Иван царь: Царь Иван Грозный — Кинопоиск

Содержание

Первый русский царь Иван Грозный

В   этот день  родился Иван Грозный — первый русский царь.
Иван был действительно велик и «породист». Старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской, по отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских. Бабушка по отцу, София Палеолог — из рода византийских императоров.

Мифы об этом царе сильны. Россия при его правлении впервые заявила о себе как о будущей империи и самостоятельном государстве с геополитическими интересами. Поэтому западные миротворцы взялись за него всерьез. Если же копнуть факты то выяснится что беспричинных казней не было, все по делу. И сына Грозный своим посохом не убивал и наказания и способы казни в его правление шокировать могут только современного человека, а в те времена были даже мягкими и либеральными в сравнении с другими странами рядом.

29 июля в 1547 году в Москве был венчан на царство. Торжественный обряд происходил в Успенском соборе Кремля по византийским канонам. Примечательно, что это было первое венчание на царство в отечественной практике, так что Иван IV стал первым царем в русской истории.

Во время торжественной службы в Успенском соборе митрополит Макарий возложил на государя крест, венец и бармы, присланные Константином Мономахом внуку Владимиру. После окончания службы митрополит произнес прочувственную речь перед юным царем, призывая его крепить “суд и правду” и вести борьбу с внешними врагами страны.

Таким образом, Иван IV стал первым русским государем, над которым при венчании на царство было совершено церковное таинство миропомазания.

С этого момента Великий Князь Московский стал именоваться Царем. Тогда же в невесты царю выбрали Анастасию, дочь Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина, с которой Иван повенчался в феврале.

Считается, что Иван Грозный имел семь жен. Но и это под большим вопросом. А. Н. Муравьев указывает точное число Иоанновых жен. Описывая Вознесенский монастырь — место последнего упокоения Великих княгинь и русских цариц, он говорит: «Рядом с матерью Грозного четыре его супруги…». Конечно, четыре супруги это тоже немало. Но, во-первых, не семеро. А, во-вторых, третья супруга царя, Марфа Собакина, тяжело заболела еще невестой и умерла через неделю после венца, так и не став царской женой. Для установления этого факта была созвана специальная комиссия, и на основании ее выводов царь получил впоследствии разрешение на четвертый брак. По православному обычаю разрешалось жениться не более трех раз.

Думал Грозный перенести столицу Руси в Вологду. В те края он приезжал трижды. В то время это крупный город и перевалочный пункт по торговле с Западом через единственный выход к Северным морям. Но не сложилось. Вологодский кремль был в камне и Грозный начала строить свой город обнесенный высокой стеной с 20 мощными башнями и рвом с водой, который был намного больше Москвы. Строили город пленные золотоордынцы.

Но случай помешал переносу столицы. На голову Грозному в храме  Успения Богородицы на голову упал кусок штукатурки. Грозный увидел в этом знак и уехал в Москву. Храм достроили уже после его смерти и освятили иначе, во имя Святой Софии, а не Успении Богородицы как задумывал Грозный.  Вологда навсегда стала далекой провинцией.

Грозный, как известно, и Астрахань брал и Казань. Казань покоряться не желала. Первые два военных похода не увенчались успехом. И тогда царь решил сделать нестандартный ход. Целый город русские срубили, включая крепость, и спустились с ним по Волге вниз. Всего за месяц в Свияжске поставили город с крепостной стеной на высоком берегу под боком у хана.

Хан не ожидан такой прыти от молодого царя, а штурмовать крепость не решился. Русские же получили базу где накопили силы и взяли Казань. Говорят, Пушкин о Буяне рассказал, имея ввиду Свияжск.

Город — крепость Свияжск. Обзорный пост

Хану сразу же доложили, что местные жители начинают приезжать к воеводам в новый город и просят, чтобы государь Иван Грозный дал им подданство. В Свияжске осталось изображение Ивана Грозного в облике Святого, чего в других местах уже нет.

В середине XVI века Свияжская крепость превосходила по размерам обороняемой территории кремли Новгорода, Пскова и даже Москвы. Строительство этого города — уникальный факт в истории военного дела.

А затем в 1552 году и Казань была взята.  Русские войска, насчитывавшие 150 тысяч человек, имели численный перевес над осаждёнными (33 тысячи человек), кроме того, русские сильную и многочисленную артиллерию. Артиллерия в России всегда была впереди планеты всей. В 1547 году артиллерия стала независимым родом войск царской армии, получившим название «наряд». Англичанин, посетивший Москву, в конце 1550-х годов написал: «Ни у какого монарха христианского мира нет такого количества пушек, как у них»..

Как Иван Грозный Казань взял…


И. Файзуллин «Оборона Казани от войск Ивана Грозного.

В память о взятии Казани и победе над Казанским ханством по приказу Ивана Грозного был построен Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Прекрасный, светлый, жизнерадостный храм, уникальный для того времени и удивительный по красоте. Никто после его строительства не ослепляли — все это западная дичь, как и якобы убийство Грозным сына.

В  1564 году Иван Грозный переселился из Москвы в Александровскую слободу. Почти два десятилетия она была столицей, культурным и политическим центром государства. Царь прихватил с собой в новую резиденцию жену с детьми, казну и иконы и   заявил боярам, что в стране бардак, поэтому он отрекается от опостылевшего престола. Московская знать была в шоке и примчалась к божьему наместнику на земле, умоляя вернуться. Царь согласился, но с условием проведения реформ, кар за мздоимство и воровство. Так повилась опричнина… и царь начал жестко наводить порядок в стране.

Но вернемся к многострадальному сыну Грозного. Миф о «сыноубийстве» был вбрпошен высокопоставленным иезуитом папским легатом Антонием Поссевиным. Ему принадлежит и авторство политической интриги, в результате которой католический Рим надеялся с помощью польско-литовско-шведской интервенции поставить Россию на колени и, воспользовавшись ее тяжелым положением, вынудить Иоанна подчинить Русскую Православную Церковь папскому престолу. Не вышло…

Жак Маржерет писал: «Ходит слух, что старшего (сына) он (царь) убил своей собственной рукой, что произошло иначе, так как, хотя он и ударил его концом жезла… и он был ранен ударом, но умер он не от этого, а некоторое время спустя, в путешествии на богомолье». Но ложная версия, популярная среди иностранцев с «легкой» руки Поссевина, переплетается с правдой о смерти царевича от болезни во время поездки на богомолье. К тому же, продолжительность болезни составляла 10 дней — с 9 по 19 ноября 1581 года.

Нелепо было бы оспаривать, что Иван IV был жестким правителем. Историк Скрынников, посвятивший несколько десятилетий изучению его эпохи, доказывает, что при Иване IV Грозном в России осуществлялся «массовый террор», в ходе которого было уничтожено около 3-4 тыс. человек. При этом, многих казненных бояр, наподобие братьев Воротынских, умертвили исключительно историки, а не Грозный. Современные исследователи находят документы о жизни многих бояр, как ни в чем не бывало продолжавшейся и после того, как им будто бы отрубили голову или посадили на кол.

Но если сравнить сколько людей отправили на тот свет западноевропейские современники Ивана Грозного, но сравнения будут явно не в его пользу. Испанские короли Карл V и Филипп II, король Англии Генрих VIII и французский король Карл IX самым жестоким образом казнили сотни тысяч людей. Так, например, именно во время, синхронное правлению Ивана Грозного — с 1547 по 1584, в одних только Нидерландах, находившихся под властью Карла V и Филиппа II, «число жертв… доходило до 100 тыс.». Из них было «сожжено живьем 28 540 человек». Французский король Карл IX 23 августа 1572 года принял активное «личное» участие в так называемой Варфоломеевской ночи, во время которой было зверски убито «более 3 тыс. гугенотов» только за то, что они принадлежали к протестантству, а не к католицизму; таким образом, за одну ночь было уничтожено примерно столько же людей, сколько за все время террора Ивана Грозного! «Ночь» имела продолжение, и «в общем во Франции погибло тогда в течение двух недель около 30 тыс. протестантов».

В Англии Генриха VIII только за «бродяжничество» вдоль больших дорог «было повешено 72 тысячи бродяг и нищих». В Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 г., казнили более 100 000 человек.

И все же, как это ни странно и даже поразительно, и в русском, и в равной мере западном сознании Иван Грозный предстает, как ни с кем не сравнимый, уникальный тиран и палач.

В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Ивана, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. При исследовании останков была проверена версия об отравлении Грозного.

Ученые обнаружили, что содержание мышьяка, наиболее популярного во все времена яда, примерно одинаково во всех четырех скелетах и не превышает нормы. Но в костях царя Иоанна и царевича Ивана Ивановича было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму.


Восстановленный криминалистами облик Грозного по его черепу.

График изменения территории Руси при Иване Грозном и других государях

В Орле есть памятник Ивану Грозному, который открывали с большим скрипом и воем либерастической общественности…

Инфа (С) интернет. Основа: https://historytime.ru/ и http://genocid.net/

Любовь и горе Ивана Грозного. На похоронах жены царь рыдал навзрыд | История | Общество

490 лет назад родилась Анастасия Захарьина-Юрьева (позже — Романова), ставшая известной как первая жена Ивана Грозного и мать царя Федора Иоанновича.

