1327 г восстание в твери: Антиордынское восстание в Твери 1327 – участники, причины, подавление (при каком князе) кратко

Содержание

с чем связано восстание в Твери в 1327 г..?

15 августа 1327 г. в Твери взошло восстание против татар, пришедших туда с послом Шевкалом (Чолханом, двоюродным братом, по иной версии шурином ордынского хана Узбека). Как пишет летопись, татары придя в Тверь погна князя великого со двора его, а сами ста на великого князя дворе со многою гордостию. И воздвиже гонение велико на христиане насильством и граблением и биением и поруганием . Дело тут было, видимо, не в том, что татары таким образом желали разорить христианство и даже, по свидетельству многих летописей, собирались привести христиан в бесерменскую веру, а все русские города раздать ордынским дворянам. Такая задачка для посла Чолхана была просто неосуществима. Но характерно, что тверской, а потом другие летописцы причисляли эти намерения ордынскому послу и его свите, оправдывая, таким образом, восстание тверичей.

На самом деле засол, быстрее всего, просто чувствовал себя над законом, великолепно разумея, что схожие отношения с ханом защитят его от любых жалоб, с которыми бы обратились к своему князю и даже к хану обитатели Твери, и потому не стыдился всячески притеснять людей, над которыми хан дал ему власть.

Но кроме вызывающего поведения посла свою роль, несомненно, сыграли и бессчетные культурные различия и недопонимание между монголами и русскими.
Так, к примеру, у монголов обычным явлением было иметь столько жен, сколько муж в состоянии содержать. При этом, монголы не делали особенного различия между супругами и наложницами. Отпрыск от наложницы имел те же самые права, что и сын от супруги. Потому быть наложницей авторитетного царевича вовсе не числилось для монгольской женщины бесславьем. У мусульман тоже было принято многоженство. Как раз при хане Узбеке государственной религией Орды стало мусульманство. Но отношение ордынцев к дамам это принципиально не изменило.

Таким образом, предлагая понравившейся ему свободной девице стать одной из его жен либо наложниц, либо даже похищая девушку, татарский сановник, или кто-то из его приближенных, как ему казалось, оказывал ей большую честь. Однако с точки зрения российских, одно такое предложение уже бесчестило и обижало саму даму и ее род.

В песне о Щелкане фольклорном произведении, обрисовывающем действия тверского восстания 1327 г., сообщается, что Щелкан (фольклорный аналог ордынского посла Чолхана) в Твери посиживал арбитром. Но недолго ему было вдовы-то бесчестити, красны девушки позорити, надобно всеми наругатися, над домами насмехатися. Бессовестное отношение Щелкана к дамам, судя по песне является одной из основных причин восстания в Твери.

.

Туралыкова рать: как Золотая Орда подавила восстание в Твери в 1327 году | Регионы

Зимой 1327/28 года Тверское княжество подверглось опустошительному нашествию татарской орды, в союзе с которой выступило и войско московского князя Ивана Калиты. Это событие получило в русских летописях название Туралыковой рати или Федорчуковой рати, по именам наиболее значительных золотоордынских темников (командующих).

Ордынское иго в 13 веке

Первые десятилетия монголо-татарского ига на Руси были особенно тяжёлыми. Русь управлялась агентами ханов – баскаками, которые взыскивали дань по собственному произволу. Русские князья лишь послушно выполняли волю баскаков (или не выполняли, за что их наказывали вместе с их подданными). Примерно каждые двадцать лет баскаки производили перепись населения «русского улуса» для неукоснительного взимания дани. Многие русские князья в своих внутренних конфликтах прибегали к помощи татар.

«В 70-х и 80-х гг. 13 века, – писал историк Александр Пресняков, – русские области снова немало потерпели от татарского “нахождения”, когда князья наводили на Русь “царёвых татар” ради своих усобиц. Эпические выражения летописей при описании этих татарских “нахождений” – “всю землю пусту сотвориша”, ушли, наделав “много зла” и с большим “полоном” – только скрывают от нас возможность наглядного, хотя бы приблизительного представления о размерах разорения, однако говорят, что оно было весьма значительно. Столь же мало конкретного в наших сведениях о тягости татарской дани; знаем только, что она увеличивалась вымогательствами ханских послов и баскаков, экстренными “запросами” ордынской власти и “проторями” сношений с Ордой, где приходилось откупаться от ханского гнева и покупать ханскую милость».

Со временем крепло в русских людях стремление постоять за свои обиды. Так, уже в 1293 году, во времена «Дюденевой рати», татары разорили суздальские земли, но побоялись идти на Тверь, потому что там собралось много людей из соседних княжеств дать отпор татарам. Тверь встала и во главе первого крупного выступления русских земель против монголо-татарского ига.

Тверское восстание 1327 года

В 1318 году тверской князь Михаил Ярославич был казнён в ставке хана Узбека по обвинению в неповиновении. Доносчиком на него стал московский князь Юрий Данилович. В 1324 году там же в Орде сын Михаила Дмитрий убил Юрия, отомстив за отца, за что его тут же казнили по приказу хана. Но ярлык на великое княжение над всеми русскими землями достался брату Дмитрия – Александру Михайловичу.

Однако не вполне доверяя Александру, Узбек отправил в 1327 году в Тверь своего наместника Чолхана (летопись называет его Щелканом). Щелкан занял княжеский двор, выгнав оттуда Александра, а баскаки начали чинить в Твери всякие грабежи и притеснения. Больше же всего испугал тверичей слух, что Щелкан собирается насильно приводить их в мусульманскую веру.

15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло восстание, поводом для которого стало ограбление татарами некоего дьякона Дюдько, у которого они захотели отнять дородную кобылу. Был базарный день, и на крик Дюдько «рятуйте, православные!» сбежались толпы тверичей. Баскаков убили, но этим дело не ограничилось. Толпа осадила Щелкана и его людей на княжьем дворе и сожгла живьём. Тверичи также принялись убивать ордынцев, рассеянных по улицам и другим населённым пунктам, так что лишь чудом уцелели немногие. Они и принесли в ханскую столицу Сарай весть о погроме.

