принадлежала Нарышкиным и каких монарших особ здесь принимали. Видеозапись опубликуют в 21:00.

В «Ночь искусств» москвичей ждет и музыкальная программа. Музейно-парковый комплекс «Северное Тушино» подготовил для меломанов выступление коллектива «Шоу трех роялей Bel Suono». Это трио пианистов-виртуозов, выпускников Московской государственной консерватории. Видеозапись будет сопровождаться красочными кадрами Северного речного вокзала. Она будет доступна с 18:00. А в 22:00 можно будет посмотреть выступление рок-группы Stone Submarines. Помимо этого, на страницах «Северного Тушина» в социальных сетях в 23:00 разместят мастер-класс по созданию картонного корабля. Зрители попробуют сделать макет парусной яхты, конструкция которой напоминает тип «швертбот». Им потребуются картон, клей, цветная бумага и ножницы.

Ежегодная акция «Ночь искусств» пройдет в восьмой раз.

Москвичи услышат старинные пьесы, исполненные на клавесине

Как старые музыкальные пьесы звучат на исторических инструментах? Оценить прежнее звучание музыки московские меломаны имеют шанс 15 января. В театре «Школа драматического искусства» пианист и собиратель старинных инструментов Петр Айду представит первый концерт из серии «Осколки музыки».

В квартире пианиста Петра Айду выключатель – в виде гитары. Лампочка загорается в люстре-трубе. В центре комнаты – механическое пианино начала XX века из Америки.

«Поскольку оно не работает, написано – «О плохой слышимости сообщите дежурному телеграфисту». Вот видите – открывается. А если посмотреть снизу, это педаль газа. Это педаль тормоза. И дальше вы садитесь и начинаете ехать. Такой осколок эпохи, когда бурно развивалась индустрия механического фортепиано всякого рода записей на перфорированные валики», – рассказывает музыкант. – Тут дырки, через эти дырки проходит воздух и в зависимости от этого нажимаются или не нажимаются клавиши».

Выпускник, а теперь преподаватель Московской консерватории собрал целую коллекцию роялей. Больше двадцати. Говорит, его цель – не количество, а качество исполнения. Уверен – играть старинную музыку нужно на аутентичных инструментах.

«Иначе понять ее невозможно, потому что музыка и инструмент, на котором она исполняется – одно целое», – убежден Айду.

В это воскресение в театре «Школа драматического искусства» Петр Айду представит первый концерт из серии «Осколки музыки». На клавесине, который по спецзаказу был изготовлен 3 года назад немецким мастером Кристианом Фуксом.

«Это клавесин, сделанный в итальянских традициях XVII века. Инструмент довольно бескомпромиссно выполнен в плане именно его аутентичности. Он такой, биологический. В нем нет никаких пластмассовых деталей», – рассказывает Айду.

Этот клавесин, объясняет Петр Айду, идеально подходит для исполнения музыки XVII века. В том числе, и цикла «Токкаты и Куранты» итальянского композитора Микеланджело Росси. Партитуру пианист нашел в библиотеке Высшей школы музыки Ганновера, где три года учился игре на клавесине и хаммер-клавире.

— Видно, что линеек очень много почему-то. И два ключа. Не один, а два.

Футляр для инструмента, конечно, немного больше по размеру, чем кейс с нотами. И потяжелее – 17 килограммов. Ровно столько, сколько весит сам клавесин.

-Он был в самолете.
— На пути?
— На пути в Норильск, например, где его, кстати, так сильно бросили, что у него отвалилась крышка.

Клавесин починили, и он готов к новым концертам и путешествиям. Ближайшее – на Сретенку, в театр «Школа Драматического искусства».

Выставки в Москве и Петербурге в июне 2021

Рассказываем о выставках, которые стоит посетить в июне в Москве и Петербурге.

Москва

«Vacation» в ММОМА в Ермолаевском

До 7 июня

© Пресс-служба ММОМА

В проект, посвященный новым способам ориентации человека в постковидном мире, вошли работы 16 авторов, каждый из которых по-своему рассматривает тему путешествий в условиях закрытых границ.

«Таисия Короткова. Темный лес» в Новой Третьяковке

До 13 июня

© Пресс-служба галереи «Триумф»

Таисия Короткова обращается в своих работах к фольклорным мотивам и сказочным обрядам инициации, используя в качестве холста клееные скатерти, отсылающие к традициям гостеприимства и классической роли женщины в традиционном обществе.

«Ровно в полночь» в галерее «Сцена»

До 13 июня

© Пресс-служба галереи «Сцена»

Куратор проекта Дарья Ярцева отобрала работы семи художников, обратившись к теме символического значения ритуалов — от мистических до самых обыденных — в повседневной жизни и художественных практиках.