«Москва цепенела в страхе. Кровь лилась; в темницах, в монастырях стенали жертвы, но… тиранство еще созревало: настоящее ужасало будущим…»

Так описывал историк Николай Карамзин царя Ивана IV Грозного, каким он стал после введения опричнины в 1565 году. За пять лет до этого умерла совсем молодой первая жена государя — царица Анастасия. Ей было 28 лет.

Уход ее сильно повлиял на Ивана. Если Анастасии удавалось сдерживать необузданный нрав царя, то теперь он пустился во все тяжкие. Началась эпоха жестокости, зверств, тирании. Царствование напоминало скорее театр ужасов, а сам правитель представал перед народом человеком «ненасытным в убийствах и любострастии».

Недоумевая, исследователь Карамзин пытается найти ответ на вопрос: «Вероятно ли, чтобы государь любимый, обожаемый мог с такой высоты блага, счастия, славы низвергнуться в бездну ужасов тиранства?»

Что же представляла собой первая супруга Ивана Грозного, смерть которой так изменила царя?

«Личные достоинства невесты оправдывали сей выбор»

Анастасия родилась в семье боярина Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина (при царе Василии III он служил окольничим) в 1532 году (по другим данным — в 1530-м). Дядя будущей царицы был опекуном малолетнего Ивана Васильевича.

В 16 лет Ивану IV пришло время венчаться на царство. Тогда же по традиции ему следовало жениться. Брать иностранку Иван не хотел. И решил устроить смотрины русских девиц, как это делал когда-то его отец Василий III. «Знатные сановники, окольничие, дьяки объезжали Россию, чтобы видеть всех девиц благородных и представить лучших невест государю», — описывал потом процесс Карамзин.

Анастасия Захарьина-Юрьева, первая жена Ивана Грозного. pic.twitter.com/lrTejbLw0Z

— Серафима (@SerafimaKinolub) February 11, 2022

По разным данным, в смотре-конкурсе участвовало от 500 до 1500 девушек. Миловидное лицо с правильными чертами, большими зелеными глазами и чуть смуглой кожей понравилось Ивану Васильевичу более других. Анастасия была не только привлекательна, но и умна; отличалась мягким и смиренным характером; была целомудренна и набожна. От добра добра не ищут, вероятно, решил царь. «Личные достоинства невесты оправдывали сей выбор», — свидетельствовал Карамзин.

«Она управляла им с удивительной кротостью и умом»

3 февраля 1547 года в Кремле был заключен брак Иоанна Васильевича и Анастасии Романовны. Таинство венчания совершил митрополит Московский Макарий.

К сожалению, выбор царем неровни пришелся боярам не по вкусу. Однако летописцы замечали: «предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякие добродетели».

«Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом», — отмечал английский дипломат Джером Гарсей.

Позже историки выдвинут предположение, что только Анастасия Романовна была и любимой женой Ивана Грозного, и той, к чьему мнению он прислушивался.

Брак считался успешным. По мнению современников, Анастасия и Иоанн идеально подходили друг другу. Царица не вмешивалась в политику и вообще в дела мужа. Была кротка, смиренна, миролюбива. Только она могла справиться с его эгоизмом и вспыльчивостью, превратив негатив во благо.

Но не всем боярам такое влияние на царя, мягко говоря, нравилось.

Даже духовник государя Сильвестр пытался поссорить супругов. Правда, тщетно.

13 лет счастья и любви

Все время Анастасия посвящала дому и детям. К сожалению, зрелого возраста из шестерых достигли только двое — Иван и Федор.

Вместе с другими рукодельницами царица шила покровцы и плащаницы, занималась вышиванием. В российских музеях можно увидеть произведения мастерской царицы Анастасии. Роскошные материалы, высокие художественные достоинства, историчность — все это свидетельствовало о безупречном вкусе и большом таланте супруги Ивана Грозного.

К сожалению, прожили царь с царицей только 13 лет. Но это были 13 лет любви, счастья, мира и согласия. Говорили, что с Анастасией случился апоплексический удар. А по какой причине? То ли здоровье было подорвано частыми родами и чахоткой. То ли отравили ее недоброжелатели…

Четверть века пытался найти замену Анастасии

Спустя четыре с половиной века, в 2000-м, было проведено исследование останков царицы Анастасии.

Специалисты обнаружили в ее косе и обрывках одежды ртуть, свинец и мышьяк. Причем в больших количествах…

Но, похоже, знал это и Иван Васильевич. Иначе вряд ли его месть отравителям была так страшна. В смерти любимой жены царь винил бывших советников — священника Сильвестра и окольничего, воеводу Алексея Адашева.

Смерть супруги вызвала у него нервный срыв и повлияла на душевное состояние в целом. На похоронах царь еле стоял на ногах и рыдал навзрыд. После чего стал невыносимо жестоким, настоящим тираном, извергом. Он стал грозным. Хотя «приклеится» к нему это прозвище много позже.

Оставшиеся 24 года Иван Васильевич пытался найти замену Анастасии. Главным критерием в выборе была красота. Но историки, кажется, и сегодня не определились с количеством жен Ивана Грозного. Венчался по законам православия он только с тремя, в том числе с первой — Анастасией. И смягчить его душу больше не удалось никому.

Васнецов В.

М. «Царь Иван Васильевич Грозный»

Зал 26

Картина Виктора Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» — это единственный исторический портрет, написанный художником.

Идея создания изображения первого царя всея Руси пришла к Васнецову после его переезда из Петербурга в Москву в 1878 году. Он восторгался памятниками старинного русского зодчества, в частности храмом Василия Блаженного, созданным при Иване Грозном. Гуляя по Москве, он всюду видел образ правителя. Эти впечатления и легли в основу композиции картины, а древнерусская архитектура стала фоном его полотна.

На портрете мы видим сильную личность, соответствующую как историческим документам, так и поэтическим преданиям о грозном, но мудром царе. Васнецов представил Ивана Грозного во весь рост — он величественно спускается по ступенькам узкой лестницы и мы смотрим на него как бы снизу вверх, что придает личности персонажа особую значимость и величие.

Золотой цвет шубы подчеркивает исключительность правителя и его близость к миру небесному. На крепких руках — узорчатые рукавицы. Красные бархатные сапоги унизаны жемчугом.

В правой руке царя — чётки, символ веры православного царя, а в левой — посох, и это не просто символ власти, а настоящее оружие. Но самое главное в портрете — лицо. Художник сумел передать всю многогранность характера самодержца — мы видим одновременно умного и коварного, злого и мудрого, одинокого и величественного правителя. Перед нами натура страстная, жестокая и противоречивая.

На следующей ступеньке — изображение герба державы и правитель сейчас наступит на него, что символично. Кровавой ценой ему, действительно, удалось изменить устройство Руси и систему управления страной.

Картина Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» завершена в 1897 году, то есть от идеи до воплощения прошло почти 20 лет. Художник считал работу удавшейся и представил ее на юбилейной XXV выставке картин Товарищества передвижников.

Выставка I-й царь. московский.

грозный, Москва – Афиша-Музеи

В одном из древнейших гражданских зданий Москвы — Старом Английском дворе парка «Зарядье» — в рамках нового проекта «Подклет» открылась выставка «I-й ЦАРЬ. московский. грозный». Она посвящена первому русскому царю и личности, непосредственно связанной с историей здания — дома, пожалованного Иваном IV англичанам и ставшего первым официальным представительством иностранной державы в Москве. Центральным экспонатом первой выставки нового проекта стал бюст Ивана Грозного — антропологическая реконструкция, созданная в 1963–1965 годах профессором Михаилом Герасимовым по останкам царя, найденным при раскопках в приделе Иоанна Предтечи в Архангельском соборе Московского Кремля. Процессу реконструкции и научному методу Герасимова посвящен короткий видеофильм, который зрители увидят на мультимедийной стене. При его подготовке сотрудники парка исследовали видеоматериалы 60-х годов и взаимодействовали с учеными Института этнологии и антропологии РАН.

Ключевым мультимедийным экспонатом стала цифровая реконструкция внешности Ивана Грозного, созданная искусственным интеллектом. Чтобы воспроизвести облик царя, умершего в 1584 году, художник в области машинного обучения Денис Ширяев загрузил бюст Ивана Грозного в нейросеть, обученную на изображениях 70 000 лиц. Мультимедийная составляющая дополнена фрагментами киноэпопеи Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944–1945) и многосерийного фильма «Грозный» (2020). Посетители увидят интервью с режиссером фильма Алексеем Андриановым и сценаристом Тимуром Эзугбая, которые рассказали, какие источники использовались в процессе работы над фильмом, кем для них стал первый русский царь, какие черты и поступки Ивана Грозного, на их взгляд, наиболее значимые для истории. В экспозицию вошли цитаты из разных исторических и литературных источников, а также из памятников народного творчества. Фактология, описывающая ключевые этапы правления Ивана Грозного, проиллюстрирована эскизами Сергея Эйзенштейна, созданными режиссером в процессе создания знаменитого фильма.
Цифровые копии эскизов предоставлены Российским государственным архивом литературы и искусства. Музыку для выставки написал композитор Дмитрий Мазуров, ставший в 2019 году лауреатом Международной лаборатории молодых композиторов «Открытый космос» под руководством Дмитрия Курляндского (I приз). Сейчас Дмитрий работает в области современной академической музыки, многоканальной электроакустики и экспериментальной электроники. Выставка «I-й ЦАРЬ. московский. грозный» стала первой в рамках нового проекта «Подклет», пространством для которого служит самое старое помещение музея — белокаменный подклет, сохранивший лестничные ступени и участки оригинальной кладки XVI века. Экспозиции проекта будут строиться вокруг одного исторического события, предмета или личности.

