Фото глинка композитора: Краткая биография Глинка интересное о композиторе Михаиле Ивановиче для детей

М.И. Глинка. Художник А.Г. Горавский. 1869 г.

История создания этого полотна раскрывается в письмах А.Г. Горавского к П.М. Третьякову[1].

9 июня 1869

С.-Петербург [2]

Многоуважаемый мною Павел Михайлович!

<…> У сестры родной покойного Глинки я был недели две тому назад, она мне с удовольствием согласилась [предоставить] все имеющиеся у ней данные и рассказала всю биографию его, равно показывала портреты, из коих только опять все-таки с фотографии можно воспользоваться вполне… <…> Есть у нее в альбоме из лучших оттенков жизни Глинки – это чертежи карикатурные Степанова [3], коих она находит похожими и характерными, и тому мне даст приглядываться.

Исполнить портрет я с удовольствием могу за ту же цену – лишь бы только не торопить меня, а именно по возвращении с летнего сезона. Займусь и, конечно, берусь сделать галлерейно, ибо летом имею сильную жажду поучиться над пейзажной натурой <.

..> Потрудитесь, пожалуйста, сообщить о портрете Глинки, быть может, точно такой величины нужен, как Даргомыжского [4]; тогда мне нужно прислать величину холста. Я забыл снять мерку. <…>

22 октября 1869 [5]

Многоуважаемый мною Павел Михайлович!

Простите, что не так скоро ответил на Ваше письмо, которое получил 10 октября, причиною тому следующее: дорожа Вашею просьбою, после отъезда Вашего через неделю принялся за портрет композитора Глинки с той единственной фотографии, о которой я Вам лично говорил, она хоть очень не дурна, но полутоны полиняли в головке. Нарисовал углем в увеличенном виде на запасном холсте и собрался было писать красками, как вскоре получаю известие от родной сестры Глинки [6], которая вспомнила о превосходнейшем единственном дагерротипном портрете Глинки, снятом в 1852 году, в разгаре его творчества и в самом любимом его постоянном костюме в виде халата, в длинном сюртуке с бархатным воротником и обшлагами, в шляпке с золотою кистью, и что у одной ее родственницы, поклонницы Глинки, хранился, как святыня, сей дагерротип и, если оный уцелел, то постарается мне достать и доставить.

То, конечно, я приостановился начинать красками. Спустя же некоторое время действительно с радостью присылает мне упомянутый дагерротип и вместе сожалеет, что оный попортился от времени. Я получая пакет, открываю маленький портрет в коричневой стеклянной овальной рамочке, пристально всматриваюсь и еле-еле вижу маленький лик и одну левую руку; плохо дело! Взял увеличительное стекло и давай всматриваться – и заметил, что весь портрет опорошен пылью и плесенью, то, дождавшись солнечного дня, вскрыл я рамочку и, вынув пластинку, осторожно стал смахивать собольею кисточкою; как вдруг откуда ни возьмись открылся живой человек с превосходными двумя руками красивыми.

Представить Вы себе не можете моего изумления и радости, ибо подобного дагерротипа в жизни своей не случалось видеть; но что за прелестная и умная голова в свободно привычном костюме: сидящий человек, левою рукою, покоющеюся на кушетке, а правой опущенной на бедро, до того типичное и выразительное лицо, просящееся на полотно, что, несмотря на начало прежнего портрета фасом (снятый в [18]56 году) и несмотря на трудность всматриваться в дагерротипную блестящую пластинку, я с радостью предпочел этот и, долго не думавши, взял губку с мыльною водою и смыл до чиста начатое дело и принялся за новое; и вот посылаю Вам маленький эскиз, в котором мотив понятен и верен, но о экспрессии лица судить нельзя, ибо в маленьком эскизе не стоило усиливать труда. Если Вы вздумаете скоро приехать, то только увидите начерченный и вытушеванный углем на холсте сей портрет величиною одинаковый с портретом митрополита Головинского, а именно: в вышину 1 аршин 12 ½ вершков в ширину 1 аршин и 5 ½ вершков – меньше этого размера, по моему убеждению, не следует. Масштаб логично обдуман, мотив также и Вы вполне можете судить по эскизу. Принимаюсь я за этот портрет с особенной жадностью, так хороши данные, лицо из широких планов, черты оного живописнейшие, усы, бакенбарды и борода с сединою расположены живописью без претензии, взгляд умный, добрый и изумительно хорош и на благородном челе насунута шапка бархатная с золотым шитьем и кистью, без которой он покоиться не мог. Словом, все данные для живописи бесподобны, невольно приохочивают и сравнения нету с данными нескольких карточек фотографических Даргомыжского, с которых приходилось мне отыскивать сходство. А для избежания приключений с дагерротипом Глинки, я пластинку вклеил в папку под толстое зеркальное стекло.

Знаменитый композитор Михаил Иванович Глинка родился в 1804-м году 20 мая, а скончался в 1957-м г [оду] 3-го февраля в Берлине, и именным указом государя императора могила в Берлине была вскрыта и покойник перевезен в Петербург и похоронен вторично в Невском монастыре. Есть надгробный памятник с изображением из бронзы его профильного барельефного медальона. Фотография фасом, с которой я прежде хотел пользоваться, была снята в 1856 году в мае месяце, а дагерротип, с которого я теперь работаю, снят в 1852-м году.

С фотографии был делан бюст [7], но очень не удачен и не похож, так что сестра Глинки – наследница не захотела распространять продажу бюстов и формы держит у себя, а дагерротип забытый и, по ихнему, испорченный, к тому же втайне скрывавшиеся две руки – никем не был и не мог быть по невнятности трактован. Случайная судьба пала на меня и любознательность открыла живого Глинку, (конечно, без всякой ретуши, как зеркало природы), что и дорого для художника. Имея это и узнавши о колорите, мне более ничего не надо, кроме старания исполнить схожим и художественно галлерейно.

Ростом Глинка был 2 аршина и 4 вершка, но голова и плечи довольно большие и лицом полный. Цвет волос темный шапен, с проседью, как у сестры. Глаза темно-серые, впадающие в коричневые, цвет лица между смуглым и белым, впадающий в болезненность. Одним словом, колорит лица и глаз, как у сестры (фамильный). (Натуру мужскую подбираю) Глинка не любил сниматься, а потому обманом сестра его завозила к съемке упомянутых портретов дагерротипных и фотографических. Начинал К.П. Брюллов (1799—1852) с него писать, но по неудаче портрета труд сеанса был уничтожен самим Брюлловым, а есть профиль акварелью в карикатуре, начертанный Степановым — и хранится по сей день в альбоме г-жи Шестаковой, урожденной Глинки. Все нужное разжевано для меня и заботиться более ни о чем не остается, как только с помощью Божею исполнить вещь, дабы вполне обратило внимание ценителей и любителей искусств.<…>

24-го сентября 1870

Почтовая ст[анция] Свислочь [8]

Многоуважаемый мною и дражайший Павел Михайлович!

<. ..> При всем том, что хотя мало времени я имел в деревне нормального, но хоть немного воспользовался портретом Глинки и, дорогой мой Павел Михайлович, не взыщите с меня, что к означенному Вами сроку не поспеет [9].

Так ли, сяк, оный задуман мною вместе с пейзажем выставить. Мотив, Вами мне заданный, весьма серьезен и дорог для меня, а потому исполнить должен так, как только сил и познаний моих хватит. Хоть мешкотно, но надеюсь, что останетесь вполне довольны. <…>

Январь 1871

С.-Петербург [10]

Многоуважаемый мною Павел Михайлович!

Честь имею поздравить Вас и все семейство Ваше с наступившим, текущим Новым годом. Ожидал вас праздниками в Петербурге лично поздравить, но, вероятно, поездка Ваша отложена до масленицы.

Портрет композитора Глинки весь написан с натуры, и с особенным удовольствием жаждаю строжайших замечаний специалистов и физиономистов. Когда приедете и увидите, то надеюсь, что найдете достойным нарядить в хорошую раму, в которой я считаю почти необходимом маску прописать еще раз à la <. ..>

28 декабр[я] 1871

вечером

С.-Петербург [11]

Многоуважаемый мною Павел Михайлович!

<…> При сем сообщаю Вам о своей ошибке, аккуратно уплоченной Вами цифре за портреты Бруни и Глинки [12], которая произошла вследствие экспромтного моего назначения Вам цены, не заглянувши в расчетную свою колею, оная была подробно вычислена и замечена на беггровском счету и в особой книжонке, а именно: при запросе Вами [о] вознаграждении [и] труда моего за Глинки и Бруни мне представилось, что деньги те, которые Вы прислали на рамы, были получены мною в виде задаточной суммы на заказанную Вами живопись, и потому наскоро определил Вам цифру: за один 350, а за другой 400. По вычисленному же мной счету трудового, лучшего времени и расходов, а равно имея отчасти в виду повышенную цену жизни петербургской, у меня в подробном счету назначена цифра следующая: за портреты нижеколенные Бруни 400 р[ублей], а за Глинки 500. Ваша же цифра поставлена в заметке моей за Бруни 350, а за Глинки ничего не поставлено, видно, не было упомянуто Вами.

Не сердитесь многоуважаемый мною Павел Михайлович, за мою откровенность, которую представляю на Ваше благоусмотрение. Но цены эти, говоря по добросовестности, они все-таки значительно менее прежних моих цен, за которыми я в настоящее время особенно не гонюсь. <…>

14 февраля 1872

утром [13]

Многоуважаемый мною Павел Михайлович!

Спешу сообщить Вам, считая долгом, что третьего дня в Академии был комитет и совершался выбор вещей художественных на Лондонскую Всемирную выставку [14], а так как ко мне на квартиру была прислана [картина] для показания Совету из лучших моих произведений, то я, ожидая Вас со дня на день лично видеть, решился послать через присланных из Академии казенных носильщиков портрет Федора Ант[оновича] Бруни, коего Совет Академии в присутствии Владимира Александровича [15] утвердил послать в Лондон.< …>

Надеюсь, что Вы не рассердитесь за сие распоряжение, ибо я помню Ваши слова, что портрет Бруни для Вашей коллекции не так важен, как Глинки, а потому Глинки портрет я не смел послать в Академию, вспомнивши, что у Вас место над роялем давно ожидает упомянутого портрета.

<…>

20 апреля 1872

С.-Петербург [16]

Многоуважаемый мною Павел Михайлович!

Христос воскресе!!!

Честь имею поздравить Вас и все многоуважаемое мною Ваше семейство с наступившими праздниками светло-Христова воскресения при желании здоровья, счастья и провести их в кругу Вашего семейства и добрых знакомых весело. <…>

На большой <…> академической выставке наполнилось столько [произведений — Е.Г.], что в бельэтаже ставить негде и по назначению в[еликого] к[нязя] Владимира Алекс[андровича] Совет рассортировал. Лучшие вещи, 1-го и 2-го номеров, оставить в бельэтаже в двух залах, а похуже наверху, в залах с верхним светом. <…>

Относительно же моих произведений нужно подождать конца суждений и разноголосых отзывов. Насколько покамест слышно между специалистами разного суждения, в сборищах клубов художеств [17] и ученических и в академических субботах, то из портретной живописи признают лучшими Глинки и графчика [А. Л.] Шереметьева и один портрет Шервуда работы [18]. <…>

Редактор Ф. И. Иордан [19] заявил мне, чтобы в Венской всемирной выставке в 1873 году выставить Глинки портрет, то я ответил, что это будет зависеть от властителя П. М. Третьякова, а покамест ничего верного сам я не могу определить. <…>

24 июня 1872

Село – Уборки [20]

Многоуважаемый мною Павел Михайлович!

Письмо Ваше получил я 30 мая, еще в Петербург, а отвечаю теперь из деревни. <…>

Касательно опрометчивой ошибки моей насчет цены, взятой от Вас, я к Вам прежде писал подробно и откровенно, как к другу и отнюдь не желая напрасно воспользоваться прибавкой, а представляя Вам свою ошибку на Ваше собственное же благоусмотрение, с коим мнением остаюсь и в настоящую минуту, так как то письмо было написано без всяких посторонних советчиков и набивателей цен и никому из любителей и поклонников Глинки я ровно никого не заискивал в показание, и хотя бы ценили портрет втрое дороже, то моего убеждения не отвергли бы. Так как настоящий покупатель и оценщик тот, кто на деле платит исправно, а не словами цену большую сулит. К тому же если бы и действительно я в душе чувствовал, что мне от Вас произошла малая оценка труда, то все-таки всегда с полным убеждением и благодарностью приму от Вас скорее полцены, чем от другого целую. Потому именно, что Вы единственный у нас, который двигает и поощряет труд талантливых художников, то есть братьев моих. В этом и тут я чувствую и получаю заплату себе, а благодарность, уважение и святость к Вашей особе, истинно, в чувствах моих неизменных к вам навсегда. <…>

Пока не удалось установить, какими путями, в какие годы портрет М.И. Глинки работы А.Г. Горавского попал в Московскую консерваторию.


[1] См.: Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. М.: Государственное издательство «Искусство». Т. 1. 1960; Т. 2. 1968. В т. 1 письма подготовлены к печати и примечания к ним составлены научными сотрудниками Государственной Третьяковской галереи Н. Г. Галкиной, М.Н. Григорьевой, в т. 2 к ним присоединилась Н.Л Приймак. Сохранены все особенности орфографии и пунктуации, характерные для данного издания, которое в дальнейшем будет называться сокращенно — Письма.

[2] Письма. Т. 1. С. 244–245.

[3] Портреты-шаржи Н.А. Степанова (1807 — 1877).

[4] Портрет А.С. Даргомыжского (1813 — 1869) А.Г. Горавский написал по заказу П.М. Третьякова в марте — апреле 1869 года. См.: Письма. Т. 1. С. 229–230, 232, 234. Дальнейшая судьба портрета неизвестна.

См.: Письма. Т. 2. С. 445.

[5] Письма. Т. 1. С. 261–263.

[6] Л.И. Шестаковой.

[7] Очевидно, Горавский имеет в виду бюст М.И. Глинки, исполненный скульптором Ф.Ф. Каменским (1836—1913). Письма. Т. 1. С. 346.

[8] Письма. Т. 2. С. 25–26. Свислочь — почтовая станция Минской губернии. См.: Письма. Т. 2. С. 86.

[9] В примечаниях к письмам отмечается, что «портрет Глинки с трудом давался Горавскому, и он, сдав его П. М. Третьякову в 1869 г., несколько раз брал для доработки, закончив его в 1871 г.» (Письма. Т. 2. С. 434-435).

[10] Письма. Т. 2. С. 38–39.

[11] Письма. Т. 2. С. 60–61.

[12]«Невозможно определить сумму, уплаченную за каждый из портретов, так как в списке с обозначением сумм, уплаченных за картины, рукой П. М. Третьякова значится: в 1871–1872 г.г. «Горавскому 875». Это, очевидно, цена портретов, так как ничего больше П.М. Третьяков в эти годы у А.Г. Горавского не приобретал» (Письма. Т. 2. Примечания. С. 445).

[13] Письма. Т. 2. С. 67.

[14] «Впервые Россия приняла участие во Всемирной выставке в Лондоне в 1862 г. В 1872 г. по желанию Александра II Академия художеств вновь участвовала в Лондонской (Кенсингтонской) выставке» (Письма. Т. 2. Примечания. С. 447).

[15] Президент Совета Академии, великий князь (прим. Е.Г.).

[16] Письма. Т. 2. С. 73–75.

[17] «Встречи художников происходили по пятницам в Художественном клубе, существовавшем с 1863 по 1877 г. в Петербурге» (Письма. Т. 2. Примечания. С. 450).

[18] Шервуд Владимир Осипович (1832 — 1897) — портретист, скульптор, архитектор (см.: Письма. Т. 2. Примечания. С. 451).

[19] Иордан Федор Иванович (1800–1883) — гравер. С 1871 г. — ректор классов по живописи и скульптуре в Академии художеств (см.: Письма. Т. 2. Примечания. С. 451).

[20] Письма. Т. 2. С. 84–86.

Содержание

Михаил Глинка — биография, факты, фото

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – русский композитор. Произведения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов: Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского и других. Работал в жанрах оперы, романса, симфонической и камерной музыки.

В биографии Глинки есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Михаила Глинки.

Биография Глинки

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Он рос и воспитывался в семье отставного капитана Ивана Николаевича и его жены Евгении Андреевны.

До 6-летнего возраста воспитанием Михаила занималась его бабушка по лини отца, которая полностью отстранила мать от опеки сына. По словам Глинки, он рос нервозным, мнительным и болезненным ребенком-недотрогой.

После смерти бабушки, мальчик вновь оказался под полным влиянием матери, которая делала все возможное, чтобы избавиться от следов прежнего воспитания. С 10 лет он начал обучаться игре на пианино и скрипке. Спустя 3 года родители привезли Михаила в Петербург, где определили в Благородный пансион при Главном пединституте.

Здесь Глинка учился музыке у знаменитых педагогов. Интересен факт, что в данный период биографии юноша близко познакомился с Александром Пушкиным, младший брат которого был его одноклассником. В 1822 г. он благополучно окончил Благородный пансион.

Творчество

В скором времени после выпуска из пансиона, Михаил начал писать свои первые произведения. В начале 1820-х годов он сочинил несколько романсов. Любопытно, что один из них – «Не пой, красавица, при мне», был положен на стихи Пушкина.

После этого Глинка начал писать необычайно много композиций, пробуя свои силы в разных музыкальных жанрах. Стоит заметить, что он стремился выйти за рамки устоявшихся шаблонов бытовой музыки.

В 1823 г. Михаил Глинка побывал на Кавказе, где лечился минеральными водами. Здесь он познакомился с музыкой местных народов, которая произвела на него большое впечатление. Тогда же ему удалось познакомиться с такими видными деятелями, как Василий Жуковский, Адам Мицкевич и Александр Грибоедов.

В 1829 г. Глинка вместе с Николаем Павлищевым опубликовал «Лирический альбом», в который входили несколько произведений Михаила. В следующем году он начал жаловаться на здоровье, в связи с чем решил сменить петербургскую сырость на более благоприятный климат.

Музыкант отправился лечиться в Европу, посетив ряд немецких и итальянских городов. В Италии Глинка исследовал вокальный жанр бельканто и написал немало произведений в «итальянском духе». К тому моменту биографии его композиции уже соответствовали высочайшему классу.

Именно тогда у Михаила сформировался собственный «почерк». Летом 1833 г. он отправился в Германию. Тут он брал уроки у Зигфрида Дена. Спустя год он получил известие о смерти отца, по причине чего был вынужден вернуться домой.

В 1834 г. Глинка принялся за написание своей первой оперы «Жизнь за царя», которую окончил спустя пару лет. После этого она была поставлена на сцене Петербургского Большого театра. Тогда же он получил должность капельмейстера Придворной певческой капеллы, которую возглавлял 2 года.

В конце 1842 г. композитор представил свою очередную оперу «Руслан и Людмила», которая подверглась жесткой критике. Михаил Глинка был очень огорчен такой реакцией общественности. К тому же, он переживал кризис в личной жизни, что еще больше ухудшило его психическое и физическое здоровье.

В результате, Михаил решил отправиться в очередную долгосрочную поезду по Европе, посетив несколько французских и испанских городов. Со временем к нему вновь вернулось вдохновение, благодаря чему он сочинил ряд произведений, включая «Арагонскую хоту» и «Воспоминание о Кастилии».

Картина «Пушкин и Жуковский у Глинки»

Возвратившись на родину, Глинка начал часто получать приглашения на разные светские мероприятия, которые чрезмерно утомляли его. Это привело к тому, что он решил снова выехать за границу. В 1848 г. мужчина прибыл в Варшаву, пробыв там около 2-х лет.

В данный период биографии композитор написал симфоническую фантазию «Камаринская». Важно заметить, что в данном произведении автор заложил новый тип симфонической музыки, сумев мастерски воссоединить разные ритмы, настроения и характеры.

Последние 5 лет жизни Глинка провел в разъездах. Во время 2-летнего пребывания в Париже, он работал над симфонией «Тарас Бульба», которую так и не успел закончить. После начала Крымской войны Михаил Иванович возвратился в Россию. Тут мужчина занялся написанием мемуаров – «Записки», которые были изданы уже после его смерти.

Личная жизнь

В ходе путешествий по Европе, Глинка стал героем нескольких любовных романов. Приехав в Россию, он взял в жены свою дальнюю родственницу Марию Иванову. Однако этот брак не принес ему семейного счастья.

Живя с нелюбимой супругой, Михаил начал оказывать знаки внимания Екатерине Керн – дочери музы Пушкина, которой поэт посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Между ними завязался бурный роман, продолжавшийся на протяжении около 10 лет.

Михаил Глинка с женой

В свою очередь, Мария также не хранила верность своему мужу, о чем прекрасно знал Глинка. Спустя 6 лет Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда об этом стало известно композитору, он смог получить развод, но на Керн так и не женился.

В зрелом возрасте Михаил часто общался с Пушкиным, который был старше него всего на 5 лет. Их дружба продолжалась вплоть до гибели гениального поэта. По словам музыкального критика Владимира Стасова, они оба создали новый русский язык – один из них в поэзии, а другой – в музыке.

Смерть

Михаил Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине, в возрасте 52 лет. Причиной его кончины стала простуда, которая привела к обострению хронической болезни печени.

Композитора похоронили на лютеранском кладбище, но через 3 месяца, по настоянию его сестры Людмилы, его перезахоронили на петербургском Тихвинском кладбище.

Фото Глинки

Екатерина Керн

Если вам понравилась краткая биография Глинки – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

Композитор Глинка М. И.: творчество и краткая биография

Русский композитор Глинка оставил значительный след в мировой музыке, стоял у истоков своеобразной русской композиторской школы. Его жизнь вместила многое: творчество, путешествия, радости и трудности, но главное его достояние – это музыка.

Семья и детство

Родился будущий выдающийся композитор Глинка 20 мая 1804 года в Смоленской губернии, в селе Новоспасском. Отец его, отставной капитан, имел достаточное состояние, чтобы жить безбедно. Прадед Глинки был поляком по происхождению, в 1654 году, когда Смоленские земли перешли к России, он получил российское гражданство, принял православие и зажил жизнью русского помещика. Ребенка сразу отдали на попечение бабушки, которая растила внука в традициях того времени: держала его в душных комнатах, не развивала физически, закармливала сластями. Все это плохо отразилось на здоровье Михаила. Он рос болезненным, капризным и изнеженным, сам себя впоследствии называл «мимозой».

Глинка почти стихийно научился читать после того как священник показал ему буквы. С раннего возраста он проявлял музыкальность, сам научился на медных тазах имитировать колокольный звон и подпевать песням няни. Только в шесть лет он возвращается к родителям, и они начинают заниматься его воспитанием и образованием. К нему приглашают гувернантку, которая помимо общеобразовательных предметов учила его игре на фортепьяно, позже он еще осваивает скрипку. В это время мальчик очень много читает, увлекается книгами о путешествиях, эта страсть превратится потом в любовь к перемене мест, которая будет владеть Глинкой всю жизнь. Также он немного рисует, но музыка занимает главное место в его сердце. Мальчик в крепостном оркестре узнает много произведений того времени, знакомится с музыкальными инструментами.

Годы учебы

Прожил в деревне Михаил Глинка недолго. Когда ему было 13 лет, родители отвезли его в недавно появившийся в Санкт-Петербурге Благородный пансион при Педагогическом институте. Учиться мальчику было не очень интересно, так как большую часть программы он уже освоил дома. Его гувернером был бывший декабрист В. К. Кюхельбекер, а одноклассником — брат А. С. Пушкина, с которым Михаил впервые встретился в это время, а позже стал дружен.

В пансионерские годы он сходится с князьями Голицыными, С. Соболевским, А. Римским-Корсаковым, Н. Мельгуновым. В этот период он значительно расширяет свой музыкальный кругозор, знакомится с оперой, посещает многочисленные концерты, а также занимается с известными музыкантами того времени — Бемом и Фильдом. Он совершенствует свою пианистическую технику и получает первые уроки композиторской профессии.

Известный пианист Ш. Майер занимался с Михаилом в 20-х годах, обучая его работе композитора, правя его первые опусы, давая основы работы с оркестром. На выпускном вечере пансиона Глинка в паре с Майером сыграл концерт Гуммеля, публично продемонстрировав свое мастерство. Композитор Михаил Глинка окончил пансион вторым по успеваемости в 1822 году, но желания учиться дальше не испытывал.

Первый опыты сочинительства

Окончив пансион, композитор Глинка не спешил искать службу, благо материальное положение это ему позволяло. Отец не торопил сына с выбором места работы, но не думал, что он всю жизнь будет заниматься музыкой. Композитор Глинка, музыка для которого становится главным в жизни, получил возможность съездить на воды на Кавказ для поправки здоровья и за границу. Он не оставляет занятий музыкой, изучает западноевропейское наследие и сочиняет новые мотивы, это становится для него постоянной внутренней потребностью.

В 20-х годах Глинка пишет знаменитые романсы «Не искушай меня без нужды» на стихи Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на текст А. Пушкина. Появляются и его инструментальные произведения: адажио и рондо для оркестра, струнный септет.

Жизнь в свете

В 1824 году композитор М. И. Глинка поступает на службу, становится помощником секретаря в Канцелярии путей сообщения. Но служба не задалась, и в 1828 году он подает в отставку. В это время Глинка обрастает большим количеством знакомых, общается с А. Грибоедовым, А. Мицкевичем, А. Дельвигом, В. Одоевским, В. Жуковским. Он продолжает заниматься музыкой, участвует в музыкальных вечерах в доме Демидова, пишет много песен и романсов, издает вместе с Павлищевым «Лирический альбом», где были собраны произведения разных авторов, в том числе и его самого.

Заграничный опыт

Путешествия были очень важной частью жизни Михаила Глинки. Первый большой зарубежный вояж он совершает после выпуска из пансионата.

В 1830 году Глинка отправляется в большое путешествие в Италию, которое растянулось на 4 года. Целью поездки было лечение, но оно не принесло должного результата, да и музыкант не занимался этим всерьез, постоянно прерывая курсы терапии, меняя докторов и города. В Италии он знакомится с К. Брюлловым, с выдающимися композиторами того времени: Берлиозом, Мендельсоном, Беллини, Доницетти. Под впечатлением от этих встреч Глинка пишет камерные произведения на темы зарубежных композиторов. Он много занимается за рубежом с лучшими педагогами, совершенствует исполнительскую технику, изучает теорию музыки. Он ищет свою сильную тему в искусстве, и таковой для него становится тоска по дому, она подталкивает его к написанию серьезных произведений. Глинка создает «Русскую симфонию» и пишет вариации на русские песни, которые потом войдут в другие крупные сочинения.

Большой композиторский труд: оперы М. Глинки

В 1834 году у Михаила умирает отец, он получает материальную независимость и приступает к написанию оперы. Еще за рубежом Глинка понял, что его задача – писать по-русски, это стало толчком к созданию оперы на национальном материале. В это время он входит в литературные круги Санкт-Петербурга, где бывали Аксаков, Жуковский, Шевырев, Погодин. Все обсуждают русскую оперу, написанную Верстовским, этот пример вдохновляет Глинку, и он принимается за наброски к опере по новелле Жуковского «Марьина роща». Замыслу не суждено было реализоваться, но это стало началом работы над оперой «Жизнь за царя» по сюжету, подсказанному Жуковским, по мотивам легенды о Иване Сусанине. Великий композитор Глинка вошел в историю музыки именно как автор этого сочинения. В нем он заложил основания русской оперной школы.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года, успех был грандиозным. И публика, и критики приняли сочинение чрезвычайно благосклонно. После этого Глинка получает назначение капельмейстером Придворной певческой капеллы и становится профессиональным музыкантом. Успех окрылил композитора, и он приступает к работе над новой оперой по поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Он хотел, чтобы либретто написал поэт, но его безвременная кончина помешала осуществлению этих планов. В сочинении Глинка демонстрирует зрелый композиторский талант и высочайшую технику. Но «Руслан и Людмила» была принята более прохладно, чем первая опера. Это очень расстроило Глинку, и он вновь собрался ехать за границу. Оперное наследие композитора небольшое, но оно имело решающее влияние на развитие национальной композиторской школы, и до сих пор эти сочинения являются ярким образцом русской музыки.

Симфоническая музыка Глинки

Развитие национальной темы нашло свое отражение и в симфонической музыке автора. Композитор Глинка создает большое количество сочинений экспериментального характера, он одержим поиском новой формы. В своих сочинениях наш герой показывает себя как романтик и мелодист. Произведения композитора Глинки развивают такие жанры в русской музыке, как народно-жанровый, лирико-эпический, драматический. Самыми значительными его сочинениями являются увертюры «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота», симфоническая фантазия «Камаринская».

Песни и романсы

Портрет Глинки (композитора) будет неполным, если не упомянуть его песенное творчество. Всю жизнь он пишет романсы и песни, которые приобретают невероятную популярность уже при жизни автора. Всего им написано около 60 вокальных произведений, из которых самыми заметными являются: «Я помню чудное мгновение», «Признание», «Попутная песня» и многие другие, которые и сегодня являются частью классического репертуара вокалистов.

Частная жизнь

В личной жизни композитор Глинка не был удачлив. Он женился на милой девушке Ивановой Марье Петровне в 1835 году, надеясь найти в ней единомышленника и любящее сердце. Но очень быстро появилось множество разногласий между мужем и женой. Она вела бурную светскую жизнь, тратила очень много денег, так что даже доходов от имения и оплаты за музыкальные труды Глинки ей не хватало. Он был вынужден брать учеников. Окончательный разрыв происходит, когда в 1840-х годах Глинка увлекается Катей Керн, дочерью музы Пушкина. Он подает на развод, в это время выясняется, что его жена тайно обвенчалась с корнетом Васильчиковым. Но расставание затягивается на 5 лет. За это время Глинке пришлось пережить настоящую драму: Керн забеременела, требовала от него решительных мер, он субсидировал ее избавление от ребенка. Постепенно жар отношений угас, и когда развод был получен в 1846 году, Глинка уже не имел желания жениться. Остаток жизни он провел один, увлекался дружескими пирушками и оргиями, что пагубно отразилось на его и без того слабом здоровье. 15 февраля 1857 года в Берлине Глинка скончался. Позже по требованию его сестры прах покойного был перевезен в Россию и захоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.

Секреты Глинки. Историк — о композиторе и его наследии на Смоленщине | КУЛЬТУРА

15 февраля исполнилось 165 лет со дня смерти великого композитора, основателя русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки. «АиФ-Смоленск» побеседовал с историком Надеждой Деверилиной, которая рассказала о влиянии Михаила Ивановича Глинки на регион и своих интересных находках из архивов страны о роде Глинок.

Знакомство с композитором

— Главное направление ваших краеведческих поисков – изучение истории рода Глинок. Почему вы выбрали эту тему и как давно занимаетесь ей?

— Работая над дипломной работой в МГУ, я приехала в Пушкинский дом (ИРЛИ) в Петербург, чтобы поработать с архивными источниками. В каталоге увидела, что там хранятся несколько писем М.И. Глинки. Не надеясь, что мне их выдадут, заказала. И, о чудо — бережно разворачиваю драгоценные листы. Одно из писем – к другу Николаю Степанову из Новоспасского: «У нас здесь рай земной, погода превосходная, и, несмотря на то, что осень, еще зелено. Жаль, что на короткий срок еду, а то бы можно и поохотиться. Здесь у многих славные псовые охоты».

Цитата известная, но к этим листкам, исписанным гусиным пером, прикасался Глинка! Потом у меня были встречи в Новоспасском с Т. К. Королевой, беседы о Глинке и мечты о музее в родовой усадьбе композитора. А в 1982 году музей в Новоспасском открылся, и можно было приехать и побродить по его залам. Потом были поездки в архивы Москвы и Петербурга, музеи страны, чтобы собрать сведения о старинном роде Глинок. Кстати, это Ю. Лотман сказал: «Все Глинки благородны, как древние римляне!».

В феврале день памяти М.И. Глинки (1804-1857). Но если говорить о других его сородичах, их уже более тысячи набралось за время от середины 17 века, когда они присягнули на службу России, до наших дней. Вместе с коллегами мы составили подробную родословную. В ней гордость рода М.И. Глинка, поэт и герой 1812 года Ф.Н. Глинка, издатель С.Н. Глинка, выдающиеся ученые почвовед К.Д. Глинка, химик Н.Л. Глинка и многие другие.

— И все же Михаил Иванович по-прежнему в центре изысканий?

— Музыковеды неустанно пытаются раскрыть секреты его творчества. Историки, краеведы изучают его эпоху, что дает возможность приблизиться к пониманию того, в каких условиях композитор жил и создавал свои гениальные произведения. Я свою задачу вижу в том, чтобы изучать окружение  М.И. Глинки, его смоленские связи, общение. Детальным описаниям посвятила публикации о глинкинских усадьбах семьи и близких композитора (Новоспасское, Лучеса, Шмаково), а также родственников – Даньково, Закуп, Загусинье…

— Вами изданы «Письма Евгении Андреевны Глинки» (матери Михаила Ивановича). Почему только недавно состоялось знакомство читателей с ними? Разве не было раньше, в XIX – начале XX вв., возможности с ними познакомиться?

– Ученые знали, что они существуют и хранятся в Москве в архиве русской литературы, читали их, отдельные строки цитировали, но полностью они не были изданы. Ведь ранее было принято героизировать образ композитора, бытовая повседневная жизнь, житейские коллизии рассматривались сквозь призму идеологии. Сейчас появляется больше интереса к жизни семьи с ее горестями, радостями, сложностями.

В этих письмах матушка Глинки обращается к дочери Марии, упоминая любимого сына: «Вот к вам и Миша мой, надолго ли, как и что – ничего не знаю. В случае нужды прибереги его, он добрый, но несчастный горемыка. Что с ним будет и как, ничего не знаю, и за него болит душа моя». Глинка в это время тяжело переживал развод, и с этим связано беспокойство матери. Но ведь тогда уже зрел замысел «Руслана и Людмилы», и Глинку почитали за его оперу «Жизнь за царя»! А сердце материнское все тревожилось о сыне.

Для издания писем (их 19) мне потребовалось три года, чтобы сделать подробные комментарии, найти сведения о смоленских усадьбах и лицах, которые упомянуты в письмах. Читая трогательные строки, понимаешь, как счастлив был Глинка, ощущая такую материнскую заботу!

А недавно, после долгих поисков, я обнаружила в архиве запись о рождении Евгении Андреевны 24 декабря 1783 года и следом, через неделю, есть запись о смерти ее матери, Елены Афанасьевны. Мы знали, что Евгения рано осталась сиротой (отец умер, когда ей не было и 8 лет), оказалось что матушку она могла ощущать всего лишь считанные дни и часы. Познавшая ранее сиротство, всю свою любовь Евгения Андреевна отдала детям (их у нее было 13). Кстати, свои письма Евгения Андреевна подписывала: «Ваша усердная мать Евгения Глинка».

Узнать Глинку, открыв ему сердце

— Какие еще документы были вами найдены в архивах?

— Из различных архивных источников – документы о хозяйственной деятельности отца Глинки Ивана Николаевича, в том числе выявила, за что он был удостоен ордена св. Владимира. По представлению М.Барклая-де-Толли — за строительство лазаретов в Ельне и Дорогобуже накануне Отечественной войны 1812 года, чем, как написано в документе, «отвратил предстоявшую чрезмерную потерю в государевых людях». Собраны сведения о дядюшках Глинки – Афанасии Андреевиче из Шмакова, Иване Андреевиче из Лучесы. О том, как тело погибшего в полоцком сражении в 1812 году ополченца Павла Андреевича разыскал его брат Иван Андреевич, перевез и упокоил в родной земле. И многое другое.

— Исполнилось 165 лет со дня смерти М.И. Глинки. Чем пополнилась за эти годы российская глинкиана?

— У современной Глинкианы были две вершины: 150-летие и 200-летие со дня рождения композитора. К этим датам вышло много книг. Свои труды посвятили музыковеды Е. Канн-Новикова, М. Арановский, С. Мамаев, С. Тышко, С. Фролов и многие-многие другие. А в 2019 году в издательстве «Молодая гвардия» в серии «ЖЗЛ» вышла биографическая книга «Глинка» Екатерины Лобанковой. А ведь предыдущая книга о композиторе в этой серии вышла в 1950 году! Книга Лобанковой – об уникальном внутреннем мире великого композитора, его творческом пути.

— Для далекого от музыкального мира слушателя наследие Глинки исчерпывается операми «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Камаринская». Как вы считаете, какие произведения должен знать каждый смолянин?

– Сам Глинка писал: «искусства, а, следовательно, музыка, требуют чувства». Узнать Глинку можно, открыв ему сердце. Не услышав, не полюбишь! Юным читателям хочу порекомендовать ходить в филармонию, на музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. «Новая опера» привозила смолянам концертный вариант «Руслана и Людмилы». Арии из опер, романсы (их у Глинки около 80), другие произведения звучат на смоленской сцене. Молодежи от 14 до 22 лет рекомендую оформить «Пушкинскую карту», она дает возможность получать бесплатные билеты на концерты и спектакли.

Гений, оставивший след на Смоленщине  

— Какое влияние оказал М.И. Глинка на регион? В чем его наследие на Смоленщине?

– По моему убеждению, Смоленщина без Глинки была бы иной. Да это и представить невозможно! Без великолепного памятника на Блонье, без Концертного зала его имени, без легендарного фестиваля, без Музея-усадьбы в Новоспасском, без глинкинских уроков в музыкальных школах! Это и отношение прославленных музыкантов, таких как В. Федосеев, В. Гергиев, Ю. Башмет и других, которые с особым чувством откликаются на приглашение выступить на Смоленщине. Имя Глинки придает особое звучание, особые краски характеру нашего региона.

А Новоспасское, наряду с Хмелитой и Фленово, вошло во всероссийский туристический маршрут «Романтика дворянских поместий». Сотрудники музея-усадьбы М.И. Глинки всегда тепло, сердечно встречают посетителей, как принимали друзей и гостей в первой половине XIX века радушные родители М. И. Глинки – Иван Николаевич и Евгения Андреевна!

 

Надежда Владимировна Деверилина окончила МГУ им. М.В. Ломоносова. Заместитель председателя Смоленского областного краеведческого общества, советник-эксперт Департамента Смоленской области по культуре, заслуженный работник культуры РФ.

Невыдуманные истории: забавные эпизоды из биографии композитора Михаила Глинки

Михаил Глинка по праву считается «отцом» русской классической музыки. Ведь именно он впервые ввел в русскую музыку национального героя. Как и со многими известными людьми, в реальной жизни с Михаилом Глинкой не раз случались всевозможные, а порой и забавные истории. Ниже представлены эпизоды из биографии Михаила Глинки, составленную в жанре «истории из жизни великих людей».

О тёще и супруге композитора

«Мой маленький Моцарт» — именно такое прозвище дала Михаилу Глинке его тёща, так как она очень благоволила к его музыкальным увлечениям. Узнав об этом, один из его друзей спросил:

— Она так любит Моцарта?

— Что ты! — замахал руками Глинка. — Она его знать не знает, но как-то прослышав, что Моцарт благодаря музыке страшно разбогател, надеется, что эта участь постигнет и её зятя…

Удивительно, что и жена Михаила Ивановича Глинки в музыке тоже ничего не смыслила. Сам же Глинка, будучи композитором, иногда сильнее других проникался музыкальными произведениями. И вот, однажды, Глинка вернулся с концерта,в котором исполнялась Седьмая симфония Бетховена. Музыка тронула композитора до слёз, а когда его жена это увидела, то очень изумилась:

— Что с тобой, Michel?!

— Бетховен… — едва смог выговорить Глинка и заплакал.

— Боже мой, да что он тебе сделал, этот Бетховен?

О высокой самооценке композитора

Но, несмотря на то, что музыка Бетховена тронула Михаила Глинку до слёз, сам он никогда не взялся бы её исполнять. Дело в том, что из всех композиторов Михаил Иванович признавал лишь Глюка, Шопена и самого себя, поэтому исполнял только свои и их произведения. А по поводу известных пианистов даже однажды отметил: «Звучно играют, да не благозвучно». Даже Ференц Лист, который был покорен творчеством Глинки, не сумел добиться его благосклонности. Поначалу, правда, Глинка положительно относился к творчеству Листа, но потом что-то в его вкусах резко изменилось. Сам Михаил Глинка предпочитал избегать всяких высказываний о Листе, но, однажды, его друг Калмыков озвучил мнение Глинки о Листе:

«Лицом худ, волосом длинен и белокур. В одной руке жупел, в другой – колья. Сел, взыграл: зала потряслася, и многие беременные женщины повыкидывали».

Опера «Руслан и Людмила»

Возможно, за такую завышенную самооценку Михаил Глинка и поплатился, когда ставил свою вторую оперу — «Руслан и Людмила». Так как первая его работа прошла со сногсшибательным успехом, то ко второй он отнесся менее серьезно. Высшее общество оперу освистало, а царь Николай I и вовсе, не дождавшись конца оперы, после четвёртого акта демонстративно вышел из зала.

Рассказывают также, что великий князь Михаил Павлович был невысокого мнения о Михаиле Глинке. И, когда надо было как-то наказывать своих провинившихся офицеров, то он всегда отправлял их на оперу «Руслан и Людмила» со словами: «Более ужасной пытки для моих ребят я придумать не могу!».

Но есть и другие воспоминания, связанные с постановкой этой оперы. Когда Михаил Глинка репетировал её с певцами, то никак не мог добиться от певицы Лилеевой нужного звучания. Она имела необычный, но маловыразительный голос. А в её партии Гориславы в первую очередь нужна была выразительность пения. И тут Михаил Глинка пошел на хитрость — он неожиданно ущипнул певицу, от чего она сразу вскрикнула. Вот тут-то Глинка и обрадовался: «Вот! Вот этого мне и надо! Теперь ты сама видишь, душа моя, что в этой фразе можно прибавить и жизни, и выразительности. Вот так и пой, иначе я снова повторю мою маленькую педагогическую хитрость».

Несмотря на осуждение со стороны публики, опера «Руслан и Людмила» в свой первый сезон прошла 32 раза в Петербурге, и столько же в Париже. Для сравнения, опера «Вильгельм Телль» Джоакино Россини в свой первый парижский сезон была дана только 16 раз.

Илья Репин. М.И. Глинка за сочинением оперы «Руслан и Людмила»

Об исполнении Бетховена

Случались с Михаилом Глинкой и другие интересные истории, связанные уже с частным аспектом его жизни. Однажды у него дома были гости, и трое из них решили исполнить Бетховена. Хоть все они и были ярыми поклонниками его музыки, но вот исполнение этой музыки у них хромало на обе ноги. Глинка долго ждал, прежде чем не выдержать и начать ходить по комнате, при этом демонстративно топая ногами.

— Михаил Иванович, что с вами? Почему вы так топаете? — спросил один из гостей.

— Так нельзя, господа! — воскликнул Глинка в отчаянии. — Вы уже полчаса истязаете и без того несчастного мученика Бетховена. Поимейте милосердие! Бетховен никогда не писал ваших антраша!

«Камаринская»

А другой интересный случай произошел с Глинкой во время одной из его поездок в Швейцарию. Михаил Глинка очень не любил принимать у себя восторженных соотечественников, которые без умолку восторгались его талантом. Поэтому, композитор дал четкие указания своему слуге, чтобы он сообщал, что, мол, барина нет дома. И вот, однажды к Глинке заглянул молодой человек, желающий встретиться с композитором. Слуга, естественно, сказал, что Михаила Ивановича нет. Тогда юноша развернулся и, насвистывая какую-то мелодию, ушел. Неожиданно Глинка выбежал из своего кабинета и велел слуге немедленно вернуть прогнанного гостя.

— Тысячу раз прошу меня простить, — проговорил с улыбкой Михаил Глинка, встречая гостя. — Отдавая приказание слуге, я совершенно забыл исключить вас из числа лиц, не посвященных в мои работы, и даже ждал вас. Вы доставили бы мне большое удовольствие, если бы не отказались отобедать вместе, чем Бог послал, — прибавил Михаил Иванович.

Молодой человек, конечно же, с радостью принял такое радушное предложение. А во время обеда Михаил Глинка спросил гостя:

— Скажите, не припомните ли вы ту песенку, которую напевали, уходя от меня?

— Я, кажется, ничего не напевал.

— Напевали, я сам слышал, но торопливо и сбивчиво, так что я не мог уловить мотив.

Молодой человек начал перебирать весь имеющийся репертуар у себя в голове, пока не наткнулся на ту самую мелодию. Это была «Камаринская».

— Она, она! Эта самая, — вскричал обрадованный Глинка и тут же внес весь мотив в партитуру.

Именно благодаря этому случаю в классической русской музыке появились народные мотивы.

Певец с дивным голосом

Помимо того, что Михаил Глинка был гениальным композитором, рассказывают, что в молодости у него был феноменально красивый голос. И вот однажды, его пение услышал юный князь Кастриото Скандербек. К моменту, когда Глинка закончил, князь был близок к обмороку.

— Что с вами, князь? — спросили у юноши, опрыскав его холодной водой и приведя в чувство.

— Мне показалось, что это пели ангелы, и я испугался, что сейчас начнется Страшный суд…

Вот такие интересные истории встречались в жизни знаменитого композитора. И, как мы теперь можем понять, источником его вдохновения зачастую становились самые случайные моменты. Но из этих случайностей были сотканы гениальные произведения на все века.

Источник – 2queens.

Краткая биография Михаила Глинка

Биография Михаила Глинки

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) – великий русский композитор. Автор таких известных произведений как: опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многих других.

Ранние годы

Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.

Важным фактом краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке.

Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

Расцвет творчества

В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием ЖуковскимАлександром Грибоедовым и другими.

После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.

Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.

Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.

Смерть и наследие

Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.

Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.

Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.

Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.

Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: “Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“”

Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.

«Комната Глинки». Почему закрылся музей композитора в Петербурге?

ольга гаврилина

Наследие 31 мая 2019

Его история началась осенью 1892 года, когда к 50-летию оперы «Руслан и Людмила» в Мариинском театре открылась большая выставка, посвященная композитору. Публика заговорила о том, что память Михаила Глинки должна быть увековечена и созданием персонального музея.

Портрет М.И.Глинки работы Н.Богослова. Фото Григория Калачьяна/ТАСС

Параллельно с этой идеей выступила и родная сестра Глинки — Людмила Ивановна Шестакова. В ноябре 1895 года она обратилась в Императорское русское музыкальное общество (ИРМО) с проектом устройства «Комнаты М. И. Глинки» в будущем здании Консерватории, строительство которого шло с весны 1891 года: под нужды вуза перестраивали здание Большого каменного театра.

Идея вызвала отклик в Консерватории, будущему музею немедленно выделили помещение: архитектор здания Владимир Николя спроектировал специальную небольшую угловую продолговатую комнату в фойе Большого зала.

Людмила Ивановна, которой было уже больше 80 лет, добивалась получения Высочайшего соизволения на открытие Музея Глинки на свое имя. Это помогло бы ей находить новые экспонаты, а в случае ее смерти все предназначенные для экспозиции предметы были бы обязательно переданы в музей. Однако дело затянулось: даже вице-председателю ИРМО Николаю Стояновскому, товарищу (заместителю) министра юстиции, потребовался не один месяц, чтобы получить аудиенцию у августейшей председательницы ИРМО великой княгини Александры Иосифовны.

Открытие музея изначально было запланировано на осень 1896 года. Мебель для него изготовила Консерватория по специальному заказу заведующего зданием Владимира Тура. Известно, что к концу сентября музей был уже готов, но Шестакова откладывала его открытие на 27 ноября 1896 года — день 60-летия премьеры оперы «Жизнь за царя». «…У меня уже инвентарь и каталоги готовы, и я со всем этим сижу как в лесу…» — писала Шестакова 14 ноября. Спустя два дня пришло наконец разрешение от великой княгини Александры Иосифовны.

Людмила Ивановна Шестакова не только пожертвовала все экспонаты, оплатила изготовление рам и переплеты книг и нот, но и издала за свой счет каталог музея. Он был готов за три дня до его открытия: издали 600 экземпляров на обыкновенной бумаге и 50 — на веленевой. Деньги, вырученные от продажи каталогов, поступали в пользу малоимущих учащихся Консерватории, чем Шестакова очень гордилась.

Изданный каталог позволяет оценить, насколько красивым и богатым был музей. Здесь была представлена большая коллекция мемориальных вещей. Например, стол, за которым Глинка писал свои сочинения, стул из дуба, посаженного когда-то самим композитором, его любимый перстень и знаменитая домашняя шапочка, в которой Михаил Иванович изображен на многих фотографиях.

Были представлены рукописи Глинки, его письма и автобиографические записки, наброски, планы опер и других его сочинений. Этот раздел экспозиции продолжал активно пополняться и после открытия музея. Например, 29 декабря 1896 года он получил в дар от сына костромского губернатора Ивана Романуса два автографа Глинки: фортепианные пьесы Priere и Barcarolle.

В музее находилась огромная коллекция афиш спектаклей и концертов, в которых исполнялись сочинения Глинки, эскизы декораций, костюмов, театральных аксессуаров к его операм. Людмилой Ивановной были привезены портреты композитора, его бюсты, снимки памятников. Также были выставлены портреты исполнителей опер Глинки и других его произведений, распространителей его сочинений, поднесения от артистов и публики в дни глинкинских юбилеев.

Через два дня после открытия экспозиция пополнилась портретом Осипа Петрова — первого исполнителя роли Сусанина. Свое изображение в костюме Вани, приемного сына Ивана Сусанина, принесла в дар и певица Мария Ивановна Долина. В дополнение к этому при музее была учреждена библиотека, которая собирала все произведения Глинки и литературу о нем.

Увы, судьба музея М. И. Глинки, как и открытого в Консерватории в 1900 году музея А. Г. Рубинштейна, оказалась трагичной. В 1918 году они были закрыты. По чьему распоряжению и по каким мотивам — документов на этот счет пока не найдено.

Еще несколько лет коллекции хранились в здании Консерватории, а затем были расформированы. Известно, что в 1920-е годы они попали в музей Филармонии, затем были переданы в музыкальный отдел Эрмитажа. В настоящее время экспонаты находятся в фондах Эрмитажа, Музея театрального и музыкального искусства, Российского института истории искусств. Лишь ничтожно малая часть экспонатов — пара витрин, один диван, некоторые ноты и «Каталог экспонатов» осталась в Консерватории.

Читайте также о том, фестиваль «Звезды белых ночей» открылся в Петербурге.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (6450) от 31.05.2019 под заголовком «Глинка в домашней шапочке».


Материалы рубрики

МИХАИЛ ГЛИНКА (1804-1857). Михаил Иванович Глинка (Фото в рамах, эстампы,…) #12354007

Гравюра МИХАИЛА ГЛИНКИ (1804-1857) в рамке. Михаил Иванович Глинка. Русский композитор.

Фотография

МИХАИЛ ГЛИНКА (1804-1857).
Михаил Иванович Глинка. Русский композитор. Фотография, середина 19 века

Мы рады предложить этот принт от Granger, Нью-Йорк / The Granger Collection в сотрудничестве с Granger Art on Demand

Грейнджер хранит миллионы изображений, охватывающих более 25 000 лет мировой истории, от докаменного века до рассвета космической эры

Идентификатор носителя 12354007

19 век Композитор Глинка Иванович Михаил Фотография Портрет русский кисточка

Современная рамка 14 x 12 дюймов (38 x 32 см)

Наши современные репродукции в рамке профессионально изготовлены и готовы повесить на стену

проверить

Гарантия Pixel Perfect

чек

Изготовлен из высококачественных материалов

проверить

Необрезанное изображение 17.5 х 24,4 см (оценка)

чек

Отделка профессионального качества

чек

Размер продукта 32,5 x 37,6 см (ориентировочно)

Наши водяные знаки не появляются на готовой продукции

Рамка под дерево, на карточке, фотопечать архивного качества 10×8. Габаритные внешние размеры 14×12 дюймов (38×32см). Экологически безопасный и безопасный для озона молдинг Polycore® шириной 40 мм x 15 мм выглядит как настоящая древесина, он прочный, легкий и легко подвешивается. Биоразлагаемый и изготовленный из нехлорированных газов (без токсичных паров), он эффективен; производство 100 тонн полистирола может спасти 300 тонн деревьев! Отпечатки глазированы легким, небьющимся акрилом с оптической прозрачностью (обеспечивающим такую ​​же общую защиту от окружающей среды, как и стекло).Задняя часть сшита из ДВП с прикрепленной пилообразной вешалкой. Примечание. Чтобы свести к минимуму обрезку оригинального изображения, обеспечить оптимальную компоновку и обеспечить безопасность печати, видимый отпечаток может быть немного меньше

Код продукта dmcs_12354007_80876_736

Фотопечать Печать в рамке Печать плакатов Пазл Поздравительные открытки Фото Кружка Печать на холсте Антикварные рамы Художественная печать Установленное фото Подушка Металлическая печать Сумка Коврик для мыши Премиум обрамление Стеклянная рамка акриловый блок Стеклянные коврики Стеклянная подставка

Полный диапазон художественной печати

Наши стандартные фотоотпечатки (идеально подходят для оформления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Фотопечать (8,50–60,80 долл. США)
Наши фотоотпечатки печатаются на прочной бумаге архивного качества для яркого воспроизведения и идеально подходят для оформления.

Печать в рамке (54,72–279,73 долл. США)
Наши современные репродукции в рамке профессионально изготовлены и готовы повесить на стену

Печать плакатов (13,37–72,97 долл. США)
Бумага для постеров архивного качества, идеальна для печати больших изображений

Пазл ($34.04 – 46,21 долл. США) Пазлы
— идеальный подарок на любой праздник

Поздравительные открытки (7,26–14,58 долл. США)
Поздравительные открытки, подходящие для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого

Фотокружка ($12,15)
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные персонализированные кружки с фотографиями станут идеальным подарком для близких, друзей или коллег по работе

Печать на холсте (36 долларов США. 48 — 267,57 долларов США)
Профессионально сделанные, готовые к развешиванию картины на холсте — отличный способ добавить цвет, глубину и текстуру в любое пространство.

Старинные рамы (54,72–304,05 долл. США)
Наш оригинальный ассортимент британских репродукций в рамке со скошенным краем

Художественная печать (36,48–243,24 долл. США)
Наши художественные репродукции с мягкой текстурированной натуральной поверхностью – это лучшее, что может быть после приобретения оригинальных произведений искусства. Они соответствуют стандартам самых требовательных музейных хранителей.

Установленная фотография (15,80–158,10 долл. США)
Распечатанные фотографии поставляются в специальном футляре для карточек, готовые к рамке

Подушка (30,39–54,72 долл. США)
Украсьте свое пространство декоративными мягкими подушками

Металлический принт (71,76–363,66 долл. США)
Изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству

Большая сумка (36,43 долл. США)
Наши большие сумки изготовлены из мягкой прочной ткани и снабжены ремнем для удобной переноски.

Коврик для мыши (17,02 долл. США)
Фотографический отпечаток архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Работает со всеми компьютерными мышами.

Каркас премиум-класса (109,45–352,70 долл. США)
Наши превосходные репродукции в рамке премиум-класса профессионально изготовлены и готовы повесить на стену

Стеклянная рамка (27,96–83,93 долл. США) Крепления из закаленного стекла
идеально подходят для настенного дисплея, кроме того, мониторы меньшего размера можно использовать отдельно на встроенной подставке.

Acrylic Blox (36,48–60,80 долл. США)
Обтекаемый, односторонний современный и привлекательный принт на столешнице

Стеклянные салфетки (60,80 долл. США)
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Соответствующие подставки также могут быть доступны

Стеклянная подставка (9,72 долл. США)
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие коврики под тарелки

.

Михаил Глинка, 1804-1857.Русский композитор (фотографии, пазлы, гравюры, рамки,…) #18178652

Пазл Михаила Глинки, 1804-1857. Русский композитор. Портрет Чейза Эмерсона. Американский художник 1874-1922

© Design Pics / Кен Уэлш

Идентификатор носителя 18178652

Глинка

19-й 19-го века американский Американский художник Художник Черное и белое Века гнаться Чейз Эмерсон Классический Композитор Эмерсон Гравировка Иллюстрация Михаил Портрет Распечатать русский

Пазл (400 деталей)

Пазлы

— идеальный подарок на любой праздник

проверить

Гарантия Pixel Perfect

чек

Изготовлен из высококачественных материалов

чек

Отделка профессионального качества

чек

Размер продукта 31. 5 х 47,2 см (оценка)

Наши водяные знаки не появляются на готовой продукции

Пазлы из 400 деталей изготовлены на заказ в Великобритании и обработаны вручную из 1,5 мм картона, на 100 % переработанного. В фигурах пазлов есть уровень повторения, когда каждый совпадающий элемент находится вне своей пары. Собранная головоломка имеет размеры 31×47 см и поставляется в красивой подарочной коробке, специально разработанной для большинства слотов почтовых ящиков

.

Код продукта dmcs_18178652_80436_0

Пазл Фотопечать Печать в рамке Печать плакатов Поздравительные открытки Печать на холсте Антикварные рамы Премиум обрамление Сумка Фото Кружка Подушка Металлическая печать Художественная печать Установленное фото Стеклянная рамка акриловый блок Коврик для мыши Стеклянные коврики Стеклянная подставка

Полный диапазон художественной печати

Наши стандартные фотоотпечатки (идеально подходят для оформления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Пазл (34,04–46,21 долл. США) Пазлы
— идеальный подарок на любой праздник

Фотопечать (8,50–182,43 долл. США)
Наши фотоотпечатки печатаются на прочной бумаге архивного качества для яркого воспроизведения и идеально подходят для оформления.

Печать в рамке (54,72–279,73 долл. США)
Наши современные репродукции в рамке профессионально изготовлены и готовы повесить на стену

Печать плакатов (13 долларов США.37 – 72,97 доллара США)
Бумага для постеров архивного качества, идеальна для печати больших изображений

Поздравительные открытки (7,26–14,58 долл. США)
Поздравительные открытки, подходящие для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого

Печать на холсте (36,48–304,05 долл. США)
Профессионально сделанные, готовые к развешиванию картины на холсте — отличный способ добавить цвет, глубину и текстуру в любое пространство.

Старинные рамы (54,72–304,05 долл. США)
Наш оригинальный ассортимент британских репродукций в рамке со скошенным краем

Каркас премиум-класса (109 долл. США.45 — 352,70 долл. США)
Наши превосходные репродукции в рамке премиум-класса профессионально изготовлены и готовы повесить на стену

Большая сумка (36,43 долл. США)
Наши большие сумки изготовлены из мягкой прочной ткани и снабжены ремнем для удобной переноски.

Фотокружка ($12,15)
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные персонализированные кружки с фотографиями станут идеальным подарком для близких, друзей или коллег по работе

Подушка (30 долл. США.39 — 54,72 доллара США)
Украсьте свое пространство декоративными мягкими подушками

Металлический принт (71,76–485,28 долл. США)
Изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству

Художественная печать (36,48–486,49 долл. США)
Наши художественные репродукции с мягкой текстурированной натуральной поверхностью – это лучшее, что может быть после приобретения оригинальных произведений искусства. Они соответствуют стандартам самых требовательных музейных хранителей.

Установленная фотография (15,80–158,10 долл. США)
Распечатанные фотографии поставляются в специальном футляре для карточек, готовые к рамке

Стеклянная рамка (27,96–83,93 долл. США) Крепления из закаленного стекла
идеально подходят для настенного дисплея, кроме того, мониторы меньшего размера можно использовать отдельно на встроенной подставке.

Acrylic Blox (36,48–60,80 долл. США)
Обтекаемый, односторонний современный и привлекательный принт на столешнице

Коврик для мыши (17,02 долл. США)
Фотографический отпечаток архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой.Работает со всеми компьютерными мышами.

Стеклянные салфетки (60,80 долл. США)
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Соответствующие подставки также могут быть доступны

Стеклянная подставка (9,72 долл. США)
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие коврики под тарелки

.

Михаил Глинка/Музыкант (Фотопринты, Рамки, Плакаты, Пазлы, Открытки, Подарки,…) #14271203

Фотопринт Михаила Глинки/Музыканта

МИХАИЛ ГЛИНКА Российский музыкант.Дата: 1804 — 1857

© Библиотека изображений Мэри Эванс

Идентификатор носителя 14271203

1804 1857 г. Глинка Исторический История Михаил Музыкант русский

10 x 8 дюймов (25 x 20 см) Печать

Наши фотоотпечатки печатаются на прочной бумаге архивного качества для яркого воспроизведения и идеально подходят для оформления

проверить

Гарантия Pixel Perfect

чек

Изготовлен из высококачественных материалов

проверить

Необрезанное изображение 23. 3 х 20,3 см (оценка)

чек

Отделка профессионального качества

чек

Размер продукта 25,4 x 20,3 см (ориентировочно)

Наши водяные знаки не появляются на готовой продукции

Отпечатано на бумаге архивного качества, обеспечивающей непревзойденную стойкость изображения и великолепную цветопередачу с точной цветопередачей и плавными тонами. Отпечатано на профессиональной бумаге Fujifilm Crystal Archive DP II плотностью 234 г/м². 10×8 для альбомных изображений, 8×10 для портретных изображений.Размер относится к используемой бумаге в дюймах.

Код продукта dmcs_14271203_676_0

Фотопечать Печать плакатов Печать в рамке Пазл Поздравительные открытки Печать на холсте Антикварные рамы Художественная печать Установленное фото Премиум обрамление Коврик для мыши Стеклянная подставка Металлическая печать Подушка Сумка Стеклянная рамка Стеклянные коврики акриловый блок

Полный диапазон художественной печати

Наши стандартные фотоотпечатки (идеально подходят для оформления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Фотопечать (8,50–182,43 долл. США)
Наши фотоотпечатки печатаются на прочной бумаге архивного качества для яркого воспроизведения и идеально подходят для оформления.

Печать плакатов (13,37–72,97 долл. США)
Бумага для постеров архивного качества, идеальна для печати больших изображений

Печать в рамке (54,72–279,73 долл. США)
Наши современные репродукции в рамке профессионально изготовлены и готовы повесить на стену

Пазл ($34.04 – 46,21 долл. США) Пазлы
— идеальный подарок на любой праздник

Поздравительные открытки (7,26–14,58 долл. США)
Поздравительные открытки, подходящие для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого

Печать на холсте (36,48–231,08 долл. США)
Профессионально сделанные, готовые к развешиванию картины на холсте — отличный способ добавить цвет, глубину и текстуру в любое пространство.

Старинные рамы (54,72–304,05 долл. США)
Наш оригинальный ассортимент британских репродукций в рамке со скошенным краем

Художественная печать (36 долларов США.48 — 486,49 долларов США)
Наши художественные репродукции с мягкой текстурированной натуральной поверхностью – это лучшее, что может быть после приобретения оригинальных произведений искусства. Они соответствуют стандартам самых требовательных музейных хранителей.

Установленная фотография (15,80–158,10 долл. США)
Распечатанные фотографии поставляются в специальном футляре для карточек, готовые к рамке

Каркас премиум-класса (109,45–352,70 долл. США)
Наши превосходные репродукции в рамке премиум-класса профессионально изготовлены и готовы повесить на стену

Коврик для мыши (17 долларов США.02)
Фотографический отпечаток архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Работает со всеми компьютерными мышами.

Стеклянная подставка (9,72 долл. США)
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие коврики под тарелки

.

Металлический принт (144,73–485,28 долл. США)
Изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству

Подушка (30 долл. США.39 — 54,72 доллара США)
Украсьте свое пространство декоративными мягкими подушками

Большая сумка (36,43 долл. США)
Наши большие сумки изготовлены из мягкой прочной ткани и снабжены ремнем для удобной переноски.

Стеклянная рамка (27,96–83,93 долл. США) Крепления из закаленного стекла
идеально подходят для настенного дисплея, кроме того, мониторы меньшего размера можно использовать отдельно на встроенной подставке.

Стеклянные салфетки (60,80 долл. США)
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое.Соответствующие подставки также могут быть доступны

Acrylic Blox (36,48–60,80 долл. США)
Обтекаемый, односторонний современный и привлекательный принт на столешнице

Могила композитора Михаила Глинки, Тихвинское кладбище (Фото Пазлы, Рамки,…) #19494699

Репродукция Могила композитора Михаила Глинки, Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра, святитель

Могила композитора Михаила Глинки, Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург, Россия

© Иван Вдовин / AWL Images Ltd — Все права защищены

Идентификатор носителя 19494699

A2 (42×59 см), репродукция

Наши художественные репродукции с мягкой текстурированной натуральной поверхностью лучше, чем обладание оригинальными произведениями искусства, соответствуют стандартам самых требовательных музейных хранителей

проверить

Гарантия Pixel Perfect

чек

Изготовлен из высококачественных материалов

проверить

Необрезанное изображение 39. 6 х 59,4 см (оценка)

чек

Отделка профессионального качества

чек

Размер продукта 42 x 59,4 см (ориентировочно)

Наши водяные знаки не появляются на готовой продукции

Наши репродукции Fine Art Prints печатаются на 100% бескислотной бумаге с нейтральным PH, обладающей архивными свойствами. Этот метод печати используется музеями и художественными галереями для демонстрации фотографий и репродукций произведений искусства. Для общего обрамления мы рекомендуем вместо этого наши фотопечати. Студия Hahnemühle, сертифицированная для цифровой художественной печати, печатает на фотобумаге плотностью 308 г/м2, которая является самой популярной бумагой, которую фотографы выбирают для создания высококачественных художественных отпечатков.

Код продукта dmcs_19494699_842_0

Пазл Печать в рамке Фотопечать Печать на холсте Печать плакатов Поздравительные открытки Художественная печать Антикварные рамы Установленное фото Премиум обрамление Металлическая печать Стеклянная рамка Сумка акриловый блок

Полный диапазон художественной печати

Наши стандартные фотоотпечатки (идеально подходят для оформления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Пазл (34,04–46,21 долл. США) Пазлы
— идеальный подарок на любой праздник

Печать в рамке (54 долл. США.72 — 279,73 долларов США)
Наши современные репродукции в рамке профессионально изготовлены и готовы повесить на стену

Фотопечать (15,80–121,62 долл. США)
Наши фотоотпечатки печатаются на прочной бумаге архивного качества для яркого воспроизведения и идеально подходят для оформления.

Печать на холсте (36,48–304,05 долл. США)
Профессионально сделанные, готовые к развешиванию картины на холсте — отличный способ добавить цвет, глубину и текстуру в любое пространство.

Печать плакатов (13 долларов США.37 – 72,97 доллара США)
Бумага для постеров архивного качества, идеальна для печати больших изображений

Поздравительные открытки (7,26–14,58 долл. США)
Поздравительные открытки, подходящие для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого

Художественная печать (36,48–486,49 долл. США)
Наши художественные репродукции с мягкой текстурированной натуральной поверхностью – это лучшее, что может быть после приобретения оригинальных произведений искусства. Они соответствуют стандартам самых требовательных музейных хранителей.

Старинные рамы ($54.72 — 304,05 долл. США)
Наш оригинальный ассортимент британских репродукций в рамке со скошенным краем

Установленная фотография (24,32–158,10 долл. США)
Распечатанные фотографии поставляются в специальном футляре для карточек, готовые к рамке

Каркас премиум-класса (109,45–352,70 долл. США)
Наши превосходные репродукции в рамке премиум-класса профессионально изготовлены и готовы повесить на стену

Металлический принт (71,76–485,28 долл. США)
Изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству

Стеклянная рамка (27 долларов США. 96 – 83,93 доллара США) Крепления из закаленного стекла
идеально подходят для настенного дисплея, кроме того, мониторы меньшего размера можно использовать отдельно на встроенной подставке.

Большая сумка (36,43 долл. США)
Наши большие сумки изготовлены из мягкой прочной ткани и снабжены ремнем для удобной переноски.

Acrylic Blox (36,48–60,80 долл. США)
Обтекаемый, односторонний современный и привлекательный принт на столешнице

Пантеон

  • Визуализация
  • Рейтинги
    • человек
    • Места
    • 9051
    • Lobs
    • 9055 9055
    • Профили
      • Люди
      • Места
      • Страны
          0
        • 10551
        • Scancation / Страна
        • Eras
      • Около
      • Data
        • Разрешения
          • Dressions
          • Download
          • API
      • 9055
      • 9055
      • 9055
      • Рейтинги
      • Профили
        • Люди
        • Места
        • Страны 9055
        • Распоряжение
        • Eras
        • 9
    • Около
    • Data
      • Permissions
      • API
        • 0 API
            0 Mainbook
          • API
          • 9051
          • API
          • Поиск
          • Обратная связь
          • Обратная цитирование

          Désolé, страница не найдена.

          Вы можете попробовать новый поиск или эти страницы вместо этого:
          • Isaac Newton

            физика

            Великобритания

          • Walt Disney

            Producer

            США

            RANGE 82

          • Roger Federer

            Tennis Player

            Switzerland

          • Racing Driver

            665 человек

            спортивный домен

          • Agnez MO

            Agnez Mo

            Agnez

            Indoney

            Road 63

          • Laozi

            Philosopher

            Китай

            Китай

            RING 157

          • 5 Painter

            Netherlands

            Rank 20

          • Fashion Designer

            Оккупанция 90

            35 отдельных лиц

            Arts

          • Васко да GAMA

            Explorer

            ROTUGAL

            RING 99

          • Количество людей

            142 40003551

          • 5 Marie Curie

            Физицист

            Польша

            RING 64

          • Explore
            • Визуализация
            • Рейтинг
            • Рейтинги
          • человек 9055
          • Места
              0
            • Страны
            • 9055
            • Страны
                0 Eras 9055
              • Eras
            • Eras
          • Eras
          • около
            • Ошибка передачи данных
            • Политика конфиденциальности
            • Сервис
        • Data
          • Разрешения
          • Download
          • API
        • приложений
          • лет

        Памятник М.

        И. Глинке описание и фото — Россия — Санкт-Петербург: Санкт-Петербург

        Рейтинг: 8,3/10 (864 голоса)