Горе от ума цитатная характеристика чацкого: Цитатная характеристика Чацкого “Горе от ума” 🤓 [Есть ответ]

Содержание

Характеристика чацкого с цитатами из текста горе от ума. Образ и характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».

Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

Противоречия в характере Чацкого

Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Своеобразие мировоззрения героя

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

Чувства и особенности внутренних переживаний героя

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

Значение образа Чацкого

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Фамусовскому обществу, твёрдо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего», точнее — того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей общественное самосознание русского народа, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества.

(Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Чацкого в комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Чацкий в литературе 20-х годов XIX века — это самый яркий образ «нового человека», положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.

Сын покойного друга Фамусова, Чацкий вырос в его доме, в детстве воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров. Рамки комедии не дали возможности Грибоедову подробно рассказать, где учился дальше Чацкий, как он рос и развивался. Мы знаем только, что он человек образованный, занимается литературной работой («он славно пишет, переводит»), что он был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей (очевидно, в составе русской армии).

Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его умственный кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, предохранили Чацкого присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к её народу, критическое отношение к окружающей его действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.

Возвратившись в Москву, Чацкий нашёл в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали её и в старые годы. Он нашёл тот же дух нравственного угнетения, подавления личности, который царил в этом обществе и до войны 1812 года.

Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею — с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно

Всё более ожесточённый характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье; его выпады против дворянского общества становятся всё более резкими.

Чацкий вступает в борьбу с фамусовским обществом. В речах Чацкого со всей отчётливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы.

1. Если Фамусов — защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках, о крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха — века лести и спеси».

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

2. Если Фамусов, и рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить родине, а не прислуживаться начальству: служить бы рад, прислуживаться тошно»,- говорит он. Он защищает право служить просвещению страны путём научной работы, литературы, искусства, хотя и сознаёт, как это трудно в условиях самодержавно крепостнического строя, Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышены! в чип, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным,

Они тотчас: — разбой! пожар! И прослывёт у них мечтателем! опасным!!

Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской — «химик и ботаник».

3. Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам.

Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом. Он высокого мнения о русском народе. Называет его «умным» и «бодрым», то есть жизнедеятельным.

4. Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценность человека видит в его личных достоинствах.

5. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение аристократического общества, страшнее всего,- «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признаёт за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Мол-чалина: «Зачем же мнения чужие только святы?»

6. Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.

С большой полнотой и чёткостью духовные качества Чацкого выявляются в его языке: в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить.


Речь Чацкого — это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека.

По своему словарному составу речь Чацкого богата и разнообразна. Он может выразить любое понятие и чувство, дать меткую характеристику любому человеку и затронуть разные стороны жизни. Мы встречаем у него и народные слова (давеча, впрямь, пуще, чай), и выражения, свойственные только русскому языку: «ни на волос любви», «она не ставит в грош его», «да полно вздор молоть» и другие. Чацкий, как и декабристы, ценит национальную культуру: в его речи много старинных слов (вече, перст, вперит ум, алчущий познаний и т. п.). Иностранные слова он употребляет в том случае, если для выражения нужного понятия нет соответствующего русского слова: климат, провинция, параллель и т. п.

Чацкий строит свою речь в синтаксическом отношении разнообразно. Как оратор он широко пользуется периодической речью. Как литератор он приводит в своей речи цитаты из художественных произведений. В его словах:

Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен! —

Последняя строка представляет собой слегка изменённый стих Державина:

Мила нам добра весть о нашей стороне; Отечества и дым нам сладок н приятен.

(«Арфа», 1798.)

Ум Чацкого сказывается в широком применении им метких афоризмов, то есть кратких изречений-характеристик: «Свежо предание, а верится с трудом», «Блажен, кто верует: тепло ему на свете», «Дома новы, но предрассудки стары» и т. п. Чацкий умеет дать сжатые, но меткие характеристики людям: «Низкопоклонник и делец» (Молчалин), «Созвездие маневровой» мазурки» (Скалозуб), «А Гильоме, француз, подбитый ветерком?»

Тон речи Чацкого всегда отчётливо выражает его душевное состояние. Радостно взволнованный встречей с Софьей, он «оживлён и говорлив». Его остроты над москвичами в этот момент добродушны, речь его, обращенная к Софье, дышит лиризмом. В дальнейшем, по мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого всё больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Чацкого в комедии Горе от ума – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

&nbsp

  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Чацкий и фамусовское общество. (3) Я прочитал великолепную комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума». Она создавалась автором в течение восьми Кто же Чацкий: победитель или побежденный? (3) «Горе от ума» — сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова. В этой пьесе через столкновения
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. &quotС выдумкой идем по жизни&quot Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Роль частей речи в художественном произведении

  • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…», в свое

Главный герой комедии — А.А.Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам.Чацкий рано лишился родителей и, будучи сыном умершего друга Фамусова, Андрея Ильича Чацкого, рос и воспитывался в доме. Ф.Чацкий с нежностью вспоминает о детстве, проведенном вместе с Софьей, в которую влюблен. О настоящих занятиях Чацкого говорит Фамусов:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти-так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению.Смысл жизни он видит в служении народу, Родине.
Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о «Нес торе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак.Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях,которые «не в войне,а в мире брали лбом,стучали об пол,не жалели», о тех, «чья чаще гнулась шея».
Он презирает людей,готовых
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать,пошаркать,пообедать.
Он клеймит «век минувший»: «Прямой был век покорности и страха». Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся вписаться в полк шутов». Критически относится к засилью иностранцев:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный,бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне,»вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим высоким и прекрасным». Стремление Чацкого «служить», а не «прислуживаться»,служить «делу», а не «лицам», его «связь с министрами» и дальнейший полный разрыв — это намек на желание прогрессивно настроенной молодежи преобразовать общество мирным, просветительским путем.
Чацкий ничего не сделал, но он говорил, и за это его объявили сумасшедшим.Старый мир борется со свободным словом Чацкого, используя клевету. Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов, когда они считали, что много можно добиться словом,и ограничивались устными выступлениями. Однако, борьба словом не приводит к победе. Старый мир еще настолько силен,что побеждает Чацкого, бегущего из дома Фамусова и из Москвы.Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримость взглядов между Чацким и Фамусовским обществом ставит нашего героя в трагическую ситуацию.По замечанию Гончарова,его роль «страдательная»: в одно и тоже время он и «передовой воин»,»застрельщик», и при этом он «всегда жертва». «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», — так определял значение Чацкого И.А.Гончаров.

А. С. Грибоедов решил написать свое сатирическое произведение «Горе от ума» по разным причинам, и разные люди из его же общества стали стереотипами выдуманных им героев. Так вот, что касается главного героя Чацкого, то некоторые утверждали, что этот персонаж уж очень сильно напоминал друга Грибоедова — Петра Чаадаева, который резко критиковал и которого тоже когда-то из-за различий во взглядах с обществом объявили сумасшедшим. Но есть мнение, что этот герой стал прототипом самого автора, на которого тоже легла тень сумасшествия, и тоже из-за того, что он пошел вразрез мнению устоявшихся взглядов в обществе, поэтому его и отправили служить в Теперь с большим интересом хочется разобраться с темой «Цитатная характеристика Чацкого» и узнать, что это был за человек, которого общество приняло за умалишенного. Может, в этом и есть доля правды…

Цитатная Появление героя

Все гениальные люди немного сумасшедшие, так как зачастую по-другому смотрят на, казалось бы, самые привычные вещи и обстоятельства. К таким сумасшедшим наверняка приписывали и Пушкина, и Лермонтова с их вольнолюбивой поэзией, обличавшей современные нравы и правителей.

