Врубель Михаил Александрович — биография художника, личная жизнь, картины
Михаил Врубель увлекся рисованием еще в детстве. По настоянию отца он должен был стать юристом, однако позже оставил это поприще, чтобы поступить в Академию художеств. Михаил Врубель писал иконы и фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов, создавал декорации и огромные живописные полотна. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин, иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.
«Действительный студент» Михаил Врубель
Михаил Врубель. Автопортрет (фрагмент). 1882. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Врубель. Свидание Анны Карениной с сыном. Иллюстрация к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. Автопортрет (фрагмент). 1885. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина
Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель служил военным юристом. Мать была дочерью астраханского губернатора, известного картографа и адмирала Григория Басаргина.
В 1859 году мать будущего художника умерла от чахотки. Через четыре года Александр Врубель женился снова: его второй супругой стала петербурженка Елизавета Вессель. У детей сложились добрые отношения с мачехой. Она занялась их воспитанием, развитием и даже укреплением здоровья: от рождения Михаил Врубель был слабым и болезненным, даже ходить начал только в три года. Уже взрослым он с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров».
Занимались детьми и родственники Елизаветы Вессель. Ее сестра Александра учила их музыке, а брат Николай, педагог, опробовал на детях новые методики — развивающие игры. К десяти годам Михаил Врубель увлекался музыкой, театральным искусством и рисованием.
Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. В студенческие годы Врубель увлекался философией и театром, создавал иллюстрации к литературным произведениям. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Учеба на юридическом факультете не особенно привлекала Врубеля: он два года учился на втором курсе и не смог защитить дипломную работу, из-за чего получил низшую ученую степень — действительный студент.
Иконописец и реставратор
Михаил Врубель. Богородица с Младенцем (фрагмент). 1885. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. Надгробный плач (третий эскиз росписи Владимирского собора в Киеве). 1887. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев, Украина
Михаил Врубель. Пророк Моисей. 1885. Кирилловская церковь, Киев, Украина
В университетские годы будущий художник подрабатывал гувернерством и репетиторством. Так он попал в семью сахарозаводчиков Папмелей: стал репетитором их сына, с которым вместе учился.
«У Папмелей он [Врубель] жил, как родной: зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф. Папмели ни в чем себе не отказывали, и все у них было не похоже на строгий и скромный уклад в семье самого Врубеля; дом был полной чашей, даже в излишне буквальном смысле»
Папмели поддерживали увлечение Михаила Врубеля рисованием. Его познакомили со студентами Академии художеств, вскоре Врубель стал посещать там вечерние классы и в 1880 году поступил в Академию. Будущий художник попал в мастерскую Павла Чистякова, а параллельно занимался в акварельной мастерской Ильи Репина. Он изучал основы рисунка и живописи, осваивал акварель и особую методику Чистякова: выстраивать на холсте объем, подобно архитектору.
Осенью 1883 года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля историку искусства Адриану Прахову — он искал художника для реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. После окончания учебного года Врубель переехал в Киев. Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы.
В 1885 году художник уехал в Италию — знакомиться с византийской и позднеримской живописью. В Равенне и Венеции он изучал средневековые витражи и мозаики в итальянских церквях. Во время путешествия Михаил Врубель много работал: делал эскизы, рисовал акварели, за одну ночь создал стофигурную композицию «Орфей в аду».
В Венеции Врубель познакомился с Дмитрием Менделеевым, который был женат на ученице Павла Чистякова. Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы уберечь их от влаги. За следующие полтора месяца Врубель создал три такие иконы — «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель».
После возвращения из Италии Врубель ненадолго съездил в Одессу, а потом вновь перебрался в Киев. Он писал картины на заказ, участвовал в реставрации Владимирского собора, давал уроки рисования. Тогда же появились первые наброски, связанные с его будущей легендарной темой Демона.
«Дивная патетическая симфония» Врубеля
Михаил Врубель. Портрет Надежды Забелы-Врубель на фоне березок (фрагмент). 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Врубель. Демон сидящий (фрагмент). 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь (фрагмент). 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1889 году Врубель переехал в Москву. В эти годы он вместе с известными художниками — Ильей Репиным, Иваном Айвазовским, Иваном Шишкиным — работал над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова. Среди них были рисунки к поэме «Демон». А параллельно художник писал большое полотно «Демон сидящий». Позже художник создал целый «демонический цикл», состоящий из рисунков, скульптуры и живописных полотен.
«…Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами»
В этот период стал вырабатываться особый стиль художника: полотна он писал филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику.
Вскоре Врубель переехал из Москвы в Абрамцево — имение Саввы Мамонтова. Он стал участником абрамцевского кружка, оформлял сказочные оперы Николая Римского-Корсакова. В имении Мамонтова художник возглавил майоликовую мастерскую, создавал гипсовые скульптуры и декоративные панно на заказ, несколько раз ездил в Италию — сначала с самим Мамонтовым, затем с его сыном Сергеем.
В начале 1896 года Михаил Врубель познакомился со своей будущей женой — оперной певицей Надеждой Забелой. Он сделал предложение едва ли не в тот же день, и Забела согласилась.
«Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь T. С. Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный»
К моменту женитьбы у Врубеля практически не было денег, и он стал создавать на заказ театральные костюмы и декорации. В то же время художник писал картины на сказочно-мифологические сюжеты — «Царевна-Лебедь», «Пан», «Богатырь».
Михаил Врубель. Автопортрет с жемчужной раковиной. 1905. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Врубель. Демон поверженный (фрагмент). 1902. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. Шестикрылый серафим (Азраил) (фрагмент). 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1900 году художнику присудили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за изразцовый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».
В 1901 году у художника родился сын, Надежда Забела оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В эти годы он вновь писал демонов. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
В 1906 году художник ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.
«Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятки XIX века как на «эпоху Врубеля»
Суточные температурные максимумы повышаются на 16 °C, с 6 °C до 21 °C, редко опускаясь ниже -0 °C или превышая 27 °C. Суточные температурные минимумы повышаются на 12 °C, с -1 °C до 11 °C, редко опускаясь ниже -7 °C или превышая 16 °C. Для справки: 5 августа, в самый жаркий день года, температуры в Микулов обычно находятся в диапазоне от 15 °C до 26 °C, а 13 января, в самый холодный день в году, они варьируются от -4 °C до 1 °C. Средний температурный максимум и минимум весной в МикуловСреднесуточная максимальная (красная линия) и минимальная (синяя линия) температура с диапазонами от 25-го до 75-го и от 10-го до 90-го процентилей. Тонкие пунктирные линии обозначают соответствующие средние ощущаемые температуры. На графике ниже представлена краткая характеристика среднечасовых весенних температур. Горизонтальная ось — день, вертикальная ось — час дня, а цвет — средняя температура для этого часа и дня. Средняя почасовая температура весной в МикуловСредняя почасовая температура весной в Микуловмартапр.![]() леденяще -9 °C морозно 0 °C очень холодно 7 °C холодно 13 °C прохладно 18 °C комфортно 24 °C тепло 29 °C жарко 35 °C знойно Среднеяя почасовая температура с цветовым обозначением диапазонов. Затемненные области обозначают ночь и гражданские сумерки. Ливенворс, Вашингтон, Соединенные Штаты (на расстоянии 8 543 километра) и Rainelle, Западная Виргиния, Соединенные Штаты (7 421 километр) — это города на значительном удалении с температурами, наиболее приближенными к Микулов (см. сравнение). Сравнить Микулов с другим городом:
Весной в Микулов облачность постепенно снижается, при этом процент времени, когда небо пасмурное или преимущественно облачное понижается с 55 % до 47 %. Самый ясный день весной — 31 мая, когда ясные, примущественно ясные или частично облачные условия наблюдаются 53 % времени.
