Административные реформы петра 1: Административная реформа Петра I — Русская историческая библиотека

Содержание

22 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I. Отечественная история. Шпаргалка [litres]

Читайте также

Организационно-административные реформы в царствование императрицы Анны Иоанновны

Организационно-административные реформы в царствование императрицы Анны Иоанновны Царствования первых двух преемников Великого Петра, Екатерины I и Петра II, были настолько кратковременны, и с военной точки зрения в продолжение их было сделано так мало, что в истории

Организационно-административные реформы в царствование императрицы Елизаветы

Организационно-административные реформы в царствование императрицы Елизаветы Со вступлением на престол Елизаветы Миних, стоявший 10 лет безраздельно во главе армии, должен был уступить свое место другому; сначала на его место выдвигается Ласси.В середине 50-х гг. при

Глава IV Внутренняя деятельность Льва Исавра.

Административные и судебные реформы. Законодательство

Глава IV Внутренняя деятельность Льва Исавра. Административные и судебные реформы. Законодательство Оценка внутренней деятельности Льва во всей ее совокупности встречает и до сих пор значительные трудности, которые далеко еще не превзойдены. Причина тому столько же

Административные реформы Генриха I

Административные реформы Генриха I Власть короля при Генрихе I фактически была неограниченной, хотя он издавал законы, взимал налоги, решал дела с согласия Великого совета. В Великом совете преобладали крупные феодалы, светские и церковные. Собирался Великий совет трижды

Реформы Петра I

Реформы Петра I Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной. «Реформы Петра» — этот своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в.  — всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке.

Социально-экономические и административные реформы конца XIX в.

Социально-экономические и административные реформы конца XIX в. Переход США к индустриальной экономике в исторически короткие сроки, выдвижение на командные позиции сначала в бизнесе, а затем и в политике, представителей крупного корпоративного бизнеса, заставляло

Глава IV Внутренняя деятельность Льва Исавра. Административные и судебные реформы. Законодательство

Глава IV Внутренняя деятельность Льва Исавра. Административные и судебные реформы. Законодательство Оценка внутренней деятельности Льва во всей ее совокупности встречает и до сих пор значительные трудности, которые далеко еще не превзойдены. Причина тому столько же

11.

 Петровские преобразования (1689–1725 гг.). Социально-экономические и административные реформы

11. Петровские преобразования (1689–1725 гг.). Социально-экономические и административные реформы В самом начале века было открыто огромное количество заводов.На первое место выходит металургия.Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской

32. ОСНОВНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

32. ОСНОВНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I Подготовка к Северной войне (1700–1721), создание новых вооруженных сил, строительство флота – все это привело к резкому усилению активности правительственных ведомств, увеличению объема их работы. Но уже в первые годы войны

29. Реформы Петра I

29. Реформы Петра I Реформы в управлении государством. Пётр I добился своей цели. Берега Балтийского моря были в руках России. Россия приблизилась к Европе. Пётр вёл неустанную борьбу с отсталостью России и переделывал её порядки на европейский лад.Вместо Боярской думы

5. Административные реформы

5. Административные реформы Новые задачи, поставленные перед страной Петром I, необходимость концентрации ресурсов, оперативного принятия и исполнения решений в условиях военного времени, а также изменившийся характер самого государства обострили проблему управления

Административные и судебные реформы

Административные и судебные реформы С 1549 года вместе с «Избранной радой» (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, протопоп Сильвестр) Иван IV осуществил ряд реформ, направленных на перераспределение полномочий, административных, судебных и финансовых: Земскую

ВОЕННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ НА УКРАИНЕ

ВОЕННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ НА УКРАИНЕ Неудавшийся Прутский поход заставил Петра I задуматься над причинами постигших его неудач.

Общие потери в Прутской кампании составили 27 285 человек. Из них в боях погибло 4800 человек, остальные же — от болезней, голода, жажды.

Административные реформы Екатерины II начала 1760-х годов

Административные реформы Екатерины II начала 1760-х годов Екатерина II начала борьбу с коррупцией с первых же дней своего царствования. 18 июля 1762 года был издан указ о борьбе со взяточничеством в государственном аппарате. Взяточничество чиновников подверглось суровому

2. Реформы Петра I

2. Реформы Петра I 27 апреля 1682 г. в возрасте двадцати лет умер слабый здоровьем царь Федор Алексеевич. Престол могли наследовать два его брата – родной (Иван) и единокровный (Петр). Царь Алексей Михайлович был женат дважды. От первого брака, с Марией Милославской, у него

Реформы управления Петра I — презентация онлайн

1.

РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I§5

2. Основные вопросы

O Создание Сената и коллегий.
O Указ о единонаследии.
Табель о рангах.
O Реформа местного управления

3. Основные понятия и термины

O Абсолютизм — форма феодального государства,
O
O
O
O
при которой монарху принадлежит
неограниченная верховная власть.
Аристократия — родовая знать.
Губерния — основная административнотерриториальная единица в России с 1708 по 1917 г.
Коллегия — название высшего
правительственного учреждения в Российской
империи XVIII в.
Модернизация — обновление основных сторон
жизни общества.

4. Основные понятия и термины

O Прокурор — должностное лицо органов
O
O
O
O
прокуратуры, призванное следить за выполнением
закона.
Ратуша — сословный судебный орган в небольших
российских городах в XVIII—начале XIX в.
Сенат — в России с 1711 по 1917 г. — высший
государственный орган, подчинённый императору.

Табель о рангах — законодательный акт Петра I
(1722), определявший порядок прохождения
службы чиновниками империи.
Фискал — в России в 1711 — 1729 гг. —
государственный служащий для надзора за
деятельностью государственных учреждений и
чиновников.

5. Основные даты

O 1708—1710 гг. — учреждение губерний.
O 1711 г. — учреждение Сената.
O 1714 г. — указ о единонаследии.
O 1718—1721 гг. — учреждение коллегий.
O 1721 г. — провозглашение России империей.
O 1722 г. — учреждение должности генерал-
прокурора.
O 1722 г.— введение Табели о рангах

6. Проблемные вопросы

O Могла ли Россия добиться успехов в
экономическом, политическом,
культурном развитии без реформ в
сфере управления?
O Что изменилось в системе управления
Российским государством при Петре
Великом?

7. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Административные реформы — комплекс
преобразований органов государственного
управления, предпринятых Петром I Великим за
время своего правления Русским царством и
Российской Империей.
Большая часть административного аппарата была
либо упразднена, либо реорганизована в
соответствии с учётом европейских традиций,
опыт которых царь почерпнул во время Великого
посольства 1697—1698 годов.

8. Причины реформ государственного аппарата

O Устаревшая
административная система тормозила
экономическое развитие и была неповоротлива в
решении возникающих проблем.
O Северная война со Швецией и планы по модернизации
промышленности требовали денежных и человеческих
ресурсов — для организации снабжения нужны были
новые административные институты.
O Пётр I стремился выстроить жесткую вертикаль
власти. Создание абсолютистской монархии должно
было предотвратить возможные заговоры, бунты и
пресечь массовые побеги солдат и крестьян.

9. Цели и задачи административных реформ

O Более четкое разграничение функций органов
государственного аппарата.
O Введение принципа коллегиального принятия
решений,
разработка
единых
правил
делопроизводства административного аппарата.
O Административно-территориальные
преобразования, способствующие улучшению
снабжения армии и флота необходимым
снаряжением, провиантом, расквартированием.
O Построение вертикали власти центрального и
местного уровней, каждый из членов которой
решает конкретные задачи и несёт персональную
ответственность.

10. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
O Прочитайте п. 1 § 5. В чём заключалась
реформа органов центрального
управления?
O Изобразите схематически организацию
центральной власти в империи к концу
правления Петра Великого.

11. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Упразднение Боярской Думы
1704 г.
Учреждение Сената
1711 г.
(законодательные, контрольно-финансовые функции)
Правительствующий Сенат — высший орган центрального
управления, созданный Петром I в 2 марта 1711 года для
исполнения законодательной, административной и
судебной функций во время отсутствия царя на Северной
войне со Швецией. Все члены Сената назначались лично
Петром I и ему лично отчитывались о положении дел в
стране, а также о выполнении его приказов.

12. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Учреждение Сената
1711 г.
(законодательные, контрольно-финансовые функции)
Функции Сената
Контроль за доходами и расходами государства — ведение
торговлей, налогами и откупами;
Исполнение функции высшей судебной инстанции;
Внешняя политика — налаживание дипломатических
отношений с соседними государствами;
Контроль за деятельностью государственных чиновников
всех уровней — назначение на должности, проверки
качества исполняемых обязанностей и т.д.

13. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Учреждение Сената
1711 г.
(законодательные, контрольно-финансовые функции)
Генерал-прокурор
Генера́л-прокуро́р — одна из высших
государственных должностей в Российской империи,
глава Правительствующего сената, наблюдавший
за законностью деятельности правительственных
учреждений.

14. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Генерал-прокурор
Первым генерал-прокурором
был назначен П. И.
Ягужинский.

15. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Упразднение Боярской Думы
1704 г.
Учреждение Сената
1711 г.
(законодательные, контрольно-финансовые функции)
Замена приказов коллегиями 1718-1721 гг.
Коллегии — центральные административные органы,
созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов
(устаревшей системы исполнительных органов). Основой
регламента коллегий послужило шведское законодательство, а
сама
система
построена
на
основе
опыта
её
функционирования в Германии и Швеции.

16. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Замена приказов коллегиями 1718-1721 гг.
Учреждение коллегий вводило
три новых принципа:
Отраслевое разделение ведомств (приказы
дублировали функции друг друга)
Совещательный (коллегиальный) характер
принятия решений.
Общие правила функционирования органов
власти по Генеральному регламенту 1720 года.

17. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Замена приказов коллегиями 1718-1721 гг.

18. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Замена приказов коллегиями 1718-1721 гг.

19. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Упразднение Боярской Думы
1704 г.
Учреждение Сената
1711 г.
(законодательные, контрольно-финансовые функции)
Замена приказов коллегиями 1718-1721 гг.
Упразднение патриаршества 1700 г.
и введение гос. управления Православной
церковью посредством нового органа –
Святейшего Синода во главе с оберпрокурором
1721 г.

20. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Упразднение патриаршества 1700 г.
и введение гос. управления Православной
церковью посредством нового органа –
Святейшего Синода во главе с оберпрокурором
1721 г.
Церковная реформа — комплекс мер,
проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для
снижения влияния церкви, её независимости и
усиления контроля над её административными и
финансовыми вопросами.

21. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Церковная реформа
Причины и предпосылки
Духовенство не одобряло проводимых Петром I
реформ — многие монахи считали царя антихристом,
о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали
рукописные листовки в городах и деревнях.
Чрезмерный авторитет церкви — Патриарх имел не
меньшую чем сам Петр I возможность влиять на
обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую
модель государства, где император — единственный
полноправный властитель.

22. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Церковная реформа
Причины и предпосылки
Экономическая независимость церкви —
многочисленные
войны
и
развитие
промышленности
требовали
все
больше
финансовых и человеческих ресурсов, часть из
которых находилась во владении монастырей и
церквей неподотчетных государству.

23. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Церковная реформа
Цели и задачи
Ликвидация
экономической
и
административной автономии — подробная
ревизия
имущества,
с
последующей
секуляризацией,
внедрение
должностей
назначаемых государственным аппаратом, а также
четкое регламентирование финансовых потоков и
обязанностей возлагаемых на церковь.

24. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Церковная реформа
Цели и задачи
Снижение численности духовенства —
определение необходимого количества церковников и
монахов исходя из числа обслуживаемых граждан,
ограничение «странствующих» священников и запрет
на строительство монастырей.
Борьба с нищенством — царь был категорическим
противником стихийного нищенства, считал что
только «блаженным» и откровенным инвалидам
может быть позволено жить на подаяние.

25. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Церковная реформа
Итоги и результаты реформы
Фактически ликвидирована должность Патриарха
Церковь начала терять финансовую и
административную автономию
Снижено количество монахов и монастырей
Увеличено число налогов
Производятся рекрутские наборы из церковных
крестьян

26. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Создание прокуратуры, введение
должности фискалов
1714 – 1722 гг.
Изменение системы престолонаследия 1722 г.
Теперь монарх сам назначал преемника
Провозглашение России империей 1721 г.

27. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Реформа местного самоуправления.
Создание губерний
1708 – 1710 гг.
Реформы местного управления — комплекс организации
новых и изменения старых органов управления городов и
областей, предпринятых Петром I Великим. Ключевые
нововведения — изменение принципа административнотерриториального деления страны на области (губернии) и
введение нового органа управления городами — магистратов.

28. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Реформа местного самоуправления.
Создание губерний
1708 – 1710 гг.
Причины и предпосылки
Необходимость
повышения
эффективности
налогообложения, а также снабжения армии и флота в
условиях Северной войны со Швецией;
Устаревшая административная система тормозила
экономическое развитие;
Укрепление вертикали власти должно было
предотвратить возможные бунты и пресечь массовые
побеги солдат и крестьян.

29. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Реформа местного самоуправления.
Создание губерний
1708 – 1710 гг.
Цели и задачи
Введение нового принципа административнотерриториального деления, для обеспечения
всем необходимым армии и флота;
Укрепление вертикали власти, повышение
эффективности налогообложения;
Модернизация административного аппарата в
соответствии со шведскими стандартами.

30. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Реформа местного самоуправления.
Создание губерний
1708 – 1710 гг.
Итоги и результаты
Создана трехзвенная система: губерния,
провинция, дистрикт (уезд).
Организовано снабжение и пополнение боевых
частей армии и флота, что стало одной из причин
победы в Северной войне со Швецией
Увеличена численностью бюрократического
аппарата

31. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Реформа местного самоуправления.
Создание губерний
1708 – 1710 гг.
Итоги и результаты
Судебные органы не были до конца отделены от
административных
Произошла унификация (приведение к общему
виду) системы административных органов
Дворяне, занимающие абсолютное большинство
административных должностей, укрепили
собственную власть

32. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Городская реформа
1720 – 1724 гг.
Городская реформа Петра I Великого —
комплекс административных и сословных
нововведений 1699-1720 годов, предпринятых для
укрепления
вертикали
власти,
повышения
налоговых сборов и классификации городского
населения. Является частью реформ местного
самоуправления Петра I.

33. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Городская реформа
1720 – 1724 гг.
Причины и предпосылки
Для строительства флота и оснащения армии необходимо
было увеличить количество и эффективность собираемых
налогов.
Утверждение абсолютизма предполагало усиление
вертикали власти опирающейся на местное
самоуправление.
Во время великого посольства Петр I увидел европейскую
организацию административных органов и взял её за
основу.

35. Государственно-административные реформы

Государственноадминистративные реформы
Городская реформа
1720 – 1724 гг.
Итоги и результаты
Созданы новые выборные органы городского
управления — магистраты.
Усилена вертикаль власти и полицейский надзор.
Города разделены на разряды, а горожане — на
категории и гильдии.
Увеличены налоговые поступления.

36. Указ о единонаследии

O 1714 г., принят указ о единонаследии,
который уравнял правовой статус
поместья и вотчины и завершил
оформление из боярства и дворянства
единого правящего сословия –
дворянства

37. Табель о рангах

O 1722 г., учреждена «Табель о
рангах», заменившая принцип
родовитости
принципом
служебной
пригодности
и
разделившая
государственную
службу на 14 классов.

39. Табель о рангах

O Всякий получивший чин 8-го класса
становился
потомственным
дворянином.
O Чины с 14-го по 9-й давали личное
дворянство без права передачи по
наследству.
O За свою службу чиновники получали
земли и крестьян, а также денежное
содержание.

41. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

O Реформы управления Петра I, с одной стороны,
повысили централизацию и эффективность
государственного управления и способствовали
окончательному оформлению абсолютной
монархии, но с другой — привели к
формированию «регулярного государства»,
основанного на бюрократизации
государственного аппарата, слежке и полном
подчинении всех сословий верховной власти.

42. Дома:

§ 5. Выучить даты и
термины.

Военные административные реформы Петра І реферат по истории на украинском языке

Введение 3 1. Социально-экономические и политические предпосылки 4 2. Создание регулярной армии. Строительство флота 9 3. Государственное переустройство Российской империи 13 Заключение 22 Список литературы 25 Введение Сегодня существует мифологизированный образ Петра Великого. В массовом сознании прочно укоренился официозный миф о безгрешном царе -«преобразователе Отечества». Однако пора отойти от мифов и легенд и показать подлинную историческую роль Петра Великого. Это важно еще и потому, что у российских историков роль, значение и цена его реформ, а также реальные альтернативы его преобразованиям оцениваются в весьма широком диапазоне: от апологетики С.М. Соловьева, весьма критических оценок В.О. Ключевского до полного развенчания деятельности первого российского императора П.Н. Милюковым. Эти разноречивые оценки чаще всего зависят от идейно-политических позиций и, увы, сугубо конъюнктурных моментов. Спор этот может быть бесконечным, тем более, что каждый из больших историков использует свою систему отсчета. Конечно же, личность Петра далека от идеала. Но дело не только в положительных и отрицательных чертах его натуры. Для нас, его потомков, живущих в начале XXI в., является актуальным вопрос о военных и административных реформах Петра I. или поздно и такие люди возвращались к основному для общества виду деятельности — земледелию. В то же время государству необходимы были не только ремесло и промыслы, оно остро нуждалось в продукции крупного производства. Поэтому одной из характернейших черт XVII столетия явилось форсированное усилиями государства развитие крупного промышленного производства, прямо или косвенно связанного с военно-хозяйственными потребностями страны. В XVII веке таких предприятий было очень немного и экономический эффект их был ограниченным. Важнейшее место среди них занимали концессии иностранцев и прежде всего доменно-молотовые комплексы А. Виниуса, а потом П. Марселиса, А. Бутенанта и Ф. Акемы. В течение века (точнее, его последней трети) с разной продолжительностью в России действовало свыше трех десятков таких предприятий, получивших в литературе не вполне точное название «мануфактур». По отношению к основной экономике страны эти «мануфактуры» были достаточно изолированным явлением. Тем не менее их роль в укреплении обороны страны, едва вернувшейся во второй половине XVII в. в стадию нормального развития, нельзя недооценить. Довольно сложны и неоднозначны итоги развития торговли. Вплоть до середины века городской посад был объектом тяжелейшего налогообложения. Это препятствовало массовому вовлечению в крупную торговлю представителей посада, и она традиционно сосредоточивалась в руках привилегированного купечества: гостей и гостиной сотни. В средневековье наибольший экономический эффект для страны, государства и общества в целом давала лишь крупно-оптовая торговля с ее громадной прибылью. Но такая торговля во всем мире существовала почти исключительно как регулярная морская торговля. Не случайно, наиболее богатыми и развитыми в экономическом отношении странами в средние века в Европе, да и во всем мире, были почти исключительно крупные морские державы (Англия, Голландия, Бельгия, Франция, некоторые государства Италии и др.). Такого экономического эффекта сухопутная торговля никогда не давала. В России же сухопутная торговля носила исключительно вялый, преимущественно сезонный характер из-за неблагоприятных природно- климатических условий. Длительный зимний период, распутицы межсезонья, отсутствие и экономическая невозможность создания хороших дорог и магистралей — все это обрекало страну на далеко не лучшую жизнь. К тому же Россия XVII в. имела единственный порт на суровом северном берегу Белого моря — Архангельск.1 Вместе с тем объективные потребности экономики страны с исключительным господством земледельческого производства требовали вовлечения в экспортную торговлю не только мехов (а запасы соболя к концу века в Сибири заметно истощились) и иной уникальной продукции, но и массовой продукции сельского хозяйства (зерно, пенька, масло, сало и т.п.). Однако это крупногабаритный товар, и перевозка его была выгодна только большими партиями. А это ни экономически, ни технологически не под силу сухопутной торговле с ее гужевым транспортом. Единственная оптимальная перспектива ее развития была объективно связана с обретением морских портов и водных артерий, ведущих к таким портам. То и другое можно было обрести только силой. Однако Смута и разорение страны привели Россию к потере огромной территории западнорусских земель вплоть до Смоленска, к потере выхода страны к Финскому заливу. Провал попытки вернуть Смоленск показал, что даже в 30- е годы Россия все еще была разоренным и слабым государством. При Михаиле Федоровиче обращения украинского казачества о российском подданстве оставлены были без последствий. Однако самоотверженная освободительная борьба Украины во главе с гетманом Б. Хмельницким в конечном счете поставили все еще ослабленное Российское государство перед необходимостью решить вопрос о воссоединении России и, как неизбежное следствие, вступить в длительную и изнурительную войну с 1 История России с начала 18 до конца 19 века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М., 1998. – С. 12-13. Польшей, осложненную к тому же вступлением в Польшу и Прибалтику шведских войск и активизацией их действий против России. Объединенными усилиями казаков и русских была освобождена, а потом утеряна Белоруссия и часть Прибалтики. России удалось закрепиться лишь на части возвращенных русских земель. Включение Киева и Левобережной Украины в систему ослабленной экономики России, с ее тяжелым налоговым гнетом и неурядицами государственного управления, вскоре вызвало серьезные трения с казачьей верхушкой, привело к политической интриге ее гетманов, что еще более осложнило ситуацию на южных и юго-западных рубежах России. В 50—80-е годы Россия предпринимает колоссальные усилия для укрепления южных границ строительством гигантских оборонительных засечных полос и «черт», с большим количеством крепостей, с привлечением огромного числа людских ресурсов. К концу XVII в. основные усилия России сосредоточены на южных рубежах — в борьбе за Киев, Левобережную Украину против Турции и Крыма. Но общий итог этой политики был минимальным. Весь груз стратегических задач страны остался практически нерешенным. 2. Создание регулярной армии. Строительство флота Карл XII получил шведскую армию в отличном состоянии от отца. Петр создал свои вооруженные силы из 200-тыс. разрозненного конгломерата дворянской конницы, стрельцов, казаков, городовых войск и полков иноземного строя. Они насчитывали 250 тыс. кадровых и профессиональных воинов. В их состав входили 10-тыс. гвардия, 70-тыс. пехота и артиллерия, где насчитывалось 1500 орудий, а также 70-тыс. кавалерия, где имелись легкие гусары, рейтары и драгуны и 75-тыс. казачьи части и войска внутренней службы. Он с нуля построил второй в мире по численности военно-морской флот, насчитывающий более трехсот кораблей, в том числе 10 фрегатов, 21 линейный корабль, 130 галер, 40 бригантин и более сотни прочих судов, где европейски современную сухопутную армию и военно-морской флот. Петр Великий прекрасно понимал, что исход сражений определяется не только количеством и качеством вооруженных сил, но и состоянием нравственного и патриотического духа военнослужащих. Государь придавал большое значение моральным стимулам. Он, по существу, явился родоначальником современной массовой наградной системы. Царь лично утвердил переход от пожалования золотыми и серебряными рублевиками к настоящим медалям. Он разработал и внедрил более пятидесяти видов наград. Среди них следует выделить многие памятные медали, вручаемые за мирные и ратные успехи, которые вписаны золотыми буквами в летопись русской славы: «За взятие Нотебурга» (1702), «В память основания Санкт- Петербурга» (1703), «За взятие Нарвы» (1704), «За победу под Калишем» (1706), «За победу под Лесной» (1708), «За Полтавскую баталию» (1709), «Иудина медаль для изменника Мазепы» (1709), «За взятие Выборга» (171. 0), «За Вазскую баталию» (1714), «За победу при Гангуте» (1714), «За победу при Гренгаме» (1720), «В память Ништадтского мира» (1721) и «За участие в Персидском походе» (1723). Весьма современно звучит известная мысль Петра: «Победу решает военное искусство, храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Они — защита и крепость Отечеству». В наследство от своих предшественников молодому царю достались не только придворные, внутриполитические, но и внешнеполитические проблемы. Он был вынужден продолжить изрядно затянувшуюся войну с Османской империей за выход в южные моря. В 1695 г. его первый поход на Азов заканчивается неудачей. На следующий год русское войско и флот, числом 30 кораблей, штурмом берут Азовскую крепость. Так было положено начало славной истории российского флота. Петр основывает Таганрог. 4 ноября 1696 г. Боярская Дума постановляет: «Российскому флоту быть». На собранные с населения деньги было построено 52 корабля. Опыт азовских походов показал царю, что русская армия и флот нуждаются в коренном обновлении. Он понимает, что европейцы ушли вперед в техническом и организационном отношениях по сравнению с царским войском. В 1697— 1698 гг. Петр в составе Великого посольства посещает страны Западной Европы. В Бранденбурге он обучается артиллерийскому делу и получает аттестат огнестрельного мастера, в Голландии и Англии корабельного мастера и корабела. Он старательно изучает польский и голландский языки. Передовые достижения культуры, увиденные им в Европе, потрясли царя. Он решает провести быструю модернизацию России на европейский манер, чтобы отсталое Московское царство не стало легкой добычей европейских держав.1 3. Государственное переустройство Российской империи Оформление основ абсолютистской монархии в эпоху Петра Великого (1682—1725) потребовало радикальных преобразований всей системы государственного управления. Коренным изменениям подверглась система старых (традиционных) государственных учреждений — Боярской думы и приказов. С организацией в 1699 г. Ближней канцелярии, называвшей ся с 1708 г. «Консилией министров», было подготовлено учреждение в 1711 г. Правительствующего Сената — высшего правительственного органа, наделенного судебными, административными и в некоторой мере законодательными функциями. В 1717—1721 гг. приказная система управления была заменена новыми центральными органами — 11 коллегиями, которые значительно укрепили аппарат управления и усилили авторитет верховной власти. Коллегиальная система отвечала потребностям рационализации управления и по сравнению с приказной имела ряд очевидных преимуществ. Был налажен четкий иерархический порядок в гражданской и военной службе. Практиковавшийся в приказах произвол судей новая система пыталась парализовать (на первых порах) введением коллективного принятия решений. Реформа центрального административного аппарата предусматривала систематическое разделение управления по ряду ведомств, имевших 1 Русские цари. 1547-1917. – Ростов н/Д, 1997. – С. 228-229. общегосударственную компетенцию. Важнейшими из них являлись коллегии Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская, три другие ведали финансами: Камер-коллегия (сбор казенных налогов), Штате-контор-коллегия (учет государственных расходов), Ревизион-контора Сената (контроль за сбором и расходованием казенных средств). Промышленность и торговля находились в компетенции Берг- (управление горным делом), Мануфактур- (управление легкой промышленностью) и Коммерц-коллегий (организация внешнеторговой деятельности), наконец, сеть местных судебных органов находилась под управлением Юстиц-коллегии. В 1720 г. система коллегиальных органов была дополнена Главным магистратом, управлявшим городским сословием — ремесленниками, объединенными в цеха и купечеством, а в 1721 г. Вотчинной коллегией, ведавшей дворянским землевладением. Учреждение коллегий потребовало уточнения и функций Сената как высшего контролирующего органа: в 1722 г. была введена должность генерал-прокурора Сената и подчиненных ему прокуроров в других государственных учреждениях, призванных следить за их работой. Совершенствование административной системы проводилось в духе модернизации всех сторон жизни государства: учитывался опыт ведущих европейских стран, что нашло воплощение в ряде законодательных актов, устанавливающих иерархию учреждений и чиновников. Наиболее важными из них являлись «Генеральный регламент» (1720) и « Табель о рангах» (1722). Основное их значение состояло в унификации, систематизации и в целом общей рационализации административной службы. Впервые в истории страны в качестве основного принципа иерархического (чиновного) деления признавались не происхождение и знатность, а личные способности, образование и практические навыки дворянина. «Табель о рангах» разделила службу на гражданскую, военную и придворную. В новом законе было определено 14 классов (рангов) чиновников. Чины с 14-го по 9-й класс по гражданской службе давали право на личное дворянство, а всякий, получивший 8-й «статский» чин или офицерское звание (с 12-го класса) в армии и на флоте, становился потомственным дворянином. В социальном Коммерц-коллегия имела право выносить судебные решения по спорам и преступлениям, затрагивающим торговые и таможенные уставы. Первым ее президентом был П.А. Толстой. Принятый в 1719 г. Регламент (устав) определял задачи Коммерц-коллегии следующим образом: 1) оказание помощи купечеству и охрана его от «принуждения и притеснения» со стороны таможенников; 2) обеспечение свободной торговли для русских и иностранцев; 3) пресечение монополизма — «дабы никакие монополии и откупы товаров. .. позволены не были»; 4) содержание в надлежащем состоянии магистратов, отвечающих за торговые порядки и правила и т.д. С организацией Главного магистрата создавались благоприятные условия для развития торговли и промышленности в городах. Регламент Главного магистрата, утвержденный в 1721 г., предписывал городским властям проявлять «старание» о развитии торговли, об умножении ярмарок и торгов, заниматься делами «всех купеческих людей», чтобы «рассыпанную сию храмину паки собрать». Одна из задач магистратов состояла в заботе о строительстве бирж, «в которые б сходились торговые граждане для своих торгов и постановления векселей, також и для ведомостей о приходе и отпуске кораблей и коммерции». Петр I придавал большое значение биржевой торговле и в 1703 г. Построил здание биржи в Петербурге. Первый иностранный корабль, пришедший сюда в 1704 г. был, по преданию, приведен к бирже самим царем. Специальная глава Регламента посвящалась маклерам (брокерам), которых «выбирал Магистрат из числа купцов добрых и во всех торгах искусных людей». Их приводили к присяге и содержали на средства, выделенные купечеством. Но все усилия Петра развить биржевую торговлю были напрасны: в стране господствовало крепостное право, внутренний рынок был слабым, товарно-рыночные отношения не развиты. Всей промышленностью, кроме горнодобывающей, руководила Мануфактур-коллегия. Ее называли «верховной дирекцией над мануфактурами и фабриками». Она всесторонне регламентировала крупную и мелкую промышленность, контролировала технологию производства. Ее регламент предоставлял право каждому подданному заводить мануфактуру, а коллегия обязывалась помогать владельцу привести ее в доброе и неубыточное состояние, а также помогать капиталом и рабочей силой, а в случае необходимости принуждать «нерадивых компанейщиков» к «порядочному содержанию мануфактур», а наиболее усердных освобождать от налогов. Вместе с тем Мануфактур-коллегия должна была приглашать иностранных фабрикантов, инженеров и мастеров для обучения русских и посылать русских мастеров за границу на обучение. Для развития предпринимательства, связанного с развитием горнодобывающей промышленности, важное значение имела Берг-коллегия. Она вела поиск новых месторождений, выдавала денежные пособия на их разработку, занималась подготовкой кадров, рассматривала проекты усовершенствования горнозаводской техники. Берг-коллегия из-за границы вызывала «рудознатцев» и рудоплавных мастеров для приискания и разработки горных богатств и для обучения русских горному делу. Берг- коллегия полностью контролировала казенные заводы, а ее влияние на частные предприятия ограничивалось предоставлением им технической помощи и консультаций. Берг-коллегия управляла монетными и денежными дворами, ведала закупкой золота и серебра за границей. Большое значение для развития промышленного предпринимательства имели решения Берг-коллегии о привилегиях. Одна из них заверяла, что заведенные мануфактуры у владельцев и их наследников «отняты не будут», а конфискация предприятий, практиковавшаяся в XVII в., будет осуществляться только в исключительных случаях. Другая привилегия провозглашала принцип «горной свободы», облегчала лицам недворянского происхождения доступ к разработке полезных ископаемых. Берг-коллегия также гарантировала свободу сбыта продукции предприятий черной металлургии. Подобные же льготы распространялись и на владельцев предприятий легкой промышленности. Петр I видел, что на Западе городской торг и промысел являются главным источником народного богатства и, сравнивая европейский город с русским, стремился создать у себя в стране экономически сильный торгово- промышленный класс. С этой целью он освобождал горожан от службы на казенных торговых складах и расширял городское самоуправление, надеясь на то, что российские города, как и в европейских странах, станут главным источником пополнения казны. Он не видел принципиальной разницы в положении русских и европейских городов, которая заключалась в том, что города на Западе в XVII-XVIII вв., имели буржуазные экономические свободы и гражданские вольности. Не учитывая это различие, Петр стал проводить в России городскую реформу по западному образцу, опять же опираясь на методы принуждения. В 1720 г. был учрежден Главный магистрат, члены которого выбирались жителями из «угодных и искусных персон», принадлежавших к «первостатейным и пожиточным обывателям», т.е. к наиболее состоятельным слоям. Выборные Главного магистрата утверждались правительством. Подчеркивая цель городской реформы, Петр говорил, что надо «всего российского купечества рассыпанную храмину паки собрать; сформировать городское сословие и обеспечить тем самым государственную пользу, создать надежное тягловое сословие и надежных поставщиков казны». Приступая к собиранию «рассыпанной храмины» российского купечества, Петр I не скрывал своих истинных намерений и объявил, что это делается для того, чтобы «купецкие люди» не разорились от поборов приказных и ратных служб и чтобы «казне Великого Государя было пополнение». Для этого по указу Петра I городам предоставлялось право, «буде они похотят», освободиться от власти воевод и свою жизнь регулировать решением выборных органов земских изб и магистратов. Судебная власть также передавалась выборным органам и бурмистрам. Переключая торговцев на самоуправление, как в Европе, Петр стремился увести купеческие капиталы от бездонных карманов воевод, приказных и ратных людей и направить их поток в еще более необъятную казну. Для этого царским указом, принятым 16 января 1721 г., определялось правовое положение купечества. Все регулярные граждане (так назывались Заключение Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие. Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот, консервировали и укрепили его институты. В этом заключалось главное противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса. Однако на самом деле все процессы, которые происходили с Московским царством за время деятельности Петра, имели более сложный и противоречивый характер, чем представляется некоторым историкам и публицистам. Они обладали внутренней логикой развития и до сих пор не расшифрованной еще загадочной интригой, связанной с тайными пружинами деспотической власти. Естественно, что великие преобразования были немыслимы без совершенствования всей системы управления страной. Петр Великий провел целую серию реформ в области государственного управления, на основе рационализации, централизации и бюрократизации. Он упразднил такие важные институты сословно-представительной монархии, как Боярская Дума, 80 приказов, патриаршество, и учредил вместо них в духе абсолютизма Правительствующий Сенат, 12 коллегий и Священный Синод, а также прокуратуру, фиск, Тайную канцелярию и постоянные посольства за границей. Петр в существенных чертах преобразовал институты царской власти Московского государства в имперскую систему управления. Самодержец стал не только носителем, но и источником неограниченной высшей власти. Сам Петр весьма остроумно и афористично сформулировал ее суть: «Царю закон не писан, он сам их пишет». Следует отметить, что он лично написал более шести тысяч указов и распоряжений. Он считал, что «надлежит указы и законы писать ясно, чтобы их не перетолковывали». Следуя лучшим европейским стандартам управления, абсолютный монарх учредил вместо 100 воеводств и наместничеств 20 провинций, объединив их в 8 генерал-губернаторств, перейдя тем самым к территориальному делению страны и ликвидировав остатки феодального сепаратизма. Данная реформа во многом созвучна с административными преобразованиями российских территорий, происходящими в наше время. Петр лично в 1722 г. разработал и утвердил Табель о рангах, рационализировал, модернизировал и унифицировал военную, морскую, гражданскую и придворную структуру должностей, званий и чинов. Поэтому не случайно, что и современные реформаторы, начав административные преобразования, готовят новый Табель о рангах государственных чиновников и служащих! Следует отметить, что при Петре насчитывалось всего около трех тысяч чиновников на 15 миллионов населения, или 1 чиновник на 500 жителей. В наши дни в Российской Федерации один государственный служащий приходится на десять жителей, а их общее число равняется количеству всего населения Российской империи в годы царствования Петра. Важнейшими чертами российского абсолютизма являлись: предельная концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти в стране в руках монарха, практически бесконтрольное использование огромных материальных и финансовых ресурсов, находящихся в ведении государства, проведение государством жесткой фискальной политики, формирование регулярных вооруженных сил, органов полиции и сыска, складывание централизованного и жестко регламентированного бюрократического аппарата (чиновничества), осуществлявшего административные функции как в центре, так и на местах. В социально-экономической сфере складывались отношения, ведущие к становлению капиталистического уклада. Наблюдался интенсивный рост наметившихся еще в предшествующем столетии процессов интеграции страны в общеевропейское и мировое хозяйство. Происходил бурный прогресс культуры и просвещения. 22 октября 1721 г. Россия была провозглашена империей. Ее международное значение постоянно возрастало. Императорский титул российских монархов был признан ведущими европейскими государствами: Швецией, Нидерландами, Германией, Францией, Речью Посполитой и др. Россия вошла в число великих держав мира. Как и многие другие государства Европы, Россия вступила на путь модернизации, т. е. перехода от традиционного к индустриальному обществу. Однако продолжала сохраняться и укрепляться традиционная социальная база государства — правящая элита и широкие слои дворянства. Развивалась и система крепостного бесправия, которая вступала в противоречие с новыми явлениями, утвердившимися к концу века в структуре феодальной экономики в виде первоначального накопления капитала, элементов капиталистического уклада (главным образом в промышленно-коммерческой сфере).

1. Административные реформы Петра I. Государственные и административные реформы Петра I

Похожие главы из других работ:

Биография и правительственная деятельность Петра І

3.
1 Административные реформы

В первые годы своего царствования Петр своим указом прекратил пополнение Боярской думы новыми членами. Таким образом она была обречена на «вымирание». Важные государственные решения стала принимать команда ближайших сподвижников царя…

Внутренняя политика Людовика IX Святого

2. Людовик ІХ Святой и его судебно — административные реформы

После короткого царствования Людовика VІІІ во Франции долгое время царствовал внук Филиппа ІІ, Людовик ІХ Святой, организатор последних крестовых походов на Восток. Людовик ІХ (1226 — 1270) вступил на престол еще мальчиком, когда ему было еще 11 лет…

Выдающиеся личности династии Романовых

Реформы Петра I

Преобразования, проведенные на рубеже двух столетий, носили характер первичный, предварительный. Более глубокие реформы начались позднее, после побед под Лесной и Полтавой. Экономическое развитие…

Государство и право Древней Руси (IX-XI вв. )

5 Административные и правовые реформы первых князей

После смерти Рюрика Олег в 882 году захватил Любеч, Киев, убил правивших в нем Аскольда и Дира и сделал Киев своей столицей (по летописи). После утверждения в Киеве…

Контрольная работа № 00 по предмету «Отечественная история» (ИР)

Вопрос 4. В каких сферах жизни общества реформы Петра оказались наиболее результативными? Почему? Чем вы можете объяснить нынешний интерес в обществе к личности и реформам Петра?

В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника «признавая удобного» и имел право, видя «непотребство в наследнике», лишить его престола «усмотря достойного»…

Либеральные и консервативные тенденции в общественной жизни России в I половине XIX века

1. Два периода внутренней политики Александра I. Административные, военные и другие реформы

Приход на царствование Александра I произошел в результате убийства его отца Павла. Убийство Павла произвело на Александра потрясающее и угнетающее впечатление. По сравнению с Европой Россия развивалась медленно…

Образование абсолютной монархии (конец XVII — первая четверть XVIII в.) в России

§ 5. Административные реформы. Укрепление абсолютизма

Улучшение положения на театре военных действий позволило правительству перейти к административным преобразованиям. Система управления уездами из центра, унаследованная от XVII века, оказалась уязвимым звеном государственного аппарата…

Образование абсолютной монархии в России

Административные реформы. Укрепление абсолютизма

Улучшение положения на театре военных действий позволило правительству перейти к административным преобразованиям. Система управления уездами из центра, унаследованная от XVII века, оказалась уязвимым звеном государственного аппарата…

Особенности развития самодержавия в XVIII веке

1. Реформы Петра I

Преобразования Петра I затронули фактически все сферы общественной жизни, определив на длительную перспективу пути развития страны. ..

Преобразования Петра I

3. Административные реформы

Реформа системы государственного управления, предпринятая Петром I, вызывалась рядом причин. Требовалось создание нового государственного аппарата…

Реформы Петра I

2. Реформы Петра I

В истории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г. (В. И. Роденков, А. Б. Каменский). На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства…

Реформы Петра I

2.2 Административные реформы и реформы местного управления

Допетровская Россия делилась на уезды. В 1701 г. Петр сделал первый шаг к административной реформе: был учрежден особый округ из Воронежа и недавно завоеванного Азова. В 1702 — 1703 гг…

Система государственного управления в годы царствования Екатерины II

4 Сословные и административные реформы Екатерины II

В декабре 1763 года. императрица осуществила реформу Сената, разделив его на шесть департаментов, два из которых должны были находиться в Москве, а четыре в Петербурге. Так правительствующий Сенат потерял прежнюю политическую роль…

Царские реформы в Казахстане во второй половине XIX в. Проникновение капиталистических отношений

1. Административные, судебные и аграрные реформы в Казахстане

Завершение присоединения Казахстана совпало с реформами в самой России. Отмена крепостного права, меры, направленные на развитие капиталистических общественных отношений, не могли не затронуть Казахстана…

Эпоха Петра Великого

III. Реформы Петра I

1) Военная реформа Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра I, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа…

Государственно-административные реформы Петра 1.

Основных причин реформам Петра I было две. Во-первых, в ходе Великого посольства 1697 – 1698 годов он своими глазами увидел, насколько велико отставание России от западноевропейских стран.

Во-вторых, все царствование Петра продолжались тяжелая борьба со Швецией — Северная война 1700 – 1721 годов. Война истощала экономику страны, требовала ресурсов.

Получить их бы невозможно без крутых и жестких реформ в сфере управления государством.

Сенат.

В 1704 году была окончательно прекращена деятельность Боярской думы — уже не эффективного совещательного органа при царе. В 1711 году вместо нее был сформирован Сенат — совет из 9-ти министров. Изначально он задумывался, как временный орган — царь как раз собирался в далекий Прутский поход. Но идея оказалась удачной, и в 1722 году Сенат был официально закреплен в системе управления.

Губернии.

На начало XVIII века Россия делилась на 146 уездов, больших и малых. Управлять такой запутанной и громоздкой системой было неудобно. Поэтому в 1708 – 1710 годах Петр I отменяет уезды, заменяя их всего десятком крупных губерний — Московской, Ингерманландской, Киевской, Казанской, Азовской, Сибирской, Архангелогородской, Рижской, Астраханской и Нижегородской.

Во главе губерний были поставлены сенаторы-министры, доверенные люди Петра.

Коллегии.

Вместе с областной реформой началась другая административная реформа Петра — управленческая. В 1717 – 1721 годах вместо полусотни приказов, зачастую дублировавших функции друг друга, было учреждено 13 коллегий, самые значительные из которых — Воинская, Адмиралтейская, Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Коллегия чужестранных дел.

Управляли коллегиями канцлеры — ближайшие соратники Петра I.

Генеральный регламент.

В 1720 году был принят Генеральный регламент — гражданский служебный устав, сочиненный по шведскому образцу. Регламент регулировал работу коллегий — разъяснял, в каком порядке должны рассматриваться дела, в каком составе обязана заседать «верхушка» коллегии, как должны приниматься решения.

Святейший Синод.

Не миновали административные реформы Петра I и церковь. В 1721 году в России был упразднен патриархат, вместо него создавалась Духовная коллегия, а ее, в свою очередь, заменил Святейший Синод. Впервые за всю историю российского государства во главе церкви вставало светское лицо, назначенное царем.

Табель о рангах.

В 1722 году была издана Табель о рангах — закон, регулировавший порядок государственной службы. Теперь для получения высокого чина была необходима служба в армии — это мотивировало дворянство, а также открывало широкие возможности перед людьми из низших сословий.

Престолонаследие.

В 1718 году был казнен царевич Алексей. Петр I задумался о будущем — кому передать страну? Существующий порядок престолонаследия — по прямой мужской линии — его больше не удовлетворял.

И в 1722 году Петр издает Указ о престолонаследии, согласно которому, император вправе назначить своим наследником любого человека.

Закрепощение холопов.

В 1724 году было окончательно ликвидировано холопство — за счет введения подушной подати холопы, не обладавшие своей собственной землей, слились с крепостными.

Итоги реформ Петра I.

Зачастую государственно-административные реформы Петра I насаждались насильно, проводились второпях. Однако благодаря им страна сделала большой шаг вперед. Многие из петровских нововведений просуществовали вплоть до ХХ века.

Похожие статьи

13.23: Вестернизация России

Цель обучения

  • Обсудите причины, по которым Петр так усердно работал над насильственной вестернизацией России

Ключевые моменты

  • Стремясь модернизировать Россию, крупнейшее государство мира, но отстававшее в экономическом и социальном отношении, Петр ввел самодержавие и сыграл большую роль во введении своей страны в европейскую государственную систему. Его визиты на Запад внушили ему представление о том, что европейские обычаи во многих отношениях превосходят русские традиции.
  • Под сильным влиянием своих советников из Западной Европы он реорганизовал русскую армию по современным образцам и мечтал сделать Россию морской державой.
  • Его социальные реформы включали требование западной моды при дворе (включая растительность на лице для мужчин), попытки положить конец бракам по расчету и введение юлианского календаря в 1700 году.
  • Одной из самых смелых целей Петра было уменьшение влияния боярства, или феодальной верхушки.Он сделал это, обложив их налогами и услугами, а также проведя комплексные административные реформы, которые открыли государственную службу для простолюдинов. Однако острые классовые разногласия, в том числе и и без того трагическая судьба крепостных, только углублялись.
  • Налоговая и торговая реформы позволили Российскому государству увеличить свою казну почти в шесть раз между 1680 и 1724 годами.
  • Законодательство при Петре охватывало все стороны жизни в России, и его реформа в значительной степени способствовала военным успехам России и увеличению доходов и производительности.В целом Петр создал государство, которое еще больше узаконило и укрепило авторитарное правление в России.

Условия

бояр

Представители высшего ранга феодальной болгарской, московской, русинской (Украина и Беларусь), валашской и молдавской аристократии, уступавшие только правящим князьям (или царям), с 10 века по 17 век.

Коллегия

Государственные ведомства в Императорской России, учреждённые в 1717 году Петром Великим.Кафедры располагались в Санкт-Петербурге.

крепостное право

Положение многих крестьян при феодализме, особенно в отношении манориализма. Это было состояние рабства, которое возникло в основном в Средневековье в Европе и продолжалось в некоторых странах до середины 19 века.

холопс

Феодально-зависимые лица в России в 10-начале 18 вв. Их юридический статус был близок к крепостным, но в действительности ближе всего к статусу рабов.

Табель о рангах

Официальный список должностей и званий в армии, правительстве и дворе Императорской России. Петр Великий ввел эту систему в 1722 году, ведя борьбу с существующим потомственным дворянством или боярством. Он был официально отменен в 1917 году вновь созданным большевистским правительством.

К тому времени, когда Петр Великий стал царем, Россия была самой большой страной в мире, простиравшейся от Балтийского моря до Тихого океана.Большая часть экспансии России произошла в 17 веке, кульминацией которой стало первое русское заселение Тихого океана в середине 17 века, отвоевание Киева и умиротворение сибирских племен. Однако в
г. подавляющее большинство земель было незанятым, движение было медленным, и большая часть 14-миллионного населения зависела от сельского хозяйства. В то время как в городах проживал лишь небольшой процент населения, сельское хозяйство России с его коротким вегетационным периодом было неэффективным и отставало от западноевропейского.Класс холопов, или феодально-зависимых лиц, сходных с крепостными, но по положению наиболее близких к рабству, оставался крупным институтом в России до 1723 г. , когда Петр превратил дворовых холопов в дворовых, включив их, таким образом, в подушное обложение (русские земледельческие холопы были официально обращены в крепостных в 1679 г.). Россия также оставалась изолированной от морской торговли и своих внутренних торговых коммуникаций, и многие производства зависели от сезонных изменений.

Петр I Великий ввел в России самодержавие и сыграл большую роль во введении своей страны в европейскую государственность.Его визиты на Запад внушили ему представление о том, что европейские обычаи во многих отношениях превосходят русские традиции. Под сильным влиянием своих советников из Западной Европы он реорганизовал русскую армию на современный лад и мечтал сделать Россию морской державой. Он также приказал всем своим придворным и чиновникам носить европейскую одежду и отрезать длинные бороды, чем вызвал большое недовольство бояр , или феодальной верхушки. Те, кто стремился сохранить бороду, должны были платить ежегодный налог на бороду в размере ста рублей.

Петр также провел критическую социальную реформу. Он стремился положить конец бракам по договоренности, которые были нормой среди русской знати, считая эту практику варварской и ведущей к домашнему насилию. В 1699 году он изменил дату празднования нового года с 1 сентября на 1 января. Традиционно годы отсчитывались от предполагаемого сотворения мира, но после петровских реформ их стали отсчитывать от Рождества Христова. . Так, в 7207 году по старому русскому календарю Петр провозгласил, что действует юлианский календарь, а год был 1700.

Петр Великий, Жан-Марк Натье, 1717 год.

Одной из главных целей Петра было уменьшение влияния бояр , которые подчеркивали славянское превосходство и выступали против европейского влияния. Хотя их влияние уменьшилось со времен правления Ивана Грозного, Боярская дума, совещательный совет при царе, по-прежнему обладала значительной политической властью. Петр видел в них отсталых и препятствий на пути европеизации и реформ. Он специально нацелил бояр с многочисленными налогами и обязательными службами.

До правления Петра административная система России была относительно устаревшей по сравнению со многими западноевропейскими странами. Государство было разделено на уезды, которые в основном состояли из городов и ближайших к ним районов. В 1708 г. Петр упразднил эти старые национальные подразделения и учредил на их месте восемь губерний. В 1711 г. был учрежден новый государственный орган: Правительствующий сенат.Всех его членов назначал царь из числа его приближенных, и первоначально он состоял из десяти человек. Все назначения и отставки сенаторов происходили по личным императорским указам. Сенат не прерывал своей деятельности и являлся постоянно действующим государственным органом. Другим указом 1713 г. было учреждено ландратов (от немецкого слова «народный совет») в каждой из губерний, укомплектованных от восьми до двенадцати профессиональных государственных служащих, который помогал королевскому назначенному губернатору. В 1719 году, после учреждения государственных ведомств, известных как коллегии, Петр еще раз переделал административное деление России. Новые провинции были созданы по образцу шведской системы, в которой более крупные и политически важные районы получали большую политическую автономию, в то время как более мелкие и более сельские районы более непосредственно контролировались государством.

Недоверие Петра к элитарным и антиреформистским боярам достигло кульминации в 1722 году с созданием Табель о рангах — формального списка чинов в русской армии, правительстве и царском дворе.Табеля о рангах установила сложную систему титулов и почетных знаков, каждому из которых присвоен номер, обозначающий определенный уровень службы или лояльности царю; это была одна из самых смелых петровских реформ. Раньше высшие государственные должности передавались по наследству, но с введением Табель о рангах любой, в том числе и простолюдин, мог пробиться вверх по чиновничьей иерархии при достаточном трудолюбии и мастерстве. Новое поколение технократов вскоре вытеснило старый класс бояр и доминировало на государственной службе в России.С минимальными изменениями Табеля о рангах действовала до революции 1917 года в России.

Рукописная копия Табели о рангах 1722 года.

Правительство Петра постоянно остро нуждалось в деньгах и первое время отвечало монополизацией некоторых стратегических отраслей, таких как соль, водка, дуб и деготь. Петр также облагал налогом многие русские культурные обычаи (такие как купание, рыбалка, пчеловодство или ношение бороды) и выпускал акцизные марки на бумажные товары.Однако с каждым новым налогом появлялись новые лазейки и новые способы их избежать, и поэтому становилось ясно, что налоговой реформы просто недостаточно.

Решением проблемы стал новый широкомасштабный подушный налог, заменивший домашний налог на обрабатываемую землю. Раньше крестьяне уклонялись от налога, объединяя несколько дворов в одно имение. Теперь каждый крестьянин облагался индивидуально налогом, уплачиваемым наличными. Этот новый налог был значительно тяжелее, чем налоги, которые он заменил, и позволил российскому государству увеличить свою казну почти в шесть раз между 1680 и 1724 годами.Петр также проводил протекционистскую торговую политику, устанавливая высокие тарифы на импорт и торговлю, чтобы поддерживать благоприятные условия для товаров российского производства.

Петровское царствование углубило подчинение крепостных крестьян воле помещиков. Он жестко укрепил классовое деление, а его налоговый кодекс значительно расширил число облагаемых налогом рабочих, переложив еще более тяжелое бремя на плечи рабочего класса. Некоторые петровские реформы отражали ограниченное понимание некоторых идеалов Просвещения.Например, он создал новый класс крепостных, известных как государственных крестьян , имевших более широкие права, чем обычные крепостные, но все же плативших оброк государству. Он также создал санкционированные государством ремесленные магазины в крупных городах, вдохновленные подобными магазинами, которые он наблюдал в Нидерландах, чтобы поставлять товары для армии. Факты свидетельствуют о том, что советники Петра рекомендовали отмену крепостного права и создание формы «ограниченной свободы», но разрыв между рабами и крепостными значительно сократился при Петре.К концу его правления они были практически неразличимы.

Реформы Петра отличали его от предшествующих ему царей. В Московской Руси функции государства сводились в основном к военной обороне, сбору налогов и усилению сословного деления. Напротив, законодательство петровского правления исчерпывающе подробно охватывало все стороны жизни России и существенно влияло на повседневную жизнь почти каждого русского гражданина. Успех реформ в значительной степени способствовал военным успехам России и увеличению доходов и производительности.Что еще более важно, Петр создал государство, которое еще больше узаконило и укрепило авторитарное правление в России. Свидетельством этого прочного влияния являются многие общественные институты в Советском Союзе и Российской Федерации, которые ведут свое происхождение от правления Петра.

Петр Великий — Правительственные реформы

Петр Великий — Правительственные реформы

Когда в 1682 году к власти пришел Петр Великий, правительство России было разделено на три уровня: центральный, губернский и местный.Петр внес ряд изменений в структуру и работу этих органов власти.

Местное самоуправление

В январе 1699 г. городам было предоставлено право избирать собственных чиновников, стимулировать торговлю и собирать доходы. Это означало, что местное самоуправление обладало большей властью, что, в свою очередь, уменьшало полномочия провинциальных правительств.

В 1702 году Петр заменил систему выборных шерифов выборной коллегией. Это снова изменилось в 1724 году. Города имели право управлять собой через избранные гильдии более богатых граждан.Хотя эти реформы были нацелены на власть местного помещика и губернатора провинции, в действительности было очень трудно разрушить эти глубоко укоренившиеся социальные системы.

Правление Петра также еще больше укрепило классовые разногласия и, в свою очередь, углубило подчинение крепостных крестьян воле помещиков. Он писал: «Как помещик должен был быть привязан к службе, посадский человек к своему ремеслу или ремеслу, так и крестьянин был привязан к земле».

Петр также наделил землевладельцев новыми правами и полномочиями, в том числе требованием, чтобы ни один крепостной не покидал своего господского имения без предварительного письменного разрешения.Его налоговый кодекс также увеличил количество людей, имеющих право на налогообложение, что снова увеличило бремя для рабочего класса.

Однако некоторые реформы Петра основывались на просветительских идеалах. Например, он создал новый класс крепостных, названных государственными крестьянами, которые получили более широкие права, чем обычные крепостные, но должны были платить оброк государству.

Центральное правительство

В 1711 году Петр назначил сенат из девяти человек. Он стал высшим апелляционным судом и главой исполнительной власти.В 1715 г. глава исполнительной власти был заменен генерал-инспектором, который в 1722 г. был заменен генерал-прокурором.

В 1718 году Приказы были упразднены и заменены девятью коллегиями, которые принимали коллегиальные решения.

Любая политическая карьера была открыта для талантливых и образованных. Однако в действительности большинство должностей занимало дворянство.

Насколько эффективны были реформы Петра Великого?

Петр I провел огромное количество реформ, которые на бумаге обещали сделать российскую политическую систему более справедливой и эффективной.Однако к 1725 году мало что изменилось.

Отчасти это было связано с нежеланием Питера делегировать обязанности. Он был самодержцем, который продвигал свои собственные инициативы.

Петр также предпочитал использовать армию для обеспечения изменений в политике, а не свою государственную службу, у которой никогда не было возможности продемонстрировать, на что она способна.

См. также: Петр Великий — Внутренние реформы

Петр Великий и модернизация России

Хадсон Роуленд

Введение

В XVII веке Россия считалась отсталой и варварской страной в глазах крупнейших держав Европы. Однако после правления Петра Великого этот взгляд изменился, и Россия больше не рассматривалась как отсталая нация, застрявшая в средневековье, а скорее как крупный игрок в балансе сил в Европе. Временной период, которому будет посвящено данное «Руководство по исследованию», — это годы пребывания Петра Великого у власти и следующие полвека после его смерти, начиная с года, когда он пришел к власти в 1682 г., и заканчивая 1800 г. (чтобы дать нам некоторое время, чтобы изучить его наследие после его смерти в 1725 году).

Создан итальянским художником Бартоломео Растрелли с использованием восковой формы маски настоящего лица Петра Великого в 1719 году

Однако до прихода к власти Петра Великого Россия фактически модернизировалась.Другими словами, он не был у истоков перемен в России XVI века; однако он применил множество политик, чтобы способствовать этим изменениям. Цель настоящего «Руководства по исследованиям» — выяснить, в чем заключались эти изменения и какие силы приложил Петр Великий для их усиления. В этом путеводителе мы узнаем, кем был Петр Великий как личность, какие действия он предпринял для модернизации России и как Россия изменилась в результате его действий. Это руководство включает в себя первоисточники, книги, анализирующие его правление, а также онлайн-статьи и энциклопедии, чтобы понять след Петра Великого в истории.

Ознакомительные источники

Ключевский Василий. Петр Великий . Нью-Йорк: St Martin’s Press, 1969,

.

Дает хорошее представление о том, кем был Петр Великий в начале этой книги. Однако основное внимание в книге уделяется социальным и административным изменениям, произошедшим при его правлении. Хороший ресурс для понимания того, какие действия предпринял Петр Великий для модернизации России.

Андерсон М. С. Петр Великий .Лондон: Лонгман, 1995.

.

Андерсон дает прекрасную биографию Петра Великого и является отличным источником для начала исследования. Биография включает в себя то, какой была Россия до прихода к власти Петра Великого, обзор политики, которую он проводил, а также войны, в которых он участвовал, и чему он научился из них.

Самнер, Бенедикт Х.  Петр Великий и возникновение России . Лондон. 1962

В этой книге собраны важные сведения о реформах, проводившихся при Петре Великом.Самнер обсуждает реформу гражданского правительства и религии, а также социальные и экономические изменения. В начальных главах книги есть некоторая справочная информация, часть из нее полезна, но объемна. Я бы предложил другой источник для фона.

Дмитришин, Василий изд. Модернизация России при Петре I и Екатерине II . Нью-Йорк: John Wiley & Sons, Inc., 1974.

.

Несмотря на то, что только половина книги посвящена Петру Великому, она по-прежнему является прекрасным источником сведений о том, какие действия он предпринял для модернизации России.В этой книге представлены административные указы Петра Великого, а также многочисленные оценки его модернизации.

Политики и методы

Евфросина Двойченко-Маркова, Уильям Пенн и Петр Великий , Труды Американского философского общества, Vol. 97, № 1 (14 февраля 1953 г.).

Отличный источник, описывающий анекдот о поездке Петра Великого в Англию, где он встречается с религиозной группой квакеров.Показывает желание Петра Великого узнать больше о западном мире и о том, как эта встреча повлияла на его политику в отношении религии в России.

 

Фрэнк Т. Бречка, Петр Великий: книги, которыми он владел , Журнал истории библиотеки (1974-1987 ) , Vol. 17, № 1 (зима, 1982 г.), University of Texas Press.

Дает информацию о некоторых книгах, которые были у Петра Великого, и о том, как они повлияли на его решения и натолкнули на идеи.Изучая книги, которые были в его коллекции, мы можем лучше понять, какие идеи ему представлялись и как он использовал знания, доступные в этих книгах, чтобы выбирать, что ему делать как правителю.

Иллюстрированный журнал по искусству , Vol. 4, № 19 (1854).

Содержит несколько анекдотов о том, кем был Петр Великий как личность, и конкретные случаи событий, которые привели к изменению многих направлений политики России. Хотя это полезный источник, иногда его может быть немного сложно понять, когда статья переключается между повествованием и анекдотом.Однако это незначительная деталь, на которую можно не обращать внимания.

Леонид Алексеевич Никифоров, « Петр I», Britanica Academic Edition

Дает обзор жизни Петра Великого в юности и в правителе. Подробно описывает проводимую им политику и войны, которые он ведет, чтобы повысить авторитет России в глазах остальных европейских держав.

« Петр Великий. XVIII век », Государственный Эрмитаж, 2011 г.

Обеспечивает хороший источник изображений объектов и людей, которые представляют изменения, которые Петр Великий ввел в действие, чтобы модернизировать Россию.Показывает изменение того, как Петр Великий хотел, чтобы смотрели на Россию, и как он хотел, чтобы смотрели на него самого.

Французская мода, которую Петр I велел носить всем придворным

« Петр Великий, годы правления 1682–1725, » Королевские музеи Гринвич, 1 февраля 2000 г.

Хороший источник, посвященный в основном модернизации Петра Великого в области морской мощи. В этой статье обсуждается, как одной из самых больших целей Петра Великого во время его поездок в Европу было открытие современных методов кораблестроения, чтобы он мог построить первый в России флот.

» Замечательное развитие излюбленных проектов Петра Великого, согласно его последней воле и завещанию. Американское изобретение как помощь России в захвате азиатской территории (1889 г.), ” Смитсоновский институт, 10 марта 2001 г.

Хороший источник, содержащий несколько первоисточников, описывающих технологический прогресс, достигнутый Россией при Петре Великом. Описывает, как масштабные проекты, такие как строительство железных дорог или флота, были предприняты в то время, что свидетельствует об увеличении модернизации, поскольку до Петра Великого у России не было флота и, следовательно, не было больших возможностей для торговли по морю (что необходимо для того, чтобы считаться современное состояние)

» 4. Петр Великий ». YouTube. 2 сентября 2009 г.

Прекрасная лекция, в которой обсуждаются не только военные реформы, ведущие к территориальной экспансии России, но и внутренняя политика и интеграция западных идеалов.

Наследие Петра Великого

Кросс, Энтони. Петр Великий глазами британцев: Восприятие и представление о царе с 1698 года . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2000.

.

Энтони Кросс предлагает отличную документацию и анализ визита Петра Великого в Англию в 1698 году.Различные типы первоисточников демонстрируют изменение взглядов на Петра Великого с точки зрения британцев во время его визита и спустя долгое время после его смерти вплоть до XIX века.

Рясановский Николай Васильевич Образ Петра Великого в русской истории и мысли . Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1985.

.

В книге Рясановского мы находим новый взгляд на Петра Великого с точки зрения разных периодов мысли, последовавших за его смертью. По сути, эта книга больше фокусируется на наследии, оставленном Петром Великим, и на том, как люди в России относились к нему вплоть до конца 20-го века. Эта книга наполнена первоисточниками из каждого рассматриваемого периода времени.

« Справочник по современной истории: Петр Великий и возвышение России, 1682–1725 », Фордхэмский университет

Краткий сборник первоисточников, описывающих восприятие Петра Великого с точки зрения четырех личностей. Дает хорошее представление о том, кем был Петр Великий как личность, каковы были его цели и интересы.

« Петр Великий и его наследие (1682-1762), » Нью-Йоркская публичная библиотека

Хороший источник для быстрого ознакомления с жизнью, достижениями и наследием Петра Великого. Также предоставляет несколько произведений искусства, изображающих его и действия, которые он предпринимает для модернизации России. Подробно рассказывает о каждой картинке, описывая значение каждой картинки.

Русские корабли на Параде в Балтийском море после победы в Северной войне

Карты и диаграммы

Немецкое изображение св. Петербург в 1718 году. Петр Великий убил тысячи, чтобы построить этот город как можно быстрее

Некоторые основные события жизни Петра Великого

1672 Родился Петр Великий.
1676 Отец Петра, царь Алексей, умирает, и сводный брат Петра Федор становится царем.
1682 Федор умирает, и Софья становится регентом от имени своих младших сводных братьев.
1688 Питер начинает свои первые попытки кораблестроения на озере.
1689 Петр женится на Евдокии Лопухиной, своей первой жене.
1693 Питер впервые видит море. Его страсть к кораблям и парусному спорту сохранится на всю жизнь.
1696 Умер Иван, сводный брат Петра. Петр начинает строить флот.
1697–98 Петр возглавляет свое Великое посольство в Западной Европе, посещая Нидерланды, Вену и Англию.
1703 Петр приказывает построить новый город с именем Санкт-Петербург.
1707 Петр тайно женится на Екатерине, своей второй жене. Брак с его первой женой, изгнанной, чтобы стать монахиней, объявляется недействительным.
1717 Питер снова посещает Европу, путешествуя по Нидерландам и Парижу.
1718 Алексис, сын Питера, погибает при загадочных обстоятельствах после попытки сбежать от отца.
1724 Вторая жена Петра Екатерина, коронована как императрица.
1725 Питер умирает, заразившись лихорадкой несколькими месяцами ранее.
1727 Екатерина правила после смерти Петра.
1727 Екатерина умирает, и внук Петра становится царем Петром II.

 

Реформы Петра 1

Реформы Петра I вначале не имели четкой программы. Появление нового института или смена власти на территориальном уровне были обусловлены войнами, которые велись в то время и требовали не только мобилизации населения, но и значительной финансовой поддержки. Та власть, которая перешла в руки Петра, с этой задачей не справилась. Поэтому правитель был вынужден изыскивать дополнительные средства на увеличение и реорганизацию армии, строительство крепостей, строительство флота и Петербурга.

С самого начала царствования царя была видна тенденция к уменьшению роли Боярской думы, ставшей малоэффективной в вопросе государственного управления.Административные реформы Петра 1 начались в 1699 г. с образования Ближней канцелярии или Совета (совета) министров. В эту ассоциацию входили восемь попечителей, которые выполняли отдельные заказы. Таким образом, был создан прообраз Правительствующего Сената, который будет сформирован в 1711 г. 22 февраля. О Боярской думе последние сведения относятся к 1704 г. Консилиум осуществлял свою работу в соответствии с определенным режимом. При этом каждый министр имел особые полномочия, заседания проводились с протоколами и отчетами.

Реформы Петра Великого в области управления стали предрасполагающими факторами к созданию Сената. Это учреждение заменило Боярскую думу и Временный совет. Сенат был создан для управления государством в отсутствие короля. Сенат, состоящий из девяти председателей коллегий, постепенно превратился в постоянно действующий орган власти. Этот факт был подтвержден соответствующим Указом 1722 г. Сенат обеспечивал контроль над правосудием, отвечал за расходы и сборы государства, торговлю.Кроме того, это государственное учреждение осуществляло надзор за исполнением служилыми дворянами воинских обязанностей, выполняло функции Посольского и Разрядного приказов.

Решения принимались в Сенате на общем собрании,коллегиально, и скреплялись подписями всех девяти председателей коллегий. Создав этот высший государственный орган, Петр снял с него часть обязанностей, возложив на его членов личную ответственность.

Реформы Петра 1 в правительстве сравнялись с созданием одновременно с Сенатом фискального положения.В обязанности губернских фискальных органов и оберфискала при Сенате входил неофициальный контроль за деятельностью органов: нарушения указов и случаи злоупотреблений выявлялись, докладывались в Сенат или непосредственно царю.

Действуя как правительство, Сенат имел возможность принимать решения, но для их реализации в жизнь был необходим исполнительный аппарат. В период с 1717 по 1721 годы реформы Петра 1 коснулись органов исполнительной власти. В результате параллельно подмандатной системе было сформировано двенадцать коллегий (по шведскому примеру) — предшественников министерств, которые будут созданы в будущем.Сферы деятельности и функции каждой коллегии имели строгое разграничение, в отличие от существовавших приказов. Так были созданы военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел и другие.

Социальные реформы Петра 1 посредством многочисленных указов мобилизовали усилия в различных сферах жизни огромной империи. Как известно, Россия всегда славилась своими мастерами. Однако я никогда не пренебрегал зарубежным опытом. Практика Петра по обучению собственных кадров за границей хорошо известна.Для обмена знаниями и опытом в страну также были приглашены зарубежные специалисты.

При поддержке Петра и торговцев.

Государственные предприятия были переданы наиболее честным, богатым и умелым предпринимателям. У них была возможность брать кредиты на очень выгодных условиях, земли, богатые лесами и полезными ископаемыми, принудительный труд.

Manchester University Press — неолиберальная власть и государственное управление реформ

E-mail *

Страна * AfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntigua и BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanThe BahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia и HerzegovinaBotswanaBrazilBruneiBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChilePeople «s Республика ChinaRepublic из ChinaChristmas IslandCocos (Килинг) IslandsColombiaComorosCongoCook IslandsCosta RicaCote d’IvoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl СальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ПолинезияГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БиссауГайанаГаитиГондурасГонконгВенгрияИсландияИндияИндонезияИранИракИрела ndIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiNorth KoreaSouth KoreaKosovoKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacauMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesiaMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNagorno — KarabakhNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandTurkish Республика Северная CyprusNorthern MarianaNorwayOmanPakistanPalauPalestinePanamaPapua Новый GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandsPolandPortugalPuerto RicoQatarRomaniaRussiaRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китса и NevisSaint LuciaSaint MartinSaint Пьер и MiquelonSaint Винсент и GrenadinesSamoaSan MarinoSao Томе и PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSomalilandSouth AfricaSouth OssetiaSpainSri LankaSudanSurin ameSvalbardSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor — LesteTogoTokelauTongaTransnistria PridnestrovieTrinidad и TobagoTristan да CunhaTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks и Кайкос IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Арабского EmiratesUnited KingdomUnited StatesUruguayUzbekistanVanuatuVatican CityVenezuelaVietnamBritish Virgin IslandsIsle Мана Дева IslandsWallis и FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe

Реформы Петр 1

Реформы Петра I вначале не имели четкой программы. Появление нового института или смена власти на территориальном уровне были обусловлены войнами, которые велись в то время и требовали не только мобилизации населения, но и значительной финансовой поддержки. Та власть, которая перешла в руки Петра, с этой задачей не справилась. Поэтому правитель был вынужден изыскивать дополнительные средства на увеличение и реорганизацию армии, строительство крепостей, строительство флота и Петербурга.

С самого начала царствования царя была видна тенденция к уменьшению роли Боярской думы, ставшей малоэффективной в вопросе государственного управления.Административные реформы Петра 1 начались в 1699 г. с образования Ближней канцелярии или Совета (совета) министров. В эту ассоциацию входили восемь попечителей, которые выполняли отдельные заказы. Таким образом, был создан прообраз Правительствующего Сената, который будет сформирован в 1711 г. 22 февраля. О Боярской думе последние сведения относятся к 1704 г. Консилиум осуществлял свою работу в соответствии с определенным режимом. При этом каждый министр имел особые полномочия, заседания проводились с протоколами и отчетами.

Реформы Петра Великого в области управления стали предрасполагающими факторами к созданию Сената. Это учреждение заменило Боярскую думу и Временный совет. Сенат был создан для управления государством в отсутствие короля. Сенат, состоящий из девяти председателей коллегий, постепенно превратился в постоянно действующий орган власти. Этот факт был подтвержден соответствующим Указом 1722 г. Сенат обеспечивал контроль над правосудием, отвечал за расходы и сборы государства, торговлю.Кроме того, это государственное учреждение осуществляло надзор за исполнением служилыми дворянами воинских обязанностей, выполняло функции Посольского и Разрядного приказов.

Решения принимались в Сенате на общем собрании,коллегиально, и скреплялись подписями всех девяти председателей коллегий. Создав этот высший государственный орган, Петр снял с него часть обязанностей, возложив на его членов личную ответственность.

Реформы Петра 1 в правительстве сравнялись с созданием одновременно с Сенатом фискального положения.В обязанности губернских фискальных органов и оберфискала при Сенате входил неофициальный контроль за деятельностью органов: нарушения указов и случаи злоупотреблений выявлялись, докладывались в Сенат или непосредственно царю.

Действуя как правительство, Сенат имел возможность принимать решения, но для их реализации в жизнь был необходим исполнительный аппарат. В период с 1717 по 1721 годы реформы Петра Великого 1 коснулись органов исполнительной власти.В результате параллельно подмандатной системе было сформировано двенадцать коллегий (по шведскому примеру) — предшественников министерств, которые будут созданы в будущем. Сферы деятельности и функции каждой коллегии имели строгое разграничение, в отличие от существовавших приказов. Так были созданы военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел и другие.

Социальные реформы Петра 1 посредством многочисленных указов мобилизовали усилия в различных сферах жизни огромной империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.