Что же касается нашей темы «Цитатная характеристика Чацкого» («Горе от ума», 1 действие), то ее можно начинать раскрывать с того пояснения, что Чацкий — дворянин, который возвращается в Москву из-за границы, чтобы поскорее встретиться с Софьей Фамусовой. Он не виделся с ней почти три года. В детстве они дружили, потом их отношения переросли в любовь, но Чацкий неожиданно уехал, даже не предупредив об этом Софью. И вот в первом действии он появляется в доме Фамусовых и торопится повидаться с Софьей, но она встречает его очень холодно, так как не простила его и теперь уже очень сильно увлечена Молчалиным.

Молчалин — антипод

Любит Грибоедов противопоставлять героев, и, конечно же, полная противоположность Чацкому, особенно если сравнивать их по характерам, мировоззрению и положению в обществе, это Молчалин. Он является типичным представителем постепенно изживающей себя фамусовской эпохи. Молчалин в произведении в общении с людьми сама кротость и воспитание, однако он является олицетворением эгоизма, чинопочитания и лести. Этот герой — безликий тихоня, про которых принято говорить, что он может дойти до степеней известных, «ведь нынче любят бессловесных». Он готов заискивать и преклоняться перед кем угодно, лишь бы в угоду своих корыстных целей. Карьера и получение высокого чина для него превыше всего. Понятия чести и гордости у него отсутствуют. Он всегда готов подстраиваться под сильных мира сего, и даже сам отмечает, что уже в его года «не должно сметь свое суждение иметь».

Молчалин — двуличный молодой человек, он обманывает Софью и, когда никто не видит, ухлестывает за служанкой Лизой. Однако Грибоедов все же разбавил его многочисленные пороки умеренностью и аккуратностью.

Новое поколение

Цитатная характеристика Чацкого очень сильно отличается от Чацкий — представитель нового зарождающегося общества и, напротив, очень открытый и уверенный в себе молодой человек. Он самый настоящий патриот, но ушедший со службы, потому как не видел в ней проку. Чацкий в службе не находит пользы для государства и народа, но если бы он только захотел, то мог бы сделать хорошую карьеру, «он малый с головой», «и славно пишет, переводит», то есть знает языки. Как видно, цитатная характеристика Чацкого и Молчалина говорит сама за себя.

Чацкий — декабристского плана человек, он верит, что Россия стоит на пороге рассвета, где не будет несчастного и угнетенного народа, и резко осуждает Он уверен, что общество рано или поздно очнется. А насчет службы он кидает реплику, что готов служить государству, а не отдельным лицам. Или другая известная его фраза: «служить бы рад», но, как говорится дальше, «прислуживаться тошно».

Цитатная характеристика Чацкого («Горе от ума») — философия нового образа жизни

Очень жаль, но у таких людей, как Чацкий, почти не бывает друзей, он одинок, даже человек, которого он любил, стал к нему равнодушен. Общение его с окружающими построено на беседах и монологах, вызывающих споры и конфликты, и обращены они в первую очередь не к оппоненту, а к обществу в целом.

Грибоедов специально противопоставляет этих двух героев, чтобы ярче раскрыть их сущность и характер. Он преподносит их как две философии и две науки жизни веков нынешних и минувших, но симпатизирует и полностью одобряет взгляды и суждения Чацкого — умного, образованного и честного человека.

Заключение

В то время в большом количестве имело таких, как Молчалин и Фамусов, но и оно уже не имеет силы зажимать уши и уходить от правдивых речей таких людей, как Чацкий, который все-таки сумел растормошить соразмеренную жизнь московских господ. А это значит, что он вышел победителем.

Вот так примерно можно открыть тему сочинения «Цитатная характеристика Чацкого». Но рассуждения могут быть совершенно разными, ведь у каждого имеется своя точка зрения.

), принадлежит к лучшей части тогдашнего русского молодого поколения. Многие литературные критики утверждали, что Чацкий – резонер. Это совершенно неверно! Резонером можно назвать его только постольку, поскольку автор его устами выражает свои мысли и переживания; но Чацкий – лицо живое, реальное; у него, как и у всякого человека, есть свои качества и недостатки. (См. также Образ Чацкого .)

Мы знаем, что Чацкий в молодости часто бывал в доме Фамусова , вместе с Софьей учился у учителей-иностранцев. Но такое образование не могло удовлетворить его, и он уехал за границу странствовать. Путешествие его длилось 3 года, и вот мы видим Чацкого снова на родине, в Москве, где протекало его детство. Как всякому человеку, вернувшемуся домой после долгой отлучки, ему здесь все мило, все возбуждает приятные воспоминания, связанные с детством; он с удовольствием перебирает в памяти знакомых, в которых он, по свойству своего острого ума, непременно видит смешные, карикатурные черты, но делает это вначале безо всякой злобы и желчи, а так, для смеха, для прикрасы воспоминаний: «француз, подбитый ветерком…», а «этот… черномазенький, на ножках журавлиных…»

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Перебирая типичные, иногда карикатурные стороны московской жизни, Чацкий горячо говорит, что когда

«…постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!»

Этим Чацкий совершенно отличается от тех молодых людей, которые, возвращаясь из-за границы в Россию, относились ко всему русскому с презрением и восхваляли только все то, что они видели в чужих странах. Именно благодаря этому внешнему сравнению родного русского с иностранным развилась в ту эпоху в очень сильной степени галломания , которая так возмущает Чацкого. У него разлука с родиной, сравнение русской жизни с европейской, вызвали только еще более сильную, более глубокую любовь к России, к русскому народу. Вот почему, попав вновь после трехлетнего отсутствия в среду московского общества, он под свежим впечатлением видит всю утрировку, все смешные стороны этой галломании.

Но горячий от природы Чацкий уже не смеется, он глубоко возмущается при виде того, как «французик из Бордо» царствует среди московского общества только потому, что он – иностранец; возмущается тем, что все русское, национальное вызывает насмешку в обществе:

«Как европейское поставить в параллель
С национальным – странно что-то!» –

говорит кто-то, возбуждая общий смех одобрения. Доходя в свою очередь до преувеличения, Чацкий в противовес общему мнению говорит с негодованием:

«Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев».
………………………
«Воскреснем ли когда от чужевластья мод,
Чтоб умный, добрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев?» –

подразумевая под «немцами» иностранцев и намекая на то, что в обществе в ту эпоху все говорили между собой на иностранных языках; Чацкий страдает, понимая, какая бездна отделяет миллионы русского народа от правящего класса дворян.

С ранних лет детям давалось иностранное воспитание, которое понемногу отдаляло светскую молодежь от всего родного, национального. Чацкий вскользь иронизирует над этими «полками» иностранных учителей, «числом поболее, ценою подешевле», которым доверялось воспитание дворянской молодежи. Отсюда – незнание своего народа, отсюда непонимание тяжелого положения, в котором находился русской народ, благодаря крепостному праву . Устами Чацкого Грибоедов высказывает мысли и чувства лучшей части тогдашнего дворянства, возмущавшегося несправедливостями, которые влекло за собой крепостное право, боровшегося с произволом заядлых крепостников. Чацкий (монолог «А судьи кто?..») яркими красками изображает картины такого произвола, вспоминая одного барина, «Нестора негодяев знатных», обменявшего нескольких из своих верных слуг на трех борзых собак; другого, – любителя театра, – который

«На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей»; –

он заставил «всю Москву дивиться их красе». Но потом, для того, чтобы расплатиться с кредиторами, распродал поодиночке этих детей, изображавших на сцене «амуров и зефиров», разлучив их навсегда с родителями…

Чацкий не может спокойно об этом говорить, душа его возмущается, сердце болит за русский народ, за Россию, которую он горячо любит, которой он хотел бы послужить. Но как служить?

«Служить бы рад – прислуживаться тошно», –

говорит он, намекая на то, что среди множества государственных чиновников он видит лишь Молчалиных или таких вельмож, как дядя Фамусова Максим Петрович.

Сюда, я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне, карету!»

В этом бурном порыве отчаяния видна вся пылкая, неуравновешенная, благородная душа Чацкого.

Александр Чацкий из комедии Грибоедова Горе от ума: описание и характер героя

Александр Чацкий является главным героем комедии «Горе от ума», написанной известным писателем А. Грибоедовым в стихотворной форме. Автора этого интереснейшего произведения уже долгие годы в русской литературе считают предвестником нового социально-психологического типа, которому присвоено название «лишний человек».

Оглавление:

  • Краткая характеристика Чацкого
  • Биография героя
  • Описание Чацкого
  • Противоречия в характере героя
  • Своеобразное мировоззрение героя
  • Краткая цитатная характеристика Чацкого
  • Значение образа Чацкого

Комедия была написана в годы революционных тайных организаций декабристов. Автор затронул в ней борьбу прогрессивно мыслящих людей с обществом дворян и крепостников, иными словами, борьбу нового и старого мировоззрения. В А. А. Чацком писатель воплотил множество качеств передового человека эпохи, в которой пребывал сам. По его убеждениям созданный им герой близок к декабристам.

Содержание

Краткая характеристика Чацкого

Характер Чацкого в комедии можно определить в следующем:

  • в многообразии эмоционального и в то же время простого портрета,
  • положительности героя, который является прирожденным максималистом,
  • во всех его чувствах и действиях.

Если он влюбляется, то до такой степени, что ему «целый мир кажется прахом и суетой», он обладатель невыносимой честности и незаурядного ума, постоянно жаждущего дополнительных познаний. Благодаря своим знаниям он трезво видит проблемы политики, ущемленное состояние русской культуры, гордость и честь в людях, но в то же время совершенно слеп в любовных делах. Чацкий — сильная личность, боец по своему характеру, причём воевать он рвется сразу со всеми, но часто вместо победы получает разочарование.

Биография героя

Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова, возвращается к возлюбленной, Фамусовой Софье, которую не видел долгих три года, с ней Чацкий был знаком с детства. Когда они повзрослели, полюбили друг друга, но непредсказуемый Чацкий неожиданно уехал за границу, откуда за все время не написал ни слова. Софья обиделась за то, что осталось брошенной, и, когда возлюбленный приехал, встретила его «холодно». Сам Чацкий говорит, что «он хотел объехать весь свет, но не объехал и сотой доли его», при этом главной причиной его отъезда послужила военная служба, после которой, по его плану, он хотел встретиться с Софьей.

Его любовь к этой девушке — чувство искреннее. Он хочет верить во взаимность, поэтому не может поверить, что она влюблена в Молчалина. Но понимает, что заблуждается, когда становится свидетелем его объяснения с Лизой. После этого Чацкий страдает и называет свою любовь сумасшествием. В ответ на его слова Софья говорит, что «нехотя с ума свела». Именно это высказывание и послужило началом развития сплетен о сумасшествии героя, а также, по мнению многих, опасного по своим убеждениям человека.

Описание Чацкого

Чацкий прямой, гордый и благородный человек, который смело высказывает своё мнение. Он не хочет жить прошлым и видит правду будущего, не приемлет жестокость помещиков, противится крепостного права, карьеризма, чинопочитания, невежества и неправильного отношения общества к рабской морали и идеалам минувшего века. Из-за того, что он является борцом за справедливость и мечтает приносить пользу обществу, ему трудно находиться в безнравственном обществе, ведь среди лживых и подлых людей он не может найти себе места.

По его мнению, общество осталось точно таким же, как было три года назад. Он провозглашает уважение и гуманность к простому человеку и службе делу, а не к лицам, которые против свободы мысли и слова, утверждает прогрессивные идеи существующей жизни и современности, процветание искусства и науки, а также уважение к национальной культуре.

Чацкий хорошо пишет, переводит, ищет знаний в путешествиях и служит в Министерстве. При этом перед иностранцами он не преклоняется и смело выступает за отечественное образование.

Его убеждения раскрываются в спорах и монологах с представителями фамусовского общества. Свое неприятие к крепостному праву он подтверждает в воспоминаниях о театре «Нес торе негодяев знатных», в котором подчеркивает обмен верных слуг на борзых собак.

Интересно: краткая характеристика главных героев Горе от ума Грибоедова.

Противоречия в характере героя

Если внимательно вчитаться в конфликт между героем картины и людьми, с которыми ему ничего не остается, как спорить, можно понять, что его характер неоднозначен. Это ярко выражено в следующих его высказываниях:

  • когда он приезжает к Софье и начинает беседу со слов, в которых использует сарказм и язвительный тон: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»,
  • при этом не задается целью уколоть своих собеседников и Софью, поэтому удивленно спрашивает ее: «…Ужели слова мои все… клонятся к вреду?».

Образ Чацкого в пьесе представляет собой вспыльчивого и в некоторых словах бестактного дворянина, в чем его и упрекает возлюбленная. И все же этот резкий тон можно оправдать искренним возмущением существующей безнравственностью общества, в котором он вынужден находиться. А бороться с ним — дело его чести.

Такое поведение героя связано с тем, что все вопросы, которые его затрагивают, не находят отклик в душе этого противоборствующего человека, ведь он умен и способен анализировать и прогнозировать новое будущее, без крепостного права и чванства. Именно поэтому он не может справиться с собственными эмоциями и возмущением. Его ум не в ладу с сердцем, а это означает, что он расточает свое красноречие в том числе и на тех, кто совершенно не готов к восприятию его убеждений и доводов.

Своеобразное мировоззрение героя

Чацкий в комедии раскрывает мировоззрение самого автора. Он, как и Грибоедов, не может понять и принять рабского преклонения русского народа перед иностранцами. В пьесе несколько раз подвергается насмешкам традиция, согласно которой для воспитания детей принято нанимать учителей из-за границы, автор подчеркивает: «…хлопочут набирать учителей… числом поболее… подешевле».

Особенное отношение Чацкий имеет и к службе. Для отца Софьи, оппонента Чацкого, в данном произведении точно определено к нему отношение Фамусова в следующих словах: «не служит… и в том… пользы не находит». Ответ Чацкого относительно такого высказывания также четко отражает его позицию: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Поэтому он с таким гневом говорит о привычках общества, которое возмущает его, а именно в презренном отношении к обездоленным людям и умении выслуживаться в глазах влиятельных лиц. Если Максим Петрович, дядя Фамусова, для удовольствия императрицы у нее на приеме нарочно подает образец для подражания и старается услужить ей, то для Чацкого он — не больше чем шут, и он не видит в кругу консервативного дворянства тех, кто мог бы подать достойный пример. В глазах героя пьесы эти аристократы — противники свободной жизни, склонные к праздности и мотовству, они «страстные к чинам», и им нет дела до справедливости.

Раздражает главного героя и стремление дворян везде цепляться за полезные знакомства. Он считает, что они посещают балы именно с этой целью, и не согласен с этим, ведь, по его мнению, не стоит смешивать дела с весельем, т. к. всему должно быть свое время и место.

В одном из монологов Чацкого автор подчеркивает его недовольство тем, что, как только в обществе появляется человек, который желает посвятить себя искусству или науке, а не жажде чина, все его начинают опасаться. Он уверен, что таких людей боятся, ведь они угрожают комфорту и благополучию дворян, потому что вносят в устройство устоявшегося общества новые идеи, а аристократы не хотят расставаться со старым укладом своей жизни. Именно поэтому сплетни о его сумасшествии оказываются очень кстати, т. к. это позволяет обезоружить противника в неугодных дворянам взглядах.

Краткая цитатная характеристика Чацкого

Все черты характера Чацкого и его манеры общения никогда не будут приняты обществом, которому хотелось бы жить спокойно и ничего не менять. Но главный герой не может согласиться с этим. Он достаточно умен, чтобы понять низость, эгоизм и невежество аристократов, и яро высказывает свое мнение, пытаясь открыть глаза на правду. Однако правда не нужна устоявшимся принципам старомосковской жизни, чему герой пьесы не в силах противостоять. Основываясь на неуместных, но в то же время умных доводах Чацкого, его называют сумасшедшим, что очередной раз доказывает причину «горя от ума».

Приведем в пример некоторые высказывания главного героя:

  • Выслушав сказанное Фамусовым о Максиме Петровиче, Чацкий говорит: «Он презирает людей… ему зевать на потолок…»,
  • Он презренно клеймит минувший век: «Прямой был век покорности» и одобряет молодых людей, которые не имеют жадного желания вписаться в полк аристократов и «шутов»,
  • Имеет критическое отношение к заселению иностранцев на территории России: «Воскреснем ли… от чужевластья мод? Чтоб… народ… нас не считал за немцев…».

А. А. Чацкий по своей сути делает благое дело, т. к. подобными высказываниями держит под защитой право человека и свободу выбора, к примеру, занятий: жить в деревне, путешествовать, «вперить ум» в науки или же посвятить свою жизнь «искусствам… высоким и прекрасным».

Стремление героя не «прислуживаться», а «служить делу, а не лицам» — это намек на поведение прогрессивно настроенной молодежи изменить общество просветительским и мирным путем.

Он в своих высказываниях не чуждается таких народных слов, как «давеча», «чай», «пуще», он использует в речи поговорки, пословицы и следующие крылатые выражения: «полно вздор молоть», «ни на волос любви» и с легкостью цитирует классику: «и дым Отечества нам… приятен». Кроме этого, подтверждает свой ум и знания, используя иностранные слова, но только в том случае, если в русском языке им нет аналогов.

Он лиричен в рассказах о любви к Софье, ироничен, иногда подшучивает над Фамусовым, немного едок, ведь не принимает критику, которая, по его мнению, — критика «прошлого века».

Чацкий — непростой персонаж. Если говорить остроумными фразами, он метит сразу в глаз и бисером «разбрасывает» выведенные им характеристики. Главный герой этой сложной комедии искренен, и это самое главное, несмотря на то, что его эмоции считаются неприемлемыми. Но при этом их можно считать внутренним богатством героя, ведь благодаря им можно определить настоящее его состояние.

Значение образа Чацкого

Создание образа Чацкого — это желание автора показать русскому народу назревающий раскол сформировавшейся дворянской среды. Роль данного героя в пьесе драматична, т. к. он пребывает в меньшинстве тех, кто вынужден отступить в этой словесной борьбе за справедливость и покинуть Москву. Но он не оставляет свои взгляды даже в такой ситуации.

Грибоедов не имел задачи показать слабость своего героя, наоборот, благодаря его образу он показал отсутствие сильного общества и начало времени Чацкого. И поэтому неслучайно подобных героев считают в литературе «лишними людьми». Но конфликт выявлен, а значит, смена старого на новое в итоге неизбежна.

По словам И. А. Гончарова , роль Чацкого в этом произведении «страдательная» и в одно и то же время он является и «передовым воином», и «застрельщиком», и «жертвой». «Герой сломлен количеством силы старой, но при этом наносит ей смертельный удар качеством силы свежей», — обозначил писатель.

А. С. Пушкин после прочтения пьесы отметил, что первым признаком умного человека считается то, что с первого взгляда нужно знать, с кем ты имеешь дело, и бисера перед Репетиловыми не метать, но И. А. Гончаров , напротив, считал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Чацкий как комическая и трагическая личность. Пушкин о комедии и о Чацком. По эффектному анализу пьесы и роли

Недавно прочитал великолепное произведение замечательного поэта А.С. Грибоедов «Горе от ума». В этой комедии Чацкий стал для меня самым запоминающимся и любимым персонажем. В своем эссе я хотел бы представить его вам и немного рассказать о нем.

Александр Андреевич Чацкий — главный герой смешной комедии Грибоедова «Горе от ума», предвестник «лишнего человека». Его родители умерли в детстве, поэтому Чацкий жил в семье Фамусовых, но, повзрослев, съехал.

С детства дружил с Софьей, дочерью Фамусовых, а потом влюбился в нее. Он был холост, богат, образован, выступал за «настоящее время», в связи с этим возник конфликт с хозяином дома. Он обо всем имел свое мнение, твердо отстаивал свою точку зрения, презирал глупых и необразованных людей.

Само произведение было написано в 1816-1824 годах, когда молодые люди привносили в общество новые идеи, настроения, стремились к модернизации, свободе духа. Главный мотив А. С. Грибоедова в комедии — свобода личности. Сам Чацкий стремился к «творческим, высоким и прекрасным искусствам», а также мечтал «ввести в науку ум, жаждущий знаний». Но самое главное, он ненавидит все прошлое, в том числе и рабское поклонение, холопство, холопство, поэтому хочет видеть всех людей свободными и равными.

Единственная беда Чацкого в том, что он смело излагает свои мысли и отстаивает свои убеждения и взгляды перед людьми с совершенно противоположным мышлением. В результате чего, как я уже говорил ранее, возникает конфликт. Его трагедия в том, что он совершенно несовместим с «ушедшим веком» и отстаивает свои взгляды. Но московское общество его не понимает и объявляет сумасшедшим, потому что он пытается показать всем, насколько они неправы. А может быть, они просто видят в главном герое силу и боятся, что Чацкий действительно сможет все изменить, переделать то, к чему они так привыкли.

На самом деле, я считаю Чацкого исключительно положительным героем, который боролся за справедливость для таких людей, как члены Общества Фамус. Мне близки его высказывания о неравенстве и несправедливости, царивших в то время в нашей стране. Я полностью согласен с его мнением.

Также Чацкий может быть нам близок тем, что Грибоедову удалось представить его не в виде какого-то «идеального» борца за правду, дом и честь, а в виде обычного человека, такого же, как мы с вами. Однако он не совсем совершенен, как кажется на первый взгляд, в его образе есть и свои недостатки. Самым главным, на мой взгляд, можно считать то, что Чацкий не оправдал образ умнейшего человека из всех персонажей, представленных Грибоедовым, так как стал спорить и продолжил этот конфликт с Фамусовым и его соратниками на протяжении всей комедии. По словам величайшего немецкого поэта И. Гёте: «Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее», можно смело осуждать Чацкого за его безрассудство.

В свою очередь, хотелось бы посоветовать прочитать это произведение другим детям или, может быть, даже взрослым, потому что оно действительно заставляет задуматься и осмыслить свое поведение или отношение к кому-то в своей жизни.

Сюжет: Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Цель: расширить знания учащихся, привести весь материал в систему, обобщить его, сделать выводы о значении образа Чацкого в комедии.

Оборудование : компьютер, фрагменты видеофильма «Горе от ума», презентация «Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума».

План урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Проверка домашнего задания.

4. Создать новую тему.

5. Введение в новую тему:

а) ознакомление с планом работы над изображением; беседа по вопросам с привлечением текста;

в) просмотр видеоролика;

6. Результат урока. Отражение.

7. Домашнее задание.

Во время занятий.

    Введение в план работы.

1.) прошлое Чацкого; его занятия; Как автор вводит эту информацию в пьесу?

2) Личная драма Чацкого.

    Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?

    Как характеризует его речь Чацкого?

    Кто Чацкий — победитель или побежденный?

    Значение образа Чацкого.

2. Просмотр видеоролика «Первое появление Чацкого» (Д.И.)

Какое чувство вызывает у читателей его первое появление? Что они знают и чего не знает он?

3. Проверить домашнее задание. Студенческие сообщения по теме:

Мимо Чацкого.

Личная драма Чацкого.

4. Беседа по вопросам, работа с текстом.

Что вызывает возмущение Чацкого?

Каковы его собственные идеалы?

Что говорит Чацкий? Групповая работа.

5. Прослушивание фрагмента (видеоролика) «Монолог Чацкого «Кто судьи?». Вопрос Разговор: Как старый мир борется с Чацким? Кто победит в этой борьбе?

6. Чтение фрагмента статьи И.А. Гончаров «Миллион мук» о Чацком.

7. Слово учителя о значении образа Чацкого.

Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ярко выражены: он требует освобождения закрепощенной личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.

Чацкий один?

На первый взгляд кажется, что Чацкий совсем один. Но если прочитать пьесу, то видно, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Федора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и неверии», к ним относятся и те студенты, которые учились у этих профессоров.

Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.

Чацкий — типичный образ. Таких, как он, в русской жизни было не так много, меньшинство протестовало, но Грибоедов понимал, что за такими людьми будущее, и создавал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.

8. Составление плана характеристики Чацкого.

    Первая встреча читателя с Чацким.

    Личная драма Чацкого и качества, проявившиеся по отношению к Софье.

    Чацкий в борьбе со старым миром.

    Клевета как способ борьбы феодалов с Чацким; доносное слово как средство борьбы Чацкого.

    Речевая характеристика Чацкого.

    Значение образа Чацкого.

    Чацкий — победитель и жертва (оценка Гончаровым образа Чацкого)

    Чацкий — выразитель взглядов декабристов.

    Типичный образ Чацкого.

9. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Выучить наизусть один из монологов Чацкого. Составьте из текста афоризмы. Проанализируйте эпизод «безумия» Чацкого.

Необходимо, чтобы коллектив исполнителей знал, что Грибоедов был в русской армии в 1812 году, куда он пошел добровольцем и где столкнулся лицом к лицу с народом, научился любить и уважать его. И тогда слова Чацкого в монологе «Миллион мук…» об «умных и энергичных» людях прозвучат так, как об этом мечтал Грибоедов, вкладывая в уста Чацкого дорогие ему мысли.

Современная историческая мысль считает, что Грибоедов был членом тайного общества. Недаром в 1826 г. он был арестован и обвинен в участии в декабрьском восстании. Он был освобожден только из-за отсутствия улик. Однако известно, что он был предупрежден об аресте и успел сжечь все компрометирующие его бумаги, а на следствии декабристы защищали его так же, как и Пушкина.

Действительно, только человек, стоящий на трибуне декабристов, ненавидящий крепостное право и готовый положить жизнь свою за освобождение народа, мог бы создать строки, наполненные таким страстным гневом:

«Тот Нестор знатных злодеев,

Толпа, окруженная слугами;

Ретивые, они в часы вина и драки

И честь и жизнь спасали не раз: вдруг

Променял на них трех борзых!!!

Или тот вон тот, который для шалостей

Он возил в крепость балет на многих фурах

От матерей, отцов отвергнутых детей?!

Сам погружен в разум Зефиры и Амуры,

Заставили восхищаться своей красотой всю Москву!

Но должники не согласились на отсрочку:

Амуры и Зефиры все

Поштучно продано!!!

Понять эпоху, в которой живут лица, изображенные в пьесе, значит раскрыть одно из главных предполагаемых обстоятельств.

Изучая эпоху, мы приступим к изучению окружения, окружающего персонажей.

Семья Фамусовых, их родственники, друзья и гости жили в Москве, что нам сегодня трудно представить. Эта Москва была застроена после пожара 1812 года. Дома строились не очень богато (исключение составляли дворцы), но просторные. Многокомнатные и основные, нижний этаж и антресоли, тесные, с низкими потолками. Фасад на улицу обязательно украшали колонны и треугольный лепной фронтон, а за домом обычно находился двор со службами и часто большой сад. По этой Москве путешествовали только верхом, в больших экипажах или повозках. С нашей точки зрения, ужасно медленно. И если актриса, играющая роль Хлестовой, представляет, какой долгий и утомительный путь она проделала, прежде чем войти в гостиную Фамусова, то слова:

«Легко ли в шестьдесят пять

Мне тащиться к тебе, племянница? .. — Мучить!

Ехал ломаный час с Покровки, сил нет;

Ночь — это конец света!» —

будет звучать органично, так как в этих словах она сможет передать истинное благополучие Хлестовой, вызванное трудностью пути.

Этими немногими примерами мы, конечно, не можем исчерпать всего многообразия предполагаемых обстоятельств комедии «Горе от ума».

Работа для воображения актера и режиссера неисчерпаема. Необходимо представить себе не только эпоху, жизнь, отношения всех действующих лиц, но и понять, что у действующих лиц, помимо настоящего, было прошлое и будет будущее.

Станиславский писал: «Настоящее не может существовать не только без прошлого, но и без будущего. Скажут, что мы не можем ни знать, ни предсказать его. Однако желать его, иметь на него взгляды мы не только можем, но и должны…

Если в жизни не может быть настоящего без прошлого и без будущего, то и не может быть иначе на сцене, отражающей жизнь.

Как попасть в прошлое Чацкого? Изучение пьесы поможет нашему воображению.

Чацкий отсутствовал три года. Он уехал из Москвы влюбленным молодым человеком. Он ездил за границу. Где именно — мы не знаем, но можем представить себе и Италию, и Францию. Начало XIX века. И кое-где происходило брожение умов, возникало революционное общество карбонариев. Может быть, Фамусов не так далек от истины, когда восклицает в ответ на гневные речи Чацкого; «Боже мой, он карбонарий!»

Чацкий тоже был в Петербурге — об этом узнаем со слов Молчалина:

«Татьяна Юрьевна что-то рассказывала,

Возвращение из Петербурга

С министрами о вашей связи,

Потом перерыв. ..

Пусть воображение подскажет актеру, чем был вызван разрыв с министрами и с кем еще мог быть связан Чацкий в Петербурге. Может быть, с теми лицами, с которыми явно был связан создатель Чацкого Грибоедов.

Наконец-то вернулся в Москву, где осталась его первая юношеская любовь. Он скучал, он торопился, он

«…сорок пять часов, не моргнув глазом,

Больше семисот верст пронесло — ветер, буря;

А он весь запутался, и падал сколько раз.

И он радуется и Москве, и больше всего встрече с Софьей, любовь к которой созрела и выросла в нем за время разлуки.

Вот если актер почувствует, передумает, нафантазирует это прошлое Чацкого, то он выбежит на сцену не из пустоты, а из живой жизни, которая будет питать его воображение.

И только тогда его слова будут звучать тепло и искренне:

«Немного света — уже на ногах! и я у твоих ног».

Затем идет настоящий Чацкий, которого мы видим на протяжении четырех действий. Но для того, чтобы он был живым, полнокровным, убедительным, актер, играющий Чацкого, должен ясно представлять, где Чацкий исчезает после слов

«Убирайся из Москвы! Я больше сюда не прихожу.

Я бегу, не оглянусь, пойду смотреть мир,

Где есть уголок для обиженного чувства! —

Повозка для меня, повозка!»

Какое будущее у Чацкого? Здесь следует поставить перед собой ряд вопросов, которые непременно помогут актеру — Чацкому в этой роли. Например: может, Чацкий одумается, помирится, пройдут годы и он станет благонамеренным барином, вторым Фамусовым? А может быть, он пойдет по бюрократической линии и станет Молчалиным — только умнее и благороднее? Нет, и это невозможно! А может быть, он в своем страстном протесте против окружающей его среды. феодальный строй с головой окунуться в деятельность тайного общества? Мог ли он быть одним из 120 уехавших в Сибирь после событий 14 декабря? Или, быть может, судьба, подобная судьбе самого Грибоедова, отправленного за тысячи километров от родины в почетную ссылку и уничтоженного в результате политических интриг?

Да, такое будущее возможно для Чацкого. И предвидение такого или подобного будущего окрашивает день, проведенный Чацким в Москве, день его настоящего, так же как он несет на себе следы его прошлого.

Возьмем другой пример из той же пьесы.

Прошлое, настоящее и будущее московской барышни — Софьи. Избалованная барышня, единственная дочь богатого и бюрократического отца, росла без матери. Фамусову удалось «принять в мадам Розье вторую мать» для нее. И эта мадам Розье, не вкладывая ни души, ни чувств в воспитание девочки, не привязавшейся к своему питомцу, позволявшей «за лишние пятьсот рублей в год соблазнять себя другими…», тем не менее научила София» и танцуй! и пена! и нежность! и вздохнуть! Своей одинокой душой и тоской по любви Софья привязалась к Чацкому, но, обиженная его отъездом, не могла ни понять его, ни оценить. А потом возвела Молчалина в герои — и вот настоящая София разворачивается перед глазами зрителя.

Его будущее легко представить. Она или зачахнет с теткой в ​​глуши саратовской деревни, или будет рада хоть выйти замуж за Скалозуба, и, может быть, когда-нибудь простит Молчалину… Во всяком случае, она навсегда останется в стане фамусовцев Окружающая среда. Все это следует из ее прошлого и настоящего, ярко описанного Грибоедовым.

Можно ясно представить себе прошлое и будущее Фамусова, Молчалина и Лизы.

Окунувшись воображению в прошлое и будущее наших героев, изучив их отношения, окружение и эпоху, мы поймем, насколько важны предложенные обстоятельства для истинной и глубокой возможности воссоздать в пьесе авторский замысел.

Грибоедов в лице Чацкого критиковал просветительские иллюзии, слишком безмятежное принятие жизни, беспочвенные мечты «романтического» характера. Ни в жизни, ни в литературе автор «Горя от ума» не был сторонником романтизма. Однако самый ход жизни и работа над комедией заставили Грибоедова несколько изменить свое отношение к романтизму, пересмотреть прежние взгляды. Грибоедов поставил Чацкого в ситуацию, выглядевшую вполне жизненной, но оказавшуюся «романтической»: одинокий, отвергнутый, чуждый обществу герой, которого враждебное ему общество не понимает и выталкивает из своего окружения. То, что романтик Чацкий должен быть смешон для отрицателя романтизма Грибоедова, естественно. Но то, что молодой человек новой морали окажется в «романтической» ситуации, порожденной самой жизнью, было, пожалуй, новостью и для самого автора. Оказалось, что, вопреки общественным убеждениям и литературно-эстетическим воззрениям Грибоедова, романтизм был не чем-то поверхностным, привнесенным извне, «модным» и слишком «мечтательным», а самым злободневным и жизненным. Финал комедии представляет нам другого Чацкого — повзрослевшего, повзрослевшего и поумневшего. Переживания героев наложили на него неизгладимый отпечаток. Из героя, попавшего в комические ситуации, который иногда выглядит нелепо, Чацкий вырастает в героя трагического, понимающего, что ему нет места в этом обществе, что оно его выталкивает, безжалостно отбрасывает, не оставляя надежды. Чацкий не может найти удовлетворения ни в службе, ни в светском кругу, ни в любви, ни в семье. В начале комедии мы видим самоуверенного Чацкого, сознающего, что он выше московского светского общества. Финал комедии демонстрирует, что Чацкий не только не вышел победителем из конфликта с барской Москвой, но вынужден был бежать от него, чтобы сохранить себя как личность, как личность. Иначе он не сможет защитить себя от безумия, не метафорического, а реального.

Самое главное, что в душе Чацкого не преодолено столкновение между прошлым и настоящим. Прошлое-настоящее столкновение, принимающее форму «расстроенного ума и сердца», переворачивается во внутренний мир Чацкого. Разум героя связан с настоящим, сердце с прошлым. Трагедия Чацкого в его отношениях с Софьей во многом обусловлена ​​этим расколом. Сердце Чацкого живет прошлым — он помнит прежнюю Софью, о детских играх с ней, об общих увлечениях, сердце его хранит надежду на взаимность. Разум Чацкого опровергает это заветное своими сладкими мечтами и соблазнительными надеждами на каждом шагу. Отсюда — «миллион мук». Чацкий до самого последнего действия мечется между счастливым прошлым и безнадежным настоящим. Он уходит со сцены, потеряв надежду на личное счастье, полный сомнений в своей исторической победе.

Трагедия Чацкого выражена в ситуации «убегания» от привычной среды, «отчуждения» от нее. В отличие от героев романтических поэм Чацкий бежит в никуда, надеясь найти хоть где-нибудь «уголок», чтобы утешить свое «обиженное чувство».

