Бруно дж: Идеи, мировоззрение Джордано Бруно: труды и цитаты: VIKENT.RU

Содержание

Идеи, мировоззрение Джордано Бруно: труды и цитаты: VIKENT.RU

Джордано Бруно написал книгу: О бесконечности, Вселенной и мирах

Джордано Бруно, живя в Лондоне, написал книгу:  О бесконечности вселенной и мирах / De l’infinito, universe е mondi.

Вот характерный отрывок:

«… не требуется существования других миров для существования и совершенства этого мира, но для того чтобы Вселенная сохранила своё существование и совершенствовалась, необходимо бесконечное множество миров. Следовательно, из совершенства одного из миров не следует, чтобы другие миры были менее совершенны; ибо этот мир, подобно другим мирам, и другие миры, подобно этому миру, состоят каждый из своих частей и каждый вместе со своими членами составляет единое целое».

Джордано Бруно, О бесконечности, Вселенной и мирах, цитируется по изданию: Дж. Бруно, Философские диалоги, М., «Алетейа»; «Новый Акрополь», 2000 г., с. 274.

 

«В 1584 году Джордано Бруно написал «О бесконечности, Вселенной и мирах». В этом труде этот бывший доминиканский монах, этот снявший с себя постриг уроженец Неаполя заявляет, что  Вселенная не конечна, а бесконечна, что Земля не является её центром, что она вращается вокруг Солнца, которое является всего лишь звездой среди многих ей подобных.

Джордано Бруно упоминает даже о возможности существования внеземной жизни и наличия различных измерений во Вселенной. С ним мы переходим от замкнутой, описанной Аристотелем Вселенной к Вселенной огромной и бесконечной.

Джордано Бруно объездил всю Европу. Он обладал необыкновенной памятью. Он  говорил, что способен рассказать наизусть 26 000 статей канонического и гражданского права, 6000  отрывков из Библии и 1000 стихотворений Овидия. Благодаря этому дару, он был принят, как пророк, при больших дворах Европы и с огромным удовольствием дискутировал там о математике, астрономии, философии.

Он ратовал за религию любви ко всем людям без исключения. Он очаровывал своим ораторским талантом и знаниями. Он поддерживал такие идеи Коперника, которые сам Коперник не решался защищать.

Джордано Бруно отметал все устоявшиеся догмы, и религиозные, и светские, «святое невежество», «святую глупость», клеймил «дипломированных дураков» и «печальных педантов». Для Церкви такое оказалось несколько чересчур, и в 1592 году Джордано Бруно арестовали. Его подвергали пыткам двадцать два раза, и ни разу он не отрёкся.

В конце концов, его сожгли живым на площади в Риме, ему заткнули рот из страха, что даже на костре он будет говорить о бесконечной Вселенной.

Завещание, которое он написал в тюрьме, было разорвано непрочтённым, чтобы никто не подпал под влияние его еретических идей. Тридцать три года спустя, во время похожего процесса, организованного теми же судьями, Галилей предпочёл отступить. И, странное дело, первому в награду выпало забвение, а второму — слава».

Б. Вербер, Энциклопедия относительного и абсолютного знания, М. ,  «Гелеос»; «Рипол классик», 2007 г., с. 272-273

5. Дж. Бруно. Философия

Читайте также

3. Прорыв в современность (Джордано Бруно)

3. Прорыв в современность (Джордано Бруно) Эпоха Возрождения ознаменовалась многими научными открытиями. Одним из наиболее выдающихся достижений был переворот во взглядах на строение мироздания, произведенный польским ученым Николаем Коперником.С античных времен в

§ 26. Прорыв в современность (Джордано Бруно)

§ 26. Прорыв в современность (Джордано Бруно) Эпоха Возрождения ознаменовалась многими научными открытиями. Одним из наиболее выдающихся достижений явился переворот во взглядах на строение мироздания, произведенный польским ученым Николаем Коперником. С античных времен

Бруно Латур и его правила метода

Бруно Латур и его правила метода Сильная программа в социологии нашла отклик во Франции, особенно в окружении Бруно Латура.

У него обнаруживается огромное число высказываний, которые сформулированы настолько двусмысленно, что едва ли их можно понять буквально. Если же

8.3. Божественность Вселенной (Джордано Бруно)

8.3. Божественность Вселенной (Джордано Бруно) Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.

О жизни и судьбе Джордано Бруно

О жизни и судьбе Джордано Бруно Мы надеемся, что все сказанное выше будет полезным, для того чтобы принять ближе к сердцу судьбу и дело Титана эпохи Возрождения, великого философа, поэта, ученого и мистика Джордано Бруно. О нем часто говорят, что он родился раньше своего

Ключи к философии Бруно

Ключи к философии Бруно Философия Бруно многогранна и затрагивает комплекс самых разнообразных вопросов. Мы приводим несколько основных ее положений.О ВСЕЛЕННОЙВ своей концепции Вселенной Джордано Бруно не ограничивается выступлениями в защиту учения Коперника о

Смерть Бруно

Смерть Бруно История повторяется. Конец философа начинается с измены его учеников. В 1591 году молодой аристократ Джованни Мочениго приглашает Бруно в Венецию, в свой дом, с просьбой обучить его «тайнам философии». Отношения учителя и ученика с самого начала складываются

Джордано Бруно. Божественность Вселенной

Джордано Бруно. Божественность Вселенной Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.

5.

 Дж. Бруно

5. Дж. Бруно Воззрения Джордано Бруно (1548–1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм (pan — все и theos — Бог) — философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум

Сожжение Джордано Бруно

Сожжение Джордано Бруно Неудовольствие инквизиции Бруно мог вызвать утверждением о возможности для героического энтузиаста возвыситься до Бога, «поднимаясь при помощи восприятия вида божественной красоты и доброты на крыльях ума и сознательной воли» (Там же. С. 86). Не

Божественность Вселенной. Джордано Бруно

Божественность Вселенной. Джордано Бруно Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.

ДЖОРДАНО БРУНО (1548–1600)

ДЖОРДАНО БРУНО (1548–1600) Итальянский философ-пантеист. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленном множестве миров. Основные

Философия Джордано Бруно — Русская историческая библиотека

Методология Джордано Бруно

Ввиду фантастических и поэтических стремлений мышления Джордано Бруно, довольно странное впечатление производят его бесчисленные методологические сочинения. Дело в том, что они, по крайней мере в первое время, ровно ничем не связаны с его собственной философией и неустанно домогаются привести в исполнение причудливую затею, возникшую во времена схоластики. Выражение сознания собственной бесплодности можно видеть именно в том, что схоластическая философия в поздний период своего развития занялась проектом изобрести нечто вроде машины для фабрикации мыслей.

Раймунд Луллий в своем сочинении «Ars magna» («Великое искусство») придумал систему кругов, на которых было обозначено известное число основных понятий; при вращении кругов эти основные понятия должны были вступать между собой в систематические сочетания и посредством этих комбинаций порождать все новые и новые понятия. Джордано Бруно всю свою жизнь много ломал голову над улучшением этой печальной мыслительной машины и посвятил ей множество более или менее обширных сочинений, что, конечно, не свидетельствует в пользу его логического и гносеологического развития. Похоже, что он чувствовал недостаток научного метода в своей собственной системе и поэтому смотрел на эти работы как на ее дополнение. С другой стороны, может быть, эти сочинения, написанные в большинстве случаев на латинском языке, служили Джордано для того, чтобы постоянно заявлять о своей принадлежности к ученому сословию, а также доказывать, что в противовес фантастическому умозрению своего нового философского учения он обладает в высшей степени педантической ученостью.
Но как бы то ни было, это бесплодное искание метода не находится ни в какой связи с теми мыслями Бруно, на которых основано значение его философии.

Джордано Бруно

 

Учение Бруно о безграничности Вселенной

Философия Бруно имеет своим исходным пунктом скорее учение Коперника, вдохновенным проповедником которого явился Джордано во время своего скитания по Европе; из этой новой астрономической теории необходимо вытекала, как философское следствие, бесконечность вселенной, а вместе с тем и общий подъем духа над всякой умственной узостью. «Очевидно, глупо, – говорит Джордано Бруно, – думать, подобно простому народу, что нет ни других созданий, ни духа, ни разума, кроме тех, которые известны нам… думать, что нет больше планет, кроме тех, которые нам пока известны, это немногим разумнее, как если бы кто-нибудь полагал, что в воздухе летают лишь птицы, которых он только что видел пролетающими мимо, когда смотрел в свое маленькое окошко».

Таким образом, новое учение ставит Бруно выше религиозных и вероисповедных ограничений. В его глазах Пифагор стоит рядом с Иисусом из Назарета; и Джордано одинаково как не посещает католической обедни, так и осмеивает протестантское оправдание посредством веры. Он ставит в вину Николаю Кузанскому, которого в остальном очень чтит, что ряса сузила его деятельность. Философии, по мнению Джордано, нечего делать с богословскими вопросами: Всевысшее Существо не может быть познано; для этого потребовался бы, как замечает не без иронии Бруно, сверхъестественный свет. Цель философии – познать природу, уразуметь единство ее бесконечной всежизни, искать Бога не вне, а внутри мира и бесконечного ряда вещей; одно уже это отличает верующего богослова от пытливого философа. Таким образом, провозглашение научной свободы основывалось у Бруно прямо на пантеизме, который с полным убеждением противополагает себя христианскому мировоззрению.