Ханская месть

Узбек решил, что Тверь нужно наказать, а виновником случившегося для него однозначно был князь Александр. В этом Узбека укреплял спешно прибывший в Орду соперник Александра, московский князь Иван Данилович по прозвищу Калита. Московские летописи расценивают поступок Калиты исключительно положительно, считая, что он отвёл ханский гнев от Москвы и от многих других русских земель.

Татарская месть ограничилась одним Тверским княжеством. В зиму 1327/28 года ордынское войско, возглавляемое пятью темниками, и отряды их московского союзника, разорили эту часть Русской земли. «Тверь, Кашин, Торжок были взяты, опустошены со всеми пригородами; жители истреблены огнём и мечом, другие отведены в неволю», – отмечал Николай Карамзин.

После этого нашествия Москва стала постепенно возвышаться над прочими русскими княжествами. Ярлык на великое княжение Владимирское был отдан Ивану Калите и с тех пор почти всегда, за небольшими перерывами, находился в руках московского княжьего дома. Бежавший князь Александр Михайлович был прощён и смог вернуться на тверской престол, но Тверь больше не могла быть соперником Москвы.

Из сообщения, что татарское войско возглавлялось пятью темниками – начальниками над десятью тысячами воинов – должно следовать, что оно могло достигать 50 тысяч человек. Из летописей мы знаем имена только двух из этих пяти военачальников – Туралык и Федорчук.

Тенденция к исламизации Руси

Имя Федорчук однозначно указывает на происхождение от крещёных предков, а суффикс –чук – на славянское происхождение. Из этого следует, что он был русским, перешедшим в ислам.

Здесь, вероятно, кроется указание на причину, почему миссия Чолхана в Твери вызвала такое противодействие местного населения. Вспомним главные события того времени в Золотой Орде.

В 1313 году на ханский престол взошёл Узбек (убив своих конкурентов, как это обычно делалось). Поддержку ему оказали мусульмане. Золотая Орда того времени была государством, где ещё боролись разные верования, и ни одно не было государственным. А некоторые члены ханских фамилий даже крестились. Узбек же в 1320 году заявил, что единственной религией в Орде может быть только ислам.

Этот резкий поворот насторожил многих на Руси, где татарское господство терпели лишь потому, что татары были безразличны в вопросах веры. Вероятно, в это время возник нажим на русских купцов, прибывавших в большом количестве в Орду, с целью обратить их в ислам. Вероятно также, что многие русские феодалы, с целью возвыситься на прямой службе у хана, стали переходить в ислам. Одним из этих отступников от православия и был Федорчук.

Возможно, что в целях Чолхана и значилось утвердить ислам на Руси. Если так, то его печальная участь должна была впредь отвратить ордынских наместников от подобных предприятий, несмотря на наказание, постигшее Тверь. Действительно, в дальнейшем мы не видим, чтобы Золотая Орда как-то вмешивалась в религиозные дела своего «русского улуса». Русь осталась православной. Возможно, в этом – недооценённое значение Тверского восстания 1327 года и героического поступка князя Александра Михайловича.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Руси когда вспыхнуло восстание иван. Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.)

Прочтите отрывок из «Повести о Шевкале»

«В год 6834 (от Сотворения мира)… Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол.

Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный диаволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть.
Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.

И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диаконтверянин, — прозвище ему Дудко, — повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой к Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте!» И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала. (…) Убит же был Шевкал в 6835 году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню.

Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове»

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) после подавления восстания в Твери тверские князья добровольно отказались от прав на великое Владимирское княжение в пользу Москвы

2) события, описанные в повести, произошли в первой половине XIV в.

3) следствием восстания в Твери стала передача ханом Золотой Орды ярлыка на великое Владимирское княжение тверскому князю

4) в карательном походе монголо-татар против Твери принимали участие войска Ивана Калиты

5) темник в войске ордынцев командовали отрядом в тысячу человек

6) Чол-хан (Шевкал, Щелкан) был баскаком ордынского хана Узбека на Руси

Пояснение.

1) после подавления восстания в Твери тверские князья добровольно отказались от прав на великое Владимирское княжение в пользу Москвы — НЕТ, неверно.

2) события, описанные в повести, произошли в первой половине XIV в. — ДА, верно, речь идет об антиордынском восстании в Твери в 1327 г. против баскака Чол-хана (первая половина XIV в).

3) следствием восстания в Твери стала передача ханом Золотой Орды ярлыка на великое Владимирское княжение тверскому князю — НЕТ, неверно, ярлык на великое Владимирское княжение после подавления восстания перешел московскому князю Ивану Калите.

4) в карательном походе монголо-татар против Твери принимали участие войска Ивана Калиты — ДА, верно, восстание было подавлено монголами и русскими войсками во главе Ивана Калиты.

5) темник в войске ордынцев командовали отрядом в тысячу человек — НЕТ, неверно, темник в войске ордынцев командовал отрядом в десять тысяч человек.

6) Чол-хан (Шевкал, Щелкан) был баскаком ордынского хана Узбека на Руси — ДА, верно.

Щелкановщина

Федорчукова рать

После смерти Александра Васильевича в или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло с князьями Суздальско-Нижегородскими .

Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. После успеха совместных ордынско-московских действий по подавлению антиордынского мятежа политика московско-татарского союза привела к ослаблению междоусобной борьбы и принесла на Русь определённое спокойствие. Нахождение московских правителей на великокняжеском столе было прервано лишь в годы малолетства Дмитрия Донского (1360-63 гг.) его будущим тестем Дмитрием Константиновичем Суздальским .

В литературе

  • Сохранилась древнерусская народная песнь о Щелкане Дудентьевиче, довольно точно передающая события тех лет.
  • Дмитрий Балашов описывает Тверское восстание в романе «Великий стол».