Для справки: 19 ноября, в самый облачный день в году, вероятность пасмурной или преимущественно облачной погоды составляет Категории облачного покрова весной в Микулов0 % ясно 20 % малооблачно 40 % местами облачно 60 % облачно 80 % пасмурно 100 % Процент продолжительности по времени каждого диапазона облачности, с разбивкой по проценту неба, покрытого облаками.
Влажный день — это день, когда выпадает не менее 1 миллиметр жидких осадков или осадков в жидком эквиваленте. Для справки: самая высокая суточная вероятность сырого дня в году составляет 31 % 18 июня, а самая низкая — 14 % 22 января. На протяжении весны в Микулов, вероятность дня, когда выпадет только дождь повышается с 12 % до 29 %; вероятность дня, когда выпадет снег с дождем, в основном, не меняется и остается все время на уровне 1 % и вероятность дня, когда выпадет только снег, в основном, не меняется и остается все время на уровне 1 %. Вероятность осадков весной в МикуловПроцент дней, в которые наблюдаются различные типы осадков, исключая следовые количества: только дождь, только снег и смешанные (и дождь, и снег выпали в один и тот же день). Дождевые осадки
Чтобы показать изменение в течение определенного времени года, а не только месячную сумму, мы показываем количество дождевых осадков, накопленных за скользящий 31-дневный период с центром в каждом дне. Среднее количество дождевых осадков за 31-дневный скользящий период весной в Микулов быстро растет, с 17 миллиметров в начале этого времени года, когда оно редко превышает 36 миллиметров или опускается ниже 2 миллиметр, до 52 миллиметра в конце, когда оно редко превышает 84 миллиметра или опускается ниже 23 миллиметра. Среднемесячное количество осадков весной в МикуловСреднее количество дождевых осадков (сплошная линия), накопленное в течение скользящего 31-дневного периода с центром в рассматриваемый день, с диапазонами 25–75 и 10–90 процентилей. Тонкая пунктирная линия — соответствующее среднее количество снеговых осадков. Снеговые осадкиКак и в случае с дождевыми осадками, мы рассматриваем снеговые осадки, накопленные за скользящий 31-дневный период с центром в каждом дне. Среднее количество снеговых осадков за скользящий 31-дневный период на протяжении весны в Микулов снижается, бывая 34 миллиметра в начале этого времени года, при этом редко превышая 105 миллиметров, и 0 миллиметров в конце, при этом редко превышая 0 миллиметров или падая ниже -0 миллиметров.![]() Среднемесячное количество снеговых осадков весной в МикуловСреднее количество снеговых осадков (сплошная линия), накопленное в течение скользящего 31-дневного периода с центром в рассматриваемый день, с диапазонами 25–75 и 10–90 процентилей. Тонкая пунктирная линия — соответствующее среднее количество дождевых осадков.
На протяжении весны в Микулов долгота дня стремительно увеличивается. От начала до конца данного времени года длина дня увеличивается на 4 часа 51 минута, подразумевая в среднем увеличение на Самый короткий день весны- 1 марта, когда светлое время суток составляет 11 часов 1 минута, а самый длинный день — 31 мая с долготой дня — 15 часов 52 минуты. Часы дневного света и сумерек весной в Микулов
Количество часов, в течение которых видно солнце (черная линия). Самый поздний восход солнца весной в Микулов — в 6:42 27 марта, а самый ранний — на 1 час 46 минут раньше, в 4:55 31 мая. Самый ранний закат — в 17:36 1 марта, а самый поздний закат — на 3 часа 11 минут позже, в 20:47 31 мая. Летнее время начинается в 3:00 27 марта 2022 г., перемещая восход и закат на один час позже. Для справки: 21 июня, в самый длинный день года, солнце встает в 4:50 и заходит через 16 часов 10 минут, в 21:00, а 21 декабря, в самый короткий день года, оно встает в 7:43 и заходит через 8 часов 15 минут, в 15:59. Восход и закат с сумерками и переходом на летнее время весной в Микулов
Истинные сутки весной. Ниже на графике приведено краткое описание основных лунных данных за весну 2022. Горизонтальная ось — день, вертикальная ось — час дня, а цветные области показывают, когда Луна находится над горизонтом. Вертикальные серые полосы (новолуние) и синие полосы (полнолуние) указывают ключевые фазы Луны. Метка, связанная с каждой полосой, указывает дату и время фазы, а сопровождающие ее метки времени указывают время восхода и захода Луны для ближайшего временного интервала, в котором Луна находится над горизонтом. Восход, заход и фазы Луны весной в Микулов
Время, когда Луна находится над горизонтом (голубая область), с указанием новолуния (темно-серые линии) и полнолуния (синие линии). Мы основываем уровень важностного комфорта на точке росы, поскольку она определяет, будет ли с кожи испаряться пот, охлаждая тело. Более низкая точка росы создает ощущение большей сухости, а более высокая — большей влажности. В отличие от температуры, которая обычно значительно варьируется между днем и ночью, точка росы имеет тенденцию меняться медленнее, поэтому, хотя ночью температура может снижаться, сырой день обычно сменяется сырой ночью. Вероятность того, что заданный день будет сырым в Микулов в основном не меняется на протяжении весны, оставаясь все время приблизизительно 0 %. Для справки: 27 июля, в самый сырой день года, сырость ощущается 2 % времени, а 1 января, в наименее сырой день года, сыро 0 % времени. Комфортные уровни влажности весной в Микулов
сухо
13 °C
комфортно
16 °C
влажно
18 °C
сыро
21 °C
Процент времени, проведенного на различных уровнях влажностного комфорта, классифицированным по точке росы. В этом разделе описывается средний почасовой вектор ветра (скорость и направление) на большой площади на высоте 10 метров над землей. Ветер, испытываемый в любом конкретном месте, в значительной степени зависит от местной топографии и других факторов, а мгновенная скорость и направление ветра различаются в более широких пределах, чем среднечасовые значения. Среднечасовая скорость ветра в Микулов уменьшается на протяжении весны, понижаясь с 16,4 километра в час до 13,7 километра в час в течение этого времени года. Для справки: 2 февраля, в самый ветреный день года, среднесуточная скорость ветра составляет 16,9 километра в час, а 10 августа, в самый спокойный день года, среднесуточная скорость ветра составляет 12,3 километра в час. Средняя скорость ветра весной в Микулов
Среднее значение среднечасовой скорости ветра (темно-серая линия) с диапазонами 25–75 и 10–90 процентилей. Среднечасовое направление ветра в Микулов на протяжении весны, в основном, северное , достигающее пика в 40 % 20 апреля. Направление ветра весной в МикуловНаправление ветра весной в МикуловЗСмартапр.май0 %100 %20 %80 %40 %60 %60 %40 %80 %20 %100 %0 %зималетоСейчасСейчасзападюгсевервостоксевервостокюгзапад Процент часов, на протяжении которых среднее направление ветра соответствует каждому из четырех основных направлений ветра, за исключением часов, в которых средняя скорость ветра меньше 1,6 км/ч. Слегка затемненные области на границах — это процент часов в подразумеваемых промежуточных направлениях (северо-восток, юго-восток, юго-запад и северо-запад).
