Куликово поле и сергий радонежский: Битва на Куликовом поле — Русская историческая библиотека

Преподобный Сергий Радонежский в повести Ивана Шмелева Куликово поле

Главная тема творчества Ивана Шмелёва — православная, ис­конная, патриархальная Россия. Мечте об этой ушедшей родине посвящена повесть «Куликово поле», написанная Шмелёвым в по­следний период творчества (в 1937—1947 годах) и лишь недавно из­данная в России. Московский театр русской драмы «Камерная сце­на» поставил по этой повести одноименный спектакль, в котором соединился творческий вымысел с реальными событиями.

В центре повести — образ Сергия Радонежского — святого за­щитника русской земли. Писатель обращается к личности Сергия Радонежского в один из сложнейших периодов русской истории — разгар сталинских репрессий, в Европе разгорается чума фашизма, война подбирается к границам оставленной в 20-е годы Родины, а в личной жизни — нищета эмигрантского существования. Действие произведения тоже происходит в смутное время 20-х годов ХХ-го века, по словам автора, «в темную годину, когда разверзлась без­дна» — вот когда родной земле нужен небесный покровитель.

Место действия — Куликово поле и подмосковный Сергиев Посад.

Главный герой повести — рассказчик — во многом повторяет судьбу самого автора, он также оказывается в Сергиевом Посаде, где после революции многие представители русской интеллигенции находили прибежище. В монастырях в 20-е годы нашли приют слав­ные семьи России — Голицыны, Нарышкины, Раевские; писатели, философы, художники — Фаворский, Розанов, Нестеров. Сергий Радонежский незримо оберегал их в то смутное время, хранил от революционного террора. В это же время Шмелёв, тоже прожи­вавший в Сергиевом Посаде, знакомится со священником Павлом Александровичем Флоренским. По-видимому, в этот короткий пе­риод общения и передал священник Павел Флоренский писателю Ивану Шмелёву историю, описанную позднее в повести «Куликово поле». Через 70 лет внук Флоренского Павел Васильевич Флорен­ский, сидя в зале московского театра, сможет предъявить труппе театра доказательства реальности описываемых Шмелёвым собы­тий. Он рассказал актерам о событиях, лежащих в основе произ­ведения.

В центре повествования — две короткие встречи героев со стран­ником. Его роль и проста, и символична, за ней угадывается образ самого Преподобного Сергия, который передает крест, найденный на Куликовом поле, из рук в руки.

«Куликово поле» — это повесть о чуде Преподобного Сергия. Однако смысл повести заключается не в показе чуда самого по себе, а в его влиянии на обращение человека к Богу.

Первая встреча происходит в минуту отчаяния. Герой по фами­лии Сухов находит на месте Куликовской битвы старинный крест со следом от сабельного удара, а передать его на хранение некому. Опомнился от грустных мыслей герой — надо домой спешить. Смотрит — подходит старец, посошком землю меряет. Обрадовал­ся незнакомцу Сухов, и сердце забилось радостью, будто тот чело­век был ему надобен.

Старец заговорил с Суховым церковным языком (давно таких речей не слышал герой, живущий в советской стране): «Крест Хри­стов обрел — радуйся». И от этих слов повеяло на Сухова покоем, всё захотелось о себе и своих тревогах рассказать: «что это, по­жалуй, старинный крест, выбили из-под земли проезжие, а это место — самое Куликово поле, тут в старинные времена битва была с татарами. .. может, и крест этот с убиенного православного воина; есть словно и отметина — саблей будто посечено по кресту… и вот, взяло раздумье: верному бы человеку переслать, сберег чтобы… а ему негде беречь, время лихое, неверное… и надругаться могут, и самого-то замотают, пристани верной нет: прежде у господ жил, потом у купцов… — «а нонче, — у кого и живу — не знаю».

В горьких словах этой неожиданной для самого героя испове­ди — «вся погибель наша открылась», заплакал он от отчаяния, а старец ласково его успокоил: «Не смущайся, чадо, и не скорби. Милость дает Господь, Светлое Благовестие. Крест Господень — знамение Спасения».

После ухода незнакомца у Сухова на душе легче стало, ушли черные мысли, потому что дошёл до него тайный смысл встречи. Всей своей душой он поверил в то, что Господь послал ему в тяже­лую минуту преподобного Сергия Радонежского, и встреча эта — поддержка «Фоме неверующему», теряющему опору в душе, это «приятие» того, что «поруганная правда должна восторжествовать над злом», это искра «святого света во тьме кромешной».

В этой вере, которую укрепил в себе герой, вся сила нашего народа, секрет того, что все потрясения так быстро переживаются русскими людьми. В доказательство своей позиции автор приво­дит мнения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, В.О. Ключевского «про исключительное свойство нашего народа быстро оправлять­ся от государственных потрясений и крепнуть после военных по­ражений». Для Шмелева и путь России особенный, это путь осо­бого народа «исключительной духовной мощи».

Во второй части повести «приятие» чуда встречи с преподобным происходит по-другому.

В одну из своих служебных поездок повествователь приезжа­ет в Троице-Сергиеву Лавру. «Она светилась, веяло от нее поко­ем. Остановился, присел на столбушке у дороги, смотрел и думал… Сколько пережила она за свои пять веков! Сколько светила рус­ским людям!.. и знаете, что почувствовал я тогда в тихом, что-то мне говорившем, ее сиянии?.. Сколько еще увидит жизни!.. поруган­ная, плененная, светилась она — нетленная…» Впервые тогда за все смутные годы почувствовал повествователь в себе веру, понял, что есть необоримая защита, опора у русского человека.

После этого открытия и узнаёт он о продолжении истории с крестом, найденным на Куликовом поле.

Таинственный старец приносит крест как знак спасения тем людям, которым он может быть доверен. Для всех героев повести крест из рук Сергия Радонежского становится символом спасе­ния — им можно укрепить падающих духом, вселить надежду.

«Пять веков назад, с благословения преподобного Сергия, вели­кий князь разгромил Мамая, потряс татарщину, тьму… и вот голос с Куликова поля: уповайте! — И чудо повторится, падет иго наи­страшнейшее, Крест победит его!.. И он принимает на себя мис­сию, идет к нам, в вотчину преподобного, откуда вторично вос­сияет свет».

Наш народ в истории пережил множество страшнейших ис­пытаний, но не был сломлен ни разу, потому что святые заступники земли Русской помогали ему, а православная вера вселяла надеж­ду на лучшее, на победу, укрепляла души мужеством. «Ты одоле­ешь!» — этими словами преподобный Сергий благословил когда-то Дмитрия Донского и через него — всю Русь Православную.

Самое главное для меня в этой повести — не сдаваться, во что бы то ни стало стоять за правду, за правое дело, за свою Родину. А к тем, кто перестанет верить и будет готов сдаться, придет пре­подобный и принесет крест — символ веры, надежды, спасения.

Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014 

STSL.Ru

Теги: преподобный Сергий Радонежский

11 декабря 2014

Поделиться

«Куликово поле» представит выставку о Сергии Радонежском в музее Тамбова — Центр |

Новости 24 августа 2021 г. 15:35

Тула. 24 августа. ИНТЕРФАКС-ЦЕНТР — Музей-заповедник «Куликово поле» 25 августа откроет в Тамбовском областном краеведческом музее выставку «Сергий Радонежский. Жизнь и деяния», сообщила пресс-служба тульского музея.

«Выставка рассказывает о жизни Сергия Радонежского через произведения искусства разных периодов из фондов музея-заповедника. Это повествование в художественных образах о роли святого старца в объединении русских земель и победе войска Дмитрия Донского на Куликовом поле», — говорится в сообщении.

На выставке будут представлены декоративные панно Ростана Тавасиева, живописные и графические работы Владимира Зенина, Алексея Шмаринова, Ирины Камышанской, иконы с каноническим изображением русского святого, церковная утварь и православные реликвии.

Выставка в Тамбовском краеведческом музее будет работать до 5 октября.

Сергий Радонежский — православный святой, величайший подвижник земли Русской. Основатель Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Благословил Дмитрия Московского и его двоюродного брата Владимира Серпуховского на Куликовскую битву, в которой объединенное русское войско одержало победу над Ордой Мамая.

Музей-заповедник «Куликово поле» расположен в 120 км от Тулы, на месте Куликовской битвы 1380 года. Включает в себя мемориал на Красном Холме, музейно-мемориальный комплекс в селе Монастырщина, музей истории русского купечества в поселке Епифань, музейно-выставочный центр «Тульские древности», научный центр «Археология и реставрация», интерактивное пространство «Археология» в Туле.

  • Главные события

    Линии электропередачи повреждены при обстрелах сел в Белгородской области — власти

    Линии электропередачи повреждены при обстрелах сел в Белгородской области — власти
  • Точка зрения

    Пожар в «Полигоне»

    Interfax-Russia.ru — Пожар в костромском кафе «Полигон» унес жизни 13 человек. Предполагаемый виновник пожара арестован. Расследованием гибели людей занялся центральный аппарат СКР.

    Пожар в «Полигоне»
  • Отказал двигатель

    Interfax-Russia.ru — Военный самолет Ил-76 совершил жесткую посадку под Рязанью. Четыре человека погибли, пятеро находятся в реанимации.

  • Новые обстрелы

    Interfax-Russia.ru — Пункт пропуска в Курской области обстреляли со стороны Украины. Ответным огнем российские пограничники подавили нападение. Накануне было обстреляно село в Брянской области.

  • Обстреляли из минометов

    Interfax-Russia.ru — Пограничные пункты в Брянской и Курской областях снова обстреляли с территории Украины.

  • Ответный удар

    Interfax-Russia.ru – Российские военные пригрозили увеличить интенсивность ракетных ударов по объектам в Киеве при совершении диверсий со стороны украинских сил на территории РФ.

Показать еще

Житий всех святых, память 22 октября


Памятная суббота святителя Димитрия

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью о защите народа и Церкви великим князем Московским Димитрием Донским (память 19 мая).

Святитель Димитрий Донской сокрушил воинскую мощь Золотой Орды в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 года (в праздник Рождества Пресвятой Богородицы), состоявшейся между реками Дон и Непрядва. Куликовская битва, за которую народ называет его Димитрием Донским, стала первым русским народным подвигом, сплотившим духовную силу русского народа вокруг Москвы. Этому событию посвящена вдохновенная историческая поэма священника Софрония Ряземского «Задонщина» (1381 г.).

Князь Димитрий Донской был очень предан святому великомученику Димитрию. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву святыню Дмитриевского собора Владимира: икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на деревяшке из могилы святого. . В Успенском соборе Москвы построена часовня в честь великомученика Димитрия.

Свято-Димитриевская суббота учреждена для общецерковного поминания воинов, павших в Куликовской битве. Эта панихида впервые была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием Радонежским в присутствии великого князя Димитрия Донского. Это ежегодное поминание героев Куликовской битвы, среди которых схимонахи Александр (Пересвет) и Андрей (Осляб).


Святитель Аверкий Чудотворец, епископ Иеропольский, равноапостольный

Святой Аверкий, епископ и чудотворец Иеропольский, жил во II веке во Фригии. В городе Иерополисе проживало много язычников и очень мало христиан. Святитель молился Господу о спасении их душ и о причислении их к богоизбранному стаду. Явился ангел и повелел святому Аверкию разрушить идолов в языческом капище. Он исполнил повеление Божие с усердием. Услышав, что идолопоклонники хотят убить его, святой отправился к месту, где собрался народ, и открыто обличил пороки язычников. Язычники пытались схватить святого.

В этот момент в толпе закричали трое одержимых бесами юношей. Народ был ошарашен, так как святитель своими молитвами изгонял из них бесов. Увидев, что юноши пришли в норму, жители Иерополя попросили святого Аверкия наставить их в христианской вере, после чего приняли святое Крещение.

После этого святитель ходил по окрестным городам и селам, исцеляя больных и проповедуя Царствие Божие. Со своей проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, побывал в Риме и повсюду обращал ко Христу множество людей. Много лет он охранял Церковь от еретиков, утверждал в вере христиан, наставлял на путь праведности блудных, исцелял больных и возвещал славу Христову. За великие дела святого Аверкия называют «равноапостольным».

Святой Аверкий вернулся домой в Иерополь, где вскоре отдохнул от своих трудов. После его смерти у его могилы произошло много чудес. Он написал свою собственную эпитафию, и она была вырезана на его надгробии, которое сейчас находится в Латеранском музее.


7 Святых отроков «Семи Спящих» Ефесских

Семь отроков Эфесских: Максимилиан, Ямблик, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Эксакустодиан (Константин) и Антонин, жили в третьем веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, а остальные шесть отроков были сыновьями знатных ефесских граждан. Юноши дружили с детства, и все вместе служили в армии.

Когда император Деций (249-251) прибыл в Эфес, он приказал всем гражданам приносить жертвы языческим богам. Тех, кто ослушается, ждали пытки и смерть. Осведомители разоблачили семерых молодых людей, и их вызвали для ответа на обвинения. Представ перед императором, юноши исповедали свою веру во Христа.

У них быстро отобрали военные ремни и знаки различия. Однако Деций позволил им уйти на свободу, надеясь, что они передумают, пока он будет в военной кампании. Юноши бежали из города и спрятались в пещере на горе Охлон, где проводили время в молитве, готовясь к мученической кончине.

Младший из них, святой Ямвлик, переодевшись нищим, пошел в город за хлебом. Во время одной из своих экскурсий в город он услышал, что император вернулся и ищет их. Святой Максимилиан призвал своих сподвижников выйти из пещеры и предстать перед судом.

Узнав, где спрятаны юноши, император приказал завалить вход в пещеру камнями, чтобы святые погибли от голода и жажды. Двое из сановников у заблокированного входа в пещеру были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они поставили в пещере запечатанный сосуд с двумя металлическими пластинами. На них были начертаны имена семи юношей и подробности их страданий и смерти.

Господь погрузил юношей в чудесный сон, длившийся почти два столетия. Тем временем гонения на христиан прекратились. В царствование святого императора Феодосия Младшего (408-450) были еретики, отрицавшие, что будет всеобщее воскресение мертвых при Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Некоторые из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они разложатся?» Другие утверждали: «Только души будут иметь восстановление, так как телам было бы невозможно воскреснуть и жить через тысячу лет, когда не осталось бы и праха их». Поэтому Господь открыл тайну Воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семи святых.

Хозяин земли, на которой находилась гора Охлон, обнаружил каменное сооружение, а его рабочие открыли вход в пещеру. Господь сохранил юношам жизнь, и они пробудились ото сна, не зная, что прошло почти двести лет. Их тела и одежда были совершенно не разложившимися.

Готовясь принять пытки, юноши еще раз попросили святого Ямвлика купить им хлеба в городе. Подойдя к городу, юноша с изумлением увидел крест на воротах. Услышав вольно произнесенное имя Иисуса Христа, он начал сомневаться, что приближается к своему городу.

Расплачиваясь за хлеб, Ямблик дал купцу монеты с изображением императора Деция. Его задержали, как человека, который мог скрывать кучу старых денег. Святителя Иамвлика отвели к городскому правителю, который также оказался епископом Эфесским. Услышав недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и пошел с другими людьми в пещеру.

У входа в пещеру епископ нашел запечатанный контейнер и открыл его. Он прочитал на металлических табличках имена семи отроков и подробности запечатывания пещеры по приказу императора Деция. Войдя в пещеру и увидев святых живыми, все обрадовались и поняли, что Господь, пробудив их от долгого сна, являет Церкви тайну Воскресения мертвых.

Вскоре в Эфес прибыл сам император и поговорил с юношей в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и снова уснули, на этот раз до Всеобщего Воскресения.

Император хотел положить каждого из юношей в украшенный драгоценностями гроб, но они явились ему во сне и сказали, что их тела должны быть оставлены на земле в пещере. В двенадцатом веке русский паломник игумен Даниил увидел в пещере святые мощи семи отроков.

Второе поминовение семи отроков бывает 4 августа. По одному преданию, вошедшему в русский ПРОЛОГ (Житий святых), в этот день отроки уснули во второй раз. В греческой МИНЕЕ 1870 г. говорится, что они первый раз заснули 4 августа, а проснулись 22 октября. спать. Семь спящих упоминаются и в службе на церковный Новый год 1 сентября9.0006


Священномученик Александр, епископ Адрианопольский, и мученики Ираклий, Анна, Елизавета, Феодота и Гликерия

Третий век века был временем, когда христианство испытало значительный рост среди тех, кто поклонялся идолам. Многие из них были убиты просто за то, что уверовали во Христа и отказались поклоняться идолам.

Святой Александр был епископом Адрианопольским, который с большим усердием проповедовал Евангелие толпам идолопоклонников, и его проповедь привлекла ко Христу многих язычников. Несмотря на гонения на христиан, епископ Александр бесстрашно обратил и крестил многих язычников в Божественную Веру. Это так взбесило правителя того места, что он приказал схватить святого и подверг его пыткам, чтобы заставить принести жертву идолам. Святой Александр переносил страшные муки с примерным терпением за то, что отказывался поклоняться безжизненным идолам, созданным людьми, предпочитая принести себя в жертву Христу, истинному Богу, Который сказал: «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:25).

Солдат по имени Гераклиос, увидев стойкость епископа Александра, уверовал во Христа. Его пытали, прежде чем обезглавить.

Милостью Божией преподобный Александр исцелился от ран, полученных от пыток. Когда стало известно об этом чуде, четыре женщины, Феодота, Гликерия, Анна и Елизавета, также исповедовали свою веру во Христа перед архонтом, опровергая заблуждение идолопоклонства. Поэтому их привели к месту казни, где предали смерти мечом.

После того как другие мученики были убиты, святой Александр был усечен мечом, получив от Христа неувядаемый венец.


День памяти Казанской иконы Божией Матери и избавления от поляков

Память Избавления Москвы от поляков Казанской иконой установлена ​​в благодарность за избавление Москвы и всей Руси от нашествия поляков в 1612 году. Конец XVI и начало XVII вв. Русская история как «Смутное время». Страна подверглась натиску польских войск, которые издевались над православной верой, грабя и сжигая храмы, города и села. Обманом им удалось взять Москву. В ответ на призыв Святейшего Патриарха Гермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родной земли. Из Казани чудотворная икона Божией Матери была отправлена ​​в войско во главе с князем Димитрием Пожарским.

Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в своем Слове в День явления иконы Божией Матери в Казанской (память 8 июля) сказал:

«Богородица избавила от бед и бед не только праведники, но и грешники, но какие грешники? те, которые обращаются к Небесному Отцу, как блудный сын, они плачут, бьют себя в грудь, как мытарь, они плачут у ног Христа, как грешница, омывающая Его ноги своими слезами, и они приносят исповедание Ему , как разбойник на кресте. Таких грешников внемлет Пречистой Богородице и спешит на помощь, избавляя их от великих бед и бед».

Зная, что они потерпели за грехи такие бедствия, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост. С молитвой они обращались к Господу и Его Пречистой Матери за помощью. Молитва была услышана. Преподобному Арсению (впоследствии епископу Суздальскому) явился преподобный Сергий Радонежский и сказал, что если Москва спасется, то люди должны молиться Пресвятой Богородице. Ободренные известием, русские войска 22 октября 1612 г. освободили Москву от польских узурпаторов. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы было установлено в 1649 году.. И в наши дни эта икона особо почитается русским православным народом.

Память Казанской иконы совершается также 8 июля.


Икона Божией Матери Андроникова

Андроникова икона Божией Матери — семейная икона византийского императора Андроника III. В 1347 году он передал икону монастырю Монемвасия в Морее на Пелопоннесе. Отсюда образ был отправлен в Россию в 1839 году. В 1877 году святая икона была поставлена ​​в храме Казанского женского монастыря близ Вышнего Волочка. Другие праздники этой иконы — 1 мая и 8 июля.


Святые Павел и Феодор Ростовские

Святые Павел и Феодор Ростовские основали монастырь на реке Усть, недалеко от Ростова, в честь святых мучеников Бориса и Глеба (память 2 мая). Святитель Феодор (память 28 ноября) впервые прибыл на место будущего монастыря из Новгородской области. Святитель Павел явился через три года для подвигов.

Преподобный Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля) прибыл в свой родной край Ростов в 1363 году. Узнав об этом, святые Феодор и Павел отправились к великому подвижнику за духовным советом. Преподобный Сергий посетил их пустынный монастырь и благословил построить там храм во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Уже при строительстве этой первой церкви вокруг подвижников стали собираться монахи. Игумен святой Феодор с радостью принимал всех пришедших. Вскоре был построен второй храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Приведя в порядок Борисоглебский монастырь, святой Феодор поручил управление им святому Павлу. Потом сам взял нескольких учеников и удалился в Вологодский лес. Здесь, на Белом озере, близ впадения в него реки Кужи, он основал монастырь и несколько лет подвизался. Он построил церковь во имя святителя Николая, устроил монастырь и поставил для него игумена.

Получив откровение о скорой кончине, вернулся в Борисо-Глебский монастырь, где и скончался 22 октября 1409 г.. Святой Павел некоторое время руководил обоими монастырями, затем и скончался в Борисоглебском монастыре.


Почтенный Жребий Египта

Святой Лот был мудрым подвижником пустыни, скончавшимся с миром в начале пятого века. Некоторые из его изречений можно найти в «Рае отцов», где описывается житие отшельников, затворников, монахов, иноверцев и отцов-подвижников пустынь Египетских, составленное святителем Афанасием Александрийским, святителем Палладием, епископом Еленополь, Святой Иероним и другие.

Святитель Никодим (Никόдемос) Святой Горы пишет: «В раю отцов, говорят, святой Лот задал авве Иосифу Панефисскому вопрос: «Авва, сколько могу, молюсь немного , постись немного, учись и молчи. По силам моим я держу свой ум свободным от злых мыслей. Что еще мне делать?

Тогда авва Иосиф встал и воздел руки к небу. И – о чудо – десять перстов рук его стали как десять зажженных свечей, тогда сказал он авве Лоту. «Подвизайся, если хочешь, чтобы в молитве уподобиться огню».

В греческом обиходе авва Лот поминается 22 октября. Память его также со святыми богоносными отцами, просиявшими в подвижнической жизни, в Сырную субботу на утрени (песнь 4 канона).

Преподобный Сергий Радонежский | Русская Православная Церковь и скит Воскресения Христова

Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варница, что под Ростовом, 3 мая 1314 года. Его родителями были благочестивые и знатные дворяне Кирилл и Мария (память 28 сентября) . Господь избрал его еще во чреве матери. В Житии преподобного Сергия сообщается, что еще до рождения сына святая Мария и молящиеся слышали троекратный вопль Младенца на Божественной литургии: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской гимн, и когда священник произносил: «Святое для святых».

Бог дал Кириллу и Марии сына, которого они назвали Варфоломеем. С самых первых дней жизни младенец поражал всех своим голоданием. По средам и пятницам он не принимал молока от матери, а в другие дни, если Мария употребляла в пищу масло, младенец отказывался и от молока матери. Заметив это, Мария вообще воздержалась от пищи с маслом.

7 октября 1337 года Варфоломей был пострижен игуменом Митрофаном, приняв имя святого мученика Сергия (память 7 октября), и начал строить новую обитель во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и бесовские явления, преподобный Сергий преуспевал с силой в силу. Постепенно он стал известен другим монахам, ищущим его руководства. Преподобный Сергий принял все с любовью, и вскоре в небольшом монастыре собралась братия из двенадцати монахов.

В 1354 году епископ Волынский Афанасий рукоположил святителя во иеромонаха и возвел в сан игумена. Как и прежде, в обители строго исполнялись монашеские послушания. С расширением монастыря росли и его потребности. Часто монахи имели только скудную пищу, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные доставляли необходимое.

Земля Русская в это время страдала от монголо-татарского ига. Собрав войско, великий князь Димитрий Иоаннович Донской отправился в Сергиев монастырь просить благословения в предстоящей борьбе. Преподобный Сергий благословил двух иноков своего монастыря на помощь великому князю: схимонаха Андрея [Ослябу] и схимонаха Александра [Пересвета], и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле и установили начало освобождения Русской земли от монгольского ига. Во время боя преподобный Сергий с братией стояли в молитве и просили Бога даровать победу русским войскам.

За свой ангельский образ жизни преподобный Сергий получил от Бога небесное видение. Однажды ночью авва Сергий читал правило под иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Богородице, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, святому Михею (память 6 мая), что ожидает их дивное посещение. Через мгновение явилась Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *