Дата рождения и гибели лермонтова: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – великий русский поэт и прозаик — Достопримечательности — Туризм

Мистика юбилейных дат жизни Михаила Лермонтова поражает

Согласие с политикой обработки персональных данных

Настоящим я, далее – «Субъект Персональных Данных», во исполнение требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) свободно, своей волей и в своем интересе даю свое согласие на обработку своих персональных данных, указанных при регистрации путем заполнения веб-формы на сайте, направляемой (заполненной) с использованием сайта.

Под персональными данными я понимаю любую информацию, относящуюся ко мне как к Субъекту Персональных Данных, в том числе мои фамилию, имя, отчество, адрес, образование, профессию, контактные данные (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес), фотографии, иную другую информацию. Под обработкой персональных данных я понимаю сбор, систематизацию, накопление, уточнение, обновление, изменение, использование, распространение, передачу, в том числе трансграничную, обезличивание, блокирование, уничтожение, бессрочное хранение), и любые другие действия (операции) с персональными данными.

Обработка персональных данных Субъекта Персональных Данных осуществляется исключительно в целях регистрации Субъекта Персональных Данных в базе данных с последующим направлением Субъекту Персональных Данных почтовых сообщений и смс-уведомлений, в том числе рекламного содержания, от компании, его аффилированных лиц и/или субподрядчиков, информационных и новостных рассылок и другой информации рекламно-новостного содержания.

Датой выдачи согласия на обработку персональных данных Субъекта Персональных Данных является дата отправки регистрационной веб-формы с сайта.

Обработка персональных данных Субъекта Персональных Данных может осуществляться с помощью средств автоматизации и/или без использования средств автоматизации в соответствии с действующим законодательством РФ и внутренними положениями.

Компания принимает необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивает их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных, а также принимает на себя обязательство сохранения конфиденциальности персональных данных Субъекта Персональных Данных.

Компания вправе привлекать для обработки персональных данных Субъекта Персональных Данных субподрядчиков, а также вправе передавать персональные данные для обработки своим аффилированным лицам, обеспечивая при этом принятие такими субподрядчиками и аффилированными лицами соответствующих обязательств в части конфиденциальности персональных данных.

Я ознакомлен(а), что:

настоящее согласие на обработку моих персональных данных, указанных при регистрации на Сайте, направляемых (заполненных) с использованием Сайта, действует в течение 20 (двадцати) лет с момента регистрации на Сайте;

согласие может быть отозвано мною на основании письменного заявления в произвольной форме;
предоставление персональных данных третьих лиц без их согласия влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Две версии гибели Лермонтова | Новости Кургана и Курганской области

Причастен ли к ней Николай I

Если бы существовал рецепт бессмертия, то 3 (по новому стилю 15) октября Михаилу Юрьевичу Лермонтову исполнилось бы уже 205 лет. Его дарование поражало и поражает современников и потомков. Даже великие люди называли этого человека пророком русского народа, великим живописцем нашего быта, вечным искателем истины, поэтом скорби своего поколения. Столь же едиными были мнения авторов целого ряда научных трудов, посвящённых творчеству Михаила Юрьевича, о неприязненном отношении к нему императора Николая I. Более того, считалось, что поэта устранили не только в угоду самодержцу, но едва ли не по его поручению. Попытаемся разобраться, так ли это.

Михаил Лермонтов стал всенародно известным после распространения «в списках» стихотворения «Смерть поэта», посвящённого памяти убитого на дуэли Александра Пушкина. Особенно заключительные 16 строк, начинающиеся словами «А вы, надменные потомки…». Было это, как известно, в 1837‑м. Михаилу Юрьевичу не исполнилось и 23 лет. Но призывал ли он к свержению монархии? Если вспомнить все эти строки, становится очевидно, что в них нет конкретного бунтарства. Автор грозит «Свободы, Гения и Славы палачам» Божьим судом, а не народным восстанием или революцией. Естественно, это был вызов власти, и он не мог остаться без ответа. Но наказание не стало жестоким и суровым. Лермонтова заключили под стражу. Потом понизили в чине и отправили служить на Кавказ. Однако первая ссылка длилась лишь полгода. Стараниями близкого к царской семье знаменитого поэта Василия Жуковского, высоко ценившего творчество молодого поэта, а также его влиятельной в высшем свете бабушки дерзкий сочинитель вернулся в столицу.

Авторы научных трудов полагают, что Михаил Юрьевич оказался в немилости у государя и приводят свидетельства, что Николай I, мягко говоря, не испытывал тёплых чувств к Лермонтову.. Вот, в частности, одно из них. Однажды после возвращения в Петербург молодой поэт решил посетить масленичный бал у графа Воронцова-Дашкова. Туда же неожиданно нагрянул император. Такое поведение Михаила Юрьевича сочли «дерзким и неприличным».

Ключевое слово здесь «неожиданно». Мог ли знать недавний ссыльный, что столкнётся на великосветском рауте с самодержцем всея Руси, если тот до последнего момента и сам этого не знал? Наверное, Николаю I было не очень-то приятно увидеть своего хулителя. Только вот в свободе передвижения он его не ограничивал.

И даже если предположить, что бесстрашный поэт знал о появлении всемогущего властителя у Воронцова-Дашкова и специально приехал туда, чтобы появиться перед самодержцем, зная о его отношении к своей персоне, последствий для Михаила Юрьевича этот поступок не имел ровным счётом никаких.

Писали и о том, что по указанию царя вольнодумца посылали на самые ожесточённые бои Кавказской войны. Но есть воспоминания членов императорской семьи, в которых чётко отмечено следующее: все они во главе с Николаем I внимательно читали произведения Михаила Юрьевича. И практически всё, написанное Лермонтовым, кроме разве что «Маскарада», не запрещалось цензурой.

Второй раз поэта отправили в ссылку на Кавказ весной 1840 года. Наказание было более суровым, что, впрочем, неудивительно. Одно дело вольнолюбивые стихи, другое — участие офицера в дуэли и попытка это скрыть.

Печальная история началась на балу в доме графини Лаваль. Там Лермонтова намеренно стравили с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Сторонники теории заговора объясняют это желанием угодить императору. Хотя фактов, подтверждающих достоверность этой версии, так и нет.

Французу показали написанную недавно Михаилом Юрьевичем злую и язвительную эпиграмму, адресованную совсем другому человеку. Но Баранту сказали, что это про него. Француз вознегодовал, возникла ссора, затем последовал вызов на дуэль. Сначала дрались на шпагах, но одна из них сломалась. Взялись за пистолеты. Барант промахнулся, Лермонтов выстрелил в воздух. Противники помирились, но о дуэли стало известно «наверху». Иностранца выдворили на родину. Поэта снова отправили на Кавказ.

Принимая участие в боях, Лермонтов проявлял храбрость. Его военная карьера вполне могла состояться. Однако Михаил Юрьевич столкнулся на Кавказе со знакомым ему по учёбе в военном училище, тогда уже отставным кавалергардским майором и литератором Николаем Мартыновым. Их конфликт привёл к дуэли, лишившей Россию вслед за Пушкиным другого великого поэта.

Можно ли заподозрить в её организации самодержца? Многочисленные свидетели в своих воспоминаниях в один голос утверждают, что зачинщиком стал именно Лермонтов. Несколько дней подряд он буквально изводил бывшего приятеля язвительными насмешками и замечаниями, даже в присутствии дам, что было особенно оскорбительно для Мартынова.

При этом отставной майор проявил редкое миролюбие, пытаясь урезонить обидчика. Тот не унимался. И что же всё-таки заставило поэта, казалось бы, ни с того ни с сего наброситься на Мартынова? Вразумительного ответа на этот вопрос никому пока найти не удалось. Но в самом деле, не двор же заставлял Михаила Юрьевича, как теперь принято говорить, атаковать своего убийцу…

Дуэль, оборвавшая жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова, состоялась 15 июля (по новому стилю 27 июля) в Пятигорске.

Исследователи часто приводят фразу, брошенную государем, когда ему сообщили о гибели Лермонтова. Якобы император сказал: «Собаке собачья смерть». В пользу этой версии говорит участь Мартынова. Военно-полевой суд приговорил его к разжалованию и лишению всех прав состояния. Но вскоре приговор смягчили. Это позволило Мартынову уехать за границу и жить там до самой смерти в 1875 году. Было ему тогда 60 лет.

Однако достоверность воспроизведённой цитаты тоже вызывает серьёзные сомнения. А вот прямо противоположная ей, по мнениям ряда исследователей, близка к истине. Многие придворные утверждали, что, выйдя к ним после воскресного богослужения, Николай Павлович произнес: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Стал бы всемогущий властитель говорить именно так, отдав перед этим приказ устранить поэта всеми правдами и неправдами? Сразу возникает другой вопрос: а зачем ему это делать?

Между тем очевидно и другое: если так же безапелляционно придерживаться той точки зрения, что Николай I никоим образом не причастен к гибели поэта, то и она вызовет череду вопросов и противоречий. Истина, как всегда, лежит где-то посередине. Наверное, её знал обладавший даром пророка Михаил Юрьевич Лермонтов, ещё до смерти поэта написавший такие строчки: «Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт». Может быть, когда-то правду узнаем и мы.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе «В Контакте»

27 июля 2021 года – 180 лет со дня гибели М.Ю. Лермонтова

15 июля (ст. стиль) 1841 года на дуэли был смертельно ранен великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

 Он погиб в 26 лет, успев создать плеяду произведений, вошедших в золотой фонд русской и мировой литератур.

27 июля (нов. стиль) 2021 года исполняется 180 лет со дня смерти этого гения.

По сложившейся традиции этот день в «Тарханах», родном доме поэта, начнется с панихиды в церкви Михаила Архистратига, где в 1842 году три дня стоял гроб с телом Михаила Юрьевича Лермонтова.

После окончания панихиды на усадьбе пройдут акции: «Читаем «Героя нашего времени»», «Письмо Лермонтову».

В бальном зале состоится интерактивная лекция «Дуэль как явление дворянского быта лермонтовского времени. Дуэль М.Ю.  Лермонтова». Каждый слушатель может побыть и в роли дуэлянтов, и в роли секундантов, и в роли третейского судьи.

В конце дня в зале музейно-просветительского центра состоится показ спектакля «Герой нашего времени» (постановка Пензенского областного драматического театра им. А.В. Луначарского).

К юбилейной дате будет приурочено проведение международной конференции «М.Ю. Лермонтов в мировой культуре».

В Пятигорске отмечается День памяти Михаила Лермонтова

(Ставропольский край, 22 июля, «Татар-информ», Елена Корнилова). В рамках празднования Дня памяти Михаила Лермонтова в Пятигорске по инициативе управления культуры администрации города и дирекции Государственного музея-заповедника М.Ю.Лермонтова проводятся торжественные мероприятия, сообщили ИА «Татар-информ» в информотделе городской думы.

Так, 24 июля в музее «Дом Алябьева» (ул.Буачидзе, 1) состоится открытие выставки «Летний вернисаж» — работы художников КМВ и выставки «Лермонтовские места КМВ в произведениях художников XIX-XXI вв.» — графика, фотография, предметы быта XIX века из коллекции музея.

