Крест литовский: Литовское искусство изготовления крестов и его символика: почитание религии и природы

Содержание

Литовское искусство изготовления крестов и его символика: почитание религии и природы

С давних пор кресты и часовенки с различными скульптурами являются неотъемлемым элементом литовского пейзажа. В XIX в. их можно было увидеть в каждом селе, почти на каждом хуторе, на кладбищах, в костёльных дворах, на обочинах дорог и даже в полях и лесах.

Включено в Репрезентативный список культурного нематериального наследия человечества

С XV в. литовцы стали ставить кресты в память об умерших, как материальный символ почтения к духам, надежды на их милость, благодарности за что-то или просьбы о защите и душевном спокойствии.

Эти памятники отражают народную религиозность и почитание природы.

В 2001 г. литовское искусство изготовления крестов и его символика были включены в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Это явление не имеет аналогов в мире. Оно не только свидетельствует о живой традиции, но и обладает уникальным культурным воплощением.

В 2008 г. эта традиция была включена в Репрезентативный список культурного нематериального наследия человечества, чьей целью является повышение узнаваемости нематериального культурного наследия, обращение внимания на его значение, стимулирование межкультурного диалога и уважения к культурному разнообразию.

Явление народной культуры

Литовское искусство изготовления крестов или, как его называют в Литве, крестоделие (лит. kryždirbystė

) представляет собой художественную традицию, которая передается из поколения в поколение. Необъятное число и разнообразие крестов позволяют очертить этнографические границы Литвы.

Традиционные литовские кресты — это самобытные произведения искусства, объединяющие в себе элементы архитектуры, скульптуры, кузнечного дела, а иногда даже и примитивной живописи. Литовское крестоделие представляет собой синкретическое (синкретизм: слияние, соединение разнородных религиозных элементов — прим. авт.) явление литовской народной культуры. Его концепция вмещает в себя всю историю традиционного памятника: идею, выбор места и мастера, процесс создания, установку, освящение, посещение, уход и, в конце концов — сожжение обветшавшего креста и его замена новым.

Литва — земля крестов

Традиция воздвижения крестов в Литве родилась с развитием христианства. Однако большое влияние на историю и развитие крестоделия оказали и различные запреты властей. Например, после восстания 1863 г. российский император своим указом запретил устанавливать и ремонтировать кресты в неосвященных местах, оставив для них только кладбища и костёльные дворы. А во времена советской оккупации искусство изготовления крестов оказалось на грани исчезновения, поскольку советская власть не только запрещала ставить новые кресты, но и снесла бо́льшую часть уже установленных.

Но и в период оккупации крестоделие продолжало существовать втайне от властей, а сами кресты стали символами национального самосознания и сопротивления. В годы восстановления независимости часть старых крестов была отреставрирована, также начали устанавливаться и новые кресты — в память о ссыльных и Лесных братьях.

В наши дни деревянные надгробия все чаще уступают место каменным, но это не мешает созданию надгробных ансамблей в народных традициях, где христианство переплетается с языческим или даже мировым наследием.

Нельзя не упомянуть и всемирно известную Гору крестов в Шяуляйском районе. С XIX в. пилигримы, паломники, художники, искусные ремесленники устанавливают здесь собственноручно изготовленные кресты. В советские времена эту уникальную святыню трижды сносили до основания, но каждый раз она восставала из пепла. По религиозному и культурному значению и воздействию ее можно сравнить со Стеной плача в Иерусалиме.

Самобытность крестов отдельных этнографических регионов

Народные памятники каждого этнографического региона Литвы обладают своими особенностями. Например, лишь в Дзукии можно увидеть своеобразный силуэт перекрестного креста в форме перевернутого треугольника, который составляют перекрещенные с перекладиной орудия пыток Христа — копье и топор с длинной рукоятью. Жители Аукштайтии покрывают кресты искусной резьбой, чаще всего сквозным растительным и геометрическим орнаментом, среди которого компонуют скульптурки. Уникальной чертой Аукштайтии является богато орнаментированный трех- или четырехэтажный крест под крышей, который часто устанавливали на обочинах дорог. Здесь его называют «стога́стульпис» (лит.

stogastulpis), а чтобы перевести это понятие на русский, понадобится сразу несколько слов: придорожный деревянный столб с орнаментной крышей.

Различные виды старинных одноэтажных придорожных столбов можно найти и в других регионах. В Сувалькии крестоделие развивалось несколько иными путями, чем в остальной Литве. Здесь в структуре декора крестов внимание привлекают растительные мотивы, своеобразные высокие постаменты. А вот в Жемайтии формы и размеры крестов могут быть самыми разными, но, как правило, это будут высокие, массивные сооружения со сдержанным декором.

Сохранить и передать будущим поколениям

Когда речь заходит о сохранении памятников литовского крестоделия, сразу вспоминаются дошедшие до наших дней старинные кресты, часовенки и часовенные столбы (лит. koplytstulpis). Их надо охранять не только от разрушающего воздействия атмосферы, но и от краж. С природными силами можно бороться регулярным уходом: покраской, реставрацией, копированием (когда на месте старого креста устанавливается его точная копия, а оригинал хранится в закрытом музейном помещении).

Конвенция об охране нематериального культурного наследия обязывает государства-участники разъяснять обществу важность сохранения памятников нематериального культурного наследия и их передачи будущим поколениям.

Источники информации

Национальные символы Литвы | Геральдика.ру



[ 24.09.2012 ] // Виргиниюс Мисюнас

Двойной крест

В лазурном поле золотой крест с двумя равными перекладинами.
В геральдике эта фигура обычно называется Ягеллонским крестом или литовским крестом.
Но и в постановлении Верховного Совета Литовской ССР от 18 ноября 1988 года, узаконившем его в качестве национального символа, и в «Законе о государственном гербе, иных гербах и гербовых знаках» (#I-130) он назван просто двойным крестом.
В законе этот символ появился с редакцией (#X-1471) от 1 апреля 2008 года.
Согласно упомянутому закону, двойной крест является историческим национальным символом. Его эталон хранит Геральдическая комиссия, а любое использование его в иной символике или по отдельности, со щитом или без него, позволяется только с разрешения Геральдической комиссии.

Двойной крест с более длинной нижней перекладиной (патриарший, лотарингский, св. Степана) — герб великого князя литовского Йогайлы (Ягайлы), позже — его потомков — королевской династии Ягеллонов.
Происхождение символа достоверно не установлено. Отец Йогайлы, великий князь литовский Альгирдас (Ольгерд) наверняка не использовал такой знак. В геральдике Йогайлы он появляется сразу после крещения в 1386 году. Возможно, он перенят из геральдики Венгрии, в которой имел схожую символику крещения. Тем более, что мать его жены, польской принцессы Ядвиги, была королевой Венгрии.
В легендарной традиции ВКЛ имеется легенда о двойном кресте. Когда после гибели короля Миндаугаса и последовавшей смуты вновь воцарился порядок, великий князь литовский Швянтарагис на фундаменте разрушенного кафедрального собора стал отстраивать святилище старой веры. Он попросил знакомую жрицу (жившую, по одной версии, в Нямунайтисе, по другой — в низовье Немана недалеко от священного холма Рамбинас) о пророчестве насчет будущего храма.

В ответ жрица прислала 122 (по другой версии, 101) кирпича с разными знаками. Каждый знак символизировал главное событие одного года. На последнем кирпиче стоял двойной крест. По словам жрицы, в тот год вера будет изменена, а святилище — разрушено.
Примечание: археологи установили, что Вильнюсский архикафедральный собор действительно стоит поверх языческого святилища, которое построено на фундаменте разрушенного собора XIII века, а тот — поверх более древнего языческого святилища, действовавшего по меньшей мере с VII века. Считается доказанным, что первый собор — главный храм короля Миндаугаса. Неожиданно, многие детали позднего святилища совпали с описанными Теодором Нарбутом, что послужило для частичной реабилитации его как историка и создало еще одну загадку о потерянном источнике.


Уже в начале XV века заметно укорачивание нижней перекладины креста, по сравнении с «классическим» лотарингским крестом. С тех пор известны и цвета — в лазурном поле золото.


В XVI веке ягеллонский крест изображается с несомненно равными перекладинами — формирование самобытного символа завершается.
В конце XVI века появляется другой цветовой вариант — в червленом поле золото. Но он не становится ведущим.
Со смертью последнего Ягеллона по мужской линии (примечание: по женским линиям их потомками сейчас являютя практически все королевские дома Европы), короля Сигизмунда Августа, династический герб не исчезает, а наоборот — используется как один из символов самого государства. В печатях ВКЛ он сохраняется вплоть до 1795 года, используется повстанцами 1794, 1831, 1863, 1905 годов. Со временем название «Ягеллонский крест» уходит на второй план, появляется новое — крест Погони или (с укреплением литовского названия Погони) крест Витиса.

В междувоенной Литве крест Витиса (примечание: «Ягеллонским» его не называли из за антипольских настроений, под которые попал и «предатель» Йогайла — на самом деле один из наилучших великих князей литовских) использовался очень широко — в государственных наградах, геральдике полиции, авиации, военного ополчения, общественных организаций и т. д.
Запрещен в 1940 году. За его изображения люди преследовались вплоть до 1987 года.
Один из главных символов (наряду со Столбами Гедиминовичей) литовского партизанского движения и антисоветского подполья.

В современной Литовской Республике крест Витиса вернулся на восстановленные государственные награды, стал главным геральдическим элементом полиции и структур охраны правопорядка. Используется и в военной геральдике.

Источники:
1. Edmundas Rimša. Heraldika. Iš praeities į dabartį. – Vilnius: Versus aureus, 2004. ISBN 9955-601-07-8
2. Edmundas Rimša. Lietuvos heraldika. – Vilnius: Baltos lankos, 2008. ISBN 978-9955-23-202-5
3. P. Vingis. Vilniaus padavimai. – Kaunas: Aitra, 1931.

Столбы Гедиминовичей

В червленом поле золотые Столбы.
Также известен под латинской формой имени — Колюмны.
И в постановлении Верховного Совета Литовской ССР от 18 ноября 1988 года, узаконившем его в качестве национального символа, и в «Законе о государственном гербе, иных гербах и гербовых знаках» (#I-130) он назван Столбами Гедиминовичей.
В законе этот символ появился с редакцией (#X-1471) от 1 апреля 2008 года.
Согласно упомянутому закону, Столбы Гедиминовичей являются историческим национальным символом. Его эталон хранит Геральдическая комиссия, а любое использование его в иной символике или по отдельности, со щитом или без него, позволяется только с разрешения Геральдической комиссии.

Вероятно, символ возник как имущественный знак тракайского князя Кястутиса (Кейстута). Наверняка утверждать пока нельзя, так как датировка самых ранних тракайских монет со Столбами — спорна.
Насчет того, что изображают Столбы, существует много гипотез. Наиболее вероятными кажутся ворота с башнями (при наличии воображения можно усмотреть силуэт Тракайского замка) или столбы у входа в святилище (в таком случае символ связан и с архетипичным образом повозки девицы Сауле (Солнца), которую тянут кони-близнецы Ашвеняй).
Столбы похожи на некоторые другие литовские линейные гербы, возникшие в XIV веке. К моменту столкновения с европейской геральдикой, литовская знать уже хорошо понимала связь между знаком и человеком, а также понятие знатности рода. Так что понятия личного и родового герба, равно как и основные правила геральдики были очень быстро приняты обществом, уже созревшим для них. В первую очередь в гербы превратились личные и семейные знаки имущества, не переставая играть и прежнюю роль. В XV веке произошел настоящий обвал самобытных литовских линейных гербов вплоть до мельчайших шляхетских семей (примечание: к сожалению, почти все эти гербы исчезли в XVII-XVIII веках под унифицирующим воздействием польской геральдики). Естественно, что в среде князей и вельмож эти процессы произошли раньше, и в первую очередь у правящей верхушки — Гедиминовичей.
В ранних версиях Столбов наблюдаются различия: иногда в нижней черте виден пробел, иногда отсутствует верхний столбик.
Несомненно, Столбы использовал Витаутас (Витовт). В 1397 году они — уже несомненный его личный герб. Позже Столбы использовали и другие Кейстутовичи, т.е. они стали гербом ветви династии.
С начала XV века известны цвета герба — в червленом поле золото.


После пресечения мужской линии Кейстутовичей символ не исчез, а в ВКЛ использовался другой ветвью Гедиминовичей — Ягеллонами. Чтобы понять это, следует помнить, что для Польши и Литвы понятие правящей династии различалось. Если для поляков это были Ягеллоны, то для литовцев — Гедиминовичи (вспомнить хотя бы Олелковичей, которые весь XV век считались претендентами на великокняжеский престол). Так что великие князья из рода Ягеллонов использовали Столбы уже как герб всей династии Гедиминовичей, подчеркивая и преемственность власти, и свою гегемонию внутри династии.


По сравнению с ягеллонским двойным крестом, Столбы в ВКЛ использовались гораздо шире: на монетах и на государственных печатях, в древнейших гербовых печатях городов и монастырей, на церковной утвари и в графике книг. Столбы смело можно назвать вторым гербом ВКЛ.


В начале XVI века до того безымянный символ (еще в конце XV века Ян Длугош не мог его назвать) получил имя Столбы (на латыни — Колюмны) и был включен в цикл легенд о династии Палемонидов, ему были придуманы древнеримские корни.
В конце XVI века появился другой цветовой вариант герба — в червленом поле серебро.
В первой половине XIX века историк Теодор Нарбут назвал его Столбы Гедимина, так как тогдашняя историческая наука считала, что этот герб первым стал использовать великий князь литовский Гедиминас (Кгедимин, Гедимин). Это название остается популярным в народе по сей день.
В междувоенной Литве это был, наверное, самый популярный геральдический знак, превосходивший в широте использования даже Погоню: армейская, полицейская, ведомственная, общественная геральдика. Наиболее популярные названия — Столбовые врата и Столбы Гедимина.
Запрещен в 1940 году. За его изображения люди преследовались вплоть до 1987 года.
Один из главных символов (наряду с двойным крестом) литовского партизанского движения и антисоветского подполья.


В 1988 году стал эмблемой движения Саюдис, т.е. опять словно вторым гербом Литвы.

В современной Литовской Республике называется более нейтральным, принятом в исторической литературе термином Столбы Гедиминовичей. Символ вернулся на государственные награды, опять стал главным элементом военной и ведомственной геральдики, используется некоторыми общественными организациями (например, национальным олимпийским комитетом).
Столбы Гедиминовичей включены в проект большого герба Литвы.

Источники:
1. Edmundas Rimša. Heraldika. Iš praeities į dabartį. – Vilnius: Versus aureus, 2004. ISBN 9955-601-07-8
2. Edmundas Rimša. Lietuvos heraldika. – Vilnius: Baltos lankos, 2008. ISBN 978-9955-23-202-5

Источники: Виргиниюс Мисюнас

[ Обсудить в форуме »» ]

 


По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, в Форуме или на адрес [email protected] ru

Руководство | О нас | Министерство иностранных дел Литовской Республики

Дата и место рождения 14 апреля 1964 г.
Место рождения Вильнюс, Литва

Образование

1994–2001 Юридический факультет Вильнюсского университета, юрист
1982–1989 Медицинский факультет Вильнюсского университета, врач-педиатр

Опыт работы

2020 Вице-министр иностранных дел
2017– 2020 Чрезвычайный и полномочный посол Литовской Республики в Ирландии
2016–2017

Посол Литовской Республики в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN)

Чрезвычайный и полномочный посол Литовской Республики в Республике Индонезии и Малайзии

2015–2017 Чрезвычайный и полномочный посол Литовской Республики в Республике Сингапур
2014–2017 Чрезвычайный и полномочный посол Литовской Республики в Новой Зеландии
2013–2017 Чрезвычайный и полномочный посол Литовской Республики в Австралийском Содружестве, Республике Филиппины
2013–2017 Постоянный представитель Литовской Республики в правлении Азиатско-Европейского фонда (ASEF)
2012–2017 Чрезвычайный и полномочный посол Литовской Республики в Японии
2010–2012 Вице-министр иностранных дел
2004–2010 Чрезвычайный и полномочный посол Литовской Республики в Республике Польше
2003–2004

Генеральный инспектор Министерства иностранных дел

2002–2003

Советник Президента Литовской Республики по вопросам дипломатии

1998–2002 Заместитель советника Президента Литовской Республики по вопросам национальной безопасности и иностранной политики
1995–1998 Руководитель Отдела стран Центральной Европы Политического департамента Министерства иностранных дел
1995 Советник, временный поверенный в делах посольства Литовской Республики в Республике Польше
1993–1994 Второй секретарь посольства Литовской Республики в Республике Польше
1992–1993 Атташе посольства Литовской Республики в Республике Польше
1992

Первый секретарь Отдела стран Центральной Европы Министерства иностранных дел

1991–1992 Заместитель директора Государственной пресс-службы
1989–1990 Младший научный сотрудник Кафедры хирургии Медицинского факультета Вильнюсского университета

 

Награды
  • 2003 — Командорский крест Литовской Республики «За заслуги перед Литвой»
  • 2008 — Знак почёта Министерства иностранных дел «Звезда тысячелетия Литвы»
Иностранные языки Английский, польский, русский
Семейное положение женат

Красный Крест раскритиковал действия Литвы в связи с разворотом мигрантов на границе

4 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. Разворот ищущих убежища людей не согласуется ни с Конвенцией о статусе беженцев, ни с Хартией ЕС об основных правах человека, ни с другими документами о правах человека. Об этом заявила представитель Литовского Красного Креста Эгле Самуховайте, сообщает Delfi.

Представитель Литовского Красного Креста отметила, что в страну не пускают «уязвимых» людей. «Официальная информация Департамента статистики показывает, что в потоке мигрантов почти четверть — несовершеннолетние и почти треть — женщины… Их безопасность может оказаться под угрозой», — заявила она.

Эгле Самуховайте также отметила, что возникает вопрос и в связи с непропорциональным использованием силы против лиц, желающих обратиться по вопросу убежища.

Представитель Красного Креста также сказала, что литовские власти могли бы адекватнее позаботиться об уже находящихся в стране мигрантах. «Мы понимаем вызовы для государства в деле охраны границ и признаем, что государственным ведомствам, ответственным за охрану границ, особенно важно, насколько это возможно, приостановить поток миграции, и таким образом они стараются добиться, чтобы ситуация не обострялась. Но не менее важно адекватнее позаботиться об уже находящихся здесь людях и их безопасности», — сказала Эгле Самуховайте.

На этой неделе министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте приняла распоряжение, согласно которому ведомствам, обеспечивающим и помогающим обеспечивать охрану госграницы, предписано позаботиться, чтобы лица пересекали внешнюю сухопутную границу только через пункты погранконтроля. Делающие это в других местах не должны пропускаться на территорию страны. Чтобы это обеспечить, должностным лицам разрешено применять психологическое давление и физическую силу против нелегальных мигрантов.

Госпогранкомитет Беларуси сегодня сообщил, что вблизи белорусско-литовской границы в районе населенного пункта Бенякони был обнаружен мужчина неславянской внешности. Внешне его состояние оценивалось как очень тяжелое. Белорусские пограничники на месте оказали первую медицинскую помощь, но несмотря на это мужчина скончался. В настоящее время проводятся необходимые мероприятия по выяснению всех обстоятельств инцидента. -0-

ПЛОЩАДЬ ГЕРОЕВ — Александринский театр

Спектакль-лауреат Высшей театральной премии Литвы «Золотой крест cцены» 2016 года
«Лучшая режиссура» — Кристиан Люпа
«Лучшее видео оформление» — Лукаш Тварковский
«Лучший актер» — Валентинас Масальских за роль Шустера,
«Лучшая актриса» — Эгле Габренайте за роль фрау Циттель

Пьеса Томаса Бернхарда «Площадь героев» написана в 1988 году, за год до смерти автора и является своего рода предостережением современному обществу. События происходят также в 1988 году, но отсылают нас к конкретному дню — 15 марта 1938 года, в этот день Адольф Гитлер выступал на центральной площади Вены – Площади героев. Спустя 50 лет в квартире, недалеко от площади Героев, семья Шустер собирается вместе. Профессору Шустеру, мыслителю и философу, бежавшему от нацистов из Австрии в Оксфорд, мэр Вены предложил вернуться обратно в университет в 60-х годах. Однако, вернувшись в Вену, он не видит другого выхода, кроме самоубийства. Именно потому, что ситуация в современной Австрии “намного хуже, чем 50 лет назад”. Судьба Джозефа Шустера в политической драме открыто разоблачает политическое, нравственное и духовное представление о ситуации в Австрии.

Спектакль по пьесе «Площадь героев» поставил в Литовском национальном драматическом театре (Вильнюс) один из лидеров современного мирового театра, знаменитый польский режиссер Кристиан Люпа. За этот спектакль Кристиану Люпе вручена высшая литовская театральная премия – Золотой крест сцены. Летом 2016 года «Площадь героев» стала одним из главных событий Авиньонского фестиваля. Проблемы само рефлексии австрийцев, отраженные Томасом Бернхардом, в конце XX века оказались актуальны для всего современного общества.

Кристиан Люпа – лауреат многих престижных профессиональных премий и наград, среди которых Золотая медаль за заслуги в культуре «Глория Артис», Орден Возрождения Польши, французский Орден Искусств и Литературы и австрийский почетный знак «За науку и искусство».

На сцене Александринского театра Кристиан Люпа поставил свой первый российский спектакль, премьера этой версии чеховской «Чайки» открыла в 2007 году программу Второго Международного театрального фестиваля «Александринский».

Совместная постановка с Международным театральным фестивалем «Божественная комедия»

Спектакль создан при поддержке Министерства культуры Литовской Республики,
Литовского Совета по культуре и  Польского института в Вильнюсе (Литва)

В 2016 году спектакль удостоен премии Французской ассоциации театральных критиков («Лучший международный спектакль во Франции»).

Премьера состоялась 27 марта 2015 года

Программа к спектаклю Кристиана Люпы «Площадь героев» в афише XI Международного фестиваля «Александринский:

30 августа/ 19.30. КАТАЖИНА ОСИНЬСКА И АЛЕНА КАРАСЬ. ДИАЛОГ О РЕЖИССЕРЕ КРИСТИАНЕ ЛЮПЕ
31 августа/ 19. 30. ЛЕКЦИЯ АЛЕКСАНДРА БЕЛОБРАТОВА. ТОМАС БЕРНХАРД И ЕГО ПЬЕСА «ПЛОЩАДЬ ГЕРОЕВ» 
2 сентября/ 12.00. КРИСТИАН ЛЮПА. ВСТРЕЧА С РЕЖИССЕРОМ
2 сентября/ 15.00. ЛЕКЦИЯ ИВАНА ЧЕЧОТА. ВЕНА ОТ АНШЛЮСА ДО СОВРЕМЕННОСТИ: ПРИЗРАК ГИТЛЕРА НА ПЛОЩАДИ ГЕРОЕВ

Пресса о спектакле

Все элементы спектакля выстроены так, чтобы соответствовать импульсу неопределенности и ощущению неизбежного конца. Это разрушает тщательно построенную крепость, которая защищает героев от внешнего мира, представленного событиями на площади.

Марцелина Новаковска

Люпа исследует это “смертельное пространство”, которое догоняет героев Бернхарда. Между тем, зрители встают на тернистый путь процесса самоанализа и самопознания, в поисках первопричины личных и коллективных чувств в современном мире.

Раса Васинаускайте

Действие спектакля происходит между болезненным прошлым и приближающейся гибелью. Все движется медленно, в траурном молчании, и “похоронные” речи задают темп. Однако, «Площадь Героев»- это не типичная сказка о “повторяющейся истории”. Люпа особо выделяет главного персонажа — Шустера, которого феноменально сыграл Валентинас Масальскис. Он персонаж, который собирает в себе всю боль жертв нацизма и отчаяние мира, движущегося в неправильном направлении.

Большой театр • Анжелика Холина

В 1989 окончила Вильнюсскую школу балета. В 1996 – Российский институт театрального искусства (ГИТИС) по специальности «режиссер-балетмейстер» (курс О.Г. Тарасовой).

Первый балет Анжелики Холиной – «Медея» на музыку A. Рекашюса в Литовском национальном театре оперы и балета (1996) – был удостоен Премии Святого Христофора.

Анжелика Холина дважды становилась лауреатом премии Литовского Министерства культуры «Золотой крест сцены» за хореографические спектакли «Отелло» (2006) и «Анна Каренина» (2010)

В 2000 был основан Театр танца Анжелики Холиной А |CH.

Поставила пятнадцать хореографических спектаклей, два балета, более ста хореографических миниатюр, мюзикл и оперетту. Ставила хореографические номера для оперных спектаклей и фильмов кинокомпании «Warner Brothers».

Хореографические миниатюры, поставленные для учащихся Вильнюсской школы балета и Мюнхенской международной школы балета, были отмечены премиями на международных конкурсах балета в Лозанне, Варне, Москве, Париже, Токио, Нью-Йорке, Стокгольме, Мюнхене и Хельсинки.

Является доцентом Литовской академии музыки и театра.

С 2008 сотрудничает с Театром имени Евгения Вахтангова, в котором поставила хореографические спектакли «Берег женщин» (2008), «Анна Каренина» (2012), «Отелло» (2013), «Мужчины и женщины, или Сценарии, по которым живут люди» (2015). Как режиссер-хореограф принимала участие в создании спектаклей «Евгений Онегин» (2013), «Минетти» (2015) и «Царь Эдип» (2016), поставленных Римасом Туминасом.

В 2016 дебютировала в Большом театре в качестве хореографа, приняв участие в постановке оперы «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича (режиссер-постановщик Римас Туминас).

В 2017 создавала хореографию для одноактных опер «Царь Эдип» И. Стравинского и «Замок герцога Синяя борода» Б. Бартока, поставленных на сцене Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (режиссер-постановщик Римас Туминас).

Винцас Свирскис и Кедайнский край

В Кедайнском крае – шедевры «искусника» Центральной Европы

Винцас Свирскис, один из самых известных литовских мастеров по созданию резных крестов и самых талантливых создателей древней литовской монументалистки, родился в 1835 году, в волости Крекенава. Его биография окружена легендами, она прослеживается только на основании собранных людьми рассказов. Картинка сохранилась только устная, передаваемая из уст в уста. Самоучка, одиночка, без постоянной крыши над головой, Винцас Свирскис был странным в среде своего времени. Всю жизнь пешком путешествовал из деревни в деревню, словно помечая свой путь: останавливался там, где люди хотели украсить свои усадьбы и обочины дорог или увековечить важные события своей жизни. Ксендзы кресты Свирскиса не ценили, называли «болванами», отказывались освящать, так как на многих изображениях святых просматривались крестьянские типажи (святость подчеркивается только атрибутикой), а иногда святой изображался как самодовольный, величавый господин, а возле его ног грешница на коленях, просящая прощения. Предполагается, что В. Свирскис посещал приходскую школу в Кернаве, а резьбой по дереву начал заниматься, когда был пастухом. В годы запрета печати поддерживал связь с книгоношами. Работы В. Свирскиса украшают такие городки и деревеньки как Крекенава, Сурвилишкис, Ибутонис, Жибартонис, Миегенай, Пакруосте, Йосвайняй, Кракяй, Гринкишкяй, Гуджюнай, Ванджёгала, Бабтай и прочие деревни.

За всю свою жизнь Винцас Свирскис создал более 200 крестов. Кресты он делал только из дуба, образы святых и украшения для крестов вырезал из того же самого дерева. Кресты со всех сторон были украшены барельефами, горельефами образов святых, изображениями растений и животных. Как он сам говорил: «Хочу, чтобы мои кресты были красивыми со всех сторон, неважно, с какой стороны человек на них будет смотреть». Кресты и фигуры композиций он вырезал из монолитного дуба, поэтому любил подшучивать, что святые из крестов «никогда не выпадут». Чтобы кресты дольше сохранялись, он окрашивал их. Над своим резным изделием работал только со светлыми мыслями, так как «если только во рту появится какое-нибудь нехорошее слово, то вся работа идет насмарку … с самого утра начинаю со слова Божьего…». Когда работал, напевал священные напевы. Его скульптуры отличаются яркой пластикой, сложной композицией, монументальностью, декоративностью, имеют признаки стиля барокко. На замыслы скульптуры оказывали влияние пейзаж и рельеф самих местностей, в которых должны были быть установлены скульптуры. Из 230 крестов и столбов, с резным изображением святого, которые считаются шедеврами литовской народной малой архитектуры, сохранилось только около 50. Умер Винцас Свирскис 7 марта 1916 года, в возрасте 81 года.

Бедный странник оказался художником, опередившим свое время и свой народ, чьи кресты оригинальной и уникальной художественной формы хранятся в музеях. Иностранцы, когда видят его работы в Кедайнском краеведческом музее, зачастую говорят: если бы автором этих произведений был, например, итальянец, то его знала бы вся Европа». А, по словам искусствоведа И. Косткявичюте, «если бы у поляков был такой Свирскис, то он давно был бы представлен в столице искусства — Париже».

Его кресты можно увидеть в Кедайнском краеведческом музее, Литовском национальном музее, на полях и в усадьбах в Кедайнском и Паневежском районах, в церквях Крекенавы и Паберже.

О сохранении уникального наследия традиционного литовского искусства обработки и украшения крестов (криждирбисте) заботится ЮНЕСКО – в 2008 году традиционные литовские кресты и символика крестов внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Каменная скульптура в честь боготворца Винцаса Свирскиса

Во дворе Сурвилишской начальной школы имени Винцаса Свирскиса

Памятник, созданный Альгимантасом Гилюсом, был открыт 22 июля 1989 года на новом Сурвилишском кладбище. В августе 1996 года скульптура была перенесена во дворик Сурвилишской начальной школы имени Винцаса Свирскиса. Каменная скульптура состоит из трех частей: бетонного постамента, средней части с надписью: «В память о Винцасе Свирскисе (1835-1916)», треугольной верхней части с высеченным образом Рупинтуелиса и годом открытия памятника «1988».

Крест Винцаса Свирскиса в Сурвилишкисе

Во дворе Сурвилишской школы

Этот крест из деревни Пакруосте был перенесен летом 1996 года. На монументальном кресте изображены горельефы Святого Алоиза и Святой Анны, поучающей Марию. Крест создан в конце XIX века.

Могила Винцаса Свирскиса

Сурвилишкис

Винцас Свирскис похоронен на Сурвилишском старом кладбище, в месте захоронения семьи Мастайтисов. О могиле В.Свирскиса в настоящее время заботится бывший управляющий Банка Литвы Ромуалдас Високавичюс – его мать состоит в родственной связи с резчиком традиционных литовских крестов. Могилу боготворца украшает копия креста, созданного когда-то им самим. Оригинал – один из тех крестов, которые хранятся в Кедайнском краеведческом музее. На памятнике на латунной табличке написано: «… пусть и мне памятник будет».

Кресты Винцаса Свирскиса в Паберже

Паберже, Кедайнский район
Тел. +370 645 12407

www.kedainiumuziejus.lt

Первым о крестах Винцаса Свирскиса начал заботиться Отец Станисловас, он собрал со всех окрестностей коллекцию крестов Свирскиса и поместил их в церквушке. Очень вероятно, что создателем алтаря церкви в Паберже был Винцас Свирскис. В музее восстания 1863 года ученики 5-12 классов могут заказать эдукационную программу «Символы Паберже – солнышки, столбы с резным изображением святого, придорожные деревянные столбы с орнаментной крышей, камни со следами Бога и Дьявола».

Кедайнский краеведческий музей

ул. Диджиойи 19, Кедайняй
www.kedainiumuziejus.lt

Часть крестов Винцаса Свирскиса на протяжении длительного времени ветшала на чердаке Кедайнской лютеранской церкви. В 2000 году они были перевезены в Кедайнский краеведческий музей. В то время перевозкой крестов занимался директор музея Римантас Жиргулис, который вспоминает, как кресты через окно поднимались на второй этаж с помощью подъемного крана: «ошеломленные прохожие наблюдали, как над узкими улочками Старого города качались массивные кресты, а я, вытирая пот со лба, со страхом думал, на какие кусочки древесины они разлетятся, если вдруг отцепятся и упадут с высоты на землю». Перевозка крестов, к счастью, завершилась успешно, вот уже двенадцать лет кресты Винцаса Свирскиса являются самой впечатляющей экспозицией Кедайнского краеведческого музея. В Кедайнском краеведческом музее в зале крестов Винцаса Свирскиса экспонируется 18 крестов. В музее подготовлен и проводится эдукационный урок «Древняя народная скульптура. Символ креста», во время которого рассказывается о В. Свирскисе, его жизни и творчестве, зачитываются записанные им мысли, ученики зарисовывают или пишут с натуры его кресты, либо некоторые их детали или всю экспозицию крестов в целом.

Арнетский дом Центра традиционных ремесел Кедайнского краеведческого музея

ул. Радвилу 21, Кедайняй
Tel. +370 645 05168
www.kedainiumuziejus.lt

«Резьба по дереву» — это одна из предлагаемых эдукационных программ в Арнетском доме. Во время этой программы Вы познакомитесь с литовскими национальными традициями резьбы по дереву, обычаями по изготовлению резных крестов в Литве, инструментами для резьбы по дереву, технологиями деревообработки, сможете освоить основы ремесла резьбы по дереву, у Вас будет возможность открыть в себя художника и самостоятельно создать оригинальную работу. Руководитель программы — традиционный ремесленник сертифицированных продуктов национального наследия Аудрюс Василяускас.

Музей скульптур Витаутаса Улявичюса

ул. Ю. Басанавичяус 36, Кедайняй
www.kedainiumuziejus.lt

Музей деревянных скульптур Витаутаса Улявичюса глубоко перекликается с выставкой крестов Винцаса Свирскиса в городском музее. Музей деревянных скульптур Витаутаса Улявичюса был основан в 2004 году в помещениях Кедайнского районного самоуправления. Здесь выставлено более 50 работ известного мастера резьбы по дереву Витаутаса Улявичюса (1934 года рождения), который проживал в Кракяй Кедайнского района. Витаутас Улявичюс, лауреат премии в области культуры Кедайнского края, дважды избирался Резчиком Литвы среди резчиков по дереву, подарил данную коллекцию своих произведений людям Кедайнского края. Звездный мир его скульптур отличается своим великолепием, декоративностью, стилизованным сюжетом, а в особенности, его орнаментом… Его вдохновителем является литовское народное искусство. В его работах находит продолжение структура и стилистика резного изображения святых на придорожных столбах, развитая Винцасом Свирскисом. По словам Витаутаса Улявичюса, Винцас Свирскис, талант которого до сих пор не имеет себе равных, является для него огромным авторитетом, потому что он вырезал то, что хотел, хотя и не всем это нравилось.

литовских крестов | Настоящая Литва

Немногие страны могут превзойти Литву по размеру и роскоши церквей, если принять во внимание численность местного населения. Кроме того, литовское искусство изготовления сложных крестов внесено в список нематериального всемирного наследия ЮНЕСКО.

Нигде это не ощущается сильнее, чем на Холме Крестов (уникальное в мире место, где миллионы паломников воздвигли сотни тысяч крестов за более чем столетие).Возможно, это самая известная достопримечательность Литвы. Символ религии, антисоветского сопротивления и мощное произведение искусства одновременно, Гора Крестов впечатляет как христиан, так и нехристиан.

Вид с одной из «вершин» Крестовой горы. ©Аугустинас Жемайтис.

Однако в религиозном отношении центр католической жизни Литвы находится в Шилуве . В этой жемайтийской деревне в 1608 году произошло первое в Европе признанное церковью явление Девы Марии.Ежегодные празднования (8-16 сентября) привлекают много тысяч человек.

Почти в каждом литовском городе и более крупной деревне есть католическая церковь, которая кажется слишком массивной для населения поселения. Это связано с тем, что католицизм всегда доминировал в религиозном ландшафте (за ним следует 80%+), и на протяжении столетий не было серьезной религиозной фрагментации. Старые городские и деревенские церкви (до 1860 г.) обычно меньше по размеру и деревянные, в то время как возрожденческие церкви начала 20-го века легко затмевают свое окружение по размеру.Есть даже отдельное литовское слово, означающее «Деревня с католической церковью» ( bažnytkaimis ).

Рокишкисская городская церковь (1877 г.) считается одним из лучших образцов готического возрождения в Литве. ©Аугустинас Жемайтис.

Самая впечатляющая коллекция церквей находится в Старом городе Вильнюса , где насчитывается почти 30 жемчужин готики и барокко. Самыми известными являются Святая Анна (из-за ее внешнего вида), Божественное Милосердие и Ворота Рассвета (обе из-за чудесных картин, получивших признание во всем мире). В других районах Вильнюса также немало внушительных церквей (самой известной является церковь Св. Петра и Павла). Так же и город Каунас .

В городах и поселках можно найти и русские православные храмы. Самые крупные и важные из них вновь находятся в Вильнюсе, где церковь Святого Духа включает в себя тела трех православных святых. Также существуют старообрядческие , лютеранские , реформатские христиане , католики восточного обряда , еврейские , мусульманские и караимские религиозные постройки, многие из которых были построены до 20 века.

В Литве существует давняя традиция воздвигать крестов , часовен и часовен-столбов (миниатюрные часовни) на обочинах дорог, кладбищах и во дворах. Бесчисленное количество из них было уничтожено советской оккупационной властью, но многие еще остались. Некоторые места, известные как святые места ( šventvietė ), стали второстепенными копиями Горы Крестов.

См. также: Религии в Литве, Христианские праздники в Литве.

Карта основных религиозных мест и церквей Литвы.Примечание: в Литве сотни красивых церквей, и перечислить их все невозможно. ©Аугустинас Жемайтис.

Посетите Гору Крестов в Литве

Точное происхождение литовской Крыжю Калнас, или Горы Крестов, остается загадкой. Недалеко от северного города Шяуляй тысячи металлических и деревянных крестов, размещенных здесь почти два столетия, нашли пристанище на растущем холме религиозного рвения. Висячие четки звенят на ветру и создают переливчатый саундтрек к иконам святых и фотографиям почитаемых местных патриотов.Несмотря на многочисленные попытки разрушить его, это необычное место паломничества остается мощным свидетельством преданности.

Легенды и басни окрашивают историю Горы Крестов. Первое письменное упоминание относится к 1850 г., но некоторые считают, что кресты появились раньше, оставленные скорбящими родственниками жертв восстаний против русского режима в 1831 г. , а затем в 1863 г. Царь подавлял национальную идентичность, ограничивая религиозное выражение, поэтому семьи запрещено почтить умерших надлежащим захоронением на кладбищах.Многие считают, что кресты появились в конце XIX века, после того как явление Девы Марии с младенцем Иисусом попросило верующих покрыть этими иконами святое место.

Гора Крестов представляет собой уникальную национальную и религиозную самобытность Литвы.

Фотография Пола Бириса, Getty Images

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Традиция вырезания религиозных икон передавалась из поколения в поколение. ЮНЕСКО признает изготовление крестов нематериальным культурным наследием Литвы, «символом национальной и религиозной идентичности», объединяющим общество перед лицом невзгод.В советское время религия оставалась под запретом, а Гора Крестов — закрытой. В апреле 1961 года все это место было снесено бульдозерами и сожжено властями. Несмотря на то, что Гора Крестов разрушалась еще четыре раза, каждый раз местные жители рисковали политической опасностью, демонстративно восстанавливая это место под покровом темноты.

После обретения независимости в 1991 году в Литве религиозные обряды исповедуются свободно и открыто. Тем не менее, исход сельских жителей из сельской местности и деревень означает, что меньше молодых людей учатся ремеслу изготовления крестов.Сегодня никто на самом деле не обладает юрисдикцией над Холмом Крестов, и различные организации и отдельные добровольцы участвуют в его обслуживании. Однако, даже с неопределенным будущим, Гора Крестов принимает туристов, чтобы они могли лучше понять непростое прошлое местного сообщества, узнать о его непоколебимой вере и почувствовать надежду на будущее.

Как описывает директор Шяуляйского туристического информационного центра Рута Станкувене: «Неважно, кто вы, какой религиозной конфессии придерживаетесь и в какое время приходите, поскольку канонические обряды Церкви здесь не так важны.Двери этого места всегда открыты, потому что там вообще нет дверей. Здесь природа смешивается с культурой, включая любого человека в совершенно уникальный опыт».

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права.Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

1 / 10

1 / 10

Многие путешественники посещают Южную Африку из-за ее вина или пляжей. Но меньше путешественников отправляются вглубь страны в не имеющую выхода к морю страну Лесото, со всех сторон окруженную Южной Африкой. Очень жаль, поскольку Лесото с его большой высотой и примерно тремя сотнями солнечных дней в году является одним из лучших мест в Африке для любителей приключений. Направляйтесь в Национальный парк Tsehlanyane — густой с че-че( старое дерево) или покататься на лыжах на Оксбоу, один из немногих горнолыжных курортов Африки.

Лесото

Многие путешественники посещают Южную Африку из-за ее вина или пляжей. Со всех сторон Южная Африка. Жаль, что Лесото, с его большой высотой и примерно тремя сотнями солнечных дней в году, является одним из лучших мест в Африке для искателей приключений. che (старое дерево) или покататься на лыжах в Оксбоу, одном из немногих горнолыжных курортов Африки. Фотография Дэвида Саута, Alamy STock Photo

Крестотворчество (Криждирбысте) и символика креста: уважение к религии и природе

Кресты и святилища с различными скульптурами издревле являются неотъемлемым элементом литовского пейзажа.В 19 веке они были в деревнях и почти в каждой усадьбе; они были на обочинах дорог и на кладбищах, погостах и ​​даже в полях и лесах.

Включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества

С 15 века литовцы строили кресты в честь умерших, а также отдавали дань уважения духам, надеясь на их милость, в знак благодарности или в поисках защиты и духовного покоя. Эти памятники являются выражением уважения к религии и природе.

В 2001 г. ЮНЕСКО провозгласила Литовское рукоделие и символику креста Шедевром устного и нематериального наследия человечества. Это шедевр, не похожий ни на что в мире, который не только свидетельствует о живой традиции, но и отличается уникальным культурным выражением.

В конце 2008 года эта традиция была внесена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, целью которого является повышение осведомленности о нематериальном культурном наследии и подчеркивание его важности, а также содействие межкультурному диалогу и уважению культурного разнообразия.

Феномен народной культуры

Изготовление крестов – это художественная традиция, передающаяся из поколения в поколение. Огромное количество и разнообразие крестов позволило определить этнографические границы Литвы.

