Подвиг Сусанина. Находки историков и государственный миф
Иван Сусанин был вотчинным старостой села Деревеньки Костромского края. Ранней весной 1613 года он был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до села Домнино — вотчины Романовых, где скрывался со своей матерью только что избранный на престол царь Михаил Федорович. Спасая царя, Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен.
Первым документом, свидетельствовавшим о героическом поступке Сусанина, стала жалованная грамота 1619 года царя Михаила Федоровича зятю Сусанина, в которой говорилось, что его тестя «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками…». Однако в первом источнике ничего не говориться о канонической истории — уводе отряда на погибель в болото. Согласно нему, Иван Сусанин отказался показывать путь к местонахождению молодого царя и умер под пытками, так и не выдав тайны. Первые отклонения от традиционного описания героических действий Сусанина появляются в XVIII веке, в указе от 19 мая 1731 года.
Здесь прежняя версия этой истории подверглась некоторым изменениям, в частности указывается, что Сусанин «отвел» поляков от Домнина и был убит в Исуповке (Исупове), соседнем селе, лежащем через болото от Домнина. В 1864 году, опираясь на изыскания костромских краеведов, историк протоиерей П. Островский писал о том, как вел себя в эти страшные минуты Иван Осипович Сусанин: «… верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог за очи помазал елеем святым и нарече его царем России».
Место упокоения Ивана Сусанина, как и место его гибели традиционно вызывает расхождение у историков. Прежде, на основе разысканий Костромской губернской ученой архивной комиссии за 1896-1897 годы, считалось, что Сусанин был похоронен на погосте существовавшей в XVII веке деревянной шатровой Воскресенской церкви. В 2002 начались раскопки на территории кладбища деревни Исупово, которые завершились в 2004 году.
Среди фрагментов скелетов были найдены католические четырехконечные кресты, и один осьмиконечный православный, сильно изрубленный. Возраст останков и сохранившихся рядом с ними предметов при исследовании был определен приблизительно в 400 лет. Археологи сразу же выдвинули версию, что православный крест принадлежал зверски убитому поляками Ивану Сусанину, а католические — тем самым полякам и литовцам, которых он завел в болото. В ходе судебно-медицинских изысканий и сравнительного анализа ДНК с достоверно известными потомками, удалось идентифицировать его останки. Правда, не все ученые сочли убедительными представленные доказательства.
Какой подвиг совершил Иван Сусанин
Константин Маковский. Иван Сусанин. 1914г. Фото: public domain
30 марта 1613 года костромской крестьянин Иван Сусанин совершил патриотический подвиг, воспетый поэтами и историками. В Костроме стоит памятник народному герою, а его героический поступок лёг в основу оперы Глинки «Жизнь за царя».
Согласно преданию, в 1613 году после Земского Собора и официального избрания Михаила Романова на царствование, поляки намерены были воспрепятствовать этому. Они решили взять царя в плен или убить. Сам царь со своей матерью в это время находились под Костромой. Поляки, узнав об этом, отправились в деревню Домнино. Они заставили местного крестьянина Ивана Сусанина показать, где прячется молодой Романов.
Крестьянин согласился и повел поляков, но в противоположную сторону — к болотам и лесам. Но, лишь зайдя в самую глубь леса, поляки поняли, что идут в другую сторону. Крестьянин принял мучительную смерть от поляков, но не выдал, где прятался царь. А Михаил Романов со своей матерью в это время укрылись за стенами Ипатьевского монастыря.
Однако есть и немного другая версия этого подвига. Согласно ей поляки отправляются в Кострому, чтобы захватить юного царя Михаила Романова со своей матерью. В пути они встречают село и пытаются выведать местонахождение царя у вотчинного старосты Ивана Сусанина. Однако староста, даже подверженный жестоким пыткам, не выдал места убежища царя.
Иван Сусанин завершил своим подвигом так называемое «Смутное время» на Руси, положив начало трёхвековому правлению династии Романовых. По официальной версии местом захоронения крестьянина изначально была сама деревня, а после его прах перенесли в Ипатьевский монастырь. При этом археологами были найдены несколько могил героя.
В 1851 году памятник Ивану Сусанину был воздвигнут в Костроме, а центральная площадь стала носить его имя. В 1918 году с приходом к власти большевиков бюст Сусанина был уничтожен, но в 1967 году памятник восстановили.
Иван Сусанин. Кем он был? Подвиг Сусанина и его значение
Содержание статьи
Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.
Подвиг Ивана Сусанина
С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.
«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.
М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851
Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.
Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».
Официальная версия
Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.
В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.
Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.
Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.
Читайте также — «За веру православную стою…» Козьма Минин
Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии.
Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…
Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.
Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери — имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России.
С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
История символическая, притчевая, таинственная.
Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?
Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.
Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.
Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…
Михаил Федорович Романов
В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.
Читайте также — Шипка, Плевна и Белый Генерал – 7 фактов о русско-турецкой войне
Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже
Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:
“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.
И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.
Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.
Иван Сусанин: мученический венец
С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.
«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты. А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.
Строки эти незабываемы:
«Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал. — «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал. — «Убейте! замучьте! — моя здесь могила! Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит, И душу изменой свою не погубит». —
«Злодей !», закричали враги закипев: «Умрешь под мечами !» — «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, то бодро и смело И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» — «Умри же!» Сарматы Герою вскричали — И сабли над старцем, свистя, засверкали! «Погибни, предатель! Конец твой настал!» — И твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила : Она для России спасла Михаила!
С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».
«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.
Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.
Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других… Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.
Читайте также:
Наиболее вероятные причины:
Запрос содержал двойную escape-последовательность, а фильтрация запросов настроена на веб-сервере для отклонения двойных escape-последовательностей.
вещей, которые вы можете попробовать:
Проверьте конфигурацию/систему.webServer/security/requestFiltering@allowDoubleEscaping в файле applicationhost.config или web.confg.
Это функция безопасности. Не изменяйте эту функцию, пока полностью не поняты масштабы изменения. Перед изменением этого значения следует выполнить трассировку сети, чтобы убедиться, что запрос не является вредоносным. Если сервер разрешает двойные управляющие последовательности, измените параметр configuration/system.webServer/security/requestFiltering@allowDoubleEscaping. Это может быть вызвано искаженным URL-адресом, отправленным на сервер злоумышленником.
Посмотреть дополнительную информацию »
Глинка: Иван Сусанин («Жизнь за царя»)
Первый выпуск на компакт-диске первой стереозаписи первой «Русской оперы» в ее советской редакции.
Вместе с этим и шестью сопутствующими выпусками «Красноречие» впервые выпускает на компакт-диске семь полных русских опер, записанных в 1955 году фирмой «Декка» с труппой Белградской оперы.
По словам одного русского комментатора, «Жизнь за царя» «обозначила границу между прошлым и будущим русской музыки». После премьеры в 1836 году в Санкт-Петербурге значение «патриотической героико-трагической оперы» Глинки было быстро признано не только такими литераторами, как Пушкин и Гоголь, но и всем российским культурным истеблишментом.Это была первая русская опера, поставленная за границей (в Праге, в 1866 году), и она стала ежегодным открытием сезона Большой оперы на многие десятилетия. Когда Сталин и его культурные аппаратчики искали новое выражение национальной гордости в Советском государстве, после того как многие заказные работы были признаны недостаточными, эта символическая музыкальная драма была естественным выбором.
Суть оригинала, однако, заключается в готовности крестьянина Ивана Сусанина положить жизнь за царя.Так, Сергею Городецкому было поручено переработать либретто в соответствии с советской идеологией, и, как и у Ивана Сусанина, опера имела вторую, не менее успешную премьеру в Москве в 1939 году. До эпохи гласности эта версия оперы была наиболее распространенной. известен и стал центральным репертуарным произведением Белградской оперы.
Белградская опера в 1955 году, только что завершившая успешные гастроли «Бориса Годунова» в Швейцарии в прошлом году, стремилась произвести впечатление на международную публику.В то же время компания Decca увидела экономически эффективную, но гарантированную в художественном отношении возможность расширить как свой небольшой, но быстро растущий стереокаталог (запущенный годом ранее с Ансерме и Оркестром Романской Швейцарии), так и оперную дискографию классикой Русский оперный репертуар, который ранее не представлялось возможным записать на языке оригинала. В этом случае стереоверсии были отложены для рынка США и выпущены в Европе только в 1960-х годах, когда Белградская опера приобрела международную репутацию превосходного качества благодаря как выпуску моно, так и своему обширному гастрольному графику, который занял во всех крупнейших европейских оперных центрах.
Буклет к этому обновленному изданию включает как синопсис, так и эссе, дающие полный исторический контекст записям Белградской оперы.
Иван Сусанин (Жизнь за царя) (Небольсин; Рейзен, Нелепп, Шумская, Соколова) (2-Водолей AQVR 351)
OP2110. ИВАН СУСАНИН (Жизнь за царя) — Сцены (Глинка), запись 1950-51, б.Небольсин Конд. Ансамбль Большого театра; Марк Рейзен, Георгий Нелепп, Елизавета Шумская, Ирина Соколова и др.; Самосуд Конд.: Лесная сцена, действие IV, из фильма 1942 года; МАРК РЕЙЗЕН: Песни Калинникова, Балакирева, Сахновского, Кенемана и Чайковского, записанные в 1946-51 гг. (Россия) 2-Aquarius AQVR 351. — 4607123631133
КРИТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ:
Безусловно, одним из самых звучных, выразительных и прекрасно управляемых басовых голосов, когда-либо записанных, был голос Марка Рейзена. Он был легендой еще при жизни в России, и в возрасте 90 лет он все еще мог замечательно выступать на сцене, исполняя Принца Гремина в «EUGEN ONGIN».один из величайших басистов 20 века.
— Алан Билгора, СБОРНИК ЗАПИСЕЙ, 2010
Великолепный певец и сильный актер с очень выразительным, богатым голосом удивительного цвета и диапазона, [Рейзенс] форте был легендарным, но у него также было такое выразительное пианиссимо, что его можно было остановить. репетиция, чтобы позволить Наталье Шпиллер петь вместе с ним, чтобы восстановить самообладание, в то время как остальные актеры вытирали глаза.
— Ричард Д. Сильвестр, ПОЛНОЕ ПЕСНИ ЧАЙКОВСКОГО
В Большом театре работал замечательный драматический тенор Георгий Михайлович Нелепп, артист безупречного вкуса, с красивым, по-юношески звонким голосом.Я еще не слышал лучшего Германа в ПИКОВОЙ ДАМЕ. Когда я впервые пришел в Большой, мы вместе работали над «ФИДЕЛИО»; то время входит в число лучших воспоминаний в моей карьере.
— Галина Вишневская, ГАЛИНА, с.185-86
Елизавета Шумсая относительно поздно дебютировала на ведущих сценах родного города, но ее успех там был тем более продолжительным. За полтора десятилетия после Второй мировой войны она превратилась в одну из самых незаменимых певиц в Большом театре, а также на студиях российской звукозаписывающей компании «Мелодия».Своим легким, легким, но содержательным сопрано она участвовала примерно в дюжине полных оперных записей, в основном произведений западноевропейских композиторов.
— Курт Малиш, ГОЛОСА ЗА ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ
Василий Васильевич Небольсин (30 мая 1898 — 29 октября 1958) — русский дирижер. Он учился в училище Московской филармонии и стал дирижером оркестра в 1918 году. Он стал хормейстером Большого театра в 1920 году и его дирижером в 1922 году. Он преподавал в Московской консерватории с 1940 по 1945 год.В 1950 году ему была присуждена Сталинская премия.
— З. Д. Акрон
Иван Дзержинский против Ивана Сусанина на JSTOR
Абстрактный
Тема этой статьи — провал советского сталинского оперного проекта. Хотя подобные предложения поступали и раньше, проект был запущен в 1936 году, а его реализация была передана в руки Госкомитета по делам искусств. Приведенные в статье архивные материалы (в том числе стенограммы заседаний Комитета) показывают, что даже получившие всеобщее признание постановки рассматривались этими высокопоставленными бюрократами как провальные.С одной стороны, были требования реализма и современной тематики, с другой — монументальности и возвышенного музыкального языка; эти требования оказались в глубоком противоречии друг с другом. Вдобавок к этой калечащей проблеме вскоре стало очевидно, что любая трактовка современной темы обречена вскоре стать неприемлемой, учитывая постоянно меняющийся политический ландшафт. В то время как романы и фильмы, безусловно, находились под пристальным вниманием, многие оперы подвергались такому большому количеству требований по доработке, что они вообще никогда не были поставлены.Центральное утверждение статьи состоит в том, что советская переработка в 1939 году оперы Глинки «Жизнь за царя» в роли Ивана Сусанина удовлетворила потребности государства гораздо лучше, чем любая вновь созданная советская опера, что привело к фактическому свертыванию проекта к 1946 году.
Информация о журнале
В течение почти двадцати лет Cambridge Opera Journal был
выдающийся форум для изучения оперы во всех ее проявлениях. Журнал
публикует очерки не только по всем аспектам европейской оперной традиции,
но и в американской опере и музыкальном театре, в незападных музыкальных театрах,
по современной оперной постановке, а также по теории и историографии оперы.Тщательно изученный и часто иллюстрированный музыкальными примерами и картинками,
статьи принимают широкий спектр критических подходов. А также основные статьи,
каждый выпуск включает обзоры последних важных публикаций в этой области.
инструкции
для авторов Cambridge Journals Online
Информация об издателе
Cambridge University Press (www.cambridge.org) — издательское подразделение Кембриджского университета, одного из ведущих мировых исследовательских институтов, лауреата 81 Нобелевской премии.Издательство Кембриджского университета согласно своему уставу стремится как можно шире распространять знания по всему миру. Он издает более 2500 книг в год для распространения в более чем 200 странах.
Cambridge Journals издает более 250 рецензируемых академических журналов по широкому спектру предметных областей, как в печатном виде, так и в Интернете. Многие из этих журналов являются ведущими академическими изданиями в своих областях, и вместе они образуют один из наиболее ценных и всесторонних исследовательских корпусов, доступных сегодня.Для получения дополнительной информации посетите http://journals.cambridge.org.
Пантеон
Визуализации
Рейтинги
человек
Места
Профили
человек
Места
Страны
Eras
Около
Данные
Разрешения
Скачать
API
9001
9001
Рейтинги
Профили
человек
Места
Страны
Профессификация
Eras
около
API
Meadbook
Обратная связь
Обратная цитация
Het Spijt Me, страница не найдена.
Вы можете попробовать новый поиск или эти страницы вместо этого:
ISAAC Newton
Физицист
Великобритания
Ранг 6
2
Walt Disney
Производитель
Соединенные Штаты
Road 82
Roger Federer
Tennis Player
Switzerland
Ранг 124
Racing Driver
665 человек
Спортивный домен
Agnez MO
Actor
Indoney
Ранг 63
Laozi
Philosopher
Китай
Китай
Bairlands Hapent Van Gogh
Нидерланды
2 1
Fashion Designer
Раминг 70
35 отдельных лиц
Васко да GAMA
Explorer
Португалия
Ранг 990
знаменитости
Отличные лица
142 Отдельных лиц
1
Marie Curie
Финирист
Польша
Ранг 64
Исследуйте
Визуализация
Рейтинги
человек
Eras
около
Ошибка данных отчета
Политика конфиденциальности
Обслуживания
Data
Разрешения
API
Eyebook
Глинка: Иван Сусанин — NaxosDirect
Диск: 1
Жизнь за царя, соч.4
02:37:00
1
Акт I: Увертюра
00:08:10
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
2
Акт I: Вступление: Родина моя! Русская земля (индекс
)
00:07:24
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
3
Акт I: Каватина и Рондо: Ах, ти, поле, поле т
00:06:34
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
4
Акт I: Что гадать о свадьбе (Сусанин, Хор)
00:02:13
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
5
Акт I: Хороша у нас река! (Сусанин, Антонида, Чо
00:02:43
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
6
Акт I: Здравствуйте, родные! (Сусанин Антонида, C
00:05:45
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
7
Акт I: Трио: Не томи, родимый (Собинин, Антонида,
00:05:01
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
8
Акт I: Речитатив: Настанет день, врагов побьём (
00:01:47
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
9
Акт I: Финал: Не впервые русским людям (Сусанин
00:03:32
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
10
Акт II: Полонез — Лей вина! Пей сделать ДНК (Припев
00:04:20
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
11
Акт II: Краковяк
00:05:18
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
Диск: 2
Жизнь за царя, соч.4
02:37:00
1
Акт II: Вальс
00:05:47
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
2
Акт II: Мазурка
00:04:25
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
3
Акт II: Финал: Откуда? (Польский командир, Мессенг
00:07:10
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
4
Акт III: Антракт
00:02:37
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
5
Акт III: Дуэт: Как мать убили у малого птенца (Ва
00:08:11
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
6
Акт III: Сейчас ми в лес идьём (Припев)
00:03:08
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
7
Акт III: Квартет: Антонида! Милие дейти! (Сусанин
00:07:58
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
8
Акт III: Квартет: Время гостей встретить (Сусанин
00:02:38
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
9
Акт III: Сцена: Ну вот, я дожил, слава богу (Сус
00:01:58
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
10
Акт III: Эй, кто тут? (Сусанин, Хор)
00:05:47
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
11
Акт III: Сейчас я их сведу туда (Сусанин, Ваня,
00:05:34
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
Диск: 3
Жизнь за царя, соч.4
02:37:00
1
Акт III: Свадебный Хор: Разгулялись, разлились
00:02:53
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
2
Акт III: Романс: Не о том скорблю, подруженьки
00:04:01
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
3
Акт III: Финал: Антонида! Что случилось (Собини
00:01:43
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
4
Акт IV: Ария: Бедный конь в поле друг (Ваня, Чору
00:06:11
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
5
Акт IV: Речитатив: Кто-то звал (Ваня, Хор)
00:00:50
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
6
Акт IV: Ария: Где тут Минин стоит? (Ваня, Хор)
00:04:26
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
7
Акт IV: Устали ми! (Припев, Сусанин)
00:03:53
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
8
Акт IV: Ария: Чуют правду! (Сусанин)
00:05:17
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
9
Акт IV: Речитатив: Давно ли с семьёй своей (Сузы
00:06:32
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
10
Акт IV: Финал: Всё вьюга да вьюга (Сусанин, Ч
00:06:23
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
11
Акт IV: Эпилог: Антракт
00:03:15
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
12
Акт IV, Эпилог: Финал: Славься, славься, ти Р
00:03:52
Хор Большого театра
Эрмлер, Марк
Оркестр Большого театра
Синявская, Тамара.
Нестеренко, Евгений
Руденко, Бела
Щербаков, Владимир.
Архипов, Сергей.
Пашинский, Владислав
Басков, Константин
ГЛИНКА Иван Сусанин — ELOQUENCE 482 6924 [RMo] Classical Music Reviews: Декабрь 2018
Михаил ГЛИНКА (1804 — 1857) Иван Сусанин (Жизнь за царя) (1836) [169:47]
Иван Сусанин — Мирослав Чангалович (бас)
Антонида — Мария Главачевич (сопрано)
Богдан Собинин — Драго Старк (тенор)
Ваня — Милица Миладинович (контральто)
Сигизмунд III, король Польши — Владета Димитриевич (бас)
Польский посыльный — Боголюб Грубач (тенор)
Русский солдат — Иван Мургашки (бас)
Хор югославской армии, Оркестр Белградской национальной оперы / Оскар Данон
рек.Сентябрь/октябрь 1955 г., Дом культуры, Белград, Югославия .
Примечания, синопсис, без либретто. ADD ELOQUENCE 482 6924 [3 CD: 169:47]
Интересно, что в каталоге всего одиннадцать записей этой оперы, но девять из них студийные, из них пять — в Большом, две — в Софии и две — белградскими силами, в том числе и эта. Другими словами, он остался по существу восточноевропейским/русским делом, с парой набегов на Италию, где он исполнялся на итальянском языке, так что вряд ли их можно считать легитимными, аутентичными версиями.Опера оставалась неизменно популярной в России благодаря своей позиции основополагающего произведения в создании национального стиля, который одновременно сохранил русские музыкальные традиции и гармонии, но также ассимилировал итальянские практики бельканто. Глинка был для русской оперы тем же, чем Вебер был для немецкой. Тот факт, что он прославляет русскую идентичность и победу над поляками, также объясняет его неизменную привлекательность на родине; во времена Чайковского публика сходила с ума от националистических частей партитуры, но боялась аплодировать польской музыке.
Сама опера довольно прерывистая и эпизодическая; сюжетная линия совершенно ясна и проста, но Глинка намеренно задерживает ее развитие, чтобы дать много возможностей для стандартных сюжетов; таким образом, отважная русская крестьянская культура прославляется введением многих зажигательных народных мелодий и хоров, в то время как для польского двора характерны танцы, такие как мазурка. В нем нет сказочного очарования Руслана и Людмилы , чтобы отвлечь слушателя, он более мрачный и воинственный, будучи историей.Самая известная ария «Они чуют правду» звучит в самой трогательной части оперы, когда Сусанин размышляет о своей неизбежной судьбе, жестоко казненной польскими солдатами, когда они понимают, что он заманил их в ловушку. Царь — или, в данном случае, Минин из Нижнего, потому что это советская версия, которая возвращается к своему первоначальному названию, Иван Сусанин, вместо Жизнь за царя , что означает, что около тридцати минут музыки было вырезано. исключить все упоминания о Романовых.Таким образом, это не полная версия, как вы можете услышать, например, в выпуске «Блестящие» под управлением Маринова (рецензия) или записи «Сони» под управлением Чакарова. Набор Маркевича 1967 года также умеренно сокращен, но в нем более звездный состав во главе с Кристоффом, Геддой и Стич-Рэндаллом, и, вероятно, он больше понравится традиционалистам / пуристам; Я не слышал его целиком, но Кристофф в своей стихии. Кристофф также участвует в живом выступлении на двух компакт-дисках на итальянском языке с Вирджинией Зеани под управлением Симонетто, которое доступно на различных лейблах, но это вне конкурса, если кто-то ищет запись echt russich.Исторический выбор — набор 1947/50 годов под управлением Мелик-Пашаева с великим Максимом Михайловым в роли Ивана и не менее великим Георгом Нелеппом в роли Собинина (рецензия) и еще два обзора для номера Наксоса здесь.
Есть нарезки и, конечно, шипящее моно, но исполнение стоит того, чтобы его послушать.
Так как же сравнить этот? Во-первых, он никогда прежде не был доступен на компакт-диске; во-вторых, это удивительно хороший для своей эпохи стереофонический звук, чистый и ясный, хотя и довольно проволочный, что свидетельствует об отсутствии блеска в белградских струнах.В-третьих, уровень исполнения, как правило, высок, начиная с великолепного похотливого хора, который действительно отдает должное волнующим патриотическим номерам. Антонида, однако, поется одним из тех пронзительных сопрано в стиле «Минни Маус» или «твити-берд» с большой ловкостью и пулеметным вибрато, которое некоторые уши не выдержат, а другие найдут очаровательным. Она, конечно, поет уверенно, точно и прочувствованно в пределах довольно пронзительного голоса, и мне нравятся ее жалобные, меланхолические арии.Тенор Драго Старк снова великолепен, хорошо справляясь с высокой тесситурой и высоким Cs. Точно так же Мирослав Чангалович достоин восхищения, привнося свой большой раскатистый бас в роль Сусанина и поет с большой теплотой и авторитетом. Оба артиста также преуспели в Eugene Onegin , записанном в том же году в рамках проекта Decca. У Милицы Миладинович твердое, хотя и довольно фруктовое контральто для роли галифе Вани, приемного сына Сусанина; она поет привлекательно без колебаний.Их вокальные ансамбли поются живо и бойко; В частности, 3-й акт — это просто поток мелодичных номеров, пока не врываются польские мародеры — и то они звучат ужасно весело. Чангалович, может, и не обладает такими вокальными данными, как Кристофф и Гяуров, которые так и не сделали полной записи, но он великолепно поднимается к своей большой арии и по звучанию и манере похож на Евгения Нестеренко, другого великого Ивана Сусанина.