25 июля в музее «Дом Алябьева» состоится литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню памяти М.Ю.Лермонтова «Венок поэту» с участием поэтов КМВ. В исполнении студентов минераловодского музыкального колледжа имени Сафонова прозвучат романсы на стихи Лермонтова.

27 июля в доме-музее имени М.Ю.Лермонтова (ул.Лермонтова, 4) начнется торжественный вечер, посвященный 168-й годовщине со дня гибели поэта. Это мероприятие проводится на территории усадьбы Государственного музея-заповедника у домика, который широко известен в России как «Последний приют поэта».

Здесь прошли два последних месяца его жизни, здесь написаны его последние стихи, отсюда его хоронили.

В 6 часов вечера, то есть в час трагической дуэли, у домика соберутся многочисленные почитатели Лермонтова – поэты, артисты, общественные деятели, ученые-лермонтоведы, представители Министерства культуры Ставропольского края и ассоциации «Лермонтовское наследие», горожане.

Традиция проведения в Пятигорске вечеров памяти Михаила Лермонтова зародилась в 1912 году в день образования музея по инициативе Кавказского Горного общества и при содействии Думы города Пятигорска.

27 июля музей-заповедник Михаила Юрьевича Лермонтова будет отмечать свой 97-й день рождения. В этот торжественный вечер состоится презентация второго издания книги «Сто шедевров Лермонтовского музея», которая является библиографической редкостью. Выход в свет нового дополненного издания в 2009 году стало возможным при поддержке администрации города Пятигорска, членов попечительского совета и спонсоров.

 

ПРОСТО БИБЛИОБЛОГ: Литературный календарь

Тайна смерти Михаила Лермонтова: Президентская библиотека представляет воспоминания очевидцев

Дорогие друзья!

«Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И как преступник перед казнью

Ищу кругом души родной».

М. Лермонтов

27 июля исполняется 180 лет со дня трагической гибели великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

За свои неполные 27 лет Лермонтов создал удивительно много: трагическую пьесу «Маскарад» и первый в русской прозе социально-психологический роман «Герой нашего времени», около 30 поэм (считая неоконченные), более 400 стихотворений. При жизни Лермонтова вышел только один сборник его стихов, куда он отобрал всего 26 своих стихотворений. Он был очень требователен к себе, понимая, что значит публиковать стихи в России после Пушкина.

Он прожил всего 26 лет, 13 из которых было отведено на творчество.

Сама личность поэта, его жизнь и творчество до сих пор вызывают споры и никого не оставляют равнодушным.

Накануне трагической даты – 180-летия гибели поэта – предлагаем вашему вниманию информацию о тайне смерти М. Ю. Лермонтова по воспоминаниям очевидцев. Информация подготовлена Президентской библиотекой им. Б. Н. Ельцина. А также полезные ссылочки, посвященные великому русскому поэту. Надеемся, что информация пригодится коллегам в работе.

Существует легенда, что акушерка, принимавшая роды у Марии Лермонтовой (урождённой Арсеньевой), предсказала, что её сына ждёт насильственная смерть. На 27-м году жизни известный русский поэт Михаил Лермонтов действительно погиб на дуэли от руки давнего приятеля Николая Мартынова. Смертельный поединок состоялся 27 (15 по старому стилю) июля 1841 года, но даже спустя 180 лет продолжаются споры, из-за чего произошла дуэль и что на самом деле случилось в момент её проведения. Президентская библиотека представляет издания, которые помогут пролить свет на некоторые вопросы, касающиеся одного из самых трагических событий XIX века.

За два дня до роковых событий – 25 июля 1841 года – Михаил Лермонтов и Николай Мартынов находились в компании молодых людей в одном из известных домов Пятигорска. Ничто не предвещало беды: гости общались, играла музыка. Вот что вспоминала об этом дне Эмилия Шан-Гирей – её слова приведены в книге Маргариты Николевой «М. Лермонтов: биографический очерк»:

«К нам присоединился Лев Сергеевич Пушкин, который также отличался злоязычием, и принялись они вдвоём (Пушкин и Лермонтов) острить свой язык… Ничего злого особенно не говорили, но смешного много. Но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл кн. Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счёт, называя его montagnard au grand poignard (фр. «горец с большим кинжалом»)».

Николай Мартынов разозлился, высказал Михаилу Лермонтову своё недовольство и ушёл. С этого момента началась череда загадок – однозначного понимания, что дальше случилось между приятелями, как происходил вызов на дуэль, а также является ли именно этот случай в их отношениях роковым, нет.

Вечером 27 июля у подножия горы Машук началась дуэль. Секундантами выступили Алексей Столыпин, Сергей Трубецкой, Александр Васильчиков и Михаил Глебов.

«Мы отмерили с Глебовым 30 шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на 10 шагов по команде: „марш“. Зарядили пистолеты. Глебов подал Мартынову, я другой Лермонтову и скомандовали „сходись“. Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслонясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти весёлого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошёл к барьеру и начал прицеливаться. Столыпин крикнул: „Или стреляйте, или мы вас разведём!“ Мартынов выстрелил. Лермонтов упал, как подкошенный, не сделав никакого движения», – приводятся воспоминания очевидца Александра Васильчикова в книге «М. Лермонтов: биографический очерк».

27 июля 1841 г. Лермонтов вышел из этого дома и устремился 

навстречу смерти и бессмертию. Фото: РИА Новости

Однако многие исследователи сходятся во мнении, что события складывались иначе – впоследствии на это будет указывать ряд нестыковок в показаниях Николая Мартынова и секундантов.

После смертельного выстрела разразилась страшная гроза, тело Михаила Лермонтова оставили на месте дуэли, где оно пролежало под проливным дождём несколько часов. Лишь ближе к полуночи за ним вернулись: слуги погрузили его в телегу и привезли домой.

По одной из главных версий дуэль между Михаилом Лермонтовым и Николаем Мартыновым стала логичным завершением их непростых взаимоотношений. Молодые люди познакомились задолго до поединка и тесно общались, несмотря на то, что были полными противоположностями. Поэт часто позволял себе высказывать в адрес приятеля колкости, глубоко обижавшие его.

Ещё одна версия – Николая Мартынова долго подстрекали на убийство. Недоброжелателей у поэта было много. Среди них – и тот самый князь Александр Васильчиков, секундант, называвший себя приятелем Лермонтова. Впоследствии он настаивал на версии, что виновником дуэли был сам поэт. Однако известно, что Александр Васильчиков, который тоже неоднократно подвергался насмешкам со стороны Лермонтова, искал возможности подстроить ссору своего обидчика с кем-нибудь.

«Сперва его выбор пал на офицера Лисаневича. Он пытался убедить Лисаневича, что Лермонтов над ним издевается, но тот отказался со словами: „У меня рука не подымется на такого человека“», – рассказывается в книге Ираклия Андроникова «Жизнь Лермонтова», представленной на портале Президентской библиотеки.

Место  дуэли

В советское время стала популярной версия, что избавиться от поэта хотели «поборники самодержавия», и конфликт стал хорошим поводом. Аргументируя эту точку зрения, исследователи приводят такие доказательства:

«„Высшие“ же сферы отнеслись к гибели поэта с чувством полного удовлетворения. Царь встретил известие о смерти его позорной фразой: „туда ему и дорога“, и сделал всё для облегчения участи убийцы поэта: он смягчил постановление суда, назначил только три месяца тюрьмы с зачётом предварительного заключения и значительно сократил срок церковного покаяния», – подчеркивается в книге «М. Лермонтов: биографический очерк».

Но и на этом версии о дуэли и гибели Лермонтова не заканчиваются. Так, есть мнения, что конфликт между молодыми людьми произошёл из-за женщины, а также, что в поэта стрелял вовсе не Николай Мартынов, а другой человек, затаившийся неподалёку.

Электронная подборка также содержит материалы, раскрывающие многогранность личности поэта, его роль в культурной жизни России. В собрание вошли книги и периодические издания, содержащие тексты произведений Михаила Лермонтова, исследования о его жизни и творчестве, а также открытки и фотографии, изображающие памятники поэту, места, связанные с его именем. Особый интерес представляют репродукции картин и рисунков самого Михаила Лермонтова, благодаря которым он предстает не только как поэт, прозаик, драматург, но и как художник.

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет…

М.Ю. Лермонтов

«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Ираклий Андроников

Полезные ссылки

Лермонтов гнался за смертью? Мистические совпадения в жизни великого поэта | ОБЩЕСТВО

15 октября исполняется 205 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Он прожил менее 27 лет, однако и за это короткое время сумел написать удивительно глубокие произведения, заглянуть в тайны человеческой души.

Лермонтов был очень талантливым, разносторонним человеком. Его поэмы, стихотворения, проза и драматические произведения входят в золотой фонд русской литературы. Кроме того, Михаил Юрьевич был художником, создавшим десятки картин маслом, акварелью свыше трехсот рисунков. Также он играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

Случайно или нет, но в его судьбе было немало мистических совпадений и тайн, причем некоторые не раскрыты до сих пор. Какие же факты жизни гения и сегодня вызывают удивление, заставляют поверить в провидение и высшие силы?

Был ли знаком с Пушкиным?

Наиболее известное стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», которое он написал после дуэли Пушкина и Дантеса, закончившейся гибелью «солнца русской поэзии». Кажется, что так писать мог только человек, который хорошо знал Пушкина, был ему большим другом. Однако на самом деле они, скорее всего, никогда не встречались. Хотя Лермонтов хорошо знал людей из ближайшего окружения Пушкина: Жуковского, Гоголя, Карамзину, Смирнову-Россет, Одоевского.

Был он знаком и с его женой Натальей Гончаровой. С ней он встретился в последний раз перед своей роковой поездкой на Кавказ. Брат Пушкина – Лев – во время пребывания в Пятигорске стал свидетелем ссоры Лермонтова с

Мартыновым.

Конечно, Пушкин слышал о Лермонтове. По воспоминаниям Смирновой-Россет, даже призывал его уехать в деревню. Сравнивал с собой, говорил, что «изгнание может сослужить большую пользу». Но увидеться двум гениям так и не удалось. 

Пушкина и Лермонтова лечил один врач

Дело в том, что в дни, когда произошла роковая дуэль на Черной речке, Лермонтов тяжело болел. Бабушка, в доме которой он находился, и друзья вызвали к нему врача, лейб-медика Николая Федоровича Арендта. Именно он облегчал тогда предсмертные муки Пушкина. Доктор и рассказывал Лермонтову подробности поединка. Сообщил, что «не встречал более мужественного человека, чем Пушкин», что поэт проявил великое терпение на смертном одре. А ведь доктор — участник войны 1812 года, поэтому видел страшные раны и мучения людей во время военных кампаний.

И Пушкину, и Лермонтову предсказала судьбу одна гадалка

Однажды Пушкин вместе с шумной компанией, приехали к известной петербургской гадалке Шарлотте Кирхгоф. Ее предсказание поразило не только поэта, но и его товарищей. Многие слышали, как старуха-немка посоветовала Александру Сергеевичу опасаться на 37-м году жизни «weisser ross, weisser kopf, weisser mensch» — белой лошади, белой головы и белого человека. Эти слова  сбылись. Поэт погиб от руки светловолосого француза Дантеса на белой лошади.

Посетил салон Киргхоф и Лермонтов – он зашел к ней накануне последней своей кавказской ссылки. Поэт спросил гадалку о своей отставке, которую он очень ждал, и о скором возвращении в Петербург. Однако гадалка сообщила, что в город на Неве ему вернуться не суждено. Это оказалось правдой. Лермонтов видел Петербург в последний раз – спустя совсем немного времени в Пятигорске произошла роковая дуэль, оборвавшая его жизнь.

Стремился к месту гибели – на Кавказ

Лермонтов погиб на дуэли, на горе Машук, в 1841 году. По странному совпадению, он всю жизнь как будто стремился к месту своей смерти — на Кавказ. В первый раз маленький Миша приехал туда, когда ему было всего шесть лет. Бабушка привезла любимого внука на лечение в Пятигорск. Второй раз он посетил эти места подростком — в одиннадцать лет. 

«…И здесь недетская душа его пережила чрезвычайно яркие и неизгладимые впечатления. Дивная природа Кавказа глубоко поразила его, и с тех пор Кавказ сделался для него второй родиной и стал местом действия главных его произведений», – говорится в издании «М. Ю. Лермонтов».

В своих поэмах «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул Бастунджи» Лермонтов с любовью описывал природу сурового и величавого края, нравы и обычаи горцев. За стихотворение «Смерть поэта» по воле царя корнет Лермонтов тоже был сослан прапорщиком на Кавказ. И даже действия романа «Герой нашего времени» и его главного героя Печорина разворачиваются на одном из курортов Кавказских Минеральных вод.

Был храбр, но наград не получал

Известно, что Лермонтов был храбрым человеком. На Кавказе он участвовал в нескольких серьезных военных операциях, любил рисковать, смотреть смерти в глаза, побывал во многих «горячих точках». Кавказ начала 40-х годов XIX века был как раз таким местом. Здесь царские войска использовались для подавления восстания горцев.

«У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов кряду. Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6 тысяч. И все время дрались штыками… – вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела еще пахло кровью», — писал Лермонтов своему другу А.Лопухину из «действующего отряда в Чечне».  

Тем не менее, наград у него было мало. Это при том, что командиры неоднократно отмечали его смелость. Есть известный рапорт генерала Галафеева, где он представлял Лермонтова к Владимиру 4 степени с бантом за редкую храбрость.

Из воспоминаний очевидцев тех событий известно, что позиции горцев Лермонтов штурмовал верхом, что выглядело самоубийством. Он был идеальной мишенью, а стреляли чеченцы очень хорошо —  в отличие от русской армии у них были нарезные винтовки. В следующей экспедиции генерал Граббе представил его к золотой сабле. Но ни того, ни другого он не получил. Почему? 

«Одна из причин — его откровенно не любил Николай I, — считает историк, публицист Яков Гордин. — «Смерть поэта» царя раздражала, «Герой нашего времени» ему тоже очень не понравилась. Императору казалось, что книга разлагает молодежь, и главным героем должен был стать Максим Максимыч. Его не устраивал сам стиль поведения Лермонтова, он был для него чуждой фигурой, император чувствовал в нем отвратительную ему свободу поведения. И, как следствие, вычеркивал из наградных списков». Хотя известно также высказывание Николая I, что Лермонтов «мог заменить нам Пушкина».

«Лермонтовское проклятье»?

Мистикой окружены и основные даты жизни Лермонтова. История подтверждает: в юбилейные даты поэта в России неизменно происходили трагические события.  Так, поэт родился в 1814 году. Спустя 100 лет после его рождения началась Первая мировая война, которая навсегда изменила облик Европы, а для России закончилась революцией. Кстати, революцию Лермонтов предвидел. Еще 16-летним юношей он написал свое знаменитое стихотворение «Предсказание», которое начинается так:

«Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь»

Дальше – больше. Столетие гибели поэта пришлось на 1941-ый год. Началась Великая Отечественная, которая унесла миллионы жизней. Понятно, что ни о каком праздновании речь не шла. В 1964-м, то есть на 150-летнюю годовщину со дня рождения Лермонтова, в Советском Союзе сняли с должности генерального секретаря  Никиту Хрущева, и страна начала медленно сползать в застой. 1991-ый, год 150-летия гибели Лермонтова, по очередному невероятному стечению обстоятельств, совпал с развалом Советского Союза.

Двухсотлетие Михаила Юрьевича в 2014 году отмечено продолжающимся до сих пор конфликтом России и Украины, войной в Донбассе. Также произошел всплеск терроризма и локальных военных столкновений по всему миру.

Остается надеяться, что к очередной круглой дате — 200-летию со дня смерти Лермонтова — не произойдет никаких потрясений и мы достойно отметим юбилей великого русского поэта.  

Место дуэли М.Ю. Лермонтова | izi.TRAVEL

На северо-западном склоне Машука стоит одинокий памятник. Здесь погиб выдающийся поэт России Михаил Юрьевич Лермонтов.

15 июля 1841 года грозовым вечером на склоне Машука состоялась дуэль поручика Михаила Лермонтова с майором Николаем Мартыновым. Решающий выстрел оборвал жизнь молодого поэта. Упав замертво на землю, Лермонтов оросил ее своей алой кровью.

Место поединка никак не было отмечено. Почитателям творчества поэта пришлось разыскивать это место только спустя много лет. Пятигорские фотографы Григорий Раев и Энгель в 1878 году на поляне, где по мнению старожилов произошла дуэль, положили придорожный камень. Контрагент КМВ Александр Байков, большой почитатель поэта, распорядился 15 июля 1881 г. установить из машукского камня скромный обелиск на этом месте высотой семьдесят сантиметров. 

На нем была нанесена простая надпись, которая сообщала: «Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841».

В июне 1901 г., в преддверии 60-летия со дня гибели поэта, было принято решение на месте дуэли соорудить временный недорогой памятник по проекту, составленным главным архитектором КМВ Иваном Ивановичем Байковым. Вокруг первоначального обелиска установили оштукатуренное дощатое сооружение в виде полукруглой высокой ограды. Оно состояло из прямоугольных столбов, украшенных лепными рельефами и венками, и пятиметровой тумбы. На тумбу водрузили гипсовый бюст поэта, а на концах ограды установили металлические жертвенники с венками. На памятнике сделали надпись: «Здесь погиб на поединке Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841 года». 15 июля 1901 г. сооружение было открыто. Этот памятник простоял пять лет.   За это время он сильно обветшал, и зимой 1907 года его разобрали. Решено было сделать новый обелиск из камня и бетона, но для этого нужны были средства.

Накануне 100-летия со дня рождения Лермонтова, в начале 1914 г., министерство, управлявшее Кавказскими Водами, предоставило средства для сооружения постоянного монумента в Пятигорске на месте дуэли. Был приглашен скульптор Борис Михайлович Микешин. Памятник, изготовленный из светлого кисловодского доломита, был окончен весной 1915 г. Он напоминал, композиционно, надгробный обелиск Андрея Васильевича Пастухова, поставленный на вершине МашукА. Высота памятника 8,3 м. Темно-бронзовый барельефный портрет поэта помещен в круглой нише пьедестала. Лермонтов изображен в форме поручика Тенгинского пехотного полка. Стоящий на прямоугольном пьедестале строгий и высокий обелиск создан в классической форме «указующего перста», очень широко принятой в России в XVIII веке.

Приемной комиссией Управления КМВ были обнаружены дефекты памятника и предписано было их исправить, предложив также сделать ограду. Микешин, отказав, уехал из Пятигорска. Тогда дирекция Вод пригласила петербургских скульпторов Козлова и Дитриха исправить изъяны и соорудить ограду. Ограда была сооружена со сидящими на углах каменными грифами и столбиками в виде пуль, соединенными цепями. По всей видимости, они должны были означать «мучительную смерть от огнестрельной раны».

Памятник открыли 15 июля 1915 г. без всяких торжественных мероприятий, ведь в это время шла война. Когда Микешин увидел в журнале фотоснимки созданного им памятника, выступил с возражением против изменения задуманной им идеи. С возмущением он написал в Управление Вод об «антихудожественной и безобразной ограде, позорящей его, как автора памятника». Аллегорическая ограда, не смотря на возражение, была сохранена.

В день гибели поэта, каждый год на этом месте проводится поэтический митинг. Он собирает большое количество людей. Стоящий на месте дуэли Лермонтова монумент стал одним из лермонтовских мест. Само место дуэли до сих пор не известно и продолжаются поиски его точного местонахождения. Большинство лермонтоведов располагают его значительно дальше от города рядом с Перкальской скалой.

У поворота с проспекта Калинина на дорогу, по которой можно добраться к скорбному обелиску, стоят высокие каменные пилоны с трехчетвертными колоннами. На их вершине изображены арфа и раскрытая книга, созданные по проекту архитектора Бориса Павловича Светлицкого в 1951 году.

Лермонтов: Трагедия на Кавказе Лоуренса Келли

«Вы еще даже не начали с ним разговаривать, — писал один знакомый, — а он вас уже раскусил; он все замечает; взгляд его тяжел и утомительно ощущать на себе этот взгляд. Его присутствие было неприятным в первые минуты. Но в то же время я понимаю, что единственной причиной такого сильного воздействия было только одно любопытство… этот человек никогда не слушает того, что вы ему говорите; он слушает вас самих и наблюдает за вами.Вы остаетесь внешней силой в его жизни, не имея права что-либо в ней изменить».

В конце 2009 года я понял, что за год прочел мало научной литературы, и решил исправить это в 2010 году. Что может быть лучше темы, чем Лермонтов? Тем более, что целью 2010 года было перечитать Герой нашего времени . Я искал повод, чтобы перечитать его, и я надеялся, что чтение биографии поможет мне лучше понять замечательный роман Лермонтова.И вот я обратился к Лермонтов: Трагедия на Кавказе Лоуренса Келли.

Лермонтов представляет собой романтическую, но трагическую фигуру, чья короткая, но блестящая жизнь закончилась на дуэли в 26 лет. эгоистичный уровень (больше романов не читать), но и потеря для русской литературы. Кроме того, меня поразило некоторое довольно жуткое сходство романа и жизни его автора.Хотя кое-что из этого можно было ожидать (Лермонтов был молодым человеком, который, в конце концов, включил свой опыт в свой роман), другие аспекты не так легко объяснить. Например, Печорин в Герой нашего времени сражается на дуэли под Пятигорском, и именно здесь Лермонтов встретил свою смерть. Между врагом Печорина Грушницким и противником Лермонтова Мартыновым есть некоторое тонкое, но все же сверхъестественное сходство. Грушницкий, доставляющий удовольствие Печорину, влюбляется и пытается произвести впечатление на княжну Марью.Реальный Мартынов ходил в «черкесской одежде и с огромным кинжалом », пытаясь произвести впечатление на женщин и вместо этого становясь мишенью для насмешек Лермонтова.

Книга Лоуренса, Лермонтов: Трагедия на Кавказе  начинается с описания родителей Лермонтова, Марии Арсеньевой , которая в 1812 году вышла замуж за легкомысленного соседа капитана Юрия Лермонтова против воли матери. Интуиция бабушки Лермонтова, мадам Арсеньевой, не подвела.После женитьбы капитан Лермонтов быстро обратился к « традиционным развлечениям крепостных девиц и питью », и его жена умерла от чахотки в 1817 году. Это оставило Лермонтова, младенца, 1814 года рождения, на сомнительном попечении отца. В этот момент госпожа Арсеньева сделала зятю предложение: она потребовала опеки над внуком, а в случае отказа капитана Лермонтова ее значительное имение переходило к « ее столинским родственникам».  Если капитан Лермонтов согласится, то его сын будет единственным наследником бабушкиного имения.Мадам Арсеньева, женщина, игравшая на победу, сама переживала семейные проблемы, и в данном случае все карты были у нее (зять был должен ей денег), так что маленький Михаил Лермонтов «» вошел в в возрасте трех лет роскошная позолоченная клетка, любовно приготовленная для него бабушкой.

Автор подробно описывает « три экспедиции », предпринятые Лермонтовым и его бабушкой на Кавказ. Это произошло, когда Лермонтову было три, пять и десять лет, и эти экспедиции (вы должны прочитать подробности, чтобы понять уместность выбора автора) были поворотными событиями и представляли собой волнующие незабываемые месяцы, которые позже нашли свой путь в Поэзия Лермонтова.Уже « Кавказ стал для него храмом свободы».

В 1825 году попытка переворота декабристов провалилась. Лермонтову в то время было 12 лет, и двое братьев его бабушки были близко дружны с двумя казненными через повешение декабристами. Декабристы должны были оказать глубокое влияние на Лермонтова, особенно когда несколько лет спустя он оказался в ссылке на Кавказе. К 15 годам Лермонтов посещал школу для « детей аристократии » в Москве, и именно здесь Лермонтов впервые поссорился с царем Николаем I.Николай рассматривал учеников как « потенциальных переносчика либеральной контрабанды ». А визит царя спровоцировал Лермонтова на написание стихов, однозначно антицарских и «предательских». Это было началом модели поведения, а также началом враждебных отношений между Николаем и Лермонтовым.

Келли утверждает, что Лермонтов был по духу – «-декабрист без  декабря». Хотя Лермонтов не был ярым противником крепостного права, он придерживался нескольких « опасных » взглядов — взглядов, которые он разделял с декабристами, и взглядов, которые были первопричиной ссылки (в качестве примера упоминается Ермолов).Келли отлично описывает ядовитую систему цензуры в России и ключевых игроков в этой системе — графа Бенкендорфа и генерала Дуббельта. Цензура и любой намек на так называемое « бессовестное свободомыслие» вызывали гнев как царя, так и его цензоров — ведь одной из целей декабристов было освобождение от цензуры. После того, как декабристы были либо казнены, либо отправлены в ссылку, цензура применялась с новым упоением. Когда Лермонтов написал « Смерть поэта » после смерти Пушкина на дуэли, стихотворение в конце концов попало в руки царя.Николай решил, что Лермонтов должен быть « осмотрен », чтобы установить «, не является ли он сумасшедшим ». Военного офицера Лермонтова посадили под домашний арест, а затем впервые сослали.

Первая ссылка Лермонтова была довольно короткой и, очевидно, должна была стать уроком конформизма. Лермонтов либо не усвоил этого урока, либо отказался его усвоить (я оспариваю последнее). Очень странно, что Николай любил отправлять в ссылку обидевших его, а между тем очень часто сосланные находили куда больше свободы в месте назначения, которое должно было быть наказанием. На Кавказе Лермонтов смешался с другими в ссылке и пообщался с некоторыми из оставшихся в живых декабристов.

Лермонтов был вскоре помилован и уехал обратно в Петербург — всего его не было меньше года. Он еще был военным, но успел выполнить Герой нашего времени . Вот противный маленький отрывок цитаты Николая I о романе:

«Я прочитал и закончил «Героя». Я нахожу второй том одиозным и вполне достойным того, чтобы быть модным [по моде], поскольку это та же галерея презренных, преувеличенных персонажей , что можно найти в модных зарубежных романах.Именно такие романы развращают нравы и искажают характеры, и когда с отвращением слышишь такое вопли, всегда остается болезненно-полуубежденное, что мир состоит только из таких людей, лучшие поступки которых, по-видимому, вдохновляются только гнусными или нечистыми побуждениями… …Поэтому я повторяю свое мнение, что автор страдает самым развращенным духом, а его таланты жалки».

Чтение мнения Царя пугает. Это человек, чья безграничная сила сокрушала и уничтожала тех, кто был ему неугоден.И Лермонтов ему очень не понравился.

Вернувшись в военную жизнь в Санкт-Петербурге, Лермонтов снова попал в немилость лишь вопрос времени. Выдержки из его писем показывают горькое отчаяние в сочетании с чувством удушья. Келли систематически перечисляет события, приведшие ко второму изгнанию Лермонтова: его появление на параде с игрушечным мечом, членство в «Круге шестнадцати «, « слабость » императрицы за флирт, дуэль Лермонтова с сыном посол.За эту дуэль Лермонтова арестовали, отправили на гауптвахту и приказали вернуться на Кавказ. Царь написал неприятную маленькую записку под названием « Bon Voyage a M. Lermontov », и Келли утверждает, что намерение царя состояло в том, чтобы сломить дух Лермонтова, назначив его на скучное мирское задание по обучению, а не чтобы его убили, отправив к линиям фронта. Хотя царь понимал, что движет Лермонтовым, и, очевидно, знал, что скука может его погубить, он полностью недооценил склонность Лермонтова к саморазрушению и его явный отказ склониться перед царской властью. Оказавшись снова на Кавказе, Лермонтов взбесился и, дергая за ниточки, участвовал в ряде дерзких походов. Лермонтов, по сути, переписал свое задание, тем самым фактически сорвав волю царя. После награждения командирами медалями он вернулся в отпуск в Петербург, и здесь, быть может, Лермонтов окончательно понял, что ущерб необратим. Царь был в ярости из-за того, что ссылка Лермонтова, которая должна была стать унизительным опытом, превратилась в героизм.Лермонтову отказали в медалях и, вернувшись на Кавказ, он сумел попасть в курортный город Пятигорск…

Книга

Келли уделяет большое внимание творчеству Лермонтова, соединяя нити в поэзии, пьесах и романах с реальными жизненными событиями. Однако есть некоторые досадные пробелы. В одном месте, например, в книге упоминается , что Лермонтов страдал от артрита, так как он сильно раздробил колени в результате несчастного случая, который произошел много лет назад. Это было упомянуто только как объяснение некоторых его проблем со здоровьем, и я предпочел бы, чтобы такого рода подробности появились в хронологии жизни Лермонтова. Но книга действительно дает чудесное представление о том, кем был Лермонтов — его чувство юмора, его дружба, его меланхолическая полоса, его отчаяние и его саморазрушительные побуждения.

Келли подробно описывает ранние отношения Лермонтова с женщиной, которая, возможно, была любовью всей жизни поэта, — Варварой Лопухиной. Они познакомились в подростковом возрасте, и, по-видимому, Лермонтов был опустошен, когда позже она вышла замуж за мужчину намного старше ее. Она была источником вдохновения для некоторых ранних стихов и картин Лермонтова. В книге также изложены версии ссоры с Мартыновым, а также версии дуэли, и вместе с иллюстрациями есть большой указатель.В общем, если вас интересует Лермонтов, Герой нашего времени или просто русская литература в целом, книга Келли настоятельно рекомендуется.

Напоследок: после первого прочтения Герой нашего времени я почувствовал себя обманутым ранней смертью Лермонтова. Теперь, прочитав книгу Келли, я также злюсь на то, что он был отброшен царем настолько властным и диктаторским, что Лермонтову, человеку, чьи работы царь якобы презирал, на самом деле так угрожал талант этого болезненно молодого писателя, что он пытался заставить его замолчать.

Вот короткое стихотворение, написанное Лермонтовым, когда он в последний раз уезжал из России:

Прощай, немытая Россия

Земля рабов, земля господ,

И вам синие мундиры,

А вы покорные полчища.

Возможно, за Кавказскими вершинами,

Я найду покой от слез,

От всевидящих глаз царей,

Всеми слышащими ушами.

: —

. . . :


: . , . …


:

Тойота Камри
БМВ
БМВ
Ауди
Лада Иксрей


:


? , …


:


:
1. ,
1.,
1.,
80.,
2,5.,
0,5.,
0,5.,
1,25..,
1,25..,
1.., …


:

:
( ), . , , . , , …


:


— ., , , . , …


:


( )
,
поп-арт, -…


:

11 -.


:

:

:

.


:

:

: , …


:

5 !


:

— , , !
!


DIU отмечает 200-летие со дня рождения Михаила Лермонтова

На днях в актовом зале Международного университета нарциссов (DIU) в городе прошла однодневная фотовыставка и дискуссия.Организаторами мероприятия выступили Институт языков Нарцисс (DIL), Клуб английской литературы (ELC) и международных отношений, DIU в сотрудничестве с Российским центром науки и культуры (РЦНК). В программе были фотовыставка и дискуссия о Михаиле Лермонтове (русском писателе-романтике, поэте и художнике) и декламация стихов. Также был проведен семинар, посвященный процессу обучения русскому языку.
Студенты и преподаватели различных факультетов посетили фотовыставку. На дискуссионной программе д-р Биной ​​Барман выступила с приветственной речью, а Александр П.Демин, руководитель Российского центра науки и культуры, Дакка, поделился некоторыми мыслями и опытом о значимости этого мероприятия.
Ехакова Ирина, старший преподаватель Тульского государственного педагогического университета, Россия, выступила с содержательной и познавательной речью о великом художнике и поэте Михаиле Лермонтове. После выступления несколько его учеников прочитали в зале несколько стихотворений легендарного поэта. Некоторые стихи были переведены на бенгали, и их прочитали несколько студентов и гостей.
Выступавшие утверждали, что Лермонтов был русским писателем-романтиком, поэтом и художником, которого иногда называют «кавказским поэтом», стал самым значительным русским поэтом после смерти Александра Пушкина в 1837 году. Лермонтов считается величайшим поэтом русской литературы наряду с Пушкиным. и крупнейшая фигура русского романтизма. Его влияние на более позднюю русскую литературу все еще ощущается в новое время не только через его поэзию, но и через его прозу, которая положила начало традиции русского психологического романа.
Лермонтов начал писать стихи еще в школе, вдохновившись Пушкиным. Затем в 1837 году Пушкин погиб на дуэли. Лермонтов был разбит и написал «Смерть поэта» («Смерть поэта»), в которой поклялся, что Россия должна отомстить убийце Пушкина, что правительство отказалось сделать. Лермонтов также бросил вызов императорскому двору за соучастие в смерти Пушкина. Стихотворение принесло Лермонтову известность, так как оно копировалось и переходило из рук в руки в узких кругах просвещенной России 1830-х годов.
На программе восторженную презентацию по русскому языку провела Черенкова Белита, старший преподаватель Тульского государственного педагогического университета, Россия. Она акцентировала внимание на краткосрочном изучении иностранного языка через Интернет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.