Традиционные литовские кресты – уникальные сооружения с элементами архитектуры, скульптуры, кузнечного дела и даже примитивной живописи.

Литовское рукоделие – это синкретическое (объединение или слияние элементов разных религий) проявление литовской народной культуры.В его концепции заложена вся история традиционного памятника: идея, выбор места и мастера, творческий процесс, возведение, освящение и посещение креста, и, наконец, – сожжение ветхого креста и замена его новым.

Литва: Страна крестов

Традиция строить кресты пришла в Литву с распространением христианства. Однако история изготовления крестов тоже связана с различными запретами.После восстания 1863 г. ставить и ремонтировать кресты в несвятых местах, т. е. на кладбищах или погостах, по указу царя запрещалось. А советская оккупация чуть не уничтожила эволюцию крестостроения – не только запретили строить новые кресты, но и уничтожили большинство уже возведенных.

Тем не менее, даже во время оккупации тайно существовало изготовление крестов, и эти памятники стали символом национальной идентичности и сопротивления. При восстановлении независимости часть старых крестов была восстановлена, а новые установлены в память о ссыльных и партизанах. На кладбищах деревянные памятники все чаще заменяют надгробиями. Ансамбли народных памятников все еще развиваются на темы от христианских до языческих или светских.

Известная на весь мир Гора Крестов (Шяуляйский район) также известна обилием крестов. Паломники, люди с молитвами и просьбами, художники и мастера-ремесленники ставили здесь кресты с 19 века и делают это до сих пор.Уникальная Гора Крестов, которая трижды разрушалась в самые суровые советские годы, но каждый раз восстанавливалась, теперь по своей ауре напоминает Стену Плача в Иерусалиме.

Различный характер скрещиваний из разных этнографических регионов

Деревянные народные памятники каждого литовского этнографического региона имеют свою особую природу. Например, только в Дзукии вы найдете кресты с силуэтом в виде перевернутого треугольника, образованного пересечением горизонтали копьем и топором с длинной рукоятью — орудиями пыток Христа. В Аукштайтии структуру креста украшает обилие растительной и геометрической резьбы, в основном ажурной, с небольшими скульптурами, укрытыми в орнаменте. Отличительной чертой Аукштайтии является stogastulpis (столб часовни), который представляет собой богато украшенный столб с тремя, а иногда даже с четырьмя крышами. Вариации старой однокрышной часовни можно найти и в других регионах. В Судовии эволюция крестового ремесла немного отличалась от остальной Литвы.Структура декора крестов этого региона характеризуется растительными мотивами и характерными высокими постаментами. Жемайтийские кресты различаются по форме и размерам, но более популярны высокие, массивные конструкции со скромным декором.

Для сохранения и передачи будущим поколениям

Когда речь заходит о сохранении памятников-крестов, обычно имеют в виду старинные кресты, раки и придорожные святыни, сохранившиеся до наших дней. Их нужно защищать не только от стихии, но и от кражи.Они защищены от непогоды посредством постоянного наблюдения, то есть их перекрашивания и реставрации, а также создания точных копий, чтобы их можно было установить на исходном месте, а оригиналы защищают, перемещая их в закрытый музей.

Конвенция об охране нематериального культурного наследия обязывает государства-члены поощрять сообщества защищать нематериальное культурное наследие и передавать его будущим поколениям.

Источники информации

Литовские мастера по изготовлению крестов поддерживают традиции

Нериюс Адомайтис, Reuters Life!

ГАРЛЯВА, Литва (Рейтер Лайф!) — Адольф Терезиус сидит верхом на толстом деревянном шесте, измеряя маленькую фигурку человека.

Кросс-ремесленник Адольф Терезиус позирует со своим произведением искусства на этом снимке, сделанном 11 мая 2008 года в Гарляве, примерно в 130 км (81 миле) от столицы Вильнюса. В 2001 г. ЮНЕСКО провозгласила литовское «Крестостроение и его символику» шедевром устного и нематериального наследия человечества. REUTERS/Ints Kalnins

Терезиус заслужил репутацию одного из нескольких сотен ремесленников этой прибалтийской страны, хранящих многовековую традицию изготовления крестов.

Его мастерская заполнена деревянными фигурками святых, крестами и различными версиями Христа на кресте.

«Для меня изготовление крестов не только важно как устойчивая форма национального искусства, но также является символом нашего сопротивления», — сказал он Рейтер в своей мастерской в ​​этом маленьком городке в центральной Литве, примерно в 100 км (62 миль) от столицы Вильнюса.

«Несмотря на гонения, кресты ставили».

Искусство изготовления крестов признано уникальным и в 2001 году было внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

По иронии судьбы, Литва была последней страной в Европе, отказавшейся от язычества в пользу католицизма в 14 веке и всего несколько десятилетий назад , люди столкнулись с преследованием за установку крестов при железной власти бывшего Советского Союза.

После неудавшегося восстания в 1863 г. власти царской России также запретили водружение крестов. размера и формы и является излюбленным местом паломничества католиков.

Тересий сказал, что стал мастером крестов после того, как видел, как в советское время с Горы Крестов срывали кресты, хотя кресты снова и снова появлялись.

В отличие от своих лютеранских балтийских соседей, Эстонии и Латвии, в Литве доминирует Римско-католическая церковь, как и в ее южном соседе, Польше, с которой она веками находилась в союзе.

«Традиции крестового ремесла в Литве насчитывает около 400 лет, и она сохранилась до наших дней, несмотря на запреты и репрессии», — сказала Але Пачулпайте из Центра литовской народной культуры в Вильнюсе.

«Он не просуществовал бы так долго, если бы не был так глубоко укоренен в образе жизни и мировоззрении литовцев.

Крестовоздвижение включает не только крестовые кресты, обычно украшенные орнаментом, лучами или нимбом, но и кресты столпного типа и столпные раки, со статуэтками святых.

Святилища с колоннами – один из самых распространенных памятников литовской народной культуры, их устанавливали не только рядом с домами, но и в полях, у дорог или рек, веря, что они могут помочь защитить людей от бедствий или болезней.

Святой Георгий, покровитель домашних хозяйств, и Святой Исидор, покровитель фермеров, являются популярными фигурами для святилищ с колоннами рядом с фермами или посевами, сказал Терезиус.

Некоторые считают, что традиция возведения храмов с колоннами восходит к дохристианскому периоду.

«Кажется, в те времена литовцы строили маленькие деревянные домики для домашних духов, а когда пришло христианство, святые заселились естественным образом», — сказал Тересиус.

Фигура Задумчивого Христа – еще один популярный образ в литовском народном творчестве, изображающий Христа, сидящего, приложив руку к щеке, в глубокой задумчивости.

Тересюс сказал, что эта цифра была особенно популярна в конце 1980-х и начале 1990-х годов, когда Литва отделялась от бывшего Советского Союза.

«Цифра была своего рода символом страны, которая задавалась вопросом, куда ей идти в то время», — сказал он.

В наши дни возложение креста на Горе Крестов является важной частью брачных церемоний. Молодожены Виталиюс Обрикас и жена Агнета только что добавили полуметровый крест к и без того переполненной Горе Крестов.

«Мы возложили свой крест как мольбу к Богу защитить нашу семью и послать нам счастливую и радостную жизнь», — сказал Обрикас.