См. также

  • Смоленское восстание (1340) — ещё одно антиордынское восстание, совместно подавленное москвичами и татарами

Примечания

Категории:

  • 1327 год
  • Восстания в России
  • История Твери
  • Тверское княжество
  • Сражения Золотой Орды
  • Сражения Московского княжества

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Тверское восстание» в других словарях:

    ТВЕРСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО, великое княжество в Северо Восточной Руси (см. СЕВЕРО ВОСТОЧНАЯ РУСЬ) 13 15 веков; занимало территорию по верхнему течению реки Волги и ее притокам. Столицей Тверского княжества была Тверь (1246 1485). На территории… … Энциклопедический словарь

    Феодальное государство Северо восточной Руси 13 15 вв. Занимало территорию по верхнему течению р. Волги и её притокам. Центр Т. к. Тверь (1246 1485). В Т. к. находились города Кашин, Кснятин, Зубцов, Старица, Холм, Микулин, Дорогобуж. В… … Большая советская энциклопедия

В 1327 г., когда великим князем был сын Михаила Александр Тверской, в Твери произошло возмущение против ханского посла Чол-хана. Восстание 1327г. в Твери — первое массовое вооруженное выступление против ордынского ига на Руси. Вызвано произволом и насилиями, чинимыми баскаком (наместником) Чол-ханом, посланным ханом Золотой Орды Узбеком в Тверь для сбора дани.

Прибыв в город, Чол-хан изгнал из дворца великого князя Александра Михайловича, воины его отряда стали грабить и оскорблять горожан. Попытки тверичей жаловаться князю не имели успеха: князь «трьпети им веляше» По другой версии Александр возглавил народ. Восстание началось утром 15 августа 1327 в день праздника Успения Богородицы на городском торге. Повод — попытка татар отнять лошадь у дьякона Дудко; на крики дьякона о помощи сбежались горожане. В начавшейся схватке татары стали действовать оружием. В ответ жители Твери ударили в набат, восстание охватило весь город. По решению веча («по ряду») все татары во главе с Чол-ханом были перебиты, лишь пастухи, которые пасли коней под городом, сумели спастись бегством в Москву и далее в Орду. Для мести восставшим хан Узбек направил в тверскую землю войско во главе с 5 темниками (из них особой жестокостью отличался «воевода» Федорчук, отсюда встречающиеся в ист. источниках название — «Федорчукова рать»), которое при поддержке московской рати воглаве скнязем Иваном Калитой захватило и сожгло Тверь, Кашин и др.
города и села тверской земли. Великий князь Александр Михайлович был вынужден бежать в Псков, ярлык на владимирское великое княжение перешел к Ивану Калите. Разгром Твери в 1327 был одной из причин начала упадкаТверского княжества и последующего возвышения Москвы.

Золотоордынские ханы рассматривали русские земли как политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в зависимости от ханов и обязанные платить им дань — «выход». Кроме «выхода» существовали экстренные выплаты — запросы. Если хану нужны были средства на войну, то он направлял на Русь неожиданный «запрос», который взимался также неукоснительно. Огромные богатства уходили на подарки хану, его родичам, послам, на взятки придворным и подкуп ордынских чиновников.

Сбор татарской дани возлагается на русских князей под ответственностью великого князя. Власть хана по отношению к этим вассальным князьям формально выражалась еще и в том, что эти князья утверждались на своих княжеских столах ханами через вручение им ярлыков. Старший среди князей, или великий князь, тоже получал особый ярлык на великое княжение. Татарский “выход” должны были платить все в размере около 10% доходов княжества. С этой целью татары и производили переписи населения. Для первой переписи и сбора дани Бату послал баскаков. Новая перепись была произведена в 1257 г. при хане Берке, который прислал для этого уже специальных численников. При переписи населения считались только мужчины.

С 1263 г. русские князья стали сами привозить дань в Орду. Таким образом, формальный момент, оказался определяющим. Русские не столько сопротивлялись факту выплаты дани и ее размерам, сколько были задеты инонациональным, чужестранным составом сборщиков. Они готовы были платить больше, но «своим» князьям и их администрации.

Вскоре после того, как Александр Михайлович получил ярлык на великое княжение, ханом Узбеком был послан в Тверь его двоюродный брат — баскак Чол-хан (Шевкал, Щелкан Дюдентевич) с татарским отрядом. Отправляя его, ордынский хан хотел поставить великого князя под свой контроль. Укрепление татаро-монгольского властвования на Руси было ответом на антитатарские восстания в русских землях 20-х годов XIV в. Он поселился в княжеством дворце, выгнав оттуда Александра. «Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабеж, избиение и поругание». Пошёл даже слух (сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения), будто Чол-хан собирался перебить князей и самому сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Притеснения, которым подвергал тверское население Чол-хан, вызвали массовое возмущение, вылившееся в крупное народное движение. Терпение тверичей было на пределе. Желая избежать осложнений, великий князь Александр приказал им не оказывать сопротивления. Но народ не смог дольше выносить притеснения Чол-хана и выжидал лишь удобное время для того, чтобы поднять восстание.

15 августа 1327 года, «ранним утром, когда собирается торг, некий дьякон-тверянин, — прозвище ему Дудко, — повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой к Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте!». И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают…». Чол-хан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. И только пастухи, пасшие конские стада в окрестностях Твери, воспользовавшись наиболее быстроходными конями, ускакали на них в Орду и Москву, принеся туда весть об убийстве Чол-хана.

Некоторые летописи (за пределами Твери) выставляют Александра инициатором восстания; но, по мнению современных историков, Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы.

Узнав об этом, московский князь Иван Калита понял, что настал его час, и устремился в Орду — чужой рукой уничтожить мятежную Тверь. Оттуда уже накатывалась грозная волна карательной экспедиции во главе с пятью темниками, а воевода у них Федорчук. К ней присоединились и московские силы. «Федорчукова рать» была самой страшной за несколько десятилетий. Войско московского князя, в которое входило до 50 тысяч татар, заняло Тверь и Кашин. Города были разорены, а население подверглось массовым казням. Восстание в Твери было буквально потоплено в крови.

«Федорчукова рать» подавляет восстание в Твери

Наученный горьким опытом своего отца и брата, князь Александр не захотел являться в Орду на расправу и, «чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел в Псков с княгиней и детьми и остался в Пскове». На место тверского князя с согласия хана сел его брат Константин Михайлович. Но горек хлеб изгнанника. Вдоволь отведав его и полагая, что гнев Узбека уже утих, в 1337 г. Александр послал в Орду своего сына Фёдора, а вскоре и сам приехал туда. Он честно и открыто сказал Узбеку: «Я сделал много зла тебе, но теперь пришёл принять от тебя смерть или жизнь, будучи готов на всё, что Бог возвестит тебе». Такие слова понравились хану, и он сказал своему окружению: «Князь Александр смиренной мудростью избавил себя от смерти». Александр получил ярлык на тверское княжение. Но тут вмешался Иван Калита, который появился в Орде. В результате его происков Узбек вновь сменил милость на гнев и вызвал к себе Александра Михайловича. Александр долго не ехал в Сарай, а когда явился, у хана уже окончательно созрело решение казнить ослушника. В октябре 1339 г. князь Александр и его сын Фёдор были преданы мучительной казни: «разымаша их по суставом». Москва торжествовала. Чтобы усугубить унижение своих противников, Иван Калита приказал снять в Спасо-Преображенском тверском соборе главный колокол и перевезти в Москву.

После Щелкановщины золотоордынские ханы отказались от сбора дани с помощью откупщиков и баскаков. Обязанность получения дани и доставки ее в Орду перешла к Ивану Калите. Тот не упустил шанс обогатить московскую казну, что, в свою очередь, способствовало не только экономическому укреплению московского княжества, но и значительному росту политического влияния самого великого князя.

ЛЕТОПИСЬ О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ

В тот же год князю Александру Михайловичу дано великое княжение. И пришел из Орды, и сел на великокняжеском престоле. После этого, вскоре, за умножение грехов наших Бог попустил диаволу вложить злое в сердца безбожных татар и сказать беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не будешь иметь власти над ними». Беззаконный же, проклятый и всего зла зачинщик Шевкал, разоритель христиан, открыл скверные свои уста и начал говорить, учимый диаволом: «Господин царь, если велишь мне, пойду на Русь и разорю христианство, а князей их убью, а княгинь и детей к тебе приведу». И велел ему царь так и сделать.

Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени.

И было так, что в пятнадцатый день августа, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее. Дьякон же пожалел и начал громко кричать: «О, мужи тверские! Не выдайте!» И был между ними бой. Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд. Не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших коней на поле, которые схватили лучших жеребцов и ускакали в Москву, а затем в Орду, и там рассказали о кончине Шевкала

Летописный сборник, именуемый Тверскою Летописью

ПОВЕСТИ О ШЕВКАЛЕ

Повести о Шевкале — летописная повесть и другие повествования о восстании в Твери против ханского наместника Шевкала (Щелкана, Чол-хана) в 1327 г. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285-1375 гг. тверской летописный текст; судя по дате окончания этого сходного текста, он восходил, очевидно, к тверскому своду посл. четв. XIV в. Повесть помещена здесь под 6834 (1326) г.; под следующим годом рассказывается о карательном татарском походе на Тверь и бегстве тверского князя Александра в Псков.

Первая часть Повести повествует о «диавольских» советах «безбожных татар» и «беззаконного Шевкала» татарскому царю (хану Узбеку) «разорить христианство» и погубить великого князя Александра Михайловича Владимирского и Тверского. Послушавшись этого злого совета, царь отправляет Шевкала в Тверь, где татарский наместник прогоняет «князя великого со двора его», сам поселяется на великокняжеском дворе и воздвигает «гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием». Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть. Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть Повести не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение. Иной характер носит вторая часть Повести. Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, — о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар (спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом — они-то и принесли в Орду весть о восстании). Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи.

Повести о Шевкале // Электронные публикации http://www.pushkinskijdom. ru/Default.aspx?tabid=3074

ПЕСНЯ О ЩЕЛКАНЕ ДУДЕНТЬЕВИЧЕ

И в те поры млад Щелкан,

Он судьею насел

В Тверь-ту старую,

В Тверь-ту богатую.

А немного он судьею сидел:

И вдовы-та безчестити,

Красны девицы позорити,

Надо всеми наругатися,

Над домами насмехатися.

Сборник Кирши Данилова. Древние Российские стихотворения собранные Киршею Даниловым. М., 1977 http://lmkn.narod.ru/byliny/chelkan.html

Н.М.КАРАМЗИН О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ

В конце лета явился в Твери Ханский Посол, Шевкал, сын Дюденев и двоюродный брат Узбека, со многочисленными толпами грабителей. Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал облегчения в одних бесполезных жалобах; но содрогнулся от ужаса, слыша, что Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши раздать своим Вельможам. Говорили, что он воспользуется праздником Успения, к коему собралось в Тверь множество усердных Христиан, и что Моголы умертвят их всех до единого. Сей слух мог быть неоснователен: ибо Шевкал не имел достаточного войска для произведения в действо намерения столь важного и столь несогласного с Политикою Ханов, хотевших всегда быть покровителями Духовенства и Церкви в набожной России. Но люди угнетенные обыкновенно считают своих тиранов способными ко всякому злодейству; самая грубая клевета кажется им доказанною истиною. Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного. Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых. Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских.

Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. http://magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar04_08.htm

ШЕВКАЛОВО ДЕЛО

Но в то время, как московский князь утверждением у себя митрополичьего престола приобретал такие важные выгоды, Александр тверской необдуманным поступком погубил себя и все княжество свое. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал (Чолхан), или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.

Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.

Повесть о Шевкале — История русской литературы

В категории ::: 14 век

В 1327 г. произошло восстание в Твери против ханских баскаков 4 Чол-Хан (Шевкал, Щелкан). Чол-хан был убит вместе со всеми пришедшими с ним монголами (татарами). Это событие нашло отражение в летописных сказаниях.

Наиболее раннее Повесть о Шевкале есть в Рогожской летописи и в так называемом Тверском сборнике, т. е. в летописях, отражающих тверские своды.Повесть механически вставлена ​​в летопись, ее текст перемежается с другими летописными записями, а рядом с ней летописные записи содержат дублирующую ифиформацию (т. е. повторение одного и того же факта). Это говорит о том, что Повесть изначально существовала как самостоятельное произведение.

История Шевкала в «Повести» начинается с сообщения о том, что князь Александр Тверской получил ярлык в Орде на управление великим княжеством Владимирским. Подстрекаемые Дьяволом, монголы говорят своему хану, что если он не убьет «царевича Александра и всех русских князей», то не будет иметь над ними «власти». 5 Шевкал, «зачинщик всех зол» и «разрушитель христианства», просит хана послать его на Русь, хвастаясь тем, что убьет всех русских князей и приведет в Орду много «добычи и холопов». — И хан приказал ему это сделать. Когда Шевкал прибывает в Тверь, он прогоняет князя «от своего двора, а сам поселился на дворе великого князя полный гордыни и ярости. И он причинил христианам большое опустошение — изнасилования, грабежи, убийства и осквернения». Жители Твери умоляют своего князя защитить их, но князь не смеет идти против Шевкала и велит им потерпеть. Народ не потерпит жестокости своих угнетателей и будет ждать удобного случая, чтобы восстать против них.

Однажды «пятнадцатого августа, ранним утром, когда собиралась базарная площадь» (т. е. когда съезжались люди из окрестных деревень), татары отнимают у тверского дьякона «молодую и очень мясистую кобылу». «именем Дудко», как он везет ее на водопой в Волгу. Дудко начинает причитать: «Не дайте им, тверчанам!» Этот вопль раненого горожанина служит сигналом к ​​восстанию против захватчиков: «и зазвонили во все колокола, и собрались, и город встал».Перебили столько татар, что не осталось в городе весноноши, т. е. того, кто мог бы донести весть о резне до ордынцев.

Тем не менее весть о случившемся не заставила себя долго ждать и в Москву, и в Орду. Несколько татарских пастухов пасли лошадей в полях за городом и сумели ускакать от разъяренных горожан на своих быстрых скакунах. Именно они разнесли в Орду и Москву весть об убийстве Шевкала. В отместку хан направил на Тверь войско во главе с Федорчуком. Тверь была разграблена и разграблена, а князь Александр бежал в Псков.

Начало «Повести», рассказ о том, как и почему шел Шевкал на Тверь, отличается по общему характеру и стилю от основного раздела. Это говорит о том, что основной раздел, рассказ о бесчинствах Шевкала и восстании, был написан раньше и представлял собой самостоятельный текст. Введение было добавлено позже.

Судя по деталям основного раздела Повести, можно предположить, что оно восходит к устному преданию, записанному вскоре после восстания, возможно, со слов очевидца, принимавшего участие в событиях.Это устное, народное происхождение могло бы объяснить и позицию князя в «Сказке», который боится бросить вызов угнетателям.

Помимо «Повести о Шевкале» в народной традиции сохранился и отклик на народное восстание 1327 года против завоевателей, а именно историческая песня «Щелкан Дудентьевич», о которой существует несколько вариантов.

Сравнение разных вариантов этой песни позволяет составить представление о ее первоначальной форме и рассмотреть вопрос о соотношении песни и Повести. 6 Песня, как и Сказка, сохранила исторические воспоминания, которые позволяют предположить, что она возникла вскоре после самих событий. 7 Однако в песне они представлены в несколько ином свете, чем в «Сказке», и содержат других персонажей. В песне город защищают два храбрых брата Борисовича, тысяцкий тверской и его брат 8 , а князь даже не упоминается.

Песня, как и Повесть, опирается на устные рассказы о Шевкале, но эти рассказы происходят из разных источников, и сходство между Повестью и песней объясняется тем, что они основаны на одном и том же историческом событии.«Повесть о Шевкале» по своему отношению к восстанию против недруга напоминает историческую песню «Щелкан Дудентьевич»: герой, восстающий против татар и уничтожающий их, в обоих произведениях — народ.

В этом отношении песня более последовательно и сильно выражает народную оценку события: она изображает врага с оттенком сатиры, смерть Щелкана позорна и унизительна («Один за волосы схватился, Другой за ноги, И разорвали его на части». »), а конец песни, вопреки историческим фактам, оптимистичен — за убийство Щелкана никто не страдает: «Вот его на смерть сделали, Никто за это не наказан. 9

Повесть о Шевкале и песня о Щелкане выражали народный протест против монгольского гнета и свидетельствовали о нежелании простых людей принять власть Орды. Возникновение в этот период этого вида литературного произведения и песни имело большое патриотическое значение.


Пантеон

  • Зрительные
  • Рейтинги
    • Люди
    • Места
    • Профессии
  • Профили
    • Люди
    • Места
    • Страны
    • Род
    • Профессия / Страна
    • Eras
  • О
  • данных
    • права доступа
    • Скачать
    • API
  • ежегодник
  • Главная
  • Зрительные
  • Рейтинги
  • Профили
    • Люди
    • Места
    • Страны
    • Род
    • Профессия / Страна
    • ERAS
  • Около
  • Данные
    • API
    • API
  • Eyebook
  • API
  • Поиск
  • Обратная связь
  • Обратная связь
  • Обратная цитата

Het Spijt Me, страница не найдена.

Вы можете попробовать новый поиск или эти страницы вместо этого:
  • ISAAC Newton

    0

    United Kingdom

  • Walt Disney

    0

    Producer

    США

    RANGE 82

  • Roger Federer

    Tennis Player

    Switzerland

  • 5

  • Занятие

    665 человек

    Спортивный домен

    Agnez Mo

    Agnez

    Indoney

    Rank 63

  • Laozi

    Philosopher

    Китай

  • Painter

    Нидерланды

  • Васко да GAMA

    Explorer

    Португалия

    RING 99

  • 9
  • 999

    142 человека

    142

    5

  • Marie Curie

    физика

    Польша

    RING 64

  • Explore
    • Зрительные
    • Рейтинг
  • Профили
    • Люди
    • Места
    • Страны
    • Occupations
    • Occupations / Страны
    • Eras
  • О
    • данных Сообщить об ошибке
    • Защита
    • Условия услуги
  • Data
    • Разрешения
    • Download
    • API

      Карта рода Ярослава III Ярословича, правившего Тверью, Россия

       

      Пожалуйста, наведите курсор над каждым человеком, чтобы найти, которые связаны с краткими биографическими описания.

      Все биографии людей связаны с отцами. и сыновья. Таким образом можно проследить весь род от Рюрика до Федора Ивановича.
      Первое письменное упоминание Твери в летописях датируется 1209 годом. город, несомненно, существовал задолго до этого года. Соседний торговый город, Торшск впервые упоминается в 1139 году. места задолго до этого также. То, что позднее было обозначено как Тверская земля, находилось в владения Русского княжества с первой половины 10 века.Однако самостоятельное княжество со столицей в Твери началось лишь с Монголо-татарское нашествие и распад Владимиро-Суздальско-Ростовской на конкурирующие владения под разными родственными русскими князьями. Тверское княжество, то, существовал с 1247 по 1485 год. Правящий дом в этот период происходил из Великий князь Ярослав III Ярославич, брат Александр Невский и Андрей II Ярославич. Они были сыновья Ярослава II Всеволодовича, которые вступил во владение (с согласия монголов) после смерти своего старшего брата, Юрий II Всеволодич в битве с монголами при Река Сити. Основная линия тверских князей прослеживается от Ярослава до Михаил II к Александру I, к Михаилу III к Ивану к Александру II к Борису к последнего князя, Михаила Борисовича, то есть на протяжении 8 поколений чуть более 200 лет. Как и в других регионах, тверские князья разделили великого княжества на уделы-удельные для своих сыновей. Самое важное входили Кашин, Микулин и Зубстов. Если действующий президент умер, не оставив наследников удель вернулся к великому князю.Тем не менее, в то время как домен был таким образом разделенный, его можно было бы ослабить, если бы, например, московский князь сыграл одну удельный князь выступил против великого князя тверского. Тверь оставалась главный соперник Москвы до взятия ее Иваном III Московский, женившийся на Марии Борисовне, княжне Тверской. Князья Тверь соперничала с московскими за благосклонность кыпчакского хана в Сарае в надеется получить свой ярлык как великий князь владимирский.
      Хронология:
      1139 г. — первое летописное упоминание о Торжке
      г. 1209 г. — первое летописное упоминание о Твери
      г. 1216 г. — первое летописное упоминание о Ржеве и Зубцове
      г. 1238 г. — первое летописное упоминание о Кашине
      г. 1238 — 4 марта, поражение Юрия Всеволодовича монголами на реке Сити в Твери. регион
      1247 — 1485 — Тверское княжество (Великое княжество с 1340)
      1271 — организация Тверской епархии
      1271 — 1318 — жизнь Михаила Ярославича Тверского
      1297 г. — первое летописное упоминание о старицах.
      1317 — 22 декабря — победа Михаила Ярославича над князем Юрием Даниловичем Москвы и татарского отряда Кавгадии в битве при Бортеново.
      1327 г. — 15 августа — крупное восстание тверского населения против татар, подавлен с большими потерями для Твери.
      1359 г. — первое летописное упоминание о Белии
      г. 1434 г. — основание Клязинского Троицкого Макарьева монастыря в Калязине.
      1466 — 1472 — Путешествие тверского купца Афанасия Никитина в Индию и обратно. по суше.

      Генеологическая структура, показанная здесь, взята из «Истории » В. М. Когана. Дома Рюриковичей, Санкт-Петербург 1993. Исторические сведения о Тверь и главные князья в основном из «Истории » Валерия Кудашкина. Тверской край , Тверь, 1996.

       

      Великий Принц и Хан Часть II

      Татары выбили русских из их прежнего состояния и, лишив их доступа в степь, направили их энергию в другое русло.Что произошло в результате, в хрониках того времени специально не рассматривается вопрос. Тем не менее предприимчивый историк Академии наук в Москве А. А. Горский разработал остроумный метод отслеживания изменений в относительном значении городов России, который проливает свет на проблему. Он подсчитал, сколько раз каждый из них упоминается в летописях каждого региона России за длительный период. Он обнаружил, что некоторые географические названия перестают упоминаться, другие упоминаются все чаще и появляются новые географические названия.Если частота упоминаний отражает важность, то эти записи указывают на рост и упадок городов и регионов с течением времени. В летописях северо-восточной Руси, например, город Переяслав-Залесский наиболее упоминается в первой половине XIII века, но во второй половине Москва затмевает его, как и его родоначальник Владимир. Горский также установил, что Киев упоминается 44 раза в период с 1200 по 1250 год в летописях северо-востока, а Галич является вторым наиболее часто упоминаемым южным городом.Однако к 1300 году Новгород лидирует и удерживает лидерство до 1300-х годов. Подсчет укрепленных поселений в столетии после 1250 г. показал, что больше всего их было в Черниговском княжестве, затем на западе шло Смоленское, а затем Киевское. Однако стены Волыни и Суздаля окружали самые большие территории, что свидетельствует о большей концентрации населения. Некоторые детали могут сбивать с толку, но общая тенденция ясна: тогда как самые густонаселенные и важные города были на юге, теперь они были на севере.Политическая конфигурация подтверждает этот вывод. Четырьмя сильнейшими княжествами в начале XIII века были Черниговское, Галицко-Волынское, Смоленское и Владимиро-Суздальское. К началу 1300-х годов первые три перестали существовать, но на территории четвертого формировалось новое государство.

      Восходящей звездой стало Владимиро-Московское княжество. Однако далеко не все части первой России должны были объединиться вокруг нее. Одним из результатов татарского воздействия стало перевод нескольких древнерусских центров на юге и западе на другую орбиту.Они должны были стать частью растущей мощи Литвы. Со временем влияние западных соседей на их язык и культуру заставило их отойти от остальных русских. В конечном итоге их народы должны были стать теми, кого мы знаем сегодня как украинцев и белорусов. Однако, несмотря на эти значительные потери территории и населения, а также истощение татарского владычества, русские должны были хорошо восстановиться демографически и заселить территорию, совершенно непропорциональную их численности.Как это произошло — вопрос, занимавший одного из интереснейших и малоизвестных историков России Матвея Любавского, связан с проблемой, почему сначала Владимир, а затем Москва стали политическим центром России.

      Любавский заметил, что миграция приурочена к лесной зоне. Колонизаторы избегали излюбленного места татар — степи. Он также заметил, что поселения были распределены неравномерно, разбросаны, окаймлены болотами и непроходимыми массивами леса, естественными границами России.Большая распространенность и рассредоточенность русского поселения помогает объяснить отсутствие политической сплоченности в старой России и неспособность создать интегрированное государство. Благодаря татарам и перемещению населения на север новая концентрация населения позволила построить более интегрированное государство. Однако это не объясняло, почему княжества северо-востока должны были стать самым быстрорастущим сектором во всей России, или почему Москва, неофит среди русских городов, в регионе, относительно бедном природными ресурсами и с небольшим транзитом торговли, должен стать столицей страны, а не Новгород, старейший город России.

      Любавский объяснял это отсутствием у Новгорода сельскохозяйственной глубинки. Это затрудняло городу снабжение продовольствием большой армии и мешало ему добиться превосходства в России. Москва, с другой стороны, стала командовать стратегическим центральным участком большой сети рек и волоков России и развила адекватное сельское хозяйство и снабжение продовольствием. Он входил в состав Владимирского Великого княжества, «комплекса… ценных территорий, которые были источником больших военных и финансовых ресурсов».Эта сила в значительной степени была обусловлена ​​ростом населения и расширением колонизации, организованной князьями, боярами (их элитными вассалами) и духовенством. Но в чем-то он был также обязан агрессии своих князей, которым приходилось бороться за долю торговых ресурсов, которой уже обладали более процветающие города, такие как Тверь, Новгород и Псков, и новой форме монастырского развития, которая, как мы видите, была реакция на вторжение.

      Политическая сплоченность Руси зависела от князей, особенно от великого князя Владимиро-Московского.К четырнадцатому веку татары достаточно ослабили свою хватку, чтобы позволить князьям проводить политику, которая была менее раболепной. Первый намек на перемены появился, когда Иван I был ведущим русским князем.

      Историки обычно изображают Ивана жестоким, хитрым и лицемерным, хотя летописи практически ничего не сообщают о его характере или личности, кроме того, что его прозвище (придуманное неблагодарным братом) было Калита — Денежный мешок. Это говорит о том, что он был хорошим распорядителем денег, возможно, невеликодушным и жадным.Выводы из действий, хотя их иногда и трудно реконструировать, предполагают, что он также был хитрым стратегом и жестким переговорщиком. Его главная забота была негероической: сохранить и, если возможно, приумножить свое наследие. Он использовал свои возможности, но только тогда, когда это казалось безопасным. В остальном он благоразумно соблюдал условности, держал церковь на своей стороне и никогда не обижал хана. Сложность и опасность его затруднительного положения едва ли позволили ему сыграть героя. Ивана помнят как значительную историческую фигуру в истории России, потому что он наткнулся на возможности. Ему довелось жить в такое время, когда он мог использовать зависимость татарского хана от его услуг и сделать Москву выдающимся центром для русских.

      Внук Александра Невского, Иван родился около 1288 года и прославился в свои сорок, когда был возведен на престол как великий князь Владимирский, так и князь Московский. Владимир, к востоку от Москвы, был основан в 1108 году на реке Клязьме, притоке Волги. Он правил всего девять лет. Однако одно из наиболее значительных его достижений относится к периоду до того, как он стал великим князем.В 1325 году он уговорил киевского митрополита Петра навсегда переехать в Москву. В качестве дополнительного стимула он построил Успенский собор, один из четырех знаменитых соборных церквей, заключенных вместе с дворцом в стенах Московского замка, Кремля. Расходы были оправданы, а также доступны, поскольку новая церковь добавила религиозного блеска этому месту и, соответственно, великому князю. Сделать главу Русской церкви базирующейся в своем городе, а не в Киеве, было большим переворотом. Это дало Москве духовное превосходство в России, а ее князю — особый престиж и влияние.

      Хотя их титулы предполагали авторитет, каждый русский правитель того времени был татарским подчиненным и должен был мириться с регулярными унижениями. После смерти своего предшественника князь должен был обратиться к хану в Сарае за разрешением управлять его уделом. Если его назначение было одобрено пожалованием ярлыка, люди хана доставляли князя в его столицу, возводили на престол и после этого следили за его действиями.Иван очень старался угодить хану. Поэтому, когда князь Дмитрий Тверской убил своего брата, великого князя Юрия, из мести в 1326 году, Иван, несомненно, ожидал, что его сделают великим князем. Его ждало разочарование.

      Хан в конце концов казнил Дмитрия за это убийство, но затем сделал брата Дмитрия, Александра, великим князем. Александр, очевидно, тоже пользовался благосклонностью хана. 10 У Ивана не было другого выбора, кроме как согласиться и ждать. Затем, в 1327 году, в Твери вспыхнуло антитатарское восстание. Многих татар линчевали, а Иван с вестью помчался в Сарай. Узбек-хан в ответ доверил ему татарскую армию численностью 50 000 человек, сказав ему наказать Тверь. Он также уполномочил его управлять западными районами великого княжества. Но он не назначил его великим князем. Вместо этого он выбрал Александра Суздальского, который правил восточными районами, включая Владимир. Говорят, что Александр вывез соборный колокол из Владимира и переустановил его в соборе своего города Суздаля, но, по словам одного (предположительно промосковского) летописца, он отказался там звонить.Это был способ предположить, что назначение Александра не было божественной санкцией. Однако после смерти Александра, в 1331 году, Иван был окончательно утвержден великим князем Владимирским «и всея Руси».

      Нежелание Хана назначить его раньше не было основано на фаворитизме или прихоти. Не отдавал он предпочтения и тверским и суздальским князьям. Это решение отражало трезвое понимание того факта, что Московское княжество стало распоряжаться большими ресурсами, чем какое-либо другое княжество. Он стал слишком могущественным. Вот почему политики в Сарае продвигали Тверь, соперника Москвы. Но тогда Тверь взбунтовалась. Так что нужно было найти еще один противовес Москве. Этим и объясняется раздел тверских земель между Иваном и Александром. Однако к 1331 году приоритеты хана изменились. Великий князь владимирский «и всея Руси» был нужен теперь для охраны западных ханских территорий, которым угрожала не только Швеция, но и быстро поднимавшееся Великое княжество Литовское.Его правитель Ольгерд энергично расширял свои владения на юг и запад, соперничая с Москвой за контроль над Новгородом и угрожая Смоленску и Пскову. Внезапно Сарай увидела в сильной Москве преимущество, а не опасность.

      Иван увидел свой шанс и воспользовался им. За несколько лет до этого его брат великий князь Лурий взял на себя сбор дани для татар со всей северо-восточной Руси. Теперь незаменимый Иван обратил возрастающую зависимость хана от него на пользу, удалив баскаков и поручив сборы всех князей под своим надзором. На практике это сделало великого князя наместником всех князей. Тем не менее Иван далеко не был уверен, что его вотчина останется нетронутой или что ее унаследуют его потомки. Это видно из его нескольких завещаний.

      В одном из них, составленном в течение года после его смерти и засвидетельствованном тремя священниками, он объявляет себя «грешным, бедным рабом Божьим» и завещает свою вотчину, Москву, своим трем сыновьям. Он переходит к точному указанию каждого имущества и, указывая, какие города и села должны быть у каждого сына, упоминает, что он уже дал старшему, Семену, «четыре золотые цепи, три золотых пояса… золотую тарелку с жемчугом и драгоценными камни… моя красная шуба с жемчугом и моя золотая шапка».Однако он вовсе не уверен, что его желание будет выполнено, что татары не вмешаются. «Если за грехи мои возжелают татары чего-нибудь из этих… [имущества], то вы, сыновья мои и княгиня моя, разделите… [оставшиеся] между собою». предки не должны быть уничтожены, если он уверен, что его дело, его наследие будут увековечены. Тем не менее, его могила и могила его потомков в кремлевском Архангельском соборе до сих пор свидетельствуют о том, что это было.

      Царствование Ивана «Сумки» знаменует собой водораздел не только для татарского владычества на Руси, которому уже никогда не суждено было быть таким твердым и уверенным, как в первой четверти века, но и для Москвы как центра Политическая жизнь России. К концу века Великое княжество стало считаться вотчиной московских князей. Это был фундамент, на котором должна была подняться новая Россия.

      Митрополиты сыграли жизненно важную роль в развитии политической роли Москвы, и не более, чем митрополит Петр.Агиограф будущего святителя уверяет, что Петр «предвидел грядущую славу Москвы» еще «еще бедною». И все же, когда Иван уговаривал его переехать туда, он, кажется, неявно настаивал на условии: «Если построишь здесь храм, достойный Богородицы, — сказал он Ивану, — то будешь славнее всех прочих князей». и потомство твое будет велико.» Успенский собор был начат, Петр прибыл должным образом, и продолжающееся тесное сотрудничество между великими князьями и митрополитами Московскими во многом способствовало исполнению пророчества Петра.

      Обстоятельства побуждали митрополита и великого князя к сотрудничеству. Ольгерд Литовский быстро поглощал западную и южную Россию в свои владения и настаивал на отдельной литовской церковной иерархии во главе с собственным митрополитом. Литовское наступление поставило многих церковников перед выбором верности. Те, кто не доверял литовцам, которые совсем недавно были язычниками и были открыты для католического влияния со стороны немецкой и польской церквей, выбрали Россию. Так поступал и Константинопольский патриарх, попадавший в зависимость от московских субсидий.Эти факторы и стойкость преемников Петра на посту митрополита Московского, особенно Алексия, который впоследствии был канонизирован, должны были помочь Москве отразить несколько вызовов ее церковной юрисдикции и укрепить общество, когда его опустошила Черная смерть.

      Семья Алексея служила отцу Ивана I, поэтому он имел связи при великокняжеском дворе и был знаком с государственными делами. Тем не менее, его обязанности как митрополита были устрашающими. Ему пришлось начать с поездки в Константинополь, чтобы вести переговоры с патриархом, чтобы закрепить за собой престол; он должен был охранять его от вторжений литовцев; а затем ему пришлось оставить свой след у хана (при этом он заработал репутацию целителя).Утвержденный, наконец, в Москве, с церковной юрисдикцией, более обширной, чем политическая юрисдикция великого князя, он должен был спасти недееспособного Ивана II — самого слабого из сыновей «Копилки», но единственного, кто пережил чуму, — от последствий чумы. его неадекватность. События могли очень легко перерасти в гражданскую войну. Во многом благодаря ловкому Алексею они этого не сделали. Он примирил враждующие княжеские семьи; успокоила антимосковскую Тверь; консультировал по вопросам политики по отношению к татарам; и действовал как наставник сына и преемника Ивана, Дмитрия, и как регент во время несовершеннолетия мальчика.Словом, митрополит Алексий сплотил русский центр и провел его через период кризиса. Он также подготовил почву для резкого изменения отношений между русскими и татарами, ибо в 1378 г. молодой Дмитрий, уже совершеннолетний, привел русское войско к победе над татарами на реке Воже; через два года он снова разбил их в знаменитой Куликовской битве.

      Эти победы не положили конец порабощению Руси, но показали, что татар можно победить, а значит, и покорность не должна быть долгой.Они также показали, что русские князья могли потопить свои разногласия общим фронтом против неприятеля, ибо со всей северной Руси, как орлы, слетались на помощь Дмитрию воины. Ко времени своей смерти, в 1389 году, Дмитрий также удвоил территорию Великого княжества. Новые обстоятельства также сделали более вероятным, что его потомки станут его преемниками. Однако преподобный монах по имени Сергий, присутствовавший на его похоронах, должен был сделать столько же, сколько и Дмитрий, для расширения Русской земли.

      БИТВА НА КУЛИКОВСКОМ ПОЛЕ

      8 сентября 1380 года русское войско под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича сразилось и разгромило смешанное (в том числе татарское, аланское, черкесское, генуэзское и русское) войско во главе с эмиром Мамаем на Куликовом поле (Бекейс поле) у реки Непрядвы. , приток Дона.В результате победы Дмитрий получил прозвище «Донской». Оценки числа сражавшихся в битве сильно разнятся. Согласно русским летописям, на стороне Дмитрия сражалось от 150 000 до 400 000 человек. В одной поздней летописи на стороне Мамая сражалось 900 030 человек. Историки склонны занижать эти цифры: от 30 000 до 240 000 для Дмитрия и от 200 000 до 300 000 для Мамая.

      Обстоятельства битвы связаны с политикой Кыпчакского ханства.Мамай пытался вытеснить хана Тохтамыша, обосновавшегося в Сарае в 1378 году. Мамай, чтобы получить доход, намеревался потребовать от русских князей уплаты дани. Дмитрий организовал русских князей для сопротивления Мамаю и, по сути, для поддержки Тохтамыша. В рамках своей стратегии Мамай пытался скоординировать свои силы с войсками Ягайло, великого князя литовского, но битва произошла до прибытия литовских войск. После боевых действий большую часть дня войска Мамая покинули поле боя, предположительно потому, что он потерпел поражение, хотя некоторые историки считают, что он намеревался сохранить свою армию для противостояния Тохтамышу.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.