 

 

Хотя система Коперника не дает метода для самого научного познания, но она выдвигает чрезвычайно важную гносеологическую точку зрения, посредством которой философия Джордано Бруно далеко отошла от одностороннего сенсуализма Телезио и стала выше его. Теория польского астронома противоречит иллюзии внешних чувств; она покоится, правда, на чувственном восприятии, но она вырастает из него в силу критики разума, раскрывающей обман. Отсюда Бруно выводит

недостаточность простого восприятия. Первое возражение, которое он допускает в своем сочинении «Del’infinito universo, et mondi»(«О бесконечности, вселенной и мирах») (1584) против учения о бесконечности мира, это – что оно противоречит чувствам. И, конечно, нет никакого чувственного доказательства этой бесконечности; но ведь, замечает Бруно, и чувства могут иметь силу доказательства только относительно конечных вещей, и лишь постольку, поскольку они согласуются с рассудком. Бесконечное не может быть объектом чувств; оно по своей сущности неизмеримо, несравнимо и непознаваемо, потому что всякое наше познание постигает лишь сходства и отношения конечных вещей, воспринятых нами посредством внешних чувств. Поэтому, полагает Джордано Бруно, возможно только несовершенное познание бесконечного; и совершенно так же, как сами единичные вещи являются лишь тенью истинной сущности, так и познание, связанное с нашими чувствами, есть лишь зеркало, в котором истина предчувствуется, но сама еще не содержится.

Эти философские рассуждения напоминают скептико-мистические выражения у Николая Кузанского; но они не мешают Бруно стремиться к тому, чтобы с помощью исследований понятий возвыситься, насколько это только возможно для человека, над обманом чувств. Прежде всего, Джордано выступает с резкой философской критикой против воззрения о конечности мира, которое прикрывалось авторитетом Аристотеля. Что представляет из себя, спрашивает он, пустота, находящаяся по ту сторону ограничивающего мир эфира? Ведь всегда и везде, где бы ни проводили границу, должно же быть за нею опять пространство. Пустое пространство в своем бесконечном протяжении есть излияние бесконечной мировой силы; никогда не пустующая бесконечная деятельность Бога может принять вид лишь такого мира, который был бы бесконечен в пространстве и во времени. Исходя из этой мысли, Джордано Бруно пользуется системой Коперника, чтобы набросать такую картину мира, которая в своих основных чертах очень близка изображению нынешнего естествознания.

Вселенная состоит из бесконечного пространства, пустоты, в которой может быть нечто, и из бесконечного числа миров, двигающихся в этом пространстве. В частностях философия Бруно примыкает при этом к демокрито-эпикурейской традиции; но это больше касается множественности миров, чем представления их движения. Именно: в то время, как атомизм признавал принципом движения лишь механическую необходимость, для Бруно все совершающееся есть жизнь и деятельность по целям; для атомистов пустое пространство являлось лишь безразличной сценой для встречи атомов, в философии же Бруно, по её неоплатоническому прообразу, бесконечное пространство есть место действия, где бесконечная мировая сила должна раскрыться согласно своей сущности. Но эти определения зависят также и от тех преобразований, которым подверглось понятие бесконечности в неоплатонизме: он учил в противоположность первоначальному греческому воззрению, что абсолютная действительность, Божество, по своему существу должно мыслиться бесконечным. Поэтому с этими мыслями вполне согласовалось и требование системы Коперника, чтобы вселенная и пространство мыслились бесконечными.

Поэтому и Бруно считал важным особенно подробно развить в своей философии эти положения. Вселенная сама неподвижна, она не может переменить свое место, потому что вне ее нет другого места; но она движется в самой себе, и потому всякое движение существует лишь относительно; оно является внутренним перемещением частей этой вселенной. И о центре вселенной, по мнению Джордано Бруно, не может быть речи, или, что сводится к тому же, каждый пункт может считаться центром; мы доказываем это на деле, когда считаем центром землю. И вот в этой бесконечной вселенной находятся бесчисленные конечные миры, которые все в своих основных чертах устроены одинаково. «Всякая звезда, в силу своей собственной жизни, свободно вращается вокруг своего собственного центра и своего солнца». Причину этого движения философия Джордано Бруно предугадывает в тяготении подобного к подобному. Небесные тела «взаимно поддерживают друг друга посредством этой своей силы влечения»; все они образуют систему взаимной поддержки и уравновешивания, в которой каждый член необходим для связи всех прочих. Если звезда, как, например, комета, попадает в такое место, где она удалена на равное расстояние от двух различных миров, то она должна остановиться; но малейшее изменение этого пространственного отношения заставляет ее немедленно лететь к ближайшему миру. Если эти мысли и могут показаться теперь несовершенными или слишком обыкновенными, то не следует забывать, что во времена Джордано Бруно они по вытекающим из них выводам являлись делом беспримерно смелым и опрокидывали все представления средневековой философии о космических отношениях.

 

Пантеизм Бруно. Философское учение о всепроникающем Божестве

Еще и в другом, столь же важном отношении восстает Бруно, опираясь на коперниково учение, против господствовавшего мировоззрения. Это последнее держалось древнего противоположения неба и земли в том смысле, как оно было утверждено в греческой науке философией пифагорейцев и признано в физике Аристотеля: звездное небо являлось царством совершенства, а «подлунный мир», напротив того, царством несовершенства. Первое состояло из «эфира», а второе из «четырех элементов». Такое различие неба и земли по ценности и по материалу совершенно невозможно в системе Коперника: она предполагает однородность Вселенной во всех ее частях. Поэтому и Джордано Бруно учил, что единая божественная мировая сила развивает повсюду свою одинаковую совершенную жизнь. Итак, если учением Коперника и Бруно Земля была отодвинута от мирового центра и низведена на степень пылинки в бесконечном целом, то, с другой стороны, эта же философия дало ей одинаковую сущность и ценность со всеми остальными небесными телами.

Но философия Бруно не останавливается на том, что выводит из системы Коперника это великое космологическое воззрение, но старается дать ему метафизическое обоснование. Задача, о решении которой идет здесь речь, как раз та самая, какую ставил уже Николай Кузанский под видом противоположения индивидуализма и универсализма. В натурфилософской постановке это прежде всего вопрос о том, каким образом может быть согласована самостоятельность конечных миров с единством бесконечной мировой жизни. Конечно, и у Джордано Бруно мы не находим даже и приблизительного решения этой задачи; и у него также оба эти воззрения, хотя уже более развитые, мирно покоятся друг возле друга в общем начале. Но эта возможность согласования осуществляется у Бруно всегда с определенной точки зрения, в силу чего он и выделяется как философ итальянского Возрождения: это – точка зрения художественной гармонии, которая отчасти в сознательной и выраженной аналогии определяет в его уме мировую картину.

 

 

Чтобы сделать понятным отношение всеединой божественной природы к единичным вещам, Джордано Бруно в своей философии пользуется из всех схоластических понятий прежде всего понятиями essentia и existentia, сущности и существования (явления). По своей субстанции, внутренней сущности, для него в действительности все есть одно: единое бесконечное Божество. В философии Бруно ни одна из единичных вещей не самостоятельна, каждая существует, лишь поскольку она – явление вечной и бесконечной божественной силы. Но эта одна субстанция не представляется Джордано Бруно в виде неподвижного бытия, исключающего всякое движение и множественность; это скорее вечная творческая деятельность, действующая сила природы, причина всех вещей. Относительно сущности этой единой субстанции мы имеем талантливое исследование Бруно в его философском сочинении «Dialoghi de la causa, principio et uno» («О причине, начале и едином»), начинающееся с рассмотрения противоположности между causae efficientes (причины действующие) и causae finales (причины конечные). Именно относительно единичных вещей, рассуждает Джордано Бруно, и их отношений друг к другу эта противоположность и может иметь основание; здесь следует делать различие между причиной вещи и целью, которую она должна выполнить; но совершенно иначе обстоит дело в отношении природы к ее единичным порождениям. Божество – действующая причина, natura naturans всех вещей; оно относится к единичным вещам, как сила мышления к единичным понятиям, но его мышление есть в то же время и создание всякой действительности. А с другой стороны, считает Бруно, целью этой творческой деятельности является не что иное, как совершенство самой вселенной, как реализация всей бесконечности форм и образов, возможность которых содержится в божественной сущности. Поэтому божественная субстанция представляется философии Бруно в одно и то же время и мировой причиной, и мировой целью; она творческий дух, мыслями которого являются природа и действительность. Но творить и созидать может только дух; он действует в вещах, как внутренне присущий им художник, как идея и творческая сила одновременно. Вся природа вдыхает в себя эту божественную жизнь, эту внутреннюю одушевленность. На организмах прежде всего пытается Джордано Бруно доказать, что действующая сила и цель представляют повсюду одно и то же и являются таким образом собственно субстанциональной сущностью. Материя – это лишь бесконечная возможность, вечная способность к образованию, из которой Божество, как художник, творит образы. Поэтому изменяется не внутренняя сущность природы, но только ее внешняя действительность. Как художник остается тождественным самому себе, хотя бы он и создал множество образов, таково же и Божество в бесконечном разнообразии вещей, разница лишь в том, что для человека-художника материя, из которой он должен творить, является чем-то чуждым и внешним, так что он может с трудом отвоевывать у нее лишь единичные творения, тогда как материя мирового организма есть не что иное, как бесконечная возможность творческих мыслей, возникающих в божественной силе, которые, как только возникли, немедленно обращаются в действительность. Беспредельно, в постоянной деятельности изживает таким образом природа свою сущность в вечном саморождении: «поэтому вселенная – невоспроизведенная природа, все, чем она может стать на деле и сразу; но в своем развитии в каждый данный момент, в своих отдельных действиях и частях, свойствах и единичных существах, вообще в своих внешних проявлениях, она только тень от изображения первого принципа».

 

Единичное и универсальное в философии Джордано Бруно

В бесконечной субстанции Джордано Бруно исчезает таким образом всякая обособленность; так как она – Все, то и не может быть ничем в частности. Поэтому для нас, понятия которых сложились на единичных вещах, она непостижима и неизъяснима. Но в то время, как целое остается в своей сущности неизменным, жизнь единичных вещей представляет неустанное изменение: таким образом, природа всегда находится в становлении, но при этом она всегда уже ставшая и совершенная. Вселенная совершенна в каждое мгновение и никогда не может быть чем-либо иным, как беспредельным обнаружением божественной первосилы. Единичные же вещи, по мнению Бруно, напротив, подчинены процессу зарождения, роста и увядания. Они зарождаются в самом несовершенном виде, развиваются до полного расцвета своей внутренней сущности и опять умирают для нового несовершенства, чтобы служить зародышем новой жизни для других вещей. В этом вечно одинаковом совершенстве целого ищет философия Джордано Бруно утешения от несовершенства единичного; также и свои собственные несбывшиеся надежды, несчастья и смерть считает он ничтожными перед этим блаженным погружением в бесконечную красоту вселенной. Чем более возвышается человек в созерцании целого, тем более освобождается он от скорби о страдании и зле мира. Бруно убеждён, что в действительности нет смерти; вселенная – это только жизнь, субстанциональное никогда не может быть уничтожено, меняются только образы его внешнего проявления. Этот оптимизм, являющийся необходимым следствием универсализма, проповедуется философией Бруно в высшей степени вдохновенно. Он возносится над ограниченностью земной жизни, чтобы в священном созерцании наслаждаться вселенной. Это та любовь, которая наполняет мудреца, эта та страсть, которой Джордано дал прекрасное поэтическое выражение в своем сочинении «Degli eroici furori» («О героическом энтузиазме»). В этой высшей любви Джордано Бруно встречаемся мы опять с преисполненным современной фантазии эросом философии Платона, с страстным стремлением и порывами души возвыситься до Божества, до бесконечной природы. В этой вечной, неустанно замкнутой в себе жизни вселенной не может быть поэтому никакого внешнего принуждения, никакой механической необходимости; ведь всякое движение происходит из сокровеннейшей природы вещей, и, следовательно, является одновременно и высшей необходимостью, и совершеннейшей свободой. Во всеобщем единстве жизни разрешаются противоположности единичных вещей, как они друг друга обусловливают для творческой деятельности. Этим путем философия Бруно развивает с более глубокой точки зрения своего пантеизма учение о coincidentia oppositorum (совпадении противоположностей), в котором предшественником ему был Николай Кузанский. Более важным, чем выставление таблицы противоположностей, является аналогия, посредством которой Джордано Бруно пытается объяснить эту мысль. Всякая художественная деятельность, говорит он, выражает гармонию противоположностей; краски, линии и тона соединяются искусством в гармоническое целое именно посредством их противоположности; так и жизнь вселенной представляет нечто художественное, органическое. Божественная первосила, в полноте своего разнообразия, раздваивается в виде противоречия, чтобы примирить его в прекрасном единстве. Это гераклитовские мысли, возобновляющие с художественной точки зрения мировоззрение стоической физики. Мировая жизнь – бесконечный процесс, в котором противоположности возвращаются в самих себя; поэтому, говорит Бруно, согласный в этом отношении с древними философами, круг – это естественная и совершеннейшая форма движения; ведь и небесные тела движутся одно вокруг другого по этой круговой линии, а шарообразность представляет основную форму образования конечных миров.

Если, таким образом, в философии Бруно универсализм, по-видимому, берет перевес, то тем не менее в ней уже сильно развиты и задатки противоположного направления; и если рассматривать последовательно его сочинения, то кажется, что эти задатки в течение его жизни приобретали все более и более направляющую силу. Это именно противоположение самого великого и самого малого, противоположение, к которому уже Николай Кузанский в подобном же смысле сводил последние проблемы своей метафизики и при обсуждении которого у Джордано Бруно сильно выступает индивидуалистическая тенденция главным образом его позднейших сочинений. Так как Божество охватывает собою все противоположности, то оно, полагает Бруно, также одновременно и самое великое, и самое малое. В первом смысле оно – сама вселенная, как пространственная и временная бесконечность всякой жизни, во втором смысле оно – индивидуально определенный жизненный зародыш каждой единичной вещи: ведь никакая жизнь не может быть мыслима без индивидуальной определенности. Понятие самого малого развивается философией Бруно в трех формах. Существует математический минимум, это – точка; она принцип линии, ее начало и цель. Существует физический минимум, это – атом; он принцип тела, так как оно состоит из атомов и снова распадается на атомы. Существует метафизический минимум, это – монада, индивидуальная сущность, так как из индивидуальных сущностей состоит вселенная, и вся ее деятельность в том, чтобы содействовать возникновению и уничтожению индивидуумов. Но все же этот индивидуум, в конце концов, не может быть не чем иным, как самой бесконечной мировой силой. Он не может быть и самостоятельной частью ее, потому что вечная первосила не может делиться и изменяться; она повсюду присутствует вся и повсюду одинакова. Поэтому монада в философии Бруно есть само Божество, только в каждой монаде слагается и является оно в особой форме. Как в организме органическая сила, как в художественном произведении творческая мысль присутствует везде вся и вполне, но при этом повсюду выражается своеобразным образом, так и вездесущая божественная сила проявляется в каждом месте вселенной как новая и отличающаяся от всех остальных; она достаточно неистощима, чтобы никогда не повторяться.

Это и есть самая глубокая противоположность, содержащаяся во вселенной: всякая ее монада – зеркало мира; она в одно и то же время и целое, и вещь, отличающаяся от всех других; она повсюду одна и та же мировая сила, но все же всякий раз в ином образе. Бруно сумел связать в своей философии с учением Коперника это лежащее в основании его системы примирение индивидуализма с универсализмом; примирение собственно не продуманное логически, но набросанное со смелой и величественной фантазией. Сами небесные тела, считает Джордано Бруно, представляют своим двойным движением соединение универсальной и индивидуальной тенденции. Обращаясь вокруг своего центрального небесного тела, они показывают, что их жизнь обусловлена целым и замкнута в нем; обращаясь вокруг своей собственной оси, они оказываются имеющими собственную силу явлениями божественной субстанции, монадами. Целое существует, поскольку оно живет в единичном; единичное существует, поскольку оно носит в себе силу целого. «Omnia ubique» (всё во всём).

 

Оценка философии Бруно

Философия Джордано Бруно не является плодом работы старого мышления над понятиями, но она замечательное создание метафизической фантазии, которая с художественным чутьем возводит новое здание астрономического исследования и, полная предчувствия, предвосхищает развитие современного мышления. Многое, а может быть – и большая часть в философских сочинениях Бруно, неприятно поразит современного читателя, отчасти вследствие педантической обстоятельности, отчасти вследствие безвкусной страстности или фантастической произвольности и беспорядочности, наконец, в силу ребяческой ненаучности. Но при рассмотрении в целом, как того требует дух его философской системы, чистота намерений Бруно и величественный дар комбинирования являются одним из тех памятников человеческого ума, которые в продолжение целых столетий сияют оживляющей и оплодотворяющей силой.

Памятник Джордано Бруно на месте его казни. Римская Площадь Цветов (Кампо дей Фьори)

Автор фото — Jastrow

 

Последователи Бруно. Ванини

История показывает нам очень скоро после Джордано Бруно в некотором роде копию с него, но которая в лучшем случае относится к оригиналу, как плохой гипсовый слепок к мраморной статуе. Это Лючилио Ванини, родившийся в Неаполе в 1585 г.; после такой же беспокойной жизни в Германии, Нидерландах, Швейцарии, Англии, Италии и Франции, он был сожжен в Тулузе в 1619 г. Его сочинение «De admirandis naturae reginae deaeque mortalium arcanis» («Об удивительных тайнах природы, царицы и богини смертных») представляет во всех отношениях лишь плоский отпечаток так пластически изложенной философии Джордано Бруно, и его изображение механизма природы, переплетенное с прямо-таки отвратительной полемикой против христианства, вероятно, давно было бы предано забвению, если бы его мученичество не доставило ему места в истории мыслителей.

 

Книги религиозного и эзотерического содержания – ROZETKA

Какие высшие силы управляют нашим миром? что происходит с душой человека после смерти? Как достичь трансперсональных состояний и добиться «выхода» из своего тела? Эти и многие аналогичные вопросы издавна волнуют человечество. Люди используют различные техники, которые помогают им расширить сознание, пытаются проникнуть за границы видимого. Если вы тоже интересуетесь этой темой, советуем вам посмотреть книги по религии и эзотерике – в интернет-магазине «Розетка» обширный выбор данной литературы.

Религия, эзотерика – исследование непознанного

Краткосрочность человеческой жизни заставляет людей искать способы смириться с мыслью, что их земной путь когда-то будет завершен. За смертью прячется обреченность – черта, за которой полная пустота. Чтобы эти мысли не угнетали, на выручку приходит вера: в загробную жизнь, реинкорнацию, выход в нирвану – вариантов множество. Книги по религии и эзотерике несут людям надежду и свет.

Вопросы существования чего-то большего, силы, которая незримо присутствует во всех событиях, поднимались человеком задолго до рождения Христа. Языческие верования, мифы, поклонения тотемам, христианство, буддизм – меняются только формы, суть остается прежней. И люди, которые действительно хотят:

  • ознакомиться с богословием;
  •  узнать о многообразии верований, которые за тысячелетия своего существования успело создать человечество;
  • прояснить для себя значение термина «духовность»,

могут купить книги по религии и эзотерике, в которых содержатся ответы на многие животрепещущие вопросы.

В данной категории можно выделить несколько аспектов. Один связан непосредственно с фигурой Бога, и помогает разобраться с основами религии, прояснить для себя вопросы веры и неверия. Другой – это эзотерические практики, которые, при успешном овладении ими, дают человеку возможность избавиться от страданий и достичь полной душевной гармонии.

Книги по религии и эзотерике позволяют расширить границы привычной жизни, проникнуть в непознанное

Эзотерическое учение было полностью закрытым на протяжении многих лет. Знания передавались исключительно узкому числу посвященных, считалось, что широкие массы не способны оценить ценность этих умений. Сегодня проникнуть в тайны подсознания может любой человек. Но не стоит ожидать, что, после прочтения книги по эзотерике, каким-то чудесным образом все сложности пропадут, и жизнь наполнится исключительно позитивными вещами. Такая литература дает лишь теоретическую базу, которую необходимо подкрепить последовательными практическими занятиями.

На какие вопросы может ответить литература по эзотерике и религии?

Материалы данного раздела предназначены для людей, которые, помимо обычных житейских забот, интересуются более глобальными задачами. И религия, и эзотерика ставят перед собой цель – улучшить качество жизни, но пути достижения этого состояния они предлагают разные. Эзотерический способ направлен на изучения себя, своих возможностей, неосознаваемых и скрытых. Богословы поручают эту миссию Богу, отдавая в его руки судьбу человека.

В ассортименте «Розетки» можно найти книги по религии и эзотерике разностороннего содержания. Цены демократичны, доставку можно оформить в Харьков, Днепропетровск, Одессу, Киев, Хмельницкий, Львов, Черновцы и другие населенные пункты Украины.

Философия Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548 — 1600) — философ, сожжен в Риме по приговору инквизиции, стал образцом мужественной преданности своим убеждениям. Дж. Бруно — один из немногих мыслителей, для которых слово и дело, научная истина и жизненная правда, способ философствования и образ жизни не были отличными друг от друга. Отречься от своих взглядов, своих убеждений — означало для него отречься самого себя.

Философские взгляды и собственная судьба каждого философа многом зависят от исторического времени, в котором ему выпало жить и творить. Эпоха, к которой принадлежал Дж. Бруно имела крайне противоречивый характер. С одной стороны, распространение гуманистических идей, возрождения античной культуры, реформационное движение, революционные сдвиги в сознании и развитие новой науки, а с другой — господства религиозной идеологии, наступление католической реакции, преследование за «еретические» мысли передовых мыслителей и ученых. Эти противоречия значительно обострились в XVI в., После золотого века Возрождения, рост экономики и культуры начинается их упадок. В городах и селах происходит процесс рефеодализации, а экономический и политический упадок итальянских городов оборачивается для Италии в конце XV в. национальной трагедией. Она теряет свою национальную независимость и оказывается под властью испанской монархии Габсбургов — наиболее реакционной по тем временам политической силы в Европе. Возрождение меняется контрреформацией.

В такой душной идейной атмосфере и создавалась «философия рассвета» Дж. Бруно. Свои взгляды он изложил в многочисленных диалогах, таких, как «О причине, начало и единое», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме» и др.. Как уже отмечалось, характерной тенденцией натурфилософских построений XVI в. был пантеизм, причем пантеизм натуралистический. Именно так натурфилософы позднего Ренессанса пытались реабилитировать природу и оправдать свою сосредоточенность на познании ее законов. Одна из наиболее глубоких форм пантеизма в Италии XVI в. была создана Дж. Бруно. В основе его философских взглядов лежал ренессансный неоплатонизм. Значительное влияние Дж. Бруно получил со стороны философии Н. Кузанского, но он более решительно и последовательно, чем его предшественники, отождествляет Бога с природой. Бог у Дж. Бруно понимается как синоним внутреннего единства природы, а сама она приобретает у него полной самостоятельности. Максимальное приближение Бога к миру природных вещей, отождествление его с различными природными явлениями оказывали пантеизма Дж. Бруно не только натуралистического, а также материалистического характера.

Пантеизм у Дж. Бруно, как и в Н. Кузанского, был тесно связан с диалектикой. Причем у Бруно прослеживается исключительно развита диалектика. Диалектический принцип совпадения противоположностей Дж. Бруно характеризует как важнейший методологический принцип познания. «Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объединения», — писал он [2, с. 291]. Именно руководствуясь этой диалектической установкой, Дж. Бруно приходит к пониманию единства всех вещей, а также их единства с Богом.

В мире существуют многочисленные разногласия между вещами и даже противоположности между ними, но все они совпадают в некоторой неделимой точке. Этой точкой и есть Бог, который является выражением единства мира. Использовав неоплатоновского терминологию, Дж. Бруно называет его Единым. Единственное лишено каких-либо разногласий, оно является абсолютным тождеством всех разнообразных вещей и их определений. Бог в философии Дж. Бруно — это философская категория, обозначаются единство, целостность мира, не только мира как такового, но и каждой отдельной вещи. Ведь каждая отдельная вещь — это также определенная целостность и единство. «Всякая вещь есть единое, — отмечает он, — и познания этого единства является целью и пределом философий и созерцаний природы» [2, с. 162]. Познавать эту природу способны только те, кто ищет Бога вне бесконечным миром и вещами, а внутри него, в самих вещах Бог — в каждой отдельной вещи, он совпадает с каждым наименьшим элементом мира.

Так же как и Н. Кузанский, Дж. Бруно развивает учение о минимуме, который отождествляется с максимумом (Богом). В материальном мире минимум интерпретируется Дж. Бруно как физический атом.

Ноланец был единственный среди итальянских философов XVI в., Кто обратился в своем учении о природе к традициям античного атомизма. Он органично сочетает за-садовые принципы неоплатонизма с атомизмом. Минимум у него совпадает с максимумом, а божественная сущность вещей — с атомом. Окончательным выводом из пантеистической натурфилософии Дж. Бруно была мысль о тождестве Бога и атома, о божественной природе самой материи, состоящую из атомов. Конечно, такой пантеистический радикализм требовал пересмотра традиционных взглядов на материю как нечто пассивное, инертное, лишенное каких-либо собственных определений. Зато Дж. Бруно развил учение о материи как активное, полное жизни и творческой энергии начало природных вещей. Именно материя предстает у него как вечная субстанция, наделена способностью к формообразования. По мнению Дж. Бруно, материальная природа вещей не просто тело или бесформенная масса, она одушевленное тело. Вселенная выступает у него как единый живой организм, имеющий душу и разум и действует согласно конечных намерений. Это, конечно, не означает, что природа способна рассуждать и думать, на это способны лишь отдельные субъекты, такие, как человек. Однако в природе существует нечто вроде бессознательного творчества.

Общефилософские взгляды итальянского мыслителя стали основой его космологических идей. Согласно этим воззрениям мир выходит из единого начала, разворачивается в множественности вещей. Этот множественный мир и есть Вселенная. Он так же бесконечен, как и Единое. Тезис о бесконечности Вселенной имеет значение основополагающего принципа для космологии Дж. Бруно. Космос — это вечная, никем не создана материальная субстанция, состоящая из атомов и имеет внутреннюю способность к движению и развитию в бесконечном пространстве. Вне Вселенной, или материальным космосом, ничего, ибо он и есть все бытие.

Строя новую космологию, Дж. Бруно опирается на гениальное открытие Н. Коперника, но делает из него очень важные философские выводы. Эти выводы входили в непримиримое противоречие со средневековой схоластической концепции мира, разрушая ее до последнего камешка. Главным положением этой концепции, как известно, были, во-первых, мысль о конечность известного нам мира и, во-вторых, наличие в нем неподвижного центра, в котором находилась Земля. Гелиоцентрическая концепция Н. Коперника корне меняла картину мира и имела в себе угрозу всему религиозному мировоззрению. Это хорошо понимали не только представители римской церкви, но и деятели Реформации. Стремясь ослабить революционное значение коперниковой переворота, они все делали, чтобы свести эту теорию до уровня прагматической гипотезы, удобной для астрономических вычислений, но такой, что не имеет никаких мировоззренческих последствий.

Подхватив идеи Коперника, Дж. Бруно сделал именно мировоззренческие выводы из этих идей, создавая принципиально новое видение мира. Кроме того, он пошел значительно дальше Коперника, разрушая представления о замкнутом, конечный Вселенная. В этом вопросе он присоединялся к своему предшественнику Н. Кузанского, который был одним из первых, кто заявил о бесконечности мира. По учению схоластов, бесконечность есть лишь атрибутом Бога, а созданный им мир ограничен в пространстве и времени. Дж. Бруно, исходя из пантеистического понимания единства Бога и мира, распространил бесконечность и на материальный космос.

Как и Н. Кузанский, Дж. Бруно доказывает, что учитывая эту бесконечность Вселенная не имеет какого-то абсолютного центра, любой центр, — а им может быть какая угодно точка, — имеет лишь относительное значение. Отсюда логически вытекает идея общего движения. Доказывая, что Земля движется, Дж. Бруно развивает учение об относительном характере этого движения. С новых позиций он решает вопрос и об источнике движения. В отличие от схоластической философии он убеждает, что этот источник находится в самих вещах.

Религиозно-теологической представлениям о замкнутый мир, в пределах которого разворачиваются события святой истории, Дж. Бруно противопоставляет учение о множественности миров, каждый из которых имеет свой центр и свою собственную историю. Такими центрами бесчисленных миров, расположенных в бесконечном пространстве, звезды. их видимые размеры не соответствуют действительности. На самом деле они значительно крупнее того земного мира, в котором мы живем. Это несоответствие видимости и действительности Дж. Бруно объясняет значительными расстояниями. Все эти миры с их центрами — звездами движутся, живут своей собственной жизнью, вокруг звезд вращаются планеты, и если мы их не видим, то опять же из-за чрезвычайно большие расстояния. Подобные выводы были у Дж. Бруно вполне умозрительный характер, никаких эмпирических данных в их пользу в те времена, конечно, не было. Лишь современная наука, вооруженная соответствующими приборами, может засвидетельствовать правильность его взглядов.

Дж. Бруно отстаивал идею однородности мира. Несмотря на множественность миров, бесчисленное количество звезд и планет, Вселенная имеет однородное строение, живет по одним законам, планеты и звезды состоят из одних элементов, все они охвачены единым универсальным движением. Дж. Бруно выступает против религиозного противопоставления Земли и неба, против аристотелевского учения об особой небесную субстанцию. Одним из важных результатов учение о материальном единстве мира была мысль о существовании разумных существ на других планетах.

Дж. Бруно отходит от антропоцентризма своих предшественников. Для него человек не является чем-то уникальным. Выводя человеческую душу с единой духовной субстанции, он подчеркивает родство всех живых существ, населяющих просторы Вселенной. В частности, он утверждает о родстве человека с животными. По своей субстанцией душа человека тождественна душе животных и отличается от них лишь за «фигурации», то есть степенью совершенства ее ума и действия. Эта «фигурация», считает он, зависит от строения тела.

Итак, духовная умственная превосходство человека определяется его телесной совершенством. Каким бы совершенным не был в своем роде ум животного, она никогда не сможет делать то, что делает человек. Ее ум никогда не сможет найти такие формы выражения, которые он у человека, ведь строение тела животного отличается от строения человеческого тела, она не имеет тех органов, которыми обладает человек. Исключительно интересной этого мнение Дж. Бруно по особой роли такого телесного органа, как рука.

По мнению Дж. Бруно, только труд, творческая деятельность выделила человека из животного царства. Отвергая античную легенду о «золотом веке» как блаженный, райское состояние человека, он отмечает, что, находясь в этом первобытном состоянии, люди были ослами,, которые не умели обрабатывать землю, строить дома и жили в пещерах. Через безделье они были даже глупее некоторых животных. И только благодаря труду обострился человеческий разум, стали возможными научные изобретения, общественные формы жизни, развитие культуры, науки, ремесленничества. То есть духовное состояние человека зависит от его материальной деятельности, труда. Дж. Бруно вообще подчеркивает неразрывную связь духовного с материальным, души и тела. Духовное начало так же не может существовать без тела, как тело без души, которой оно движется и управляется. Без нее органическое тело распадается и умирает. Однако смерть тела является одновременной гибелью души.

Рассматривая проблему смерти и бессмертия, Дж. Бруно отрицал бессмертие индивидуального сознания. Индивидуальная душа смертна, но остается бессмертной единая духовная субстанция, проявлением которого является сознание отдельной личности. И когда Дж. Бруно пишет о бессмертии, он подразумевает вечность и незнищуванисть того жизненного и духовного начала, что присуще природе в целом. Отсюда он делает определенные этические выводы. Как известно, вся христианская мораль была построена именно на идеи потустороннего существования человеческой души, идеи личного бессмертия. Отсюда отречение от земной жизни, пренебрежение к собственному телу, аскетический нравственный идеал. Этот идеал был разрушен мыслителями Возрождения, вместо провозгласили ценность полнокровного земной жизни, идеал всесторонне развитой личности, имеющая радость и наслаждение от всесторонних проявлений своей натуры. Этика Дж. Бруно также была направлена против религиозного аскетизма. Однако он выступал и против культуры чувственного наслаждения, сосредоточенности на собственных эгоистических интересах. Гуманистическая мораль таила в себе довольно ощутимые тенденции индивидуализма и утилитаризма, и Дж. Бруно пытался преодолеть эти тенденции.

Так, человек смертен, она лишь часть величественного и непрерывного потока природных явлений и действий. Однако именно потому, что земная жизнь человека является едва заметной мгновением сравнению с вечностью природы, это жизнь нельзя тратить, поставив его на службу мелочным интересам и низменным желаниям. Ожидая своей смерти, человек не может терять время в праздности и бездействии. Осознавая свою смертность и конечность, человек тем сильнее должна стремиться к творческой деятельности, к увековечению своей индивидуальности в продуктах собственного труда и творчества. Настоящим критерием нравственности является труд, благодаря которой человек осуществляет свое предназначение. Не чувствительна наслаждение как таковая, не стремление к самосохранению, считает Дж. Бруно, должны быть взяты за основу нравственности, а служение высокой цели.

Эгоистическом индивидуализма ранних гуманистов он противопоставляет свой «героический энтузиазм», стремление к подвигу, способность преодолеть страх собственной смерти и поставить свою жизнь на службу высокой благородной цели. И высокая наслаждение, которое удается пережить энтузиасту, не идет в сравнение с вульгарной наслаждением эгоиста, имеет целью лишь собственную мелочную выгоду. Однако это наслаждение требует предельного напряжения всех сил и даже готовности к жертве. Дж. Бруно понимал, что утверждение провозглашенных им принципов новой философии не может произойти без борьбы, без героической самопожертвования, и он был морально готов к ней. Его собственная жизнь стало ярким примером «героического энтузиазма», он на собственном примере доказал, что индивидуальная смерть преодолевается жертвенным служением высокой цели, способностью переступить через инстинкт самосохранения. «Героический энтузиазм» Дж. Бруно — это не только высшая степень человеческого совершенства, это также высшая степень познания мира, ведь только философ, которому удалось подняться к созерцанию истины, не боится ужаса смерти.

Пантеистический материализм и натурфилософия Дж. Бруно является своеобразным завершением философской мысли Ренессанса. Последующее развитие европейской философии происходит уже в принципиально иных условиях. XVII в. открывает новую страницу в этой истории, название которой — «философия Нового времени». И хотя новоевропейская философия основном опирается на достижения Ренессанса, наследует большинство его прогрессивных идей, но перед ней стоят новые проблемы, и она призвана решать другие задачи, поскольку представляет иную историческую эпоху.


23 Философские взгляды Дж. Бруно

Философские взгляды Дж.Бруно

        Глубокое материалистическое содержание имела пантеистическая философия Джордано Бруно(1548-1600). Бруно решительно выступил против принципа подчинения разума вере, считал неприемлемой идею «двойственности истины», т.е. сосуществования религиозной и научной «истин», считал, что существует только научная истина, опирающаяся на научный опыт. Согласно Бруно, материальная Вселенная едина и бесконечна, также Вселенная обладает одушевленностью.

        С первоначальным накоплением капитала, явившимся исходным пунктом капиталистического производства, появляются учения утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла), раскрывающие природу социального равенства, свободы, справедливости.

        Проблема Сущности человека и общества­ – одно из основных в философии эпохи Возрождения. Согласно Пико делла Мирандола, человек занимает особое,высшее место в мире. Он отличается от остальной природы тем, что способен стремится к божественному совершенству. Причем это стремление не дано ему заранее, он сам его формирует.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта — 23 Выход и нормативы качества пахты.

        Благодаря способности к деятельности и познанию человек, по Бруно, может возвысить свою природу и стать «Богом Земли».

        Человек, в том числе и правитель, должен полагаться  в жизни не на божественное провидение, спасение, а на собственные силы и формировать судьбу сам.

        Проблема индивидуальности, свободы, творчества являются важнейшими в социально-философских воззрениях эпохи Возрождения. Гуманисты Ренессанса исходили природного равенства людей и свободного развития их естественной природы. При этом социальное неравенство, основанное на частной собственности, они считали естественным, а реальное неравенство равных от природы людей они объясняли существованием судьбы. Но судьба и счастье индивидов находятся в их руках. Посредством познания природы и воплощения в себе и своей деятельности её красоты, гармонии индивид творит себя и судьбу.

        Личный интерес итальянские гуманисты ставили выше общественного. Они считали, что  построить справедливое общество можно лишь опираясь  на свободное развитие естественной природы индивидов, естественных потребностей и интересов.

        Второй крупный всплеск общечеловеческих идей связан с утопическими учениями. С их точки зрения равенство не сводится к равенству перед богом или законом, а предполагает определенную материальную основу. Материальной основой, создающей действительную свободу и равенство, является общий труд. Истинное назначение человека состоит в труде на благо всех и себя.. поэтому справедливым общество станет лишь тогда, когда все будут участвовать в общественном производстве. Утописты исходили из главенства общественного интереса над частным.

        Социально-философские взгляды эпохи Возрождения в известной мере восстанавливают прерванную средневековьем преемственность культуры и философии и подготавливают почву для возникновения культуры и философии Нового Времени.

Философские идеи Дж. Бруно. — Реферат

1 Джордано Бруно. Библиографическая справка

Бруно родился в семье военного в 1548 году в городе Ноле, что в неаполитанском королевстве. О его детстве мало что известно. Первые десять лет прошли довольно безмятежно, насколько это было возможно в условиях жестоких притеснений со стороны испанских властей. Правил неаполитанским королевством герцог Альба, и под его руководством из страны выгребалось все, что имело хоть какую-то ценность. Но хуже всего была инквизиция, всюду преследовавшая свободу совести. Это была реальная власть, подчинившая себе весь уклад жизни. Люди истреблялись по малейшему подозрению. В этих условиях предстояло жить Джордано!

В десять лет Бруно покидает Нолу и поселяется в Неаполе у своего дяди, содержавшего там учебный пансион. В 15 лет Джордано поступает в доминиканский монастырь. Молодой человек уже с 12 лет ревностно изучает древнюю и новейшую философию и за время пребывания в монастыре получает обширнейшие сведения по самым разным отраслям знания. Большое впечатление на него оказывают Эмпедокл, Платон, Аристотель, Плотин. Также он знакомится с Кабалой. Читает арабских мыслителей. Читает произведения Фомы Аквинского и Николая Кузанского.

Тайно Бруно написал комедию, где сатирически изображались нравы тамошнего общества. Говорят, позднее Мольер заимствовал у него немало сцен для своих комедий. Пишет Бруно и сонеты.

Год за годом выработалось новое мировоззрение. Конечно, так трудно сдержаться, и с уст срываются опасные слова. На него поступает первый донос, что Джордано вынес из своей кельи всех угодников и оставил одно только Распятие. Только молодость спасла Джордано.

В 24 года он получает сан священника. Открываются новые возможности для труда и общения. Он читает труды первых гуманистов, знакомится с книгой Коперника «О вращении небесных тел».

Церковному начальству становится известным «опасное умоуклонение» Бруно, и тому приходится бежать в Германию, сбросив монашеское одеяние. Он едет в Нолу, потом в Савону, Турин. Так начинаются скитания. Тогда же написана книга «Знамения времени», бесследно исчезнувшая.

2 Философские идеи Джордано Бруно

Основная проблема Бруно обусловлена его философскими привязанностями. Его главным учителем был Николай Кузанский. Повлияли на него и мусульманские средневековые философы Авиценна и Аверроэс, а также естественнонаучные взгляды Николая Коперника. Их учения он и пытался синтезировать в своем учении, которое в целом является возрождением неоплатонизма.

В работах Бруно все время встречаются известные нам неоплатонические термины: «единое», «ум», «душа», «материя». Правда, понимает он их не как Плотин (не как уровни бытия), а в духе Кузанского, для которого Бог есть максимум и минимум, высшее единство мира. Для Джордано Бог также является Единым, что является исходным пунктом для понимания мира. Единое есть и причина бытия (ибо Бог есть Единое), и само бытие (ибо все бытие едино). Поэтому Бог и мир есть одно и то же. В мире соединяются все его противоположности — возможность и действительность, дух и материя. Мир не рождается и не уничтожается, поскольку мир и Бог есть одно и то же.

Собственно, у Джордано Бруно мы видим одно из наиболее последовательных выражений пантеистической концепции. Поскольку Бог бесконечен, постольку и мир бесконечен; поскольку Бог, будучи максимум, является и минимумом, постольку Он содержится и в каждой точке этого мира. Каждая часть, каждый атом мира есть одновременно и Бог. А поскольку движущим механизмом мира (тем началом, которое приводит мир в движение и одушевляет его) является Бог, постольку же в силу совпадения минимума и максимума каждая часть мира является Богом и потому каждая часть мира, каждый его атом имеют источник движения сами в себе. Мир и Бог тождественны, поэтому мир развивается сам [4, c. 78].

В мире, как и в Боге, совпадают все противоположности, поэтому нельзя разделять мир на материю и форму. Будучи противоположностями, они совпадают, поэтому нельзя помыслить материю без формы, как и форму без материи. Поэтому же нельзя и определить Бога, ибо определение предполагает некоторое ограничение, а Бог, включая в Себя все определения, все противоположности, превосходит какое-либо определение. В Боге совпадают единственность и множественность, минимум и максимум, прямая является одновременно и кривой (явное заимствование у Николая Кузанского), холод одновременно является теплом, возникновение предполагает уничтожение и т. д. Весь мир постоянно изменяется, и ничто не тождественно самому себе. Такое же изменение есть и в Боге.

3 Современный кризис древней идеи

Бруно отличался своим критическим умом, настроенным скорее на разрушение, нежели на созидание. Как и многие другие интеллектуалы эпохи Возрождения, Бруно отдал дань увлечения оккультными науками, за что, в конце концов, поплатился жизнью, будучи сожжен на костре как нераскаявшийся еретик и чернокнижник. Для нас представляет интерес сочинение Бруно “О бесконечности вселенной и мирах”, где часто цитируется Николай Кузанский, первым предложивший отказаться от идеи конечной вселенной и рассматривать каждую звезду как отдельный мир, населенный собственными жителями. Именно идея “инопланетян” привела Николая Кузанского и Джордано Бруно к неизвестной даже античным атомистам — Демокриту, Эпикуру и Лукрецию — идее, что каждая звезда является тем отдельным миром, о бесчисленном множестве которых говорили атомисты. У Демокрита идея множества миров сводилась к идее множества вселенных, так или иначе напоминавших нашу; при этом у Демокрита не было никаких сомнений в том, что все звезды расположены на одной сфере.

Взвесив все это, можно утверждать, что Николай Кузанский и Джордано Бруно были первыми мыслителями, предложившими отказаться от античных представлений о сфере звезд как едином космическом теле (когда-то пифагореец Филолай, чтобы получить совершенное число небесных тел, а именно десять, приплюсовывал сферу звезд к Солнцу, Луне, Земле и планетам).

Кевин Дж. Бруно | ТОО «Бланк Рим»

Кевин Бруно является партнером офисов Blank Rome в Нью-Йорке и Принстоне. Ранее он был сопредседателем практической группы фирмы по энергетике, окружающей среде и массовым правонарушениям, а также сопредседателем практической группы фирмы по страховому возмещению, ориентированной только на держателей полисов. Его практика включает экологические и массовые деликтные судебные процессы, а также консультирование по соблюдению требований для широкого спектра отраслей.Кевин также посвятил свою карьеру представлению клиентов-страхователей в их преследовании претензий по нескольким линиям страхового покрытия и консультирует клиентов по выбору широкого спектра продуктов страхования первой стороны и ответственности.

Опыт Кевина включает в себя:

  • Защита клиентов от претензий частных лиц, НПО и правительства, связанных с загрязнением объекта.
  • Защита клиентов в массовых деликтных спорах, включая судебные иски, связанные с предполагаемым воздействием на воздух, поверхностные воды и сбросы и выбросы в грунтовые воды.
  • Защита клиентов от судебных исков и уголовных расследований, возбужденных правительством в соответствии с государственными и федеральными экологическими программами.
  • Представление клиентов в связи с действиями по возмещению затрат частной стороной, а также внутренними экологическими аудитами и расследованиями.
  • Представление держателей полисов при их размещении и получении страхового покрытия, включая страхование общей ответственности, имущества первой стороны, защиты окружающей среды, продукции, профессиональной ответственности, ответственности директоров и должностных лиц («D&O»), а также страхование верности.

Кевин отмечен в Chambers USA как ведущий юрист в области экологического права. Chambers отмечает, что Кевин «использует глубокое понимание законодательства об экологическом страховании при рассмотрении претензий и принудительных действий» и «… ценится за его знание как государственного, так и федерального экологического законодательства и процедур. Он особенно силен в вопросах выдачи разрешений и правоприменения и выделяется «хорошим обслуживанием клиентов, знаниями и отзывчивостью».Клиенты отмечают, что он «хороший, опытный юрист, который хорошо готовится, а также преуспевает в переговорах и общении» и что «Кевин всегда демонстрирует высочайший профессионализм, оставаясь при этом дружелюбным и практичным».

Кевин также был включен в «Все звезды обслуживания клиентов BTI», список из 113 адвокатов, основанный на интервью с более чем 250 штатными корпоративными юрисконсультами в целом и компаний из списка Fortune 100, и получил множество других наград, перечисленных ниже. .

До прихода в Blank Rome Кевин был одним из основателей Robertson, Freilich, Bruno & Cohen, LLC. До этого он был сотрудником и членом Hannoch Weisman, PC, а также одним из первых членов его экологического отдела и группы практики возмещения страховых случаев.

Вне фирмы

Кевин также по-разному посвящает свое время служению юридическому сообществу и сообществу, в котором он живет.Он является членом правления и казначеем Сети устойчивого развития юридических фирм, некоммерческой организации, объединяющей юридические фирмы и юридические отделы, приверженной продвижению преимуществ экологической устойчивости и корпоративной социальной ответственности в своих фирмах и во всей юридической отрасли. Он посвящает свое время организации Her Justice, ища U-визы для женщин, ставших жертвами домашнего насилия и других преступлений в Нью-Йорке. Дома он также является председателем кооперативного совета своего здания.Он заядлый путешественник, игрок в гольф и аквалангист.

Бруно Дж. Мауэр Некролог — Milwaukee Journal Sentinel

Бруно Дж. Мауэр

Форт-Майерс — «Живите так, чтобы те, кто знает вас, но не знает Бога, познали Бога, потому что они знают вас

Бруно Дж. Мауэр из Форт-Майерса, Флорида, жил этими словами. Он вернулся в свой вечный дом в воскресенье, 27 февраля 2022 года, в окружении своей любящей семьи. Он родился 24 декабря 1932 года в Милуоки, штат Висконсин, в семье немецких иммигрантов Людвига и Эльзы (Штайнер) Мауэр.

Выпускник средней школы Вауватоса 1951 года, Бруно встретил любовь всей своей жизни и лучшего друга, Мэри Энн Рикерт, на первом курсе. Им посчастливилось разделить 73 года совместной жизни. Бруно преуспел во многих видах спорта, включая плавание и бег по пересеченной местности. Как могут подтвердить те, кто его знает, его колени заплатили окончательную цену, но даже об ибупрофене не могло быть и речи. Он получил полную спортивную стипендию в Университете Висконсина в Мэдисоне, где он был признанным спортсменом и членом ROTC ВВС и Братства Чи Пхи.После выпуска в 1955 году Бруно служил своей стране в ВВС США в качестве пилота Стратегического авиационного командования, где его страсть к полетам процветала, достигнув высшей точки в получении лицензии на вертолет в возрасте 71 года. Мастер-дайвер, Бруно также разделял свою любовь ко всему. подводное плавание с семьей и его приятелями по дайвингу в их авантюрных поездках. До своего переезда в Форт-Мейерс в 2015 году его всегда можно было встретить едущим на своем John Deere по полям своей фермы как в Реддике, Флорида, так и в Дженеси-Депо, Висконсин, часто вместе со своими родезийскими риджбеками.

Бруно и Мэри Энн поженились в октябре 1956 года, и вместе они воспитали троих детей, которые радуются своей жизни: Лизу Мауэр (Эд Пробст), Томаса (Полли) Мауэр и Барбару (Бретт) Кэндлер. Он дорожил своими внуками Алексом Пробстом, Джулией (Том) Фроули, Заком (Кэсси) Мауэр, Грейси Мауэр и Ребеккой (Чейни) Дейл. Он был так благодарен за то, что встретил и обнял двух своих правнуков Исайю Мауэр и Слоан Дейл. У него остались жена Мэри Энн и сестра Рита Мауэр.

Предприниматель, бизнес-лидер, учитель, наставник и плодовитый писатель, Бруно всю жизнь изучал теологию, историю, текущие события и человеческую природу. Он был ненасытным читателем, у которого всегда было открыто несколько книг, в том числе хорошая детективная история. Он проработал тридцать лет в сфере дистрибуции и металлообработки; и именно в эти годы он стал поборником и голосом независимого бизнеса и защитником экономической свободы. Он был преданным сторонником предпринимателя и новатора. Активно работая в нескольких организациях, которые продвигали подобные ценности, Бруно также помогал штату Висконсин и нескольким президентским администрациям продвигать эту работу.

Бруно любил писать и ежедневно делился с семьей и друзьями своими мыслями и размышлениями, основанными на вере, свободе и товариществе, включая следующее… «Ответы на хорошо прожитую жизнь нелегко найти, потому что сама цель жизни не полностью в пределах нашего призвания или контроля. У нас есть мозг, чтобы думать, разум, чтобы оценивать, и у нас есть тело, в котором совершается добро и правильно. Это оставляет душу, и это то, что мы помещаем в сосуд, называемый жизнью. … Насколько пустой и насколько полной становится эта душа, мы не можем полностью измерить, но, вероятно, на пороге смерти.Я призываю этот сосуд быть как можно более полным, чтобы, когда придет время измерения, услышать слова: «Добро пожаловать, почтенный и верный слуга».

Семья хотела бы выразить благодарность персоналу Lee Health Park, кругу его товарищества в пресвитерианской церкви Сайпресс-Лейк, а также всем его друзьям и соседям в их веридианском сообществе, где дверь гаража всегда была открыта.

Частный семейный праздник жизни состоится позже. В соответствии с его твердой верой в несовершенную красоту этой страны и образовательные возможности для следующего поколения поборников свободы и свободы, мемориалы могут быть направлены в Фонд американских исследований (1706 New Hampshire Ave NW, Washington DC 20009) или Cypress. Озерная пресвитерианская церковь (8260 Cypress Lake Drive, Fort Myers FL 33919).

Опубликовано в Интернете 07 марта 2022 г.

Опубликовано в Journal Sentinel

Уильям Дж.

Бруно: Корпоративный и транзакционный/Транзакционный и корпоративный юрист: Вашингтон, округ Колумбия

Уильям Бруно является партнером офиса Crowell & Moring в Вашингтоне, округ Колумбия, где он является членом корпоративной группы фирмы. Практика Уильяма сосредоточена на общих корпоративных вопросах и вопросах ценных бумаг для публичных и частных компаний, включая слияния и поглощения, первичное и последующее размещение ценных бумаг, сложные коммерческие сделки и корпоративное управление.Уильям консультирует клиентов, стремящихся к росту, сотрудничеству и получению нового капитала.

Уильям представляет клиентов из самых разных отраслей, включая финансовые услуги, технологии, автомобилестроение, образование, энергетику и здравоохранение. Поскольку глобальные компании работают во все более сложной нормативно-правовой среде, Уильям предоставляет клиентам информацию, необходимую для понимания правил и норм раскрытия информации, установленных Комиссией по ценным бумагам и биржам США, NYSE, Nasdaq и FINRA.

До прихода в фирму Уильям был старшим юристом в корпоративной группе международной юридической фирмы, базирующейся в офисе этой фирмы в Вашингтоне, округ Колумбия, где он консультировал государственные и частные компании по вопросам слияний и поглощений, а также размещения акций и долговых обязательств.



Филиалы

Допущен к практике: Округ Колумбия, Нью-Йорк, Массачусетс, Пенсильвания



Клиентские оповещения и информационные бюллетени



Освещение в прессе



Новости и объявления фирмы

3 января 2022 г. Crowell & Moring избирает 13 новых партнеров, повышает семерых до старших юрисконсультов и 19 юрисконсультов
14 декабря 2021 г. ПРИМЕЧАНИЕ ПО СДЕЛКЕ: Crowell & Moring консультирует Kymco Capital и Kwang Yang Motor Co.в первую публично торгуемую компанию по производству электромобилей в США, стоимость которой оценивается в 1,77 миллиарда долларов
15 мая 2020 г. ПРИМЕЧАНИЕ ПО СДЕЛКЕ: Crowell & Moring консультирует GigCapital3, Inc. по IPO на сумму 200 миллионов долларов
15 апреля 2020 г. ПРИМЕЧАНИЕ ПО СДЕЛКЕ: Crowell & Moring представляет Rekor Systems при продаже дочерней компании AOC Key Solutions
26 ноября 2019 г. ПРИМЕЧАНИЕ ПО СДЕЛКЕ: Crowell & Moring советует GigCapital, Inc.об объединении бизнеса с Kaleyra S.p.A. для создания Kaleyra, Inc.

Ж. Брюно Дебрюй | The Douglas Research Center

            Во время обучения психиатрии меня интересовали механизмы предсознательной и сознательной идентификации. Я защитил докторскую диссертацию о людях с повреждением головного мозга, у которых было только предсознательное распознавание лиц знакомых людей (прозопагностики).Я написал свою психиатрическую диссертацию о пациентах, которые сознательно узнают эти лица, но отрицают, что они принадлежат таким людям (синдром Капгра). В двух случаях я выдвинул гипотезу о том, что торможение, индексируемое определенным мозговым потенциалом, так называемым N400, препятствует тому, чтобы некоторые представления, предсознательно активированные лицами, вошли в содержание рабочей памяти.

            Марта Кутас пригласила меня проверить гипотезу о том, что мозговой потенциал N400 генерируется процессами торможения. требуют большего торможения, вызывают большие N400.Я продолжил проверять эту гипотезу торможения-N400 и построил простую структуру обработки информации, передаваемой стимулами (см. резюме исследования). Соответственно, потенциал мозга после N400, P3b-P600, указывает на осознание стимула и значения его появления в ситуации переживания.

            Сегодня часть моей работы сосредоточена на элементарных составляющих сознания, то есть на квалиа. В философии можно считать, что они уникальны для каждого человека.Но на практике мы всегда предполагаем, что другие имеют подобные квалиа и что мир восприятия, создаваемый их нейронами, подобен нашему, не принимая во внимание тот факт, что события в сознании являются частными.

            Это предположение о сходстве, из которого иногда, кажется, исключаются страдающие психическими заболеваниями, является основой социального консенсуса и языка. Однако происхождение этого сходства остается загадочным, и радикальное качественное различие, существующее, например, между запахами, звуками и цветами, контрастирует со сходством нейронной деятельности, которая их производит.Локализация этих квалиа также удивительна, если принять во внимание тот факт, что они производятся мозгом. Вне этих трех элементов оно является внутренним для эмоций, идей и намерений, за исключением внетелесных переживаний, когда эти последние ощущения находятся вне тела. К этим переживаниям, которые сегодня вызываются просто, можно добавить переживания двойного сознательного присутствия: того, что воспринимается в аватаре, в котором мы воплощены, в отображаемой виртуальной реальности, и того, о котором известно, что он истинен, что это присутствие в комнате, где мы на глазах регулировали головной дисплей.

            Этот и другие факты позволяют предположить, что может существовать физическая разница между активностью нейронов и производимыми ими квалиа. Чтобы проверить реальность этого различия и средства, с помощью которых квалиа могут быть схожими между людьми, мы исследуем гипотезу о том, что нейроны могут производить, помимо своей вычислительной активности, нелокальные физические явления, которые могут влиять на мозговую активность других и влияют на квалиа, которые они производят. Эта гипотеза исследуется в классических ситуациях и вскоре должна быть исследована в виртуальной реальности в сотрудничестве с Мелом Слейтером в Барселоне.

            Если эта гипотеза подтвердится, она может оказать влияние на психиатрию. Можно пересмотреть галлюцинации, вставки мыслей, намерения и странные чувства, о которых сообщают психотические пациенты, как происходящие не от них. Их можно рассматривать как результат особой чувствительности к этим влияниям, дефицита механизмов, объединяющих их с их собственными квалиа, способности отличать эти квалиа от их собственных или дефицита их торможения. Во всех этих случаях это было бы оружием против стигматизации, которому они подвергаются, способом объяснить свою оригинальность по сравнению с другими и дать им возможность использовать свою специфику.

Бруно Уэст | Радиология | Атриус Здоровье

Отдел: Радиология
Присоединился к Atrius Здоровье: 2009 г.
Бакалавриат: Бостонский колледж, Честнат-Хилл, Массачусетс
Профессиональная/высшая школа: Университет Стрейера, Вашингтон, округ Колумбия
Медицинский институт: Королевский колледж хирургов в Ирландии
Стажировка: Медицинский центр MetroWest, кампус Framingham Union, Framingham, MA
Место жительства: Университет Коннектикута
Сертификация платы : Американский совет радиологии
Товарищество: св. Больница и медицинский центр Фрэнсиса, Хартфорд, Коннектикут

Энтони Дж. Бруно, советник по вопросам частного капитала, Уоррингтон, Пенсильвания,

Да, пожалуйста, свяжитесь со мной.

После того, как вы заполните форму ниже, я свяжусь с вами, чтобы договориться о бесплатной консультации, ни к чему не обязывающей. Во время нашей встречи мы обсудим ваши финансовые цели, индивидуальные рекомендации, которые я даю, и связанные с этим расходы.Я с нетерпением жду встречи с вами и обсуждения вашего финансового будущего.


Все поля обязательны для заполнения.


Первая консультация дает обзор концепций финансового планирования. Ты не будешь получить письменный анализ и/или рекомендации.

Это предложение действительно только в США.

Пожалуйста, не отправляйте учетную запись или другую конфиденциальную информацию через эту форму.

Проконсультируйтесь со своим налоговым консультантом или юристом по конкретным налоговым вопросам.

юридические лица и важная информация | правила и положения веб-сайта | центр конфиденциальности и безопасности | о мошенничестве с электронной почтой

Ваше сообщение успешно отправлено.


Спасибо

Спасибо за запрос на консультацию.

Я свяжусь с вами, чтобы договориться о бесплатной встрече. Во время первоначального разговора мы обсудим ваши финансовые цели, потребности и персональные советы, которые я дам, если вы решите работать со мной.

Подготовьтесь к консультации просмотрев наш контрольный список перед встречей и руководство по обсуждению.

Я с нетерпением жду возможности помочь вам в достижении ваших финансовых целей.

Это предложение действительно только в США.

Первая консультация дает обзор концепций финансового планирования. Вы не получите письменный анализ и/или рекомендации.


юридические лица и важная информация | правила и положения веб-сайта | центр конфиденциальности и безопасности | о мошенничестве с электронной почтой

Ваше сообщение не было отправлено.


Вернуться к форме

Пользователи этого сайта соглашаются соблюдать правила и положения финансового веб-сайта Ameriprise.

Америприз Финансовые Услуги, ООО. Член ФИНРА и SIPC.

© 2022 Ameriprise Financial, Inc.Все права защищены.

Пол Дж. Бруно | Bulloch, Fly, Hornsby & Evans PLLC

Внесен в список The Best Lawyers in America с 2007 года и постоянно входит в список Super Lawyers с 2015 года. с 1996 года. В качестве поверенного в компании Bulloch, Fly, Hornsby & Evans PLLC г-н Бруно в основном представляет интересы лиц, обвиняемых в совершении уголовных преступлений в судах штата и федеральных судах или находящихся под следствием в связи с возможными нарушениями уголовного законодательства. Имея лицензию на юридическую практику в судах штата Теннесси, в федеральных судах Западного и Среднего округов Теннесси, в Шестом окружном апелляционном суде и в Верховном суде США, г-н Бруно представлял интересы сотен частных лиц. обвинялся в уголовных преступлениях и представлял многих из них в уголовных процессах присяжных, включая клиентов, обвиненных в вождении в нетрезвом виде, убийстве первой степени, нарушении правил оборота наркотиков, мошенничестве с использованием электронных средств, почты и банков, заговоре, ограблении банка, нарушениях RICO, отмывании денег и других серьезные преступления.Г-н Бруно занимается сложными делами об убийствах первой степени, в которых штат Теннесси добивается вынесения смертного приговора в суде и по апелляции, и он добился оправдательных приговоров в судах присяжных как в государственных, так и в федеральных судах.

Г-н Бруно окончил с отличием Государственного университета Мемфиса в 1992 году со степенью бакалавра делового администрирования. Затем он получил степень магистра делового администрирования в Мемфисском университете в 1995 году и степень доктора юридических наук в Мемфисском университете в 1995 году.Учитывая его образование в области бизнеса и права, г-н Бруно часто представляет интересы лиц, обвиняемых в совершении должностных преступлений, таких как мошенничество с использованием электронных средств связи, мошенничество с использованием почты, банковское мошенничество, мошенничество с ценными бумагами и другие виды правонарушений, связанных с мошенничеством.

Г-н Бруно является пожизненным членом Национальной ассоциации адвокатов по уголовным делам и был президентом Ассоциации адвокатов по уголовным делам Теннесси с августа 2015 года по август 2016 года. штата Теннесси, в Апелляционном суде по уголовным делам Теннесси и в Верховном суде Теннесси.Г-н Бруно также ведет дела в федеральных судах и неоднократно предстал перед Апелляционным судом Соединенных Штатов по шестому округу. Он также занимался делами, переданными Федеральной торговой комиссией США, Комиссией США по ценным бумагам и биржам и Министерством здравоохранения штата Теннесси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.