Отчет Нериюса Адомайтиса, редакция Пола Кашато

Антиоксидантный статус и смертность от ишемической болезни сердца у литовских и шведских мужчин: параллельное поперечное исследование мужчин в возрасте 50 лет

Цель: Изучить возможные факторы риска и механизмы, лежащие в основе в четыре раза более высокой и различающейся смертности от ишемической болезни сердца у литовцев по сравнению со шведскими мужчинами среднего возраста.

Дизайн: Сопутствующее перекрестное сравнение случайно выбранных 50-летних мужчин без серьезных острых или хронических заболеваний. Методы и оборудование были идентичными или строго стандартизированными в разных центрах.

Параметр: Линчёпинг (Швеция) и Вильнюс (Литва).

Предметы: 101 и 109 мужчин в возрасте 50 лет в Линчепинге и Вильнюсе соответственно.

Основные показатели результата: Антропометрические данные, артериальное давление, курение, концентрация липидов и липопротеинов в плазме, восприимчивость липопротеинов низкой плотности к окислению и концентрация жирорастворимых витаминов-антиоксидантов в плазме.

Результаты: Систолическое артериальное давление было выше (141 против 133 мм рт. ст., P < 0,01), привычки к курению были одинаковыми, а общий холестерин плазмы (5,10 против 5,49 ммоль/л, P < 0,01) и холестерин липопротеинов низкой плотности (3,30 против 3,68 ммоль/л). , P <0,01) ниже у мужчин из Вильнюса по сравнению с мужчинами из Линчепинга. Концентрации триглицеридов, холестерина липопротеинов высокой плотности и липопротеинов Lp(a) не различались между двумя группами.Резистентность липопротеидов низкой плотности к окислению была ниже у мужчин из Вильнюса; лаг-фаза составила 67,6 против 79,5 минут (P <0,001). Также ниже у мужчин из Вильнюса были средние концентрации в плазме жирорастворимых витаминов-антиоксидантов (бета-каротин 377 против 510 нмоль/л, P < 0,01; ликопин 327 против 615 нмоль/л, P < 0,001; гамма-токоферол с поправкой на липид 0,25 против 0,46). мкмоль/ммоль, P < 0,001, концентрация альфа-токоферола не различалась). Регрессионный анализ показал, что лаг-фаза все еще была значительно короче на 10 минут у мужчин из Вильнюса, когда учитывалось влияние других известных факторов.

Выводы: Высокая смертность от ишемической болезни сердца в Литве вызвана не только традиционными факторами риска. Механизмы, связанные с антиоксидантным состоянием, могут иметь важное значение.

литовцев и их кресты | ESN Литва

2018 год объявлен Европейским годом культурного наследия. И для нас, литовцев, изготовление крестов является одним из самых больших культурных наследий.Каждый раз, когда мы начинаем об этом говорить, большинство иностранцев морщат лоб, расширяют глаза и спрашивают, что это такое. Но есть небольшая часть иностранцев, которые точно знают, что это такое. Итак, давайте объясним вам это простыми словами.

Литовское крестоделие — это традиционное литовское искусство изготовления крестов, обычно это создание алтарей и крестов. Все началось с тех пор, как в Литве существовали язычники, связанные с памятными столбами, обозначающими языческое мировое древо. Его лелеяли до тех пор, пока Литва не стала частью Российской империи в 19 веке, эти кресты стали символом литовского народа, а затем, после восстановления независимости в 1991 году, эта красивая традиция вернулась.

Кроме того, эти стилизованные кресты изготовлены из древесины дуба и имеют мало железных элементов. Высота одного из них может достигать пяти метров, и они часто визуализируются цветочными или геометрическими символами, мотивами солнца, птиц и древа жизни. Кресты устанавливаются как памятники умершим или как знаки духовной защиты в определенных местах. Традиционные литовские кресты могли быть построены и расположены в разных местах: у дорог, на кладбищах, в деревнях или церквях.

 

Если вы хотите увидеть некоторые примеры, вам не нужно бродить по маленьким литовским деревням.В Литве есть особое место, посвященное крестам – Гора Крестов. Он расположен на севере Литвы, недалеко от 4 90 249 90 250 крупнейших городов страны – Шяуляй.

Холм на самом деле не такой уж и большой, но на этом месте много крестов. Когда-то их насчитывалось 200 тысяч, но в настоящее время добавляются новые. Вы тоже можете добавить.

Гора Крестов впервые упоминается в 19 веке. Крестами его стали заселять после восстания против Российской империи в 1831 году.Многие люди были убиты, а их близкие стали нести кресты именно на этот холм в их честь и память. Вскоре он стал для людей сакральным местом, символизирующим надежду. Даже после того, как Советский Союз несколько раз разрушал его, вскоре после этого он возродился, потому что люди никогда не переставали надеяться и продолжали ставить новые кресты.

В настоящее время Гора Крестов считается памятником веры католической церкви. Это одно из самых уникальных мест в Литве, привлекающее людей всех религий и убеждений со всего мира.

 

Гора крестов Литва | Полный путеводитель

Достопримечательности Литвы | Гора Крестов

Гора Крестов в Шяуляе

Недалеко от северного города Шяуляй посреди сельскохозяйственных угодий находится небольшой холм, который увенчан примерно 100 000 крестов всех размеров. Есть крошечные кресты, массивные деревянные кресты и кресты ручной работы из металла. Известная как Гора Крестов (Крызю Калнас), она является одновременно местом паломничества и свидетельством силы и непокорности Литвы при советской власти.Он стал олицетворением мирной стойкости литовского католицизма перед лицом стольких угроз на протяжении всей истории. Независимо от того, религиозны вы или нет, курган крестов, сопровождаемый иконами святых и статуями Иисуса, представляет собой поистине захватывающее и красивое зрелище, и легко понять, почему Гора Крестов является таким священным местом для многих. Гора Крестов находится в двух с половиной часах езды от Вильнюса и чуть более полутора часов от Риги.

История Горы Крестов

Гора Крестов

В результате 3-го раздела Речи Посполитой в 1795 году Литва стала частью Российской империи.В 1831 году литовцы и поляки безуспешно восстали против российских властей, и считается, что традиция ставить кресты на этом месте началась как способ почтить память жертв восстания, тем более что многие семьи не могли найти тела павших повстанцев. Еще больше крестов было установлено на холме после еще одного неудачного восстания в 1863 году. В то время царь подавлял национальную идентичность и ограничивал религиозное выражение, и в результате семьям было запрещено почтить своих умерших надлежащим захоронением.

В 1918 году Литва провозгласила свою независимость, и Гора Крестов стала местом молитв и размышлений. Многие литовцы отправились на холм, чтобы помолиться за тех, кого они потеряли в войне за независимость. Когда Литва была оккупирована Советским Союзом между 1944 и 1990 годами, это место приобрело особое значение. Литовцы установили кресты на холме, чтобы показать свою верность своей стране и гордость за свою религию и наследие. Он стал символом мирного сопротивления, но Советы видели в холме символ враждебности своему правлению.В ответ Советская армия несколько раз сносила холм бульдозерами и сжигала кресты. Тем не менее гордые литовцы продолжали ставить там кресты, несмотря на риск сурового наказания в случае поимки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.