Восемь жён Ивана Грозного

Бурундукова Б.

Иван Грозный, прозванный Грозным не ради красного словца, а из-за своего свирепого нрава, имел восемь жён. Четверо из них были официальными, одна — по мнению некоторых историков — вымышленным персонажем, а три другие, выражаясь современным языком, — гражданскими супругами.

 

 

Жизнь этих женщин, волею судеб заброшенных на орбиту царской власти, не была лёгкой и в большинстве случаев закончилась трагически. Вот их истории.

Анастасия Захарьина-Юрьева (1530 — 1560)

 Царица Анастасия и новорожденный царевич Иван. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI в. Источник: Википедия

Настасья — первая жена Ивана Грозного, которую он выбрал на смотре невест. Царю тогда было 16 лет. По свидетельствам современников, Анастасия была очень красивой, и это сыграло решающую роль при выборе. Роду будущая царица была незнатного.

Бояре отрицательно отнеслись к женитьбе юного царя на неровне. Считали, что таким образом их унизили, и всячески изливали свое недовольство всё время, пока царица была жива.

Анастасия же, по рассказам, была нраву кроткого, приобщала супруга к православной вере всеми доступными ей способами, а в свободное время занималась рукоделием.

Царица была беременной 6 раз, что, очевидно, и подорвало её здоровье. К 30 годам она серьёзно заболела и вскоре скончалась. Памятуя о негативном отношении к ней бояр, Грозный заявил, что Анастасию отравили, и начал первую, пока ещё робкую волну репрессий.

Проведённое в 2000 году исследование останков первой супруги Грозного показало значительную концентрацию ртути в волосах и саване, в котором она была погребена. Это может являться доказательством, что царица действительно была отравлена.

Мария Темрюковна (1545 — 1569)

 Кадр из фильма «Царь». В роли Марии Темрюковны Рамиля Искандер

Вторая законная супруга Грозного. Происходила из кабардинского княжеского рода. С ней царь обвенчался спустя год после кончины первой жены.

В этом браке родился единственный ребёнок — царевич Василий, умерший спустя всего 2 месяца.

Народ и бояре не любили новую царицу. Говорили, у неё слишком крутой нрав, и она плохо влияет на супруга. Царь Иван от общения с женой дичал, у него появлялась жажда крови. Это не мешало, однако, супругам совместно путешествовать по монастырям и богомольям.

Умерла царица в возрасте 24 лет, вернувшись из очередного паломничества. Грозный заявил, что жену бояре «извели злокознеством». Как оно было на самом деле, неизвестно.

Марфа Васильевна Собакина (? — 1571)

 Нина Маслова в роли Марфы Васильвны Собакиной в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»

Супругой грозного царя Марфа Васильевна (именно она показана в фильме «Иван Васильевич меняет профессию») пробыла чуть больше двух недель.

После того как царь выбрал её на традиционном смотре невест и обручился с нею, Марфа вдруг начала «сохнуть» (болеть). Недомогания невесты, как ни странно, не помешали свадьбе. Иван IV очень торопился. Надеялся, что таинство церковного венчания поможет исцелить недуг. Не помогло.

Официальной причиной смерти царицы было названо отравление. После этого Грозный казнил несколько бояр и родственников Марфы Васильевны, обвинив их в колдовстве. Тестя царь насильно постриг в монахи.

Исследование останков Собакиной в наше время не выявило следов яда. Это не означает, однако, что его не было.

Анна Алексеевна Колтовская (1554 — 1626)

 Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею. Худ. А. Д. Литовченко, 1875 г.

Анна — четвёртая и последняя официальная жена Грозного, для брака с которой он выхлопотал специальное разрешение от церкви.

Будущую царицу выбрали на том же смотре невест, что и предыдущую — Марфу Собакину. Про запас. Призвали тот час же по смерти последней. Четвёртый брак по православному канону запрещён, и Грозному пришлось искать обходные пути, чтобы жениться.

Выпросив разрешение на свадьбу, царь получил в качестве штрафа епитимью на 3 года.

После венчания приехали в Новгород, где Иоанн Васильевич собирался устроить новую столицу. Отношения молодожёнов были ровными, ничего не предвещало беды. Царь дарил супруге подарки и, казалось, пребывал на седьмом небе от счастья.

Спустя 6 месяцев царицу неожиданно заточили в монастырь, а затем и постригли под именем Дарьи. Её родственников казнили. Есть версии, что опале способствовал Малюта Скуратов, который к тому времени сосредоточил в руках почти безграничную власть.

Будучи инокиней, недавняя царица вела скромную и бедную жизнь, сменила несколько монастырей. В Смутное время пряталась в лесах вместе с другими монахинями.

После смерти Грозного его преемники относились к старице с уважением и жаловали землями.

Княжна Мария Долгорукая (1555 — 1573)

 Иван Грозный. Худ. Я. Матейко. 1875 г.

Именно эта, пятая по счету супруга Ивана Васильевича была зачислена многими историками в разряд мифических персонажей. И вот почему.

Мария Долгорукая известна именно как Мария Долгорукая, то есть без отчества. Удивительно, что её лишили такого важного атрибута как имя отца. Род Долгоруких — древняя знатная фамилия, и женитьба на её представительнице обязательно была бы зафиксирована в источниках того времени. Например, в дворцовых разрядах. Но, как ни странно, сведений о Марии ранее XIX века не встречается.

Все упоминания о Долгорукой связаны с легендой о её страшной кончине. По преданию, Грозный, узнав, что она досталась ему не девицей, повелел посадить её в телегу и утопить в речке.

Анна Григорьевна Васильчикова (? — 1577)

 Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи. Худ. К. В. Лебедев, 1900-е гг. (?)

Анна Васильчикова — следующая жена Грозного, которая, согласно нормам православия, считалось незаконной. Иоанн Васильевич, однако, к тому времени совсем осмелел, и решил церковного благословения в этот раз не спрашивать. Всё равно бы не дали.

После свадьбы в узком кругу — бояре по понятным причинам приглашены не были, родственники новой царицы получили поместья и титулы.

По сложившейся традиции Анна Григорьевна быстро надоела Грозному и была пострижена в монастырь, где и сгинула. Похоронена в Суздале.

Василиса Мелентьевна

 Василиса Мелентьевна. Худ. Н. В. Неврев, 1886 г.

Ещё один персонаж, который историки норовят записать в разряд мифических. Информации о ней почти не сохранилось, годы жизни неизвестны, записей в разрядных книгах нет.

По разным данным, Василиса была вдовой. Её мужа убил опричник. Соблазнившись красотой, Грозный взял её в наложницы. В церкви не венчались.

Как обычно, женщина царю Ивану быстро надоела. По другим данным, она засматривалась на одного князя из свиты, и её заставили принять постриг. Князя, чтобы не маячил было неповадно, казнили.

Где и как умерла женище (сожительница) Василиса неизвестно.

Мария Фёдоровна Нагая (1553 — 1608)

 Царь Борис и царица Марфа. Худ. Н. Ге, 1874 г.

В отличие от предыдущих жён и наложниц, Мария Фёдоровна лицо вполне историческое. Несмотря на то, что по церковным меркам брак с ней был незаконным, свадьбу играли по всем правилам, с венчанием.

В браке родился один ребенок — царевич Дмитрий, со смертью которого впоследствии будет связана очень запутанная и тёмная история.

Последняя супруга надоесть не успела. Жизнь Грозного близилась к концу, он это чувствовал, поэтому не до жены ему было. Он всё больше думал о душе и о тысячах замученных людей, которые, по слухам, являлись по ночам и причиняли царю психологические страдания.

По смерти Ивана Васильевича, когда на престол вступил царевич Фёдор, ребёнок от первого брака Грозного с Захарьиной-Юрьевой, Марию Фёдоровну выслали в Углич.

В Угличе единственный её сын — царевич Дмитрий умер при невыясненных обстоятельствах. Царица тяжело восприняла смерть сына, начала кричать, что виновны те-то и те-то, в результате чего в городе сделались волнения. Чтобы утихомирить народ, вдовствующую царицу сослали в монастырь, кстати, вместе с братьями.