Определения вегетационного периода во всем мире различаются, но в контексте этого описания мы определяем его как самый продолжительный непрерывный период температур, превышающих температуру замерзания (& ge; 0 °C), в году (календарный год в Северном полушарии, или от 1 июля до 30 июня в Южном полушарии). Вегетационный период в Микулов обычно продолжается 6,4 месяца (196 дней), примерно с 13 апреля по 26 октября, редко начинаясь раньше 25 марта или после 1 мая и редко заканчиваясь до 7 октября или после 17 ноября. На протяжении весны в Микулов вероятность того, что заданный день войдет в вегетационный период стремительно повышается, увеличиваясь с 0 % до 100 % в течение этого времени года. Время, проведенное в различных диапазонах температур, и вегетационный период весной в Микуловледеняще -9 °C морозно 0 °C очень холодно 7 °C холодно 13 °C прохладно 18 °C комфортно 24 °C тепло 29 °C жарко 35 °C знойно
Процент времени, проведенного в различных температурных диапазонах. Градусо-дни роста — это мера годового накопления тепла, используемая для прогнозирования развития растений и животных, которая определяется как все превышения порога заданного температурного минимума без учета превышения максимальной температуры. В этом описании температурный минимум равен 10 °C, а максимум 30 °C. Среднее количество накопленных градусо-дней роста в Микулов растет на протяжении весны, увеличиваясь на 249 °C, с 2 °C до 251 °C в течение этого времени года. Градусо-дни роста весной в МикуловСреднее количество градусо-дней роста накапливалось в течение весны с диапазонами от 25-го до 75-го и от 10-го до 90-го процентилей.
В этом разделе описывается общая дневная падающая коротковолновая солнечная энергия, достигающая поверхности земли на большой площади, с полным учетом сезонных колебаний продолжительности дня, высоты Солнца над горизонтом и поглощения облаками и других составляющих атмосферы. Среднесуточная падающая коротковолновая солнечная энергия в Микулов стремительно растет на протяжении весны, повышаясь на 3,7 кВт⋅ч, с 2,7 кВт⋅ч до 6,4 кВт⋅ч в течение этого времени года. Среднесуточная падающая коротковолновая солнечная энергия весной в МикуловСреднесуточная падающая коротковолновая солнечная энергия, достигающая земли на квадратный метр (оранжевая линия), в диапазонах 25–75 и 10–90 процентилей. В этом описании географическими координатами Микулов являются 48,806° широты, 16,638° долготы и высота над уровнем моря — 243 м.
Топография в радиусе 3 километра от Микулов имеет значительные изменения высоты с максимальным изменением высоты 194 метра и средней высотой над уровнем моря 233 метра. В радиусе 16 километров имеет значительные изменения высоты (383 метра). Местность в радиусе 3 километра от Микулов покрыта сельхозугодья (85 %), в радиусе 16 километров — сельхозугодья (73 %) и деревья (15 %), а в радиусе 80 километров — сельхозугодья (61 %) и деревья (29 %). Этот отчет описывает типичную погоду в Микулов, исходя из статистического анализа исторических почасовых метеосводок и модельных реконструкций с 1 января 1980 г. по 31 декабря 2016 г.. Температура и точка росыДостаточно близко расположены 5 метеостанции, которые могут помочь нам в оценке температуры и точки росы в Микулов.
Для каждой станции данные откорректированы с поправкой на разницу высот между станцией и Микулов в соответствии с Международной стандартной атмосферой , а также на относительное изменение в MERRA-2 satellite-era reanalysis между этими двумя точками. Расчетное значение для Микулов вычисляется как средневзвешенное значение индивидуальных данных от каждой станции с весами, пропорциональными обратной величине расстояния между Микулов и данной станцией. Станции, участвующие в реконструкции:
Чтобы понять, насколько эти источники согласуются друг с другом, вы можете сравнить Микулов и станции, которые участвуют в наших оценках истории температуры и климата. Обратите внимание, что данные из каждого источника скорректированы с учетом высоты и относительного изменения, присутствующего в данных MERRA-2. Другие данныеВсе данные, относящиеся к положению Солнца (например, восход и закат), вычисляются с использованием астрономических формул из книги Жана Миуса Астрономические алгоритмы, 2-е изд. . Все другие данные о погоде, включая облачность, осадки, скорость и направление ветра, а также поток солнечной энергии, взяты из Ретроспективного анализа нового времени MERRA-2 . Этот повторный анализ объединяет различные измерения на обширной территории в современной глобальной метеорологической модели для восстановления почасовой истории погоды во всем мире на 50-километровой сетке. Данные о землепользовании взяты из базы данных Глобальной сети мониторинга земного покрова SHARE , опубликованной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций. Данные о высоте взяты из Радиолокационной топографической миссии шаттла (SRTM) , опубликованной Лабораторией реактивного движения НАСА.
Названия, местоположения и часовые пояса мест и некоторых аэропортов взяты из Географической базы данных GeoNames . Часовые пояса для аэропортов и метеостанций предоставлены сайтом AskGeo.com . Карты от © Esri, с данными из National Geographic, Esri, DeLorme, NAVTEQ, UNEP-WCMC, USGS, NASA, ESA, METI, NRCAN, GEBCO, NOAA и iPC. Отказ от ответственностиИнформация на этом сайте предоставляется как есть, без каких-либо гарантий ее точности или пригодности для каких-либо целей. Данные о погоде могут содержать ошибки, сбои и другие дефекты. Мы не несем ответственности ни за какие решения, принятые на основе информации, представленной на этом сайте.
Обращаем особое внимание на то, что для ряда важных типов данных мы полагаемся на реконструкции, основанные на модели MERRA-2. Обладая огромными преимуществами временной и пространственной полноты, эти реконструкции: (1) основаны на компьютерных моделях, которые могут иметь типичные для моделей ошибки, (2) используют грубую выборку на 50-километровой сетке и, следовательно, не могут реконструировать локальные вариации многих микроклиматов, и (3) испытывают особые трудности с погодой в некоторых прибрежных районах, особенно на небольших островах. Мы также предупреждаем, что наши баллы для поездок настолько точны, насколько точны данные, на которых они основаны, что погодные условия в любом конкретном месте и в любое время непредсказуемы и изменчивы, и что расчет баллов отражает определенный набор предпочтений, которые могут не совпадать с предпочтениями индивидуального читателя. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими полными условиями, содержащимися на странице Условия использования. |
II. Краткая редакция. Русская правда
II. Краткая редакция
1. Если убьет человек человека, то мстить брату за брата, или сыну за отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если кто не будет мстить, то князю 40 гривен за убитого; если это будет русин, или гридин, или купец, или ябетник, или мечник, или изгой, или словении, то назначить за него 40 гривен.
2. Или кто будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетеля; если на нем не будет никакого признака ударов, то пусть придет на суд свидетель; если же не сможет прийти, то тому делу конец; если кто за себя не может мстить, то взять за него князю за обиду 3 гривны и оплату врачу.
3. Если кто ударит кого палкой, или жердью, или кулаком, или чашей, или рогом, или обухом, то платить 12 гривен; если этого виновного не настигнут для немедленного отмщения, то ему платить, а тому делу конец.
4. Если кто ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью, то 12 гривен за обиду.
5. Если же ударит мечом по руке и рука отвалится или усохнет, то 40 гривен.
6. Если после удара по ноге будет нога цела или ударенный начнет хромать, тогда детей удерживать от мщения.
7. Если же по пальцу ударит какому-либо, то 3 гривны за обиду.
8. А за ус 12 гривен и за бороду 12 гривен.
9. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.
10. Если человек толкнет человека от себя или к себе, то 3 гривны, и пусть пострадавший приведет на суд двух свидетелей; если пострадавший варяг или колбяг, то пусть сам клянется.
11. Если челядин скроется или у варяга, или у колбяга, и его в течение трех дней не выведут, но обнаружат его хотя бы на третий день, то взять ему ‹господину› своего челядина, а 3 гривны за обиду.
12. Если кто поедет на чужом коне без спроса, то платить 3 гривны штрафа.
13. Если кто возьмет чужого коня, или оружие, или одежду, а хозяин опознает в своем миру, то взять ему свое, а 3 гривны за обиду.
14. Если опознает кто похищенное, то не берет его, и пусть не скажет тому, у кого находится опознанное: «Мое», но скажет ему так: «Пойди на свод, где взял». Если же не пойдет, то пусть предъявит поручителя, что пойдет на свод в течение пяти дней.
15. Если где-нибудь взыскивают на другом долг, а он начнет отказываться, то идти ему на извод перед 12 человеками; и если окажется, что он несправедливо не отдал ему, то истец должен получить свои деньги, а за обиду 3 гривны штрафа.
16. Если кто хочет забрать челядина, опознав его как своего, то при своде вести к тому, у кого этот последний по времени господин купил, а тот отведется к следующему, пока не дойдут до третьего; тогда пусть скажет третьему: «Отдай мне своего челядина, а свои деньги ты взыщи при свидетеле».
17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в господский дом, а господин его не будет выдавать, то холопа господину взять, и пусть уплатит господин за него 12 гривен, а после того, где тот ударенный человек встретит его, пусть убьет его.
18. А если кто сломает копье, или щит, или повредит одежду и захочет, чтобы он ‹хозяин› оставил у себя, то взять с него ‹виновного› деньги; но если тот, кто сломал, захочет приобрести, то пусть заплатит деньгами столько, сколько господин заплатил за это.
Правда, установленная Русской земле, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чюдин, Микула.
19. Если убьют огнищанина за обиду, то убийца платит за него 80 гривен, а людям не надо; и за княжеского подъездного 80 гривен.
20. А если убьют огнищанина в разбое, а убийцу люди не ищут, то виру платить той верви, где лежит убитый.
21. Если убьют огнищанина у клети, или у коня, или у быка, или во время кражи коровы, то убить убийцу как собаку. И тот же закон в отношении тиуна.
22. А за княжеского тиуна 80 гривен.
23. А за старшего конюха при стаде 80 гривен, как постановил Изяслав за своего конюха, когда его убили дорогобужцы.
24. А за княжеского сельского старосту и за старосту, который руководит пахотными работами, 12 гривен.
25. А за княжеского рядовича 5 гривен.
26. А за смерда и за холопа 5 гривен.
27. Если роба-кормилица или кормилец, 12 гривен.
28. А за княжеского коня, если тот с тавром, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны, за кобылу 60 резан, а за вола гривну, а за корову 40 резан, а за трехлетку 15 кун, а за годовалую полгривны, а за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.
29. А если кто уведет чужого холопа или робу, то платить ему за обиду 12 гривен.
30. Если придет человек окровавленный или с синяками, то не искать ему свидетелей.
31. А если кто крадет или коня, или волов, или обкрадывает клеть, то, если один крал, то заплатить ему гривну и тридцать резан; если их будет 18, то платить каждому человеку по три гривны и 30 резан.
32. А за княжескую борть 3 гривны, если ее сожгут или выдерут пчел и соты.
33. Если смерда будут истязать, но без княжеского повеления, то 3 гривны за обиду; а за истязание огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.
34. А если кто запашет межу или затешет межевой знак, то 12 гривен за обиду.
35. А если украдет ладью, то за ладью хозяину платить 30 резан, а штрафа князю 60 резан.
36. А за голубя и за курицу 9 кун, а за утку, гуся, журавля, лебедя 30 резан, а штрафа князю 60 резан.
37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то 3 гривны за обиду.
38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то так тому и быть; если продержат до рассвета, то вести его на княжеский двор; а если его убьют, но люди видели, что он был связан, то платить за него.
39. Если сено украдут, то 9 кун; и за дрова 9 кун.
40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 человек украли одну овцу, то пусть платят по 60 резан штрафа князю, а кто поймал воров, тому 10 резан.
41. А из гривны мечнику куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а из 12 гривен ему 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.
42. А это закон при сборе виры: вирнику взять 7 ведер солода на неделю, а также барана или полтуши говядины, или две ногаты; а в среду резану или сыры, в пятницу то же, а хлеба и пшена сколько смогут съесть; а вирнику 60 гривен и 10 резан и 12 вирниц, а при въезде гривна, а если приходится на говение кормить рыбами, то считать за рыбы 7 резан; таким образом всех кун 15 на неделю, а хлеба сколько смогут съесть; пусть вирники собирают виру не более недели. Таково постановление Ярослава.
43. А это постановление для мостников: если настелят мост, то взять за работу ногату, а за городню ногата; если же у старого моста надо будет починить несколько досок, 3, 4 или 5, то взять столько же.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесКиевский цикл былин.

Урок литературы в 7 классе № 6
Тема: Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин
Цель урока: показать учащимся различие былин киевского и новгородского циклов; дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра;обратить внимание на поэтичность, музыкальность и своеобразие былины «Садко»; совершенствовать навыки выразительного чтения; познакомить с фрагментами художественного фильма по былине «Садко»,с фрагментами одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»,с иллюстрациями известных художников и сравнить с первоисточником; совершенствовать навыки устной речи; эстетическое и патриотическое воспитание.
Планируемые результаты:
предметные: Научиться владеть изученной терминологией по теме навыками
устной монологической речи, составлять пересказы былин.
метапредметные:
познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель;
регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;
коммуникативные:уметь
моделировать монологич. высказывание, аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в
совместной деятельности.
личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства.
Ход урока
1. Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
БЫЛИНА — русская народная эпическая песня, сказание о богатырях, народных героях. Возникла как жанр в 9-13 вв.
2.Мотивация учебной деятельности.
Целеполагание
Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»
Блиц-опрос
Прежде чем приступить к нашей
сегодняшней теме, проверим, как хорошо мы усвоили материал на прошлом уроке.
Объявляется блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть быстрыми и краткими.
Что такое былина? Дайте определение жанра. (Произведение УНТ о русских богатырях и народных героях)
Кто является главным героем былины? (Богатырь или народный герой)
Кто такой богатырь? (Витязь, защитник Руси, обладающий исключительной физической и духовной силой)
Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом.
Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений.
Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша.
Так как былины жили в устной
передаче, исполнитель старался сосредоточить внимание слушателей на
особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются
повторения, обычно троекратные. Сегодня мы в этом убедимся на примере былины
«Садко», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку.
Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.
Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.
3.Работа по теме урока.
Объяснить и записать композицию былины.
— Зачин (здесь указывается время и место действия, называются герои, о которых идёт речь в былине)
— Основная часть (даётся описание героя, показывается его поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему даётся)
— Концовка (подводится итог всему сказанному, ещё раз восхваляются подвиги и деяния главного героя былины)
Произведения
устной народной поэзии и литературы бывают разнообразными. Они делятся на
несколько больших разрядов, или родов. Самый распространенный род составляют
произведения, в которых изображены события, люди, их характеры и поступки.
Такие произведения называются эпическими. Часто эпические
произведения рассказывают об исторических событиях и великих народных деятелях.
В русских былинах отразилась жизнь и борьба нашего народа; в них показаны
народные герои-богатыри, участвующие во многих событиях. Поэтому былины относят
к роду эпических произведений. Так как они рисуют героизм русского народа в
защите родины и в труде, то былины часто называют произведениями героического
народного эпоса.
Само
название былина показывает, что это песня о том, что было, что
имело место в жизни. Народ называет былины старинами, то есть песнями о
старине. И действительно, былины (или старины) создавались еще в Киевской Руси,
более 1000 лет тому назад. Древнейшие былины можно отнести к событиям и
явлениям 9 века, а наиболее поздние – к 13 веку.
Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский – сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема – защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича – а также князя Вольги, оратая Микулы и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.
Главные
герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не
обладает исключительный человек: невиданной силой, безграничной храбростью,
каким-либо особенным умением (метко стрелять из лука, играть в шахматы) или
талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на
друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей
силой, то Садко – своим непревзойденным искусством играть на гуслях.
Познакомить учащихся с циклами былин, записать в тетрадь.
1) Киевский цикл (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; защита русских земель)
2) Новгородский (Садко, Василий Буслаев; быт купечества, торговля).
До сих пор мы встречались с былинными героями, прославившимися ратными или трудовыми подвигами. Но есть целый цикл былин, повествующих о купеческом сословии. Самый известный из таких – Садко.
Один из вариантов былины таков. Купец Садко прославился искусной игрой на гуслях. За свое мастерство он получил от водяного царя Ильмень-озера щедрый дар и отправился в торговое путешествие. На обратном пути Садко попадает к морскому царю, тешит его своей игрой, царь находит Садко невесту, щедро награждает и отпускает с миром.
4.Физкультминутка.
Слово учителя о былине «Садко» как произведении, повествующем о купеческом сословии.
В 1897 году русский композитор
Николай Андреевич Римский-Корсаков создаёт оперу «Садко».
5.Беседа с учащимися. Ответы на вопросы с элементами пересказа. Анализ былины «Садко».
— Кратко перескажите сюжет былины.
— Определите основную тему былины «Садко». (Примерный ответ.О жизни купца.)
— К какому циклу относится былина «Садко»? Почему? (Примерный ответ.К новгородскому, так как сам Садко из города Новгорода.)
— Опишите главного героя былины. (Выяснение собственного восприятия учениками былинного текста.)
— Почему во время одного из путешествий морской царь чуть не погубил купца? (Примерный ответ. Садко возгордился и не заплатил дань морскому царю.)
— Что спасло Садко в той ситуации? (Примерный ответ.Обращение народа к Миколе Можайскому.)
— О чем повествуется в концовке былины? (Примерный ответ.Не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нове-граде.)
— Перечислите гиперболы, постоянные эпитеты, повторы, которые вы встретили в былине.
Ø Какую роль в былине играет природа (море-океан, Ильмень-озеро)?
Ø Чем Садко отличается от остальных героев русских былин?
Ø Как народ оценивает мастерство Садко?
Ø Какими качествами обладает герой?
Ø Какие предметы и с какой целью взял Садко, отправляясь на дно, к морскому царю?
Ø Почему Садко пришлось сломать свои гусли?
Ø Какую роль играет в событиях былины морская царица?
Ø Какие характерные черты жанра вы заметили в былине?
Ø Есть ли в былине приметы других фольклорных жанров?
6. Сравнительная характеристика
образа богатыря Микулы Селяниновича и народного героя Садко.
Среди былин, записанных Гильфердингом, были не только былины о богатырях, но и былины о народных героях, среди которых есть и былина о Садко. Такие произведения возникают значительно позже былин о богатырях, и связано это с историческим развитием общества и изменениями в укладе жизни людей тех далеких от нас времен. Что же это за изменения? Попробуем разобраться, проведя сопоставление образов богатыря Микулы Селяниновича и Садко. Наши выводы оформим в виде таблицы.
Вопросы |
Микула Селянинович |
Садко |
род занятий |
богатырь (пахарь и воин, защитник) |
«Богатый гость» (гусляр, купец) |
символические предметы, которыми обладает персонаж |
«кобылка соловая» «сошка кленовая» |
«гусельки яровчатые» «казна золотая» |
личные качества |
сильный храбрый мудрый справедливый степенный красивый |
умелый хитрый азартный богатый щедрый вольнолюбивый |
испытания |
назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы |
выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа |
Вывод |
Воплощение народного идеала воина-защитника; идеал традиции |
Воплощение народного идеала героя-созидателя; идеал новаторства |
Рефлексия
· Какие цели мы поставили в начале урока?
· Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?
· Какое новое знание вы открыли?
Итоги урока:
— Какое
значение имеет изучение былин? (Примерный ответ. Былины — это наша история. Они
неразрывно связаны с нашей культурой, являются ее истоками.Интересны былины и в
литературном плане. Былины созданы в определенном стиле. Это в каком-то плане
является довольно эстетическим произведением. Чтение былин доставляет
удовольствие тем людям, которые любят высокий стиль, что-то
необыкновенное.Изучая былины, школьник учится анализировать литературные
произведения, понимать литературу как вид творчества).
Домашнее задание:
Проблематика былины илья муромец и соловей разбойник. Краткая характеристика илья муромец и соловей разбойник
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», анализ которой является предметом настоящего обзора, повествует о временах Киевской Руси. Цикл произведений про этого богатыря пользовался большой популярностью среди русского народа, а в настоящее время входит в школьную программу по литературе. Данные произведения устного народного творчества отражают исторические реалии Древней Руси, поэтому интересны не только с художественной, но и с литературной точки зрения. Вступление Одной из самых известных песен про богатырей является былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Анализ этого народного сочинения должен включать как разбор литературных приемов, так и характеристику исторического контекста повествования. Сказание начинается с описания путешествия, которое предпринял герой в стольный город Киев. Отстояв утреннюю церковную службу в Муроме, он решил поспеть к обедне в столицу. Его описание полностью соответствует языку фольклорных песен. Богатырь назван удалым, могучим, славным воином. Следующие несколько строчек посвящены местам, в которых он действует. Учащиеся должны сконцентрировать внимание на описании окрестностей города Чернигова, где, по словам неизвестного автора, находится черная сила.
Описание леса Сжатой, но детальной характеристикой событий отличается былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Анализ старинной песни должен включать подробный разбор природы, что позволит школьникам лучше понять обстановку, в которой произошло главное событие произведения. Неизвестный автор использует красочные присказки, повествуя о том, что по дорожке возле города никто пешком не ходит и на коне не ездит, и даже звери и птицы здесь не обитают. Эти эпитеты, перечисленные в песенной форме, прекрасно передают мрачную атмосферу дремучего леса, который проезжает герой. Далее следует один из важных моментов в произведении: это описание боя героя с врагом.
Образ героя в сражении Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», анализ которой, следуя композиции песни, нужно разделить на несколько смысловых частей, акцентирует внимание на ратных подвигах богатыря. В строчках, посвященных бою, автор несколько раз повторяет слово «сила», используя его на разные лады, желая в максимально выразительной форме передать мощь вражеской армии, которую побил герой. Стремясь подчеркнуть подвиг персонажа, он подробно говорит о том, как воин уничтожил противника, побив, потоптав его конем и поколов копьем.
Раскрытие персонажа в беседе с жителями Анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» необходимо продолжить тщательным разбором поведения героя во время разговора с черниговцами, которые за его ратный подвиг просили его стать своим воеводой. Здесь необходимо отметить исторические реалии, отразившиеся в песне: звание воеводы в рассматриваемое время было военным, в его функции входила обязанность обороны и защиты города от неприятельских нападений, осад, ведение войск в битву или организация народного ополчения. Поэтому такая просьба со стороны жителей означает признание его воинских заслуг и воинской доблести. Анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» должен включать раскрытие характера богатыря через его речь, язык. Он говорит простым народным языком, в его словах звучат знакомые читателю песенные эпитеты, что сближает его с простыми мужичками из города Чернигова. Второй важный момент в данной сцене – это прямолинейность и скромность героя. Воин не говорит о своих подвигах, об опасности, которая его поджидает на пути в Киев, его интересует только сам путь в столицу, и он просит собеседников объяснить ему дорогу.
Первое упоминание отрицательного героя Понять особенности народного русского творчества позволяет описание былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». В ней отразилось историческое мышление древнерусского общества, в частности, то, как люди того времени представляли себе врагов своей родной земли. Поэтому несмотря на сказочность и фантастичность внешности и поведения злодея, в нем, несомненно, угадывается собирательный образ неприятелей, с которыми древнерусские князья со своей храброй дружиной воевали за границы молодого государства. Из рассказа жителей Чернигова читатель впервые получает представление о том, как выглядит будущий главный противник богатыря. Характеристика былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» поможет школьникам понять особенности ви́дения русским народом врага: он свистит как птица и рычит как зверь, живет в дубу, и от его криков вся природа в буквальном смысле содрогается, а проезжий погибает.
Характеристика богатыря в бою Центральное место в произведении занимает сцена сражения между богатырем и злодеем. В данном случае следует обратить внимание школьников на поведение двух борцов. Неизвестный автор описывает неторопливость действий героя, который медленно взял лук, вложил в него стрелу, тщательно прицелился и выбил противнику глаз. Благодаря этому спокойному размеренному повествованию очень эпически звучит былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Характеристика героев в полной мере раскрывается именно в данном противостоянии. И если главный герой держится спокойно, уверенно, твердо, то его противник, напротив, действует изворотливо, как зверь. Недаром он наделен животными чертами: он свистит по-птичьи, кричит по-волчьему. Подобное противопоставление акцентирует внимание учащихся на храбрости богатыря и хищности разбойника. Происшествие в поле Далее былина повествует о том, как родственники злодея захотели его освободить. Оказалось, что у Соловья были дочери, которые приказали мужам, зятьям нагнать витязя в поле. Автор акцентирует внимание на огромной численности вражеского сборища. Здесь следует указать школьникам на тот факт, что они даже не сумели попытаться отобрать у богатыря его добычу. Тем самым былина как бы подчеркивает, что сражаться с ним бесполезно, и если уж он одержал победу, то никакая вражеская сила не сможет взять над ним верх.
В городе Киеве Следующий важный момент в произведении – это описание столицы, куда приехал герой вместе со своим страшным, но поверженным пленником. В этой сцене нашли отражение исторические реалии жизни того времени. Перед читателем встают картины городского быта, княжеские палаты, хоромы, двор, свита, храбрая дружина. Одно из главных мест в этой сцене занимает князь Владимир Красное Солнышко, любимый герой народных сказаний. Именно к нему во дворец и приезжает богатырь и рассказывает о своем подвиге. Слушатели дивятся сказанному, и тогда Илья Муромец ведет их во двор, где находится его связанный противник. Он приказывает ему продемонстрировать свою силу, и тогда злодей в присутствии князя и его дружины снова свистит и кричит по-звериному. Тогда главный отрубает ему голову. Сравнительный анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» с другими произведениями про этого богатыря показывает, что этот любимый народный персонаж по-разному описывался в песнях. Он именуется то старым славным казаком, то храбрым воином или простым деревенским жителем.
Однако главная черта этого героя – несокрушимая сила и готовность бескорыстно защитить Русскую землю от врагов красной нитью проходит через цикл сказаний о нем.
Былину Илья Муромец и Соловей-разбойник можно отнести к владимиро-суздальскому циклу былин . Она посвящена теме зашиты родной земли от внутренних и внешних врагов.
Еще в XIX веке ученые задумывались над тем, кто стоит за былинным образом противника русского богатыря – Соловья-разбойника . Одни в нем видели мифическое существо – олицетворение сил природы, бортника-древолаза , другие высказывали мнение о заимствовании этого образа из фольклора других народов. Третьи придерживались взгляда, согласно которому Соловей – обычный человек, занимающийся разбоем . За свое умение громко свистеть он был прозван Соловьем. В былинном повествовании Соловей-разбойник изображен как существо, живущее в лесах со всем своим выводком .
В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А ий черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А Илья, “дородный добрый молодец”, стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.
Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:
Заколодила дорожка, замуравела,
Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя…
Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев сын.
Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он “свищет по-соловьему”, “кричит позвериному”. От этого “травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей – то все мертвы лежат”.
Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает “дорогу прямоезжую”. Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, “упирается, на корзни спотыкается”. Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук “разрывчатый”, натягивает “тетивочку шелковую”, накладывает “стрелочку каленую” и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к “стремечку булатному” и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь:
“Ты скажи-ко, ты откулешний,
Дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?”
Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Влади- мира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:
“Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас-то я хочу да и послушати.
Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
Да его хочу-то я послушати”.
Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть “в полсвиста соловьиного” и “в полкрика звериного”. Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. “Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат”. А Владимир-князь “куньей шубонькой укрывается”. Только Илья устоял на ногах. Со словами: “тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!” он рубит Соловью голову.
Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.
Поскольку былины не записывались, а передавались устно, есть много вариантов одной былины. Один из вариантов в нашей былине “Илья Муромец и Соловей Разбойник” вместо последних четырёх строк содержит другие две:
А тут Соловью ему й славу поют,
А й славу поют ему век повеку!
Почему так заканчивается былина? В самом ли деле Соловью поют славу или просто над ним смеются? Конечно, не поют славу побеждённому Соловью. Такой приём создания художественного образа, когда слова употребляются не в прямом смысле, а в переносном, чтобы посмеяться над кем-нибудь, называется иронией. Этот приём часто встречается в былинах.
Язык фольклорных произведений и художественной литературы
очень отличается от обычного языка, обыденной речи. Одно из главных отличий – употребление в художественной речи специальных приёмов, которые делают её более яркой, выразительной, образной. Эпитет, гипербола – всё это приёмы создания образной речи. Такие приёмы называются тропами. Слова-тропы отличаются от всех других слов тем, что употребляются в переносном, а не в прямом значении. Над Соловьём Разбойником
смеются, а написано, что ему поют славу! Это “тропы”, что значит – эпитет, гипербола, ирония, а также олицетворение или сравнение, которые тоже относятся к тропам.
Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают античному эпосу. На уроке вы познакомитесь с содержанием и художественным своеобразием былин «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Главный герой — Илья Муромец
, крестьянский сын, потому и одежда на нем самая обыкновенная: русская рубашка, штаны и сапоги. 33 года пролежал он на печи, ни о чем не думая. А сила богатырская пробудилась в нем вместе с желанием постоять за русскую землю-матушку.
Автор подчёркивает силу, мощь и отвагу святорусского богатыря Ильи Муромца. В сцене победы Ильи Муромца над Соловьем-разбойником, безусловно, есть и сказочные черты. Во-первых, это разговор Ильи Муромца с конем. Конечно, сказочными элементами можно назвать и троекратные повторения, сказочные обращения и сказочные эпитеты.
А вот истинно по-былинному звучат следующие слова: «с горы на гору стал перескакивать», «травы-муравы все уплетались, лазаревы цветочки осыпались». Перед нами не что иное, как средство художественной выразительности гипербола.
Широко используются как в былинах, так и в сказках слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: травушка, дороженька, стремечко.
Вспомните последние строчки поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
Действительно, реальные события, которые происходили давным-давно, во времена Киевской Руси, и именно тогда из песен и легенд создатели былин сложили свои песни.
Написаны былины особенным торжественным стихом. К ним имелось музыкальное сопровождение. Особенный художественный прием, который использовался в былинах, это, безусловно, гипербола.
- Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор — Коровина В.Я. — 2008 год
- Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор — Тищенко О.А. — 2012 год
- Уроки литературы в 7 классе. Автор — Кутейникова Н.Е. — 2009 год
- Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор — Коровина В.Я. — 2012 год
- Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор — Коровина В.Я. — 2009 год
- Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. — 2012 год
- Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор — Курдюмова Т.Ф. — 2011 год
- ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
- Словари. Литературные термины и понятия ().
- Толковый словарь русского языка ().
- Все о русских былинах ().
- Русь былинная. Сборник мультфильмов ().
- Прочитайте былину «Вольга и Микула Селянинович». Найдите в ней примеры гиперболы, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты.
- Прочитайте былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Найдите в ней примеры гиперболы, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты.
Илья Муромец – главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Соловей-разбойник», «Илья и Сокольник», «Илья в ссоре с князем Владимиром», «Илья и Калин-царь», «Илья и Идолище поганое». Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).
Еще в XIX веке ученые задумывались над тем, кто стоит за былинным образом противника русского богатыря – Соловья-разбойника. Одни в нем видели мифическое существо – олицетворение сил природы, бортника-древолаза, другие высказывали мнение о заимствовании этого образа из фольклора других народов. Третьи придерживались взгляда, согласно которому Соловей – обычный человек, занимающийся разбоем. За свое умение громко свистеть он был прозван Соловьем. В былинном повествовании Соловей-разбойник изображен как существо, живущее в лесах со всем своим выводком.
В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А ий черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А Илья, «дородный добрый молодец», стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.
Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:
Заколодила дорожка, замуравела,
Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя…
Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев1 сын.2
Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он «свищет по-соловьему», «кричит позвериному». От этого «травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей – то все мертвы лежат».
Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает «дорогу прямоезжую». Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, «упирается, на корзни спотыкается». Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук «разрывчатый», натягивает «тетивочку шелковую», накладывает «стрелочку каленую» и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к «стремечку булатному» и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь:
«Ты скажи-ко, ты откулешний,
Дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?»
Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Влади- мира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:
«Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас-то я хочу да и послушати.
Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
Да его хочу-то я послушати».3
Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть «в полсвиста соловьиного» и «в полкрика звериного». Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. «Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат». А Владимир-князь «куньей шубонькой укрывается». Только Илья устоял на ногах. Со словами: «тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!» он рубит Соловью голову.
Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» обладает признаками, характерными для художественного своеобразия былин. Это сюжетный жанр. События изображаются в развитии, персонажи – в действии. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фантастические и реальные образы (Соловей – Илья).
Главный герой былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» — русский богатырь из города Мурома, Илья. Поехал как-то в город Киев, да возле города Чернигова натолкнулся он на силы темные, что ни птица, ни зверь мимо них проскочить не могли, да и пешие и конные люди миновать эти силы не в состоянии были. А Илья Муромец своей силой богатырской да копьем молодецким разметал их и пробился к Чернигову.
Жители города стали его к себе воеводой звать, но он отказался и попросил указать короткую дорогу на Киев. На это жители ответили, что короткая дорога до Киева уже давно травой поросла, потому что никто по ней ни пройти, ни проехать не может. А мешает путникам Соловей Разбойник, который сидит возле березы, у речки Смородины и своим страшным свистом заставляет траву и деревья к земле пригибаться, а люди от свиста замертво падают.
Но Илья Муромец не испугался Соловья Разбойника и поехал прямой дорогой. Добрался он до речки Смородины, тут его Соловей Разбойник увидел и засвистел по-страшному. У Ильи Муромца конь хоть и богатырский был, а спотыкаться стал от этого свиста. Взял тогда богатырь свой лук, тетиву натянул и стрелу пустил в разбойника. Да стрелой ему правый глаз и выбил. После чего стащил Илья разбойника с дерева, к стремени пристегнул и поехал дальше.
Добрался он Киева, и приехал на двор князя Владимира. Тот стал Илью Муромца расспрашивать, кто он и откуда и какой дорогой до Киева добирался. Когда Илья сказал, что ехал прямой дорогой, через Чернигов, князь Владимир ему не поверил. У Чернигова силы темные, да Соловей Разбойник сидит, никого не пускает. На это богатырь ответил, что разбойник у него к седлу привязан, с выбитым глазом.
Устремился князь Владимир на двор, увидал Соловья Разбойника, да и приказал тому засвистеть по-страшному. А тот князя слушать не стал, сказал Илью Муромца звать. Пришел Илья Муромец и велел разбойнику свистеть. Тот засвистел в полную силу, да так, что в теремах окна побились, и много людей замертво попадало. Рассердился Илья Муромец, вывез он Соловья Разбойника из города и отрубил ему голову.
Таково краткое содержание былины.
Главный смысл былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» состоит в том, что нет ничего непреодолимого для русских богатырей. С любой темной силой они могут справиться. Былина учит не искать в жизни легких обходных путей, а идти дорогой прямой, пусть и трудной. Илья Муромец так и поступил. Не испугался он Соловья Разбойника и поехал в Киев по прямой дороге, да и разбойника по пути пленил и в Киев привез его, показать князю Владимиру.
В былине мне понравился главный герой, Илья Муромец. Этот русский богатырь обладает не только огромной физической силой, но и силой нравственной, силой духа русского, которая и помогла ему справиться и с темными силами и с Соловьем Разбойником.
Какие пословицы подходят к былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник»?
Славна богатырями земля русская.
Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает.
Сьюзен Микула · Цифровая библиотека NCSML
Отец
«Мой отец, который к тому времени уже давно работал в армии США, создал подполье, когда коммунисты пришли к власти после 48 года, они создал подпольную организацию под названием Biela légia — Белый Легион, целью которой была антикоммунистическая деятельность. Они собирались вещать на территории Чехии и Словакии, пытались вывести людей, думали о написании брошюр и антикоммунистической литературы для распространения.Так что у них было это активное подполье, и как только к власти пришли коммунисты, подполье начало действовать».
Мать
«Летом 1949 года ее арестовали коммунисты. Посадили в тюрьму, держали в тюрьме. Ее не пытали, но угрожали пытками. Они не давали ей спать три ночи и три дня, применяли лишение сна, угрожали ее детям, касались ее кожи бритвенными лезвиями и говорили: «Вы должны сообщить нам эту информацию».Они действительно просили ее назвать некоторых людей, и, в ее растерянном состоянии, через несколько дней — после трех дней и трех ночей этого — она назвала одного человека, который потом, когда ей сказали стоять там и потом обернувшись, она услышала, как подъехала инвалидная коляска, и этого человека так сильно избили, но он все еще смотрел на мою мать и отрицал, что знает ее. Но, конечно, она опознала его, и этого было достаточно. Несмотря на то, что она не знала политики, она не думала о политике, тем не менее ассоциации с нами было достаточно.
Приспособление к Америке
«Я преподаю в университете, и мои студенты считают своего рода «американским идеалом» то, что можно приехать в Америку и добиться успеха — любой может добиться успеха. И я использую свою историю, чтобы как бы сказать и да, и нет. Да потому что мы приехали с двумя чемоданами, ничего. Мой отец какое-то время работал на фабрике, но затем нашел работу в компании, и в конце концов – мы переехали в Детройт через два года после того, как приехали в Милуоки – и мой отец присоединился к Massey Ferguson, международной корпорации, и он был финансовым директором в конец для Massey Ferguson в Соединенных Штатах, его филиала.Так что да, адаптация была сложной, но не невозможной. С другой стороны, когда я говорю это своим ученикам, и они думают, что это подтверждает американский миф, я говорю: «Но вы можете подумать пару вещей». Мы приехали не как бедные беженцы. Мы пришли как образованные люди. Отец свободно владел английским языком, имел степень доктора юридических наук. Так проще сделать, особенно если знаешь английский.
«Маме было намного тяжелее. Когда она приехала в Америку, то буквально не умела готовить – у нее были повара.Она буквально не умела убираться и пошла работать уборщицей в универмаг. И у нее было только два платья, когда она приехала, одно из которых было сшито для нее вручную, темно-синее с белым кружевом, и она пошла чистить в этом платье, потому что это все, что у нее было. Поэтому ей было очень тяжело. Я очень горжусь своей мамой, что она научилась готовить, что она научилась делать все эти вещи, потому что ее заставили».
Словакия
«У меня не было возможности вернуться до 1965 года, и это была очень короткая поездка, и все были очень напуганы.Они заставили меня остановиться в отеле; никто не хотел, чтобы я оставался в их доме. Моя старшая кузина вышла замуж за военного врача; он уехал из города, чтобы даже близко не знать, что этот американский беглец находится в Братиславе, чтобы его статус в армии не был запятнан тем, что он был со мной».