«Богдан Широков. Topophilia» в галерее Lazy Mike

До 20 июня

© Богдан Широков

Проект молодого художника Богдана Широкова исследует возрастающую потребность в поиске личного safe-place. Инсталляция в Lazy Mike Gallery, собранная из случайных объектов и фотографий, — результат размышлений художника о безопасном пространстве и концепте убежища.

«Эмми Америка. Crazy это сразу» в Мультимедиа-арт-музее

До 20 июня

© Эмми Америка

Молодая художница сотрудничает с глянцевыми изданиями по всему миру и преподает в Школе Родченко. С тринадцати лет Эмми снимает на пленку и своей персональной выставкой подводит итог более чем десяти годам работы в жанре социодокументальной фотографии.

«Головач Сопромат» Сержа Головача в «ГУМ-Red-Line»

До 22 июня

Серж Головач. Из серии «Игра без клавиш»

© Пресс-служба галереи «ГУМ-Red-Line»

Центральная тема проекта Сержа Головача — инженерная дисциплина сопромат, изучающая свойства материалов и устойчивость конструкций, а главное действующее лицо — пианист Дмитрий Шишкин, чьи руки испытывают на прочность фортепианные клавиши.

«Таня Пёникер. Семь» в галерее Jart

До 23 июня

© Пресс-служба галереи Jart

Художница Таня Пёникер создала серию офортов, объединяющих образы Средневековья с современным контекстом. Выставка «Семь» пробует объяснить, почему образы семи грехов до сих пор остаются неотъемлемой частью визуальной культуры.

«Жизнь замечательных вещей» в Музее Москвы

До 27 июня

© Пресс-служба Музея Москвы

Жизнеутверждающая выставка, по словам организаторов, обладает терапевтическим эффектом и рассчитана на детей и взрослых. Экспозиция проекта разделена на семь частей: «Значение вещей», «Взаимо/понимание», «Защита», «Терапия», «Идеология», «Расширение возможностей» и «Очищение».

«Владимир Трямкин. Материалы» в «PA Gallery»

До 5 июля

На выставке Владимира Трямкина в галерее «PA» воссоздана атмосфера загородного дома с целью «побудить зрителя к поиску связующих нитей» между объектами, окружавшими художника во время работы, и созданным в этом пространстве произведениями.

«Билл Каннингем. Мода на подиумах и тротуарах» в Мультимедиа-арт-музее

2 июня — 10 июля

Билл Каннингем. Без названия. Нью-Йорк, 2 сентября 1981 года

© Фонд Билла Каннингема, Предоставлено Галереей Брюса Сильверстайна, Нью-Йорк

Разъезжая на велосипеде по Нью-Йорку с фотоаппаратом и снимая колоритных прохожих, Билл Каннингем фактически создал жанр стритстайл-фотографии. В МАММ покажут 150 снимков, сделанных легендарным фотографом в течение пяти десятилетий XX века.

Микеланджело Пистолетто в ММОМА на Петровке

4 июня — 12 сентября

© Пресс-служба ММОМА

На ретроспективе главной фигуры движения arte povera Микеланджело Пистолетто покажут ранние работы художника, знаменитые «зеркальные картины», а также несколько масштабных site-specific-инсталляций, созданных специально для выставки.

«Линор Горалик. Одевая демонов: повседневный и парадный костюм обитателей ада» в «Арт 4»

17 июня — 14 августа

Самодельные средства для макияжа: вазелин с угольной крошкой, тертый кирпич, детский фломастер, штукатурка, жженая спичка, тара

© Пресс-служба «Арт 4»

Проект писателя и преподавателя теории костюма в Высшей школе экономики Линор Горалик имитирует научно-популярную выставку и рассказывает о законах и принципах функционирования моды в пространстве ада.

Подробности по теме

Линор Горалик: «Мы живем в мире, в котором ждешь катастрофу каждый день»

Линор Горалик: «Мы живем в мире, в котором ждешь катастрофу каждый день»

«Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма

До 29 августа

Нико Пиросмани. Погонщик с верблюдом, 1910

© Музей русского импрессионизма

Более 70 работ Малевича, Коровина, Сомова, Пиросмани и многих других художников-модернистов, чье творчество преследовалось за «формализм» и «декадентство», из 14 частных собраний, формировавшихся в 1950–1980-е годы.

«Под маской Венеции» в Царицыно

До 29 августа

Карнавальные маски ларвы. Италия, Венеция. 2-я половина XVIII века. Холст, клей, гипс, краска, папье-маше. Фонд городских музеев Венеции, Музей палаццо Мочениго, Центр истории текстиля и костюмов

© Пресс-служба Музея-заповедника «Царицыно»

Впечатляющая по размаху выставка «демонстрирует связь России и Венецианской республики XVIII столетия». В течение нескольких лет кураторы отбирали экспонаты из венецианских музеев, дополнив экспозицию предметами из коллекции ГМИИ им.  Пушкина.

«Пересекая пространство» в Царской башне

До 15 сентября

© Пресс-служба галереи «Триумф»

Групповая выставка в Царской башне Казанского вокзала обращается к «вечной теме» взаимосвязи пространства и времени на примере двух видов искусств — кинетизма и поэзии.

Петербург

«Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие» в Российском этнографическом музее

5 июня — 22 августа

© Пресс-служба Российского этнографического музея

Более 200 предметов из собраний трех катарских музеев. Среди экспонатов — снаряжение ловцов жемчуга, редкие религиозные рукописи, оснащение для соколиной охоты и другие объекты, раскрывающие особенности культуры, быта и традиционных промыслов Катара.

Подробности по теме

5 причин поехать в Катар, если вы любите искусство

5 причин поехать в Катар, если вы любите искусство

«Александр Шишкин-Хокусай.

Riva degli Schiavi (Набережная рабов)» в Галерее Марины Гисич

2 июня — 24 июля

© Пресс-служба Галереи Марины Гисич

В экспозицию персональной выставки петербургского художника Шишкина-Хокусая в Галерее Марины Гисич вошли новые работы, а также серия, созданная для российского павильона на Венецианской биеннале 2019 года.

«Энди Уорхол и русское искусство» в Севкабеле

25 июня — 19 сентября

«Цветы» Энди Уорхола, 1975

© Частная коллекция

На выставке сотня знаковых произведений Энди Уорхола, собранные из частных коллекций, соседствуют с работами Комара и Меламида, Владислава Мамышева-Монро, Юрия Альберта, Павла Пепперштейна и других российских современных художников

«Петр Кирюша. Сломанный куст» в MYTH Gallery

До 26 июля

Проект Петра Кирюши рассказывает о сложных взаимоотношениях человека с хаосом и новых формах восприятия. Серии пейзажных зарисовок об эволюции, истории Франции и грибах иллюстрируют «новые области мышления в темном лесу реальности».

Микеланджело — гений Возрождения: vakin — LiveJournal

По свидетельству современника, он внушал страх даже папам.

Микеланджело: детство мастера

Будущий скульптор и художник родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. Отец не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. В 1488 году отец Микеланджело поместил его учеником в мастерскую. Так начался расцвет гения. За 88 лет своей жизни Микеланджело не просто создал ряд интереснейших произведений искусства, но и стал одной из ключевых фигур эпохи Возрождения.

Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра (на тот момент Микеланджело было всего 24 года), до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору — Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры — это единственная.

Отличительной особенностью работ Микеланджело является обнажённая фигура человека, выполненная в мельчайших деталях и поражающая своей натуралистичностью. Однако в начале своей карьеры скульптор не знал особенностей человеческого тела настолько хорошо. И ему пришлось их выучить. Делал он это в монастырском морге, где осматривал мёртвых людей и их внутренности.

Микеланджело не имел любовных отношений с женщинами до 60 лет. Именно поэтому его женские скульптуры напоминают мужские тела. Только на седьмом десятке он повстречал свою первую любовь и музу.

Одна из самых великих работ Микеланджело — свод Сикстинской капеллы, над которой он работал четыре года. Работа являет собой отдельные фрески, представляющие все вместе композицию огромных размеров на потолке здания. Микеланджело держал всю картину в целом и её отдельные части в голове. Не было никаких предварительных эскизов. За время работы он не впускал в помещение никого, даже папу римского.

Статуя Давида: создание шедевра

Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, который безуспешно пытался с этим куском работать и потом бросил его.

Помимо полотен и скульптур, Микеланджело создавал стихи. Вот некоторые строки из лирики художника эпохи Ренессанса:

«И даже Феб объять не в силах разом
Своим лучом холодный шар земной.
А нам подавно страшен час ночной,
Как таинство, пред коим меркнет разум.
Бежит от света ночь, как от проказы,
И защищается кромешной тьмой.
Хруст ветки иль курка щелчок сухой
Не по нутру ей — так боится сглаза.
Глупцы пред нею падать ниц вольны.
Завистлива, как вдовая царица,
Она и светляков сгубить не прочь.
Хотя предубеждения сильны,
От солнечного света тень родится
И на закате переходит в ночь…»

Перед своей смертью Микеланджело сжёг множество набросков.

У многих людей слово «творец» ассоциируется со скромной личностью, не претендующей ни на какие материальные блага. Выражение «художник должен быть голодным» точно не про Микеланджело, потому что он часто работал на заказ.

К примеру, зимой 1494 года во Флоренции прошёл очень сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро ди Медичи заказал у Микеланджело снежную статую. Художник выполнил заказ, но, к сожалению, никаких сведений о том, как выглядел снеговик, вылепленный Микеланджело, не сохранилось.

А вот другой пример работы великого мастера на заказ. Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу. Понтифик предоставил Микеланджело неограниченную свободу в творчестве и денежных средствах. Тот увлёкся идеей и лично отправился на место добычи мрамора для статуй — в Карарру. Вернувшись почти через год в Рим, потратив много денег на доставку мрамора, Микеланджело обнаружил, что Юлий II уже охладел к проекту гробницы. И не собирается оплачивать расходы! Разгневанный скульптор в тот же час всё бросил: мастерскую, глыбы мрамора, заказы — и уехал из Рима без разрешения папы.

Подобные заказы обеспечили великого творца крупными суммами денег. Как пишет американское издание The New York Times, хоть Микеланджело часто жаловался на убытки и о нём часто говорили как о бедном человеке, в 1564 году, когда он умер, его состояние равнялось десяткам миллионов долларов в современном эквиваленте.

Также Микеланджело был крайне принципиальным, когда дело касалось творческого процесса. Скульптор никого не считал себе равным. Уступал иногда власть имущим, от которых зависел, но и в сношении с ними проявлял свой неукротимый нрав. По свидетельству современника, он внушал страх даже папам. Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела».

Микеланджело предъявлял к своим работам высокие требования и строго судил их. На вопрос, что же такое идеальная статуя, он ответил: «Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы её можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился».

До нас дошло немало суждений Микеланджело о работах других художников. Вот, например, как он отозвался о картине, изображавшей скорбь о Христе: «Поистине скорбь смотреть на неё». Другой творец, написавший картину, где лучше всего получился бык, получил от Микеланджело такой комментарий в адрес своего произведения: «Всякий художник хорошо пишет самого себя».

Источник — diletant.media

Артуро Бенедетти Микеланджели — Steinway & Sons

Итальянский пианист Артуро Бенедетти Микеланджели (1920–1995) своей безукоризненной техникой и загадочным нравом заставлял зрителей и сотрудников ожидать как хладнокровного совершенства, так и темпераментной непредсказуемости. Он отказался от турне по США в конце 1940-х годов в последнюю минуту, сетуя на то, что он воспринял как желание своего промоутера, чтобы он «вел себя так, как будто я из цирка Барнума». Печально известно, что он отменил сольный концерт в середине 80-х, потому что свежий воздух, прошедший в зал, изменил настройку фортепиано.Микеланджели путешествовал со своим собственным фортепианным техником и часто настаивал на том, чтобы его личный гамбургский Steinway был отправлен на концертные площадки. Его навязчивая суетливость и колючая угрюмость заставили даже нервного Владимира Горовица заметить, что Микеланджели был «сумасшедшим». Но дирижер Серджиу Челибидаке не винил итальянского пианиста в отмене концертов, даже если в его распоряжение было предоставлено несколько фортепиано и техники; для него «чувствительность» Микеланджели была платой даже за возможность стать свидетелем откровений великого художника.Родившийся в маленьком городке недалеко от Брешии, Микеланджели в 14 лет окончил Миланскую консерваторию. Пять лет спустя он получил первую премию на Международном конкурсе в Женеве, где Альфред Корто заявил: «В этом мальчике есть что-то от Листа и Падеревского». Микеланджели служил в итальянских ВВС во время Второй мировой войны, хотя в конце конфликта он был заключен в тюрьму немцами; он сказал, что похитители хлестали его по рукам, когда узнали, что он пианист.

Репертуар Микеланджели оставался небольшим для крупного концертного исполнителя, хотя он преуспевал на сцене и в записи избранной группы сольных произведений и концертов, включая некоторые сонаты Скарлатти и большую часть раннего и среднего периода Бетховена, некоторые Шопена (Баллады), Шумана (). Карнавал , Faschingsschwank aus Wien ), Брамс (Вариации Паганини) и Рахманинов (Четвертый концерт), а также Равель ( Гаспар де ля ночь ) и Дебюсси ( Прелюдии , Образы ).Интерпретации Микеланджели разделили критиков, хотя они вдохновили всемирный культ приверженцев. Телесный механизм пианиста в высшей степени управлялся с инструментом, его лицо было бесстрастным. Он даже едва признал овации публики, однажды объяснив: «Аплодисменты достаются Бетховену, Шопену, Дебюсси, а не мне». Микеланджели руководил своими собственными нетрадиционными академиями в Италии, а затем в Лугано, Швейцария, со своими известными учениками, включая Марту Аргерих и Маурицио Поллини. Однажды он сказал: «Быть ​​пианистом и музыкантом — это не профессия.Это философия, концепция жизни, которая не может основываться на добрых намерениях или природном таланте. Прежде всего, должен быть дух жертвенности». Из-за своего затворнического характера Микеланджели, по-видимому, не любил выступать на публике (и никогда не появлялся в США после 1972 года). Даже после одного особенно прибыльного концерта он, как сообщается, сказал: «Видите, столько аплодисментов, столько публики. Затем, через полчаса, вы чувствуете себя более одиноким, чем раньше». — Брэдли Бамбаргер

Легенд: Артуро Бенедетти Микеланджели — Легенды

Один из величайших пианистов 20-го -го -го века, Артуро Бенедетти Микеланджели имел культ последователей и стал легендой еще при жизни.

Существует множество историй об этом эксцентричном перфекционисте-затворнике, который всегда был окружен ореолом таинственности. Его немногочисленные ученики и его жена утверждали, что к 20 годам он мог играть весь фортепианный репертуар, но его слава была основана на незначительном количестве выступлений и записей.

Он запланировал очень мало концертов и отменил больше, чем дал, но те, которые он давал фронтально, запомнились его безупречной техникой и чистой красотой и контролем звука, который он мог создать.

Невероятный талант

Микеланджели родился в маленьком городке недалеко от Брешии 5 января 1920 года. Итальянец по национальности, он всегда утверждал, что его корни были славянскими, и часто говорил о хорватском происхождении.

Сначала он научился играть на скрипке и органе, сказав, что не любит фортепиано! Это было «слишком ударно» он сказал.  «Благодаря этим занятиям, — он сказал New York Times много позже, — я нашел свой собственный способ игры на фортепиано. Я обнаружил, что звуки, издаваемые органом и скрипкой, можно перевести на фортепианный язык.’

Но травма плеча заставила его заняться игрой на фортепиано в возрасте 10 лет, и он быстро прогрессировал, с отличием окончив Миланскую консерваторию.

В 1937 году он потерпел поражение от Эмиля Гилельса и Муры Лимпани на конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе, но 2 года спустя он получил первый приз на конкурсе в Женеве, что побудило председателя жюри Альфреда Корто сказать: «В этом мальчике есть немного Листа и Падеревского».

Ответ XX века Ференцу Листу?

Наоборот, затем он подумывал о музыкальной карьере в церкви, как Лист.

Он поступил во францисканский монастырь в Лаверне и, хотя так и не принял обеты, остался там на год, который, мягко говоря, стал для него формирующим опытом.

Если вы посмотрите видео Микеланджели, то увидите, что у него манера поведения и взгляд Франца Листа. Загадочный и суровый, он быстро ходил по сцене с огромной властью, сидя за клавишами, как тигр, готовый к прыжку.

Его длинные, зачесанные назад волосы и безупречно подстриженные усы придавали ему ауру артистизма еще до того, как была взята нота, и он часто носил черный пуловер и блейзер с узором «гусиные лапки» вне сцены.Униформа, по его словам, защищала его «от холода и жары».

Он также некоторое время изучал медицину, но, к счастью для музыкального мира, бросил это занятие после 5 лет обучения.

Маленькое красиво

Его публичный репертуар был ограничен. Композиторы, такие как Галуппи, Скарлатти и Бах, затем Гайдн, Моцарт и Бетховен из классической эпохи, и композиторы-романтики, такие как Шопен, Шуман, Брамс и Рахманинов. В отличие от большинства виртуозов, имеющих в своем репертуаре не менее 20 концертов, у него было всего 5 или 6, которые он повторял из года в год.Среди его самых восхищенных было его размашистое исполнение концерта для фортепиано с оркестром «4 th » Рахманинова и соль мажор Равеля.

Его исполнение Равеля и Дебюсси было превосходным. «У него была способность вызывать цветной мир», писал Филипп Фоук в The Independent , «в котором он достигал поразительных эффектов, сочетая устойчивый звук с жемчужной чистотой». Микеланджели провел параллель между игрой на пианино и работой официанта. ‘Официанты несут подносы со стаканами двумя руками, и все идет хорошо. Но достаточно одного камешка, чтобы они споткнулись и все упало».

«Камешком» было само пианино, как сказочная принцесса, отвлекшаяся на крошечную горошину, зарытую под 10 матрасами. «Ни один рояль в мире не подходит для равелевского Гаспара де ла Нюи», , как говорят, сказал он.

Он часто настаивал на том, чтобы путешествовать со своим техническим специалистом и иметь собственные модели Steinway Model C или D, а иногда и то, и другое отправляли в ближайший концертный зал, где он выступал! Его детальное знание инструмента могло выявить мельчайшие недостатки в игре, настройке или звучании фортепиано.

Машины и пианино

Во время войны Микеланджели служил летчиком в итальянских ВВС и попал в немецкую тюрьму.

«Прежде всего я пилот», озорно заявил он. ‘Пилот, потом врач, и только потом, может быть, суонаторе.’ (Игрок). Микеланджели оставался независимым духом, сопротивляясь конформизму и бездумной регламентации фашистов.

Уволился из ВВС Италии, чтобы присоединиться к Сопротивлению. Мало что известно о его восьмимесячном заключении нацистами, от которых, как сообщается, он сбежал.Но, по словам Роя Макмаллена в журнале High Fidelity, бегство пианиста от похитителей было совершено в году «захватывающим образом». Его длинные руки и большие ладони так же удобно обхватывали руль его Феррари, как укрощали клавиатуру концертного рояля Steinway.

Он был трехкратным участником дорожной гонки Mille Miglia, управлял «как сумасшедший» , по словам друга, и не выиграл, но молниеносная реакция и спокойное поведение отразились на его игре на фортепиано.

Il Maestro

Микеланджели всегда любил преподавать, но его мотивы часто понимались неправильно. Он хотел воспитать хороших музыкантов и педагогов, а не будущих звезд фортепиано.

После победы на Международном конкурсе в Женеве Муссолини предоставил ему место в Консерватории Мартини в Болонье, honoris causa.

Позже, после войны, он арендовал несколько замков недалеко от своего дома во Флоренции, назвав каждый из них Международной Академией.

Многие молодые пианисты были приглашены жить туда бесплатно.Он организовывал их расписание и индивидуальные занятия, хотя уроки были, мягко говоря, необычными.

Одной из самых известных его учениц была Марта Аргерих. «О, я много сделал для этой девушки», — сказал однажды Микеланджели. Когда его спросили, что он дал ей только 4 урока, он ответил «Да, но я научил ее музыке тишины». Все очень загадочно.

Но для Маурицио Поллини, который учился у Микеланджело вскоре после своего триумфа в конкурсе Шопена в Варшаве в 1961 году, его учитель представлял собой «абсолютный пик игры на фортепиано».

Таинственный в смерти, как и в жизни

После жизни безразличного здоровья Микеланджели умер в Лугано в июне 1995 года в возрасте 75 лет. Даже его смерть окутана тайной. Принимавший его врач попросил не называть его имени и сказал, что пианист просил его сохранить в тайне причину своей смерти, хотя большинство говорят, что он умер от сердечного приступа.

Спектакли Микеланджели напоминают мне о безупречной, но спонтанной природе многих аспектов итальянской культуры. Невероятная красота, почти совершенство итальянских автомобилей, моды, скульптуры, архитектуры и музыки.Вива Микеланджели!

Майри Николсон

Пропустить видео с YouTube

пользователей FireFox NVDA — чтобы получить доступ к следующему содержимому, нажмите «M», чтобы войти в iFrame.

Артуро Бенедетти Микеланджели, пианист-затворник, скончался в возрасте 75 лет

Критики разделились во мнении о творчестве г-на Микеланджели, но бесспорным аспектом его мастерства было его превосходное техническое мастерство. Он был рослым мужчиной, чьи длинные руки и большие ладони так же удобно обвивали руль своего «Феррари» (он был трехкратным участником шоссейных гонок «Милле Милья»), как и клавиатуру его концертного рояля «Стейнвей».(Он часто настаивал на том, чтобы его собственное пианино было доставлено в концертный зал, где он будет выступать.)

Его репертуар, который варьировался от клавишных сонат Галуппи и Скарлатти до основных клавишных сочинений Равеля, был невелик. Но критики высоко оценили его ясность, роскошный тон и живописную палитру красок и оттенков. Его стиль интерпретации было трудно определить. Он играл с огромной свободой и индивидуальностью, но его в основном романтическое мировоззрение сочеталось с хладнокровным интеллектуальным подходом, который мог быть суровым.

Не все его работы приветствовались. В 1968 году Гарольд С. Шонберг, главный музыкальный критик The New York Times, назвал исполнение г-ном Микеланджели «Императорского» концерта Бетховена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром «одним из самых замечательных, которые слышали здесь за последние годы». Но несколько недель спустя, сочиняя сольный концерт пианиста, г-н Шенберг заявил, что музыкальные идеи г-на Миканджели были «странными по самым современным стандартам».

Мистер Микеланджели родился в Брешии, Италия, 1 января.5, 1920. Он начал учиться игре на скрипке в 4 года и на органе в 5 лет. В 10 он остановился на фортепиано и поступил в Миланскую консерваторию. В 1940 году он получил первую премию на Женевском конкурсе, что побудило председателя жюри, знаменитого пианиста Альфреда Корто, заметить: «В этом мальчике есть что-то от Листа и Падеревского».

Во время Второй мировой войны г-н Микеланджели служил пилотом итальянских ВВС и был захвачен в конце войны немцами, которые, как он позже утверждал, «хлестали его руки и руки, когда они обнаружили, что он был пианистом.После войны он преподавал в консерватории Мартини в Болонье, и преподавание останется неотъемлемой частью работы его жизни.

Некролог: итальянский пианист и композитор Марчелло Аббадо умер в возрасте 93 лет

(Фото: Скерцо)

4 июня 2020 года скончался итальянский пианист и композитор Марчелло Аббадо.

Родившийся 7 октября 1926 года в Милане, Аббадо вырос в семье известных музыкантов; его отцом был скрипач Микеланджело Аббадо, а его брат Клаудио был музыкальным руководителем Театра Ла Скала и Венской государственной оперы.Он изучал фортепиано в Консерватории Джузеппе Верди и выступал по всему миру на площадках в Пекине, Будапеште, Лондоне, Милане, Монреале, Нью-Йорке, Москве, Париже, Риме, Токио, Вене и других странах. В его репертуаре были произведения Моцарта, Чайковского, Прокофьева, все фортепианные произведения Дебюсси и многое другое.

Аббадо преподавал композицию в Болонской консерватории, а также в Парме, Пьяченце и Пезаро. В течение 24 лет он был членом правления Театра Ла Скала и был художественным руководителем Симфонического оркестра Милана «Джузеппе Верди», который он сформировал вместе с Владимиром Дельманом.Аббадо также был президентом нескольких международных музыкальных конкурсов, таких как конкурс Бетховена в Вене и Международный музыкальный конкурс Марии Канал в Барселоне. За свою работу он был награжден Золотой медалью за заслуги перед культурой и искусством правительством Италии в 1989 году.

На протяжении десятилетий Аббадо написал множество произведений, включая балеты, хоровые и оркестровые произведения, а также камерную музыку. У него остались двое сыновей, Роберто и Адриано Аббадо.

В социальных сетях его сын Роберто написал: «Вчера, 4 июня, мой отец Марчелло Аббадо ушел от нас.Он мирно скончался во сне в своем доме в Сомераро-ди-Стреза. Ему было 93 года. Память о нем всегда будет в моем сердце, а его преданность музыке станет для меня примером для подражания, как это всегда было».

Piatto Piano #1 in Bianco Michelangelo Marble by Ivan Colominas for MMairo для продажи в Pamono

Итальянский производитель Mmairo, известный своими элегантными минималистскими изделиями из мрамора, уже заработал себе уважаемое имя в международной сфере дизайна.

Основанная в 2016 году, компания базируется в Карраре, регионе, известном своими карьерами белого мрамора, торговлей камнем и гранитом и сопутствующим мастерством. Поэтому неудивительно, что Ммайро предпочитает мрамор из-за его сказочного качества, бесконечных прожилок и разнообразия цветов. Компания производит изысканные предметы для стола и гостиной, разработанные международными дизайнерами и художниками, которые разделяют ее видение. Готовые изделия Mmairo с использованием только лучших материалов и ручной отделкой местными высококвалифицированными мастерами проходят строгий протокол контроля качества, прежде чем они будут отправлены клиентам по всему миру.

Каждый год компания сотрудничает с новыми дизайнерами для создания интересных изделий, многие из которых выставлялись в музеях, фондах, галереях и международных ярмарках и были включены в несколько международных изданий по дизайну.

Известное сотрудничество в прошлом включает ливанского дизайнера Карен Чекерджян, чей знаменитый Тотем теперь является частью постоянной коллекции Музея декоративного искусства в Париже, а мраморная версия является частью коллекции Ммайро, которая была представлена ​​на Salone Satellite 20. лет (Милан, 2017) и представлен в нескольких журналах ( WallpaperMag , AD Decoration ).Другое важное сотрудничество было с Микеле Киосси, известным итальянским скульптором, некоторые из произведений которого, созданные для Ммайро, были выставлены в Музее современного искусства в Лиссоне (Италия), а одна из его ваз из мрамора Кадомацу является частью постоянной коллекции музей. Среди других заслуживающих внимания совместных работ Маттео Чибик (названный журналом Elle Decor Международным молодым талантом 2017 года) и Иван Коломинас, чья работа получила шесть наград Red Dot Awards.

Клиентами компании являются элитные магазины, выставочные залы, дизайнеры интерьеров и архитекторы по всему миру, а также частные клиенты, которые делают покупки напрямую через роскошные веб-сайты.Коллекции Ммайро были представлены в Милане на Неделях дизайна 2017 и 2018 годов в районе дизайна Брера, а новая коллекция будет представлена ​​на Неделе дизайна в Милане в 2019 году.

Шостакович: Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти, для баса и фортепиано, соч. . 145 (стр. 1 из 1)

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить работу нашего веб-сайта, улучшить ваш опыт, проанализировать наш трафик и адаптировать наши коммуникации и маркетинг. Вы можете выбрать, какие из них принять, или принять все.

Результаты фильтрации

Показать фильтры результатов Скрыть фильтры результатов Скрыть фильтры результатов
  • Баритон Хворостовского, по-прежнему один из великих голосов, может сочетать мрачный тембр с эмоциональной теплотой, чтобы компенсировать гранитный стиль; в то время как пианист Ивари Илья, хотя и не в состоянии имитировать апокалипсис. .. — BBC Music Magazine, март 2016 г., 5 из 5 звезд. Подробнее…

    Обычно отправляется в течение 3-4 рабочих дней

  • В настоящее время этого товара нет в наличии у дистрибьютора в Великобритании. Вы можете заказать его сейчас, но имейте в виду, что может пройти шесть недель или больше, прежде чем он будет отправлен.

  • Немногие басы имеют тот чернильно-черный цвет, который представлял [Шостакович]. … Томлинсон делает, и он леденит душу … Оуэн Норрис, иногда перегружающий педали в более ранних песнях, привлекает особое внимание … — BBC Music Magazine, декабрь 2013 г., 4 из 5 звезд. Подробнее…

    Обычно отправляется в течение 3-4 рабочих дней

  • Обычно отправляется в течение 3-4 рабочих дней

  • . …никто, конечно, не мог предсказать, что певец станет таким потрясающим феноменом с колоссальным рекордным достижением, никогда ранее не сравнимым и вряд ли повторенным в … — Журнал Граммофон Подробнее…
  • Обычно отправляется в течение 8-10 рабочих дней

Карл Фишер 3 сонета Микеланджело — Голос баритона и фортепиано

Карл Фишер 3 сонета Микеланджело — Голос баритона и фортепиано — Духовые и духовые инструменты { «имя сайта» : «/wwbw», «mobileAppSrcCode»: «», «GCNav»: «GCNav0», «сегментCookie» : «», «mobileAppItunesBanner»: «истина», «enableClarip»: правда, «claripConsentJSUrl»: «https://cdn. clarip.com/gci/clarip_consent.js», «claripDomain»: «https://gci.clarip.com/», «sourceCodeId»: «133703933», «sourceName»: «DIRECTSOURCECODEWB», «исходный сегмент»: «прямой», «zipcode» : «», «jsonLdEnabled»: «истина», «профилестореид»: «», «онлайнонлиуроки» : «», «DefaultLessonsStoreId»: «», «profileStoreName»: «», «контекстный путь»: «», «imageResizeEnabled»: «истина», «unicaEnv»: «сайт-devint», «staticContentUrl»: «https://static.wwbw.com», «styleStaticContentUrl»: «https://static.wwbw.com», «catalogAssetStaticContentUrl»: «https://static.wwbw.com», «scene7StaticContentUrl»: «https://media.wwbw.com/is/image/», «scene7BasePath»: «MMGS7/», «staticVersion»: «ecmd-2022.2.1-0a&cb=3», «параметр версии» : «?vId=ecmd-2022.2.1-0a&cb=3», «клиентская служба»: «800.348.5003», «идентификатор профиля»: «81202″, «contentKey»: «site8prodJ28538», «isInternational»: «ложь», «isWarrantyShippable»: «истина», «isInternationalCommerceEnabled»: «истина», «currencySymbol»: «$», «profileCountryCode»: «США», «profileCurrencyCode»: «Доллар США», «audioEyeEnabled»: «истина», «applePayEnabled»: «ложь», «oLOnExitNumber»: «0», «живой чат»: «ложь», «cookieLoggedIn»: ложь, «richRelevanceMode»: «рендеринг», «richRelevanceApiKey»: «f29fd1fb3de71d59», «richRelevanceUserId»:»», «richRelevanceSessionId»: «80a7e5e53f9b3100eefb9e91e68d4622», «rrBaseUrl»:»//рек. richrelevance.com/rrserver/», «rrChannelId»: «3566», «хэшедусеридфоркритео»:»», «rrTimeout»:»10000″, «isEducatorAccount»: «ложь», «sessionIsDC»: «ложь», «fullLoggedIn»: ложь, «welcomeMat»: «ложь», «powerReviewsUrl»: «https://static.wwbw.com/», «тип устройства»: «d», «prodEnvEnabled»: ложь, «isMobile»: «ложь», «madMobileEnabled»: ложь, «rrLoadAtgRecs»: «ложь», «janrainAppDomain»:»https://login.wwbw.com», «janrainAppId»:»pihcdbgihgchgofbmdag», «janrainAppName»:»login.wwbw.com», «endecaCookieSortEnabled»: «ложь», «enableInstoreOnlyAddToCart»: «ложь», «ДЖСЕССОНИД»:»», «isHum» : «правда», «showEloyalty»: «true» , «loyaltyName»:»firstchairrewards», «showLoyalty»:»true», «лояльностьПользователь»:»», «Очки лояльности»:»», «showCheckoutLoyalty»:»true» , «fortivaCardName»:»Карта Форте» } site8skuJ28538000000000 сайт8prodJ28538 Дж28538 site8skuJ28538000000000 Карл Фишер 3 сонета Микеланджело — Голос баритона и фортепиано Перейти к основному содержанию Перейти к нижнему колонтитулу .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.