Данте алигьери иллюстрации божественная комедия: Божественная комедия с иллюстрациями Гюстава Доре

Содержание

Гюстав Доре. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери. 1870 год

Гюстав Доре был невероятно популярным и продуктивным иллюстратором XIX века. В 16 лет он начал успешную карьеру карикатуриста в одном из французских журналов, но юный художник всегда стремился к большему. Поэтому в 1852 году, оттолкнувшись от журнальной графики, он начинает активно создавать иллюстрации к известным литературным произведениям, среди которых книги Рабле и Бальзака. В 1850-х годах художник выполнил десятки иллюстративных работ, но продолжал стремиться к большему.

С осени 1855 года Доре приступил к изучению Данте Алигьери для создания иллюстраций «Божественной комедии». Образы эти созревали давно: еще в Страсбурге, в лицейские годы, Гюстав проводил много часов за рисунками к Данте.

Доре работал с ведущим парижским издателем Луи Ашетом и рассказал ему, что он хочет проиллюстрировать книгу Данте. До этого времени ни одна из книг Доре не продавалась дороже 15 французских франков.

Предложенный том первой части «Божественной комедии» стоил бы 100 франков. Ашет отверг его предложение, сказав, что никто не будет платить так много. Тогда Доре решил, что он сам заплатит за все издание.

Художник выполнил 76 полностраничных гравюр для издания «Ада» Данте, которое было выпущено в начале 1861. Он наносил рисунки непосредственно на деревянные доски. В его мастерской работало около 40 граверов, среди которых следует выделить Пизана (Pisan), Паннемакера (Pannemaker) и Йоннарда (Jonnard). Несколько недель спустя Доре получил знаменитую телеграмму от Ашета: «Успех! Приходи скорее! Я осел!».

Теофиль Готье писал 1 августа 1861 года в газете «Le Moniteur»: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Помимо таланта в композиции и рисунке, он обладает тем визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим секреты Природы. Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные формы, воды — сверкать мрачным стальным блеском, а горы — принимать разнообразные лики.

Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пейзажи, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью…».

Само произведение Данте поражает обилием и точностью почерпнутых из природы и человеческой жизни поэтических сравнений и образов, что сообщает рисуемому поэтом «загробному» миру осязаемую реальность. Как «реальное» путешествие в ад трактует «Божественную комедию» и Гюстав Доре.

В 1868 году была закончена работа над частями «Чистилище» и «Рай» и полностью «Божественная комедия» с иллюстрациями Доре вышла в Париже. Начавшись с продажи 100 копий, к настоящему времени выпущено свыше 200 изданий этого набора гравюр. Начало 1860-х утвердило Доре в положении ведущего французского иллюстратора.

Список иллюстраций, представленных в экспозиции:

 

АД

1.       Лес

2.       Пантера

3.       Вергилий и Данте

4.       Харон пересекает реку Ахерон

5.        Минос

6.       Души

7.       Франческа и Паоло

8.       Франческа и Паоло

9.       Плутос

10.   Стикс

11.   Филиппо Ардженти

12.   Эринии

13.   Фарината

14.   Богохульники

15.   Брунетто Латини

16.   Льстецы

17.   Папа Николай III

18.   Чиамполо и Аличино

19.   Антей

ЧИСТИЛИЩЕ

20.   Катон

21.   Пловец небесный

22.   Кормчий

23.   Гора

24.   Пия

25.   Змей

26.   Сон

27.   Орёл

28.   Рассказ

29.   Гордецы

30.   Сапия

31.   Марко Ломбардо

32.   Начало пятого круга

33.   Корысть

34.   Круг шестой

35.   Лия

36.   Старцы

37.   Мательда

РАЙ

38.   Пиккарда

39.   Духи

40.   Карл Мартелл

41.   Второй хоровод

42.   Обитель воителей за веру

43.   Небесный крест

44.   Каччагвида

45.    Души

46.   Обитель справедливых правителей

47.   Почет благим царям

48.   Небесная лестница

49.   Святой Пётр

50.   Последнее небо

 

Божественная комедия в иллюстрациях Сальвадора Дали

Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери на выставке «Сальвадор Дали. Магическое искусство». ЦВЗ «Манеж», 28.01 – 25.03.2020

На выставке «Сальвадор Дали. Магическое искусство», проходящей в ЦВЗ «Манеж» в отдельном зале представлены все иллюстрации великого художника к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Фантастическое видение «Божественной комедии» главным сюрреалистом XX века ощущается здесь в полной мере. По оценкам знатоков и ценителей творчества Сальвадора Дали, иллюстрации «Божественной комедии» – вершина графического искусства гениального испанца. На лондонском аукционе Christie’s в 2008 году, один из экземпляров книги был продан за £10 тыс., превысив estimate в два раза.

В 1950 году, возвратившийся из Америки в родную Каталонию художник, получает заказ от Итальянского государственного института печати. К празднованию 700-летия со дня рождения Данте Алигьери создать серию акварельных иллюстраций для юбилейного издания «Божественной комедии». Фактически, этой работой Дали занимался примерно восемь лет. Используя акварель, гуашь и сангину, он нарисовал по одному рисунку на каждую тысячу строк поэмы, получилось 102 листа. В иллюстрациях автора присутствуют точно подмеченные образы и детали: благодаря им зритель оказывается в неведомом мире таинственной мистики и экспрессивных образов.

Иллюстрации к «Божественной комедии», с разрешения Итальянского государственного института печати, в мае 1954 года экспонировали в римском Palazzo Pallavicini Rospigliosi. Дали утверждал, что «отнюдь не пытался романтизировать темные силы, а стремился шокировать ценителей искусства «ангельским коэффициентом вязкости своего ада». Оценки и реакции многих посетителей были весьма неоднозначными. Шумиха достигла таких масштабов, что Институт печати расторг договор с художником. «Божественную комедию» в 6 томах с иллюстрациями Сальвадора Дали выпустило издательство Les Heures Claires в 1960 году.

Художник любил экспериментировать, но для оформления «Божественной комедии» выбрал литографию. Для каждого изображения резчик Раймон Жаке вручную сотворил от 20 до 37 досок определенной формы, под постоянным контролем Сальвадора Дали. На многих листах он поставил свою подпись, а после выхода юбилейного издания «Божественной комедии» в 1965 году настоял, чтобы все доски уничтожили.

Предыстория «книги художника» Сальвадора Дали.

Данте Алигьери (Dante Alighieri, 1265-1931) написал «Божественную комедию» (La Divina Commedia) в период приблизительно с 1308 по 1321 год, после прихода к власти «черных гвельфов» и изгнания из родной Флоренции. Он стал первым, написавшим сложную философскую поэму, безусловно относящуюся к высокой литературе, на итальянском языке. Поэма состоит из трёх частей (кантин): «Ад» (Inferno), «Чистилище» (Purgatorio) и «Рай» (Paradise). Каждая из них включает в себя 33 песни. К первой части была добавлена еще одна песня – пролог, всего их 100. «Божественная комедия» состоит из терцин – строф, из трех строк, сложной рифмовки, и каждая часть завершается словом «звезды» («stelle»). Почти сразу со времени ее написания, поэма Данте Алигьери, которую Боккаччо назвал божественной, стала очень популярной. Было создано свыше 600 рукописных копий этого произведения.

Самое первое издание «Божественной комедии» было напечатано в Фолиньо (Foligno – старинный город в регионе Умбрия) в апреле 1472 года, а до 1500 года выпустили 15 изданий-инкунабул «Божественной комедии». В период расцвета итальянской культуры Высокого и Позднего Возрождения насчитывается 30 изданий «Комедии», большинство из них напечатали в Венеции. Среди них наиболее известно издание Лодовико Дольче (Lodovico Dolce) напечатанное в Венеции Габриэлем Джолито де Феррари (Gabriele Giolito de Ferrari) в 1555 году. Это было первое издание, с заглавием «Божественная комедия», а не просто «Комедия».

Со времен появления «Божественной комедии» прошло 700 лет, но сюжеты и образы, созданные Данте, по-прежнему вдохновляют художников иллюстрировать и визуализировать его поэму.

Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli, 1445-1510) создал 92 иллюстрации и подробную карту подземного мира. Их считают одним из самых точных изображений ада по Данте. Он написал уникальный портрет поэта «Ritratto di Dante Alighieri».

Фламандский живописец Страданус (Jan van der Straet или Giovanni Stradano, 1523-1605), жил во Флоренции, работал в стиле итальянского маньеризма. Его иллюстрации с изображением Inferno представляют демонические образы и жуткие ландшафты.

Уильям Блейк (Blake William, 1757-1827), английский живописец, гравер, поэт создал 102 «фантастические» иллюстрации для издания «Божественной комедии» в 1825 году.

Гюстав Доре (Paul Gustave Dore, 1832-1883) французский гравер, иллюстратор и живописец, очень вдохновился поэмой Данте. Его грандиозные гравюры к «Аду» появились в 1861 году, к «Чистилищу» и «Раю» – в 1869 году. В дальнейшем, их напечатали примерно в 200 изданиях, а переводы с итальянского оригинала стали доступны на нескольких языках.

Вильям Бугеро (William-Adolphe Bouguereau, 1825-1905), известный французский живописец XIX века, автор многих картин на мифологические и религиозные темы. Сюжет его работы «Данте и Вергилий в аду» представляет беснующихся грешников в седьмом кругу ада, а Данте и Вергилия – как сторонних наблюдателей. Мрачная цветовая палитра – приглушенные краски и угольная сажа создают напряженное зрительное впечатление.

Франц фон Байрос (Franz von Bayros, 1866-1924) австрийский художник, иллюстратор эпохи декаданса. Он иллюстрировал «Божественную комедию», выпущенную к 600-летней годовщине смерти Данте.

Но «Божественная комедия» с литографиями Сальвадора Дали является подлинно уникальной «книгой художника» в книжной графике XX века.

Выставка иллюстраций Дали к «Божественной комедии» Данте

В Тулу привели выставку графических иллюстраций Дали к «Божественной комедии» Данте.
Интерес к выставке был большой.
Я не очень стремилась на эту выставку, много раз бывала в разных музеях Дали — в Фигересе, в Пуболь и др. , многое видела. Но когда выставку даже продлили на две недели, решила, надо сходить, все же не каждый день в Туле бывают такие выставки.
Тем более, что и история происхождения этой коллекции и самого цикла этих работ интересная.
История такая.
В 1951 году правительство Италии сделало заказ Сальвадору Дали выполнить к 700- летию Данте Алигьери серию акварельных иллюстраций для юбилейного издания «Божественной комедии».
Но когда представители католической церкви изучили творчество Дали повнимательнее, они тут же отозвали заказ, сочтя его творчество слишком одиозным для иллюстрации религиозного издания.
А Дали уже увлекся этой идеей и не захотел от нее отказываться, продолжил работу, хотя и понимал, что ему за нее не заплатят и по сути работал в стол.
Работа заняла 9 лет, ему очень хотелось создать собственную интерпретацию образов этого произведения.
В результате от создал по рисунку к каждой тысяче строк «Божественной комедии».
А позже он принял участие в создании ксилографий, сам участвовал в создании досок. (Ксилография — это когда на досках вырезали изображения, потом покрывали их краской и делали оттиск на бумаге.)
Работа эта заняла 5 лет. Дали контролировал процесс создания пластин и утверждал каждую из них.
В 1963-м году работу над ксилографией закончили, а через год «Божественную комедию» с иллюстрациями Дали сдали в печать. Считают, что до сих пор они обладают цветом непревзойденного качества, максимально приближающим графику к живописи.

А большая часть литографических копий была в коллекции Владимира Высоцкого и Марины Влади.
Нынешний владелец — искусствовед Артём Суслов — приобрел их на парижском аукционе личных вещей Марины Влади и Владимира Высоцкого.

К нам в Тулу привезли 87 работ этого цикла.

Экспозиция состоит из трех частей. Я покажу несколько работ из каждой части.
Чтобы понимать о чем идет речь, желательно все-таки ознакомиться с самим произведением. Я прониклась к «Божественной комедии» после посещения Флоренции, представление имела.

Смысл, если коротко, в путешествии Данте по аду, чистилищу и раю и описание того, что он видел.

Данте

Первая часть — АД
Ад в интерпритации Дали находится не под землей, а внутри нас.
Здесь сладострастники, чревоугодники, скупцы и расточители, гневливые, ленивые, лжеучителя, насильники, самоубийцы, богохульники и т.д.
Компания здесь собралась интересная: Сократ, Платон, Аристотель, Архимед, Гипократ — все здесь.

Ад — естественно самая страшная часть.

Богохульники

Льстец
Здесь, по-моему, все ясно

Наказание Вани Фуччи

«Предсказатели и чародеи»
обитатели восьмого круга ада, наказаны вечным молчанием

Коррупционеры

Злобные

Демон логики (вот это я совсем не поняла, без идей что бы это значило)

Предатели родной стороны

Ну и достаточно ужасов.

Вторая часть — ЧИСТИЛИЩЕ
Дали поместил сюда грешников, которые меют надежду на прощение
Здесь те, кто не совершил смертельного греха

Опоздавшие

Завистливые

Расточительность

Дух обращается к Данте

Подъем к седьмому кругу чистилища

Предатели гостей

«Две толпы похотливых»
Много их)

Дерево наказания

Жадные

Данте и Беатриче

Данте исповедуется перед Беатриче

Третья часть — РАЙ

В Раю Данте встречает свою возлюбленную Беатриче, она уговаривает его покаяться и вознестись на небеса.

Небеса милосердия

Данте в сомнении

Данте странствует по семи сферам Рая и достигает бесконечной области для блаженных

Ангелы Эмпирея

Радость благословенных

Сад Господен

Прославление Девы Марии

Божественный лес

Ангел седьмого неба

«Божественная красота Беатриче»
А нам красоту не видно…((

Небесная лестница

Святой Петр и Данте

Два круга духов

Конечно, не скажу, что эмоции  от этой выставки — удовольствие.
Жутковато.
Но интересно.
Мне было интересно пытаться разгадать, понять, я довольно внимательно все рассматривала.
Что-то совсем не понимала, что-то очень ярко и очевидно изображено.
Надо иметь ввиду, что это иллюстрации, конечно было бы интереснее воспринимать вместе с текстом.
Можно все это смотреть с экскурсоводом, наверно, так будет интереснее. Но у нас так не получилось.

Думала, какой же креативный был Дали, у него в голове бесконечно что-то бурлило и рождалось!)

Да, вот ещё, есть несколько его рисунков, которые Дали давал вместе с автографом.
Это были реплики с его же картин, кусочки картин.
Вот, например, этот рисунок Дали подарил директору ресторана. Это Дон Кихот.
Говорят, он часто так оплачивал ужины.

А еще для сравнения есть плакаты с картинами разных художников на ту же тему.
Но это реалистичные изображения.
 

в Москве покажут коллекцию ксилографий Сальвадора Дали по мотивам «Божественной комедии» / Новости города / Сайт Москвы

В арт-центре «Ветошный» 28 сентября представят коллекцию ксилографий Сальвадора Дали по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери. Она принадлежит частному итальянскому коллекционеру Андреа Понтальти.

«В основе коллекции Андреа Понтальти — собрания графических работ известнейших мировых художников. Произведения из его коллекции выставляются в крупнейших музеях и частных галереях мира. Они постоянно перемещаются, входя в состав различных выставок. К нам коллекция иллюстраций “Божественной комедии” прилетела из США (Техас, Художественный музей и галерея Арлингтона). Переговоры с коллекционером велись долго. Поскольку полное собрание иллюстраций одного тиража найти крайне сложно, выставка очень востребована в мире», — рассказала Ольга Клип, куратор выставки.

100 ксилографий Сальвадора Дали 

В экспозицию войдут 100 ксилографий художника, выполненных специально для юбилейного издания «Божественной комедии» Данте Алигьери, которое увидело свет в 1965 году. Самый ценный выставки — титульный лист, на котором Сальвадор Дали оставил автограф шариковой ручкой и рисунок прекрасного ангела. Оригинальность представленных работ подтверждена сертификатом подлинности.

Ксилография — самая сложная графическая техника. Для каждого изображения мастер-резчик создал от 20 до 37 досок, с которых были сделаны оттиски. Доски были вырезаны вручную резчиком граверной мастерской Раймона Жаке под неусыпным контролем Сальвадора Дали. В общей сложности он изготовил 3,5 тысячи досок. Процесс печати занял более пяти лет.

Эти иллюстрации ознаменовали принципиально новый этап в творчестве Сальвадора Дали. Если раньше он бесстрастно фиксировал в своих работах распад человеческого естества, то теперь в его картинах возобладало божественное начало. Сам мастер начал позиционировать себя как глубоко верующего человека и продолжателя классических традиций других иллюстраторов поэмы Данте — Сандро Боттичелли, Уильяма Блейка и Гюстава Доре.

По оценкам исследователей творчества Сальвадора Дали, иллюстрации к «Божественной комедии» — вершина графического искусства испанского живописца.

Аудиогид и лекции 

Все ксилографии будут сопровождаться отрывками из текста «Божественной комедии», к которым отсылают изображения. А аудиосопровождение позволит углубиться в смысл и содержание поэмы, а также услышать мнение искусствоведа.

Кроме того, на выставке пройдут лекции, посвященные «Божественной комедии», Данте Алигьери и итальянской культуре, поэзии, ксилографии, Савальдору Дали и роли итальянской культуры и сюрреализма в его творчестве.

Организаторы подготовили для посетителей мобильное приложение на русском языке.

Выставка «“Божественная комедия” Сальвадора Дали» будет открыта до 2 декабря.

 

«Божественная комедия» Данте Алигьери в изданиях XVIII – начала ХХ века

  2017-12-11

С 12 декабря 2017 года в Парадном зале Научной библиотеки при Российской академии художеств проходит книжно-иллюстративная выставка, посвященная итальянскому поэту Данте Алигьери и его главному труду «Божественной комедии».

Данте Алигьери (1265-1321), итальянский поэт и мыслитель, один из основоположников литературного итальянского языка, постоянно ищущий принципиальную основу всему, что происходит вокруг и в нем самом, с безграничным воображением, определившим образность и абстрактность в его поэзии.

Историю своей любви к Беатриче Данте Алигьери поведал в стихах и в прозе в небольшой повести «Vita Nuova» («Новая жизнь»). Она была написана вскоре после ранней смерти возлюбленной поэта в 1290 году. В одной из витрин представлены издания начала ХХ века «Vita Nuova» на итальянском и русском языках. Отдельного внимания заслуживает книга издательства ACADEMIA на русском языке «Новая жизнь» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского. Здесь же расположены биографические труды о Данте: «Данте, его жизнь и литературная деятельность» Марии Валентиновны Ватсон (1891), «Данте» Джованни Андреа Скартаччи (1905) и «Stories from Dante» Сьюзан Каннингтон (1911).

Всемирную славу и известность Данте Алигьери получил благодаря его «La Commedia» позже получившей название «La Divina Commedia» или «Божественная комедия». С момента ее написания прошло немало веков, однако идеи и образы, рожденные поэтом, на протяжении всей истории существования «Божественной комедии» вдохновляли художников на создание иллюстраций. Одним из первых художников, проиллюстрировавших поэму, является Сандро Боттичелли. Его работа оказалась беспрецедентной, иллюстрации получились более похожи на картины, в то время как было принято создавать небольшие изображения, акцентирующих внимание на тексте. На выставке представлены репродукции с гравюр великого художника.

В одной из центральных витрин расположено издание «Божественной комедии» в иллюстрациях художников XVI века с репродукциями работ Микеланджело, Рафаэля, Цуккаро, Вазари и многих других итальянских художников той эпохи. («La Divina Commedia di Dante Alighieri Nell’Arte del Cinquecento» 1908 г.). Другой труд итальянского автора Микеланджело Каэтани также находится в центральных витринах, он представил в схемах и иллюстрациях структуру ада, чистилища и рая согласно их описанию в «Божественной комедии» Данте.

Стоит отметить иллюстрации английского художника Джона Флаксмана, видного представителя неоклассицизма, прославившегося своим сборником иллюстраций к творениям Гомера, Гесиода, Эсхила и Данте. В Научной библиотеке хранится девятитомное издание с иллюстрациями Флаксмана 1833-1836 годов. «Божественную комедию» он изобразил в легких контурных рисунках, отличающихся чистотой и красотой текучих линий.

Одним из самых уникальных экспонатов выставки стало первое парижское издание части «Ад» «Божественной комедии» с иллюстрациями Гюстава Доре 1861 года. Помимо него представлены два переиздания «Inferno» 1872 и 1877 годов в оригинальном переплете издательства Hachette. После триумфального издания «Inferno» Доре создает иллюстрации ко второй и третьей частям «Божественной комедии», которые также вошли в экспозицию.

Завершают выставку аналитические труды о «Божественной комедии». Среди них стоит выделить труд немецкого искусствоведа и историка искусства Фридриха Липпмана «Zeichnungen von Sandro Bottichelli zu Dantes Goettlichen Komoedie» (1872), который отметился своими публикациями о гравюрах Сандро Боттичелли

Иллюстрации Дали к «Божественной комедии» — в Кирове

Работа выставки иллюстраций Сальвадора Дали к поэме Данте Алигьери «Божественная комедия»  в музее Александра Грина продлена до 12 мая.

В рамках культурно-просветительского проекта «Artishere» («Искусство здесь») кировчане гости Кирова смогут увидеть выставку печатной графики Сальвадора Дали – одного из величайших художников ХХ века. По оценкам исследователей творчества Дали, иллюстрации «Божественной комедии» – вершина графического искусства гениального испанского живописца.

В 1951 году, накануне приближающегося юбилея Данте, Сальвадор Дали получил от правительства Италии коммерческий заказ на создание серии акварельных иллюстраций к самому известному произведению итальянского поэта, мыслителя и богослова. Однако привлечение фигуры скандального испанца к проекту общенационального значения спровоцировало неоднозначную реакцию в итальянском обществе. Более того, репутация Дали вызывала и негодование церкви. В итоге заказ был отменён, однако Дали не прекратил работу. В течение девяти лет самый востребованный художник того времени трудился над иллюстрациями к «Божественной комедии» ради чистого искусства и из любви к Данте.

Работа по переведению акварельных рисунков на деревянные печатные пластины (ксилография) заняла ещё 55 месяцев: переводя акварели на печатные пластины, 2 художника задействовали 3500 специальных деревянных досок. Дали лично контролировал процесс создания пластин, проверяя и утверждая каждую из них. В 1964 г. «Божественная комедия» с иллюстрациями Сальвадора Дали увидела свет.

Выставка включает 78 ксилографий, которые ранее не выставлялись в нашем городе. Её экспозиция соответствует трём томам иллюстраций к поэме: том I – «Ад», том II – «Чистилище», том III – «Рай».

Большая часть коллекции ксилографий, которая будет представлена в музее, ранее принадлежала Марине Влади и Владимиру Высоцкому.

На выставке будутпредставлены четыре  очень редких «живых» карандашных рисунка, один из них, рисунок Дон Кихота, создан мастером в 1985 году.

Музей Александра Грина находится в Кирове, на улице Володарского, 44. Телефон —  35-07-87. Музей работает с 10.00 до 18.00,

Данте, наш сверхсовременник — Год Литературы

Текст: ГодЛитературы.РФ

Выставка «Сверхсовременный Данте. Иллюстрации художников разных стран 1983-2021», организованная Государственным музеем А. С. Пушкина и Итальянским институтом культуры в Москве, приурочена к 700-летию со дня смерти итальянского поэта, датой которой принято считать 14 сентября: Данте скончался в 1321 году в Равенне, 55 лет от роду, подхватив малярию в Венеции, куда он отправился заключать договор от имени приютившей его равеннской синьории.

«Божественную комедию» иллюстрировали многие выдающиеся художники, начиная с Сандро Боттичелли. Не говоря уж про классический цикл гравюр Густава Доре и вольные офорты Сальвадора Дали. Выставка в Пушкинском музее показывает последние достижения на этом поприще — от художников, которые работают в русле традиции (Миммо Паладино, Моника Бейснер, Том Филлипс), до тех, кто применяет цифровые технологии – самостоятельно (Эмилиано Понци) или сочетая их с карандашным рисунком (Паоло Барьбери). Так что зрителя ждет настоящее путешествие по современной визуальной культуре – разнообразной и многогранной, как сама фундаментальная поэма Данте.

Девять сериграфий Тома Филлипса (1982), отобранные из ста тридцати девяти иллюстраций, – пример создания оригинального языка, в котором непосредственность поп-арта соединяется с поиском новых выразительных средств.

Совсем иные по духу иллюстрации яичной темперой, созданные Моникой Бейснер (2001) – первой женщиной, которая проиллюстрировала всю «Божественную комедию»: работы Бейснер, полные мельчайших деталей, восходят к традиции, заложенной еще в кватроченто Джованни ди Паоло.

Миммо Паладино (2020), напротив, выбирает экспериментальный рисунок, стремясь нащупать архаичные корни дантовской поэмы: художник действует как шаман и в то же время трактует стихи Данте в русле собственной поэтики.

Все названные выше художники применяют традиционную технику, зато Паоло Барбьери и Эмилиано Понци (оба иллюстрировали Данте в 2012 году) идут иным путем. Барбьери соединяет традицию и новаторство: зритель может увидеть, как карандашный набросок превращается в яркое красочное изображение, а атмосфера фэнтези рождает совершенно новую интерпретацию поэмы. Со своей стороны, Понци использует цифровую технологию, создавая сюрреальное, проникнутое тревогой пространство и прочитывая Данте в холодном, современном ключе.

Призрачные иллюстрации Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте

Инферно , Песнь X:

Многие художники пытались проиллюстрировать эпическую поэму Данте Алигьери « Божественная комедия », но ни один из них не оставил такого неизгладимого следа в нашем коллективном воображении, как француз Гюстав Доре.

Доре было 23 года в 1855 году, когда он впервые решил создать серию гравюр для роскошного издания классики Данте.Он уже был самым высокооплачиваемым иллюстратором во Франции, имея за плечами популярные издания Рабле и Бальзака, но Доре не смог убедить своего издателя Луи Хашета профинансировать такой амбициозный и дорогой проект. Молодой художник решил сам оплатить издательские расходы на первую книгу. Когда в 1861 году вышел иллюстрированный Inferno , он был быстро распродан. Ашетт вызвал Доре в свой кабинет телеграммой: «Успех! Иди скорей! Я осел!»

Hachette опубликовал Purgatorio и Paradiso в виде единого тома в 1868 году.С тех пор «Божественная комедия » Доре выдержала сотни изданий. Хотя он продолжал иллюстрировать множество других литературных произведений, от Библии до «Ворона» Эдгара Аллана По, Доре, пожалуй, больше всего запомнился своими изображениями Данте. В Мир Данте историк искусства Аида Ауде пишет:

Отличающиеся эклектичным сочетанием микеланджеловской обнаженной натуры, северных традиций возвышенного пейзажа и элементов популярной культуры, иллюстрации Данте Доре считались венцом его достижений — идеальное сочетание мастерства художника и живого визуального воображения поэта.Как писал один критик в 1861 году после публикации иллюстрированного Inferno : «мы склонны полагать, что концепция и интерпретация исходят из одного и того же источника, что Данте и Гюстав Доре сообщают посредством оккультных и торжественных бесед тайну этого Ада». вспаханный их душами, пройденный, исследованный ими во всех смыслах».

Сцена выше взята из Песни X из Inferno. Данте и его проводник Вергилий проходят Шестой круг ада, место, предназначенное для душ еретиков, когда они смотрят вниз и видят внушительную фигуру Фаринаты дельи Уберти, тосканского дворянина, который согласился с Эпикуром, что душа умирает вместе с телом, восставая из открытой могилы.В переводе Джона Чиарди Данте пишет:

.

Мои глаза уже были прикованы к нему. Прямой,
он поднялся над пламенем, большая грудь, большой лоб;
он, казалось, не уважал весь ад

Инферно , Песнь XVI:

Когда Данте и Вирджил готовятся покинуть Седьмой Круг, их встречает устрашающая фигура Гериона, Монстра Мошенничества.   Вергилий отправляет Гериона на Восьмой круг.Он забирается на спину монстра и приказывает Данте сделать то же самое.

Тогда он крикнул: «Теперь, Герион, мы готовы:
помни, что его вес живой
и делай круги шире, а полет ровнее».

Как маленькое судно соскальзывает с берега или пирса,
назад, назад — так что монстр соскользнул
назад с борта. И когда он нарисовал

он качался, и вытянув хвост
работал им как угорь, и лапами
собирал в воздухе, а я бледнел.

Инферно , Песнь XXXIV:

В Девятом Круге Ада, в самом центре Земли, Данте и Вергилий сталкиваются с гигантской фигурой Сатаны. Как пишет Чиарди в своем комментарии:

Он закреплен во льду в центре, к которому текут все реки вины; и когда он машет своими огромными крыльями, словно пытаясь спастись, их ледяной ветер только сильнее примораживает его к загрязненному льду. В гротескной пародии на Троицу у него три лица, каждое разного цвета, и в каждом рту он зажимает грешника, которого вечно разрывает зубами. Иуда Искариот находится в центральном устье: Брут и Кассий в устах либо си де.

  Чистилище , Песнь II:

На рассвете пасхального воскресенья Данте и Вергилий только что вышли из ада и стали свидетелями того, как Ангел-Лодочник гонит новую группу душ к берегу Чистилища.

Затем, когда эта небесная птица сократила расстояние между нами
, она становилась все ярче и ярче
, пока я больше не мог выносить сияние,

и склонил голову.Он направился прямо к берегу,
его корабль был таким легким и быстрым, что не набирал воды;
казалось, что он не столько плывет, сколько парит.

На корме стоял великий кормчий Господа,
так прекрасно, что его блаженство, казалось, было написано на нем;
и более сотни душ сидели впереди,

поют так, как если бы они повышали в один голос
in exitu Israel de Aegypto.
Стих за стихом они радовали воздух.

Ангел перекрестился, и они
бросились по его сигналу на берег.
Затем, так же быстро, как и пришел, он ушел.

  Чистилище , Песнь IV:

Поэты начинают трудный подъем на гору Чистилища. На полпути по крутой тропе Данте кричит Вергилию, что ему нужно отдохнуть.

Подъем истощил мои последние силы, когда я закричал:
«Милый Отец, повернись ко мне: если ты не остановишься
, я останусь здесь, на склоне горы!»

Он указал на уступ немного впереди
, который опоясывал всю поверхность склона.
— Поднимись выше, сын мой, — сказал он.

Его слова так подстегнули меня, что я заставил себя
толкаться за ним на четвереньках
, пока, наконец, мои ноги не оказались на этой полке.

Чистилище , Песнь XXXI:

Поднявшись, наконец, в Эдемский сад, Данте погружается в воды Леты, реки забвения, и ему помогает переправиться дева Матильда. Он пьет из воды, которая стирает всякую память о грехе.

Она втянула меня в поток по самое горло,
и, увлекая за собой,
помчалась по воде, легкая, как любая лодка.

Приближаясь к священному берегу, я услышал, как она произнесла
таким сладким тоном, что я не могу перезвонить им,
, не говоря уже о том, чтобы описать их здесь: «Меня аспергирует».

Тогда милая дама взяла мою голову между
своими распростертыми объятиями и, обняв меня, окунула меня
и заставила меня пить очищающую воду.

Парадизо , Песнь V:

На Втором небе, Сфере Меркурия, Данте видит множество светящихся душ. В переводе Аллена Мандельбаума он пишет:

.

Как в рыбном пруду, спокойном и чистом,
рыбы приближаются ко всему, что приближается
извне, кажется, это их пища,
таковы были далеко более тысячи великолепия
Я увидел приближающихся к нам, и каждый заявил:
«Вот теперь тот, кто умножит нашу любовь.
И даже по мере приближения каждой тени один видел,
из-за яркого сияния, которое она излучала,
радость, которой была наполнена эта тень.

Парадизо , Песнь XXVIII:

Достигнув Девятого Неба, Primum Mobile, Данте и его проводница Беатрис смотрят на сверкающие круги небесного воинства. (Христианка Беатриче, олицетворяющая Божественную Любовь, заменила язычника Вергилия, олицетворяющего Разум, в качестве проводника Данте, когда он достиг вершины Чистилища.)

И когда я повернулся, и мои глаза встретились
По тому, что появляется в этой сфере всякий раз, когда
кто-то пристально смотрит на ее вращение,
Я увидел точку, излучающую такой острый
свет, что любой, кто столкнется с силой
, с которой он пылает, должен будет закрыть глаза,
и любая звезда, которая, если смотреть с земли, покажется
самой маленькой, расположенной рядом с этой точкой,
, как звезда, соединенная со звездой, может показаться луной.
Вокруг этой точки вращалось огненное кольцо,
кольцо, возможно, так же далеко от этой точки, как
ореол от звезды, которая его окрашивает
когда туман, образующий ореол, наиболее густой.
Он вращался так быстро, что мог
опередить движение, которое быстрее всего опоясывает мир.

Парадизо , Песнь XXXI:

В Эмпирее, высочайшем небе, Данте показано жилище Бога.Он появляется в виде огромной розы, в лепестках которой обитают души верующих. Вокруг центра летают ангелы, словно пчелы, несущие нектар божественной любви.

Итак, в образе той белой Розы святой
легион показал мне воинство, которое Христос,
Своей собственной кровью, принял как Свою невесту.
Другое воинство, которое, летая, видит и воспевает
славу Тому, кто черпает свою любовь,
и то благо, что даровало ему такую ​​славу,
точно так же, как пчелиный рой, который, в один момент
входит в цветы, а в другой поворачивает
обратно к тому труду, который дает такое сладкое благоухание,
спускается в этот огромный цветок, украшенный
множеством лепестков, затем снова поднимается
в вечное жилище своей любви.

Вы можете получить доступ к бесплатному изданию «Божественная комедия» с иллюстрациями Доре в Project Gutenberg. Опубликованное издание ( Иллюстрации Доре к «Божественной комедии» Данте ) можно приобрести в Интернете. Наконец, Йельский курс по чтению Данте в переводе появился в разделе «Литература» нашей коллекции из 1500 бесплатных онлайн-курсов.

Если вы хотите подписаться на бесплатную рассылку новостей Open Culture по электронной почте, найдите ее здесь.

Если вы хотите поддержать миссию Open Culture, подумайте о том, чтобы сделать пожертвование на наш сайт.Трудно полагаться на рекламу на 100%, и ваш вклад поможет нам продолжать предоставлять лучшие бесплатные культурные и образовательные материалы учащимся во всем мире. Вы можете внести свой вклад через PayPal, Patreon, Venmo (@openculture) и Crypto. Спасибо!

Примечание. Более ранняя версия этого поста появилась на нашем сайте в октябре 2013 года.

Связанный контент:

Бесплатный курс по «Божественной комедии» Данте от Йельского университета

Иллюстрированный и интерактивный «Ад Данте»: исследуйте новый цифровой компаньон великой эпической поэмы XIV века

Визуализация ада Данте: см. карты и рисунки ада Данте от эпохи Возрождения до наших дней

Художники иллюстрируют «Божественную комедию» Данте сквозь века: Доре, Блейк, Боттичелли, Мебиус и другие

Цифровой архив самых ранних иллюстрированных изданий «Божественной комедии» Данте (1487–1568)

Призрачные иллюстрации Альберто Мартини к «Божественной комедии» Данте (1901–1944)


92 сохранившиеся иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии» Данте (1481)


Каждый истинный человек эпохи Возрождения нуждался в богатом покровителе, и многие итальянские художники-изобретатели-ученые-поэты нашли его в Лоренцо Медичи, потомке флорентийской династии, ученом и поэте.Лоренцо либо напрямую спонсировал, либо помогал получать заказы для таких звезд искусства 15-го века, как Микеланджело Буонароти и Леонардо да Винчи.

Среди многих друзей-художников Лоренцо был художник, который в основном исчез из истории до конца девятнадцатого века, когда повторное открытие его Primavera и Рождение Венеры сделало его одним из самых популярных художников эпохи Возрождения. Я имею в виду, конечно, Сандро Боттичелли, портретиста Лоренцо Медичи, его отца и деда, а также, как оказалось, иллюстратора «Божественной комедии» Данте Алигьери «».

В 1550 году так называемый «отец истории искусства» Джорджо Вазари записал, что «поскольку Боттичелли был ученым человеком, он написал комментарий к части поэмы Данте, а после того, как проиллюстрировал Inferno , напечатал произведение». Художник также написал портрет Данте, рассказывает Вазари, и сделал наброски для гравюр в первом флорентийском издании «Божественной комедии» в 1481 году.

Однако кажется, что интерес Боттичелли к Данте зашел гораздо дальше, чем знал даже Вазари.Когда-то в конце своей карьеры — после того, как он уже добился местной известности во Флоренции — Боттичелли пообещал своему патрону Лоренцо иллюстрированную «Божественную комедию» на овечьей шкуре с отдельным изображением для каждой песни, чего еще не пытался сделать ни один художник. 92 из этих иллюстраций сохранились на разных стадиях завершения, например две выше, «Сводники, льстецы» (вверху — единственный рисунок в цвете) и «Гиганты» (вверху), обе из Inferno .

Это две наиболее полно реализованные коллекции.По словам историка искусства Джонатана К. Нельсона, «Боттичелли завершил наброски почти всех песен, но добавил цвета только для некоторых. Художник демонстрирует свое «образование» и художественное мастерство, изображая каждую из трех сфер по-своему». Многие из рисунков Боттичелли для Purgatorio и Paradiso также сохранились, но, как и сами книги, они становятся все менее подробными (и, возможно, менее интересными). См. «Исповедь Данте» из Purgatorio выше, его «Карту ада» вверху, «Лестницу Иакова» из Paradiso ниже и остальные 88 иллюстраций в World of Dante.

Связанный контент:

Драматические иллюстрации Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте

Призрачные иллюстрации Альберто Мартини к «Божественной комедии» Данте (1901–1944)

100 иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте

Джош Джонс — писатель и музыкант из Дарема, Северная Каролина. Подпишитесь на него на @jdmagness.


Рисунки, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте, на выставке в галерее Уффици

Иллюстрация Фредерико Зукарри к Песне XXXI-XXXII из «Ада» Данте (Фото: Helvio ricina, CC BY-SA 4.0, через Викисклад)

В этом году исполняется 700 лет со дня смерти Данте Алигьери в 1321 году. Итальянский поэт и философ является известным автором «Божественной комедии » — эпической поэмы, состоящей из трех частей, описывающей его путешествие через ад, чистилище и, наконец, рай. . Чтобы отметить эту важную веху, в галерее Уффици представлена ​​коллекция редко выставляемых рисунков художника эпохи Возрождения 16-го века Фредерико Цуккари, которые иллюстрируют сцены из вековой хроники Данте.

«До сих пор эти прекрасные рисунки были замечены лишь несколькими учеными и выставлены на всеобщее обозрение только дважды и только частично», — говорит директор Уффици Айке Шмидт. «Теперь они опубликованы полностью вместе с дидактико-научным комментарием, где с [1 января] они будут в свободном доступе».

Это особая возможность, так как два предыдущих публичных показа хрупких работ состоялись во Флоренции в 1865 году и в Абруццо, Италия, в 1993 году. Теперь любой, у кого есть подключение к Интернету, может просмотреть эту впечатляющую коллекцию, которая перенесет вас прямо в сказку Данте. .Чтобы воспользоваться этой бесплатной выставкой, посетите веб-сайт галереи Уффици.

Галерея Уффици выставляет редкие рисунки эпохи Возрождения, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте, к 700-летию со дня смерти итальянского поэта.

Иллюстрация Фредерико Зукарри к песням XXVI-XXVIII из «Ада» Данте (Фото: Helvio ricina, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons)

Иллюстрация Фредерико Цукарри к Песне I из «Ада» Данте (Фото: Helvio ricina, CC BY-SA 4.0, через Викисклад)

Иллюстрация Фредерико Зукарри к Песне III из «Ада» Данте (Фото: Helvio ricina, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons)

Галерея Уффици: Веб-сайт | Фейсбук | Instagram
ч/т: [The Guardian]

Статьи по теме:

Средневековая итальянская деревня, затонувшая в озере, всплывет на поверхность впервые за 27 лет

Эта итальянская церковь XVI века встроена в скалу

AI Generator превратит любого человека в «шедевр» в стиле ренессанс

5 знаменитых аллегорических картин, несущих в себе скрытый смысл, ожидающий своего открытия

Невероятно красивые иллюстрации Гюстава Доре к роману Данте «Ад» — Маргинал

«В середине пути нашей жизни я оказался в темном лесу, где был потерян прямой путь.

Мария Попова

Поэзия Данте остается одним из самых очаровательных творений нашей цивилизации — настолько, что она вдохновила поколения художников интерпретировать и переосмысливать ее, от захватывающих дух гравюр Уильяма Блейка для «Божественной комедии » до зловещих и чувственных картин Сальвадора Дали для . Инферно .

Среди самых запоминающихся и завораживающих ремейкеров — знаменитый французский иллюстратор, скульптор, гравер и гравер Гюстав Доре (6 января 1832 — 23 января 1883), считавший работу Данте « шедеврами литература.

В 1855 году, почти за три десятилетия до своих гравюр для «Ворона» По, Доре начал работу над серией гравюр для Данте Inferno ( public library ). Не найдя издателя, который был бы готов пойти на финансовый риск в отношении задуманного им роскошного фолио, Доре самостоятельно опубликовал его в 1861 году. Его удивительная работа имела мгновенный успех, ускорив его карьеру и появившись в более чем двухстах изданиях Данте. спустя полтора века.

Харон, перевозчик мертвыхДанте и Вергилий среди обжор Минос, судья проклятых Беатриче в гостях у Вергилия в ЛимбоНаказание скупых и блудных Данте и Вергилий покидают темный лесВирджил толкает Филиппо Ардженти обратно в реку СтиксВергилий противостоит дьяволам за пределами города Растраты бегут через лес самоубийцДанте и Вергилий с Брунетто ЛатиниНаказание сводников и обольстителейДьяволы, противостоящие Данте и ВергилиюАличино, нападающие на ЧамполоНаказание воровВирджил, обращающийся к лжесоветникамДанте и Вергилий среди фальсификаторовВергилий, указывающий на Эфиальта и других гигантовУголино, грызущий мозги архиепископа Ружьери

Дополнение иллюстрированный Доре Inferno с другими вечными браками великой литературы и великого искусства: редкие иллюстрации Делакруа к Фаусту Гете , картины Уильяма Блейка к «Потерянному раю» Мильтона, формирующие картины Мориса Сендака и т. д. «Песни невинности» Блейка, рисунки Милтона Глейзера к «Дон Жуану» лорда Байрона, картины Сальвадора Дали к «Дон Кихоту» Сервантеса, «Божественная комедия» Данте, « Ромео и Джульетта» Шекспира и эссе Монтеня.

Живопись и художники, вдохновленные «Адом» Данте Алигьери

Ниже приводится подборка из художников , чьи произведения искусства были вдохновлены «Божественной комедией» Данте Алигьери.

Сандро Боттичелли (1445-1510)

В 1550 году Джорджо Вазари писал, что

Поскольку Боттичелли был ученым человеком, он написал комментарий к части поэмы Данте, а проиллюстрировав «Ад», напечатал произведение.

Примечательно, что первое комментированное издание из «Божественная комедия » было опубликовано во Флоренции в 1481 году, в это время популярность этой поэмы росла. Боттичелли проиллюстрировал «Божественную комедию» для Лоренцо ди Пьерфранческо деи Медичи (который также владел Primavera ) между 1490 и 1496 годами.

Работа была беспрецедентной. В то время как было принято иллюстрировать книги несколькими небольшими изображениями и отдавать предпочтение тексту, Боттичелли вместо этого создавал иллюстрации, похожие на картины, многочисленные и большие, чтобы сопровождать каждую песню стихотворения. Боттичелли был чрезвычайно верен тексту Данте и был очень точен в иллюстрациях к каждой сцене, которую он считал чрезвычайно интересной.

Боттичелли также нарисовал очень подробную карту Подземного мира вместе с пугающим портретом Сатаны на двойном листе. века. Некоторые говорят, что он все еще скрывает что-то, что еще предстоит открыть…

С тех пор эти рисунки были рассеяны; некоторые лежат в Музее Ватикана , а другие размещены в музеях Берлина.Стилистически они сопоставимы с его более поздними работами, потому что полны архаичных элементов, а фигуры в них не содержат черт реализма.

Очевидное восхищение Боттичелли Данте иллюстрируется портретом Данте, созданным им в 1495 году и до сих пор очень известным. Считается, что этот портрет предназначался для украшения библиотеки ученого.

Страданус (Джованни Страдано) (1523-1605)

Под этим именем известен фламандский художник Ян ван дер Стрэт. Срадан жил во Флоренции и сблизился с семьей Медичи. Вместе с Вазари Страданус внес свой вклад в реализацию Студиоло Франческо I двумя картинами, одна из которых — «Алхимическая мастерская ».

Хотя он был одним из лидеров итальянского маньеризма , он не забыл своего фламандского происхождения. На самом деле, эти два культурных компонента присутствуют в серии иллюстраций к «Божественной комедии» , созданной между 1587 и 1588 годами и хранящейся в Лаврентьевской библиотеке во Флоренции.

Нордический компонент проявляется прежде всего в иллюстрациях к Инферно, содержащих определенные демонические фигуры или в некоторых ужасных пейзажах.

В 1587 году ему было поручено нарисовать серию из сцен проклятых в различных
кругах ада, а также ряд иллюстраций и карт.

В Inferno Дэн Браун ссылается на иллюстрацию Canto 8 Страдануса. В этой песне наказываются гневливые и ленивые. Именно в этот момент Данте и Вергилий пересекают реку Стикс с помощью адского перевозчика Флегия .

Уильям Блейк (1757–1827)

102 рисунка, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте , были заказаны Блейку в 1825 году. После его смерти в 1827 году они находились на разных стадиях завершения.

В этих иллюстрациях Блейк уделил пристальное внимание деталям поэмы Данте, но также привнес свой взгляд на некоторые из центральных тем Данте, включая грех, вину, наказание, месть и спасение.Образы Блейка иногда выдают критическое отношение к Данте, но также сосуществуют со многими признаками интеллектуальной симпатии .

Поль Гюстав Доре (1832 – 1883)

Доре был очень известным французским иллюстратором и художником. Начав рисовать в возрасте 16 лет, он в конце концов работал иллюстратором сначала в газетах, а затем в издательствах.

Он прославился и получил признание за использование стиля, в котором смешались элементы реализма и романтизма. Его работа также получила высокую оценку за совершенство фигур .

В 1865 году он издал иллюстрированное издание Библии , имевшее огромный успех.

Уже в 1855 году Доре планировал посвятить серию иллюстраций классической мировой литературе, начиная с «Божественной комедии» Данте Алигьери (список иллюстрированных произведений Доре включал Гомера, Оссиана, Байрона и Гёте). Он реализовал проект между 1861 и 1868 годами.

Доре так восхищался Данте, что решил самостоятельно профинансировать первую книгу «Инферно».

Восхищение Данте было широко распространено в середине девятнадцатого века Франция , поэтому иллюстрированная книга Доре сразу же имела успех.

Следовательно, издательство Hachette опубликовало две книги «Чистилище» и «Рай» в одном томе в 1868 году, а в последующие годы издание «Божественная комедия » с иллюстрациями Гюстава Доре было переведено на многие языки.

Иллюстрации Доре к Божественной комедии являются шедеврами .У художника была сверхъестественная способность поставить себя на место Данте, как если бы они были знакомы. Некоторые доходили до того, что предполагали, что между ними существовала телепатия…

В любом случае можно сказать, что в то время как Данте изобрел структуру загробной жизни, как она понимается сегодня, Доре смог воплотить эту структуру в жизнь посредством своих иллюстраций. Сегодня те, кто может представить сцены из «Божественной комедии », вероятно, видели рисунок Гюстава Доре.

Вильям Бугро (1825–1905)

Этот автор создал множество реалистических картин на мифологические и религиозные темы.

К сожалению, его искусство не было оценено при жизни из-за неприятия импрессионизма и авангарда. Хотя он наиболее известен такими картинами, как L’Amour et Psyche , он также является автором Данте и Вергилий в аду , картины, которая связывает его с Божественная комедия .

В Канто VII Данте и Вергилий сталкиваются с фальсификаторами , среди которых алхимики, фальшивомонетчики, лжесвидетели и самозванцы.

Капоккио, еретик и алхимик, подвергается нападению и укусу в шею Джанни Скикки, который узурпировал личность мертвого человека, чтобы обманным путем потребовать свое наследство.

Били друг друга не руками одни,/ Но головой, и грудью, и ногами,/ Зубами друг друга на куски рвя.
( Инферно , Песнь 7)

Огюст Роден (1840 – 1917)

Роден утверждал, что никогда никуда не ходил без экземпляра Божественная комедия в кармане.
Этот французский скульптор был очарован способностью Данте «лепить» своих персонажей с помощью языка.

Работа, которая связала Родена с Данте, это Врата Ада . Он был введен в эксплуатацию в 1880 году и остается незавершенным.

Роден решил сделать портал, тему, которой еще предстояло заняться, и решил изобразить ад Данте, используя эскизы, над которыми он работал в течение многих лет. Ясно, что его вдохновили знаменитые Врата Рая в баптистерии Флоренции.

На верхней части двери стоят три Тени , которые работают, чтобы произвести, в самой современной процедуре, троекратное повторение одной и той же фигуры без руки. Мыслитель (сам Данте) стоит над бездной. На двери справа узнаваемая фигура графа Уголино.

Слева Паоло и Франческа вставлены в рулон тел. Целый появляется из клокочущей лавы. Судорожные жесты выражают отчаяние, боль и наказание.

Роден создал примерно 227 фигур, не считая сотен подготовительных рисунков.

Франц фон Байрос (1866–1924)

Франц фон Байрос, иллюстратор, автор экслибриса и австрийский художник, известен в основном своими иллюстрациями к эротическим книгам , в том числе «Божественная комедия» (Вена, 1921) и классикам мировой эротической литературы («Декамерон» Боккаччо). , Берлин, 1910; «Сказки тысячи и одной ночи», Берлин, 1913).

Измученные души Байроса сбиваются в кучу под градоподобным потоком обжигающих шариков и капелек огня
(Дэн Браун, Inferno )

Дэн Браун ссылается на иллюстрацию 7-го круга (насилие) Ада: Данте и Вирджил проходят через лес самоубийц и находят пустыню из раскаленного докрасна песка, где медленно падают нескончаемые хлопья огня.

В этих иллюстрациях богато детализированный, насыщенный прерафаэлитский стиль Байроса, засвидетельствованный в «Божественной комедии» , включает в себя более утонченное влияние Густава Климта, Альфонса Мухи и Коломана Мозера, которые ознаменовали рождение нового века.

Сальвадор Дали (1904-1989)

В 1951 году Дали получил заказ на создание набора иллюстраций к «Божественной комедии » по случаю 700-летия Данте Алигьери.Он реализовал работу как акварели, и гравюры на дереве, а его иллюстрации сами по себе являются шедевром.

В 100 иллюстрациях Дали можно найти сны и галлюцинации , типичные для стиля Дали, а также грубость и материальность дантовского «Ада».

Дали хочет не только проиллюстрировать Божественную комедию , но и передать все эмоции и чувства, которые привели Данте к созданию своей загробной жизни.

Иллюстрации Дали были созданы между 1950 и 1959 годами и сразу же были признаны его самой важной иллюстративной работой.

Изображения Wikimedia, Archigeek и Pictify.com

Флоренция Инферно

Florence Inferno — это блог о флорентийских тайнах, символах и местах, которые упоминаются в последнем романе Дэна Брауна Inferno , и многом другом о городе. Мы также предлагаем пешеходную экскурсию по Инферно, которая следует по стопам Роберта и Сиенны, а также электронную книгу с аудиоверсией.

Адское искусство божественной комедии Данте

В честь 700-й

-й годовщины смерти итальянского поэта мы предлагаем вашему вниманию иллюстрации к его знаменитым произведениям, от средневековых шедевров до современных интерпретаций.

Доменико ди Микелино, La commedia illumina Firenze (Комедия, освещающая Флоренцию), 1456, фреска, Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция

14 сентября 2021 года исполняется семьсот лет с тех пор, как Данте Алигьери положил перо и попрощался с этим бренным миром. Тосканский поэт 14 -го -го века оставил после себя эпос, который продолжает очаровывать и пугать читателей по сей день. Священная и профанная, интуитивная и поучительная, Божественная комедия , состоящая из трех частей: Inferno , Purgatorio и Paradiso , была неисчерпаемым источником вдохновения для множества художников и писателей с момента своего появления. зарождение.Особенно это касается первого из трех томов: Inferno . Мрачное и унылое видение Данте об аде произвело на художников такое глубокое впечатление, что, согласно легенде, оно обладает какой-то сверхъестественной силой, что те, кто чувствует себя обязанным создавать иллюстрации с его страниц, мало чем отличается от самого Данте на первых страницах «Ада». Inferno , часто попадают в странные и сюрреалистические ситуации. Есть ли доля правды в этой конкретной легенде, нельзя ни доказать, ни опровергнуть, но поэтический шедевр Данте, безусловно, был причиной бесчисленных картин, скульптур и иллюстраций, созданных во всем мире на протяжении веков художниками, часто обладающими почти навязчивая зацикленность на первом томе.От Сандро Боттичелли до Сальвадора Дали, адское искусство «Божественной комедии » Данте — суровое наслаждение для любителей литературы и искусства.

Сандро Боттичелли, Mappa dell’Inferno (Карта ада), ок. 1485 г., цветной рисунок на пергаменте из козьей кожи, Библиотека Ватикана, Рим

.

« Mappa dell’Inferno » Боттичелли — одно из самых известных произведений искусства, созданных на основе «Божественная комедия », и его до сих пор часто можно встретить в наше время.Созданное по заказу знаменитой семьи Медичи во Флоренции эпохи Возрождения, изображение Боттичелли девяти кругов ада Данте представляет собой чрезвычайно сложное и прекрасно выполненное изображение подземного мира. Но его слава — или, точнее, позор — не только продукт рисунка 15 -го -го века, приписываемого мастеру, он гораздо более зловещий. Mappa dell’Inferno превращает царство сатаны во что-то почти осязаемое, вытаскивает ад из какого-то охваченного чувством вины и страха уголка разума и ставит его перед нашими глазами в царство повседневности, придавая ему последующее правдоподобие, кажущееся буквальным архитектурный план для бесчисленных наказаний, которые вполне могут быть назначены человеку в день его смерти, — мысль, которая привела бы в ужас флорентийцев эпохи Возрождения и бесчисленное множество других душ, которые увидят ее в грядущие столетия.

Уильям Блейк, Вестибюль ада и сбор душ, чтобы пересечь Ахерон , c. 1824-27, бумага, акварель, Национальная галерея Виктории, Мельбурн

.

Уильям Блейк умер в 1827 году, когда он все еще заканчивал свои акварельные иллюстрации для «Божественная комедия» . В предыдущие годы ему было поручено создать то, что изначально планировалось стать серией гравюр для патрона Джона Линнелла. Несмотря на то, что проект был прерван, и в производство поступило всего несколько гравюр, иллюстрации Блейка были встречены очень высоко.Иллюстрации Блейка к «Божественная комедия » могут быть менее классическими по восприятию, чем иллюстрации, созданные другими художниками, но в его серии акварелей, безусловно, присутствует чрезвычайно тревожная энергия.

Следуйте за Данте в чистилище с онлайн-выставкой рисунков «Божественной комедии» | Умные новости

На этой фреске 1465 года Доменико ди Микелино изображен Данте, держащий копию «Божественной комедии» рядом со входом в ад.Общественное достояние через Wikimedia Commons

На протяжении веков «Божественная комедия » Данте Алигьери «» — длинная повествовательная поэма, описывающая видение автором загробной жизни, — заслужила похвалу как одно из величайших произведений западной литературы, вдохновляя уважаемых авторов и художников от Джеффри Чосера до Т. С. Элиот, Сандро Боттичелли и Уильям Блейк.

В честь 700-летия со дня смерти итальянского поэта флорентийская галерея Уффици проводит бесплатную онлайн-выставку из 88 рисунков, изображающих основополагающее произведение.Шоу под названием «Снова увидеть звезды» — отсылка к последней строке «Инферно », начальному разделу «Божественная комедия » — содержит иллюстрации художника Федерико Цуккари, который создавал работы, живя в Испании между 1586 и 1586 годами. 1588.

Как сообщает Associated Press, хрупкие рисунки, поступившие в коллекцию Уффици в 1738 году, до этого публично демонстрировались лишь дважды: в родном городе Данте Флоренции в 1865 году, к 600-летию со дня его рождения, и в Абруццо, регионе на юге Италия, во время выставки 1993 года.

Иллюстрация Зуккари трехголового Люцифера Предоставлено галереей Уффици.

«До сих пор эти прекрасные рисунки видели [лишь] несколько ученых», — говорит директор Уффици Айке Шмидт Гарету Харрису из Art Newspaper . «[Это] драгоценный материал не только для тех, кто занимается исследованиями, но и для тех, кто увлечен творчеством Данте и заинтересован в том, чтобы следовать, как говорит Алигьери, [идеям, связанным с] добродетелью и знанием.

По данным Уффици, на портале онлайн-выставок хранятся рукописные заметки Цуккари, которые он делал на обратной стороне рисунков. Произведения представлены вместе с песнями или разделами, которые они иллюстрируют, а также научными комментариями.

Данте, которого часто называют отцом итальянского языка, родился во Флоренции в 1265 году и умер в Равенне в 1321 году. Его «Божественная комедия » разделена на три части, которые рассказывают о путешествии поэта через ад, чистилище и рай.Из 88 рисунков на выставке 28 изображают ад, 49 — чистилище и 11 — рай.

В статье для Forbes Мэтью Кэри Сальер считает акцент Зуккари на средней части стихотворения, Purgatorio , «необычным».

Рисунки чистилища «подразумевают изменение среды, отказ от карандашной работы в пользу техники пера и акварели», — добавляет он. «Эстетический сдвиг имеет смысл. В космологии Данте Чистилище — это временное состояние, в котором души все еще способны изменяться и развиваться после смерти.

Иллюстрация наказаний в чистилище Цуккари Предоставлено галереей Уффици.

Изюминкой выставки является изображение Цуккари Люцифера, который изображен в виде чудовища с тремя лицами — подобием Иуды, обманувшего Иисуса Христа, и Брута и Кассия, предавших Юлия Цезаря. Симметричный эскиз чем-то напоминает Витрувианского человека Леонардо да Винчи, хотя и с адской изюминкой, отмечает Forbes .

«Воображение наблюдателя вынуждено воссоздавать ужасные черты антихриста и ледяное озеро, в котором он утонул по грудь», — говорится в сопроводительном тексте выставки согласно Google Translate.

Другие произведения, такие как Первый кадр: Молитва гордых, , иллюстрируют наказания, которым люди вынуждены подвергаться в чистилище. Четверо мужчин несут на плечах огромные валуны; примеры гордыни — вроде строительства Вавилонской башни — и ее последствий — убийства сыновей Ниобы — появляются на заднем плане.

Цуккари родился в Италии в 1540 году и был выдающимся художником позднего маньеризма. (Художественное движение было сосредоточено на создании удлиненных стилизованных фигур, а не на реалистичных изображениях.) Он создавал работы для пап Пия IV и Григория XIII, писал портреты Елизаветы I и ее двора и помогал спроектировать Эль-Эскориал, напоминающий цитадель испанского короля Филиппа II.

Зуккари завершил свои рисунки «Божественная комедия », работая при дворе Филиппа. После его смерти в 1609 году иллюстрации перешли сначала к знатной семье Орсини, а затем к семье Медичи, которая подарила их Уффици в 1738 году.

Изобразительное искусство История искусства Художники Искусство Книги Выставки Экспонаты Италия Музеи Религия Религиозная история Ренессанс Писатели

Рекомендуемые видео

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.