Он обречен на скитания и оказывается неугомонным скитальцем, вечно неудовлетворенным и разочарованным искателем счастья. Эта позиция разочарованного странника очень близка герою романтиков, романтизму вообще. Грибоедов, скептически относящийся к романтизму, к концу своей комедии вынужден признать, что романтический жест Чацкого, его «бегство» есть следствие жизненных обстоятельств, углубляющих разочарование в обществе. Оно, перерастая в непримиримый конфликт, изгоняет героя из той среды, к которой он принадлежал по рождению и воспитанию. Поэтому сама жизнь рождает романтизм и романтических странников вроде Чацкого. Герой становится романтическим изгнанником из-за того, что его убеждения, чувства и весь образ существования не могут примириться с фамусовой Москвой, где его ждет духовная смерть и где он не может сохранить свое лицо. Жизнь делает Чацкого вынужденным романтиком, превращая его в изгоя. Не случайно некоторые из произведений, задуманных Грибоедовым после «Горя от ума», выдержаны в романтическом ключе, в духе романтизма.

Чем возвышеннее и трагичнее становится образ Чацкого, тем глупее и пошлее обстоятельства, в которых он оказывается. Также совершенно очевидно, что образ Чацкого строится Грибоедовым на несоответствии человека и тех позиций, в которых он оказывается. В то же время сценические маски Чацкого — ложного жениха, болтуна, злого умника, рассуждающего героя, умного скептика — каждый раз по-новому сочетаются друг с другом и образуют подчас противоречащие друг другу сочетания. Нет сомнения, что Грибоедов ставил перед собой цель всячески прославить Чацкого. При этом он вовсе не хотел делать из него книжного, искусственного персонажа, а стремился придать ему черты живого человека. Поэтому Грибоедов передал Чацкому наивность, задор, юношеский задор, нетерпение и пылкость.

Чацкий поначалу весьма шутливо и даже небрежно воспринимает мир Фамуса, не видя в нем опасной и грозной силы. Но эта наивная легкость ставит его иногда в сомнительные и странные для положительного персонажа положения. Например, Чацкий произносит монолог на вечере у Фамусова, но не замечает, что его никто не слушает. Здесь его положение напоминает положение Фамусова, заткнувшего уши и не слышащего известия о приезде Скалозуба. Конечно, Грибоедову совсем не хотелось, чтобы Чацкий выглядел смешно. Мысль Чацкого воспарила высоко, он охвачен негодованием и не может остановить обрушивающийся на него поток слов правды. Ему нужно говорить вслух. Поэтому ему все равно (стоит лицом к залу и спиной к сцене), слушают его Софья и гости Фамусова или нет. В данном случае он задуман Грибоедовым как трагическая личность, провозглашающая суровые истины ничтожному обществу. Но персонажи не внимают Чацкому. А раз так, то его слово обращено не к актерам, с которыми он должен общаться на сцене, а к зрителю, и поэтому Чацкий оказывается рассуждающим героем, рупором автора.

Грибоедов с гордым лицом вывел Чацкого. Но тот факт, что возвышенный положительный герой, не лишенный трагизма, попадает в нелепые ситуации и что между его сущностью и этими позициями наметилось противоречие, вызывает сомнение в совпадении замысла комедии с ее исполнением.

Пушкин наиболее полно и принципиально возражал против комедийного замысла и художественного решения Грибоедова образа Чацкого. В письме к П.А. Он ответил Вяземскому так: «…во всей комедии нет ни плана, ни главной мысли, ни правды. Чацкий вовсе не умный человек, а Грибоедов очень умный». В письме к А.А. К Бестужеву Пушкин несколько смягчил свою оценку, но в отношении Чацкого остался тверд: «Кто в комедии «Горе от ума» умный актер? Ответ: Грибоедов. Вы знаете, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший некоторое время с очень умным человеком (а именно с Грибоедовым) и питавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что он говорит, очень умно. Но кому он все это говорит? Фамусов? Фугу? На балу московских бабушек? Молчалин? Это непростительно. Первый признак умного человека — знать с первого взгляда, с кем имеешь дело, а не метать бисер перед Репетиловыми и младшими».

Пушкин видел непоследовательность Грибоедова в том, что Чацкий замечает глупость Репетилова, а сам оказывается в таком же сомнительном и странном положении. Грибоедов, если следовать его замыслу, хотел представить Чацкого высокого героя, но этот герой оказывается в комических ситуациях, и это частью предусмотрено, частью не предусмотрено автором. Он произносит либеральные речи перед теми, кто не может его понять, и говорит, когда никто не слушает. В таком случае, чем он умнее Фамусова или Репетилова? Не получилось ли, что, вопреки замыслу драматурга, Чацкий на словах обвиняет Москву и ее жителей, а на деле Фамусовы и Репетиловы разоблачают Чацкого? Или, легкомысленно перед Фамусовым и его гостями Чацкий невольно становится смешным и не очень умным? В этом случае он больше похож на ложного жениха, злого умника, то есть на комического, редуцированного персонажа, а не на возвышенного и трагического героя (эта роль уготована ему в финале комедии). Он не годится на столь же высокую роль героя-мыслителя, рупора авторских мыслей, так как комические ситуации ему также неприличны.

Основания для такого мнения у Пушкина были. Пушкин сразу отделил Чацкого от Грибоедова: Чацкий добр, благороден, пылок, но, судя по его поведению (а не речам), не очень умный малый, а Грибоедов, судя по речам Чацкого, очень умен (зритель может судить о его поведение не может). Поэтому Чацкий ведет себя наивно, он смешон, и роль возвышенного или трагического героя ему не по плечу. Но Чацкий высказывает умные мысли («Все очень умно говорит», — отмечает Пушкин).

Откуда у героя Грибоедова умные мысли, если он сам «не умный»? От автора, от Грибоедова. Больше их взять было некуда. Грибоедов — единственный источник. «Там, где Грибоедов создает живых персонажей вроде Фамусова, Скалозуба, Загорецкого, Пушкин сразу отмечает удачливость драматурга». Но именно эти персонажи проявляют себя в ходе действия. Герой же, задача которого обличать пороки, может иметь слабости и недостатки, но должен быть положительно умен. Без этого качества самые умные его речи не были бы драматургически оправданы. В комедии, которая не ставит своей целью осудить и наказать «умника», герой должен оставаться умным, и в этом у зрителей и читателей не может быть никаких сомнений. Между тем Грибоедов дает повод усомниться в уме Чацкого.

Пушкин, конечно, прекрасно понимал, что дискредитация Чацкого не входит в намерения Грибоедова. Поэтому незачем защищать Чацкого от Пушкина, уловившего стремление автора «Горя от ума» вывести положительно умного человека, но уловившего и невольное, нежелательное самим Грибоедовым превращение Чацкого в «горячий, благородный и добрый парень». Место умного героя в комедии занял «хороший парень». Эта подмена не удовлетворила Пушкина, так как речи Чацкого были лишены драматического обоснования. Герой был поставлен, по мнению Пушкина, в такие драматические ситуации, которые привели к непредусмотренным автором результатам и повлекли за собой как нарушение общепризнанных законов комедии, так и неожиданное изменение характера Чацкого. Это несоответствие между дизайном и реализацией необходимо было устранить. Как? Только введением авторского голоса, который опять-таки ненамеренно ворвался в комедию. С пушкинской точки зрения получается, что в комедии «Горе от ума» неожиданно появляется другой персонаж — Грибоедов. Чацкий принимает участие в действии и произносит монологи, но содержание речей принадлежит не ему, а незримому Грибоедову, который незадолго до этого беседовал с Чацким, внушал ему свои мысли, и он взялся пересказывать их на сцене, особо не учитывая обстоятельства и возникшие ситуации.