По смерти Фёдора и восшествии на престол Бориса Годунова, Нагую из монастыря так и не выпустили, хотя и вызывали несколько раз в столицу. В том числе и чтобы прояснить вопрос о Лжедмитрии I (он или не он?!). Хитрая царица на вопросы отвечала туманно, так что можно было понять, она не исключает, что самозванец может быть её чудесно спасшимся сыном.

В недолгое царствование Лжедмитрия инокине была возвращена свобода и все привилегии.

Умерла она тихо, при Шуйском.

Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение:

Сказочный пояс дружбы

Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке

Иллюстрации

В некотором было царстве, в некотором государстве был-жил царь, по имени Выслав Андронович. У него было три сына-царевича: первый — Димитрий-царевич, другой — Василий-царевич, а третий — Иван-царевич.

У того царя Выслава Андроновича был сад такой богатый, что ни в котором государстве лучше того не было; в том саду росли разные дорогие деревья с плодами и без плодов, и была у царя одна яблоня любимая, и на той яблоне росли яблочки все золотые.

Повадилась к царю Выславу в сад летать жар-птица; на ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на любимую Выслава-царя яблоню, срывала с нее золотые яблочки и опять улетала.

Царь Выслав Андронович весьма крушился о той яблоне, что жар-птица много яблок с нее сорвала; почему призвал к себе трех своих сыновей и сказал им:

— Дети мои любезные! Кто из вас может поймать в моем саду жар-птицу? Кто изловит ее живую, тому еще при жизни моей отдам половину царства, а по смерти и все.

Тогда дети его царевичи возопили единогласно:

— Милостивый государь-батюшка, ваше царское величество! Мы с великою радостью будем стараться поймать жар-птицу живую.

На первую ночь пошел караулить в сад Димитрий-царевич и, усевшись под ту яблонь, с которой жар-птица яблочки срывала, заснул и не слыхал, как та жар-птица прилетала и яблок весьма много ощипала.

Поутру царь Выслав Андронович призвал к себе своего сына Димитрия-царевича и спросил:

— Что, сын мой любезный, видел ли ты жар-птицу или нет?

Он родителю своему отвечал:

— Нет, милостивый государь-батюшка! Она эту ночь не прилетала.

На другую ночь пошел в сад караулить жар-птицу Василий-царевич. Он сел под ту же яблонь и, сидя час и другой ночи, заснул так крепко, что не слыхал, как жар-птиц прилетала и яблочки щипала.

Поутру царь Выслав призвал его к себе и спрашивал:

— Что, сын мой любезный, видел ли ты жар-птицу или нет?

— Милостивый государь-батюшка! Она эту ночь не прилетала.

На третью ночь пошел в сад караулить Иван-царевич и сел под ту же яблонь; сидит он час, другой и третий — вдруг осветило весь сад так, как бы он многими огнями освещен был: прилетела жар-птица, села на яблоню и начала щипать яблочки.

Иван-царевич подкрался к ней так искусно, что ухватил се за хвост; однако не мог ее удержать: жар-птица вырвалась и полетела, и осталось у Ивана-царевича в руке только одно перо из хвоста, за которое он весьма крепко держался.

Поутру, лишь только царь Выслав от сна пробудился, Иван-царевич пошел к нему и отдал ему перышко жар-птицы.

Царь Выслав весьма был обрадован, что меньшому его сыну удалось хотя одно перо достать от жар-птицы.

Это перо было так чудно и светло, что ежели принесть его в темную горницу, то оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч. Царь Выслав положил то перышко в свой кабинет как такую вещь, которая должна вечно храниться. С тех пор жар-птица не летала уже в сад.

Царь Выслав опять призвал к себе детей своих и говорил им:

-Дети мои любезные! Поезжайте, я даю вам свое благословение, отыщите жар-птицу и привезите ко мне живую; а что прежде я обещал, то, конечно, получит тот, кто жар-птицу ко мне привезет.

Димитрий и Василий — царевичи начали иметь злобу на меньшего своего брата Ивана-царевича, что ему удалось выдернуть у жар-птицы из хвоста перо; взяли они у отца своего благословение и поехали двое отыскивать жар-птицу.

А Иван-царевич также начал у родителя своего просить на то благословения. Царь Выслав сказал ему:

— Сын мой любезный, чадо мое милое! Ты еще молод и к такому дальнему и трудному пути непривычен; зачем тебе от меня отлучаться? Ведь братья твои и так поехали. Ну, ежели и ты от меня уедешь, и вы все трое долго не возвратитесь? Я уже при старости и хожу под богом; ежели во время отлучки вашей господь бог отымет мою жизнь, то кто вместо меня будет управлять моим царством? Тогда может сделаться бунт или несогласие между нашим пародом, а унять будет некому; или неприятель под наши области подступит, а управлять войсками нашими будет некому.

Однако сколько царь Выслав ни старался удерживать Ивана-царевича, но никак не мог не отпустить его, по его неотступной просьбе. Иван-царевич взял у родителя своего благословение, выбрал себе коня, и поехал в путь, и ехал, сам не зная, куда едет.

Едучи путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, наконец приехал он в чистое поле, в зеленые луга. А в чистом поле стоит столб, а на столбу написаны эти слова: «Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется».

Иван-царевич прочел эту надпись и поехал в правую сторону, держа на уме: хотя конь его и убит будет, зато сам жив останется и со временем может достать себе другого коня.

Он ехал день, другой и третий — вдруг вышел ему навстречу пребольшой серый волк и сказал:

— Ox, ты гой еси, младой юноша, Иван-царевич! Ведь ты читал, на столбе написано, что конь твой будет мертв; так зачем сюда едешь?

Волк вымолвил эти слова, разорвал коня Ивана-царевича надвое и пошел прочь в сторону.

Иван-царевич вельми сокрушался по своему коню, заплакал горько и пошел пеший.

Он шел целый день и устал несказанно и только что хотел присесть отдохнуть, вдруг нагнал его серый волк и оказал ему:

— Жаль мне тебя, Иван-царевич, что ты пеш изнурился; жаль мне и того, что я заел твоего доброго коня. Добро! Садись на меня, на серого волка, и скажи, куда тебя везти и зачем?

Иван-царевич сказал серому волку, куда ему ехать надобно; и серый волк помчался с ним пуще коня и чрез некоторое время как раз ночью привез Ивана-царевича к каменной стене не гораздо высокой, остановился и сказал:

— Ну, Иван-царевич, слезай с меня, с серого волка, и полезай через эту каменную стену; тут за стеною сад, а в том саду жар-птица сидит в золотой клетке. Ты жар-птицу возьми, а золотую клетку не трогай; ежели клетку возьмешь, то тебе оттуда не уйти будет: тебя тотчас поймают!

Иван-царевич перелез через каменную стену в сад, увидел жар-птицу в золотой клетке и очень на нее прельстился. Вынул птицу из клетки и пошел назад, да потом одумался и сказал сам себе:

— Что я взял жар-птицу без клетки, куда я ее посажу? Воротился и лишь только снял золотую клетку — то вдруг пошел стук и гром по всему саду, ибо к той золотой клетке были струны приведены. Караульные тотчас проснулись, прибежали в сад, поймали Ивана-царевича с жар-птицею и привели к своему царю, которого звали Долматом.

Царь Долмат веcьмa разгневался на Ивана-царевича и вскричал на него громким и сердитым голосом:

— Как не стыдно тебе, младой юноша, воровать! Да кто ты таков, и которыя земли, и какого отца сын, и как тебя по имени зовут?

Иван-царевич ему молвил:

— Я есмь из царства Выславова, сын царя Выслава Андроновича, а зовут меня Иван-царевич. Твоя жар-птица повадилась к нам летать в сад по всякую ночь, и срывала с любимой отца моего яблони золотые яблочки, и почти все дерево испортила; для того послал меня мой родитель, чтобы сыскать жар-птицу и к нему привезть.

— Ох ты, младой юноша, Иван-царевич, — молвил царь Долмат, — пригоже ли так делать, как ты сделал? Ты бы пришел ко мне, я бы тебе жар-птицу честию отдал; а теперь хорошо ли будет, когда я разошлю во все государства о тебе объявить, как ты в моем государстве нечестно поступил? Однако слушай, Иван-царевич! Ежели ты сослужишь мне службу — съездишь за тридевять земель, в тридесятое государство, и достанешь мне от царя Афрона коня златогривого, то я тебя в твоей вине прощу и жар-птицу тебе с великою честью отдам; а ежели не сослужишь этой службы, то дам о тебе знать во все государства, что ты нечестный вор.

Иван-царевич пошел от царя Долмата в великой печали, обещая ему достать коня златогривого.

Пришел он к серому волку и рассказал ему обо всем, что ему царь Долмат говорил.

— Ох ты гой еси, младой юноша, Иван-царевич! — молвил ему серый волк. — Для чего ты слова моего не слушался и взял золотую клетку?

— Виноват я перед тобою, — сказал волку Иван-царевич.

— Добро, быть так! — молвил серый волк. -Садись на меня, на серого волка; я тебя свезу, куда тебе надобно.

Иван-царевич сел серому волку на спину; а волк побежал так скоро, аки стрела, и бежал он долго ли, коротко ли, наконец прибежал в государство царя Афрона ночью.

И, пришедши к белокаменным царским конюшням, серый волк Ивану-царевичу сказал:

— Ступай, Иван-царевич, в эти белокаменные конюшни (теперь караульные конюхи все крепко спят!) и бери ты коня златогривого. Только тут на стене висит золотая узда, ты ее не бери, а то худо тебе будет.

Иван-царевич, вступя в белокаменные конюшни, взял коня и пошел было назад; но увидел на стене золотую узду и так на нее прельстился, что снял ее с гвоздя, и только что снял — как вдруг пошел гром и шум по всем конюшням, потому что к той узде были струны приведены. Караульные конюхи тотчас проснулись, прибежали, Ивана-царевича поймали и повели к царю Афрону.

Царь Афрон начал его спрашивать:

— Ох ты гой еси, младой юноша! Скажи мне, из которого ты государства, и которого отца сын, и как тебя по имени зовут?

На то отвечал ему Иван-царевич:

— Я сам из царства Выславова, сын царя Выслава Андроновича, а зовут меня Иваном-царевичем.

— Ох ты, младой юноша, Иван-царевич! — сказал ему царь Афрон. — Честного ли рыцаря это дело, которое ты сделал? Ты бы пришел ко мне, я бы тебе коня златогривого с честию отдал. А теперь хорошо ли тебе будет, когда я разошлю во все государства объявить, как ты нечестно в моем государстве поступил? Однако слушай, Иван-царевич! Ежели ты сослужишь мне службу и съездишь за тридевять земель, в тридесятое государство, и достанешь мне королевну Елену Прекрасную, в которую я давно и душою и сердцем влюбился, а достать не могу, то я тебе эту вину прощу и коня златогривого с золотою уздою честно отдам. А ежели этой службы мне не сослужишь, то я о тебе дам знать во все государства, что ты нечестный вор, и пропишу все, как ты в моем государстве дурно сделал.

Тогда Иван-царевич обещался царю Афрону королевну Елену Прекрасную достать, а сам пошел из палат его и горько заплакал.

Пришел к серому волку и рассказал все, что с ним случилося.

— Ох ты гой еси, младой юноша, Иван-царевич! — молвил ему серый волк. — Для чего ты слова моего не слушался и взял золотую узду?

— Виноват я пред тобою, — сказал волку Иван-царевич.

— Добро, быть так! — продолжал серый волк, — Садись на меня, на серого волка; я тебя свезу, куда тебе надобно.

Иван-царевич сел серому волку на спину; а волк побежал так скоро, как стрела, и бежал он, как бы в сказке сказать, недолгое время и, наконец, прибежал в государство королевны Елены Прекрасной.

И, пришедши к золотой решетке, которая окружала чудесный сад, волк сказал Ивану-царевичу:

— Ну, Иван-царевич, слезай теперь с меня, с серого волка, и ступай назад по той же дороге, по которой мы сюда пришли, и ожидай меня в чистом поле под зеленым дубом.

Иван-царевич пошел, куда ему велено. Серый же волк сел близ той золотой решетки и дожидался, покуда пойдет прогуляться в сад королевна Елена Прекрасная.

К вечеру, когда солнышко стало гораздо опущаться к западу, почему и в воздухе было не очень жарко, королевна Елена Прекрасная пошла в сад прогуливаться со своими нянюшками и с придворными боярынями. Когда она вошла в сад и подходила к тому месту, где серый волк сидел за решеткою, — вдруг серый волк перескочил через решетку в сад и ухватил королевну Елену Прекрасную, перескочил назад и побежал с нею что есть силы-мочи.

Прибежал в чистое поле под зеленый дуб, где его Иван-царевич дожидался, и сказал ему:

— Иван-царевич, садись поскорее на меня, на серого волка!

Иван-царевич сел на него, а серый волк помчал их обоих к государству царя Афрона.

Няньки, и мамки, и все боярыни придворные, которые гуляли в саду с прекрасною королевною Еленою, побежали тотчас во дворец и послали в погоню, чтоб догнать серого волка; однако сколько гонцы ни гнались, не могли нагнать и воротились назад.

Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с прекрасною королевною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она Ивана-царевича; и когда серый волк прибежал в государство царя Афрона и Ивану-царевичу надобно было отвести прекрасную королевну Елену во дворец и отдать царю, тогда царевич весьма запечалился и начал слезно плакать.

Серый волк спросил его:

— О чем ты плачешь, Иван-царевич? На то ему Иван-царевич отвечал:

— Друг мой, серый волк! Как мне, доброму молодцу, не плакать и не крушиться? Я сердцем возлюбил прекрасную королевну Елену, а теперь должен отдать ее царю Афрону за коня златогривого, а ежели ее не отдам, то царь Афрон обесчестит меня во всех государствах.

— Служил я тебе много, Иван-царевич, — сказал серый волк, — сослужу и эту службу. Слушай, Иван-царевич; я сделаюсь прекрасной королевной Еленой, и ты меня отведи к царю Афрону и возьми коня златогривого; он меня почтет за настоящую королевну. И когда ты сядешь на коня златогривого и уедешь далеко, тогда я выпрошусь у царя Афрона в чистое поле погулять; и как он меня отпустит с нянюшками, и с мамушками, и со всеми придворными боярынями и буду я с ними в чистом поле, тогда ты меня вспомяни — и я опять у тебя буду.

Серый волк вымолвил эти речи, ударился о сыру землю — и стал прекрасною королевною Еленою, так что никак и узнать нельзя, чтоб то не она была.

Иван-царевич взял серого волка, пошел во дворец к царю Афрону, а прекрасной королевне Елене велел дожидаться за городом.

Когда Иван-царевич пришел к царю Афрону с мнимою Еленою Прекрасною, то царь вельми возрадовался в сердце своем, что получил такое сокровище, которого он давно желал. Он принял ложную королевну, а коня златогривого вручил Ивану-царевичу.

Иван-царевич сел на того коня и выехал за город; посадил с собою Елену Прекрасную и поехал, держа путь к государству царя Долмата.

Серый же волк живет у царя Афрона день, другой и третий вместо прекрасной королевны Елены, а на четвертый день пришел к царю Афрону проситься в чистом поле погулять, чтоб разбить тоску-печаль лютую. Как возговорил ему царь Афрон:

— Ах, прекрасная моя королевна Елена! Я для тебя все сделаю, отпущу тебя в чистое поле погулять.

И тотчас приказал нянюшкам, и мамушкам, и всем придворным боярыням с прекрасною королевною идти в чистое поле гулять.

Иван же царевич ехал путем-дорогою с Еленою Прекрасною, разговаривал с нею и забыл было про серого волка; да потом вспомнил:

— Ах, где-то мой серый волк?

Вдруг откуда ни взялся — стал он перед Иваном-царевичем и сказал ему:

-Садись, Иван-царевич, на меня, на серого волка, а прекрасная королевна пусть едет на коне златогривом.

Иван-царевич сел на серого волка, и поехали они в государство царя Долмата. Ехали они долго ли, коротко ли и, доехав до того государства, за три версты от города остановились. Иван-царевич начал просить серого волка:

— Слушай ты, друг мой любезный, серый волк! Сослужил ты мне много служб, сослужи мне и последнюю, а служба твоя будет вот какая: не можешь ли ты оборотиться в коня златогривого наместо этого, потому что с этим златогривым конем мне расстаться не хочется.

Вдруг серый волк ударился о сырую землю — и стал конем златогривым.

Иван-царевич, оставя прекрасную королевну Елену в зеленом лугу, сел на серого волка и поехал во дворец к царю Долмату.

И как скоро туда приехал, царь Долмат увидел Ивана-царевича, что едет он на коне златогривом, весьма обрадовался, тотчас вышел из палат своих, встретил царевича на широком дворе, поцеловал его во уста сахарные, взял его за правую руку и повел в палаты белокаменные.

Царь Долмат для такой радости велел сотворить пир, и они сели за столы дубовые, за скатерти браные; пили, ели, забавлялися и веселилися ровно два дни, а на третий день царь Долмат вручил Ивану-царевичу жар-птицу с золотою клеткою.

Царевич взял жар-птицу, пошел за город, сел на коня златогривого вместе с прекрасной королевной Еленою и поехал в свое отечество, в государство царя Выслава Андроновича.

Царь же Долмат вздумал на другой день своего коня златогривого объездить в чистом поле; велел его оседлать, потом сел на него и поехал в чистое поле; и лишь только разъярил коня, как он сбросил с себя царя Долмата и, оборотясь по-прежнему в серого волка, побежал и нагнал Ивана-царевича.

— Иван-царевич! — сказал он. — Садись на меня, на серого волка, а королевна Елена Прекрасная пусть едет на коне златогривом.

Иван-царевич сел на серого волка, и поехали они в путь. Как скоро довез серый волк Ивана-царевича до тех мест, где его коня разорвал, он остановился и сказал:

— Ну, Иван-царевич, послужил я тебе довольно верою и правдою. Вот на сем месте разорвал я твоего коня надвое, до этого места и довез тебя. Слезай с меня, с серого волка, теперь есть у тебя конь златогривый, так ты сядь на него и поезжай, куда тебе надобно; а я тебе больше не слуга.

Серый волк вымолвил эти слова и побежал в сторону; а Иван-царевич заплакал горько по сером волке и поехал в путь свой с прекрасною королевною.

Долго ли, коротко ли ехал он с прекрасною королевною Еленою па коне златогривом и, не доехав до своего государства за двадцать верст, остановился, слез с коня и вместе с прекрасною королевною лег отдохнуть от солнечного зною под деревом; коня златогривого привязал к тому же дереву, а клетку с жар-птицею поставил подле себя.

Лежа на мягкой траве и ведя разговоры полюбовные, они крепко уснули.

В то самое время братья Ивана-царевича, Димитрий и Василий-царевичи, ездя по разным государствам и не найдя жар-птицы, возвращались в свое отечество с порожними руками; нечаянно наехали они па своего сонного брата Ивана-царевича с прекрасною королевною Еленою.

Увидя на траве коня златогривого и жар-птицу в золотой клетке, весьма на них прельстилися и вздумали брата своего Ивана-царевича убить до смерти.

Димитрий-царевич вынул из ножон меч свой, заколол Ивана-царевича и изрубил его на мелкие части; потом разбудил прекрасную королевну Елену и начал ее спрашивать:

— Прекрасная девица! Которого ты государства, и какого отца дочь, и как тебя по имени зовут?

Прекрасная королевна Елена, увидя Ивана-царевича мертвого, крепко испугалась, стала плакать горькими слезами и во слезах говорила:

— Я королевна Елена Прекрасная, а достал меня Иван-царевич, которого вы злой смерти предали. Вы тогда б были добрые рыцари, если б выехали с ним в чистое поле да живого победили, а то убили сонного и тем какую себе похвалу получите? Сонный человек — что мертвый!

Тогда Димитрий-царевич приложил свой меч к сердцу прекрасной королевны Елены и сказал ей:

— Слушай, Елена Прекрасная! Ты теперь в наших руках; мы повезем тебя к нашему батюшке, царю Выславу Андроновичу, и ты скажи ему, что мы и тебя достали, и жар-птицу, и коня златогривого. Ежели этого не скажешь, сейчас тебя смерти предам!

Прекрасная королевна Елена, испугавшись смерти, обещалась им и клялась всею святынею, что будет говорить так, как ей велено.

Тогда Димитрий-царевич с Васильем-царевичем начали метать жребий, кому достанется прекрасная королевна Елена и кому конь златогривый? И жребий пал, что прекрасная королевна должна достаться Василию-царевичу, а конь златогривый Димитрию-царевичу.

Тогда Василий-царевич взял прекрасную королевну Елену, посадил на своего доброго коня, а Димитрий-царевич сел па копя златогривого и взял жар-птицу, чтобы вручить ее родителю своему, царю Выславу Андроновичу, и поехали в путь.

Иван-царевич лежал мертв на том месте ровно тридцать дней, и в то время набежал на него серый волк и узнал по духу Ивана-царевича. Захотел помочь ему — оживить, да не знал, как это сделать.

В то самое время увидел серый волк одного ворона и двух воронят, которые летали над трупом и хотели спуститься на землю и наесться мяса Ивана-царевича. Серый волк спрятался за куст, и как скоро воронята спустились на землю и начали есть тело Ивана-царевича, он выскочил из-за куста, схватил одного вороненка и хотел было разорвать его надвое. Тогда ворон спустился на землю, сел поодаль от серого волка и сказал ему:

— Ох ты гой еси, серый волк! Не трогай моего младого детища; ведь он тебе ничего не сделал.

— Слушай, ворон воронович! — молвил серый волк. — Я твоего детища не трону и отпущу здрава и невредима, когда ты мне сослужишь службу: слетаешь за тридевять земель, в тридесятое государство, и принесешь мне мертвой и живой воды.

На то ворон воронович сказал серому волку:

— Я тебе службу эту сослужу, только не тронь ничем моего сына.

Выговори эти слова, ворон полетел и скоро скрылся из виду.

На третий день ворон прилетел и принес с собой два пузырька: в одном — живая вода, в другом — мертвая, и отдал те пузырьки серому волку.

Серый волк взял пузырьки, разорвал вороненка надвое, спрыснул его мертвою водою — и тот вороненок сросся, спрыснул живою водою — вороненок встрепенулся и полетел. Потом серый волк спрыснул Ивана-царевича мертвою водою — его тело срослося, спрыснул живою водою — Иван-царевич встал и промолвил:

— Ах, куда как я долго спал! На то сказал ему серый волк:

— Да, Иван-царевич, спать бы тебе вечно, кабы не я; ведь тебя братья твои изрубили и прекрасную королевну Елену, и коня златогривого, и жар-птицу увезли с собою. Теперь поспешай как можно скорее в свое отечество; брат твой, Василий-царевич, женится сегодня на твоей невесте — на прекрасной королевне Елене. А чтоб тебе поскорее туда поспеть, садись лучше па меня, на серого волка; я тебя на себе донесу.

Иван-царевич сел на серого волка, волк побежал с ним в государство царя Выслава Андроновича и долго ли, коротко ли, прибежал к городу.

Иван-царевич слез с серого волка, пошел в город и, пришедши во дворец, застал, что брат его Василий-царевич женится на прекрасной королевне Елене: воротился с нею от венца и сидит за столом.

Иван-царевич вошел в палаты, и как скоро Елена Прекрасная увидала его, тотчас выскочила из-за стола, начала целовать его в уста сахарные и закричала:

— Вот мой любезный жених, Иван-царевич, а не тот злодей, который за столом сидит!

Тогда царь Выслав Андронович встал с места и начал прекрасную королевну Елену спрашивать, что бы такое то значило, о чем она говорила? Елена Прекрасная рассказала ему всю истинную правду, что и как было: как Иван-царевич добыл ее, копя златогривого и жар-птицу, как старшие братья убили его сонного до смерти и как стращали ее, чтоб говорила, будто все это они достали.

Царь Выслав весьма осердился на Димитрия и Василья-царевичей и посадил их в темницу; а Иван-царевич женился на прекрасной королевне Елене и начал с нею жить дружно, полюбовно, так что один без другого ниже единой минуты пробыть не могли.

НАЗАД

годы правления, политика и монеты. Биография царя всея Руси

Эпоха Ивана Грозного традиционно представляется как темная страница в нашей истории. И немудрено, ведь первый русский царь, судя по всему, обладал расстроенной психикой. Ни одна из августейших особ России не шла в сравнение с ним по садизму и феноменальной подозрительности. Видимо, Ивана IV ожесточили события детства: он рано лишился отца, мать отравили бояре, и малолетний великий князь наблюдал, как те рвали его вотчину на куски, пользуясь слабостью своего господина. Тем не менее, Иван Грозный был даровитым политиком, и даже в юные годы оказался способен сыграть на распрях врагов, разделяя их, а затем расправляясь с боярскими родами поодиночке. Чтобы упрочить свое положение, Иван IV принял в 1547 году царский титул, оставаясь при этом и великим князем московским. Уже в 17 лет правитель взял курс на укрепление роли столицы и расширение границ своего царства. Для этого нужны были смелые реформы.

Прежде всего, Иван IV созвал в 1549-м первый в истории России Земский собор, куда вошли ходоки от сословий. С их поддержкой царь уничтожил последние вольности удельных князей, оставив право вершить суд лишь за собой и своими ставленниками. Судебник 1550 года был принят как единственный источник права в Русском царстве.

Земский собор при Иване IV (С.В. Иванов)

Земский собор при Иване IV (С.В. Иванов)

Иван Грозный, намереваясь идти войной на Казанское ханство, сформировал стрелецкое войско, которое показало себя куда лучше дурно обученного и немотивированного воевать ополчения. У стрельцов не было знаков отличия в привычном для нас понимании. Чин и принадлежность к полку определялись цветом кафтана, формой шапки, а также манерой ее ношения. Кроме того на иллюстрации видны образцы стрелецкого вооружения. Из холодного оружия представлена сабля, а также знаменитые бердыши. Для ведения стрельбы воинов снабжали пищалями с фитильным замком. Последний почти не давал осечек, только был весьма хлопотным приобретением. Разжечь фитиль при помощи огнива не так просто, особенно в дождливый день. Да и прогорал он довольно быстро, поэтому стрельцы, выходя на позицию, часто использовали длинный отрезок, наматывая лишнее на руку в ожидании команды к залпу. Пистолет с колесцовым замком, закрепленный за поясом одного из персонажей картины, был в пять-шесть раз дороже фитильной пищали. К тому же для взведения требовался специальный ключ, что легко терялся в сумятице сражения, поэтому встречалось такое оружие редко. Через плечо у стрельцов переброшены «берендейки» – связки с отмеренными пороховыми зарядами и сумками для пуль, фитилей и огнива.

Стрельцы

Войско Ивана Грозного взяло Казань в ходе кровавого штурма 2 октября 1552 года после сорокадневной осады. Крепкие стены не спасли столицу ханства: атакующие использовали новейшие осадные орудия, и достижения инженерной мысли вроде пороховых мин под укреплениями неприятеля.

Штурм Казани (О. Ю. Брандуков)

Четыре года спустя Русское царство почти бескровно присоединило Астраханское ханство. Это подогрело аппетиты Ивана Васильевича, пожелавшего покорить и земли Ливонского ордена. Кроме военного престижа контроль над балтийскими портовыми городами сулил немалые доходы. Затяжная Ливонская война (1558-1583) могла бы обернуться для Москвы большой удачей, не допусти царь и его военачальники нескольких роковых ошибок. В результате они лишились не только всех завоеваний, но и вынуждены были уступить часть собственных земель. Тому же Шведскому королевству Иван Грозный отдал русское побережье Финского залива, не считая участка чуть шире границ современного Петербурга.

Военные неудачи, недовольство двора и природная подозрительность царя побудили его начать политику опричнины. Иван Грозный переселился в Александровскую слободу с доверенными лицами и начал невиданный доселе террор в отношении всех недовольных его правлением. Слобода на короткое время превратилась во вторую столицу, где в сводчатых подвалах устроили тюрьмы для узников и пыточные камеры.

В Александровской слободе

Пыточный подвал в Александровской слободе

Опричное войско в знаменитых черных кафтанах наводило на людей ужас, особенно после Новгородского погрома 1570 года. Царь, подозревая местных жителей в измене в пользу Речи Посполитой, повелел опричникам учинить в городе расправу. По оценкам историков в те роковые дни погибло до пяти тысяч русских подданных, не считая тех, кого убили «черные кафтаны» по пути в древний город.

Опричники в Новгороде

Опричники в Новгороде

К концу своего правления Иван IV заинтересовался землями богатого пушным зверем Сибирского ханства. Главным героем завоевания стал казачий атаман Ермак Тимофеевич, отряд которого действовал в Сибири несколько лет. Почти все ратники сложили головы в сражении в августе 1585-го, когда Ивана Грозного уже не было в живых.

Покорение Сибири Ермаком (В.И. Суриков)

Покорение Сибири Ермаком (В.И. Суриков)

Первый русский царь скончался мартовским днем 1584 года. Точные причины смерти не смогли установить даже советские судмедэксперты, когда вскрыли гробницу Ивана IV в кремлевском Архангельском соборе. Четыре минувших века не дали специалистам шансов проверить кости даже на остатки возможных ядов.

Эпоха самого зловещего правителя в нашей истории оставила после себя немало любопытных для нумизматов артефактов, как эта серебряная копейка. На лицевой стороне монетки угадываются очертания всадника с копьем, на обороте уставным письмом отчеканен титул Ивана Грозного. На современном русском языке он звучит как «Царь и Великий князь всея Руси». Ценителям допетровской России было бы интересно классифицировать деньги той эпохи по типам чеканки, благо, насчитывается их великое множество. Конкретно эта копейка выпущена в Новгороде в 1547-1584 годах.

Копейка (Новгород)

Копейка (Новгород)

Аудиокнига недоступна | Audible.com

  • Эвви Дрейк начинает больше

  • Роман
  • К: Линда Холмс
  • Рассказал: Джулия Уилан, Линда Холмс
  • Продолжительность: 9 часов 6 минут
  • Полный

В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом спустя почти год после гибели ее мужа в автокатастрофе. Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее взаперти, и Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих самых страшных кошмарах, называют «улюлюканьем»: он больше не может бросать прямо и, что еще хуже, он не может понять почему.

  • 3 из 5 звезд
  • Что-то заставило меня продолжать слушать….

  • К Каролина Девушка на 10-12-19

BBC Radio 4 Extra — Царь, Иван Грозный: Абсолютная власть

4 Экстра Дебют. Эпическая хроника русских царей Майка Уокера начинается с истории грозного царствования Ивана IV.С Дэвидом Трелфоллом.

Показать больше

После нескольких лет бурного царствования царь Иван IV внезапно покидает Москву и объявляет о своем отречении. Россия без царя и ввергнута в хаос, бояре не могут править и боятся восстания. Они умоляют Ивана вернуться. Его состояние простое: Абсолютная Власть. Правильно ли они принимают? Был ли это когда-либо действительно выбор? Полнокровная драма Майка Уокера повествует о страшном правлении первого царя всея Руси.

Иван IV. . . . . Дэвид Трелфолл
Борис Годунов. . . . . Шон Дули
Малюта Скуратов. . . . . Стивен Хартли
Андрей Курбский. . . . . Хьюго Шпеер
Анастасия Романова. . . . . Кирсти Освальд
Принц Бельский. . . . . Шон Бейкер
Джером Хорси. . . . . Джеймс Лейли
Митрополит Филипп II. . . . . Джейсон Барнетт
Ваня. . . . . Том Форристер
Младший Иван. . . . . Грэм Батлер
Младший Курбский. . .. . Уилл Ховард
Акушерка. . . . . Элизабет Беннет

Автор Майк Уокер

Режиссер: Саша Евтушенко

Первоначально часть сезона программ, приуроченных к столетию русской революции в октябре 2017 года.

Series One охватывает царствование Ивана IV (он же Грозный), Бориса Годунова и Петра Великого.

Серия Две летописи царствования Екатерины Великой; Александр I и наполеоновские войны; и Александр II и освобождение крепостных.

Третья серия рассказывает о Николае II и революции, Советах и ​​Путине.

Продюсеры драмы Элисон Хинделл и Саша Евтушенко.

Первая передача на BBC Radio 4 в 2016 году

Показывай меньше

человек нападает на картину Ивана Грозного, обвиняя водку | Умные новости

«Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина Архив GL / Alamy Stock Photo

Сотрудники Государственной Третьяковской галереи в Москве готовились к закрытию музея в прошлую пятницу вечером, когда мужчина вбежал в один из пустых залов, схватился за охранный столб и начал бить «Ивана Грозного и его сына Ивана ». Самые известные и противоречивые картины.По словам Софьи Кишковской из «Художественной газеты », позже вандал объяснил свои действия пьянством, вызванным водкой.

На картине русского реалиста Ильи Репина 1885 года изображен царь с дикими глазами, сжимающий только что убитого им сына, царевича Ивана. В заявлении галереи говорится, что стекло, закрывающее картину, было разбито, а работа разорвана в трех местах. К счастью, нападавший не повредил репинскую визуализацию рук и лиц отца и сына — «самую важную часть» произведения искусства, говорится в заявлении галереи, как сообщает Кишковский.

Российские СМИ установили, что подозреваемым оказался 37-летний Игорь Подпорин. На видео, опубликованном полицией, Подпорин, кажется, признается в преступлении и связывает свои действия с водкой, которую он выпил во время посещения музея.

«Я пришел посмотреть на картину», — сказал он полиции, согласно Reuters . «Я хотел уйти, но тут заскочил в буфет и выпил 100 граммов водки. Я водку не пью, и меня что-то захлестнуло».

Но подозреваемый мог подпитываться чем-то большим, чем алкоголь; Разбивая картину, он якобы «кричал что-то о том, что Иван Грозный не убил своего сына», согласно Deutsche Welle .

Иван IV, «царь и великий князь всея Руси» конца XVI века, более известный под своим нелестным прозвищем, долгое время считался одним из самых жестоких правителей России. Стремясь вырвать власть у потомственной знати России, Иван Грозный и его сторонники конфисковали имения и казнили тысячи людей. Также считается, что он убил своего сына — и единственного жизнеспособного наследника — в приступе ярости.

Русские националисты, однако, трубили об альтернативном наборе событий: что Иван IV был не мстительным и кровожадным тираном, а скорее мишенью клеветнической кампании противостоявших ему западных лидеров.

В статье Guardian 2016 года, посвященной тому, почему Иван Грозный снова в моде в России, Шон Уокер сообщил, что, поскольку сохранилось мало оригинальных рукописей времен царского правления, его правление стало несколько открытым для интерпретации. «Для некоторых, — писал Уокер, — он был жестоким и неуравновешенным сумасшедшим, в то время как для других он был жестким лидером, безжалостно, но эффективно реагирующим на сложные вызовы государственности». Иосиф Сталин был фанатом; на самом деле Уокер указал, что советский премьер «лично редактировал» книги по истории, чтобы изобразить правление царя в благоприятном свете.После смерти Сталина наследие Ивана IV пришло в упадок до последних лет.

Картина Репина с изображением печально известного царя была в центре недавних дебатов о наследии Ивана IV. В 2013 году группа православных обратилась в министерство культуры России с жалобой на то, что картина оскорбительна и представляет неверный взгляд на российскую историю. Однако Третьяковская галерея отказалась его снимать.

Происшествие на прошлой неделе в музее — не первое нападение на «Ивана Грозного и его сына Ивана».По словам Боднера, в 1913 году «психически больной человек» трижды полоснул полотно ножом. Репин, который в то время был еще жив, лично реставрировал произведение.

Третьяковка сейчас собирает специальную экспертную комиссию для планирования и контроля реставрации картины. По данным DW, Подпорину грозит до трех лет тюрьмы за нападение, но официальные лица заявили, что его приговор может быть продлен для сдерживания других потенциальных вандалов.

«Третьяковка» также прилагает усилия для исключения алкоголя из меню местного кафе и ресторана.

Художественные преступления Преступление Музеи Художники Картина Россия

Рекомендуемые видео

Царское вскрытие и промежуточные выборы

Пока я пишу эту статью, до промежуточных выборов осталось два дня, и политические вопросы накаляются по мере того, как избиратели направляются на избирательные участки. Или так я слышал. Между тем я думаю о политике Ивана IV Васильевича, известного также как Иван Грозный.

Позвольте мне объяснить.

Хотя пару недель назад я выполнил свой гражданский долг, отправив бюллетень для заочного голосования, в последнее время у меня что-то вроде «новостной паузы». Я перестал слушать свой утренний подкаст новостей, перестал нажимать на статьи в своих лентах социальных сетей и сознательно позволил себе вернуться в Стэнфордский пузырь.

Правда в том, что многие последние политические новости добавили в мою жизнь дополнительный элемент хаоса, который я просто хотел устранить.Хотя какая-то часть меня знала, что полное избегание — не лучший способ справиться с этим, я решил сосредоточиться исключительно на промежуточных экзаменах.

Поиск способов справиться с политическим хаосом — задача не только 21-го века. Примером этой идеи является Россия времен Ивана Грозного. Представьте себе: непредсказуемая исполнительная власть, элитная, аристократическая группа государственных чиновников, которых постоянно сменяют, и пресса, засоренная пропагандой и гиперболизированным политическим языком. Звучит знакомо?

Иван IV правил Россией с 1547 по 1584 год. За это время он бессмысленно разграбил важнейший торговый порт Новгород, вероятно, организовал убийства нескольких подозреваемых соперников, женился шесть или семь раз (в зависимости от того, каким историям вы верите) и упивался череда безжалостных и насильственных действий.

Как мы можем объяснить это ужасное лидерство и хаотичную жизнь, которую оно породило в его королевстве? В некотором смысле нет удовлетворительного объяснения. Ивана IV называли «Грозным», потому что он был именно таким — ужасным правителем, правление которого порождало нестабильность и страх.

Но некоторые источники, описывающие его правление, также скользкие. Например, мы много знаем об Иване из немецких памфлетов, которые были частью кампании по созданию сенсационных изображений варварской России в попытке завоевать симпатии могущественной Священной Римской империи.

Еще один увлекательный инструмент, который мы теперь можем использовать для деконструкции правления Ивана IV, — это вскрытие его останков, проведенное в 1963 году. Историки обнаружили в дополнение к скелету некоторые мышечные ткани, что позволило им дать потенциально более глубокое объяснение его поведению: у Ивана была болезнь, из-за которой его позвоночник сросся.Вероятно, он прихрамывал, чтобы компенсировать боль в защемленном нерве.

Иван также принимал ртуть как болеутоляющее. Отложения ртути были обнаружены на его конечностях и суставах, что свидетельствует о длительном употреблении, которое, вероятно, способствовало отравлению ртутью, что могло объяснить некоторые из его иррациональных поступков.

Разумеется, все эти объяснения были разработаны только через сотни лет после царствования Ивана IV. У нас не так много письменных источников, описывающих, каково было жить в то время, но я подозреваю, что это было запутанно и хаотично.

Когда мы читаем новости, слушаем политические подкасты или даже участвуем в беседах и дебатах с друзьями, мы пытаемся провести собственное вскрытие. Мы ищем окончательные доказательства, пытаясь обосновать риторику, которую мы потребляем, в наших собственных системах убеждений и понимании фактов. И мы также должны критически относиться к источникам новостей, которые в первую очередь предоставляют эти доказательства. Это трудная работа, особенно без исторической перспективы.

Тем не менее, я также чувствовал дискомфорт от попытки полностью отказаться от этой работы. Как ни приятно пытаться игнорировать хаос вокруг нас, бросать карту и полностью отключать новости тоже не кажется правильным. Попытка разобраться в мире, в котором мы живем, является важной и, возможно, даже необходимой частью членства в элитном академическом учреждении и, в более широком смысле, в нации.

В конце концов, когда я почувствую, что готов закончить свой «выход новостей», я попытаюсь продолжить работу над своими собственными новостями о вскрытии.Я уверен, что они не всегда будут чувствовать себя так же хорошо, как раскрывать историю болезни давно умершего царя, но пока они должны это делать.

Особая благодарность профессору Нэнси Коллманн за ее опыт и взгляд на Россию Ивана IV.

Свяжитесь с Мелиной Уоллинг по адресу mwalling ‘at’ stanford.edu.

Царь Иван III (фотографии, рамы, плакаты, пазлы, открытки, подарки, холст,…) #588238

Фотографический снимок царя Ивана III. ИВАН III ВЕЛИКИЙ Царь России

© Библиотека изображений Мэри Эванс

Идентификатор носителя 588238

1462 1505 Здорово Исторический История я я Иван правил Роялти Россия русский Царь

Печать 10 x 8 дюймов (25 x 20 см)

Наши фотоотпечатки печатаются на прочной бумаге архивного качества для яркого воспроизведения и идеально подходят для оформления

проверить

Гарантия Pixel Perfect

чек

Изготовлен из высококачественных материалов

проверить

Необрезанное изображение 17 x 25.4 см (оценка)

чек

Отделка профессионального качества

чек

Размер продукта 20,3 x 25,4 см (ориентировочно)

Наши водяные знаки не появляются на готовой продукции

Отпечатано на бумаге архивного качества, обеспечивающей непревзойденную стойкость изображения и великолепную цветопередачу с точной цветопередачей и плавными тонами. Отпечатано на профессиональной бумаге Fujifilm Crystal Archive DP II плотностью 234 г/м². 10×8 для альбомных изображений, 8×10 для портретных изображений.Размер относится к используемой бумаге в дюймах.

Код продукта dmcs_588238_676_0

Фотопечать Печать плакатов Печать в рамке Пазл Поздравительные открытки Печать на холсте Антикварные рамы Художественная печать Установленное фото Премиум обрамление Коврик для мыши Стеклянная подставка Металлическая печать Подушка Сумка Стеклянная рамка Стеклянные коврики акриловый блок

Полный диапазон художественной печати

Наши стандартные фотоотпечатки (идеально подходят для оформления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Фотопечать (8,50–121,62 долл. США)
Наши фотоотпечатки печатаются на прочной бумаге архивного качества для яркого воспроизведения и идеально подходят для оформления.

Печать плакатов (13,37–72,97 долл. США)
Бумага для постеров архивного качества, идеальна для печати больших изображений

Печать в рамке (54,72–279,73 долл. США)
Наши современные репродукции в рамках профессионально изготовлены и готовы повесить на стену

Пазл ($34.04 – 46,21 долл. США)
Пазлы — идеальный подарок на любой праздник

Поздравительные открытки (7,26–14,58 долл. США)
Поздравительные открытки, подходящие для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого

Печать на холсте (36,48–304,05 долл. США)
Профессионально сделанные, готовые к развешиванию картины на холсте — отличный способ добавить цвет, глубину и текстуру в любое пространство.

Старинные рамы (54,72–304,05 долл. США)
Наш оригинальный ассортимент британских репродукций в рамке со скошенным краем

Художественная печать (36 долларов США. 48 — 486,49 долларов США)
Наши художественные репродукции с мягкой текстурированной натуральной поверхностью — это лучшее, что может быть после приобретения оригинальных произведений искусства. Они соответствуют стандартам самых требовательных музейных хранителей.

Установленная фотография (15,80–158,10 долл. США)
Отпечатанные фотографии поставляются в специальном футляре для карточек, готовые к рамке

Каркас премиум-класса (109,45–352,70 долл. США)
Наши превосходные репродукции в рамке премиум-класса профессионально изготовлены и готовы повесить на стену

Коврик для мыши (17 долларов США.02)
Фотопринт архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Работает со всеми компьютерными мышами.

Стеклянная подставка (9,72 долл. США)
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантное полированное безопасное закаленное стекло и термостойкие коврики под стол

.

Металлический принт (71,76–485,28 долл. США)
Изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству

Подушка (30 долларов США.39 — 54,72 доллара США)
Украсьте свое пространство декоративными мягкими подушками

Большая сумка (36,43 долл. США)
Наши большие сумки изготовлены из мягкой прочной ткани и снабжены ремнем для удобной переноски.

Стеклянная рамка (27,96–83,93 долл. США) Крепления из закаленного стекла
идеально подходят для настенного дисплея, кроме того, мониторы меньшего размера можно использовать отдельно на встроенной подставке.

Стеклянные салфетки (60,80 долл. США)
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое.Соответствующие подставки также доступны

Acrylic Blox (36,48–60,80 долл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.