С пушкинской точки зрения это произошло потому, что Грибоедов не преодолел до конца правила драматургии классицизма. Реализм комедии Грибоедова еще очень условен, хотя она и сделала огромный шаг вперед в сторону реализма, особенно в передаче нравов и характеров общества, в языке и стихе. Однако автор выглядывает из-под маски Чацкого, а авторская мысль должна вытекать из драматического действия.

Таким образом, центральная теоретическая проблема, которая представляла большой практический интерес для Пушкина, заключалась не в деталях построения комедии и даже не в образе Чацкого, а в границах выражения авторского сознания в различных жанры, в данном случае – комедии. Пушкин оценил комедию «Горе от ума» с позиций историзма и новых реалистических исканий, которые свойственны его творчеству в Михайловском, в период работы над «Евгением Онегиным», лирикой, балладами, «Борисом Годуновым» и «Графом Нулиным». «. Не осуждая избранных Грибоедовым законов комедии, он убедительно показал, что традиционные рамки классической комедии, как бы творчески они ни перерабатывались, уже недостаточны для новых — еще только зарождающихся — принципов реалистического искусства.

Пушкинская оценка комедии «Горе от ума» отражает один из начальных этапов становления реализма и во многом объясняется теми художественными задачами, которые стояли не только перед Пушкиным, но и перед всей русской литературой. Пушкин, точно обозначив слабости классицизма и романтизма, уже шел дальше, и в свете пройденного пути ему яснее открывались противоречия комедии. Рецензия Пушкина на «Горе от ума» — несомненное тому свидетельство. На переходе от классицизма и романтизма к реализму русская литература явила обществу вечно живую комедию, наполненную смехом и искрометным умом, в которой, однако, не были разрешены главные трудности. драматический вид и жанр комедии.

Отношение Чацкого к воспитанию. Изречения Чацкого / Paulturner-Mitchell.com

Комедии «Горе от ума» скоро 200 лет, так как она является украшением репертуара многих театров. Все помнят цитаты Чацкого. И все знают, кто это написал. Дипломат и поэт Грибоедов, статский советник. Для более полной характеристики этой личности следует напомнить, что этот человек, весьма эрудированный и компетентный, по темпераменту был гусаром. Он знал, что такое защищать законы чести, и мог защитить ее на дуэли.

Грибоедов — в тройке самых образованных людей России начала XIX века

А Александр Сергеевич был образованнейшим человеком своего времени, знавшим большинство языков Европы и Азия. Удивительно — свободно общаться, кроме родного, на немецком, французском, итальянском, английском, греческом, турецком, арабском. Кроме того, он сослужил большую службу России как виртуозный дипломат. По заключенному им мирному договору с Персией Россия получила 2 ханства. И в этом смысле, по мнению современников, только Грибоедов стоил 20-тысячной армии. Несмотря на опалу, даже император Александр I не мог оставить без внимания награды и усилия дипломата. В этом была сила его образования и ясного ума!

Удивительно ли, что тема просветительства прозвучала в главном произведении жизни Александра Грибоедова? Отношение Чацкого к образованию тесно связано с точкой зрения самого драматурга-дипломата. Однако сначала следует представить себе, какой была сама Россия Грибоедов.

Некультурная, малообразованная Россия начала XIX века

По выражению известного философа Бердяева, страна Россия представляла собой «огромное, необъятное крестьянское царство», возглавляемое местной знатью, «некультурной и ленивой», а также мощной бюрократической бюрократический аппарат. В то же время при всем этом слой людей образованных и культурных был незначительным. Это и есть ответ, почему выраженное отношение Чацкого к воспитанию вызывает такой негатив в фамусовском обществе.

Ведь даже император Александр I, пришедший в качестве либерального прозападного правительства, на момент написания бессмертной комедии Грибоедов возглавлял антиевропейскую оппозицию, приближался к религиозной мистике.

Александр Сергеевич Грибоедов — патриот и гражданин

Что делать, когда фамусовские слова «книги все собрать и сжечь» становятся сутью реакционной позиции бюрократии и помещиков, тайно поддерживаемых царем Их не просто боятся ремикса французской революции у себя на родине, боятся, что их потеснят на Олимпе российской власти.

Вот почему их пугает отношение Чацкого к образованию: ведь в будущем грамотность вызовет изменение курса страны на антикрепостническое и либеральное.

Александр Грибоедов в своей «крамольной» комедии поднимает вопрос, действительно острый для России и реально затрагивающий ее будущее. Более того, пристального внимания заслуживает его трактовка должного уровня системы образования.

Что сказал Грибоедов через главного героя комедии об учебе

В 1816 году в России среди военнообразованных дворян возникает движение декабристов. Это люди, которые во время войны с Наполеоном увидели либеральную жизнь Европы, заметили динамику развития западных демократий. От императора Александра I ждали принятия конституции, отмены крепостного права.

Отношение Чацкого к формации фактически совпадает с позицией декабристов. Предлагаем вам актуальные фразы главного героя комедии.

Приведенные цитаты Чацкого резки и лаконичны! Что хотел выразить этими фразами Александр Сергеевич? Показана несостоятельность сложившейся в России системы дворянского образования. Во-первых, его показной характер. Часто получались непризнанные псевдоуправления. Нанимая их без контроля, они действительно могли чему-то научить. Отношение Чацкого к образованию и просвещению, несмотря на его недавний визит за границу, пророссийское. Он не считает разумным, например, слепо следовать опыту немцев. Более того, юноша убежден, что «умные и энергичные» верующие русские люди, обладающие инстинктом правды, решают многие внутренние проблемы эффективнее, чем западные советники.

Кто выступает против Чацкого в вопросе образования

Местная знать пользовалась неограниченной властью над своими крепостными рабами, регулярно принося им доход. Мудрый мастер был либо глуп, образован, либо нет — разницы не было. Он был богат и полностью командовал своими подчиненными. Создавал ли такой статус стимулы для серьезной учебы местной знати? Ни в коем случае.

В отличие от классических помещиков, дворяне, находившиеся на государственной службе, были вынуждены иметь определенное образование, хотя критерии его были, мягко говоря, низкими. Чиновник тот же Фамусов. Возникает вопрос: неужели нужно много ума работать с документами, следуя принципу «подписал, да с глаз долой»? Высшее воинское звание — Скалозуб. Вот именно его образование и умственные способности вызывают только сожаление…

Взгляды Фамусова противоположные взгляды Чацкого

Ревностное отношение Чацкого к просвещению и просвещению, в котором чувствуется прогосударственная позиция, сталкивается с косной, примитивной позицией Фамусова. Чувствуется, что его лично учили в свое время (как метко сказал Пушкин) «как-нибудь». Однако этот московский дворянин со средним состоянием, не утруждая себя чтением книг, не жалеет времени на пустые светские формальности. И что характерно, его близкий круг дворян и чиновников, которых он знал, солидарен с ним.

Образование Чацкого, в отличие от Фамусова и Молчалина, соответствует стандартам «этого века». Автор не вдается в подробности, но упоминает, что Александр Андреевич вышел за оцепление, чтобы «набраться ума».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *